Краткая история новогодней елки

Дед Мороз, Снегурочка, подарки и мандарины. И ёлка. Сегодня невозможно представить Новый год и Рождество без этой пушистой красавицы. Казалось бы, ёлка с самого начала своего существования была праздничным зимним деревом, однако это не так. Какие же трудности преодолела ёлка в России перед тем, как стать главным деревом зимних праздников. image

1.

Ёлка, как символ кладбища и кабака

Дерево смерти, проводник в мир мертвых и «украшение» могильников — традиционный образ ёлки у русского народа, существовавший до XVII века, не совсем совпадал с современным праздничным представлением о дереве. Между двумя ёлками хоронили самоубийц, хвойные ветки бросали на дорогу на кладбище, лапами дерева укрывали могилу зимой, а где-то вообще запрещали сажать ели около дома — опасались смерти мужчин. Потусторонняя символика отражалась и в устном народном творчестве, даже одно из имен черта звучало как «ёлс». image

Переход ёлки на «светлую сторону» начался в петровскую эпоху. Царский указ 1699 года изменил систему летоисчисления – не с момента Сотворения мира, а от Рождества Христова — и перенес день «новолетия» с 1 сентября на 1 января. Рекомендации о том, как организовывать праздник, тоже прикладывались. Украшение столицы хвоей, запуск ракет и зажигание огней – основные пункты новогоднего предписания. Ёлка постепенно становилась символом праздника, но окончательно закрепиться в роли главного дерева Нового года ей пока мешали другие «колючие», разрешенные для украшения зданий, и расположение – петровский указ требовал ставить дерево не внутри помещения, а снаружи.

2.

После смерти Петра I ёлочную традицию сохранили только питейные заведения. Именно по ёлкам, стоящим у ворот или на крышах, опознавали кабаки. Хвойные красавицы несли пост круглый год и уступали место своим сменщицам накануне следующего Нового года. За ёлочную особенность в народе кабаки стали называться «Иванами-ёлкиными» и просто «ёлками».

3.

Царское благословение для рождественской ёлки

В России первые рождественские ёлки появились лишь в начале XIX века. Деревья на праздник ставили в своих домах петербургские немцы. Выходцы из Германии, для которых ёлка была символом Рождества, не собирались отказываться от своих традиций. Вот только процесс «ассимиляции» хвойной красавицы проходил довольно тяжело. В 20-30-е годы XIX века в дом дерево еще не пускали и воспринимали его как немецкую причуду.

Первопроходцем по «внедрению» ёлок в России считается Николай I — в конце 30-х рождественское дерево появилось при дворе государя, не без участия его немецкой супруги. Пример царской семьи оказался заразительным, и ёлка проникла в дома столичной аристократии. Однако позволить себе рождественское чудо могли немногие — цена полностью украшенной ёлки достигала 200 рублей. Тогда за 350 рублей семья могла «нанять» крестьянскую избу на год! Ёлочный ажиотаж захватил Петербург к середине 40-х годов XIX века. О ёлках писали в журналах и газетах, дерево появилось в домах у простого населения, а к концу десятилетия их начали продавать на праздничных ярмарках.

4.

Ёлочные базары и дети-разбойники

В середине XIX века рождественская торговля выделилась в отдельную отрасль. «Славянская традиция большого стола наложила свой отпечаток на ассортимент товаров мороженая птица, битые свиньи, туши, которые рубили прямо на снегу. Промёрзших посетителей угощали сбитнем — сладким горячим питьем на меду и травах. Не обходилось на ярмарках и без ёлок, а где они, там и игрушки с подарками. В Петербурге посмотреть на такие ярмарки специально вывозили институток в каретах», — рассказывает старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш.

Ёлки продавали в самых просторных и многолюдных местах: на городских площадях и замерзших реках, около гостиных дворов, а позже и на специальных ёлочных базарах. Туда их привозили крестьяне. «Свои» поставщики снижали цены на деревья, но до сих пор не каждая семья могла купить ёлку, ведь ее еще нужно было украсить, а значит, дополнительно приобрести игрушки и подарки. Столичная знать, не испытывающая подобных проблем, устраивала между собой ёлочные соревнования — чье дерево выше, богаче и наряднее.

5.

К концу столетия петербургская ёлочная мода вышла за пределы столицы и распространилась на усадьбы и дома помещиков. А вместе с деревом пришли и немецкие традиции праздника. Рождественская ёлка считалась событием семейным, частным. Поначалу таинство появления дерева в доме и его подготовки к празднику было доступно только взрослым младшие члены семьи видели результат труда родителей только в день Рождества, но со временем и дети стали принимать участие в украшении ёлки. На нее вешали конфеты, золоченые орехи и яблоки. В Москве это был определенный сорт фруктов — небольшие крымские яблоки, которые специально привозили на ярмарки к Рождеству. Игрушки и украшения покупали или делали дома – вырезали цветные флажки из картона, золотили орехи, конструировали хлопушки. Украшенная ёлка «жила» всего несколько часов. По той же немецкой традиции дерево отдавали детям на разграбление его нужно было разорить. Ёлку валили на пол, снимали все съедобное и срывали игрушки вместе с ветками.

6.

Борьба за хвойную жизнь

На рубеже веков нормой стали общественные ёлки для детей. Праздники устраивали для всех ребят, не зависимо от сословия и уровня обеспеченности родителей. Благотворительные ёлки для бедных проводили в детских домах и народных приютах, организовывали праздники и для детей рабочих.

Беззаботная и счастливая ёлочная жизнь закончилась с приходом к власти большевиков — они активно боролись с «религиозными предрассудками». Рождество получило клеймо «дня спаивания народа», и праздник отменили в 1929 году. Запретили и ёлку. По вечерам накануне Рождества на улицах появлялись патрули, которые высматривали спрятанные в домах незаконные деревья, в школах вместо ёлок проходили антирождественские вечера.

Опала закончилась в 1935 году — партия приняла предложение члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева организовать «к новому году детям хорошую ёлку». На смену Рождеству пришел Новый год. Поток деревьев сразу хлынул на рынки страны, украшенные ёлки появились в учебных заведениях и на катках. За считанные дни дореволюционный праздник был возвращен, а ёлка вышла «из подполья» как символ счастливого советского детства.

7.

Ёлка стала обязательной — все учреждения от детского сада до завода должны были проводить новогодние мероприятия по заранее одобренным сценарию и программе. После Великой Отечественной войны идеологизация праздника усилилась — книжки с инструкциями Сталина к Новому году выпускали миллионными тиражами. Резко возросло производство ёлочных игрушек и украшений, но не простых, а правильных и нужных. Красноармейцы, дирижабли и подводные лодки отражали успехи и силу страны. Смысловое содержание игрушек утверждали специально созданные при заводах комитеты и комиссии.

В 90-е годы XX века ёлка освободилась от политической окраски. Пройдя через войны и смену власти, она смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда». Современная ёлка — символ семейного торжества и сказки. Это символ праздника. Пускай и новогоднего, а не рождественского.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/211218/41734/

Одним из главных символов Нового года кроме подарков, Дедушки Мороза и его внучки Снегурочки является новогодняя ёлка. Это непременный атрибут новогодних праздников: Рождества и Нового года. В качестве новогодней красавицы используется хвойное дерево – сосна, ель или пихта. Новогоднюю ёлку ставят дома, украшая игрушками и гирляндами.

Новогодняя ёлка

История новогодней ёлки

Рассмотрим историю зарождения традиции – ставить новогоднюю ёлку. Случилось это не случайно, ведь с давних пор – елка – символ мирового дерева.

Наши предки верили, что в деревьях обитают духи, и чтобы их уважать развешивали на их ветвях яблоки. Это считалось символом плодородия.

Яблоко как украшение

Дерево должно быть непременно вечно зеленным, так как это отпугивает болезнь и невзгоды.

История новогодней елки, а точнее рождественской, начинается в Европе. Первое достоверное упоминание датируется 1510 годом. В этот год в городе Рига впервые была установлена рождественская ёлка.

Ёлка в Риге

В России традиция устанавливать ёлку была начата Петром Первым, а привезена из Германии.

Петр Первый

Окончательно традиция сформировалась в 19 веке. В начале 20 века с приходом большевиков традиция была упразднена, как пережиток религии. Но спустя время в 1936 елка вернулась, став новогодней. Именно так появилась новогодняя ёлка.

Новогодние елки для детей

Слыша словосочетание «новогодняя ёлка» в России может подразумеваться не только дерево, которое устанавливается в доме на Новый год, но и праздник для детей.

Новогодняя ёлка для детей

Одной из современных традиций является устраивать новогодние елки для детей в течение новогодних праздников. О билетах на мероприятие лучше позаботиться заранее, чтобы на зимних каникулах посетить этот новогодний праздник для детей.

04.12.2013 17:21 23308 Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком Девочка на новогодней елке, проходящей в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. 1967 г. РИА Новости Статья по теме Новогоднее обращение. Как поздравляли народ советские и российские лидеры Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович спросил лидера СССР Иосифа Сталина, где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк:

– У нас все ёлки главные!

Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы.

Фото: www.russianlook.com

Праздник политического значения

Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики – словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить».

Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева. В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме.

Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича.

Made in USSR. Как встречали Новый год в годы застоя

Снегурочка-сталинистка и Новый год – коммунист

23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус.

Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.

Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль и Сергей Михалков. При этом идеологическая составляющая никуда не делась – так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов».

Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки.

В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям:

– Я – первый год из двадцати,

Вам в коммунизм со мной идти!

Девушка-загадка. Как у Деда Мороза появилась Снегурочка

Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки

Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский и Эдуард Успенский – будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены».

Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок.

С чем сравнить шок советских чиновников от такого сценария? Ну, представьте себе реакцию нынешних чиновников, узнай они, что главным героем детского утренника станет Михаил Ходорковский?

Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией.

Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» – в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.

По воле случая. Кто написал песню «В лесу родилась елочка»?

Страшилочка про ёлочку

Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки.

Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад.

Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика.

Статья по теме

Великолепная пятерка. Лучшие Деды Морозы в истории страны После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей.

Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина – «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов.

И это правильно – ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок.

Материал был впервые опубликован 31.12.12

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Елка и новый год воспринимается нами, как нечто неразрывное. Трудно представить себе этот праздник без пушистой, зеленой красавицы. Домашние елки уже к концу 19 века воспринимались, как один из элементов нормального детства. Их устанавливали к Рождеству, которое приходилось в то время на 25 декабря. Домашние елки собирали родных и близких. Взрослые покупали подарки, организовывали «елочное веселье», играли на фортепьяно, танцевали.

А знаете ли вы, что история новогодней елки в России  после октябрьского переворота, именуемого революцией, могла не иметь продолжения? После введения в 1918 году западноевропейского календаря Рождество сместилось с 25-го декабря на 7 января, а Новый год – с 1-го на 14 января. Советская власть, которая  изначально вела плановую борьбу с религией, в 1922 году попыталась заменить праздник Рождества Христова на комсомольское рождество – «комсвятки», которое праздновалось 25 декабря.

Это была попытка преобразования православной традиции. «Комсомольские елки» устанавливали в клубах, где помимо докладов о политической обстановке, ставились сатирические спектакли, разоблачающие «экономические корни» рождественских праздников. Устраивались шествия с факелами и сожжением икон.

После ужесточения антирелигиозной пропаганды в 1929 году Рождество было отменено. Елка, которую назвали «поповским» обычаем – тоже отменили. Представьте себе, что были созданы специальные бригады дежурных, которые ходили предновогодними вечерами по улицам, наблюдая, не светятся ли где огни елок.  Вместо празднования Нового года проводились «антирождественские» вечера, на которых высмеивали церковь и попов.

Казалось, что история новогодней елки закончилась навсегда…..  Но дореволюционный праздничный обычай возродился  в 1935 году под девизом: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Естественно, прославлялся в эти дни «думающий о народе» Иосиф Виссарионович. На каждом предприятии создавалась комиссия из профсоюзных активистов, которые разрабатывали программу проведения праздника, доставали елку, готовили подарки, которые потом вручал детворе Дед Мороз.

Интересно, что восьмиконечная Вифлиемская звезда, которая до революции украшала верхушку елок, была заменена на пятиконечную, как на кремлевских башнях. Главная елка страны устанавливалась в Доме союзов. Кстати, 1 января стал не рабочим днем, только,  в 1947 году. В 1954 году впервые елка была установлена в Кремле. Конечно, новогодний праздник был преподнесен, как чествование передовиков производства, комсомольских работников, слушателей военных училищ и т.д., но в виде новогоднего бал-маскарада.

Кто из нас не помнит фильм «Карнавальная ночь»? Он, как наглядное пособие тех времен, как праздновался новый год. Народ должен был встречать праздник в «дружном» коллективе своих коллег по работе, а не в семейном кругу, так как прививался дух коллективизма. Я сама прекрасно помню конец 50-х, когда родители уходили встречать новый год в заводской клуб на бал-маскарад.

Мы с братом оставались  одни дома  и упорно ждали прихода Деда Мороза, но, естественно, не выдерживали, засыпали. А утром под  елкой обнаруживали подарки в виде конфет.  Если в подарке оказывались еще и парочка мандаринок – диковинка по тем временам, то радости не было предела.  Вот же интересно: запах от этих двух мандаринок был такой изумительный, почему-то даже килограмм сегодняшних мандарин так не пахнет!

С 1991 года Рождество Христово стало праздничным днем официально. 7 января – православное Рождество, как и 25 декабря в РБ – католическое Рождество, объявлено не рабочими днями.  Пушистую красавицу елку теперь устанавливают к двадцатым числам декабря на  всех городских площадях и убирают только после встречи нового года по старому стилю, то есть 14 января.

История новогодней елки продолжается. Сегодня самыми желанными для нас стали не общественные елки, а домашние, на которых собираются всей семьей от мала до велика. Это семейное торжество «обрастает» новыми традициями. Родители на время сами становятся детьми и вместе с детворой ждут чуда в эту новогоднюю ночь, которое обязательно произойдет, если очень верить!

Мы отмечаем наступление нового года в ночь с 31 декабря на 1 января по воле Петра I. Это он Указ подписал о переносе дня праздника (если кто еще не знал). А вот традиция ставить новогодняя елку сложилась примерно 120 лет спустя. На первых порах празднующие ограничивались «украшениями от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых».

Первая из известных ёлок была поставлена в 1817 году. Тогда будущий император Николай I хотел порадовать свою невесту Александру Фёдоровну, урождённую принцессу Фредерику Луизу Шарлотту Вильгельмину Прусскую. Традиция ставить ёлки у немцев, живших в России, неизменно сохранялась, и в XIX веке её стали понемногу перенимать и русские. Кстати, сам Николай I этот обычай не жаловал: как вспоминает его дочь великая княжна Ольга Николаевна, «он всегда был против ёлок», боялся пожара от свечей. Но чего не сделаешь ради семьи.

Мало кто представляет, что централизованная торговля ёлками начиналась в … кондитерских. Это случилось в 1830 году.

В кондитерских продавали уже наряженные деревья, со свечами и сладостями, и стоили они очень дорого. С 1840-х особым шиком считались искусственные ёлки, но и простые мужики поняли свою выгоду. Стали рубить елки и возить в город на продажу, и тогда «рождественские деревья» стали наконец-то доступными.

В 1852 году публичную ёлку поставили в Петербурге на Екатерингофском вокзале, постепенно начали организовывать и праздники: в дворянских собраниях, гимназиях, институтах.

image

Некоторое время ёлки конкурировали с традиционными святочными праздниками, но в итоге победили. Хотя в домах священников и в крестьянских избах ёлки так и не стали ставить. «Барская городская забава», но такая приятная. Ведь и чеховский Ванька вспоминает: «За ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».

А вот о том, что это забава не только господская, но и немецкая, вспомнили в 1914-м. Ассоциация очевидно связана с I Мировой войной. На традицию сначала ополчились, а потом ёлки и вовсе запретили ставить повсеместно. Хотя запрет нарушали, праздника хотелось даже в тяжёлое военное время.

Следующий запрет был связан уже не с немецким, а с рождественским характером символа. При советской власти ёлки опять были запрещены, но ненадолго. В 1935 году в «Правде» появилась короткая заметка кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павла Постышева. Он спрашивал: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею». Ёлки вернулись, но, конечно, уже не рождественские, а просто новогодние.

image

https://www.kramola.info/vesti

Поделиться этой записью

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий