Кубики Зайцева своими руками

К списку статей 2 декабря 2020 –>image

Чтение — один из самых основных навыков, который необходим для обучения в школе. Современные школьные программы рассчитаны в большинстве своем на детей, уже умеющих читать. Поэтому стоит начать еще до школы.

Существует множество методик, с помощью которых можно научить ребенка читать с самого маленького возраста. Одна из самых известных и впечатляющих своими результатами — кубики Зайцева. Она принципиально отличается от традиционной схемы обучения детей сначала буквам, потом соединению их в слоги, а слогов — в слова. Подробно о методике Зайцева мы и расскажем в этом материале.

Суть методики Зайцева

Зайцев Николай Александрович — петербургский педагог, родом из семьи школьных учителей. Он учился на филологическом факультете Педагогического университета имени Герцена, занимался английской филологией. В его последующей трудовой деятельности — опыт работы в школах учителем русской словесности, преподавание русского иностранным студентам.

На основе своей деятельности он разработал собственную, оригинальную методику для обучения чтению детей дошкольного возраста. Также его работа базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке — Сеченова, Павлова, Бехтерева и пр.

Принято считать элементом системы языка букву. Но Зайцев предлагает использовать не буквы, а склады (не слоги!). Ведь естественно то, что ребенок, начинающий говорить, пытаясь сказать слова, не произносит отдельно буквы, а всегда только склады. Их можно услышать даже в период лепета младенца.

Учеными было доказано, что при традиционном способе обучения чтению звукоречевой код делится неорганично, на искусственные составные элементы. Это создает у детей напряженность, что приводит не только к трудностям обучению чтению, но даже к эмоциональным проблемам. Зайцев сравнивал свой метод обучения чтению с помощью кубиков с музыкальными упражнениями, когда ребенок в интуитивном поиске звуков сам себя ведет, слышит и исправляет.

Зайцев утверждает, чтение по складам не его изобретение — его использовали еще в 19 веке. Например, у Льва Толстого в «Азбуке для малых детей» был приведен полный набор складов. Зайцев несколько доработал складовую азбуку, и теперь она находится не на страничках скучной книги, а на красочных «звучащих» кубиках и в таблицах.

Что представляет собой набор с кубиками Зайцева

image

Кубики Зайцева выполнены из картона. На их гранях — все склады русского языка. Они могут быть разными — согласная плюс гласная, согласная плюс твердый либо мягкий знак, просто одна буква. Например: П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ. Кубики очень разные и отличаются по:

  • цвету: золотые — обозначают гласные склады, металлические — звонкие склады, деревянные — глухие склады, бело-зеленые — знаки препинания;
  • звучанию, весу: с деревянным наполнителем внутри (глухие звуки), с металлическим наполнителем внутри (звонкие звуки), с бубенцами внутри (с гласными звуками);
  • размеру: большие и большие сдвоенные (для твердых складов), маленькие и маленькие сдвоенные (для мягких складов).

Входят в набор также таблицы со складами, аудиодиск с «попевками» и методичка.

Материалы Зайцева базируются на включении одновременно трех сенсорных областей восприятия ребенка — слуховой, зрительной, тактильной. Нейрофизиологами доказано, что разделение сенсорного потока на элементы, а затем связывание их в группы хорошо воспринимается мозгом.

Такое трехуровневое восприятие, перекрывает неразвитое пока логико-аналитическое мышление и обеспечивает ненавязчивое и надежное запечатление складов. Ребенок в процессе учится выделять звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие, глухие, шипящие.

Еще один важный принцип методики Зайцева заключается в том, что перед детьми предстает сразу весь материал, который нужно освоить. Многие это критикуют, но в окружающем мире ребенок тоже видит все и сразу.

Таблицы со складами располагаются на стенах. Но это не запутывает детей и не сбивает их с толку. Они естественно полностью погружаются в среду. На занятиях перед детьми находятся сразу все кубики со складами, они сразу учатся читать слова целиком. И дети, как показывает практика, прекрасно с этим объемом справляются.

Николай Александрович Зайцев считает, что ребенку сначала легче научиться писать, а уже затем — читать. Ведь письмо — это перешифровка звуков в знаки, а чтение — перешифровка знаков в звуки. Ребенку намного проще учиться читать через письмо, а не сначала читать, а затем писать. Конечно, письмо в этом случае не нужно понимать буквально. Это не письмо ручкой в тетрадке, а движение указкой по складам в таблице или по кубикам.

Еще важно то, что Зайцев не поддерживает идею строгой дисциплины в классе. Он считает, что сидеть и не вертеться — противоестественно для ребенка. Без движения его мозг перестает работать, замирает. В таких условиях впитывать знания невозможно. На занятиях по методике Зайцева можно бегать, прыгать, петь, вести себя непринужденно и естественно. У детей не портится осанка от долгого сидения, зрение также не страдает. Так, естественно и между делом, они учатся читать.

Оптимальный возраст, чтобы начать заниматься по методике

Система обучения чтению Зайцева не ориентирована на какой-то определенный возраст. Начать можно даже с полугода. Вначале это будет просто демонстрация кубиков ребенку. Конечно, методика для годовалого малыша и шестилетнего дошкольника будет разная. Статистика преподавателей показала, что при занятиях с регулярностью 2 раза в неделю длительностью полчаса-час:

  • дети 2-3 лет начинают читать спустя 6-9 месяцев;
  • дети 4 лет — через 16 занятий;
  • дети 5 лет — через 5-10 уроков;
  • дети 6 лет — уже через 5-6 занятий.

Подходят кубики и для взрослых иностранцев, начинающих изучать русский язык. Даже после первого занятия они смогут составить из кубиков услышанные слова. А еще через пару занятия — начнут читать.

Как заниматься по методике Зайцева в домашних условиях?

Таблицы, входящие в комплект, размещают на стене. Нижний край их должен находиться на высоте примерно 170 см от пола. Это не слишком высоко, а оптимально для того, чтобы развивать зрение детей. Буквы в таблицах изображены достаточно крупно и четко, их хорошо видно даже с расстояния 10 метров. Весь материал в таблицах полностью систематизирован и представлен перед глазами.

Зайцев предлагает с помощью своих материалов в процесс обучения включать:

  • зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, видит разные цвета;
  • осязание и тактильную память: ребенок трогает, крутит, играет, бросает кубик;
  • слуховое восприятие: озвучиваем слова — проговариваем или, что еще лучше, поем склады, и помним, что каждый кубик по-разному звучит.

Указки должны быть длиной примерно 1,5 метра или больше, чтобы дети, не подходя близко к таблицам, могли окидывать взглядом все табличное поле. Под таблицами должны располагаться полки для кубиков.

Ритмическое проговаривание и особенно пропевание являются сильными средствами воздействия на память ребенка. С первого занятия следует пропевать от начала до конца всю таблицу, показывая нужные склады на ней. Дети повторяют за взрослым. Блоки складов похожи между собой и дети скоро начинают их узнавать и воспроизводить по памяти.

Попевки помогают быстрому запечатлению складов. Следя за указкой взрослого, дети учатся быть внимательными, глаза их тренируются скользить по строчке, переходить на следующую, замечать знаки препинания.

Преимущества и недостатки методики

Сначала перечислим преимущества, которых очень много:

  1. Методика Зайцева проста. В отличие от методики Монтессори и Глена Домана, достаточно трудоемких и требующих специальной среды, кубики Зайцева легко использовать и в домашних условиях.
  2. Обучение чтению превращается в увлекательную игру. Ребенок получает новую информацию совершенно ненавязчиво, но хорошо усваивает ее.
  3. Сначала малыш делает упражнения со взрослыми, а потом сам. Это важный момент «зоны ближайшего развития». Так формируется самостоятельность ребенка, он учится работать сам, преодолевает посильные трудности.
  4. Занятия способствуют развитию когнитивных способностей — внимания, памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук у детей.
  5. Устраняются некоторые логопедические проблемы путем проговаривания ребенком слов за взрослым. Речь становится чище и четче.
  6. В таблице и на кубиках нет таких неестественных для русского языка складов, как ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку сразу запоминать правильность написания и не делать в словах подобные ошибки.
  7. Читать дети по кубикам Зайцева обычно начинают через очень короткий промежуток времени. Для детей 4-5 лет, как уже было сказано, достаточно 15-20 часовых занятий.
  8. Особенно полезны занятия по методике Зайцева для детей с ведущим правым полушарием. Это объясняется тем, что для них образное мышление — основной способ усвоения знаний.
  9. Раннее чтение положительно влияет на грамотность.
  10. Сформированный в дошкольном возрасте навык чтения облегчит вхождение ребенка в школьную систему, положительно влияет он и на общее развитие личности ребёнка.
  11. Отсутствие перегрузок, физических и психических, характерных для большинства современных методик.

Теперь выделим объективные недостатки:

  1. Ребенок, который научился читать по кубикам, видит в словах склады, а не слоги. Ведь именно из них он составлял слова в процессе игры. Например, слова «д-во-р» и «до-м» делятся на склады так. Но в них по одному слогу. В школе у ребенка может быть путаница, возможны проблемы с делением слов на слоги, переносом на другую строку. Объективно это так, но существует и много способов быстро научить детей делить слова на слоги. Просто нужно иметь этот момент в виду. Та же самая причина возможных трудностей с фонетикой и морфологией в школе. Детям, которые привыкли к складам, трудно разделить слова на буквы, выделить корень и т. д.
  2. Частая ошибка у детей, занимавшихся с кубиками Зайцева — проглатывание окончаний в словах и неправильное произношение. Это также связано с отсутствием опыта проработки буквенного состава слов.
  3. Методика заявляется, как сберегающая здоровье — у детей не портится осанка, поскольку им не надо долго сидеть на месте. Но, если детей не приучить сидеть хотя бы 20 минут, проблем в школе не избежать. Поэтому для 5-6 леток стоит все же требовать соблюдение дисциплины.
  4. Чтобы дома заниматься с кубиками, родителям придется приобрести недешевые материалы, потратить время, чтобы собрать кубики, внимательно изучить методичку и вникнуть в суть. И далеко не все родители это могут себе позволить.

Игры и упражнения с кубиками Зайцева

У ребенка дома должен быть доступ сразу ко всем кубикам. Он может свободно в них играть, спросить, что на них написано, и получить ответ. Кубики активно включаются в повседневную жизнь ребенка. Демонстрируя какую-то игрушку или вещь, можно сразу набрать его кубиками и показать. Постепенно ребенок начнет делать это сам.

Существует множество полезных и интересных игр с кубиками Зайцева. Малышей до 2 лет пока просто знакомят с кубиками, называют склады на них, пропевают их. Все только в игре и только при наличии интереса у ребенка.

Игры с кубиками Зайцева для детей 2-4 лет

Пишем слова

Идти нужно от простого к сложному. Нужно найти два одинаковых кубика со складами МА и предложить ребенку поставить их рядом. Озвучить — МАМА и похвалить малыша за то, что он написал слово. Далее можно составить такие слова, как ПАПА, БАБА, КАША и т. д.

Когда ребенок их усвоит хорошо, можно усложнить задачу. Произнесите слог КА из слова КАША, а кубик пусть он найдет сам. Если он затрудняется, то можно подсказать, что КА нужно искать на кубике КУКОКАКЭКЫК. Постепенно подсказки уменьшают, побуждая ребенка к самостоятельной работе.

Озвучиваем кубик

Ребенок выбирает любой кубик и показывает его взрослому. Тот озвучивает или пропевает все склады, расположенные на его гранях. Детей очень увлекает эта игра. Важно действовать в быстром темпе, чтоб поддерживать интерес у малыша. Очень скоро он сам будет подпевать взрослому.

Паровоз

На полку ставится игрушка — локомотив паровоза. К нему будут присоединяться вагоны, например, с буквой А. Покажите ребенку один большой кубик с буквой А и поставьте его рядом с игрушкой. Объясните, что нужно найти все кубики с буквой А (они будут большими). Ребенок в состоянии с этим справиться без помощи.

Когда все вагончики будут выстроены (МА, ТА, СА, ФА и т. д.), нужно их прочитать. Ведь иначе поезд не поедет! Взрослый пальцем показывает на первый кубик и озвучивает его, а ребенок за ним повторяет. Вскоре он сможет это делать сам.

Братья и сестры

Взрослый объясняет ребенку, что у всех кубиков есть братья и сестры, старшие и младшие, маленькие и большие. Например, у кубика СЮСЁСЯСЕСИСЬ есть старший брат СУСОСАСЭСЫС. Поставим их сторонами САСЯ. Дальше ребенку предлагается самостоятельно найти еще 5-6 пар.

Упражнения с кубиками Зайцева для детей 4-7

Какие слова начинаются на этот кубик?

Взрослый составляет из кубиков любое слово, например, КОШКА. Детям предлагается вспомнить, какие еще слова начинаются на склад, изображенный на первом кубике. Это КОРОВА, КОЛОБОК, КОНФЕТА, КОЗА и т. д. Правильно названные слова собираются из кубиков или «пишутся» указкой в таблице.

Цепочки из слов

Собрав из кубиков одно слово, можно цепочкой присоединять к нему другие. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего кубика предыдущего. Например: ШАПКАКАНАВАВАРЕЖКАКАРМАН и т. д. Игра может продолжаться до бесконечности.

Угадай

Рядом с ребенком кладутся несколько простых предметов, названия которых он хорошо знает. Взрослый составляет из кубиков слово, обозначающее название одного из предметов. Ребенок должен его прочесть и взять себе соответствующий предмет. Начинать следует с 3-4 предметов, постепенно увеличивая их количество.

Перевертыши

Взрослый собирает из кубиков какое-то простое слово, например, МАША. Затем, заменив склад МА на склад КА получает новое слово — КАША. Нужно пояснить ребенку этот фокус, что изменив буквы можно получать совершенно другие слова. Например: ВИЛКАГАЛКАБУЛКАБЕЛКА.

Смешные слова

Объединив несколько любых кубиков можно получить очень смешные слова, которые позабавят и ребенка, и взрослого. Задача стоит только прочесть их правильно. А поскольку слова необычные, то и сделать это будет нелегко.

Заключение

Не стоит бояться недостатков методики Зайцева. Все они легко преодолимы при правильном подходе. Если родители чувствуют в себе силы заниматься с малышом и им самим это интересно, то пробовать однозначно стоит. Методика дает отличные результаты в работе с детьми с задержками психического и речевого развития, слабовидящими, глухими. Иногда кубики Зайцева являются единственным способом научить ребенка с подобными нарушениями читать.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее Читай вместе с Умназией! укажите почту

С раннего детства родители много времени уделяют развитию своего ребенка. Ведь совсем скоро ему придется столкнуться с колоссальной нагрузкой в школе. Если он будет подготовлен, то без труда справится с ней. И первое, чему обучают в школе – это чтению. Но многим детям оно дается нелегко. Поэтому современные педагоги прибегают к методике обучения чтению по Зайцеву. В чем ее суть мы разберемся в этой статье.

Основные принципы методики Зайцева

Известную методику, позволяющую обучать детей чтению, разработал отечественный педагог Николай Александрович. Этому он посвятил много времени, дорабатывал ее и усовершенствовал. Результатом его трудов стала одна из эффективных методик, ее основой являются кубики Зайцева.

Николай Александрович пришел к выводу, что:

  • Обучить малыша чтению можно без предварительного изучения букв;
  • Осваивание слогов для детей является сложной задачей;
  • Освоить азы письма детям куда проще, нежели принципы чтения.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.

Используя данный метод можно научить читать детей:

  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

Дети учатся читать довольно быстро. Происходит это за счет того, что они задействуют разные каналы восприятия. Малыши видят, как пишутся склады, слышат их звучание и могут потрогать куб, на котором они изображены.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.

Отзывы о методе Зайцева

Многие родители, прежде чем испробовать метод Зайцева на своем малыше норовят изучить как можно больше информации и ознакомиться с отзывами других мам и пап. Полагаться только на их опыт не стоит, ведь в каждом случае все индивидуально. И к каждому малышу требуется особый подход.

Мнения родителей, испробовавших этот метод, довольно разные. Их можно разделить на несколько категорий. Есть родители:

  • Которые без ума от нее. Они утверждают, что дети довольно быстро научились читать и это приносит им огромное удовольствие;
  • Которые держатся нейтралитета.

На это у них есть определенные причины:

  1. Долго не видели результата, но в итоге малыши научились читать и довольно не плохо.
  2. Не смогли с помощью домашних занятий научить малыша чтению. Но это удалось сделать, работая с педагогом в коллективе.
  3. Освоили методику в 5–6 летнем возрасте, хотя заниматься по ней начали гораздо раньше.
  4. Использовали элементы методики выборочно. В связи с этим ожидаемого результата не получили.
  5. Которые считают ее недейственной. Ведь с помощью нее ребенка так и не удалось научить чтению, хоть и усилий было приложено немало.

Отзывы все разные. Поэтому при выборе методики следует учитывать исключительно способности ребенка и его особенности. Но как показывает практика, дети лучше осваивают что-то новое именно в игровой форме, когда на них никто не давит и не ограничивает их действий.

Программа раннего развития детей по кубикам Зайцева известна с 1984 года, когда автор начал применять ее в дошкольных учреждениях. Несмотря на столь долгое использование и несомненную эффективность, она до сих пор вызывает жаркие споры в педагогической среде. Методику Зайцева принято относить к нетрадиционным способам обучения детей. Официально Министерство образования ее до сих пор не признает, предпочитая делать упор на классические программы развития дошкольников.

Практикующие специалисты, в особенности дефектологи, подтверждают действенность метода обучения, созданного Н.А. Зайцевым. Дети с задержкой психического развития хорошо осваивают предложенную программу, что дает большую надежду на исправление дефекта. В их обучении крайне важно придерживаться игровой формы, а это является одним из постулатов данной методики.

Основные принципы методики Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева основана на следующих принципах:

  • Развитие всех форм восприятия – мышление, слух и зрение, самостоятельная деятельность.
  • Игра как способ преподнесения материала.

Классическое обучение чтению предполагает, что дошкольник сначала выучит буквы алфавита, а затем научится составлять их в слова. Стоит ли говорить, что дети плохо запоминают абстрактные символы в виде букв. Для детей с нарушениями психического развития задача становится практически невыполнимой.

Н.А. Зайцев решил пойти другим путем и предложил сначала обучать дошкольников складам. Не нужно путать это понятие со слогами. Склад – это сочетание одной, двух или трех фонем. Например, СО-БА-КА или ПА-РО-ВО-З. Дошкольнику просто выучить сочетание фонем и затем объединить их в слово, нежели читать буквы по порядку.

Педагог выделил 246 комбинаций фонем, а 120 из них очень сходны по произношению. Расположив их по первой букве склада, получается своего рода алфавит, который называется таблицей Зайцева.

На мысль о создании методики автора навело наблюдение за маленькими детьми, которые начинают говорить по слогам, потому как для их восприятия именно сочетание звуков наиболее естественно. Ни один ребенок не начинает свою речь с отдельных букв. Подобный способ обучения уже применяли Лев Толстой и Гленн Доман.

Что такое кубики Зайцева

Обучение по кубикам Зайцева широко применяется для освоения чтения. Однако это не единственное использование новаторства педагога. Существуют методики преподавания счета и английские кубики Зайцева. Удивительно, но взрослые иностранцы при обучении русскому языку по данной методике с первого урока начинают правильно складывать произносимые педагогом слова.

Чтение по кубикам Зайцева происходит следующим образом. Автор поместил склады на грани объемной фигуры, потому как дошкольники в основном используют образную память. Они имеют разный размер и цвет, зависящий от нанесенного на них склада. Так, гласные буквы, требующие широкого раскрытия рта при произношении, расположены на крупных фигурах. Согласные буквы, для которых рот открывается не широко – на маленьких. Кубики внутри наполнены материалом, который соответствует звучанию склада и дает ребенку представление о звонкости или глухости звука.

Таким образом, занятия по кубикам Зайцева активизируют слуховое, зрительное и тактильное восприятие. Ребенок не выучивает составляющие слова, а понимает их на интуитивном уровне.

Кубики Зайцева для детей в зависимости от произношения делятся следующим образом:

В комплект обычно входят:

  • Развертка кубиков Зайцева – 52 штуки; или уже готовый материал.
  • Наполнители.
  • Таблицы на картоне.
  • Книги для родителей и воспитателей.
  • Диски с песнями.

Примечание: к методике Зайцева можно дополнительно приобрести тетрадь, в которой задания представлены в плоскостном варианте.

Перед началом занятий следует склеить кубики, если они находятся в развертке, и наполнить их нужным материалом. Далее собирают воедино таблицы и располагают в обучающем классе. Под таблицами нужно устроить полку, куда дети будут складывать кубики. Если обучение происходит дома, можно таблицы разместить на стене, а вместо полок использовать стол.

Методика использования

Существуют группы раннего развития «Читаем по кубикам Зайцева», где с детьми занимаются два-три раза в неделю. Занятия должен вести педагог, имеющий опыт и владение данной методикой. При желании родителей освоить обучение чтению кубики Зайцева можно применять и дома.

Начинать его можно с самого рождения. Грудной малыш будет использовать их только в качестве игрушки, ему показывают сложенные из кубиков слова или говорят, пропевают склады. Интенсивной работы в этом возрасте не ведется. С года уже есть смысл начинать осмысленные занятия. Ребенок перебирает дидактический материал, пытается найти предложенный взрослым склад. Малыши этого возраста, обучающиеся по методу Зайцева, начинают одновременно читать и говорить.

В 2-3 года ребенок уже может найти в таблице запрошенный педагогом склад. Дети подготовительной группы осваивают чтение практически сразу.

Сначала набор кубики Зайцева выдается детям для знакомства, сразу весь комплект. Они могут трогать, вертеть, перекладывать кубики, как им этого хочется.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1-1,5 часа. Домашнее обучение не имеет временного ограничения. Подробный план занятий дан в практической методичке, находящейся в комплекте.

Важно! Малыши должны быть позитивно настроены на обучение, они сходили на горшок, не хотят пить и есть. Все отвлекающие факторы из помещения убраны (телевизор, радио, домашние животные).

Как пример можно привести следующие упражнения:

  • Складывание собственного имени. Постепенно можно добавлять имена мамы, папы и т.д.
  • Загадки. Педагог задает детям загадку, а те складывают ответ.
  • Поиск пары. Нужно посмотреть на кубик, и найти склад в таблице на стене.
  • Угадывание и поиск произнесенной комбинации фонем в таблице.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Выбирая методику раннего обучения, родители встают перед сложным выбором, кроме кубиков Зайцева есть еще и методика Чаплыгина. На первый взгляд они похожи, но есть принципиальные отличия:

В материалах по методу Чаплыгина используются слоги и буквы, что не создаст в голове ребенка путаницу со складами, когда он начнет обучение в школе. Они изготовлены из дерева, а значит долговечны и экологически безопасны. На освоение материала отводится от 3 до 30 занятий.

Кубики Зайцева своими руками

Можно сделать кубики Зайцева своими руками, тогда траты на приобретение материалов будут значительно меньше. Для изготовления дидактического материала потребуется картон или пластмассовые заготовки с одной съемной гранью. Лучше обклеить готовые кубики скотчем для долговечности.

Для наполнения используют металлические пробки от лимонада, мелкие монетки, колокольчики. Деревянный звук издают палочки, пуговки, горох.

Можно кубики Зайцева распечатать из интернета, тогда не придется самостоятельно их раскрашивать, будет соблюден оригинальный размер материала. Цветную разверстку нужно наклеить на картонные или пластиковые заготовки. Также потребуется распечатать на кубики Зайцева таблицы.

Метод Н.А. Зайцева очень эффективен, потому как опирается на психические особенности детей раннего возраста. Основной аргумент противников освоения чтения по кубикам Зайцева – несовместимость со школьной программой, ведь она построена на буквенном обучении и разбиении слова на слоги. Учителя тратят много времени, чтобы переучить школьника.

Другим важным минусом является недолговечность дидактического материала и его дороговизна. Многие родители не могут самостоятельно применять методику, им приходится обращаться к педагогу, а регулярные занятия тоже стоят немалых денег. Взвесив все «за» и «против» данного метода, родители сами решают, нужно ли по нему обучать своего ребенка.

Видео

030

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий