Стишки и потешки для детей 2-3 лет

Потешки для самых маленьких

image

Как же развлечь кроху, который пока не умеет играть, ходить и разговаривать? Все очень просто — Вам самой необходимо чаще разговаривать с малышом, потому как слух у ребенка развивается в первую очередь. Ребенок еще в утробе матери знает и узнает Ваш голос, ему необходимо слышать и сейчас его. После рождения новорожденный еще не привык к новому для него миру, а все что не знакомо кажется чужим. Помогите своему крохе привыкнуть к новой жизни, к новому миру, к абсолютно новой атмосфере. Пока еще монолог с Вашей стороны поможет малышу быстрее адаптироваться и начать развиваться. Потешки — это песенка-приговорка, которая сопутствует игрой с пальчиками, ручками и ножками малютки. Потешки помогают в игровой форме развить ребенку такие навыки как мелкая моторика, привыкание к гигиене, порядку. Благодаря потешкам малыш развивается и эмоционально, что не мало важно для его общего развития.

*********** Гуси, гуси! Га, га, га! Есть хотите? Да, да, да! Так летите же домой! Серый волк под горой Не пускает нас домой!

*********** Жили у бабуси Два веселых гуся. Один серый, Другой белый – Два веселых гуся. Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, Другой белый – Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый – Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, Другой белый – Кланялись бабусе.

********** Бабка, бабка, Рваные тапки, Дай нам кашки, Кашки-малашки. Кому кашки дашь, Тот и князь наш! Бабка, бабка, Красная шапка, Дай нам блинчики, Дай гостинчики, Сладкой кашки В золотые чашки. Если кашки нету, То давай конфету!

********** Баю, баю, буси! Прилетели гуси. Сели гусюшки в кружок, Дали Ване пирожок, Дали Ване пряничка. Спи скорее, Ванечка!

********** Прилетели птички, Принесли водички. Надо просыпаться, Надо умываться, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

************ Как на Ванькины именины Испекли пирог былинный – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай, Ванечка-дружок, Именинный пирожок – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай-кушай хорошо, Скоро вырастешь большой – Вот такой вышины! Вот такой ширины!

************ Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки! Что ели – кашку, Что пили – бражку! Ладушки-ладушки, Снова едем к бабушке!

************ Ты вода-водица, Всех морей царица, Пузыри пускай, Мой и полоскай! Моем глазки, моем щечки, Моем сына, моем дочку, Моем кошку, моем мышку, Моем серого зайчишку! Моем, моем наугад, Перемоем всех подряд! С гуся-лебедя вода – С нашей детки худоба!

************ Ам! Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!

************ Баю, баюшки-баю Не ложися на краю! Придет серенький волчок И ухватит за бочок, Да утащит во лесок, Под ракитовый кусток. Ты, волчок, к нам не ходи, Наших деток не буди!

************ Баю-баю-баючок, Спит давно в лесу волчок, Спит без байканья, Да без люльканья, Без качульканья, Без баюльканья! Баю-баю-байка, Ну-ка, засыпай-ка!

************ Пусть у кошки заболит, У собачки заболит, Будет кошка инвалид И собачка инвалид! А тебе пусть повезет – У тебя вся хворь пройдет!

************ Баю-баю, баю-бай! В дом забрался к нам Бабай! Он забрался под кровать, Хочет деточку забрать. А мы Ваню не дадим, Ваня нужен нам самим. Баю-баю, баю-бай, Уходи от нас Бабай!

************ Раз, два, три, четыре, пять! Негде зайчикам гулять! Всюду ходит волк-волк! Он зубами щелк-щелк!

************ Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто маму не слушает? Кто кашу не кушает? Кто отцу не помогает? Забодает! Забодает! Забодает!

************ У козы-то у рогатой Дома малые козлята. Весело по лавкам скачут, Не балуются, не плачут. Мама из лесу придет, Молочка им принесет.

************ Ходит козочка по лугу Вокруг колышка по кругу. Глазками хлоп-хлоп! Ножками топ-топ! Хвостиком-то машет, И поет, и пляшет. Малых деток веселит, Маму слушаться велит!

************ Потягушечки, Растягушечки, Потянушечки, Вырастушечки! Вырастайте ножки – Бегать по дорожке, Вырастайте ручки – Доставать до тучки, Дождь из тучи выжимать, Огород наш поливать! Вырастай большой, Да не будь лапшой! Кашу кушай, Маму слушай!

************ Ходит по ночам коза, Закрывает всем глаза. Ну, а кто не хочет спать, Станет тех коза бодать! Быстро глазки закрывай, Баю-баю, баю-бай!

************ Ходит по ночам коза, Закрывает всем глаза. Ну, а кто не хочет спать, Станет тех коза бодать! Быстро глазки закрывай, Баю-баю, баю-бай!

************ Ходит по ночам коза, Закрывает всем глаза. Ну, а кто не хочет спать, Станет тех коза бодать! Быстро глазки закрывай, Баю-баю, баю-бай!

************ Жил-был у бабушки серенький козлик. Раз-два, раз-два! Серенький козлик! Бабушка козлика очень любила. Раз-два, раз-два! Очень любила! Вздумалось козлику в лес погуляти. Раз-два, раз-два! В лес погуляти! Напали на козлика серые волки. Раз-два, раз-два! Серые волки! Остались от козлика рожки, да ножки, Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!

************ Я коза-дереза, Всему свету гроза! Кто Ваню будет бить, Тому худо будет жить!

************ Шла коза-козища, Вылупив глазища, С бородой небритою С рожею немытою Кувырнулась через пень – Встали роги набекрень.

************ Рева-корова Разревелась снова. Вот как слезки льются – Можно захлебнуться. Тихо, ревушка, не плачь, Подарю тебе калач! Хватит плакать, ревушка, Ревушка-коровушка!

************ Ты расти-расти, сынок, Как пшеничный колосок, Чтоб тебя отец любил, За проказы не бранил, Чтобы мамка берегла, Каждый день блины пекла! Ну, а я тебе пока Дам парного молока!

************* Хватит плакать, рева, Вот, смотри, корова! Говорит она: «Му-му! Что ты плачешь, не пойму? Я пришла издалека, Принесла я молока, Хватит нам на кашку И еще на чашку! Молоко мое ты пей, Сразу станешь веселей!»

************* Баю-баю, надо спать, Все придут тебя качать! Приди конь – успокой, Приди щука – убаюкай, Приди сом – дай нам сон, Приди пеструшка – дай подушку, Приди свинка – дай перинку, Приди котик – закрой ротик, Приди ласка – закрой глазки! Баю-баю, надо спать, Все придут тебя качать!

************* Рано-рано поутру Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Напои нас молоком.

************* Сорока-белобока, Где была? – Далеко! Печку топила, Кашку варила, Хвостиком мешала, На порог скакала, Деток покликала: «Детки вы, детки, Собирайте щепки, Наварю я кашки Золотые чашки!»

************ Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила! Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Ты чашки не мыл! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!»

*********** Ай, качи-качи-качи! Глянь, баранки-калачи! Глянь, баранки-калачи С пылу, с жару из печи!

*********** Сорока-Воронушка, На хвосте ни перышка – По полю шныряла, Хвостик потеряла. Спряталась под мостик – Отрастила хвостик, И теперь шныряет – Хвостик не теряет.

*********** Ты пляши, пляши, пляши, У тя ножки хороши! Хороши – не хороши, Все равно ты попляши! Ножками потопай, Ручками похлопай! Хохотушки-хохочи! Поскакушки-поскачи!

*********** Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса! Расти косонька до пят, Красна девица до гряд!

*********** Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул! А последний – пятый пальчик Шустро прыгает, как зайчик. Мы сейчас его уложим И уснем с тобою тоже!

*********** Котя-котюшка, коток, Котя, серенький лобок, Приди котик ночевать, Нашу деточку качать. Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай! Сходит котя на торжок, Купит котя пирожок, Принесет его нам котик И положит прямо в ротик, Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай!

*********** Как у коти, у кота Колыбелька золота, У дитяти моего Да покраше его. Как у коти, у кота Периночка пухова У дитяти моего Есть помягче его. Как у коти, у кота Занавесочка чиста. У дитяти моего Есть почище его. Есть почище его, Да покраше его.

*********** Тритатушки! Три-та-та! Кошка встретила кота! Котик кошку кличет, Ходит и мурлычет. Тритатушки! Три-та-та! Вышла кошка за кота! За Кота Котовича, За Петра Петровича!

************ Кошка бросила кота, Откусила полхвоста, А коту обидно – Полхвоста не видно.

************ Пошел котик во лесок, во лесок. Нашел котик поясок, поясок. Чтобы люльку подцепить, подцепить. В люльку Катю положить, положить. Катя будет крепко спать, крепко спать. Котик Катеньку качать, да качать.

************ Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Ходит кот по лавочке, Ловит всех за лапочки. Топы-топ по лавочке, Цап-царап за лапочки.

************ Кот, кот, котаруй! Ты дыханье не воруй, Нашего дитятю Не души в кровати!

*********** Икота, икота, Перейди-ка на кота! А с кота на Якова, С Якова на всякого!

*********** Совка, совушка, сова, Большая голова, Черненькие ножки, На ногах сапожки, По лесу летала – Мышку напугала. По двору летала – Кошку напугала. Ты, сова, к нам не летай, Нашу детку не пугай!

*********** Ах ты, Совушка-сова, Большая голова! На пеньке сидела, Головой вертела, Во траву свалилася, В яму покатилася.

*********** Угу-угу, угу-гу! Я так больше не могу, Успокойте в люлечке Эту капризуличку!

*********** Поехали, поехали За шишками-орехами! По кочкам, по кочкам, По ягодкам, цветочкам, Пенечкам и кусточкам, Зелененьким листочкам В ямку – бух! А там петух! Заклюет, заклюет!

*********** Кокли-мокли! Кокли-мокли! Перья у совы промокли! Хватит, хватит плакать, Хватит слезкам капать. Вот уже в подушке Квакают лягушки. С плаксой жить я не хочу! В лес дремучий улечу!

************ Ох! Ух! Ух! Ух! Во дворе растет лопух! Ух! Ух! Ух! Ох! Во дворе чертополох! Ох! Ух! Ух! Ох! Во дворе растет горох! Ух! Ох! Ох! Ух! На плетне сидит петух!

************ Как у Савишны Совы На плечах две головы И глаза как блюдца. Все над ней смеются!

Содержание

Потешки и четверостишья с элементами логоритмики на все случаи жизни, которые понравятся любому малышу, их легко запомнить уже начиная с трех лет и повторять вместе с родителями для развития речи, воображения  и памяти.

image

Тяпка – маленький щеночек

Муравей

Бычок

Мишка

Лошадка

Зайка

Мячик

Когда малыш не хочет умываться

Если девочка не хочет причесываться

Потешки на все случаи жизни

•••

•••

•••

•••

•••

•••

Пальчиковые игры-потешки

Веселимся и развиваем мелкую моторику!

Мы делили апельсин

Ладушки

Моя семья

Пальчики здороваются

Пальчики в лесу

•••

•••

•••

•••

•••

На прогулке

Домик

•••

•••

Потешки — короткие народные стишки. Они выражают материнскую любовь и заботу, и легко воспринимаются маленькими детьми. Они развивают речевой слух у малыша. С их помощью ребенок учится слушать и различать звуки, интонацию. Потешки сопровождаются ласковым поглаживание ручек и ножек, спинки, животика. С ними меняют пеленки, купают, укладывают на сон, кормят и развлекают малыша.

Содержание

Просыпаемся с потешкой

***

***

***

***

***

Текст потешек для умывания

***

***

***

***

***

***

Моем ручке перед едой с потешкой:

***

Делаем массаж с потешкой

Потягушеньки

***

(гладим малыша от головы до пяточек)

***

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках), На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили

(машем ручками) А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён

(нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

***

Потешки при массаже

Поворачивая голову малыша:

***

Тянем поочерёдно ручки:

***

Разводить ручки в стороны и скрещивать на груди:

***

***

Потягивая за ручки в положение сидя:

***

***

***

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,) Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек) А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове) Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)

***

(ребёнок на спинке, мама сначала поочереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки)

***

(две ножки сгибать к животу, потом перевернуть на бочок)

Толкачики — рогачики, оп! Перевертушки!

***

(тянуть за ножки на себя)

Поехали — поехали за солью за солью

***

Потешки для массажа животика:

(гладить животик по часовой стрелке)

Потешки для массажа спины:

Потешки для массажа ступни:

***

***

***

Потешки для знаковства с телом:

***

***

***

***

Кушаем с потешкой:

***

***

***

***

***

***

Это — ложка, Это — чашка. В чашке — гречневая кашка. Ложка в чашке побывала — Кашки гречневой не стало! ***

***

***

Купаемся с потешкой:

***

***

***

***

***

***

***

(обливая малыша после купания)

***

(вытирая малыша после купания)

Подстригаем ногти с потешкой:

***

***

Потешки от слез: От моей Оли Уйдите, боли, На чистое поле, На синее море, На темный лес, На калину, на малину, На горькую мать-осину.

*** У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи.

***

***

***

Игры на подушке с потешкой:

(катая малыша по подушке, приговаривайте)

Потешки про дождик и солнышко:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

*** Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки — Очень рады солнышку. Любимые потешки:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Потешки для самых маленьких

Игры-потешки нравятся новорожденным. Малышу приятно слышать знакомый голос, повторять простейшие движения. Во время таких игр устанавливается тесный контакт мамы с ребенком. Развивается память, внимание,  речедвигательный центр мозга, мелкая и общая моторика. Порой, нам взрослым, потешки кажутся кажутся бессмысленными, а на самом деле на ранней стадии развития ребенка они очень важны.

                                            Ладушки

—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши),  Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, На головку сели! Ладушки запели. Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. (Поочередно касаемся головы, рук, ног, а в конце поднимаем руки вверх, имитируя дерево).

Речка

Широка река (ручки в стороны),  Высоки берега (ручки тянем вверх).

Малютка

Подбородочек-малютка, Щечки, щечки, Носик, губки. А за губками — язык С соской он дружить привык. Глазки, глазки, Бровки, бровки, Лобик, лобик-умница — Мама не налюбуется. (Приговаривая показывать малышу, где глазки, носик и другие части тела.  На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Погремушечки

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, потом скрестить их на груди). — Сладко, сладко потянулись. (Потянули ручки вверх) — Маме с папой улыбнулись. (Улыбаемся малышу).

Потешки (песенки) про животных.

Плетень

Петушок

Котик

Совушка

Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! (Руки ребенка поднимаем вверх.)

Потешки, пестушки про части тела.

Пяточки

Пестушка-молчанка

(подставляйте имя своего ребенка)

Детские потешки для умывания, купания

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Кто тут будет куп-куп, По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг, В ванне ножкой – дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.

Зарядка

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. (Зарядку делаем вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Вместе с ребенком произносить стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Потешки от слёз

Заживляем ранки

Делаем массаж

Рельсы, рельсы (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине) Из последнего окошка Вдруг посыпались горошки (стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали (щипаем спинку) Пришла лисичка (гладим спинку) Хвостиком помахала Прошёл слон  («идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха («идём» кулаками, но с меньшим усилием) Прошёл маленький слонёнок («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть). Пришёл директор магазина («идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз). Поставил стол (изображаем — стол кулаком), Стул (стул — щепотью), Печатную машинку (печатную машинку — пальцем). Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка (на этих словах каждый раз щекочем бочок). Шлю вам чулочки, Дзинь-точка. Прочитал (водим пальцем, как будто читаем), Помял, разгладил (щипаем, а затем поглаживаем спинку), Прочитал, Помял, разгладил, Сложил, Отправил («кладем письмо» за шиворот).

Массаж животика

Просыпаемся

Потешки про еду

Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали, Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала (загибаем пальчики). Этому дала Этому дала Этому дала Этому дала А этому не дала: — Зачем дров не пилил — Зачем воду не носил!

Ведущей линией развития младенца является эмоциональное общение со взрослыми, причем в первый год жизни ребенка оно должно происходить исключительно в положительном ключе, чтобы пробуждать в малыше стремление к его повторению.

С самых первых месяцев жизни ребенка сопровождают мамины ласковые прикосновения, мамин разговор, пение, первые игры, сочетающиеся с поэтическими произведениями. Все это вместе имеет определенное название – фольклор. В основе народной педагогики лежат такие жанры детского поэтического творчества, как пестушки, потешки для малышей, прибаутки, присказки и т. д. Именно они образуют основу материнской педагогики, испытанную веками. И можно только восхищаться народным гением, сумевшим облачить великую и безмерную силу материнской любви в поэтическое слово.

Правда, несмотря на многообразие жанров детского фольклора, в народе все подобные произведения принято именовать потешками. В чем состоит отличие пестушек от потешек и для какого возраста лучше всего подходят песенки-потешки для малышей, подробно расскажет данная статья.

Народный фольклор для детей

Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys – “поучающий”), а также эстетические достоинства. Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова.

Всему свое время

Говорят, что груднички растут не по дням, а по часам. Да, в таком малыше происходит интенсивная перемена каждые три месяца. И поэтому каждый раз перед ним ставятся новые, все более сложные задачи в освоении двигательных умений, речевых навыков, эмоциональных проявлений, познавательных реакций по отношению к окружающему миру и, конечно же, коммуникативных способностей в общении со взрослыми.

Поэтому принято раннее детство делить на микропериоды (0-3 мес., 3-6 мес., 9-12 мес.). Для каждого из таких периодов, а также и для периодов 2-го и 3-го годов жизни, существуют народные произведения, соответствующие их генетически обусловленным задачам. Все стишки и потешки для малышей, пестушки, прибаутки, небылицы, скороговорки и перевертыши различаются между собой педагогической направленностью и появляются в жизни малыша в определенном возрасте согласно возложенным на них задачам.

Пестушки

Первыми играми в жизни ребенка являются пестушки и потешки. Пестушки (от “пестовать”, что означает “нянчить”, “холить”) – это не что иное, как игровое взаимодействие взрослого с ребенком, при котором взрослый проговаривает стишок и выполняет игровые движения ручками и ножками ребенка согласно проговоренному тексту. Актуальны пестушки в периоды, когда младенцу еще недоступны те или иные действия: повороты тела, контролируемые манипуляции руками, сидение, ползание, вставание у опоры, т. е. в течение 1-го жизненного года. Именно тогда мамы и пестуют младенцев: играют его ручками, поглаживают крошку по спинке или животику, делают ножками «топотушки» и т. д.

Та же всем известная «Идет коза рогатая» – это отличная пестушка для самых маленьких. Ценность таких произведений народного творчества заключается в легко устанавливаемом эмоциональном контакте взрослого с ребенком. Ведь ласковый говорок пестушек, подкрепляемый приятными вербальными ощущениями (поглаживания, щекотание и т. д.) – это образный язык поэтического народного творчества, с помощью которого родитель выражает свою любовь, нежность, проявляет заботу о ребенке и который неизменно вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого. В коротких и ритмичных фразах, произносимых взрослыми, ребенок учится улавливать повторяющиеся звуки, которые, в свою очередь, вызывают у него ту или иную реакцию на художественное произведение.

Когда ребенок научится хорошо сидеть, отличной игрой для него будут пестушки “на коленках”. Задача взрослого – усадить малыша себе на коленки и, выразительно проговаривая пестушку, выполнять нехитрые действия, приводящие, как правило, дитя в восторг:

  • Едем, едем мы по кочкам (взрослый трясет коленкой, на которой сидит ребенок), По мосточку, Под мосточком – Бух! (ребенок опрокидывается на руку взрослому).

Аналогично “работает” и эта пестушка:

Потешки

На смену пестушкам постепенно приходят потешки для малышей. Они представляют собой песенки-приговоры с сопутствующими игровыми движениями пальчиками, ручками, ножками и головкой ребенка. Потешки и пестушки для малышей имеют существенное отличие по отношению друг к другу. Дело в том, что если пестушки предполагают пассивное поведение ребенка (мама выполняет действия за него), то потешки уже рассчитаны на активную деятельность самого ребенка.

Потешки для малышей до года

Перед малышами этого возраста стоит задача самостоятельно выполнять игровые движения в соответствии с содержанием стишка-потешки: двигать пальчиками, крутить ладошками («фонарики»), хлопать ими («ладушки»), прикладывать пятерню к головке («ушки») и т. д. Следует отметить, что все потешки для малышей развивающие. Так, к примеру, всем известная потешка «Ладушки, ладушки» призвана научить малыша выполнять определенную последовательность хлопков ладошками, причем ритмически.

Вариаций этой потешки очень много. Кроме всем известной “Были мы у бабушки”, имеющей, кстати, с десяток различных продолжений, есть, например, и такая:

Потешки для детей 1-2 лет

К первому году жизни ребенок уже должен хорошо знать собственное имя. Поэтому для данного возраста прекрасно подойдут стихи-потешки для малышей, в текст которых можно вставить имя ребенка. Например:

Потешки для детей от 3 лет

Потешки для малышей 3 лет уже, как правило, не просто понятны ребенку по своему содержанию, не просто должны развеселить или побудить ребенка к какому-то действию, такие потешки призваны привить ребенку те или иные качества или привычки. Поэтому для детей такого возраста, как правило, подбираются потешки, отражающие моменты из его жизни. Например, часто в подобной игровой форме происходит пробуждение и умывание, кормление, отход ко сну:

  • Водичка-водичка, умой [Юле, Тане, Маше…] личико…

Сложно не увидеть в этом двойную пользу, ведь и дело делается легче, и эмоциональный фон на высоте.

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, – это прибаутки.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания. Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту. Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Небылицы

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении. Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность. Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Другие виды детского фольклора

Нельзя не упомянуть и другие, не перечисленные выше, жанры народного детского фольклора, такие как всем известные пословицы, скороговорки, считалочки и загадки. Конечно, все они предназначены уже для детей более старшего возраста. Однако и вместе с ними перечень категорий детских произведений будет неполным. Например, немногие знают о существовании такого жанра, как заклички. Закличка как стихотворное обращение к природным явлениям и представителям животного мира, рожденное в язычестве, не утратила своей актуальности и по сей день. Чем как не закличкой является любимое нами в детстве “Солнышко-солнышко, полети на небко”?

А вот закличка, призывающая дождь для хорошего урожая наподобие того, как это было принято делать у наших языческих предков:

Роль фольклора в обучающих программах детских домов

Как правило, у детей, воспитываемых в домах малютки и детских домах и лишенных в младенчестве материнской заботы, отсутствует потребность в общении со взрослыми, интерес к окружающим. В этом случае нет основы для сотрудничества между ребенком и педагогом, что, естественно, негативно сказывается на общем развитии воспитанника.

Не допустить или же исправить эту ситуацию позволяют веселые потешки для малышей. Программные занятия во многих домах ребенка включают в себя произведения устного народного фольклора в разных его видах (потешки и прибаутки, загадки, считалочки), способствующие эмоциональному развитию детей, а также развитию у них навыков коммуникативного общения, тренировке памяти, развитию речи, чувства ритма, воспитания доброжелательности, заботы по отношению друг к другу и т. д.

Применяя в своей работе чередование произведений, где используются строгие, повелительные или недовольные голосовые интонации с веселыми, радостными, содержащими восклицания, педагоги детских учреждений тем самым подчеркивают полярность различных эмоциональных настроев. В результате этого каждый ребенок определяет для себя любимые потешки. Малышам, конечно же, нравятся те, в которых звучит их имя, а также другие веселые, задорные и энергичные произведения.

Пестуйте своих детей!

С тех пор как были придуманы потешки и прибаутки для малышей, пестушки и небылицы, прошло немало времени, но они до сих пор не потеряли своей актуальности. Конечно, ведь и сегодня, равно как и много веков назад, дети ожидают от своих родных и близких внимания, любви и заботы, облаченных не только в действия, но и в доброе слово.

Уметь ярко, красиво и эмоционально выразить свою материнскую любовь так же важно, как и вырастить само это чувство в своем сердце. Вот почему родителям так необходимо овладевать приемами народного фольклора и умело «вплетать» его произведения в общение с ребенком. Важно помнить, что не просто разговоры или рассказы являются значимыми для маленького человечка. Быть в гуще происходящего и слышать от взрослых непосредственное обращение к себе – вот что необходимо малышу.

Похожие статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий