Возрастные особенности детей 2-3 лет: психология и воспитание с советами

Когда я узнала о второй беременности, моему старшему сыну было два года и три месяца. К моменту рождения сестры его как раз ждал кризис трех лет.

Чтобы появление нового ребенка в семье не стало дополнительным потрясением для старшего, я решила подготовиться: читала о том, как правильно реагировать на детскую ревность, показывала малышу книги о братьях и сестрах, приучала спать на своей кровати и зонировала комнату так, чтобы у каждого было свое пространство.

Отчасти все это мне помогло, но оказалось, что отношения детей между собой — это не единственная сложность, с которой сталкиваются родители. Вот какие ситуации стали для меня неожиданностью.

УЧЕБНИК

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Перемещаться по городу стало сложнее

Пока ребенок был один, мы с мужем не ограничивали себя в поездках по городу: в любой момент могли сорваться в гости на другой конец Москвы, поехать на интересную детскую площадку в любом городском парке или отправиться за покупками в торговый центр подальше от дома. Сложность была только в том, чтобы вытащить из дома и погрузить в машину громоздкую коляску. Но с этим мы легко справились, когда старший пересел в компактную прогулочную коляску.

С двумя детьми логистика усложнилась: проблемы коснулись практически всех видов транспорта. Расскажу, с чем мы столкнулись и как с этим справились.

Коляска. Перед появлением дочери я задумалась о том, как буду возить двоих детей одновременно. Но решила, что это не проблема: младшая будет ехать в коляске, а старший — идти рядом пешком, ехать на самокате или на специальной подножке у коляски. По крайней мере так делали другие мамы с двумя детьми, которых я встречала на улице.

Я представляла семейные прогулки так, но вариант с подножкой нам не подошел: сын с нее спрыгивал и шел туда, куда хотел сам

Мои прогнозы были слишком оптимистичны. К трем годам старший ребенок оказался еще не готов спокойно ходить рядом с родителями: чтобы не потерять сына по дороге и вовремя куда-то добраться, его тоже нужно было усадить в коляску.

Идея возить две коляски одновременно мне не понравилась. Без мужа мы вообще не смогли бы выйти из дома, а покупать еще одну новую коляску — для погодок — не захотелось: все-таки сыну осталось ездить в коляске совсем недолго.

Чтобы было удобно выходить на улицу с двумя детьми, я решила носить дочь в специальном рюкзаке, а сына пока оставить в коляске. Это компромиссное решение, но не идеальное: из-за частого ношения рюкзака у меня стала болеть спина, да и дочери там не всегда удобно. А еще зимой я поскользнулась на льду, когда несла дочь: уронить коляску, стоящую на четырех колесах, значительно сложнее, чем упасть самой.

Так выглядят наши прогулки: с рюкзаками спереди и сзади я становлюсь неуклюжей и неповоротливой, зато могу передвигаться с детьми по городу без помощников

Такси. Детский тариф такси — это удобно, пока у тебя один ребенок: поездка стоит дороже, чем обычно, зато не нужно таскать с собой тяжелое автокресло. А вот вызвать такси с автокреслом и люлькой одновременно — практически нереально, по крайней мере мне ни разу не удалось найти такую машину.

Чтобы сесть в машину с детьми, приходится брать свое кресло хотя бы для одного из них. Это можно сделать, если вызывать такси из дома, но иногда нужно уехать на такси с прогулки, на которой все устали, или из гостей. Брать с собой детскую люльку на всякий случай — плохое решение: таскать ее в руках на прогулке тяжело и неудобно.

Каршеринг. Детские автокресла в каршеринге бывают, но редко: чтобы поймать такую машину около дома, нужна большая удача. Поэтому для поездки на каршеринге нам приходится носить с собой уже два автокресла. Погрузиться в машину с двумя детьми, двумя креслами, рюкзаками со всеми необходимыми вещами, а также с коляской, если она нужна, — целое приключение.

Таким способом еще можно поехать в гости, но в поликлинику или в магазин уже не получится: из каршеринга нужно куда-то выгрузить автокресла и оставить их там до возвращения обратно.

Свой автомобиль. Перед рождением дочери я планировала поменять автомобиль. Тогда в фокусе моего внимания был только багажник: мне казалось, что количество вещей, которые придется возить с собой, значительно увеличится.

Купить машину до родов не получилось, но я об этом не жалею: главная проблема старого автомобиля оказалась совсем не в багажнике. Когда мы впервые посадили обоих детей в машину, обнаружили, что из-за широких автокресел на заднее сиденье больше никто не помещается. Поставить люльку на переднее сиденье автомобиля тоже не вышло: для этого нужно отключать подушку безопасности, а в нашей старой Шкоде Фабии такой опции не оказалось.

Мы часто ездили в машине с друзьями или родственниками, а теперь в машину помещается только наша семья. Такой вариант нас не устраивает. Ездить с двумя автокреслами нам придется еще несколько лет, поэтому теперь мы ищем автомобиль, который будет хоть немного шире предыдущего.

Игрушки старшего ребенка опасны для младшего

Когда сын учился ползать и ходить, мы сразу же убрали с пола и низких поверхностей все мелкие предметы, которые он может засунуть себе в рот, нос или ухо. Игрушки мы тоже покупали безопасные: с маркировкой «0+» и крупными деталями, которые не смогут попасть в дыхательные пути.

Но к трем годам сына стали интересовать игрушки по возрасту: конструкторы «Лего», мини-фигурки из «Киндер-сюрприза», мозаика и кукольные домики. Я не хочу ограничивать старшего ребенка в таких играх: они развивают мелкую моторику, логику и воображение. Но для дочери мелкие детали могут быть опасны.

Так выглядели игрушки сына, когда ему был год
А так они выглядят сейчас: средний размер игрушки стал меньше, зато увеличилось их количество и радиус разлета деталей по комнате
Так выглядели игрушки сына, когда ему был год
А так они выглядят сейчас: средний размер игрушки стал меньше, зато увеличилось их количество и радиус разлета деталей по комнате

Пока мы следим за тем, чтобы сын убирал игрушки на место, и разграничиваем зоны для игр, но это временное решение. Скоро дочь начнет исследовать все пространство квартиры, а проконтролировать, чтобы ни одна маленькая деталь не закатилась в неприметный угол, практически нереально.

Еще сын уже сейчас предлагает сестре свои игрушки: пока я успеваю отловить их на пути к кроватке, но, когда дети будут свободно играть друг с другом, делать это постоянно уже не получится. Остается надеяться, что у старшего повысится сознательность, а младшая сразу будет послушной, и не оставлять детей наедине ни на секунду.

Вдвоем дети болеют чаще

Когда сын пошел в детский сад, он стал болеть примерно раз в месяц. В основном мы лечили обычный насморк, иногда красное горло и кашель. Ничего серьезного, но как минимум неделю приходилось сидеть дома, чтобы не заражать других детей в группе.

Сейчас график болезней сына остался таким же, но теперь к нему добавились болезни дочери, которая заражается следом. Теперь мы неделю лечим старшего, потом еще неделю — младшую, неделя передышки, и все повторяется по кругу. Это выматывает: больные дети быстрее утомляются и больше капризничают, не всегда хотят принимать лекарства и делать другие процедуры, но еще больше страдают, если этого не делать.

Еще лечить детей достаточно дорого. Кроме лекарств приходится покупать дополнительные инструменты. Например, назальный аспиратор со сменными насадками, чтобы очистить нос, или небулайзер, который доставляет препарат прямо в дыхательные пути.

Р, а такой упаковки хватает всего на пару дней. Источник: ozon.ru” loading=”lazy” data-bordered=”true”>
В комплекте с аспиратором идут только три насадки. 10 дополнительных одноразовых колпачков с фильтрами стоят от 175 Р, а такой упаковки хватает всего на пару дней. Источник: ozon.ru

Чтобы не оставить всю зарплату в аптеке, я каждый раз проверяю назначения врача по расстрельному списку препаратов. Иногда педиатры прописывают лекарства без доказанной эффективности, только чтобы успокоить родителей хоть какими-то назначениями. Но я не хочу тратить деньги на пустышки и мучить ребенка «лечением», которое не принесет пользы.

Ходить на прием к врачу сразу с двумя детьми — отдельное приключение. Дочь еще не сидит, поэтому ее нужно все время держать на руках, а в это время помогать старшему широко открыть рот, поднять кофту для выслушивания легких и следить, чтобы он не утащил со стола у доктора документы или инструменты для манипуляций.

Дети занимают всю кровать

Перед рождением дочери мы приучали сына спать на своей кровати. Ему очень нравилось чувствовать себя самостоятельным и взрослым: сначала сын укладывал спать мишку, а потом засыпал рядом — совсем как мы рядом с ним.

У дочери тоже есть своя кроватка, но ночью я часто не возвращаю ее обратно после кормления. Засыпаю еще в процессе и больше не хочу просыпаться до утра: если дочь снова проголодается, она сможет сама найти грудь рядом.

Я купила дочери красивую круглую кровать, но сейчас жалею, что не выбрала приставную: ночью не пришлось бы вставать вообще

Сын заметил это и решил, что тоже хочет спать с родителями. Теперь он просыпается среди ночи и приходит к нам досыпать или вовсе отказывается ложиться у себя. Так наша двуспальная кровать неожиданно стала четырехспальной, не увеличившись в размерах. Иногда приходится спать скрючившись или даже уходить досыпать на кровать к сыну, потому что дети решили широко раскинуть руки и ноги.

А вот опасения, что крики младенца будут будить старшего ребенка, не оправдались: сын не реагирует на этот шум.

Рассылка только для родителей Рассказываем, как справиться с родительством и получить максимум от государства. Письма присылаем раз в неделю — подписывайтесь, это бесплатно

Детская любовь может быть опаснее ревности

Родственники, друзья и интернет рассказывали мне страшилки о детской ревности: дескать, старший привык быть в центре внимания и не поймет, почему родители теперь уделяют время не только ему. Я делала вид, что не паникую, но на всякий случай готовилась носить на руках двух детей одновременно, строить с сыном железную дорогу во время кормления младшей и ни в коем случае не просить его помогать с заботами о сестре.

Просить и не пришлось: сын сам вызвался выкидывать грязные подгузники, подавать чистые и вставлять сестре в рот соску, если та вдруг заплачет. Звучит идеально, но на деле его забота и любовь этим не ограничиваются. Сын постоянно хочет обнимать сестру, носить на руках, играть с ней в свои игрушки и угощать любимой едой.

Для новорожденного ребенка все это очень опасно: трехлетка не понимает, как именно поддерживать голову младенцу, не умеет рассчитывать силу и не учитывает, что сестра еще не готова сидеть и есть твердую пищу.

На этой фотографии я стою рядом с кроваткой не случайно: пока сын гладит сестру по голове, я слежу, чтобы он не нажал ей на родничок и случайно не ударил игрушками

Еще сын не обращает внимания на режим и настроение сестры: может захотеть обниматься, когда она только уснула, или начать заталкивать в рот соску, даже если она не хочет. В это время мне приходится решать сложную задачу. С одной стороны, нужно уберечь дочь от опасностей, отстоять ее право на сон и личное пространство, а с другой — не разрушить нежное отношение брата к сестре и не напугать его тем, что родители опекают младшую сильнее, чем его.

Когда в семье рождается долгожданный малыш, то радости нет предела. Этот маленький комочек счастья всё время хочется носить на руках, постоянно целовать и чувствовать его запах. Каждый родитель радуется всем достижениям своего чада, пусть эти достижения будут самыми маленькими. Но рано или поздно у родителей возникают вопросы, когда нужно воспитывать детей?

Учёные уже давно подтвердили гипотезу, что детей следует воспитывать уже почти с рождения. Например, нужно понемногу увеличивать интервал между сном и прогулками, это положительно будет способствовать работе мозга малыша, будет происходить развитие органов чувств (обоняние, осязание, зрение, речь и так далее). А вот если совсем не уделять внимание воспитанию ребёнка с его рождения, то он будет развиваться очень медленно, отставать в развитии, и наверстать это будет очень тяжело. Поэтому категорически нельзя упускать время процесса воспитания.

По мнению психологов, люди наполовину умственно развиваются в первые 4 года жизни. А если не заниматься воспитанием в этот промежуток времени, то естественно развитие мозга замедлится или будут сформировываться нежелательные привычки, которые создадут в будущем негативное поведение ребёнка.

В любых ситуациях, с ребёнком нужно общаться спокойно и уравновешенно. Ведь дети легко перенимают настроение своих родителей. Когда отец с матерью громко и сердито общаются с ребёнком, то он начинает плакать и капризничать. При резких движениях, «дёрганиях» малыша, когда его одевают, умывают или укладывают спать, происходит раздражение, отказ в выполнении поручений. Поэтому, каждый родитель должен в любой ситуации сохранять спокойствие и уравновешенность по отношению к своему чаду. Ни в коем случае не следует допускать эмоциональные срывы, раздражительный тон и т.д.

Ребёнку проще приспособиться к обстановке, которая его окружает тогда, когда взрослые стараются делать так, как он привык. Если изменить воспитательные методы, которые малышу уже знакомы или создать новые и непонятные для него правила, то естественно это нарушит его привычки и вызовет неуравновешенность в поведении. К примеру, если у малыша выработалась привычка засыпать в одно время на улице в коляске, а родители хотят попробовать уложить его дома в кроватке в то же время, то они столкнутся с некоторыми трудностями. Или ребёнок в 2 года привык кушать за своим детским столиком, а родители захотели покормить его у себя на коленках, то малыш может закапризничать и даже отказаться от еды.

Для того чтобы вносить какие-либо изменения в методику воспитания, нужно чтобы это соответствовало возрасту ребёнка и только тогда нужно вводить новые требования: самому кушать, одеваться и так далее. Только в этом случае изменение правил или методов воспитания не будут вызывать нежелательные сдвиги в поведении, так как они будут вноситься постепенно на основе его уже приобретённых и новых навыков.

Для того чтобы воспитание ребёнка в 2, 3, 4 года проходило хорошо, плавно и правильно, нужно чтобы применялось так называемое «единство воспитания». То есть, родители и остальные родственники, которые также принимают участие в воспитании, должны согласовать подход к малышу. Когда все члены семьи имеют такое единство в воспитании, тогда они смогут обеспечить стойкие положительные навыки и уравновешенность поведения у ребёнка.

Например, мама не разрешает играть на планшете, а папа наоборот разрешает «бери, доченька/сынок, играй!». В таком случае у ребёнка не будет сформировываться чёткое восприятие понятия, «можно — нельзя». При таком воспитании, малыш будет для себя понимать, что в любой подобной ситуации, можно вести себя совершенно по-разному, главное только то, кто в тот момент будет рядом, мама или папа. Если пренебрегать воспитанием, которое будет сдерживать эти понятия, то будут формироваться не очень приятные черты характера, это упрямство, раздражительность и негативизм. Поэтому каждый родитель должен знать, что нельзя запрет тут же менять на разрешение.

Главное всегда помнить, что дети более сообразительнее и умнее, чем обычно о них думают многие родители.

У всех детей от 2-х до 4-х лет должно быть обязательно выработано ещё одно понятие, это слово «надо». Реакция будет нормальной на это понятие только в том случае, когда ребёнок с маленького возраста приучен к тому, что есть некоторые требования или просьбы, которые «надо» выполнить. Главное родителям понимать, что какие-либо требования или просьбы, должны быть обоснованы и совпадали с желаниями или с потребностями самого малыша. Например, мама говорит: «надо одеться» — при пробуждении утром, или «надо пойти прогуляться», когда пришло время пойти на прогулку. Чтобы правильно выработать нужную реакцию на понятие «надо», требования и просьбы родителей или других членов семьи не должны быть невыполнимым.

Для деток в возрасте 1-3 годика являются непосильными такие требования как, тихонько посидеть, долго подождать чего-то. Потому что сидеть тихо и неподвижно в таком возрасте ребёнок просто не может, так как эти умения (ждать, тихо сидеть и другие) следует вырабатывать постепенно, и они сформируются, когда ребёнок станет старше трёх лет.

При каждом поручении нужно следить, чтобы ребёнок его правильно выполнил. Тогда малыш на все предложения, просьбы или требования будет понимать, что они обязательны для выполнения, и у него будет сформирована привычка вести себя правильно, то есть быть послушным. Ведь каждому родителю приятно слышать о том, что у них такой послушный малыш. Ведь тогда и родителям легко с таким ребёнком и воспитателям в детском саду тоже.

Дальше в процессе воспитания есть такое понятие как самостоятельность ребёнка. Например, если малыш смог сам надеть штанишки, без посторонней помощи, то его нужно за это похвалить, и он тогда будет радоваться и испытывать удовлетворение от того, что сделал это сам, и он тогда будет ещё больше стремиться делать всё самостоятельно.

А бывают случаи, когда ребёнок в похожих ситуациях говорит: «не могу», «не получается» и начинает просить помощи у взрослых. В таком случае не нужно торопиться бежать и помогать, нужно малыша поддержать словами, что он уже большой и вполне сможет сделать это сам, только следует постараться. Нужно всегда стараться добиваться того, чтоб ребёнок делал самостоятельно то, что у него раньше не получалось. Но вначале можно незаметно для малыша оказать ему помощь, для того чтобы это дело дало положительный результат, только тогда ребёнок будет приобретать уверенность в своих силах и умениях. И только так у него будут формироваться самостоятельные действия и возможность справляться с трудностями.

В возрасте 2-3 года дети начинают подражать взрослым. Очень приятно наблюдать, если чадо подражает действиям взрослых на основе положительных действий. А что если нет? Кто в этом виноват? Естественно взрослые. Значит, в поведении взрослых ребёнок это увидел, а потом сам начал копировать эти отрицательные действия. При правильном воспитании способность к подражанию очень даже полезна, это приводит к необходимым для малыша умениям и привычкам.

При подражании взрослым, ребёнок многому обучается: кушать аккуратно, убирать за собой, складывать одежду и так далее. Также дети подражают таким действиям взрослых как манера общения, гигиенические действия и спокойствие при любых обстоятельствах. Главное помнить, что дети очень внимательны и как губки впитывают поведение взрослых, и хотя не всегда ребёнок может понимать их значение, он всё равно будет подражать им. А ещё необходимо иногда объяснять ребёнку смысл поведения того или иного взрослого. Тогда ребёнок будет иметь понимание, почему взрослый так себя повёл.

Чтобы родителям было легче добиться каких-либо действий со стороны малыша, нужно сначала сказать ему о предстоящих действиях, пусть вначале эти действия для него будут не очень приятными, зато после его ждать то, чего он хочет. Например, «Теперь идём прогуляемся на улицу, но для этого надо одеться». Или, «Сейчас будем ужинать, но для начала обязательно нужно вымыть руки». Подобные фразы всегда будут предупреждать капризы малыша. Он будет понимать, что сначала будут действия, которые ему не по душе, но затем наступят приятные моменты. Такие уловки подготавливают ребёнка к действиям и к желаниям справиться с ними.

В воспитании детей взрослые нередко допускают ошибки, причём грубые. Это происходит в тех случаях когда родители часто и немотивированно ставят запрет, не сдерживают свои обещания, сбивают распорядок дня. Частые заперты, постоянные «нельзя», одёргивание, могут вызвать у ребёнка заторможенность в действиях. Детская нервная система такова, что она не может обеспечивать длительную неподвижность. Из-за этого может произойти перенапряжение и истощение нервной системы ребёнка, он начнёт капризничать, кричать, плакать, топать ногами, падать на пол и так далее.

У детей в возрасте до 4 лет запретов должно быть в меру, а лучше всего организовать место, в котором будет меньше запрещаемого, а больше дозволенного .

Нельзя резко менять установку, например, сыночек играется с машинками, а маме срочно куда-то понадобилось уходить, она подбегает к малышу и немедленно требует, чтоб тот одевался. Ведь ребёнок увлечён своей игрой, то есть сосредоточен. И вдруг резко его игра прерывается какими-то мамиными требованиями, причём срочными. Поэтому, совершенно будет понятно поведение ребёнка (его плач, сопротивление, протест), ведь дети не могут так быстро переключаться на какие-либо другие действия по требованию взрослого. И если срывать такие установки часто, то можно у малыша закрепить негативное отношение к требованиям со стороны взрослых. Поэтому, чтобы переключить ребёнка с одного действия на другое, нужно действовать умело, то есть поговорить, объяснить и показать ему дальнейшие его занятия. То есть заинтересовать и привлечь к новому интересному занятию.

Частая и резкая смена режима дня малыша может нарушить его поведение, он станет упрямствовать, плакать, капризничать, у него пропадёт аппетит, появится бессонница, ведь в ежедневную основу режима дня входит:

  • Утренний подъём.
  • Гигиена.
  • Завтрак.
  • Прогулки.
  • Обед
  • Послеобеденный сон.
  • Вечерние прогулки.
  • Ужин.
  • Игры.
  • Гигиена.
  • Ночной сон.

У детей до 4-х лет образовываются и устанавливаются свои привычки, это имеет огромное значение в их дальнейшей жизни. И если вдруг такая последовательность начнёт нарушаться (приходы гостей, сдвиг по времени сна и кормления, поездка и так далее), то естественно поведение детей будет меняться.

Поэтому, нужно стараться как можно меньше допускать какие-либо значительные перемены в жизни малыша. Единственными и необходимыми переменами могут быть: поступление в детский сад, переезд в другое место жительство и подобные крайне необходимые изменения. Не стоит вносить в жизнь детишек сильно много нового. Конечно, жизнь нужно разнообразить, но хотя бы делать это постепенно, чтобы детская нервная система могла справиться с этим легко.

Есть ещё одно «НО»! Категорически нельзя запугивать детей, обманывать их, и тем более, физически их наказывать. Например, «быстрее кушай, а то папа заберёт», такие фразы будут формировать у деток жадность. Также не стоит часто говорить ребёнку: «ужас, до чего ты бестолковый», «упрямый как осёл», «почему ты ничего не умеешь?!» и так далее. Таким образом, у ребёнка можно вызвать комплекс неполноценности.

Когда малыш плохо себя ведёт в общественных местах, то родители пытаются его чем-то отвлечь (если он маленький), а вот ребёнка постарше нужно не отвлекать, а убеждать его и разъяснять, и естественно родителям нужно будет в этом очень быть терпеливыми.

И последнее, многие задают вопросы: нужно ли до 4-х лет наказывать ребёнка и если да, то как? На этот вопрос никто не даст однозначный ответ. Ведь наказание зависит от самой ситуации. Если малыш порвал тетрадку или книжку, то нужно постараться ему объяснить, чтобы в будущем он больше так не делал. Если ребёнок ударил другого малыша, то нужно поговорить с ребёнком и предложить извиниться.

Подводя итог можно сказать, что воспитывать ребёнка нужно правильно с самого маленького возраста, чтобы у него формировалось множество положительных качеств в поведении, так как потом перевоспитать будет крайне тяжело, а иногда и невозможно.

Рекомендуем посмотреть видео о воспитании детей от 1 до 3-х лет

image

В возрасте 2 лет у ребенка формируется личность, многие родители начинают сравнивать своих чад со сверстниками. Кто-то быстрее заговорил, а кто-то уже определяет основные цвета. Родителей интересует, чему должен научиться их карапуз к двум годам.

Уровень раннего развития ребенка в 2 года во многом зависит от нормального своевременного обучения, о котором пойдёт речь в этой статье.

Как выглядит ребёнок в 2 года

Вес ребенка ко второму году достигает 12-13 килограмм, а рост приближается к 87 см. Эти параметры приблизительны, и зависят от наследственности. Возрастное развитие не у всех детей одинаковое.

Если рост или вес малыша не входит в границы общепринятых стандартов, не стоит переживать.image

На втором году жизни ребёнка вес каждый месяц прибавляется на 200-250 грамм, а рост на 1 сантиметр.

Средний показатель прибавки в весе за год 2.5 кг, а в росте 10 см. Между ребёнком в 2 и 2,4 года или 2,7   большая разница.

Физиологические изменения

  • окружность грудной клетки у девочек становится, шире, чем у мальчиков.

Уход за ребёнком

В 2 года главным в режиме малыша является регулярность. Если ребенок посещает детский сад, то дома тоже необходимо придерживаться расписания образовательного учреждения.

Примерный режим дня для ребенка 2-х лет

image
  • 7-8 часов – завтрак, водные процедуры, небольшие игры и прогулка 1-2 часа по погоде;
  • 12 часов – обед, дневной сон 1,5-2 часа;
  • 15 часов – полдник и игры на свежем воздухе;
  • 19 часов – ужин, спокойные игры;
  • 21 час – водные процедуры и ночной сон.

Днем и ночью малыш активно развивается, и полноценный сон укрепляет детский организм.

Питание

Ребёнок 2-3 лет кушает 4-5 раз в день. Малыш много двигается и мы должны обеспечить его организм углеводами, которые содержатся в крупах: перловая, гречневая, овсяная, кукурузная, пшеничная. Манная и рисовая крупы также содержат углеводы, но немного меньше. Не забывайте про фрукты и овощи.

Важно обеспечивать растущий организм необходимым количеством белков, жиров и углеводов. Не нужно давать обезжиренный творог или кефир, жиры необходимы для правильного развития головного мозга и нервной системы.

В детском рационе обязательно должны присутствовать: крупы, мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко, творог, кефир. Кондитерские изделия в рацион лучше не включать или сводить к минимуму.

Читайте также:

Ребёнок плохо ест. Стоит ли драматизировать?

Рацион ребёнка от 1.5 до 3 лет

Активные прогулки на свежем воздухеimage

 Не нужно все время возить свое чадо на велосипеде, санях или коляске. Пусть больше ходит, бегает, прыгает, лазает на площадке, играет в догонялки с другими детьми.

В 2 года ребёнок может освоить беговел (двухколёсный велосипед без педалей, есть в виде машинок и мотоциклов).  для физического развития ему будет достаточно 10-15 минут в день.

Закаливание

  • Чаще проветривайте помещение. В комнате должен быть свежий и влажный воздух, особенно перед сном. приобретите увлажнитель или расставьте в комнатах небольшие ёмкости с водой, подливайте воду по мере испарения. Свежий воздух усиливает все процессы, протекающие в организме, укрепляет иммунитет.
  • Пусть ребёнок бегает по дому босиком. Холодные ножки — не показатель того, что кроха замерз, это всего лишь реакция организма на пониженную температуру пола.
  • Летом разрешайте ходить босиком по траве, песку, камням, земле. Это не только закаляет, но и служит хорошей профилактикой плоскостопия.
  • Устраивайте воздушные ванны. Дети не любят, когда на них много одежды, а здесь ещё и польза для здоровья. Пусть бегает в одних трусиках.
  • Организуйте спортивный уголок в доме или во дворе.

Нервно-психическое развитие

Психика двухлетнего ребёнка полностью открыта для получения новой информации. Она достигла той стадии, когда малыш впитывает в себя всё как губка. Главное знать, как правильно развивать.

imageДвухлетка моментально усваивает новую информацию, ничего не забывает и не упускает из виду. Наступил самый благоприятный период для максимально эффективного умственного развития. 

Сейчас малыш находится на сенсорном этапе формирования психики. Движения становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Сенсорная моторика становится базой для формирования других, более сложных психических функций. 

При правильном подходе к развитию, ребёнок в период от двух до трёх лет должен научиться:

  • воспроизводить несложные логические действия:
  • удерживать внимание на каком либо действии долгое время:
  • подражать родителям:
  • знать назначение предметов, понимать, что у вещей и действий есть определённый смысл.

Заметно интеллектуальное развитие  : ребенок в 2 года способен разгадывать головоломки, логические задачки, но чаще логика его своеобразна.

На умственную деятельность тратится много энергии, дети быстро утомляются. Развивая ребенка в 2 года дома, следует учитывать, что обучающие  игры или занятия не должны длиться более 30 минут.

Физическое развитие

Двухлетке требуются ежедневные физические нагрузки, они помогают становиться организму выносливее и сильнее. 

Особенности физического развития

  • подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом держась за поручень или руку взрослого;
  • перешагивать через препятствия;
  • приседать и наклоняться, не теряя равновесия;
  • ловко лазать;
  • подпрыгивать и бегать;
  • пинать,бросать мяч и пытаться ловить его;
  • надувать щеки и втягивать их;
  • управлять своими губами, растягивать их в улыбке или вытягивать трубочкой;
  • поднимать лежащие на полу предметы;
  • отдаёт предпочтение доминирующей руке;
  • держать в руках карандаш, проводить им прямые линии или рисовать овал.

Все это позволяет ребенку 2-х лет прекрасно ориентироваться в пространстве и чувствовать себя самостоятельным.

В период от 2 до 3 лет за счет активного развития мышечной массы, координации, равновесия ребёнок освоит ряд следующих навыков:

  • прыжки от пола на одной и двух ногах;
  • ходьба на носочках;
  • преодоление небольших препятствий выстой до 50 см;
  • умение удерживать равновесие, стоя на одной ноге(чувствуют себя недостаточно уверенно, поэтому интуитивно помогают себе разведёнными в разные стороны руками);
  • езда на самокате или трёхколёсном велосипеде.

imageФизические упражнения повышают иммунитет, улучшают кровообращение, способствуют адаптации ребёнка к детскому саду. В процессе подвижных игр дети приобретают новые навыки и усовершенствуют умения, которые уже есть.

С двух лет проще приучить ребёнка делать зарядку. Можно включить детский канал, где показывают несложные физические упражнения.image

Физкультура для ребёнка в 2 года должна быть в игровой форме. Заниматься обязательно нужно всей семьёй.

Чтобы развивать физические способности у ребенка в 2 года можно использовать разнообразные игры с мячом.«Съедобное – несъедобное», катание мяча по определенной траектории, футбол, подбрасывание мяча вверх, бросать мячик из рук в руки.

В процессе игры  развивается хватательный рефлекс, формируется умение точно и быстро рассчитывать каждое движение.Для полноценного физического развития ребенка в 2 года полезно преодолевать различные препятствия. 

Читайте также:

Как приучить ребёнка к спорту с малых лет

Речевое развитие

В возрасте двух лет ребенок должен уметь здороваться и прощаться, воспринимать простые предложения и просьбы, составлять несколько слов в предложения, формулировать свои просьбы, например: на горшок или хочу пить.

Родители в игровой форме могут помочь малышу пополнить словарный запас, тем самым ускорить развитие речи.

Рекомендуется называть процессы, которые вы выполняете. Например, «я возьму ложку», «поставлю кружку» и т.д. 

Для развития артикуляционного аппарата ребенка очень помогают скороговорки и поговорки. С их помощью малыш быстрее научится говорить большими полноценными предложениями.

Как развивать речь ребёнку 2 лет

  • «Свистулька или дудочка» Сначала можно взять свистульку, для получения звука в нее достаточно дунуть. После освоения свистульки можно показать ребенку дудочку. Упражнение тренирует дыхание.
  • «Кто дольше?» Выбирается любой гласный звук, и кто дольше его протянет, тот и победил.
  • «Умывашка» Упражнение занимает по времени 2-3 минуты. Перед зеркалом следует показать малышу, как можно корчить рожицы: вытянуть губы трубочкой, сказать звуки «во», «мо», «о» и т.д.
  • «Закончи слово» Нужно говорить только начало слова, вторую половину должен закончить ребенок сам. Это могут быть любые предметы, которые окружают вас в период игры: «пе-сок», «вед-ро», «мага-зин» и т.д. Упражнение развивает память, речь и внимание.
  • «Голоса животных» В процессе игры у ребенка формируется представление о животных и пополняется словарный запас. Можно использовать карточки или кубики, сводить ребенка в зоопарк или включить запись голосов различных животных. Петух – кукареку, утка – кря-кря, ворона – кар-кар, кошка – мяу-мяу и т.д.

Упражнений направленных на правильное развитие ребенка в 2 года довольно много. Их можно чередовать или выбирать наиболее подходящие на текущий момент, исходя из интересов и общего развития ребенка.

Читайте также:

Как научить ребёнка говорить

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Игры для развития речи: в поле зрения существительные

Мелкая моторика в 2 года

imageУченые доказали, что развитие мелкой моторика тесно связано с развитием речи.

 Мелкая моторика оказывает свое воздействие на нервную систему, память, внимание и зрительное восприятие. Моторика у ребенка развивается постепенно, изначально движения неумелые и неловкие.

Чтобы усовершенствовать навыки, рекомендуется использовать развивающие игры и упражнения.

Занятия для развития мелкой моторики

  • Всевозможные конструкторы. Крупные разноцветные детали заинтересуют ребенка и благоприятно воздействуют на развитие усидчивости и пространственного мышления. Любители конструкторов легче осваивают физику и математику, прекрасно ориентируются на местности и не рискуют нигде заблудиться.
  • Пуговицы, молнии, шнурки. Если в течение длительного времени повторять и показывать определенные манипуляции, со временем малыш сможет освоить процесс одевания.
  • Подручные средства в качестве игрушек. Это могут быть пуговицы, ложки, крупы и другие мелкие и безопасные для малыша предметы. С их помощью развивается воображение и совершенствуется моторика рук. Разумеется, заниматься нужно под контролем родителей.
  • Рисование – еще один прекрасный способ для развития мелкой моторики у детей.
  • Лепка Оказывает воздействие на мышцы рук, тем самым развивается ловкость и формируется воображение. Малыши очень любят использовать разноцветный пластилин.

Развитие мелкой моторики очень важно в возрасте 2 лет. От этого зависит не только дальнейшее развитие ребенка, но и будущее обучение в школе.

Читайте также:

Сенсорное развитие ребёнка от 0 до 6 лет

Кинетический песок для детей — чудная забава

Музыкальное развитие ребенка в 2 года

У ребенка формируется чувство прекрасного, появляется возможность выработать личный вкус.

Музыка оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, развитие личности, помогает познать себя и окружающий мир.

Включайте музыкальные композиции, лучше, если они сопровождаются голосом матери. Колыбельные и другие песни ребенок слышит с первого дня своей жизни, поэтому спокойная музыка является неотъемлемой частью развития ребенка.

Можно купить детское пианино, барабанную установку, клавесин и любой другой игрушечный музыкальный инструмент. Нажмите на клавишу пианино несколько раз и попросите малыша повторить, эта игра очень увлекает ребёнка и развивает слух.

Социальное развитие ребёнка в 2 года

Двухлетка активно старается взаимодействовать с окружающей средой, контактирует со взрослыми и другими детьми.

Нормально развивающийся ребёнок в этом возрасте уже умеет:

  • самостоятельно ходить на горшок;
  • мыть руки и их вытирать;
  • кушать и пить;
  • чистить зубы и умываться;
  • общаться со сверстниками
  • пытаться одеваться самостоятельно;
  • назвать свое имя.

Для развития ребенка в 2 года родителям рекомендовано использовать ролевые игры. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с другими участниками процесса, делиться игрушками, обращать внимание на окружающие предметы.

Специалисты рекоммендуют разыгрывать небольшие сценки между членами семьи, активно вовлекая в этот процесс самих детей.

Читайте также:

Как отучить ребёнка от памперсов

Почему ребёнок жадничает и как научить его делиться

Чем занять ребёнка 2 лет

Многие мамы допускают огромную ошибку, не привлекая свое чадо к домашним делам, считая, что дети очень медлительны и малы для этого. Самой все сделать гораздо проще и быстрее. А потом эти малыши вырастают и превращаются в ленивых подростков, перевоспитать которых очень сложно.

С самого раннего детства ребёнка можно приучать к домашним делам. 

  • В возрасте 2-3 года ребёнок может убрать за собой игрушки. Сложить кубики в корзину, расставить по местам куклы или машинки. Никто не говорит, что это произойдет в первый же день, но постепенно к этому нужно подходить.
  • Приготовить вместе обед или ужин. Разумеется, не нужно давать ребёнку настоящий нож. Малыш будет доволен и пластиковым ножичком. Пусть сам заправит салат и перемешает его.
  • Дети любят протирать пыль, мыть пол, пылесосить, стирать(под присмотром взрослого). Маме грех этим не воспользоваться. Никто не говорит, что кроха все сделает идеально, но пока он будет занят, мама может спокойно выполнить домашние дела.

Мы ознакомились с нормами развития ребёнка 2-3 лет, узнали, как развивать ребёнка в 2 года, какие занятия и методики необходимы для полноценного развития крохи. 

Читайте также:

Развивающие игры для детей до 3 лет

Занятия по методике Монтессори

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий