Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов

В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.

На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.

В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.

Гжель

Когда появилось: в 1944 году Где делают: в Раменском районе Московской области Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода

Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.

Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.

Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.

Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.

Например: ✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р ✨ Кашпо — 1790 Р ✨ Чайник — 3280 Р

Хохлома

Когда появилось: в 17 веке Где делают: в городе Семенове Нижегородской области Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»

Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.

Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.

Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.

Например: ✨ Ложка — 150 Р ✨ Детский стул как в садике — 1725 Р ✨ Ковш-утка — 5070 Р

Городецкая роспись

Когда появилось: в середине 19 века Где делают: в Городце Нижегородской области Где купить: на «Вайлдберриз»

Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.

Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.

Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

Например: ✨ Шкатулка — 604 Р ✨ Сахарница — 1100 Р ✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р

УЧЕБНИК

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Федоскинская миниатюра

Когда появилось: в конце 18 века Где делают: в селе Федоскино Московской области Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи

Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.

Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.

На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.

Например: ✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р ✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р ✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р

Жостовская роспись

Когда появилось: в начале 19 века Где делают: в деревне Жостово Московской области Где купить: на сайте Жостовской фабрики

Жостовская роспись возникла вслед за федоскинской миниатюрой — в мастерских тех же художников, которые занимались росписью папье-маше. Только вместо картонных заготовок жостовскую роспись наносят на кованые предметы: в первую очередь на подносы.

Способ создания рисунков такой же, как в федоскинской миниатюре, а вот сами сюжеты отличаются: в жостовской росписи преобладают реалистичные цветочные композиции.

Жостовская фабрика приглашает туристов в музей картин на металле и на мастер-класс, в течение которого каждый посетитель создаст поднос по жостовской технологии.

Например: ✨ Поднос — 1360 Р ✨ Стальной кувшин — 4500 Р ✨ Сервировочный стол — 19 000 Р

Палехская миниатюра

Когда появилось: в 1924 году Где делают: в поселке Палех Ивановской области Где купить: в интернет-магазине «Палехские мастерские Александра Гусаковского»

Палехская миниатюра — еще один вид лаковой росписи по папье-маше, но вместо масляных красок мастера используют темперу. Стиль палехской миниатюры вырос из иконописи: после революции палехские иконописные мастерские объединились в артель древней живописи и стали расписывать шкатулки. Библейские сюжеты сменились на сказочные и агитационные: например, аллегорическое представление Третьего интернационала или изображение полета Гагарина в космос.

Сейчас в Палехе работают частные мастера, которые продолжают создавать лаковые миниатюры в иконописном стиле. Расписывают как шкатулки, так и другие небольшие предметы: елочные шары, авторучки и даже кардхолдеры. В некоторых мастерских проводят мастер-классы и организуют выставки с палехскими миниатюрами художников — основателей промысла.

Например: ✨ Ручка «Жар-птица» — 7990 Р ✨ Шкатулка «Тройка» — 9800 Р ✨ Новогодний шар — 11 990 Р

Ростовская финифть

Когда появилось: в 18 веке Где делают: в городе Ростове Ярославской области Где купить: на сайте фабрики «Ростовская финифть»

Ростовские художники известны миниатюрной росписью по эмали — по-другому ее называют финифтью. Этот промысел объединяет в себе живописное и ювелирное искусство: расписными эмалевыми пластинками украшают металлические изделия — в основном из меди и серебра.

В 18—19 веках финифть производили в первую очередь для монастырей: делали кресты, иконы и Евангелие. В советское время мастерские переквалифицировались на повседневные товары: украшения, пудреницы, подстаканники и шкатулки. Сейчас на ростовской фабрике финифтью украшают практически все: от наборов для литургии до ножей и флешек.

При фабрике «Ростовская финифть» работает музей, где собраны образцы разных периодов. Для туристов, которые хотят увидеть процесс создания изделия от и до, проводят экскурсии в ювелирный и художественный цеха и мастер-классы по созданию эмалевых миниатюр.

Например: ✨ Карманное зеркало — 3344 Р ✨ Серебряные серьги — 3377 Р ✨ Шкатулка «Москва белокаменная» — 29 520 Р

Филимоновская игрушка

Когда появилось: в 9—10 веке Где делают: в Одоевском районе Тульской области Где купить: на сайте мастеров филимоновской игрушки

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских промыслов: самые ранние обнаруженные образцы археологи датируют 9—10 веком, но подозревают, что традиция лепить такие фигурки появилась еще раньше.

Узнаваемые черты филимоновской игрушки — примитивные формы, схематичные лица и яркая раскраска. Обычно в росписи используют только три цвета — красный, желтый и зеленый, — а узор состоит из линий: параллельных друг другу или собранных в более сложный орнамент — солнышко, елочку или звездочку.

Хотя местом зарождения промысла считается деревня Филимоново, Музей филимоновской игрушки работает в райцентре — поселке Одоев Тульской области. Экспозиция предлагает туристам сравнить местные игрушки с изделиями других регионов, а еще для всех желающих проводят мастер-классы по лепке и росписи глиняных фигурок в филимоновской традиции.

Например: ✨ Блюдце — 500 Р ✨ Игрушка «Любота с хлебом» — от 900 Р ✨ Игрушка «Козел с баяном» — 2500 Р

Дымковская игрушка

Когда появилось: в 15—16 веке Где делают: в Кирове Где купить: в интернет-магазине дымковской игрушки Союза художников России

Дымковская игрушка — традиционный женский промысел, который зародился на Вятке: секреты создания ярких глиняных фигурок передавалась от матери к дочери. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии.

Образы дымковских игрушек не слишком детализированы, хотя выглядят более реалистично, чем филимоновские. Фигурки украшают геометрическими узорами ярких и контрастных цветов и дополняют небольшими фрагментами золотой фольги.

Игрушки никогда не повторяются. Даже заказывая изделие по каталогу, покупатель никогда не получит именно такое, как на фотографии: обязательно будут отличаться узоры, жесты или другие детали.

В Кирове можно посетить Музей дымковской игрушки и договориться о встрече с мастерицей, чтобы увидеть процесс лепки своими глазами.

Например: ✨ Кошечка — 1250 Р ✨ Лошадка — 1500 Р ✨ Свинка с поросятами — 1875 Р

Оренбургские платки

Когда появилось: в 18 веке Где делают: в Оренбурге Где купить: в интернет-магазине фабрики Оренбургских пуховых платков

Оренбургский платок вяжут из пуха оренбургских коз — самого тонкого козьего пуха в мире. Готовое изделие получается очень легким, а небольшие платки даже могут просочиться сквозь обручальное кольцо: раньше этот тест использовали, чтобы проверить подлинность аксессуара.

В 1851 году оренбургские платки представили на Всемирной выставке промышленных работ всех народов в Лондоне — с тех пор этот народный промысел стал знаменит. В 20 веке ручную работу частично заменила машинная вязка, хотя некоторые мастерицы создают платки вручную и сегодня.

В Оренбургском областном музее изобразительных искусств собрана коллекция пуховых платков: там можно полюбоваться на разнообразные узоры и увидеть уникальные экспонаты — например, самый легкий платок весом всего 40 граммов. Еще в Оренбурге работает музей оренбургского платка «Гильдия пуховниц»: кроме экскурсии там можно посетить мастер-класс, на котором мастерицы покажут основные приемы вязки.

Например: ✨ Палантин — 4740 Р ✨ Теплая косынка — 4740 Р ✨ Пуховый платок — 6750 Р

Вологодское кружево

Когда появилось: в 19 веке Где делают: в Вологде Где купить: в интернет-магазине «Снежинка»

Вологодское кружево выделяется среди других стилей плетения четким разделением узора на фон и рисунок: основное изображение выполняют толстой тесьмой, которая проходит непрерывной линией по всему изделию. Наиболее известный узор вологодского кружева — снежинка, хотя мастерицы выплетают тесьмой самые разнообразные рисунки: от абстрактных узоров до иллюстраций к классическим произведениям.

Кружева до сих пор делают вручную по старинным технологиям: в Вологде этим промыслом в основном занимаются сотрудники кружевной фирмы «Снежинка». Увидеть мастериц за работой можно на экскурсии по предприятию, а посмотреть выдающиеся примеры кружевных работ — в вологодском Музее кружева: там представлены как кружева 19 века, с которых начинался промысел, так и сложные произведения современных художников.

Например: ✨Воротник — 2640 Р ✨Серьги — 4880 Р ✨Оплечье — 26 300 Р

Крестецкая строчка

Когда появилось: в 19 веке Где делают: в поселке Крестцы Новгородской области Где купить: на сайте фабрики «Крестецкая строчка»

Крестецкая строчка — это особый вид вышивки: чтобы получить узор, мастера сначала выдергивают из ткани нити, а потом заполняют получившуюся сетку другими. Таким способом на текстильных изделиях получаются тонкие геометрические рисунки: абстрактные узоры или целые сюжетные картины.

Сначала мастера работали поодиночке, но в 20 веке объединились в артель, которая со временем превратилась в фабрику. Часть работы на фабрике выполняют машины, но некоторые узоры мастера создают вручную: посмотреть на работу разных цехов можно на экскурсии по предприятию.

Еще при фабрике работает музей со строчкой разных периодов, а самое старое сохранившееся произведение — полотенце «Священное дерево жизни», вышитое в 1861 году, — находится в экспозиции «Русского музея» в Санкт-Петербурге.

Например: ✨ Платье — 4950 Р ✨ Льняная наволочка — 7000 Р ✨ Панно с вышивкой — цена по запросу

Ложка хохлома является настоящим произведением искусства. До сих пор изделия востребованы и популярны. Этот самобытный промысел существует несколько веков. Рисунки несут в себе народную философию. Декоративная роспись украшает не только посуду, но и мебель. Оригинальные эскизы этого стиля невозможно перепутать с другими.

Деревянные ложки хохлома.

Содержание

Описание и история появления

На протяжении многих веков русские мастера изготавливали ложки. Их делают из древесины таких деревьев:

  • липа;
  • осина;
  • клён;
  • рябина.

Удивляет необычный колорит таких изделий. Натуральный материал не меняет вкусовых качеств. Экологически чистые и безопасные в употреблении.

С XVIII века в России очень популярны деревянные ложки. Спустя век их начали расписывать. История берёт своё начало в селе Хохлома Новгородской области. Староверы-беглецы укрывались от преследований помещиков. Часть из них были в прошлом иконописцами. Так как земли не давали достаточной возможности прокормиться, им пришлось реализовать свои навыки в росписи посуды. Не все хохломские ложки были окрашены, многие украшались резьбой. Вся работа выполнялась вручную.

В начале мастера вырезали заготовку из дерева. Затем её просушивали, наносили тонкий слой глины и пропитывали маслом изо льна. На древесину наносили серебристый порошок. Сверху наносили изображение. После вскрытия лаком приборы закаливали в печи. Таким образом менялся цвет от серебристого до золотистого.

Обычно используют изображения ягод или животных. Волнистые линии создают неповторимые рисунки.

Особенности росписи

Хохломская роспись ложки – стиль росписи по дереву с использованием национальной тематики. Узор выделяется красными и золотыми оттенками на чёрном фоне. Выглядит очень ярко. Орнамент украшен всевозможными узорами. Это необычная техника окраски в золотистый цвет без добавления золота. Существует 3 вида орнамента:

  • «пряник» – с изображением ромба;
  • «травка» – с красными и чёрными стеблями травы;
  • «кудрина» – цветок с завитками;
  • «под листок» – с различными листьями;
  • «под ягодку» – со всевозможными ягодами.
Ложка с росписью «Под ягодку».

Есть 2 вида хохломской росписи:

  • верховая (рисунок наносят на серебристый фон);
  • фоновая (закрашивают только фон, без рисунка).

Всегда использовали красный цвет. В народной символике означал цвет огня, ассоциировался с чем-то прекрасным. В травяных узорах преобладал зелёный цвет. Полноту и многогранность придавали за счёт белого цвета и охры.

Современная хохлома

В прошлом веке возобновили производство. Сложный многоэтапный процесс происходит на фабриках до сих пор. Появились специальные школы, в которых обучают этому мастерству. Уникальные изделия участвуют на многих выставках во всём мире. Сейчас художники используют масляные краски. Кисточки сделаны из бельичих хвостов. Тонкие и толстые линии рисуют одной кистью. Разница только в силе нажима. Применяют «тычок». С его помощью штампуют цветы и ягоды. После нанесения лака текстура становится золотистой.

Так выглядит современная хохлома.

Существует определённый алгоритм производства:

  1. В начале заготовки сушат на воздухе.
  2. Кладут в печь, чтобы избавиться от остатков влаги.
  3. На болванки наносят 2-3 слоя грунтовки. Грунтовка – один из основных этапов. Благодаря ему закрывают все поры дерева. Представляет собой смесь глины с маслом. Полностью покрывают стенки.
  4. Просушивают в печи.
  5. После зачищают наждачной бумагой древесину. Выравнивание не позволяет впитываться влаге.
  6. Покрывают олифой 2-3 раза. После каждого вскрытия сушат в течение 3 часов. Последний слой не высушивают полностью. Должен быть липким.
  7. Изделия покрывают металлическим порошком. Этот процесс называется лужением.

Раньше производили оловянные приборы. Сейчас основной материал – алюминий. Его химические свойства способствуют лёгкому нанесению пудры.

Что используют в качестве основы

Фон в основном металлический. Его закрашивают почти весь. Покрывают чёрной краской. Изображения в первую очередь наносят крупные, потом – мелкие. Зачастую используют 2-3 цвета. Обязательно применяют золотистые краски.

Также применяют:

  • красные;
  • зелёные;
  • жёлтые.

Контуры не наносят. Обычно узор состоит из золотистого лепестка и плодов красного цвета. Наиболее используемые ягоды:

  • рябина;
  • яблоки;
  • малина;
  • клубника.

Чтобы сделать основу золотой, а не чёрной, красят золотистой краской. Затем прорисовывают чёрные контуры. Черенки и хвостики всегда однотонные. Фон бывает чёрный или красный. Крайне редко встречались росписи на голубом или зелёном фоне.

В основном изображают:

  • цветы;
  • ягоды;
  • завитки;
  • листья.

Как ухаживать за посудой из хохломы

Изделия из дерева очень востребованы, но при этом есть несколько правил, которых необходимо придерживаться:

  1. Нельзя замачивать, так как дерево боится воды.
  2. Моют только руками. Запрещено мыть в посудомоечной машине.
  3. После мытья сразу вытирают насухо.
  4. Ставят обсыхать.
Высыхать после мойки лучше оставить на ткани, которая будет хорошо впитывать всю влагу.

Есть возможность мыть моющим средством. Отлично справляется с этой задачей сода.

Не рекомендуется хранить в закрытых пространствах, так как дерево впитывает запах.

Один раз в месяц надо обрабатывать покрытие вазелиновым или льняным маслом:

  1. Перед обновлением ложку надо просушить, обработать наждачкой.
  2. Потом наносят плотный слой масла.
  3. Через 20 минут вытирают остатки.

Льняное масло продаётся в любой аптеке. Если впитался запах лука, то протирают водой с добавлением лимона. Можно ещё посыпать солью, она хорошо впитывает запахи. Обрабатывают уксусом. После этого ополаскивают и вытирают. С пятнами поможет справиться перекись водорода. Также обновится цвет.

Как обнаружить подделку под хохлому

Хохломская роспись и роспись под хохлому – две совершенно разные технологии. Настоящие изделия изготавливаются на фабриках. Их делают специальные мастера. Но есть ряд мастеров, которые делают такую работу в подпольных мастерских, на дому.

Сложно назвать такую работу поддельной. Условно можно разделить на «заводскую» и «надомную». Отличаются внешне и по цене. Естественно, фабричные в 2-3 раза дороже. Их качество не оставляет никаких сомнений. Они более безопасные и натуральные.

Так выглядят подделки на ложки хохлома.

Форму имеют закруглённую. Толщина линий колеблется от тонких до толстых. Количество веточек и узоров значительно больше. Нанесены они более аккуратно и тонкой кистью. Ручка всегда выточена на станке, имеет стандартные размеры. В рисунках недопустимы неточности, разводы.

Художники отмечают авторским знаком. Мастеров такого направления немного, поэтому отличить их знак очень легко. Этикетка с названием производителя и штрих-код есть на заводском приборе. Домашний вариант имеет более вытянутую форму. Рисунки не настолько чёткие.

Роспись дерева под хохлому – увлекательное занятие как для детей, так и для взрослых. Это своего рода знакомство с русской народной культурой. Расписывают ложки, доски, шкатулки. Занятие настолько захватывает, что время проходит очень быстро.

Хохломская роспись ложки по праву занимает далеко не последнее место в мировом искусстве. Красивый орнамент отлично впишется в сервировку стола, а прочное покрытие даст возможность использовать ложки из натурального материала в повседневной жизни. Необычный декор создаст приятную атмосферу и произведёт неповторимый эффект.

Слово «Хохлома» – имеет несколько значений. Хохлома – это название одного из самых известных и популярных видов русского народного промысла, которым уже несколько веков занимаются жители Заволжья. Этот вид росписи широко известен и в России, и за рубежом. Золотая хохлома – так называются и сами произведения народного декоративного искусства, пламенно-яркие, пышущие золотом и сочным орнаментом. И наконец, «Хохлома» — это название старинного русского села Нижегородской губернии, торгового центра, куда безымянные мастера привозили свои деревянные произведения искусства. Затем купцы развозили изделия по всей России и во многие страны.

image

Истоки хохломы

Сегодня историки могут с большой уверенностью говорить, что хохломская роспись, прославившая Россию, появилась в 17 столетии на левом берегу Волги. Деревни, которые могут гордиться зарождением промысла – Мокушино, Глибино, а также Хрящи, Большие и Малые Бездели и, наконец, поселок Ковернино. Торговым селом в этом регионе считалась Хохлома, и название места, куда мастера окрестностей свозили товар, дало наименование самому художественному направлению.

Заволжье – богатое лесами место, потому и мастеров обработки дерева здесь было в достатке. Из липы и осины местные умельцы делали прочную и легкую посуду. Но не резные изделия прославили регион, благодаря хохломскому рисунку посуда (прежде всего, она) стала набирать популярность. В итоге именно этот промысел считают сегодня, пожалуй, самым совершенным в художественном смысле, образцом росписи русского народного творчества.

image Чаша. Хохлома. XIX в.

Читайте также:  Объёмная аппликация из бумаги для детей. Фрукты на тарелке

Основных красок в хохломе 3 – золотой, черный и красный. Красный делает более теплым и мягким золотой цвет, черный усиливает выразительность цветов-партнеров. Круглые поверхности без контуров рассеивают свет, благодаря чему посуда просто притягивает взгляд. Просты и поэтичны мотивы росписи: всего-то растительный, да несложный геометрический орнамент, а сколько в нем стремления к красоте и нежного чувства к природе родного края. Каждый элемент росписи – как признание в любви своей земле, как воспевание красоты в окружающем и повседневном, как стремление к прекрасному, сглаживающему непростые крестьянские будни.

image
image
image
image
image
image

История возникновения промысла

Если кратко, то промысел существует более трехсот лет. Некоторые историки утверждают, что он пошел от иконописи. Тогда нижегородские земли активно заселялись людьми различных народностей, в т. ч. старообрядцев. Именно они владели техникой золочения икон с помощью олифы и растолченного в порошок серебра. Когда олово стало более доступным, техника золочения стала применяться и на посуде. История хохломы складывалась непросто.

  1. С 17 века поволжский промысел стал известным, прославив село Хохлома на весь мир. Возможно хохломские изделия не стали бы такими популярными, но удачная география Нижегородчины поспособствовала их распространению далеко за пределы региона. Все узнали, что такое хохлома. На ярмарки съезжался люд со всей округи, а также соседних волостей и уездов, что и привело к особой славе расписных деревянных изделий, отливающих золотом.
  2. Но серебро стоило крайне дорого, расписывать все изделие было слишком накладно, потому золотили только окантовку посуды. Но в 19 веке умельцы добились аналогичного золочения, используя более дешевое олово. Вот тогда-то и появилась узнаваемый стиль золотой хохломы.
  3. Потом на какое-то время хохломские изделия забылись, поскольку заводские изделия стали более доступными, чем расписная утварь ручной работы.
  4. К 20-м годам прошлого столетия промысел вновь обрел популярность: начали открываться профессиональные школы, мастера по хохломе стали участвовать в выставках, придавая своему промыслу буквально мировую известность.

Хоть первые расписные предметы и появились в селе Хохлома, со временем стало понятно, что экономически выгоднее производить и сбывать расписные изделия в городе, ближайшим из которых был Семенов. Хохлома находилась в глубинке, а Семенов располагался вблизи от Нижнего Новгорода. Но все же историческое название у промысла сохранилось. Особенно отметились в истории становления хохломской росписи такие фамилии как Лушины, Гущины, Красильниковы, Матвеев Георгий или Веселов Степан.

Но история хохломы на этом не заканчивается. В 1960-е гг. артель преобразовалась в крупнейшую фабрику, получившую название «Хохломская роспись». При фабрике создали лабораторию, а в 90-х здесь открыли «матрешечный» цех и мастерскую по миниатюрной живописи. Прошло примерно 5 лет с того момента, как Семенов получил звание столицы золотой хохломы. Теперь там ежегодно проводится международный фестиваль с одноименным названием.

image

Сегодня фабрика продолжает производить стильные аксессуары. Эти мотивы хохломских узоров заставляют художников создавать русские коллекции. Мебель и посуда, всевозможные сувениры, офисные штучки или миниатюры – все это сегодня производится в стиле русской хохломы.

Современная хохлома

В России сегодня работают два крупных центра хохломской росписи – город Семенов, в котором функционируют два предприятия («Семеновская роспись», «Хохломская роспись»), а также село Семино в Ковернинском районе, и его предприятие «Хохломской художник». Город Семенов считается столицей промысла, на его предприятиях работают более тысячи человек, и несколько сотен из них – художники. Они и выводят на изделиях хохломские традиционные узоры, и продукция фабрики расходится по всему миру. Причем, в комплекте с сертификатами соответствия и гигиенической сертификацией.

image Кухня оформлена «под хохлому»

Орнамент хохломы можно встретить повсеместно: расписанные машины, предметы быта, мебель, часы, клавиатуры, изнаночные стороны пальто и курток, кеды, чехлы для телефонов и т.д. Картинка яркая, воспевающая народную любовь к своей земле, а при этом выглядит она не по-крестьянски скромно, а роскошно, жизнерадостно, богато.

Иностранцы с особым пристрастием относятся к этому художественному направлению: и это неудивительно, есть в нем и совершенство колористического решения, и лаконичность формы, и узор, в котором нет ничего лишнего, но который плетет свой ажур по идеальному фону. Да и, как признаются сами иностранцы, для них хохлома – это прикосновение к богатству русской культуры, гимн красоте и жизнелюбию.

Особенность рисунка хохломы

Жизнерадостный строй росписи – это его достояние и отличительная особенность. А золотой цвет добавляет узорам большую торжественность. Уникально то, что народные умельцы, не имевшие доступа к действительно роскошной, золотой посуде, сделали искусную имитацию золота. Да такую, что она затмила многие драгоценные работы. Любой стол с такой посудой становится нарядным, торжественным. Любая еда в такой посуде выглядит более аппетитной и праздничной.

Что отличает хохлому:

  • отсутствие строгой геометрии;
  • фоновое «подсвечивание»;
  • лаконичность изображение, но без эффекта пустого фона;
  • высокая художественность – если отдельные мотивы других видов росписи может повторить и ребенок лет 10-12, то с хохломой справится только профессионал;
  • ажурность рисунка.

Есть хохломская роспись, а есть роспись «под хохлому». Во втором случае художник берет цвета, присущие направлению, но узор использует не характерный для него. А есть еще и «псевдохохлома» — контрафактная продукция, не имеющая сертификатов качества, использующая, возможно, небезопасные материалы. Между прочим, такая продукция – прямое нарушение авторского права, потому рекомендуем не поддерживать рублем сторонние изделия, которые не являются брендом и не относятся к центрам хохломской росписи России.

Материалы

Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия с характерными изображениями, липа. Древесина должна пройти тщательную подготовку. На специальных складах дерево сушат, и на это уходит 3 года и более. Только такая древесина подходит для работы.

Читайте также:  Цветочная сказка под названием «Городец»: проводим занятие по росписи в старшей группе

Инструменты для росписи:

  • тампоны – для лачения и грунтовки можно применять тампоны из капроновых чулков;
  • штампики – делают их из шляпного войлока или гриба-дождевика, а используют их для выполнения большого количества одинаковых элементов;
  • кисти – беличьи кисти (размеры No 1-6), для каждой краски у художника должно быть несколько кистей, они должны быть узкими, ворс на кисточке – упругий и длинный (в воде кисточка должна приобретать каплевидную форму и иметь заостренный кончик).

Из материалов для работы могут понадобиться олифа, льняное масло, скипидар, разбавители, грунтовка, шпаклевка, алюминиевая паста.

К краске требования особые, это должны быть минеральные красители с высокой термостойкостью. Используется мастерами охра, светло-желтый крон, киноварь, изумрудная зелень, окись хрома, сурик, кадмий, голландскую сажу, изумрудную зелень.

Если же вы решили увлечься хохломской росписью, не претендуя на каноничность работы, то можете использовать гуашь и акриловые краски. Гуашь делают с добавлением белил, после высыхания она светлеет и становится матовой. Гуашь гуще и плотнее акрила, но на солнце она выцветает. Акрил не выцветает и не растекается, на поверхность ложится ровнее гуаши. Сказать, что лучше – трудно, у каждого типа краски свои достоинства и недостатки.

Ребенку проще работать с гуашью, взрослый может попробовать творить с более функциональным акрилом. Но и стоит последний на порядок дороже, да и краски придется покупать поштучно, в то время, как гуашь продается в наборах.

Техническое исполнение

Деревянная заготовка хорошо просушивается, после чего проводится грунтовка с применением жидкой глины, вапы. Сохнет предмет в среднем около 7−8 часов, после чего тщательно покрывается олифой. Процедуру положено несколько раз повторить.

На следующем этапе проводится лужение, в ходе которого специальный алюминиевый порошок втирается в древесину. Это исключительно ручная работа с применением кожаного тампона. По завершении процедуры поверхность становится блестящей, она полностью подготовлена к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в докладе о хохломской росписи.

Нанесение узоров осуществляется тонкими кистями, отличающимися размерами. Завершенный орнамент должен полностью высохнуть, после чего на него наносится лак. Последний этап представлен закаливанием предмета в специальной печи, где задается температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.

Варианты орнамента:

  • травка – пишется отрывистыми мазками, изображая исключительно травяной рисунок (мелодика жизни, ее простое течение в ажурном рисунке, само переплетение жизненных событий);
  • «под ягодку» — похож на травку, но в растительном орнаменте появляются и ягодки (плоды как результаты трудов, долгожданные и желанные);
  • «пряник» — геометрическая фигура по центру, вписанная в ромб или квадрат, дополненная солнышка и тонким растительным мотивом (визуализация постоянного движения).

Основные рисунки, узоры и мотивы художники копируют, но истинные мастера придумывают и свои образцы, не отходя от каноничности изображения.

Читайте также:  Подбираем декоративные элементы в скрапбукинге по стилям

Фоновый

Узоры выполняются на однотонном фоне, черном или красном. Сам же узор имеет строго золотой цвет.

Фоновый рисунок – это:

  • роспись «под фон» — высший пилотаж хохломского искусства, на древесину наносятся контуры, а далее пространство закрашивается фоновым цветом, самые сложные места выполняются только после оформления фона;
  • кудрина – растительные мотивы в ней особенно витиеваты, в результате получается на деревянном изделии необычной красоты цветочный ковер, изображение наносится тончайшей кисточкой.

Изображение и символизм птицы в хохломской росписи

Жар-птица – живой образ, к которому обратились мастера хохломской росписи. Птица символизирует тепло и свет, является предвестником урожая и богатства. Птица является сакральным знаком для всего русского искусства, она занимает особое место в сказках и песнях, в картинах художников и сценографии.

Хохломская птица яркая и богатая в своем «убранстве» — пышный хвост и гребешок, сочные цвета, изящная форма. Это не робкая пташка, присевшая на ветку дерева, а царица птичьего мира, живое существо, способное выполнять желания, делать предсказания, нести особые вести.

Какие предметы украшают росписью

В старину – хохломской росписью в основном украшали кухонную утварь, шкатулки, пасхальные яйца. Сейчас хохломой, кроме привычной посуды и сувениров, часто покрываются самые неожиданные поверхности: постельное белье, мебели, фарфоровые сервизы, автомобили, велосипеды и другие виды автотранспорта, даже самолеты, ногти, татуировки на теле, настенный герб, панели компьютера или смартфона, пакеты. Выпускаются коллекции мужской и женской одежды, где все – от шапок до сапог горит ярчайшими ковровыми узорами. Стеклянная и фарфоровая посуда, расписанная пламенными узорами, приобретается в частные коллекции, выставляется в знаменитых музеях и выставках.

Любые вещи с хохломой будут замечательным приобретением, ярким и нестандартным. К ним не останется равнодушным ни один человек. Потрясающая роспись, гладкая текстура, теплая на ощупь поверхность – отличают подлинную хохломскую роскошь. Любое изделие внесет яркую ноту в любой интерьер, станет запоминающимся подарком и будет доставлять удовольствие долгие годы. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий