Поиск материала «Насекомые, Дидактические карточки, 2008» для чтения, скачивания и покупки

(16)

  • image Развитие моторики Рисуем по клеточкам: бабочка Отличная возможность совместить развитие пространственной ориентации, внимания, моторики и координации ребенка больше
  • image Для мальчиков Раскрась по инструкции (бабочки и шарики) Задание поможет ребенку улучшить навыки пространственной ориентации, развить логическое мышление, навыки чтения и счета, а также мелкую моторику больше
  • Внимание Тренируемся внимательно раскрашивать № 1 Задание-раскраска для развития внимания и умения сравнивать мелкие детали изображений, а также развития моторики и зрительной памяти больше
  • Симметрия Божьи коровки: учимся считать до 20-ти Комплект заданий поможет малышам научиться считать до двадцати, тренируя внимание и мелкую моторику, а также поможет познакомиться с симметрией больше
  • Зеркальное рисование Рисуем двумя руками (№2) Задание будет способствовать гармоничному развитию полушарий головного мозга больше
  • Симметрия Божьи коровки № 1: учимся считать до десяти Задание поможет малышам научиться считать до десяти, тренируя произвольное внимание и мелкую моторику, а также поможет познакомиться с симметрией больше
  • Зеркальное рисование Рисуем двумя руками (№3) Задание будет способствовать гармоничному развитию полушарий головного мозга больше
  • Внимание Тренируемся внимательно раскрашивать № 4 Задание-раскраска для развития внимания и умения сравнивать мелкие детали изображений, а также развития моторики и зрительной памяти больше
  • Насекомые Раскраска «Жизненный цикл бабочки» Задание расширит кругозор ребенка, обогатит его представления о мире и будет тренировать логическое мышление и навыки вдумчивого рассуждения больше
  • Для мальчиков Раскрась и придумай историю Задание будет способствовать развитию фантазии и воображения ребенка больше
  • Насекомые Раскраска «Жизненный цикл божьей коровки» Задание расширит кругозор ребенка, обогатит его представления о мире и будет тренировать логическое мышление и навыки вдумчивого рассуждения больше
  • Симметрия Божьи коровки № 2: учимся считать до четырнадцати Задание поможет малышам научиться считать до четырнадцати, тренируя произвольное внимание и мелкую моторику, а также поможет познакомиться с симметрией больше
  • Фантазируем и рисуем Изучаем редкие виды насекомых Задание поможет ребенку больше узнать о редких видах насекомых, развить навыки рисования больше
  • Симметрия Божьи коровки № 4: учимся считать до двадцати Задание поможет малышам научиться считать до двадцати, тренируя произвольное внимание и мелкую моторику, а также поможет познакомиться с симметрией больше
  • Симметрия Божьи коровки № 3: учимся считать до шестнадцати Задание поможет малышам научиться считать до шестнадцати, тренируя произвольное внимание и мелкую моторику, а также поможет познакомиться с симметрией больше
  • Дорисуй рисунок Дорисуй и раскрась №3 (завершаем рисунки) Задание поможет ребенку развить навыки рисования и зрительное восприятие, сформировать представление о симметрии больше

Так как на сайте tratatuk.ru собралось уже достаточно много работ с насекомыми, пора их собрать в одном обзоре. Как обычно, для удобства я создаю топы, в которых представлены фото и краткий обзор поделок с ссылками на подробные мастер-классы.

Насекомые своими руками: ТОП популярных поделок насекомых

Поделки бабочек

Яркие бабочки – отличный вариант весенних поделок и летних. Их можно сделать из бумаги, картона, втулок, синельной проволоки, природных и бросовых материалов. Существуют десятки способов оригами бабочек, простые для детей и сложные, витиеватые, для взрослых.

Топ бабочек по ссылке – поделки бабочек для детей

Гусеницы

Гусеничку мастерят из самых разных материалов. Есть очень легкие варианты, есть идеи, для детей постарше. Подборка гусениц состоит из гусеницы из разноцветных колечек, из полосок бумаги, из бумаги гармошкой. Используются разные материалы: цветная бумага и картон, картонная втулка, яичный лоток, дары природы – яблоки, виноград.

Топ гусениц в обзоре – как сделать гусеницу

Разнообразные божьи коровки

Еще один популярный в детском творчестве вид насекомых, которых можно сделать своими руками. Благодаря красивой красно-черной расцветке, божьи коровки сразу привлекают внимание и нравятся детям. Подборка различных идей включает работы в различной технике: из бумажных полос, кругов бумаги, способствующих объемности панциря, конуса, бумажных рулончиков, в технике оригами, из синельной проволоки.

Топ этих насекомых по адресу – как сделать божью коровку

Насекомые своими руками — пчелы

Еще один характерный вид насекомого, который часто мастерят дети из бумаги и любых других материалов. Пчела или оса отличается своим желтым продолговатым тельцем и черными поперечными полосами.

Еще легче сделать из конуса – пчела из бумаги

Простой вариант – пчела из втулки от туалетной бумаги

Пчелки, осы оригами

Красивые получаются пчелки в технике оригами. Их совсем не сложно сложить. Следуйте поэтапным действиям, чтобы сделать такое же яркое и забавное насекомое.

Подробнее: оригами пчела

Поделки насекомых из бумажных гармошек

В подобной технике могут быть самые разные насекомые. Главное – это основа насекомого, сделанная из двух полосок бумаги, сложенных определенным образом. А далее дополнения в виде крылышек, головы, усиков. Это насекомое похоже на муху, сделать его совсем не сложно, особенно следуя пошаговому обзору с наглядными фото.

Подробнее: насекомые из бумажных гармошек

Бумажный муравей

Муравей сделан из бумажных рулончиков. Один длинный – тело муравья, маленькое колечко – его голова. Также понадобятся тонкие лапки, круги для панциря и усики.

Подробнее: муравей из бумаги

Насекомые — популярная тематика на занятиях, посвященных весенним поделкам и летним.

Еще по теме:

Божья коровка оригами для детей: пошаговая схема Божья коровка из бумажных рулонов Пчела из втулки от туалетной бумаги Бабочка из глиттерного фоамирана Пчела из бумаги: простая поделка из конуса

Темы, связанные с изучением природы, особенно интересны дошкольникам. А тем более, если речь идёт о жучках, букашках. Но поскольку рассмотрение темы «Насекомые» в том или ином контексте включено в рабочие программы всех возрастных групп, перед педагогом возникает вопрос поиска способа организовать все имеющиеся материалы так, чтобы они всегда были под рукой. На помощь приходит лэпбук, который, к слову, может использоваться и в процессе занятий с детьми дома.

Важные аспекты составления лэпбука

Создание пособия — это творческий процесс, в котором принимают участие и взрослые, и дети. Причём если малыши помогают лишь в оформлении лэпбука картинками: располагают их на подложке, конвертах и приклеивают, то ребята среднего и старшего дошкольного возраста участвуют и в отборе содержания: стихотворений, загадок, интересных фактов по теме. Если лэпбук составляется для детского сада, то родители принимают активное участие в выборе информации и иллюстраций, а педагог координирует всю работу.

Лэпбук позволяет организовать разные формы работы с материалами

Какие могут быть формы лэпбука

Чтобы пособие «работало», оно должно быть красочным и интересным. Поскольку эстетика играет важную роль, важно выбрать оригинальную форму лэпбука. Это может быть:

  • передвижная папка — открытая основа с двумя или тремя разворотами — такая форма даёт возможность увидеть сразу всё содержимое пособия, поэтому обычно используется для лэпбуков, адресованных детям первой и второй младших групп, – или закрывающаяся папка на завязках с 3–4 разворотами;
  • фигурно вырезанная папка — учитывая тему, это может быть, например, форма божьей коровки — такая форма 100% привлекает внимание ребят, но требует тщательно продуманного варианта открывания/переворачивания страниц (для малышей обычно делается один разворот);
  • книжка, на страницах которой размещены конверты с материалами (поскольку пособие активно эксплуатируется, страницы должны быть хорошо скреплены, например, прошиты);
  • книжка-гармошка — очень востребованный вариант оформления для ребят среднего и старшего дошкольного возраста (совсем малыши могут запутаться с порядком складывания страниц).

Как определиться со способом и форматом хранения материалов

Содержимое пособия для малышей удобнее хранить в кармашках, чтобы детям не приходилось открывать/закрывать конверты. А вот ребятам постарше этот вариант как раз будет более интересен: открывая, закрывая конверты, они чувствуют себя сыщиками, исследующими тему. Кроме стандартных конвертов и кармашков, содержимое можно хранить в:

  • фигурно вырезанных конвертах — под тему «Насекомые» подойдут формы листьев, букашек, цветов;
  • книжках-гармошках — обычно так оформляются загадки, стихотворения, пословицы, поговорки и занимательные факты о насекомых;
  • «дверцах» – раскрывая части «дверцы», дети старшего дошкольного возраста могут знакомиться со строением тела насекомого;
  • «окошках» – для малышей так будет удобно организовать иллюстрации по теме;
  • конвертах в форме коробочек — такой вариант подойдёт для открытой формы лэпбука;
  • сегментах вращающегося круга, где представлена, к примеру, информация по представителям мира насекомых родного края.

Вне зависимости от темы пособия картинки и заметки по теме оформляются на картонных или заламинированных бумажных карточках.

Что касается формата презентации материалов, то обычно это:

  • иллюстрации — с текстом или без, если предполагается, что малыши будут сами составлять описания картинок;
  • разрезные тематические картинки;
  • игры, описания которых даются на карточках;
  • рифмовки — для воспитанников младшего дошкольного возраста это может быть основа информационного блока;
  • загадки — в лэпбук для первой младшей группы этот блок не включается, так как у малышей ещё недостаточно опыта для разгадывания;
  • пословицы и поговорки для старших дошколят;
  • картинки для раскрашивания;
  • ребусы, лабиринты, кроссворды по теме;
  • CD с записью звуков насекомых (например, для игры «Угадай кто», в которой дети слушают звуки, издаваемые разными букашками, а затем называют или показывают картинку с изображением каждой), мультфильмов.

Пошаговая инструкция создания лэпбука «Насекомые»

Рассмотрим порядок составления пособия для детей среднего/старшего дошкольного возраста.

Яркое пособие привлекает внимание детей

Материалы:

  • 2 картонные папки;
  • самоклейка в горошек;
  • пластиковые папки с кнопкой разных форматов;
  • цветной картон;
  • тонкий разноцветный фетр;
  • тесьма с цветочками (можно двух цветов — для украшения обложки и для внутренних створок);
  • ленточка для завязок;
  • клеевой пистолет;
  • клей ПВА;
  • двусторонний скотч (для крепления конвертов);
  • ножницы;
  • декоративные насекомые, используемые для декора цветочных букетов;
  • распечатанные и вырезанные надписи для конвертов.

Инструкция:

  1. Склеиваем две папки в одну основу так, чтобы левая, узкая, створка одной папки оказалась справа.
  2. Срезаем завязки и обклеиваем картон самоклейкой. Можно разноцветной.
  3. Проклеиваем края внешней и внутренней частей лентами с цветочками.

    Конверты с материалами следует располагать так, чтобы они не перекрывали друг друга

  4. На узкой части справа размещаем конверт под тематические картинки с насекомыми.

    Материалы правой створки связаны с тематическими картинками, размещёнными на узкой части

  5. На правой створке размещаем схему описания насекомого и два конверта для дидактических игр.

    Ориентируясь на схему, детям проще составить описание насекомого

  6. Следующую створку посвящаем стихотворениям, играм и блоку с раскрасками.

    Чтобы листы с раскрасками не помялись, их лучше вложить в конверт, а не в кармашек

  7. Левую створку отводим под загадки и блок с интересными фактами о насекомых.
  8. На внешней стороне правой створки размещаем ещё два конверта из цветного картона с играми.

    Конверты лучше делать из цветного картона

  9. Оформляем обложку. Приклеиваем вырезанные из тонкого фетра буквы названия, травку, украшаем декоративными насекомыми, крепим ленточку для завязок и украшаем место приклеивания искусственными букашками.

Фотогалерея: подборка готовых тематических пособий

Для создания привлекательного оформления можно взять цветную бумагу с подходящим декором
Оформление подложки бумагой в горошек смотрится очень оригинально
Обложка пособия должна давать общее впечатление о его содержимом
Украсить пособие можно бумажными букашками или насекомыми, которые используются флористами для декора букетов
Зелёный фон для лэпбука, посвящённого насекомым, является самым выгодным
Карточки с материалами должны быть обклеены скотчем или заламинированы

Видео: видеообзор содержания лэпбука «Насекомые»

Наработки с материалами для лэпбука «Насекомые»

Если форма пособия может оставаться неизменной несколько лет, то содержимое нужно ежегодно дополнять и/или менять.

Информационный блок

В заметки по теме «Насекомые» можно включить:

  • общая информация о самых распространённых представителей насекомых (в этом источнике можно также найти загадки и пословицы, поговорки о конкретных насекомых);
  • интересные факты о насекомых;
  • сведения о значении насекомых для природы в целом и для человека в частности.

Блок поэзии

Стихотворения для малышей часто составляют основу информационного блока. Рифмовки для детей младшего дошкольного возраста должны быть короткими, они могут включать также описание внешнего облика насекомого:

  • Посмотри скорей вокруг — Справа друг и слева друг. Без друзей нам жить нельзя, Все вокруг твои друзья. Птички, бабочки и мошки, Паучки, собаки, кошки — Наши меньшие друзья, Обижать друзей нельзя. Надо их оберегать И в обиду не давать!
  • Божья коровка, Чёрная головка. Ловко крылья расправляешь И до неба долетаешь. Ходишь ты на чёрных ножках, Носишь ты костюм в горошек.
  • Вот кузнечик молодец Ловко скачет удалец, Выпрямляя спинку. Скачет по лугам, хохочет, Громко, звонко он стрекочет.

Для ребят постарше в подборку можно включить стихотворения русских классиков.

Блок загадок

Если для малышей загадки лучше подбирать с договорками, то для ребят 4–7 лет задания могут быть более сложными. Подходящие варианты для ребят 2–3 лет:

  • Побежали по дорожке Чьи-то маленькие ножки! А на ножках, посмотри, – Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей … (Муравья);
  • Холодный взгляд, в полоску брюшко, Но пчёлкам вовсе не подружка, Ужасна нам её краса. Летит коварная … (Оса);
  • На цветке сидит цветочек, В два всего лишь лепесточка. Посидит и улетает. Если кто не угадает, То подскажет мамочка: «Да ведь это …» (Бабочка).

Для дошкольников средней и старших групп можно использовать такие загадки:

  • В зелёных мундирах В траве на лугах Живут музыканты На длинных ногах. (Кузнечики);
  • Красно-бурый, жесткокрылый. Хоть вредитель — с виду милый. Начиная майский лёт, Он гудит как самолёт. (Майский жук);
  • Музыкальный кроха очень! Всё надкрыльями стрекочет. И не только на опушке, Но за печкою в избушке. (Сверчок);
  • Крылатый вредитель — Растений губитель. Хозяйству он шкодит! На сверчка походит. (Саранча).

Блок с игровыми заданиями

В лэпбук включаются тематические игры разных видов.

Таблица: примеры игр для лэпбука «Насекомые»

Название Правила игры Возраст дошкольников
Дидактические игры
«Найди тень» Дети соединяют карточки по парам: животное и его тень. Если малыши хорошо справляются, можно выполнять задание на скорость. Младший, средний
«Соедини по точкам» Дети соединяют по точкам изображение насекомого, называют его, дети младших групп раскрашивают, а средней и старших ещё и описывают.
«Угадай кто?» Взрослый называет глагол, дети угадывают, для кого это действие характерно:
  • стрекочет (кто?) – кузнечик;
  • бегает (кто?) – муравей;
  • ползает (кто?) – гусеница;
  • звенит (кто?) – комар;
  • собирает нектар (кто?) – пчела;
  • жужжит (кто?) – жук;
  • порхает (кто?) – бабочка.
Средний, старший
«Собери картинку» Ребята складывают элементы картинок. Воспитанники старших групп могут делать это на скорость. Любой
Театрализованные (игры на имитацию)
«Волшебные превращения»
  • Ведущий называет различных насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).
Младший
«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» Один ребёнок показывает насекомое, не называя его. Остальные угадывают, о ком речь. Средний, старший
Подвижные игры
«Найди свой домик»
  • Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике». Домики — это обручи соответствующего цвета. Божья коровка — в красный обруч, кузнечик — зелёный, стрекоза — в жёлтый обруч, жук — в коричневый.
Младший
«Гусеницы»
  • Дети двух команд выстраиваются в колонны. Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребёнку, и по сигналу ведущего «гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад. Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.
Средний, старший

Фотогалерея: иллюстрации для игр «Найди тень», «Соедини по точкам» и «Собери картинку»

Для игры «Собери картинку» стоит выбирать крупные изображения
Игру «Найди тень» можно проводить на скорость
Для ребят старшей группы картинка для игры «Собери картинку» может состоять даже из 20 элементов, а для воспитанников средней — из 10–12
Малыши собирают картинки из 3–8 элементов
Чем старше дети, тем более чёткими должны у них получаться линии в игре «Соедини по точкам»

Литературные произведения по теме

Текстовая форма подачи материала в лэпбуке используется не только для презентации информационного раздела, но и для блока художественной литературы. Произведения могут быть включены целиком, отрывками или списком рекомендованной литературы для домашнего чтения. Кроме того, можно указать вопросы, на которые дети отвечают после отработки сюжета. Подборку произведений можно найти здесь.

Материалы наглядного блока

В пособие визуальные материалы представлены не только в виде тематических картинок для составления описаний по схеме, но и в виде иллюстраций для оформления основы пособия, игр. Кроме того, в лэпбук можно вложить конверты с дисками с записями мультфильмов, видеороликов по теме, которые просматриваются с детьми, а затем обсуждаются.

Иллюстративный материал для блока с видео можно составить из эпизодов мультсериала «Лунтик».

Фотогалерея: тематические картинки по теме «Насекомые»

По сюжету картинки ребята постарше могут придумывать рассказы
Изображения насекомых должны быть крупными, чтобы дети смогли их хорошо рассмотреть
В рассказ о насекомом нужно обязательно включать информацию о пользе или вреде для человека
Рассказывая о картинке, дети могут добавлять пословицы и поговорки, где насекомое упоминается
Картинки являются основой наглядности лэпбука
Тематические картинки дают ребятам представление о многообразии мира насекомых

Видео: развивающий мультфильм для детей «Насекомые»

Видео: мультфильм для самых маленьких «Божья коровка»

Блок с заданиями на смекалку и развитие творческих способностей

Задания на разгадывание ребусов и решение кроссвордов даются в пособиях для старших дошкольников, а вот раскраски, лабиринты являются обязательным блоком для лэпбуков, адресованных детям любого возраста.

Фотогалерея: примеры заданий на смекалку по теме «Насекомые»

Вопросами к кроссворду могут быть картинки
Ребусы можно использовать в работе с детьми, которые знают буквы и имеют хотя бы начальные навыки чтения
Малыши могут двигаться по лабиринту, проводя путь карандашом или пальчиком

Фотогалерея: подборка картинок для раскрашивания на тему «Насекомые»

Кузнечика можно раскрасить гуашью
Для малышей раскраски можно подбирать с анимационными изображениями насекомых
Пятна на теле божьей коровки можно сделать фломастером
Муравья удобнее раскрашивать карандашами
Для придания бабочке яркости её можно раскрасить восковыми мелками

Как внедрить лэпбук в практику занятий

Пособие отлично вписывается в любой этап изучения темы. Так, на этапе знакомства с насекомыми можно использовать стихотворения, картинки по теме, видеоролики. На этапе отработки и закрепления — описания тематических картинок, игры, ребусы и раскраски.

Если говорить об использовании лэпбука в процессе НОД, то на основе пособия можно выстроить целое обобщающее занятие:

  • на вводном этапе ребята могут актуализировать знания по загадкам, стихотворениям;
  • на основном отработать материал в работе с картинками, игровыми заданиями;
  • на заключительном закрепить знания в интеллектуально-творческих заданиях.

Работа с пособием может быть как групповой, так и индивидуальной.

Отзывы

Лэпбук «Насекомые» помогает собрать воедино информацию и виды деятельности по теме, а также организовать работу малышей в группе или индивидуально в процессе рассмотрения темы. Пособие можно привлекать и для повторения уже изученного. А тот факт, что дети принимают активное участие в подготовке лэпбука, в несколько раз увеличивает его учебно-воспитательную ценность.

Лэпбук по экологии: воспитываем юных защитников природы Предыдущая статья Лэпбук по сказкам: приглашаем детей в волшебный мир Следующая статья

  • Коваленко Ольга Васильевна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: насекомые

Цель:

  • Закрепить знания детей о внешнем строении тела насекомых.
  • Познакомить с жизнью насекомых.
  • Упражнять в сравнении насекомых.
  • Рассмотреть взаимосвязи в природе.
  • Развивать мышление, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: Предметные картинки.

Ход занятия

Сегодня с тобою мы отправимся в лес, чтобы узнать тайны. которые происходят весной в лесу.

– Живут на земле два царства, которые дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря.

Давайте вспомним и назовем, что это за царство?

Правильно, это царство животных – фауна, и царство растений – флора. Жители царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят царство животных, оберегают царство растений от болезней и вредителей. Эти два царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.

В царстве фауна есть удивительный уголок, в котором живут удивительные существа. Их можно встретить повсюду: в низинах, в горах, на земле и под землей, на растениях, в воздухе и воде. А кто это ты узнаешь, отгадав загадки:

1.

Не зверь, не птица – нос как спица Летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьет, тот кровь свою прольет. Комар

2.

На вид конечно мелковаты, Но все, что можно. тащат в дом. Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом. Муравьи.

3.

Одежды не шьет, но ткань всегда ткет. Паук

4.

С ветки на тропинку, с травинки на травинку прыгает пружинка- зелененькая спинка. Кузнечик

5.

Домовитая хозяйка, полетела над лужайкой Похлопочет над цветком – он поделиться медком. Пчела

– А как вы думаете, о ком мы сегодня будем с вами говорить? – (о насекомых)

(предметные картинки насекомых)

Какие еще насекомые вы знаете?

А почему их называют насекомые? (от слова “насекать”)

Почему они насекомые? – (у них есть головка, брюшко, четыре крылышка, шесть лапок, усики)

Для чего нужны насекомые? – (они опыляют растения и являются кормом для птиц)

Какое из этих насекомых считается самым вредным? – муха.

Какое из этих насекомых приносить сладкую пользу человеку? – пчела.

– Посмотрите. Кто это? – пчела.

Как называется дом, где живет пчела? – улей.

Расскажи как выглядит пчела? – (у нее 6 ножек, голова, грудь, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щеточки, а на задних как бы маленькие корзиночки, куда пчелы собирают пыльцу.

Правильно. Когда пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют, и от этого растения дают семена.

– Как называется дом, в котором живут муравьи? – муравейник.

Муравьи – великолепные строители.

Из чего построен муравейник? – из хвоинок и мелких растительных остатков.

Как выглядит муравей? – утолщенное брюшко, грудь, голова, 3 пары маленьких ножек. У него сильные челюсти, очень подвижные усики.

Чем любят питаться муравьи? – сладкими соком тли. Они их доят, нежно поглаживая усиками, и получают сладкую, вкусную жидкость. а еще любят березовый или кленовый сок.

Какую пользу приносят муравьи?- (уничтожают гусениц, слизней, они охраняют наши леса.) А еще их называют хищниками, они уничтожают множество насекомых.

У муравьев много врагов? – это медведи, птицы, дятлы.

Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы лечится от паразитов, смазывая свои перья муравьиной кислотой.

А ты знаешь, что на зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности земли. Они собираются в тесный ком, и цепенеют до весны. муравьи видят плохо и поэтому важную роль играют усики, с которыми они ощупывают все, что встречается на пути. с помощью усиков они находят дорогу к своему гнезду.

Стрекоза – настоящая хозяйка воздуха. быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую головку, и еще три глаза на темени.

А как же развивается стрекоза? Самка откладывает яйца в воду, или на водные растения. Из яичек выходят личинка, которая затем перебирается на сушу.

Очень часто мы ловим жуков с красными крыльями и черными точками. Кто это?

Как их называют? Почему они получили такое название?

Божья коровка безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается. Чем она защищается? – выпускает желтое молочко, поэтому ее назвали коровкой.

Давайте вспомним ее строение? – (2 мягких прозрачных крылышка, и два твердых надкрылья). При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням. крылья ей позволяют летать.

Чем она питается? – тлями.

Тли – это насекомые, которые истощают растение, высасывают соки, загрязняют своим выделениями листья, как бы душат растения.

Божья коровка – верный помощник человека. В случае опасности, она прижимает лапки к телу, падает на землю и притворяется мертвой.

Стоит ли ловить бабочек?

Чем питается бабочки? – нектаром.

Все лето бабочки украшают поля и луга, а осенью исчезают.

Одни – улетают, как птицы, другие прячутся, а третьи откладывают яички и умирают.

6.

А что будет, если исчезнут все насекомые? – не будет птиц и т.д., и будет пустыня а если мы будем уничтожать насекомых, то кто станет опылять растения?

Правильно, все в природе взаимосвязано.

Мы знаем, что человек и природа – это одно целое. очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. и жизнь станет для вас богаче и интереснее. вы не будете равнодушными к нашей природе. земле. И жизнь станет для вас богаче и интереснее.

Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не будет ловить бабочек.

Вам стало страшно за нашу землю?

А вы знаете, что вы можете защитить нашу землю?

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы) Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Повторите чистоговорки

16.03.2021

Весной или в начале лета, когда просыпается природа, распускаются первые цветы, появляется множество различных летающих и ползающих насекомых, дошкольникам будет полезно и интересно узнать новые факты о последних, их среде обитания, сформировать представление жизненном цикле насекомых. Воспитателю достаточно использовать самые любимые для детей средства – сказку и игру, чтобы сделать занятие о многочисленных маленьких жителях планеты интересным и увлекательным. В рамках этой темы реализовать задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников поможет поучительная направленность сказки, концепция добродетели сказочных персонажей. Элементы творчества добавят занятию практический интерес, помогут закрепить полученные знания, а физминутки и подвижные игры в ходе детского урока обеспечат соответствие принципам здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Приобретенные в ходе такого занятия познания о мире насекомых запомнятся детям прочно и надолго и будут способствовать формированию у воспитанников уважительного и заботливого отношения к окружающей природе.  

Реквизит: музыкальный проигрыватель.

Аудиозаписи: детская песенка «Старый жук» (ансамбль «Детские песни»), детская песенка «Птички».

«Старый жук» (ансамбль «Детские песни»)

Наглядные пособия: картинки или фотографии с изображением майского жука, муравья, шмеля, бабочки, божьей коровки, грача, скворца.

Приключения майского жука

После долгой снежной зимы наконец – то наступила весна. Теплые ласковые лучики солнца согрели лесную полянку и из черной сырой земли показалась голова большого жука. Он вылез из норки, пошевелил усиками,   посмотрел вокруг и улыбнулся.

Майские жуки и их личинки зимуют, зарываясь в мягкую землю.

Его окружали заросли зеленой травы, яркие цветы и высокие деревья. Все было цветным и сказочно красивым. Сам жук был красно – бурого цвета, с жесткой спинкой, шестью лапками, усиками, и немного покрыт волосиками. Он увидел, что на полянке, кроме него, есть и другие насекомые: куда – то спешили по своим делам трудолюбивые муравьи, с травки на травку прыгали зеленые кузнечики, в воздухе летали и кружились воздушные бабочки и стрекозы, где – то жужжали мухи, в ярких цветках, собирая сладкий нектар, работали пчелки и шмели.

Майский жук решил, что ему надо поздороваться с обитателями сказочного мира насекомых. Он был очень вежливым. Жук подполз к трудяге муравью, поприветствовал его и спросил, что он делает. Муравей ответил, что вместе с братьями помогает ремонтировать свой большой дом – муравейник, в котором они зимовали.

Муравьи зимуют в муравейнике, закупоривая все ходы и выходы, чтобы внутрь не проникал холод.

Жук присмотрелся и увидел, что все муравьи дружно переносят камешки, песок, веточки, укрепляя жилище, а некоторые муравьи несут в свой общий дом еду – семянки растений, съедобные корешки, остатки других насекомых.

Муравьи питаются растениями, семянками, останками насекомых и их личинками.

— А где же мои братья жуки? Может ты знаешь?  –  спросил майский жук у муравья. Муравей ответил, что не знает, но может быть знает мудрая божья коровка.

— Где же ее найти? Помоги мне, пожалуйста? – обратился жук к муравью.

— Конечно я помогу тебе! Она живет на листьях большого дерева. – ответил муравьишка.

И майский жук с муравьем пошли искать тропинку к большому дереву, пробираясь между высоких зарослей травы и цветов. Они еще не знали, что их ждала долгая дорога, полная опасностей и приключений.

Вдруг над поляной пронеслась тень большой птицы. Все насекомые, кто успел, спрятались под листочки и травку. Черный грач кружил над поляной, выискивая насекомых, чтобы схватить своим большим клювом. Майский жук и муравей еле – еле успели спрятаться от большой птицы.

Грачи питаются мелкими насекомыми, личинками, в том числе майскими жуками.  

Подвижная игра «Птицы и насекомые».

Педагог разъясняет правила игры. Дети делятся на две команды – птицы и насекомые. Можно мальчиков назначить птицами, а девочек – насекомыми или наоборот.

Звучит детская песенка «Старый жук». Воспитатель предлагает птичкам встать в круг и водить хоровод – вить большое гнездо. Детки – насекомые в это время бегают и играют, изображая жуков.

Воспитатель включает детскую песенку «Птички». С этим сигналом некоторые дети – птицы разлетаются ловить жуков, хватая за руки и стараются привести и собрать их внутрь хоровода — гнезда. Те, кого поймали, остаются в кругу и по правилам игры уже не убегают, а присаживаются на корточки. Когда будут пойманы все жуки, можно поменяться ролями.

После игры воспитатель предлагает детям занять свои места и слушать продолжение сказки.

Майский жук очень хотел найти своих братьев, и они с муравьем продолжили свое путешествие к большому дереву, на котором жила мудрая божья коровка, чтобы узнать у нее все о братьях майского жука.

По дороге друзья увидели красивый цветок, в лепестках которого раздавалось жужжание. Это большой мохнатый шмель собирал цветочную пыльцу себе на обед.

Шмели питаются пыльцой и нектаром растений.

— Уважаемый шмель, подскажите, пожалуйста, как нам быстрее дойти до дерева? – спросил майский жук.

— Я покажу дорогу, идите за мной – ответил шмель и полетел очень низко над землей, показывая путь к дереву.

Так друзья добрались до дерева. Они поблагодарили шмеля, и он полетел собирать нектар. Майскому жуку и муравью предстояло забраться на дерево, чтобы встретить божью коровку, но они не знали как им быть. Муравей мог забраться по стволу, но жук не умел так ползать, как его друг. В этот момент наши насекомые – друзья увидели бабочку. Она летала возле дерева в поисках ярких цветов.

Бабочки летают с цветка на цветок, питаясь пыльцой и нектаром растений. Пьют нектар они хоботком.

Майский жук поздоровался с бабочкой и спросил у нее совет – как ему попасть на ветки дерева.

— Может быть ты поднимешь меня на своих крыльях? – спросил ее жук.

— Я не смогу тебя поднять, но ты можешь полететь сам – ответила бабочка. – У тебя же есть крылья!

Жук очень удивился. У него действительно есть крылья, но он ими еще не пользовался, не пробовал летать.

Майские жуки умеют летать и перемещать в полете груз, который в 850 раз тяжелее самого жука.

Бабочка и муравей посоветовали жуку расправить крылья и помахать им. Жук встал на задние лапки и пошевелил крылышками. Оказалось, что у него есть жесткие крылья, а под ними еще и мягкие прозрачные крылья. Он набрал побольше воздуха в брюшко, вздохнул несколько раз, взмахнул всеми крыльями и оторвался от земли, с шумом пролетев над поляной.

Физминутка «Майский жук».

Воспитатель предлагает детям изобразить майского жука: встать, поднять ручки – крылья, потянувшись вверх, набрать воздух и выдохнуть, проделав вдохи — выдохи несколько раз, помахать руками – крылышками, пожужжать.

— Ура! Получилось! – обрадовались бабочка и муравей. Майский жук приземлился на полянку у подножия дерева, посадил муравья к себе на плечи, и полетел на ветку дерева, а бабочка вернулась к своим цветам собирать сладкую пыльцу. На дереве друзья — путешественники увидели мудрую божью коровку. Ее спинка была красной с круглыми черными пятнами. Божья коровка была очень доброй, она всем помогала.

Божьи коровки живут на деревьях, кустарниках и в траве.

— Здравствуй, божья коровка! – обратился к ней майский жук. – Я ищу своих братьев, помоги, пожалуйста, мне!

Не успел жук договорить, как над ними пронеслась птица. Это был скворец. Он искал насекомых, которыми можно поживиться.

Жук и муравей поспешили спрятаться под листья ветки, опасаясь птицы. Они очень удивились, что божья коровка не спряталась от скворца, она его не боялась.

Птицы не охотятся на божьих коровок. Их яркий окрас отпугивает врагов.

Когда птица улетела, друзья опять обратились к божьей коровке. Она поведала майскому жуку, что он сможет встретиться со своими братьями, когда стемнеет. В темноте все майские жуки слетаются в то место, где есть свет.

Жук и муравей посмотрели туда, где было солнце. Оно как раз собиралось спрятаться за горизонт. Наступил вечер, стало темнеть. Майский жук поблагодарил муравья и божью коровку за помощь, и полетел туда, где горел фонарь, встретившись со своими братьями – жуками. Он был очень рад, что за время своего путешествия приобрел много друзей и наконец встретил своих братьев. Конец сказки.

Загадки о насекомых

Теплым днем, весною, в мае

Из земли я выползаю,

Крылышки свои расправлю

Над полянкой полетаю,

Над травою покружу,

Громко песню прожужжу  (Майский жук).

Я -простой лесной трудяга,

С братьями мы строим дом.

Братья – тоже работяги.

А зовусь я (муравьем).

Красненькое платьице,

Черненький горошек,

У лесной красавицы –

Шестеро ножек,

Крылышки, усики,

Черная головка.

А зовут красавицу (Божья коровка).

Трудиться мне совсем не лень,

Я летаю каждый день.

Над полянкою кружу,

Над цветочками жужжу,

Опускаю хоботок

В каждый сладенький цветок.

Я люблю душистый хмель.

Называют меня (шмель).

Гусеницей я была,

Много ела и спала.

А теперь пляшу, порхаю,

над цветочками летаю. (бабочка).

Для закрепления новых знаний воспитатель задает детям вопросы:

— Понравилась ли вам сказка про майского жука?

— О каких насекомых вы сегодня узнали?

— Какие насекомые умеют летать?

— Какие насекомые любят цветы?

— Почему насекомые боятся птиц?

— Каких еще насекомых вы знаете?

— Каких насекомых вы встречали сами?

В завершение занятия педагог предлагает детям нарисовать или вылепить из пластилина насекомых, о которых шла речь в сказке. Для наглядности используются заготовленные картинки. Можно дать детям задание нарисовать насекомых дома с родителями для выставки рисунков.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий