Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста ( материал лекции от 06.05.2020)

Главная Коллекция “Revolution” Педагогика Современные подходы к подготовке и обучению дошкольников грамоте в разных возрастных группах детского сада

Исследование проблемы готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных документах России. Определение значения методики Ушинского и Эльконина для современных технологий. Анализ способов мотивации детей к обучению грамоте.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.10.2016
Размер файла 42,9В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  № 42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

                                                                   УТВЕРЖДЕНА:

                                                                                  На педагогическом совете

                                                              МБДОУ № 42

                                                                                  ПРОТОКОЛ № ________

                                                                           «___»_______2015 г

                                                              Заведующий

                                                                                  ________Т.В. Матросова

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

                                                                           Воспитатель  МБДОУ № 42

                                                                            Войнова Юлия Валентиновна

Станица   Новопокровская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап­тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамо­те” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности,  в процесс которой  входит  способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует  формированию навыков языкового  анализа и синтеза,  обогащению  словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.  Чтение выступает одним из  способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует  успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного  чтения зависит успешность обучения в школе.

По утверждению  А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в   5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению,  по мнению М. Монтессори.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской       Федерации.        

·  «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.

·  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»,  СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564)

· «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

· Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

     Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций: М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет»

Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное  звуко – и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

   Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

   Целью Программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС)

Задачи

Развивающие:

Развивать желание читать; Развивать потребность в грамотности; Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.

Обучающие:

Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение); Прививать любовь к книге; Обогащать словарный запас и развивать речь; Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к книге; Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Условия реализации программы

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю  25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ

Отличительными особенностями рабочей программы от программы М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет» является изменение количества учебных недель, изменение часов на изучение тем, расширение содержания учебного материала. Это обосновано необходимостью для успешной реализации задач по подготовке детей к школьному обучению.

Организация процесса обучения

Основная форма организации работы с детьми – фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

 Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.

В  структуре  занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его  закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.

Продолжительность одного занятия 30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза

Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов.

Актуальность программы.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.

Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.

Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.

Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются синонимы и антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.

Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)

Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.

Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.

Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В развитии связанной речи происходит существенные изменения.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

Предполагаемые результаты

· Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;

· Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;

· Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);

· Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске

· Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

· Определять место звука в слове;

· Давать характеристику звуку (гласный – согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком

  • Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

· Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

· Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

· Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . !  ? знаками

· Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма

· Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей

· Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их

· Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов

· Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении

· Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными

Методическое обеспечение программы выстроено с опорой на следующие источники:

     М. Д. Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.

    Н. А. Гоголева «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010

    Л. Е. Журова «Азбука для дошкольников»   рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана – Граф 2011

                                                               Сентябрь

                                                               Октябрь

                                                                   Ноябрь

                                                               Декабрь

                                                                 Январь

                                                                Февраль

Март

Апрель

                                                               Май

 

Задания по обучению грамоте и формированию произносительной стороны речи для детей 4-6 лет представлены в комплексе. Данный сборник занятий станет хорошим помощником учителям-дефектологам и родителям.

В данном комплексе разработано и собрано 50 занятий в черно-белом варианте. Все занятия можно скачать одним файлом.

Польза занятий:

  • данные занятия дадут возможность малышу лучше усвоить знания о многообразии звуков и букв;
  • сформируют представления о словах и о том, что слова состоят со звуков;
  • будут хорошим помощником в формировании фонематического слуха (способность слышать и различать звуки в речи);.
  • при помощи взрослых ребята научатся различать звуки в речи, а значит и правильно их произносить.
  • выполнение данных заданий поможет подготовить малышей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и к подготовке к школе.

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 50 листов — 50 полноценных занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.

Занятия разработаны с опорой на наш сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

image

Каждое занятие содержит подробные инструкции по выполнению заданий. Задания включают в себя: описание изучаемого звука, графическое изображение буквы, прописи букв, множество иллюстраций на звуки и другой интересный материал.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

image

50 занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте (образец):

Задания по обучению грамоте и формированию произносительной стороны речи для детей 4-6 лет представлены в комплексе.

На сайте Вы сможете скачать сокращенную версию курса занятий и попробовать в работе. Сокращенная версия состоит из 10 занятий. Если занятия понравятся, то по почте promis_l@mail.ru Вы сможете получить полный комплекс.

Написать также можно на почту обратной связи. Ее Вы можете найти в конце каждой страницы.

Скачайте сокращенную версию занятий по обучению грамоте по выделенной кнопке.

Если вас заинтересовали занятия по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте то, думаю, Вам понравятся и 35 занятий по развитию речи.

Эти занятия вы сможете найти по выделенной ссылке.

Вам также будет интересно:

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Сведения

Проект по подготовке дошкольников

к обучению грамоте

«В мире звуков и букв»

Руководитель проекта:

    Букреева Ирина Анатольевна,

учитель-логопед

                                                                                             Участники проекта:

дети, родители, воспитатели

Краткая аннотация проекта

Название проекта: «В мире звуков и букв»

Название организации: МАДОУ «Детский сад №5»

Тип проекта: учебно – игровой

Продолжительность: долгосрочный (2 года)

Состав проектной группы

Руководитель проекта: учитель – логопед Букреева Ирина Анатольевна

Участники – воспитатели, дети старшей группы, родители

По числу участников проекта: групповой

По характеру контактов: в рамках МАДОУ № 5

Сроки реализации проекта: 15 сентября 2016 по 15 мая 2018 учебного года

Целевая аудитория: дети, посещающие логопедические занятия по подготовке к обучению элементарных навыков письма и чтения и их родители.

  • Цель проекта: развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза.
  • осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.                                  

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

·         Сформированность  звуковой стороны речи – ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

·         Сформированность  фонематических процессов –  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

·         Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу –  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

·         Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

·         Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.                                 

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «В мире звуков и букв» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

4. Воспитывать желание к познанию всему этому научиться.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1.  Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

2.  Четко дифференцировать звуки родного языка;

3.  Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

4.  Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

5.  Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.                                                      

6.  Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

7.  Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Перспективное планирование

Месяц 2016 – 2017 г

Название мероприятия

Цель

Форма

Сентябрь

Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Родительское собрание

Октябрь

«Готовность детей к школе»

Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок

Анкетирование

Ноябрь

Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?»

Вызвать у детей интерес к обучению

Беседа

Декабрь

«Звук слог слово»

Познакомить детей со звукобуквенным анализом

Занимательная игра

Январь

Игра «Подбери семейку слов»

Игра «Лишнее слово»

«Что такое предложение?»

1.Учить подбирать однокоренные слова

2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию

3.Познакомить детей с понятием «предложение»

Дидактические игры

Игра

Февраль

1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки»                             4. Игра «Что сначала, что потом?»

1.Образование прилагательных от числительных

2.Употребление предлогов

3.Развитие понимания распространенных предложений

Дидактические игры

Март

«Звук и буква»

Д/ и «Буква потерялась»

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим

Игровая деятельность

Апрель

Сказка «гласные и согласные звуки»

“Алфавит”

Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных

Непосредственно образовательная деятельность

Май

Согласные звуки

Д/и: «Слово на звук …»

Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить.

Игра Дидактические игры

Июнь

«Сколько звуков в слове?»

Д/и «Посчитай звуки»

Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове.

Игры на звуковой анализ и синтез используя цветовые круги

Месяц 2017-2018

Название мероприятия

Цель

Форма

Сентябрь

“Готовимся к письму”

Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму  

Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая  их самостоятельный  выбор и доступность.

Занимательные упражнения

Октябрь

«Какая буква заблудилась?»

Д/и: «Слово на слог»

«Составляем слова из слогов»

Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке

Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова

Занимательные упражнения

Ноябрь

«Читаем односложные слова»

Д/и: «Цепочка слов»

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Занимательные упражнения

Декабрь

«Читаем слова по слогам»

«Прочитай по первым звукам»

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Занимательные упражнения

Развивающая игра

Январь

Д/И: “Продолжи слово”

“Сплетем венок из предложений”

(схема предложения)

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Дидактические игры

Февраль

Д/и

«Волшебные кубики»

Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Дидактические игры

Март

“Чтение слов по слогам”

Д/и: “Угадай слово”

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Занимательные упражнения

Дидактические игры

Апрель

“Согласные и гласные звуки”

Д/и: “Веселый поезд”

Закрепить умение различать звуки согласные и гласные

Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Игры

Беседа

Май

Викторина «Игры со звуками и буквами»

Закрепление звуко-буквенного анализа.

Викторина

Июнь

Диагностика

Проверить уровень практического осознания элементов навыков письма и чтения

Диагностика

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок – передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

– Выявление уровня речевого развития детей.

– Анализ результатов работы по реализации проекта.

– Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

– Итоговое обобщающее открытое занятие «В стране звуков и букв».  

Были созданы условия по реализации проекта.

1. Собрание «Ребенок на пороге школы»

2. Анкетирование для родителей по развитию речи воспитанника

3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед, педагоги группы

4. Материально – технические ресурсы: ИКТ, фотоаппарат, магнитофон

5.Информационные ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, воспитателей по обучению грамоте, папки – передвижки, рассказы для детей о словах и буквах, просмотр видео о звуках и буквах, интернет ресурсы: сайт dou5.ru

Возможность распространения проекта.

·         Презентация проекта в ДОУ. Итоговое мероприятие.

·         Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.

Заключение

Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для  полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

Литература

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.

Раздел «Подготовка к обучению грамоте» направлен на формирование у детей 5-6 лет навыка ориентирования в звуковой стороне речи; последовательное выполнение заданий способствует развитию фонематического слуха во всех проявлениях. Ребенок учится распознавать отдельные звуки в словах.

В чем особенности и преимущества системы онлайн-обучения грамоте детей 6 лет?

Уже достаточно давно педагоги ведут дискуссии о необходимости и пользе формирования у старших дошколят навыков звукового анализа слов. При этом в начальной школе процесс обучения грамоте выстроен по традиционной системе. В ее основе лежит аналитико-синтетический метод. Вначале ребенок учится анализировать звуковой состав слова, затем — соединять буквы при чтении.

При разработке заданий в раздел «Обучение грамоте детей 5 лет» наши специалисты придерживались такой же системы. Причин этому несколько.

Во-первых, обучение грамоте детей 5-6 лет по этой системе в дальнейшем избавит малышей от необходимости переучиваться в начальных классах. При этом у ребенка не возникнет непонимания.

Во-вторых, традиционная система обучения грамоте дошкольников 5-6 лет имеет сразу несколько достоинств. Она позволяет избежать перестановки и пропусков букв и слогов при написании слов. Обучение грамоте по этой методике способствует развитию у дошкольников 6 лет мышления. Эта система в наибольшей степени согласуется со структурой русского языка. Кроме того, построенные по этой методике обучения грамоте для детей 5 лет, задания просты и понятны родителям, т. к. они сами учились именно так. Для их выполнения не требуется особая подготовка.

Специалисты развивающего сайта «Разумейкин» убеждены, что этот метод обучения грамоте для дошкольников 5-6 лет является оптимальным, если дети начинают читать в этом возрасте.

Несколько слов о самих упражнениях

Последовательно справляясь с заданиями из раздела «Обучение грамоте для детей 5-6 лет», дошколята знакомятся со звуками и даже частично — с их характеристиками (гласный/согласный, мягкий/твердый), учатся выделять звук в разных позициях (в начале, конце, середине слова). Кроме того, малыши узнают, что такое слог, ударение и предложение.

Если некоторые задания в рамках наших онлайн-уроков грамоты для дошкольника 5 лет на звуковой анализ слов окажутся слишком сложными, не стоит расстраиваться. Малыши в этом возрасте развиваются очень интенсивно. Вы сможете вернуться к выполнению заданий из раздела «Обучение грамоте детей 5 лет» через некоторое время или помочь ребенку справиться с ними.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий