Эритроциты в крови: норма по возрасту, причины повышенных и пониженных значений

Новорожденность – с рождения до 2 месяцев

Подробное описание периода новорожденности

Рефлексы новорожденного

Комплекс оживления и первая улыбка

Младенчество – с 3 месяцев до 1 года

Подробное описание периода младенчества

Становление речи

Кризис одного года

Тоддлер, ранний возраст – от 1 до 3 лет

Социальная ситуация развития

Предметная и игровая деятельность

Когнитивное (познавательное) развитие

Речевое развитие

Личностное развитие

Кризис 3-х лет

Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет

Социальная ситуация развития

Игра и творчество

Мышление и познание

Личностное развитие и речь

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет

Социальная ситуация развития

Учеба и адаптация к школе

Когнитивное и личностное развитие

Подростковый возраст – от 11 до 18 лет

Социальное и физическое развитие подростков

Общение с родителями и сверстниками

Мышление, учеба и мотивация

Формирование личности подростка

Выбор профессии

imageДети с рождения и до 6 месяцев не нуждаются в прикорме. Идеальная созданная природой еда для младенцев – это грудное молоко матери, с которым он получает необходимые питательные вещества, витамины, минералы и антитела. Если у мамы нет либо недостаточно молока, то ребенку необходимо ввести прикорм в виде искусственных смесей. Но сейчас это уже не является проблемой, так как производители большинства искусственных смесей довели продукт до должного уровня, который способен полноценно заменить грудное молоко. И вне зависимости от того, какой вид кормления ребенка выберет мать – грудное вскармливание или искусственные смеси, основной прикорм ребенка должен начинаться не ранее 6 месяцев по рекомендациям ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), если другое не предусмотрено медицинскими рекомендациями по состоянию здоровья ребенка. Ранний прикорм (раньше, чем 6 месяцев) вводится по рекомендации педиатра в соответствии с медицинскими показаниями, поэтому его еще называют педиатрическим. Начиная с 6-ти месячного возраста, потребность детского организма в питательных веществах перестает удовлетворяться только материнским молоком и необходимо постепенно вводить прикорм. В этом возрасте малыши начинают проявлять интерес к  взрослой пище. Вводить прикорм необходимо с небольших количеств новых для ребенка пищевых продуктов и постепенно увеличивать их по мере того, как ребенок становится старше. Ребенка приучают к новой пище постепенно, начиная с совсем маленьких порций . К новому виду питания малыша относят пищевые добавки и прикорм.

 Пищевые добавки:

 Прикорм:

Прикорм же является качественно новым видом питания, который удовлетворяет потребности растущего детского организма во всех пищевых ингредиентах и приучает к густой пище. К нему относятся:

Правила введения прикормов:

  1. Прикорм следует давать перед кормлением грудью.
  2. Каждый вид прикорма надо вводить постепенно, начиная с небольшого количества (10-15 г) и увеличивая его до нужного объема в течение 7-10 дней, полностью замещая одно грудное кормление.
  3. Нельзя одновременно вводить два или несколько новых блюд. Переходить к новому виду пищи можно только тогда, когда ребенок привыкнет к предыдущему.
  4. По консистенции блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднения при глотании.
  5. Прикорм следует давать только с ложки.
  6. Число кормлений с введением прикорма сокращается до 5 раз, затем до 3-х основных и 2 перекусов по желанию ребенка.
  7. Температура блюда должна равняться температуре получаемого материнского молока (примерно 37 С).

Схема введения пищевых добавок

Фруктово-ягодный сок (вводится с 7-8 месяцев) Сок нужно начинать с капель. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема.  Давать после кормления или между кормлениями. Желательно использовать свежеприготовленные соки (необходимо разбавлять водой в соотношении 1:1), но подойдут и соки в пакетах, специально предназначенные для детского питания. Последовательность введения соков из ягод, фруктов и овощей: яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, вишневый, черносмородиновый, гранатовый, клюквенный, лимонный, морковный, свекольный, капустный. Цитрусовые, томатный, малиновый, клубничный соки, соки из тропических плодов (манго, папайя, гуава…) – эти соки следует давать не ранее 11-12 месяцев. Виноградный сок не рекомендуется включать в рацион ребенка в столь раннем возрасте, так как он может вызывать вздутие животика. Фруктово-ягодное пюре (вводится с 7 месяцев) Пюре нужно начинать с 0,5 чайной ложки. В течение 7-10 дней довести до необходимого суточного объема. Давать после кормления или между кормлениями. Используются как свежеприготовленные пюре, так и в виде фруктово-ягодных консервов для детского питания. Желток (вводится в 8-9 месяцев) Начинать нужно с 1/4 желтка. Давать можно ежедневно до конца года по 1/2 желтка в начале кормления, предварительно растерев с молоком или с блюдом прикорма. Творог (вводится в 9-10 месяцев) Начинать вводить с 5 граммов (1 чайная ложка). Постепенно, в течение месяца довести до 20 граммов. К концу первого года – 50-70 г. Давать творог нужно в конце кормления.

Примечание:

  1. Для сохранения лактации после прикорма целесообразно предложить ребенку грудь.
  2. При условии хорошего состояния здоровья, оптимальных показателей физического и нервно-психического развития, устойчивой и достаточной лактации у матери, качественном ее питании, первый прикорм можно вводить не ранее 6 месяца.
  3. При приготовлении блюд прикормов (безмолочные каши, пюре) оптимальной жидкостью для их разведения является грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Пять ключевых рекомендаций относительно безопасности еды:

image

Запоры у детей – нередкое явление. В среднем их распространённость составляет 25-30%1. Пока ребёнок совсем мал, запор может доставлять мамам огромное волнение, так как малыш капризничает, плачет, но не может объяснить, что именно его беспокоит. А каждая мама хочет помочь своему ребёнку, но часто не знает как. Поэтому регулярный стул – не только один из важных показателей здоровья малыша, но и важный фактор спокойствия родителей.

В период до года, когда малыш активно развивается, вместе с ним развивается и его пищеварительная система, поэтому существует вероятность возникновения запора.

Причины запора у детей до года

Также к запору у детей могут привести следующие причины2:

  • неправильный режим питания мамы, если малыш на грудном вскармливании;
  • недостаточный питьевой режим ребёнка при искусственном вскармливании и при введении прикорма независимо от типа вскармливания;
  • ранний перевод младенца с грудного молока на адаптированные молочные смеси;
  • быстрый перевод с одной молочной смеси на другую, менее чем за 3 дня;
  • подстраивание кишечника под новые продукты и введение прикорма;
  • недокорм;
  • длительное и беспорядочное применение клизм, механических средств для стимуляции стула.

Что делать при запоре у ребёнка до года?

Образ жизни

Помощь детям на грудном вскармливании заключается в регуляции рациона питания кормящей мамы, особенно если у нее самой есть проблемы со стулом.

Из списка продуктов, которые употребляет мама в период грудного вскармливания, следует исключить те, которые способствуют газообразованию3:

  • бобовые;
  • капуста;
  • помидоры;
  • грибы;
  • черный хлеб.

Рекомендуется также3:

  • исключить манную и рисовую каши, бананы;
  • уменьшить количество потребляемого молока;
  • уменьшить в рационе количество сдобы, рафинированной пищи;
  • сократить потребление таких продуктов, как черника, черный чай, какао.

Маме малыша на грудном вскармливании рекомендуется пить больше жидкости, питаться цельнозерновыми продуктами, овощами и фруктами.

У малышей при введении детского питания с 6,5-7 месяцев можно использовать фруктовые пюре и соки из:

  • яблок;
  • груши;
  • абрикосов;
  • персиков;
  • чернослива.

Они содержат растительную клетчатку в необходимых количествах. Это помогает стимулировать активную работу кишечника малыша. Детям старше 8 месяцев можно давать кисломолочные продукты: кефир, йогурт.

Помимо изменения рациона питания существуют и другие профилактические меры, которые можно использовать и при лечении запора.

Массаж и гимнастика

Поглаживания животика у грудничка могут облегчить его состояние при коликах, способствовать лечению и профилактике запоров. Кроме этого, массаж оказывает общеукрепляющее действие на переднюю брюшную стенку. Все движения выполняются в форме лёгких поглаживаний. Тактильный контакт, улыбка мамы и любимые песенки помогут малышу успокоиться. Выполняется массаж за 1 час до кормления и через 1-2 часа после. При запоре процедуру повторяют несколько раз в день.

  • начинаем с круговых поглаживающих движений по часовой стрелке;
  • гладим косые мышцы живота от края тела к центру;
  • массируем подушечкой указательного пальца область вокруг пупка по часовой стрелке;
  • переходим на прямые мышцы живота;
  • завершаем массаж расслабляющими поглаживаниями всего животика.

Также можно дополнить массаж пассивной гимнастикой. Подробнее с данной темой вы можете ознакомиться в статье «Массаж для профилактики запоров».

Дополнительные меры для профилактики запоров у детей до года

Меры профилактики запоров у малышей не вызывают особой сложности. Залог успеха – в их регулярном выполнении. Ниже приведены основные из них:

  • Достаточное питьё. Это могут быть вода, компот, соки. Важно, чтобы ребёнок получал достаточное количество жидкости.
  • Режим дня. Постоянный график бодрствования, сна, игр и прогулок формирует в организме ребёнка привычку очищать кишечник в одно и то же время. Также это благотворно влияет на нервную систему.

Более подробно с мерами профилактики запоров у малышей до года можно ознакомиться в статье «Профилактика запоров у детей первого года жизни».

Иногда, несмотря на все вышеперечисленные рекомендации, справиться с проблемой запора не получается, или же для изменения образа жизни требуется время, а что делать, если помощь малышу нужна уже сейчас? Тогда на помощь приходят слабительные средства.

Препараты для борьбы с запорами у детей

К выбору слабительных препаратов для детей нужно подходить очень внимательно, так как далеко не все средства подходят для детского организма. Главным фактором должен быть высокий профиль безопасности препарата. Зачастую, пытаясь помочь ребёнку, родители могут использовать микроклизмы и другие способы очищения прямой кишки. Быстрый эффект от применения микроклизмы служит сигналом для родителей, что проблема решена. Это может привести к привычке их частого использования в схожих ситуациях и повлечь за собой определённые последствия. Например, у ребёнка может не сформироваться рефлекс к очищению кишечника естественным путём. Поэтому при использовании микроклизм всегда следует помнить, что это лишь скоропомощное средство для быстрого устранения каловой пробки (подробнее можно прочитать в статье «В чём опасность частого применения микроклизм у детей?»).

Для лечения запора у малыша с первых дней жизни оптимальным будет Дюфалак®. Препарат обладает двойным действием: мягко и комфортно очищает кишечник и нормализует его микрофлору за счёт пребиотического эффекта4,5.

Дюфалак® обладает благоприятным профилем безопасности:

  • Подходит детям с первых дней жизни, а также беременным и кормящим5.
  • Препарат можно принимать так длительно, как это необходимо4,5.
  • Важно, что при приёме Дюфалак® кишечник не перестаёт работать самостоятельно4,5.

Запор — действительно частая проблема, с которой могут сталкиваться малыши с самых первых дней жизни, однако правильный комплексный подход с корректным применением слабительных средств позволяет надолго решать проблему запора у малышей до года.

Материал разработан при поддержке компании Эбботт в целях повышения осведомлённости пациентов о состоянии здоровья. Информация в материале не заменяет консультации специалиста здравоохранения. Обратитесь к врачу.

RUS2134890 v1.1 28.06.2021 7 мин. 16957 Для детей Автор: Виноградова Марина Валерьевна

Врач-педиатр. Врач высшей категории

Дорогие родители, малыш растет, и Вас беспокоит, достаточно ли он прибавляет в весе и росте. Для контроля существуют центильные таблицы для оценки физического развития детей, массо-ростовые показатели. При этом Вы должны помнить, что каждый малыш индивидуален, он не может расти по учебнику. Данные рекомендации по весу и росту даны для среднего числа детей, и отклонения на 10 % — это норма. Кроме того, центильный коридор от 25% до 75% — это средние физические показатели. Поэтому и говорят: Физическое развитие — мезосоматическое, макросоматическое, микросоматическое.

Важно, чтобы показатели веса и роста были в одном центильном коридоре, но не более двух смежных. Тогда мы можем говорить о гармоничном развитии. Если разрыв более двух центильных коридоров — развитие дисгармоничное. Тогда мы можем думать либо о несбалансированном питании либо о патологии, связанном с ожирением (паратрофией), либо белково-энергетической недостаточностью (гипотрофией).Кроме того, нельзя забывать и о конституциональных особенностях ребенка, о генетической предрасположенности. Поэтому ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с соседским. Чтобы говорить о здоровье ребенка, мы оцениваем его состояние по очень многим критериям. Это и нервно-психическое развитие, данные лабораторного обследования, анамнез, наследственность. Сколько раз в моей практике встречались дети, которые набирали в весе 400-450 г. ежемесячно, к году едва набирали 7,8-8 кг. Но при этом дети уже в 10 месяцев начинали ходить, произносить слоги, выполняли сложные инструкции.

Мы поговорим о прибавке веса и роста для доношенных детей. У недоношенных детей показатели прибавки веса и роста отличаются по степени недоношенности. Кроме того, дети могут рождаться с внутриутробной гипотрофией.

Таблицы для девочек и мальчиков различны по цифровым показателям, но на 1 году жизни эти различия совсем минимальные.

При этом до трёхмесячного возраста жизни ребенок прибавляет в сутки 20-30 грамм ежедневно, соответсвенно в неделю от 140 до 200.Если говорить о средней прибавке веса по месяцам, то она составляет всего 600 г. в месяц, та как у ребенка после рождения отмечается физиологическая убыль веса (с мочой, калом, переход от внутриутробного вскармливания на грудное в период адаптации), приблизительно 10% веса, что составляет 200-300 грамм.

Чаще к 3-4 дню ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, а далее идет прибавка. Но у меня был случай в практике, когда ребенок стал набирать в весе с 20 дня жизни, при этом девочка была активной, рефлексы живые, аппетит хороший, ночной интервал выдерживала, стул 4-5 раз в сутки, мочеиспускание достаточное, развивалась по возрасту. Поэтому не стоит волноваться. Наш индикатор — самочувствие ребенка. Если малыш активный, ест с аппетитом, сон спокойный, кожа чистая, физиологические отправления не нарушены, будьте спокойны, ваш малыш здоров и не голоден. Вы видите по таблице размах веса к году составляет от 8 до 13 кг. Это норма. Повода бежать к эндокринологу, генетику, обследовать ребенка нет.

Или противоположная ситуация: ребенок в первые месяцы жизни набирает по 1-1,5 кг., находясь на грудном вскармливании. Если у малыша нет колик, он не срыгивает, нет гастроинтестинальных проявлений, он активный, кожа чистая, физиологические отправления не нарушены — это тоже норма. Вспомните, как часто бывает, недоношенные дети быстро набирают в весе и к году догоняют своих сверстников. А крупные малыши медленнее набирают вес. За всю мою тридцатилетнюю практику только двое детей к году весили 14-15 кг., правда и родители у них были крупными, высокими. К трём годам они весили практически столько же, прибавляли только в росте, остальные сверстники их догнали.

Считается, что к 4-4,5 месяцам ребенок должен удвоить вес, а к концу года утроить.

Бывает, что прибавка роста и веса идёт скачками, отмечается сезонность, неравномерность, иногда асимметрия роста. Педиатров беспокоит окружность головы и груди, к 2-3 месяцам они должны сравняться. Далее грудь растет быстрее. Это важно, чтобы не пропустить патологию.

Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. В первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см. ежемесячно, во втором квартале по 2,5-2 см. ежемесячно. В третьем — по 1,5-2 см., в четвертом по 1 см. ежемесячно. Итого общая прибавка роста на первом году жизни составляет около 25 см.

На втором году жизни ребенок должен прибавить в весе 2—2,5 кг, вырасти на 8-10 см.

Спасибо за внимание.

Автор: Виноградова Марина Валерьевна

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям “РГ” об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.imageimage Фото: iStock

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже – предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое 'речевое' полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, – подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: “Коля! Петя! Посмотри…” А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может – нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые – родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более “высокого порядка” – обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

читайте также–> image –>image Ученые объяснили, как возраст отцов связан с аутизмом детей

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана – школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема – непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом – медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг – настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Общество Семья и дети Общество Здоровье

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий