Викторина по русскому языку – Занимательные задания – Сидоров Сергей Владимирович

Придумать загадку

→ Рабочие тетради, учебники, канцтовары для школы в Лабиринте

Придумать загадку – это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют  свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки  про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.

Загадки придуманные детьми

Хрусталь лежит или висит, а вот под солнцем моросит. (Лед).

Серебряное одеяло речку напрочь сковало (лед).

Белый и пушистый, но не вата. (Снег)

Мягкая перина весь свет завалила (снег).

Желтый ковер шуршит под ногами (листья).

Весной появляются, летом тень дают, осенью осыпаются, а зимой не увидишь (листья).

Зеленый висит, желтый летит (лист).

Без рук, без ног по подоконнику стучит (дождь).

С неба падает вода, то каплет, то как из ведра. (Дождь).

Миллион черных братьев бок о бок живут, масло дают (подсолнух).

В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)

image

Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?

Коллективная работа учащихся 5 класса. Автор публикации: Вашкевич Олеся Дмитриевна

Смотрите также:

Загадки описания свойств, признаков Загадки о домашних вещах с ответами для детей 3-4 класса Загадки про огонь воду и воздух по окружающему миру Придумать сказку  К списку статей 26 апреля 2021 –>image

Загадки для детей — не только веселый и полезный способ провести время, но и эффективный способ развития у ребенка логического и образного мышления, внимательности и сообразительности.

Отгадывая загадки, малыш получает новые знания, познает мир и развивает память. Процесс разгадывания побуждает к наблюдениям и размышлениям, учит анализировать, в результате расширяется словарный запас, прививается любовь к родному языку. А занимательная форма позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.

Педагоги и психологи утверждают, что учить ребенка разгадывать загадки можно, начиная с трех лет. При подготовке к школе и в процессе первых лет обучения с помощью загадок малыша легче знакомить с его новым статусом ученика, адаптировать к школьной среде и даже учить счету и грамоте.

В этой статье подобраны тематические загадки про школу, которые можно загадывать как дошколятам, так и ученикам младших классов. Играть в такие развивающие игры можно где угодно — во время прогулки, по дороге в школу, на уроке или в кругу семьи.

Загадки про школу для дошкольников

Загадки о школе помогут малышу лучше узнать, чем ему предстоит заниматься в учебном заведении, получить информацию о школьных принадлежностях и основных предметах, которые он будет изучать.

Живут на страничке

Тридцать три сестрички.

Кто их будет помнить, знать,

Тот научится читать.

“}” data-sheets-userformat=”{“2″:769,”3”:{“1″:0},”11″:4,”12″:0}”>

Буквы

Нарисую солнце, речку,

Кран строительный, овечку.

Маму, радугу и дом

Помещу в один …

“}” data-sheets-userformat=”{“2″:769,”3”:{“1″:0},”11″:4,”12″:0}”>

Альбом

Проживают в умной книжке

Очень мудрые парнишки.

Десять их, но парни эти

Посчитают все на свете!

Простые загадки

1 Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4 Ответ 5 Ответ Загадки народов мира Что загадывают друг другу японцы, армяне, якуты и другие 6 Ответ 7 Ответ 8 Ответ 9 Ответ 10 Ответ 11 Ответ 12 Ответ 13 Ответ 14 Ответ 15 Ответ 16 Ответ 17 Ответ 18 Ответ 19 Ответ Лекции для детей о считалках, анекдотах и мемах Кто их придумывает, зачем они нужны — и что они говорят о нашей культуре

Загадки посложнее

1 Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4 Ответ 5 Ответ 6 Ответ 7 Ответ 8 Ответ 9

Над нами кверху ногами.

Ответ 10 Ответ 11 Ответ 12 Ответ 13 Ответ 14 Ответ 15 Ответ 16 Ответ

Совсем тяжело!

1 Ответ 2

В лесу без огня котел кипит.

Ответ 3 Ответ 4

На ямке, ямке сто ямок с ямкой.

Ответ 5

Один — махай, Четыре — гуляй, Два — детям страсть, Четыре — всем сласть. 

Ответ Больше хороших детских стихотворений Стихи, которые интересно учить наизусть Что выбрать, если задали выучить стихотворение про маму, Новый год или осень Путеводитель по детской поэзии ХХ века От Агнии Барто до Михаила Яснова: детские стихи на русском языке Детские стихи обэриутов Хармс, Введенский, Заболоцкий и Владимиров о зверях, снах и Петях Детская комната СпецпроектДетская комната Arzamas

Русские народные загадки с ответами

У каждого народа есть свои загадки. Они отражают быт, природу, одежду, еду, характерную для данной страны. Возьмем для примера загадки разных народов нашей страны. Русская загадка про коромысло: встану, так выше коня, лягу, так ниже кота. Хакасская про муравейник: в безлюдной тайге котелок кипит. Узбекская про одеяло: какая одежда без рукавов?

Есть загадки, которые очень похожи, так, что отличить принадлежность к определенной местности невозможно. У всех народов, например, одинаковые или похожие загадки про деревья, цветы, одни и те же предметы быта, инструменты. Загадки, описывающие редкие предметы, существуют только там, где они встречаются. Про гусей и кур на Руси было много загадок, а вот про павлина нашлась только польская: в нарядной одежде, а сам босой.

Есть такие особенные загадки и у русского народа. За долгие годы они адаптировались, стали классикой, что-то переняли у загадок других народов, стали ярче, лаконичнее. Есть свой юмор: меня ждут, не дождутся, а как приду — разбегутся. Правильно, это дождь. В русских загадках присутствует воспитательный момент, например, трудолюбие: маленька, удаленька, а весь мир одевает. Это иголка. А вот как преподносится корысть, деньги: и добро принесет, и зло за собой приведет. Свой колорит есть во многих загадках, сразу и не догадаешься, что речь идет о простой ложке в тарелке: коровка в «хлевее», а хвост левее.

Некоторые загадки заставляют задуматься, сотни лет назад кто-то из наших предков подметил необычное, вот и получилась загадка про свечу: тело снаружи, а рубашка внутри. Русские народные загадки — это очень дорогое наследие, отшлифованное временем, на котором выросло не одно поколение наших людей.

Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?

Овца Улей Топор Сани Дорога Полозья

Явился в жёлтой шубке:-Прощайте, две скорлупки!

Цыплёнок

Петух снёс яйцо. Кому оно достанется?

Никому, петух яйца не несёт

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Петух Барабан Вёдра Дверь распашная

Чего на свете нет буйнее?

Ветра и воды

Чего нет быстрее?

Очей

Кто родится с усами?

Кот

Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.

Кошка Скоба

Маленький мальчик всем под ноги смотрит.

Порог

Во что гвоздь колотят?

В Шляпку Ведра И Коромысло Ветер Замок Замок Дни Недели Дядя Дятел

Что есть на свете слаще?

Хлеб-соль Перец Пирог

Сидит на ложке, свесив ножки

Лапша Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление.

(В. Белинский)

Современный человек должен обладать красивой грамотной и выразительной речью, а для этого необходимо знать значение слова, его происхождение и правильно употреблять его в речи. Тема бережного отношения к русскому языку была актуальна всегда. С. Маршак говорил: «Мы должны оберегать русский язык, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, емкий, умный язык».

Мы так привыкли к словам Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поём, а то и ругаемсяЯзык нужен нам, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как слово появилось, каковы его история и происхождение. Почему мы так говорим? Какие загадки ранит русский язык?

А ведь это целая наука, очень интересная и серьезная – этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

Интерес к этой науке у меня вызвала информация, прозвучавшая на уроках русского языка, о том, что буква «ф» – иностранка. Наличие в слове этой буквы – иноязычная черта. Меня это очень удивило, и я решила этот интересный факт проверить, а для этого пришлось обратиться к этимологическому словарю. И действительно, во многих справочниках и энциклопедиях говорится о том, что все слова с буквой «ф» иностранного происхождения.

Для начала решила проверить наугад слово «фонарь». Слово заимствованно из греческого – phanarion – «светящийся шар», от phanоs – «светильник». Следующим было слово «сарафан» – русский национальный женский костюм. Никак не может быть это слово иностранного происхождения. Читаю в словаре: – слово заимствовано из тюркских языков – sarapa – «длинная одежда», которое восходит к перс. Sapǎpǎ – «почетная одежда».

И так со всеми остальными словами, в которых «прячется» буква «ф».

• Из французского пришли слова: афиша, жираф, портфель;

• Из греческого: симфония, алфавит;

• Из польского: фамилия, фантазия, фольга;

• Из немецкого: фазан, графин, факел;

• И даже из суахили (Африка) – сафари.

Загадкой для ученых является только слово «филин». По мнению одних, это слово исконно русского происхождения. А так как филин частый герой русских народных сказок, то это вполне допустимо. По мнению других ( и их большинство), происхождение этого слова уходит своими корнями к греческому имени «Филимон».

И все эти секреты хранит только одна буква. Что же скрывают в себе слова? Пока я раскрывала «секреты» буквы «ф», я узнала, что одни слова, ранее существовавшие исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва появившись, быстро устарели. Слова рождают другие слова, и поток их все нарастает, чтобы успеть назвать предметы, действия, явления безудержного взлета научной мысли и технических достижений.

Основной фонд нашего языка – это исконно русские слова. По подсчетам ученых, они «составляют более 90 % слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке». Но словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно ушли из жизни и слова, их называющие. Такие слова называют историзмами.

А есть другая группа устаревших слов, они называются архаизмы. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни предмет, понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением: перст – палец, ланита – щека, чело – лоб, рех – дыра, внимать – слушать, дщерь – дочь.

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах и поговорках, устойчивых выражениях: беречь как зеницу ока, коломенская верста, как аршин проглотил, гроша медного не стоит. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.

В художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны для характеристики исторической эпохи, которую описывает автор. Устаревшие слова помогают нам совершить путешествие в прошлое.

– Что значит, дедушка, «лакей»? –

Спросил один из малышей.

– А что такое «камергер»? – спросил постарше пионер.

-Лакей господским был слугой,

А камергер – вельможей,

Но тот, ребята, и другой –

Почти одно и то же,

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй – в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С Владимиром на шее.

/С. Маршак «Быль-небылица/

Чтобы понять смысл прочитанного, нам опять придется обратиться за к помощью этимологическому словарю. Слова «лакей», «камергер», «вельможа» стали не нужны, перестали употребляться и исчезли из русского языка. Уходит из жизни какой-нибудь предмет, понятие вместе с ним уходит и слово.

Чтобы в этом убедиться, я решила провести небольшой эксперимент. Предложила своим одноклассникам несколько устаревших слов и попросила объяснить их значение. Были предложены слова: челобитная, челядь, сусек, полушка, лабаз, фельдъегерь.

Эти слова давно исчезли из современной лексики, не встречались они пока нам и на уроках русского языка и литературного чтения, поэтому из 22 двух одноклассников с моим заданием справился только 1 человек /Настя Гостюхина/. Да и Настя смогла объяснить значение не всех слов.

Но самый большой интерес у меня вызвала группа слов, которую принято называть заимствованными словами. Заимствованные слова есть в каждом языке, это явление закономерное. Каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен, самобытность языка никогда не страдает от проникновения иноязычных слов, они обогащают язык. Некоторые слова настолько подверглись внешнему звуковому изменению и получили такое широкое распространение, что говорящие по-русски и не подозревают в них «иностранцев».

Слово балаган – старинное народное театральное зрелище, появилось в русском языке так давно /в XIV веке/, что сегодня никто и не вспомнит, что пришло оно к нам из тюркского языка.

Мы радуемся приближающимся каникулам, не задумываясь о том, что и это слово пришло к нам из чужого языка. В древнем Риме, когда солнце проходило через созвездие «каникула», делали перерыв в работе. В русский язык пришло в 18 в. из польского языка.

Тетрадка, которую мы не задумываясь открываем на уроках русского или математики, ведь тоже носит иностранное имя. Слово «тетрадь» греческого происхождения. Сложите лист пополам, потом еще раз пополам. Теперь разрежьте эту книжечку, сшейте ее посредине – тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетрадки, потом листов стало больше, а название осталось.

А наши имена? Во времена крещения Руси в конце Х века Жданы и Храбры, Лебеди и Прекрасны, Молчан и Добрава сменили старославянские имена на греческие Александр и Анастасия, Зоя и Юрий, Татьяна и Василий, Евгений и Елена.

Наука, технический прогресс не стоит на месте, в нашу жизнь активно врывается сотовая связь, Интернет. Мы уже не представляем себе жизнь без ноутбука, флэшки, блютуза, ИК-порта, и многих других вещей и понятий, которые названы словами иностранного происхождения. 19 моих одноклассников с легкостью объяснили их значение потому, что всем этим мы активно пользуемся. Только мальчишки не смогли дать объяснение слову «кутюрье», у них другие интересы.

Русский язык представляется мне хлебосольным хозяином, чье радушие широко распахивает двери перед чужеземными словами и выражениями. С одними хозяин легко прощается, если не находит в них достойных качеств, других привечает. «Мой дом – твой дом, – говорит он полюбившемуся гостю. – Хочешь – смени иноземный наряд на русские одежды. А нет – что за печаль, оставайся самим собой»

Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление. (В. Белинский)

Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», говорит русская пословица. Чтобы мы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь наша была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем месте, надо знать много слов.

Но сегодня ученые бьют тревогу: количество заимствований в современном русском языке перевалило, по их подсчетам, за 10 %. Если в нашей речи заимствованные слова начнут преобладать (на 2-3 %), то возможно исчезновение языка. Но это уже тема для будущего исследования. Грозят ли заимствованные слова русскому языку? Есть над чем задуматься!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий