Терапевтические сказки – что это, их цель, функции, преимущества

Сказка про Волчонка, который кусался. Жил был маленький, серый Волчонок. Жил он в лесу, был жизнерадостным и добрым зверьком. В этом лесу жили и другие зверята. Только они почему-то не дружили с Волчонком и старались обходить его стороной.Однажды,зверята играли на лесной опушке: все со своими игрушками. А у Волчонка своей игрушки не было, в которую можно было бы поиграть с другими зверятами. Он сидел в тени большого дерева и смотрел за их игрой. Грустно и скучно стало Волчонку. И подумал он «Ах, как хочется и мне с ними не поиграть!». Сказано — сделано. Волчонок медленно поднялся с места, переваливаясь, подошёл к Лисёнку, и взял его мячик. Лисёнку не понравилось, что Волчонок без спроса берёт игрушки. Он попытался забрать обратно свой мячик, но Волчонок не захотел отдавать. Волчонок рассердился, и КААААК ХВАТЬ — укусил Лисёнка прямо за лапку! Бедный Лисёнок тут же выпустил мячик из лапок, и давай плакать — так ему больно было. Даже Медвежонок, спавший у брёвнышка, проснулся и захлопал глазами. — Что же ты такое делаешь! — закричал Медвежонок Волчонку. — Ты зачем Лисёнка обижаешь? Волчонок прижал уши,наклонил голову и говорит: — А чего он мне игрушку не даёт? Я тоже играть хочу. Зверята на полянке ахнули от слов Волчонка.А Медвежонок и говорит ему: — Так ты бы спросил, мы бы тебе дали игрушку. А ты вон, — сразу кусаться. Ну, разве так можно? — А я не знаю, как спросить, — тихонько сказал Волчонок, пожимая плечами. — Не умею. — Мы тебя научим, если ты попросишь прощения у Лисёнка и пообещаешь больше никогда не кусаться! — вступил в разговор Зайчонок. Волчонок стыдливо опустил глаза, тяжко вздохнул и повернулся к Лисёнку: — Ты уж прости меня, Лисёнок, не хотел я тебе больно сделать. Просто очень хотелось поиграть вместе со всеми. Обещаю, что больше никогда-никогда не буду кусаться! Я научусь просить игрушки вежливо, честно! Лисёнок простил Волчонка, и зверята вместе научили его спрашивать разрешения поиграть. Так же Волчонку объяснили, что нельзя отбирать игрушки, когда в них играет кто-то другой. С этих пор Волчонка всегда были рады видеть в своей компании. Он больше никогда не кусался, а играл со зверятами дружно и весело.

Как Лимончик в садике кусался. (сказка для малышей, которые кусаются в детском саду)

Кусачая киска

Попался, который кусался

image Гипнотерапия – психотерапевтический метод лечения гипнозом, относится к краткосрочной психотерапии. Лечебный сеанс состоит из нескольких этапов: беседы, релаксации, погружения в транс и внушение мыслей или установок, помогающих справиться с проблемой. Язык тела – что это значит, как понять о чем говорит нам язык тела? image Язык тела – зашифрованная информация о том, какие чувства испытывает человек, в каком состоянии находится. Знание основ невербальной коммуникации помогает лучше узнать себя, собеседника, а психологам настроиться на клиента, что способствует доверию. Зона комфорта – что это такое, как определить, зачем и как выйти из зоны комфорта? Зона комфорта – индивидуальное жизненное пространство человека, в котором ему все привычно и знакомо, при этом психологическое состояние личности не всегда комфортное, но менять что-то мешает страх неизвестности и боязнь потерять то, что уже есть. Прокрастинация – что это, причины, признаки, виды, как бороться и побороть ее? Прокрастинация – склонность человека откладывать важные, ответственные дела на неопределенное время, и когда подходит срок – приходится выполнять задачу в стрессовом режиме, что сказывается на качестве работы и ухудшает психологическое состояние личности. Нет, только не это: 20+ пугающих фото, которые сразу же хочется развидеть Когда и стыдно и смешно: 25 новых приколов с просторов Родины Маразмы нашей Родины: 20 фото, которые вызовут приступ смеха и гнева Коты и смешные объявления про них: 25 фото, чтобы посмеяться от души

Больше, чем любовь: эти 30 собак с нетерпением ждут появление малыша! Слабонервным не читать: 25 животных-убийц
Топ-25 самых дорогих бутилированных вод в мире 25 чудаковатых рекорда, занесенных в Книгу рекордов Гиннесса Топ-10 самых ушастых звезд, которые могут быть родственниками Чебурашки

Рада снова приветствовать вас! Поговорим сегодня о чуде? Начну издалека. Мой ребенок сложно проходил адаптацию в детский сад. И воспитатели замечательные, нянечки хорошие. Но каждый день мой кроха со слезами на глазах отпускал маму, изо дня в день, достаточно длительное время. А вы сталкивались с поведенческими проблемами малыша? С этим помогут справиться терапевтические сказки для коррекции поведения вашего ребенка.

Для чего нужны

Сказки творят истинное волшебство. И самый непокорный проказник может превратиться в заботливого, воспитанного, чистоплотного мальчугана. Они способны избавить ребенка от страхов и обид, от капризов по любому поводу.

Что нам дала сказкотерапия:

  1. Я узнала своего ребенка лучше.
  2. Мы победили наши трудности вместе, истерики стали значительно реже, вскоре вовсе исчезли.
  3. Научились справляться с теми трудностями, которые возникают в определенный возрастной период.
  4. С легкостью преодолели кризис 3 лет.

Читая сказки, мы не просто развлекались, а проводили время с пользой.

В дошкольном возрасте, детям 4 лет с помощью метода сказкотерапии можно с легкостью решить проблему стеснительности, трудности взаимоотношений со сверстниками.

В переходный период, в 5 лет, у детей могут возникать первые конфликтные ситуации с родителями, с этой проблемой также легко справиться сказка на ночь. В младшем школьном возрасте в 6-7 лет, возникают сложности с адаптацией к школе. Некоторым деткам тяжело найти свое место в коллективе. Но исцеляющие сказки всегда придут вам на помощь.

Они благотворно влияют и на старших школьников, подростков, помогают урегулировать взаимоотношения с родителями, уладить конфликты, повысить самооценку (что особенно актуально в отрочестве), победить свои страхи и неуверенность.

Как правильно читать

Не предлагайте ребенку прочесть книгу самостоятельно. В надежде, что он сам разберется и поумнеет. Нет, такого не будет (хотя, как мне кажется, было бы неплохо). Читать сказки лучше всего вместе, на ночь. Спокойным и ровным голосом.

Внимательно следите за тем, как слушает ваше чадо, обратите внимание на его мимику, жесты. Если кроха замер – наверняка тема близка и очень актуальна для маленького человечка. Оцените реакцию ребенка. Если напротив, малыш отвлекается, крутится в разные стороны в поисках развлечения, отложите прочтение книжки. Ему сейчас это не интересно.

Просите ваше чадо давать оценочное, экспертное мнение. Например:

  • Почему главный герой поступил именно так?
  • Ты с ним согласен?
  • На его месте ты бы как сделал?

В каждой сказке, как правило, существует перечень вопросов, которые можно обсудить. Если их нет – придумайте сами. Всегда обсуждайте с крохой то, что только прочитали. Вы можете говорить обо всем подряд.

Во время обсуждения обязательно руководствуйтесь 2 правилами:

  1. Нельзя давать оценочных решений (это правильно, это плохо).
  2. Говорите: «А вот я на его месте…», «Что сделал ты, если бы был на месте главного героя…?»

В период обсуждения давайте высказаться ребенку полностью. Именно он должен больше говорить, чем вы. Но и не затягивайте с обсуждениями. Иначе можно выработать стойкое отвращение к подобному времяпрепровождению. Слушать исцеляющие сказки он-лайн, читать книгу или придумывать самим волшебные истории лучше через день.

Как писать?

Возьмите за основу актуальную для вас и малыша проблему, а дальше история обрастает своими героями, с необычными характерами и своеобразными поступками. Оголите в своем рассказе важные для вас вопросы.

Сказки, которые мы любим слушать

Много авторов пишут для детей подобные произведения. В свое время нас очень выручила книга Татьяны Зинкевич-Евстегнеевой «Путь к волшебству». Прекрасные сказки, которые не просто заинтересовывают ребенка, а заставляют полностью окунуться в мир выдумки. Ребенок так остро реагировал, когда по сюжету кроха кенгуру расставался с мамой. Так искренне переживал, а затем так радовался открытию, что ничего страшного не произошло. Меня впечатлила легкость метода. Мне не нужно было стотысячный раз объяснять малышу, что я вернусь за ним в сад обязательно, что маму необходимо отпускать. С помощью этого метода мы побороли большие страхи маленького человечка.

Существуют детские сказки, которые не просто решают текущие проблемы, но и помогают справиться в сложных ситуациях.

Например, Хухлаева Ольга Владимировна, не просто педагог с большим стажем, кандидат психологических наук, а автор серии книг, терапевтических сказок, которые помогают адаптироваться деткам с особенностями развития.    На ОЗОН Онлайн книги

Поверьте, в этих вроде бы детских книгах, взрослый почерпнет невероятно много новых открытий. Думаете, вы все знаете? Вы ошибаетесь! Откройте для себя новый формат общения с вашими детьми.

Рада была помочь! Если вам понравилась статья – обсудите ее вместе с друзьями, поделитесь ею в социальных сетях. Всем волшебства и взаимопонимания!

Сказкотерапия – эффективный метод психотерапии, особенно детской психотерапии, заключающийся в сочинении, рассказывании и, иногда, обсуждении специальной терапевтической сказки.

Этот сайт – территория детской терапевтической сказки, но и взрослых мы не обделим!

Новости проекта

СКАЗКОТЕРАПИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вы давно искали такое!

Сборник детских кроссвордов в обрамлении специальных обучающих сказок.

Уникальная книжка, соединившая в себе два эффективных развивающих подхода: головоломку и дидактическую сказку.

Читайте новые сказки проекта Сказкотерапия на каждый день:

Волос Великого Победителя

Старательная шляпница

Сказка о гиане 

Тетушка Время 

Давно меня спрашивают, а можно ли купить мои сказки в настоящем детском оформлении?

Первые ласточки от шикарного детского издательства Clever уже в книжных магазинах!!!

Большой формат, крупный шрифт и много-много красочных, ярких иллюстраций:

Смотрите новую видео-сказку!!!

совместный проект с мастерской Татьяны Лузиной

Новая книга возрастной сборник сказок “Сказки для настоящих принцев и принцесс”. 

Купить за 377 руб.

Так же печатную книгу можно купить за 486 руб. на OZON.

Наша новая видео-сказка с Татьяной Лузиной и ее творческой мастерской TREES&CLOUDS.

 

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.

Что такое сказкотерапия?

image

Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны. Мы думали, что когда-нибудь можно из шкафа попасть в великолепную страну Нарнию, а за зеркалом находится Зазеркалье, где живет Ягупоп77, Анидаг, Абаж и другие персонажи. Для нас не существовало границ между реальным и выдуманным мирами. Поэтому мы верили в сказки и очень их любили. Да что уж скрывать, мы их любим до сих пор.

Благодаря сказкам долгожданное волшебство может произойти и с вашим ребенком. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.

Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Малыши прекращают плакать по разным поводам, их страхи превращаются в пустяки, дети становятся более послушными.

Авторы терапевтических сказок

image

Такие сказки пишут многие авторы. Среди них:

  • Шкурина М. Ей принадлежат такие терапевтические сказки для детей, как: «Сказка о полезных овощах», «Королевство Лентяев», «Про Петушка из Барселуша», «Зайчонок, который убегал от мамы» и многие другие.
  • Черняева С. А. Ей принадлежит книга «Психотерапевтические сказки и игры», в которой содержится большое количество сказок, предназначенных для разных возрастов.
  • Гнездилов А. В.: «Терапевтические сказки». Благодаря сказкам этого автора родители смогут найти выход из затруднительных ситуаций, а дети найдут ответы на вопросы о смысле и сути бытия.
  • Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. Ими создана книга «Лабиринт души». В ней около семидесяти сказочных историй, которые направлены на решение определенных проблем. Они предназначены для дошкольников, младших школьников и подростков.

«Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Это замечательная книга создана Хухлаевой О. В. и Хухлаевым О. Е. Начинается она со сказки девочки Тани Шмидт, а уже после этого идет традиционное введение, основной раздел и заключение. Все истории, написанные авторами книги, являются проблемно-ориентированными. Некоторые из них направлены на решение какой-либо одной проблемы, другие же охватывают сразу несколько.

image

Сказочные истории непременно помогут всем детям. Благодаря таким рассказам у ребенка вырабатывается «механизм самопомощи». Он самостоятельно сможет справляться со сложными ситуациями. Терапевтические сказки показывают, что выход есть всегда, а финал обязательно будет счастливым.

Истории предназначены для трех возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового.

Группы тем книги «Лабиринт души»

Перед каждой сказкой указывается ее направленность, очерчивается круг проблем. Очень удобно, что в конце книги содержится «проблемный указатель», где в алфавитном порядке перечисляются основные проблемы и номера соответствующих рассказов.

image

Сказки детские (терапевтические) условно делятся на четыре группы тем:

  1. Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками). Каждому ребенку свойственны ссоры с друзьями, обиды на одноклассников, конфликты с родителями и прочие моменты.
  2. Чувство неполноценности.
  3. Различные страхи и тревоги. Здесь очень важно понять, как сильно боится ребенок. Это может быть определенный этап, который нужно перешагнуть. Но если страх препятствует развитию, то обязательно нужна помощь.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Как использовать сказочные истории?

Терапевтические сказки для детей нужно читать вслух, даже если ребенок прекрасно знает буквы и может самостоятельно прочитать историю. Следите за реакцией малыша. Его поведение подскажет вам актуальность выбранной истории и заинтересованность ребенка. Обсуждайте с ним прочитанные сказки, спрашивайте его мнение, возможно, он захочет что-то добавить. Однако сильно не затягивайте с разговорами. Если ваш сын или дочка ничего не хочет обсуждать, то не стоит заставлять.

Терапевтические сказки для детей можно иллюстрировать яркими картинками. Это повысит интерес к прослушиванию. Рисуйте картинки сами, а также предлагайте вашему малышу сделать собственный рисунок. Несложные сказки, которые очень понравятся ребенку, пробуйте сыграть.

image

Это послужит развитием актерских талантов и усилит эффект той или иной истории.

Сказки для дошкольников

Терапевтические сказки для дошкольников должны быть написаны простым и понятным крохе языком. Лучше выбирать коротенькие истории, где главная проблема будет освещена завуалировано.

В книге «Лабиринт души» это сказки № 1-27. Вот некоторые из них.

  • «Как Кенгуреныш стал самостоятельным». Поможет малышу побороть страх расставания с мамой.
  • «Сказка о подсолнечном семечке». Направлена на преодоление страха самостоятельности и общей боязливости.
  • «Белочка-Припевочка». Если ваше чадо постоянно твердит: «Помоги, я сама не умею» – то эта сказка именно для вас.
  • «Случай в лесу». Поможет бороться с неуверенностью в себе.
  • «Сказка про ежика Витю». Ее главная направленность – трудности в общении со сверстниками, преодоление чувства неполноценности.

Сказки для младших школьников

image

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. В книге «Лабиринт души» это сказки № 28-57. Каждая из них имеет яркое название и направлена на решение определенных проблем. Вот некоторые из них:

  • «Кенгуренок Вася». Поможет решить проблемы с учебой, которые вызваны страхом возникших трудностей, а также справиться с чувством неполноценности и неуверенности в себе.
  • «Цветик-семицветик». Если у вашего малыша возникли сложности с освоением школьной программы и конфликтные ситуации с учителем, то прочтение этой истории непременно поможет вашему ребенку.
  • «Медвежонок и Старый Гриб». Поможет справиться с такими трудностями, как неусидчивость и нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.
  • «Шустрик и Обжорик». Иногда дети настолько переживают из-за плохих оценок, что у них длительное время нет настроения, вследствие чего возникает депрессивное состояние. И появляется чувство вины: «Раз я плохо учусь, значит, я плохой». Эта сказка поможет справиться с этими чувствами и повысит интерес к учебе.
  • «Кораблик». Бывает так, что многократное получение негативных отметок «убивает» у ребенка желание учиться, у него появляется отрицательное отношение к учебе, так как он не видит в ней никакого смысла.

Сказки для подростков

image

Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.

Большое количество сказок для подростков содержится в книге «Лабиринт души». Вот некоторые из них.

  • «Фламинго, или Скала Желаний». Поможет побороть неуверенность в себе, сомнения и чувство неполноценности.
  • «Повесть о настоящем … цвете». Иногда ребенок может посчитать, что он никому не нужен. Причины возникновения таких мыслей могут быть абсолютно разные. На фоне этого могут появляться депрессивные и суицидальные тенденции. Данная сказка поможет справиться с чувством неполноценности и ощущением того, что он не нужен никому.
  • «Щечка». Поможет избавиться от заниженной самооценки.
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном Синем Море». История направлена на решение проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками.
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Поможет справиться с равнодушием, неорганизованностью и неумением осознавать свое поведение.

Заключение

Таким образом, терапевтические сказки могут совершить настоящее волшебство с вашим чадом. Те проблемы, которые вы не можете решить благодаря обычным уговорам и разговорам, помогут преодолеть такие необычные и увлекательные истории. Они ничем не отличаются от обычных сказок, только в каждой из них содержится определенная проблема и ее решение. Главная идея – выход есть всегда, справиться можно с любой, даже самой сложной ситуацией. Многие авторы пишут такие сказки. Среди них: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Шкурина М. Сказки предназначены для разных возрастов: для дошкольников, для младших школьников и подростков.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий