Какими навыками должен обладать ребенок в 6 месяцев и как его развивать?

Первый юбилей младенца – полгода жизни. Ребенок начинает превращаться в личность с собственными пристрастиями и интересами. Ему нравятся определенные игрушки, он часто выбирает любимый цвет, а также начинает откликаться на свое имя. Развитие ребенка в 6 месяцев продолжается более интенсивно, чем в первые полгода жизни. Это касается и двигательной активности, и психического развития.

image

Умения малыша

  • Ребенок должен уметь свободно переворачиваться со спины на живот или на бок, вертеться. Из положения лежа на животе может поднимать ручки, не опираясь на предплечья.
  • Малыш начинает ползать. Некоторые детки уже могут ползать на четвереньках, другие – пока только полулежа, отталкиваясь ножками от пола.
  • Если приподнять младенца за подмышки, он должен упереться ногами о поверхность, отталкиваться и пританцовывать.
  • А вот сидеть в этом возрасте могут не все детки. Торопить события в данном вопросе нельзя. Если же ваш малыш сам пытается сесть, помогите ему, создав опору для спины. Например, подложите подушки. В течение дня младенцу нельзя проводить в положении сидя более 1 часа.
  • Ребенок должен уметь ухватить игрушки и другие предметы, он перекладывает их из одной ручки в другую, а также способен держать по одной игрушке в каждой руке.
  • Спрятанные игрушки малыш начинает искать. Он способен отыскать предмет, накрытый чем-то. Кроме того, младенец может играть сам с собой до 15 минут.
  • Действия с игрушками повторяет многократно. Разворачивает и сворачивает кусок ткани, открывает и закрывает шкатулку и т.д.
  • Лепет грудничка становится более разнообразным. Он начинает выговаривать отдельные слоги. Совершенствует произнесение звуков.

Питание шестимесячного ребенка

Питание в этом возрасте меняется. С 6 месяцев большинство младенцев получают свой первый прикорм. Это идеальное время для его введения в рацион крохи. Затраты энергии малыша велики, и грудное молоко не обеспечивает полного насыщения, равно как и молочная смесь.

Нормативы объема прикорма таковы:

  • овощное пюре – от 10 до 100 грамм;
  • фруктовое пюре – от 5 до 60 грамм;
  • немолочная каша (рисовая, гречневая или кукурузная) – от 10 до 150 мл.

Любой прикорм начинают давать ребенку с четверти чайной ложки, понемногу увеличивая объем.

Для склонных к запорам детей педиатры рекомендуют овощные пюре, например, детское питание из кабачка. Другой продукт для борьбы с запорами – слива. Можно вводить в рацион сливовое пюре или пюре из чернослива.

Детское питание не обязательно покупать в магазине. Можно изготовить его самим при помощи блендера. Чтобы полученная смесь не была слишком густой, в блендер добавляют немного воды или отвара, в котором варились овощи. В результате вы должны получить немного жидковатую массу без комочков.

Питание деток, которые недобирают в весе, может включать в себя каши, отваренные на воде без добавления соли и сахара. Не забывайте только о том, что начинать введение этого прикорма нужно с очень маленькой порции.

Вводить прикорм лучше в первой половине дня. Первое время необходимо давать чуть-чуть прикорма, а затем докармливать грудным молоком или смесью.

Постепенно количество прикорма возрастает. В результате один из приемов пищи будет состоять полностью из прикорма.

Важное правило – все вводимые в рацион крохи продукты должны быть однокомпонентными. То есть в составе прикорма лишь один продукт: яблоко, или слива, или кабачок, или кукурузная каша. Не стоит смешивать ингредиенты, например, давать яблочно-сливовое пюре. Желудок малыша пока не готов к этому.

Кушать пюре и кашки ребенок должен уметь из детской ложечки. Не приучайте его есть прикорм из бутылочки, иначе впоследствии будет сложно переучить. Вся еда, которую вы предлагаете малышу, должна быть комфортной температуры – около 37 градусов. Нельзя кормить его горячим или предлагать холодную пищу из холодильника.

У 6-месячного младенца обычно начинают резаться зубки. При этом грудничок становится капризным, просыпается ночью. У него обильно текут слюни и чешутся десны. Может даже подняться температура или появиться жидкий стул. Чтобы облегчить жизнь ребенка, купите ему специальные прорезыватели для зубов. Возьмите сразу несколько разной формы, тогда малыш сможет выбрать для себя самый удобный.

Игрушки, которые будут полезны

  • Развивающие дуги и коврики. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, так как малыш нажимает на кнопки, расстегивает липучки и замочки. Кроме того, развивается понимание причинно-следственных связей. Например, если нажать на кнопочку, загорится лампочка.
  • Игрушки, издающие звуки. Это детские барабаны, пищащие молоточки, ложки из дерева. Дети в 6 месяцев испытывают радость, когда у них получается самостоятельно вызвать громкие звуки.
  • Игрушки-спирали. По ним ребенок может перемещать бусинки, что благотворно сказывается на мелкой моторике рук. Важно, чтобы эти игрушки были изготовлены из качественных материалов и были безопасными, то есть ребенок не сможет вытащить бусинку и взять в рот.
  • Заводные машинки или зверюшки. Такие игрушки побуждают малыша догонять бегущую мышку или прыгающую лягушку. Двигательная активность полезна для укрепления мышц и развития навыков у младенца.
  • Мягкие книжки с картинками.
  • Пластиковое зеркало. Оно будет вызывать у ребенка повышенный интерес, так как позволяет разглядывать свое отражение.

image

Некоторые родители пробуют включать мультики грудничкам в шесть месяцев. Но малыши пока не способны концентрировать на них свое внимание. Для них это будет зрительной перегрузкой.

Более того, просмотр мультфильмов или передач по телевизору вреден для неокрепших глаз ребенка. Поэтому с просмотром мультиков не нужно торопиться, отложите этот вид досуга до двух лет.

Развивающие упражнения

Для 6-месячного младенца важно получать телесный контакт, чтобы развивать тактильную чувствительность. Позвольте ему ощупывать самые разные поверхности: шершавые и гладкие, холодные и теплые, твердые и мягкие. Давайте ему не только игрушки, но и другие предметы.

Это могут быть деревянные ложки, чашки из разных материалов, махровые полотенца, шелковые сорочки, обитые бархатом шкатулки и т.д. Рассказывайте ребенку о том, как называется предмет и каков он на ощупь.

Включите вентилятор. На несколько секунд поднесите младенца так, чтобы его обдула струя воздуха. После паузы повторите упражнение. Следите за тем, чтобы грудничок не переохладился. Если опасаетесь использовать вентилятор, его можно заменить листком бумаги. Помашите им возле младенца, чтобы создать поток воздуха.

Развивать вестибулярный аппарат крохи можно с помощью игр по перемещению его в пространстве. Во время игры под названием «Лифт» держите младенца вертикально на руках, поднимайте и опускайте, при этом приговаривая: «Лифт спускается вни-и-из, лифт поехал вве-е-ерх».

Кружите ребенка, многим деткам это нравится. А еще поиграйте в веселую семейную игру. Папа и мама берут плотное одеяло за разные концы так, чтобы оно приняло форму люльки. В люльку помещают кроху (на спину) и аккуратно качают. Такая игра сближает всю семью и приносит много радости и новых впечатлений ребенку.

Чтобы развивать навыки говорения, постоянно общайтесь с малышом, проговаривайте свои действия. Рассказывайте обо всех предметах, которые используете. Важно говорить выразительно, с интонацией. Во время разговора оставляйте паузы, чтобы младенец мог ответить вам.

Повторяйте гласные звуки и простые слоги, такие как «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба». Ребенок попытается повторять за вами и подражать вашим интонациям.

В возрасте 6 месяцев все малыши любят исследовать мир с помощью своего рта. Они берут любые предметы в ротик. Такой способ знакомства с миром сохранится до тех пор, пока ребенок не начнет разговаривать.

Поэтому необходимо соблюдать чистоту пола в доме и ежедневно мыть все игрушки. Особую бдительность нужно проявлять за пределами дома: на улице, в транспорте, в поликлинике. Если игрушка упала на пол или еще куда-либо, мама сразу ее прячет и больше не отдает младенцу. Дома упавшую игрушку следует помыть кипяченой водой с мылом.

Таким образом, развитие ребенка в 6 месяцев принесет родителям массу новых впечатлений. Введение прикорма, первые попытки малыша сесть, активное ползание. Теперь за крохой нужен глаз да глаз.

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, жизнерадостными и активными. Во многом развитие организма дошколят и уровень их функциональных возможностей и работоспособности связан с физической активностью. Мы подготовили для вас комплекс упражнений, который поможет не только укрепить здоровье, но и развить творческие способности. На занятия достаточно выделить 10-20 минут в день. 20 мая 2020

Плюсы занятий спортом:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;
  • спорт благотворно воздействует на нервную систему человека;
  • активные занятия улучшают внимание и познавательные способности детей.

Занимаемся спортом дома

Развить у ребенка умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения и ориентироваться в пространстве можно благодаря зарядке в домашних условиях. Утренняя зарядка — залог бодрости и хорошего настроения на весь день! Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют развить ловкость, координацию движения и мышечную силу.

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка

  • для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут,
  • для 3-4 года — 10-15 минут
  • для 5-6 лет — 15-20 минут

Одежда

Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. В домашних условиях обувь при зарядке можно не надевать, но обязательно оставьте носочки. Стоит избегать крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать и создавать неудобства при активном движении.

Просторное место для занятий

Внимательно осмотрите место проведения упражнений. Уберите все лишние предметы, обезопасьте углы. Хорошо, если в помещении, где проводится зарядка, будет достаточно места для небольшой пробежки. Можно использовать коридор и бег «по краю» ковра.

Твое здоровье. 5-6 лет (наклейки в комплекте)

Купить

Из чего состоит зарядка

Маленькому ребенку вряд ли понравятся традиционные упражнения, поэтому родителям придется проявить фантазию и сделать зарядку веселой увлекательной игрой. Не стоит принуждать детей к выполнению того или иного движения раз за разом, превращая занятие в скучный урок. Главная и самая правильная форма физического воспитания — игровая. Можно включить веселую фоновую музыку, придумать интересные названия для упражнений или подключить к занятиям игрушки. Утренний гимнастический комплекс можно разделить на три основные части:

  • Разминка
  • Основной комплекс
  • Завершающий этап

Разминка

Самое важное правило — «не навреди». Прежде чем начать занятия, обязательно предложите малышу разогреться. Пусть он немного походит на месте (перешагивая с ноги на ногу), после этого пробежится (или на месте или по комнате), помашет руками. Вместе с ребенком проделайте все заданные движения, покажите, как правильно их выполнять на своем примере. Во время маршировки самое время начать рассказывать задумку гимнастического комплекса (Спасение планеты мармеладных мишек, Выполнение квеста от игрушечного динозавра), стихи или истории, подбадривающие на зарядку.

Основной комплекс

Когда ребенок уже хорошо разогрел мышцы, можно приступить к основным упражнениям комплекса. Базовые упражнения основной части направлены на развитие мышц всего тела, улучшение подвижности суставов, приобретение навыка ориентации в пространстве. Правильное выполнение позволяет сформировать и поддержать осанку, укрепить организм, усилить иммунитет.

Завершающий этап

В финале зарядки предложите малышу вновь побегать и потанцевать. Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельности: нужно вернуть дыхание в нормальный режим и постепенно расслабить мышцы.  Мы приведем примеры упражнений, которые составляют ежедневный комплекс занятий. Их можно использовать все, а можно потестировать и выбрать те, что понравится ребенку. 

Упражнения для рук и плеч

  • «Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.
  • «Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше.
  • «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.
  • «Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.

Упражнения для ног

  • «Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда. 
  • «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы.
  • «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц. 
  • «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота». 

Упражнения для туловища

  • «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу. 
  • «Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.
  • «Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо.  Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени! 
  • «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.

Растягиваемся

  • «Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение.  Мяукать разрешается! 
  • «Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки.  Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил. 
  • «Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.
  • «Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону. 

Исследуем свойства предметов. Пособие для детей 5-7 лет. Учебное пособие

Купить ВАЖНО: если у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие. Для выбора подходящих упражнений, свяжитесь со своим терапевтом или воспиитателем. Ежедневная зарядка для вашего ребенка станет отличным помощником в самоорганизации и самодисциплине, поможет увеличить сопротивляемость организма к атакам вирусов, а повысить настроение и увеличить заряд энергии.

Существует мнение, что с детьми до года заниматься не нужно. Это ошибочное утверждение, ведь именно груднички ежедневно овладевают новыми навыками, которые потом используют в дальнейшей жизни. Молодой маме важно помогать ребенку развиваться. Разберемся, какие занятия необходимо проводить с детьми в возрасте 6 месяцев.

Особенности развития полугодовалого ребенка

Доктор Комаровский считает, что хорошо развитый малыш к 6 месяцами должен уметь:

  • сидеть;
  • откликаться на свое имя;
  • озвучивать слоги.

Если ребенок не освоил что-либо из этого списка, ему нужно помочь. Для того чтобы малыш скорее начал сидеть самостоятельно, ежедневно делайте ему массаж и занимайтесь легкой, подходящей по возрасту, гимнастикой. Почаще называйте ребенка по имени и разговаривайте с ним. Для эмоционального развития в полгода можно начать осваивать простейшие жесты: «привет» и «пока». Используйте любой подходящий момент, чтобы научить кроху здороваться и прощаться.

Педиатры и неврологи часто используют другие критерии для определения нормального психомоторного развития. Согласно нормам, в полгода младенец должен уметь:

  • лепетать (произносить слоги);
  • брать в руки игрушку из разных положений и увлекаться ею;
  • переворачиваться на спину из положения на животе;
  • ползать или хотя бы пытаться переставлять ручки;
  • есть с ложки.

В течение шестого месяца жизни ваша первостепенная задача – закрепить перечисленные навыки и помочь крохе получить новые знания.

Новые физические упражнения

Комплекс ежедневного массажа и общеукрепляющей гимнастики стоит дополнить еще несколькими новыми упражнениями:

  1. Стимулировать к ползанию. Уложите ребенка на животик, а перед ним на небольшом расстоянии положите яркую игрушку. Малышам, которые к шести месяцам уже хорошо научились ползать, можно усложнить задачу. Ползайте вместе с ребенком под веселую музыку, чтобы все происходящее воспринималось крохой, как веселая игра.
  2. К этому возрасту вам стоит обзавестись фитболом. На этом мяче можно делать необычные упражнения, например, «Качели». Для этого необходимо посадить ребенка на фитбол, крепко придерживая его за руки, и потихоньку раскачивать вперед-назад, имитируя качели. Можно делать слегка пружинистые движения вверх-вниз.
  3. Для укрепления ножек и позвоночника поставьте кроху на фитбол (основной вес должен приходиться на ваши руки) и сделайте несколько пружинистых движений. Можно во время этого упражнения рассказывать ребенку потешку «Поехали-поехали».

Для веселой зарядки важно правильно подобрать музыку. Для массажа выбирайте спокойные композиции, а для упражнений – детские песенки. Занятия стоит проводить только в те моменты, когда малыш бодр и весел. У полугодовалого ребенка уже могут резаться зубки. Если этот процесс сопровождается капризами, физические упражнения стоит отложить.

Игры на развитие моторики

Для этих игр вам стоит подготовить специальные пособия. Не стоит покупать дорогие игрушки, а лучше запасите жестяные баночки из-под чая или кофе. Их нужно обклеить яркой бумагой или окрасить из баллончика разными цветами. Хорошо, если они будут неодинаковыми по размеру.

При ребенке поместите в банку яркую резиновую игрушку и закройте банку крышкой (неплотно, чтобы она легко открывалась). Дайте банку сидящему малышу и покажите, как снимается крышка, после чего снова закройте емкость и предложите малышу достать игрушку самому.

Своими руками можно сделать панель для развития сенсорных навыков. Для этого возьмите ДСП, ДВП или плотный картон. Панель не должна быть большая, достаточно взять основу формата А3. Поместите на выбранную плотную основу: помпоны на резинках и мешочки с крупами и вишневыми косточками. Заменить эту панель способен развивающий коврик с мягкими игрушками на липучках, его тоже реально сделать самостоятельно.

Читайте также: Как в 2 месяца развивать ребенка

Еще одной занимательной игрой для полугодовалого ребенка станет вытягивание ленточек из коробки. В обклеенную коробочку с прорезью (можно взять за основу готовую из-под бумажных салфеток) поместите несколько ленточек, связанных между собой. Кончики ленточек слегка достаньте из прорези. Покажите ребенку, какими длинными могут быть ленточки, а потом предложите ему попробовать достать их из коробки самостоятельно. Эта простая игрушка способна занять кроху надолго.

Еще один способ надолго занять малыша – это поручить ему собирать небольшие игрушки в яркую открытую коробочку. Игрушки должны быть яркими и неодинаковыми по размеру, изготовленными из разных материалов.  Это поможет разнообразить тактильные ощущения крохи. Обязательно положите погремушку и шуршащую игрушку.

Развлечь ребенка на кухне можно при помощи простой манки. Поместите малыша в стульчик для кормления и насыпьте на столик обычную манку. Поводите по ней пальчиком ребенка, нарисуйте простые формы и опишите словами, что получилось. Это упражнение помогает ребенку владеть своим телом и получить новые эмоции.

Игры в ванной

Развивающие занятия можно проводить даже во время купания малыша. Если ребенок сидит неуверенно или еще не умеет этого делать, поместите его в специальный стульчик для купания. В воде нагрузка на позвоночник меньше, поэтому ничего плохого не случится. В ванной можно предложить крохе следующие игры:

  • выжимание губки;
  • ловля руками мыльных пузырей (прихватите с собой флакон готовых пузырей или сделайте их самостоятельно);
  • ловля струи воды из-под крана;
  • ловля резиновых игрушек, которые выныривают из-под воды (держите их под водой, а потом отпускайте руку, чтобы они всплыли).

Приобретите специальные непромокаемые книжки для чтения во время купания. Называйте каждую картинку и давайте краткую характеристику каждому предмету. Например, кот говорит «мяу», мяч звонко скачет, тучка несет дождик.

Тематические пособия

Рассматривание картинок должно стать неотъемлемой частью режима дня ребенка. Специально для этого вам необходимо купить большое количество книжек из плотного картона с крупными и яркими картинками. Это могут быть разнообразные потешки, русские народные сказки и короткие стихи. Рассказывайте ребенку о картинках в книгах, читайте сказки и стихи.

Самостоятельно можно изготовить тематические пособия. Они представляют собой альбомы с разнообразными картинками:

  • животные;
  • растения;
  • игрушками;
  • предметами, окружающими ребенка в течение дня;
  • фотографии родственников;
  • формы и цвета.

Для этого вам нужно запастись испорченными или порванными детскими книжками, упаковками от детского питания и фотографиями. Альбом «Моя семья» может содержать в себе фото всех ближайших родственников, самого ребенка и общую семейную фотографию. Каждую картинку нужно подписать печатными буквами, а перелистывая, объясняйте ребенку, кто изображен на фото.

В альбоме «Мой день» разместите логотипы от детского питания, лоскутки ткани и картинки с предметами, окружающими ребенка. Так же как и в первом случае, подпишите каждое изображение. Аналогичным образом сделайте остальные альбомы. Если вы обеспокоены их долговечностью, наклейте картинки на картон формата А4, поместите их в папку с файлами и соберите альбом в папку с железными кольцами.

Это всего лишь часть способов, как развивать ребенка в 6 месяцев. Дополнительно можно включать малышам мультик Tiny Love, рассчитанный на возраст от 3-х месяцев до года. Он очень нравится крохам и помогает им узнать много нового, развить речь.

Несмотря на то, что груднички развиваются по плану, заданному природой, ребенком должны заниматься и родители. В возрасте шести месяцев уже можно сделать первые выводы по поводу активности малыша, оценить выработку у него обязательных для периода навыков, организовать первые профильные занятия. Педиатры считают, что именно в полгода лучше всего приступать к проведению манипуляций, способствующих более быстрому становлению у детей обязательных умений.

При этом нужно учитывать возраст младенца и организовывать все таким образом, чтобы ему было интересно. Оптимальным вариантом уроков для столь нежного возраста станут игры, специализированные и традиционные игрушки. Помимо этого, есть еще несколько доступных инструментов, которыми пользуются далеко не все родители.

Особенности физиологического развития полугодовалого малыша

Для полугодовалого возраста характерны определенные события, которые формируют строгие правила. Только при условии их соблюдения можно рассчитывать на то, что развитие грудничка будет проходить по плану.

  • В обязательном порядке уже вводится прикорм. Никто не заставляет маму отказываться от грудного вскармливания, но постепенно приучать новорожденного к новой пище уже нужно.
  • В течение суток малыш должен спать не менее 16 часов. Из них 9-10 часов приходится на ночное время, а остальное делится на 2-3 подхода и составляет дневной отдых.

Совет: Примерно в полгода у детей начинают прорезаться зубки или хотя бы появляется беспокойство в деснах. Развивающие мероприятия и интересные игры не только дадут желаемый результат, но и помогут отвлечь ребенка от неприятных ощущений, характерных для периода. Правда, если у грудничка на таком фоне повысилась температура, занятия лучше отложить.

  • Вес малыша все еще растет, несмотря на повышение двигательной активности. Это происходит благодаря питательности грудного молока, но через 1-2 месяца только этого продукта организму младенца будет недостаточно.
  • Вес девочек в 6 месяцев составляет от 5,5 до 9,5 кг, рост – 61,0-70,5 см. Что касается мальчиков, то у них показатели чуть выше – 6,5-10 кг вес, 63-72 см рост.

В случае отклонения от нормы хотя бы по одному из перечисленных параметров необходимо определить причины данного явления. Только после устранения неблагоприятных факторов можно вводить игры и специальные занятия.

Навыки, которыми должны обладать дети в 6 месяцев

Состояние и развитие ребенка в возрасте 6 месяцев должно оцениваться в четырех сферах: физической, осязательной, интеллектуальной и эмоциональной. Желательно с первых же недель жизни грудничка вести дневник его умений, это позволит не вспоминать, с чем он уже освоился и чему еще нужно научиться.

В плане физической подготовки полугодовалый малыш должен:

  • Активно двигаться. Если у ребенка все еще возникают сложности с переворотами, то стоит посетить педиатра или невролога. Паниковать раньше времени не стоит, возможно малыш просто ленится и не испытывает нужды в подобных движениях.
  • Сидеть в стульчике, коляске или пытаться сесть самостоятельно. Если этого еще не произошло, но других отклонений или задержек нет, беспокоиться не нужно.
  • Хорошо ползать по ровной поверхности и даже преодолевать невысокие преграды.
  • Хватать ножки руками и подтягивать к ним головку.
  • Брать предметы из разных положений, а не только из рук взрослых.
  • Держать по одному предмету в каждой руке одновременно, пытается играть с ними, стуча друг о друга.

Осязательная активность в 6 месяцев характеризуется тем, что у ребенка постоянно возникает желание затянуть что-нибудь себе в рот. Не стоит относиться к данным действиям как к вредной привычке, именно таким путем у грудничков происходит познание окружающего мира. Данная особенность обычно сохраняется у детей до того момента, когда они начинают говорить. Родителям остается только следить за чистотой игрушек, предметов и поверхностей, с которыми контактирует малыш, убирать все потенциально опасные вещи.

  • Карапуз пытается играть со всем, что попадает ему под руку. Обычно это сводится к выбрасыванию предметов, постукиванию ими друг о друга или плотные поверхности, разглядыванию и опять же изучению на вкус.
  • Даже если у родителей нет возможности очень активно заниматься маленьким ребенком, в 6 месяцев он уже должен понимать основы причинно-следственных связей.
  • Грудничок активно лопочет, различает негативные и позитивные эмоции окружающих. Уже отличает своих людей от чужих.
  • Именно в это время у детей уже появляется привязанность к родителям. Они просятся на ручки, требуют внимания, очень любят проводить время с папой и мамой.

Родителям стоит насторожиться, если младенец слишком спокоен, не проявляет ни к чему интереса, не реагирует на громкие звуки и другие раздражители. Иногда это становится результатом недостаточного общения ребенка с окружающими. Если осмотр врачом не выявил никаких отклонений, то специальные игры и занятия должны помочь.

Базовые рекомендации по развитию 6-месячных грудничков

Существуют методики, которые, несмотря на свою простоту, способны быстро развивать малыша. С их помощью можно в кратчайшие сроки добиться положительных результатов:

  • С детьми нужно разговаривать. Хорошо, если родители научаться комментировать свои действия, произносить вслух названия используемых предметов. В жизни ребенка 6 месяцев отроду должно присутствовать много сказок, стишков, потешек.
  • Разнообразные пальчиковые игры также способствуют расширению словарного запаса за счет стимулирования мелкой моторики рук.
  • Дети должны играть с разнообразными игрушками и предметами, разглядывать их, осязать, пробовать на вкус. Родителям стоит позаботиться о том, чтобы у детей всегда были под рукой изделия самых разных текстур. Можно сшить небольшие тканевые мешочки, заполнить их макаронами, крупами, фасолью и другими сыпучими веществами.
  • Нужно обязательно познакомить кроху с его отражением в зеркале. При этом рассказываем младенцу, что он видит, как называются части его лица.
  • Вокруг кроватки рекомендуется развешивать картинки с изображением изучаемых предметов. Изначально лучше заниматься с черно-белыми изображениями, постепенно переходя на цветные, но не очень яркие.

Даже такая стимуляция отделов мозга новорожденного обязательно даст положительный результат. Если ее подкрепить, используя профильные игры и развивающие упражнения, эффект будет даже более быстрым и выраженным.

Интересные и эффективные занятия

Основу любого «урока» должны составлять игры. При желании можно подобрать мероприятия, способствующие развитию ребенка сразу в нескольких направлениях. В 6 месяцев это могут быть следующие мероприятия:

  • Прятки. Мама должна взять плед и, находясь в поле зрения малыша, накрыться им с головой. Подавая голос, она должна дождаться, пока малыш поймет, где она спряталась и найдет ее. Через какое-то время можно начать играть по усложненной схеме, выбирая новые маскирующие предметы и места.
  • Кто быстрее. Прекрасная тренировка для детей, которые уже хорошо ползают. Она способна одновременно развивать сразу несколько навыков. Мама кладет игрушку на расстояние, равно удаленное от нее и от ребенка. После этого нужно предложить малышу посоревноваться, кто первым доберется до предмета. Конечно, взрослому человеку сначала придется поддаваться, чтобы его чадо побеждало. Но уже скоро карапуз начнет бить все рекорды по скорости.
  • Пальчиковые игры. Несмотря на появление профильных игрушек, «Сорока-Белобока» и ее аналоги и сегодня не теряют своей актуальности. Главное, не просто показывать действия малышу, а включать его в процесс, побуждая к повторениям.

Можно самостоятельно придумывать развлечения для ребенка. Нужно только помнить, что ему всего 6 месяцев, не стоит раньше времени нагружать его сложными трюками и внушительным объемом информации.

Набор игрушек, рекомендованный для воспитания полугодовалого грудничка

Вопреки распространенному мнению, мягкие игрушки категорически не подходят для 6-месячного малыша. Среди оптимальных вариантов изделий, по мнению специалистов, стоит особое внимание обратить на следующие предметы:

  • Развивающие дуги и коврики, маленький бассейн с пластиковыми мячами. Такие вещи не просто поднимают настроение детям, но и способствуют укреплению их мышечного аппарата, развитию внимания, отработки мелкой моторики.
  • Ударные предметы. Играть с такими штуками для малышей сплошное удовольствие. Они обожают стучать, провоцируя громкие и резкие звуки. Но это не только весело, но и полезно. Карапуз активно занимается спортом и учиться оценивать последствия своих действий.
  • Заводные игрушки. Побуждают детей к движению, способствуют выработке таких навыков, как сидение, ползание, стояние и даже ходьба.

Не стоит приобретать для грудничка слишком яркие, громкие или светящиеся изделия. Для 6-месячного малыша игры с такими предметами бывают слишком утомительны.

ЗАКРЫТЬ

345 230 image Как научить ребенка сидеть самостоятельно — вопрос, с которым сталкивается любой родитель. В этой статье мы расскажем, как понять, что малыш физически готов к этому, а также предложим интересные и эффективные упражнения для тренировки мышц, необходимых в процессе присаживания. Мы рассмотрим распространенные ошибки родителей в процессе обучения и расскажем, как их избежать. image Важно помнить, что если ребенка пытаться научить сидеть до того, как у него окрепнет спинка, это станет большой нагрузкой на организм и в будущем может перерасти в серьезные проблемы со здоровьем. Этим вас напугает врач-педиатр, а мы же в данной статье берем за константу, что спинка уже окрепла, и малыш готов к новому увлекательному этапу своего развития. image Формирование у малыша умения садиться, и тем более ползать и ходить без помощи взрослого — кропотливый и энергозатратный процесс, требующий от родителей терпения. Простые алгоритмы вроде «сесть-встать» для ребенка пока недоступны, он осваивает их первый раз и совершает это постепенно. image

Как определить, что ребенок готов к тому, чтобы сидеть?

Развитие ребенка — понятие сугубо индивидуальное, оно зависит от множества разных факторов. Поэтому общего для всех детей момента, когда они готовы садиться самостоятельно, нет.

Дети постепенно приходят к этому умению, проходя через следующие этапы:

5-6 месяцев: В возрасте 5-6 месяцев малыш может сесть, самостоятельно ухватившись за поручни кроватки или при помощи родителей. Чаще всего ребенок будет сидеть с опорой на ручки, одну или обе. Когда он стремится принять сидячее положение, можно дать ему ухватить себя за пальцы и очень медленно и осторожно посадить. Цель такой процедуры — тренировка, а длительность не должна превышать 1-2 минут. 7 месяцев: В возрасте 7 месяцев малыш сидит более уверенно, постепенно убирая опору на руки. Можно начинать учить его садиться из положения лежа, ненадолго принимая вертикальное положение спинки. 8 месяцев: К восьми месяцам ребенок обычно готов продемонстрировать родителю возможность садиться из любого положения. Несмотря на увеличивающуюся подвижность, не следует давать малышу сидеть больше часа, поскольку этот процесс все еще дает большую нагрузку на позвоночник. Чтобы малыш мог безопасно сидеть, его мышцы должны быть готовы к нагрузке. Определить это легко даже неопытному родителю:

  • ребенок может удерживать поднятыми голову и плечи дольше пары минут (например, когда опирается в положении лежа на животе на вытянутые руки);
  • лежа на спине, малыш может приподнимать голову и плечи;
  • ребенок с легкостью крутится в разные стороны, самостоятельно переворачивается и опирается на локоть.

image Обращайте внимание на позу крохи: правильное положение тела сделает нагрузку минимальной, и малыш меньше устанет. В идеале голова малыша немного наклонена, верхняя часть позвоночника разогнута, руки находятся между широко расставленных ног, на них дается опора. Поясница согнута, тазобедренные суставы согнуты и немного наклонены вперед, а ножки вывернуты наружу, опора на боковую поверхность ног.

Основные ошибки родителей в процессе обучения

Ваш малыш только учится сидеть самостоятельно, и родителям важно помогать ему в этом непростом занятии. Не совершайте классических ошибок! image Избегайте колясок, имеющих прямую спинку. Врачи-педиатры рекомендуют совершать прогулки в положении лежа или наполовину приподнятом состоянии. image

Также не стоит носить ребенка в переносках, в которых он будет находиться в вертикальном положении. Не нужно сажать малыша к себе на колени, если он еще не сидит самостоятельно!

В целом, врачи рекомендуют не начинать присаживание раньше шестимесячного возраста. Чем лучше окрепнет организм, тем безопаснее пройдет период, в который ребенок начнет самостоятельно садиться. image И немного общих правил: чтобы предотвратить искривление осанки в будущем, не забывайте, что постель малыша не должна быть слишком мягкой, а в первые месяцы жизни лучше избегать подушек; физическая нагрузка должна даваться умеренно; малыш должен сидеть только на специальном детском стуле, высота которого будет соответствовать столу.

Упражнения, чтобы научить ребенка сидеть

Чувствуете, что малыш вот-вот сядет? Помогите ему аккуратно укрепить мышцы. Проводите легкое упражнение: кроха лежит на животе, а вы придерживаете его одной рукой под грудью, а другой – за ноги. Контролируйте, чтобы его спинка находилась постоянно в напряженном состоянии. В таком положении следует продержать ребенка около тридцати секунд.Хорошей идеей будет повесить над детской кроваткой пару колец. Малыш будет стараться ухватиться за них и присесть, подтягивая свое тело на руках. Держите эти игры под контролем! Проводите занятия с малышом на фитболе. Они бывают разных видов и объемов, а для занятий с крохой лучше подойдет гладкий мяч диаметром не более 65-70 см. На таком мяче заниматься будет удобнее, особенно, если раньше вы не сталкивались с упражнениями на фитболе. Позднее, когда малыш вырастет, выбранный диаметр мяча останется удобным.

Самые простые упражнения:

  • положить ребенка спиной на фитбол и слегка покатать вперед-назад, придерживая за ножки;
  • сделать то же самое, когда кроха лежит на животе;
  • положить малыша на бок, придерживая одной рукой за плечи, а другой — за ноги, выполнять легкие пружинистые движения.

Еще несколько легких и интересных упражнения для крох, которые стремятся сесть:

  • Упражнение «Хватай-ка». Разложите по комнате мягкие игрушки (обязательно те, от которых малыш не сможет получить травм). Уложите малыша на маленький фитбол животом вниз и плавно покачивайте его вперед и назад, чтобы ребенок пытался дотянуться до игрушек, напрягая необходимые мышцы.
  • Альтернативная версия упражнения «Хватай-ка»: расстелите на поверхности одеяло, и разложите на расстоянии 20-30 см от малыша пестрые игрушки, книжки и т.п. В попытках дотянуться до цели ребенок будет задействовать основную группу мышц, так что выполнение таких тренировок по 2-3 минуты несколько раз в день позволит значительно их укрепить, подготавливая малыша к будущей нагрузке.
  • Упражнение «Самолетик». Положите ребенка животом вниз на мяч и возьмите за руки, слегка разведя их в стороны, как будто это крылья самолета. Для упражнения потребуется еще один взрослый, который будет держать малыша за ноги и сгибать их в коленях. Кроха в таком положении будет рефлекторно отталкиваться от мяча коленями.

Время, наиболее подходящее для развивающих упражнений с младенцем, — между утренним кормлением и дневным сном.

Когда малыш уже начнет сидеть самостоятельно, периодически усаживайте его себе на колени, но так, чтобы он хорошо опирался на вас. Сначала стоит сидеть не больше трех минут, постепенно увеличивайте время до двадцати минут в день и более. День за днем такое положение будет становиться привычным вашему крохе, и он сможет удерживать его самостоятельно.

Все свои действия стоит преподносить в игровой форме, прививая малышу любовь к новым движениям. Хвалите кроху – он ведь так старается поскорее повзрослеть! Рассказывая стишки или песенки в процессе, вы не только позитивно настроите малыша на занятия, но и поспособствуете его умственному развитию. Помните, что только систематическое выполнение различных упражнений приведет вас к скорому результату. Повторяйте занятия каждый день, и совсем скоро ваш малыш освоит необходимые навыки!

Советуем также почитать Как научить ребенка ползать Как научить ребенка плавать

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий