Развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Очень увлекательно и приятно наблюдать за ростом и развитием ребёнка. Сначала он только набирает вес и растёт. Потом начинает осваивать разные человеческие навыки. Развитие ребёнка в 9 месяцев связано с особой моторной активностью. К этому возрасту малыши уже могут самостоятельно передвигаться и познавать новые места. Чтобы родители смогли оценить навыки и умения своего малыша, им следует ознакомиться с информацией о нормах развития детей в этом возрасте.

Физиологические изменения

Рост и набор веса заметным темпом снижается. За девятый месяц показатель роста увеличивается на 1−1,5 см, а прибавка в весе составляет 0,45 — 0,50 кг (средний показатель). Объясняется это повышенной двигательной активностью ребёнка. В таком возрасте дети прибавляют примерно 6 кг к своему весу при рождении.

Таблица нормы роста и веса для мальчиков и девочек девятимесячного возраста от российских педиатров:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,9 10,5
Вес девочек, кг 7,5 9,7
Рост мальчиков, см 68,2 75,1
Рост девочек, см 67,5 74,1
Окружность головы мальчиков, см 44,0 47,4
Окружность головы девочек, см 42,9 46,4
Окружность груди мальчиков, см 44,4 50,8
Окружность груди девочек, см 44,5 49,3

Всемирная организация здравоохранения предлагает чуть иные показатели нормы:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,1 11,0
Вес девочек, кг 6,5 10,5
Рост мальчиков, см 67,5 76,5
Рост девочек, см 65,3 75,0
Окружность головы мальчиков, см 42,5 47,5
Окружность головы девочек, см 41,2 46,5

Врачи оценивают развитие малыша в 9 месяцев, опираясь не только на нормы из специальных таблиц. Всё зависит от индивидуальных особенностей (строения тела, характера кормления, пола ребёнка и перенесённых заболеваний), поэтому набор веса может отличаться от установленных средних показателей.

У малышей к этому возрасту происходят следующие изменения:

  1. Укрепляются мышцы, и ребёнок становится физически более развит. Он может из позиции лёжа, полусидя или стоя самостоятельно садиться и в помощи уже, не нуждается. Такой навык у ребёнка в 9 месяцев должен быть обязательно, если малыш не может садиться, тогда на это стоит обратить внимание педиатра.
  2. Активно развиваются челюсти и сверху прорезываются боковые резцы. Поэтому желательно давать малышу, что-то жевать.
  3. Малыш уже может связать услышанные звуки с действиями. Например, услышанный шум воды в ванной комнате ему говорит о купании.
  4. Мимикой проявляются разные эмоции: восторг, расстройство, обида, радость.

Основные умения

От общеукрепляющего массажа зависит очень многое в развитии ребёнка 9 месяцев. Его может делать каждый родитель самостоятельно дома, начиная с двухнедельного возраста малыша. Но есть много деток, которые активно развиваются и без массажа. Всё зависит от индивидуальных способностей и потребностей малыша.

К основным навыкам девятимесячного возраста можно отнести следующие:

  1. Малыш передвигается очень активно на четвереньках — ползает. Ухватившись за опору, встаёт и может сделать несколько приставных шагов.
  2. К середине девятого месяца некоторые малыши могут стоять без опоры и сделать свои первые самостоятельные шаги.
  3. В девять месяцев карапуз очень хорошо подражает в игре как взрослым, так и детям. Может играть машинкой, доставать, прятать, сбрасывать игрушки и наблюдать за ними, стучать предметом о предмет, показывать части тела, строить башню из кубиков, нажимать кнопки на музыкальных предметах (инструменты, кубики, фермы).
  4. Очень хорошо умеет брать в руки мелкие предметы двумя пальцами.
  5. Берёт кружку двумя руками и подносит ко рту.
  6. Двигается под музыку, танцевать.
  7. Выполняет просьбу что-то подать или взять.
  8. Ищет спрятанную при нём игрушку.
  9. Громко и с эмоциями подражает звукам взрослых.

Поводом для обращения за врачебной консультацией может стать: неумение ползать, сидеть, брать в руки игрушки и нежелание подражать звукам, издавать их.

Особенности питания и режима дня

Днём карапуз с удовольствием изучает всё вокруг и может долго оставаться без сна. К этому возрасту ночной сон становится более крепким, пробуждений почти нет, а его длительность составляет примерно 10 часов. Днём малыш спит два раза по 2−2,5 часа.

На прогулку выходить рекомендуется два раза в день: в первой половине дня и после 16:00. При благоприятных погодных условиях можно дневной сон совмещать с прогулкой, если карапуз не против сна в коляске. В летний период на улице нужно проводить больше времени. Это необходимо для максимального получения витамина д, вентиляции легких и конечно познания окружающего мира.

В соответствии со временем суток стоит предлагать занятия для развития 9-месячного ребёнка. Он уже должен уметь и любить перелистывать книги, но чтение предпочтительнее отложить на вечернее время, а зарядку и активные игры лучше проводить в первой половине дня, а не перед сном.

Питание ребёнка разделяется на 5 приёмов пищи с перерывами в 3,5−4 часа. Приём пищи происходит примерно в одно и то же время. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, получают смесь утром и вечером (последнее кормление). А прикладывание к груди тех, кто еще остался на грудном вскармливании, осуществляется по требованию. Меню карапузов в 9 месяцев, находящихся на грудном вскармливании, может пополняться следующими продуктами: яблочком, кефиром или йогуртом, яичным желтком и молочными кашами. Все эти продукты у детей искусственного вскармливания уже присутствуют в рационе, и их меню расширяется путём сочетания прикорма.

В течение суток малыш этого возраста съедает примерно 1000—1200 мл пищи. Получается, что порция одного кормления составляет 200—240 мл.

Развитие мальчиков и девочек

Развитие малышей в этом возрасте происходит одинаково. Но есть мнение, что отличия в этом возрасте можно наблюдать в играх и мировосприятии.

Девочкам больше нравится живое общение, они более эмоциональны, поэтому предпочтение отдают не игрушкам, а вниманию взрослых. Очень интересуются звуками и голосами, хорошо различают речь, за счёт чего быстро пополняют свой словарный запас. В своём мышлении девочки уделяют внимание деталям.

Мальчики больше интересуются окружающими предметами, чем людьми, поэтому активные игры и детальное рассматривание предметов захватывает их внимание полностью. К голосам проявляют небольшой интерес, поэтому говорить в основном начинают позже девочек. А вот звуковые эффекты их очень завораживают. В этом возрасте уже можно заметить, как мальчишки могут классифицировать предметы, осваивать причинно-следственные связи.

Полезные советы родителям

Родителям обязательно нужно обращать внимание на осанку малыша во время сидения. Если он будет сидеть в специальном стульчике, тогда позвоночник не будет искривляться.

Во время кормления можно предложить карапузу взять ложку в руку, не стоит бояться пролитого супа. Ему уже нужно показать, как умываться и снимать некоторые детали одежды.

Малыш может вставать на ножки, поэтому дотянуться до чего-либо ему не составит труда. Стоит позаботиться о том, чтобы острые и горячие предметы лежали (стояли) далеко от тех мест, куда ребёнок может достать. Все сковородки и кастрюли с длинными ручками, стоящие на плите, должны быть повёрнуты в противоположную сторону от края.

Игрушки и детские книги лучше размещать в передах досягаемости карапуза. Так, он самостоятельно сможет выбирать книгу и играть с интересующими его игрушками.

Необходимо поощрять самостоятельное развитие ребёнка в 9 месяцев. Он должен уметь (вес и рост позволяет) уверенно и правильно ползать, садиться, манипулировать с предметами, лепетать первые слова, например: ма-ма, па-па — это главное, все остальные моменты второстепенны.

Диспансеризация детей до года – важный процесс, пренебрегать которым нельзя. Многие заболевания поддаются успешному лечению, если выявлены в младенчестве. Именно посещение обязательных врачей до года избавит малыша от серьезных проблем со здоровьем, когда он вырастет.

Диспансеризация предполагает ежемесячные визиты к докторам, которые необходимы для контроля над процессом развития новорожденного, наблюдения за его состоянием здоровья. Специалисты также отвечают на вопросы родителей, касающиеся ухода, кормления, гигиены, развития младенцев в возрасте до 1 года. Наблюдение осуществляется по родовому сертификату, который будущая мама получает, когда она еще беременна. Этот документ обязывает медиков и родителей провести ряд осмотров ребенка и взять у него основные анализы. План диспансерного наблюдения предусматривает, что ребенок должен проходить каждый месяц осмотры у педиатра, а также в определенные периоды посещать узких специалистов в детской поликлинике по месту прописки или частном медицинском центре.

Чтобы зарегистрировать ребенка в поликлинике, нужно принести страховой полис новорожденного и его свидетельство о рождении. Кроме того, во время осмотров нужны следующие вещи:

  • подгузник;
  • одноразовая впитывающая пеленка;
  • смена одежды для ребенка;
  • влажные и сухие бумажные салфетки;
  • соска, бутылочка.

График прохождения врачей до года (по месяцам)

image

В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.

Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года

Возраст Врач Необходимые анализы
Новорожденный Педиатр Аудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию      
1 месяц Педиатр, детский хирург, офтальмолог, невролог УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг    
2 месяца Педиатр
3 месяца Педиатр, травматолог-ортопед, невролог Аудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови
4 месяца Педиатр
5 месяцев Педиатр
6 месяцев Педиатр, невролог, детский хирург Общие анализы мочи и крови
7 месяцев Педиатр
8 месяцев Педиатр
9 месяцев Педиатр, стоматолог Общие анализы мочи и крови
10 месяцев Педиатр
11 месяцев Педиатр
12 месяцев Педиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог Общие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови

Плановые осмотры специалистами ребенка до года

Помимо педиатра, ребенка должны осматривать узкие специалисты. Это необходимо для профилактики и ранней диагностики заболеваний, проверки уровня и темпов развития и др.

В первый год жизни ребенку необходимо пройти 6 осмотров в плановом порядке: в роддоме, и по месяцам – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

В роддоме

Новорожденных детей в роддоме осматривает педиатр, который измеряет рост, вес, окружность груди и головы, проводит оценку по шкале Апгар. При отсутствии противопоказаний и при согласии родителей в первые сутки делается прививка против вируса гепатита В, на третьи – БЦЖ. На четвертые сутки проводится неонатальный скрининг (у недоношенных детей – на седьмые сутки). Он представляет собой обследование новорожденных по государственной программе с целью наиболее раннего обнаружения серьезных генетических болезней. При условии раннего обнаружения эти заболевания либо не развиваются далее, либо не дают осложнений. Скрининг выполняется путем забора крови из пятки ребенка и дальнейшего нанесения ее на тест-полоску, которая затем проверяется в лаборатории.

В 1 месяц

Педиатр измеряет рост и вес ребенка, окружность груди и головы, размеры большого родничка. Врач также должен осмотреть место прививки БЦЖ. Помимо педиатра, ребенку нужно пройти осмотры у детского хирурга, невролога, офтальмолога, сделать ряд УЗИ и аудиоскрининг. Рекомендуется сначала пройти УЗИ, с результатами которых затем идти к профильным специалистам. Если нет противопоказаний, то в этом возрасте также проводится повторная вакцинация от вируса гепатита В.

  • Детский хирург осматривает ребенка на предмет таких патологий, как грыжи, вывихи и т. д., оценивает особенности строения опорно-двигательного аппарата и скелета, осматривает наружные половые органы (для мальчиков).
  • Невролог получает от родителей информацию о поведении ребенка, оценивает нервно-психическое развитие. Если выявлены отклонения, то малыша относят к определенной группе риска.
  • Офтальмолог проверяет остроту зрения, оценивает то, как ребенок фокусирует взгляд на каком-то объекте. Также специалист проверяет состояние слезных протоков, глазных мышц, век, глазного дна.

В 3 месяца

Сначала следует сдать общий анализ мочи и общий анализ крови, пройти аудиологический скрининг, если он не проводился ранее либо его результаты вызывают сомнения. Затем с результатами нужно идти к педиатру, который измеряет большой родничок, вес и рост ребенка, окружность его головы и груди, осматривает место прививки БЦЖ.

  • Травматолог-ортопед проверяет, есть ли дисплазия, на основе осмотра и УЗИ тазобедренных суставов. Если данное заболевание вовремя не обнаружить и не лечить, ребенок, когда вырастет, может стать инвалидом.
  • Невролог проводит осмотр с целью оценки психомоторного развития.

В 6 месяцев

Необходимо сдать общий анализ мочи и общий анализ крови. С результатами нужно посетить педиатра, который, помимо стандартных замеров, осматривает ротовую полость и отмечает, сколько у ребенка уже имеется зубов. В возрасте полугода рекомендуется начать вводить прикорм. Педиатр предоставляет информацию об этом, отвечает на вопросы родителей, а также принимает решение о проведении вакцинации от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка и вирусного гепатита В.

Также врач даст направления к профильным специалистам.

  • Детский хирург осматривает малыша для выявления патологий развития скелета, опорно-двигательного аппарата и др.
  • Невролог проводит плановое сравнение психомоторного развития с нормами.

В 9 месяцев

Сначала ребенок должен сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. Далее проводится стандартный осмотр педиатром. После него ребенок направляется к стоматологу, который:

  • оценивает, есть ли патологии на уздечке языка, языке, небном язычке, деснах;
  • консультирует родителей о гигиене полости рта, уходе за зубами, дает рекомендации о том, как уменьшить неприятные ощущения для ребенка в период прорезывания зубов.

В 1 год

Ребенку нужно сдать анализы крови – общий и на глюкозу – и общий анализ мочи. Ему также проводится ЭКГ – электрокардиография. С результатами анализов и обследования ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет стандартный осмотр, сделает отметку о количестве зубов. В этом возрасте делается реакция Манту. Через трое суток оценивается результат. Затем делаются прививки от краснухи, кори, паротита. Кроме этого, ребенок посещает следующих специалистов:

  • отоларинголог (ЛОР) – осматривает уши, носовые ходы, горло, консультирует родителей по уходу за слизистыми для профилактики воспалений и простуд;
  • детский хирург – проводит осмотр живота (для исключения грыжи), наружных половых органов (у мальчиков);
  • детский психиатр – оценивает психическое развитие ребенка;
  • офтальмолог – осматривает глазное дно, оценивает остроту зрения (сравнивает с нормой), проводит проверку на косоглазие и назначает при необходимости коррекцию очками или лечение;
  • стоматолог – оценивает количество и состояние зубов, прикус.

В случае необходимости может быть назначено УЗИ.

Записаться на прием

Девять месяцев – возраст, когда детский организм физически и психологически готовится к прямохождению. Развитие ребенка на данном этапе в большей степени направлено на совершенствование костной и мышечной систем. Малыш с каждым днем становится самостоятельней и эмоциональней. Он без ограничений передвигается по дому (как правило, на четвереньках) и может выразить свою радость или недовольство.

ЮФизическое развитие ребенка в 9 месяцев

По мере роста малыша его прибавка в весе постепенно снижается. Это обусловлено повышением двигательной активности. В среднем девятимесячный ребенок набирает 300-500 грамм. К этому периоду его вес должен составлять 8-10 кг. Все зависит от физиологических особенностей ребенка, половой принадлежности, веса с которым родился, наследственности и других факторов.

В росте девятимесячный младенец прибавляет 1-2 см. К концу месяца в среднем рост малыша должен составлять 71 см (допускаются отклонения в большую или меньшую сторону на 3 сантиметра).

Тело ребенка продолжает готовиться к самостоятельной ходьбе. Бедра и плечи укрепляются, развивается координация мышц и нервных волокон. Органы осязания и слуховое восприятие развиты хорошо. Кроме того что ребенок слышит звуки, он способен сопоставить услышанное с имеющимися знаниями.

У большинства малышей начинают прорезываться вторые резцы. Продолжают развиваться челюстные мышцы, поэтому ребенку необходимо периодически что-то давать кусать и жевать (сухарик, бублик, яблоко и т.д.).

image

Особенности психического развития девятимесячного ребенка

В 9 месяцев ребенок продолжает изучать новую территорию и окружающий мир: перебирает различные емкости (коробки, баночки), исследует косметички, сумочки. Внимание малыша все больше сосредотачивается на изучении частей тела и действий взрослых. К примеру, он может внимательно наблюдать за тем, как мама складывает предметы в сумку, готовит, убирает и т.д.

Наблюдая за взрослыми ребенок начинает повторять их действия. Он может надевать шапку на голову, пить из чашки, прикладывать мобильный телефон к уху, умываться и выполнять прочие несложные задачи.

Ребенок стал ходить на носочках. Что делать?

dr_Alex
29 августа 2018

Вопрос, который задают более половины всех родителей на приёме: “ходьба на цыпочках – это норма или болезнь??”

Итак, давайте разбираться! Стопа здорового ребенка проходит целую эволюцию в процессе своего формирования: у новорожденного ребенка стопа абсолютно плоская и, зачастую, даже имеет по подошвенной поверхности стопы небольшую выпуклость (жировое тело (жировая подушка). С 9-10 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, держась за опору, вертикализация ребенка дает сигнал головному мозгу о том, что надо включать механизмы поддержания вертикального положения – расставить широко ножки, немного развернуть стопы носочками внутрь. Стоя с опорой ребенок начинает “искать” центр тяжести своего тела и балансирует, раскачиваясь вперед-назад. Это, условно, самый первый этап формирования ходьбы.

В дальнейшем, уже ближе к году, ребенок старается сделать свой первый самостоятельный шаг, всё также широко расставляя ножки (при этом, зачастую, ножки имеют форму буквы О (транзиторная варусная установка голеней)) и очень часто стопы смотрять носочками внутрь (интоинг), что родители могут воспринять как патологию (жалобы, что ребенок “косолапит” при ходьбе). 

Теперь раскачивание происходит в плоскостои влево-вправо. Это второй этап формирования ходьбы, который я условно называю “мишка косолапый”. Продолжительность этого этапа варьируется от 2-3 месяцев до года. Дети, имеющие более выраженную массу тела по сравнению со сверсниками – более долго находятся на этом этапе.

Следующий важнейший, на мой взгляд, этап формирования походки – это включение группы мышц, формирующий свод стопы. При этом в 98% случаев стопа, за счет повышения тонуса задней группы мышц голени, становится “на носочек”, и это абсолютно нормальная ситуация, которая, почему-то, так пугает молодых мам и бабушек (при этом папы почти всегда относятся к этому нормально).

Как ни странно, но ходьба на носочках очень пугает неврологов и педиатров, начинается активное лечение преславутого “гипертонуса”, не замечая при этом, что системного гипертонуса у ребенка нет, что стопа выводится в физиологическое положение легко.

Снижая тонус мышц медикаментами (миорелаксантами, такими, как балофен, мидокалм, сирдалуд), массажами, физиотерапией, ношением жесткой обуви  – мы замедляем природный механизм формирования свода стопы и правильной походки!

Да, я могу согласиться с неврологами, что есть небольшая группа детей с наличием неврологической патологии, сопровождающейся гипертонусом в мышцах ног, но эти дети, как правило, с рождения имеют патологию и находятся под наблюдением неврологов.  

Следующий этап – транзиторная вальгусная установка голеней, ножки становятся Х-образными. Стадия начинается в 2-3 года и продолжается до 6-7 лет. Условно, при сомкнутых коленных суставах максимальное расстоние между лодыжками – не более 9-10 см. Все, что больше – патология!!!!

На представленной фотографии – патология (вальгусная установка голеней 2 ст., расстояние между лодыжками 27 см., угол наклона голеней 16* на каждой голени).

Далее следуют этапы послепенного уменьшения наклона голеней и формирование перекатной походки с пятки на носочек.

Переход с этапа на этап происходит неравномерно на левой и правой ножке, первой изменения проиходят на ведущей (толчковой) ноге. И, часто, левая ножка на варусе, а правая ровная или на вальгусе. И это – норма! Ниже я привожу собственное наблюдение здорового ребенка.

 Если ребенок задерживается в чередовании фаз развития – развивается патология: например ребенку 7 лет, а ножки имеют форму буквы О (варус) – можно заподозрить болезнь Блаунта и т.д.

Таким образом, походка на носочках в возрасте от 1 до 3 лет – это  нормальное состояние, обусловленное “включением” мышц голени, и не требующее лечения в большинстве случаев.

 С уважением, врач ортопед высшей категории, директор центра “Гален”, Алексей Козик.

Комментарии ()

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям “РГ” об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.imageimage Фото: iStock

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже – предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое 'речевое' полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, – подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: “Коля! Петя! Посмотри…” А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может – нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые – родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более “высокого порядка” – обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

читайте также–> image –>image Ученые объяснили, как возраст отцов связан с аутизмом детей

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана – школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема – непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом – медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг – настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Общество Семья и дети Общество Здоровье

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий