Дидактические игры на развитие сенсорики у малышей

Назад Вперед

В 

Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

В 

Известно, что одной из основных задач развития детей раннего возраста является сенсорное воспитание. Воспитатель младшей группы МДОУ № <?xml:namespace prefix = “st1” />23 г.Ижевска Любовь Аркадьевна Шутова уже много лет занимается этой проблемой. Большое внимание она уделяет созданию предметной среды в группе и подбору игрового материала. Одним из достижений педагога можно назвать создание «Игротеки для детей и их родителей». Традиционные игры и пособия – вкладыши, дидактические кубы, пирамидки, матрешки, шнуровочки, игры Никитина, Монтессори, дидактические игры типа «Кото», «Подбери по цвету (форме)» и другие удачно сочетаются и дополняются пособиями, сделанными своими руками. Причем изготовлением игр Любовь Аркадьевна увлекла и родителей воспитанников. Игры и игрушки, которые выполнены руками мамы, бабушки, папы, особенно любимы малышами.

«СОБЕРИ ЦВЕТОЧКИ НА ВЕНОЧКИ»

Разноцветные цветочки с помощью швейной липкой ленты крепятся на венок. Можно собрать цветы одного цвета или чередовать цвета.

В «ЦВЕТНЫЕ КУКОЛКИ»

В пособии использованы пластиковые бутылки. Каждая такая «бутылочка-куколка» наряжена в юбочку а к крышке подвязан красивый бант. Юбочка, бант и крышка у «куклы» одного цвета. К таким необычным «красавицам» можно посадить настоящих небольших куколок в нарядах таких же цветов.

«ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

К разноцветным человечкам различной геометрической формы надо пристегнуть подходящие галстук, бантик, «бабочку», шляпку и т. п. Используются пуговицы, кнопки, шнурочки. Данное пособие помогает малышам закрепить знания о цвете, форме, развивает мелкую моторику пальцев.

В 

«МЕШОЧКИ С СЕКРЕТОМ»

В мешочки зашиты различные предметы, которые можно определить на ощупь (например, грецкий орех, бобы, песок и т. п.).

В 

«РАЗНОЦВЕТНАЯ МОЗАИКА»

Эту игру дети любят особенно, занимаются ею с интересом, могут подолгу играть со взрослыми и самостоятельно. На основе этой игры можно подбирать задания как для детей младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Многофункциональна, проста в изготовлении, доступна каждому малышу и родителю. Состоит игра из разноцветных крышек от пластиковых бутылок. В центре крышек с помощью шила сделаны отверстия. Кроме этого, понадобятся шнуры (основных цветов). Один конец шнура закрепляется в закрытом футлярчике, например от киндер-сюрприза (см. фото).

Варианты игровых заданий

1.Выкладывание разных по цвету дорожек.

2.Выкладывание дорожек разной длины, ширины.

3.Выкладывание разноцветных дорожек с чередованием цвета крышек. Для детей младшего возраста – чередование двух цветов, для детей старшего дошкольного возраста – более сложные варианты из двух, трех и более цветов (например, 1 красная – 2 желтые – 1 синяя – 2 желтые – 1 красная – 2 желтые и т.д. или 1 синяя – 1 синяя перевернута – 1 белая – 1 белая перевернута и т.д.).

4.Найди такую же крышку, как у меня.

5.Прокати крышку, например, красного цвета.

6.Подуй и прокати.

7.«Найди свой домик», «Мамины помощники»: разложить крышки в коробочки соответствующего цвета.

8.Для младшего возраста, собирание башенок различной высоты одного цвета и разных по цвету.

Для детей старшего дошкольного возраста:

В В  из 6 крышек составь 3 башни разной высоты;

В В  составь 3 башни красного, желтого и зеленого цвета так, чтобы желтая башня была выше красной, но ниже зеленой;

В В  красная башня выше желтой, а желтая выше зеленой – составь башни;

В В  составь башню из 4 крышек – красной, желтой, синей и зеленой, где красная крышка будет находиться не в самом верху не в самом низу и не рядом с желтой; желтая – наверху, а синяя – между красной и желтой и т.п.

9.«Разноцветные бусы». Нанизывание мозаики на шнурочки. Варианты:

В В  собрать бусы одного цвета;

В В  собрать бусы, чередуя крышки по цвету.

10.«Разноцветный шнурочек». Нанизывание мозаики соответствующего цвета на шнурочек (желтая – на желтый шнурок и т.п.).

11.Выкладывание из шнуров и крышек простых геометрических фигур (круг, квадрат и пр.), в старшем возрасте – букв, цифр.

12.Выкладывание разноцветных ковриков, платочков. Игры «Сделай такой же», «Повтори узор», «Волшебный телевизор».

Варианты игры в старшем дошкольном возрасте:

В В  предъявить детям рисунок или схему на некоторое время, по истечении которого дети по памяти выкладывают изображение;

В В  выложить узор по словесному описанию (например, в правом верхнем и левом нижнем углу – красный цвет, в правом нижнем и левом верхнем – желтый, в центре – белый и т п.);

В В  «Волшебный телевизор» показывает какое-либо изображение (узор), программа «переключается» (ребенок должен заметить изменения и внести их в свою «программу»).

Назад Вверх Вперед

Игры на сенсорное развитие детей необходимы для развития органов чувств. Во время забав карапуз привыкает видеть и узнавать предметы с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве.

информацияИгры на сенсорное развитие способствуют улучшению чувственных способностей, таких как зрение, слух, ощущение. Это обеспечивает малышу разнообразие в восприятии, благодаря этому у него постепенно складывается завершенная картина мира.

Ранний возраст — благоприятное время для такого воспитания. В этот период времени подойдут разнообразные игры на сенсорное развитие, которое невозможно без игровой формы.

«Свет и тень»

Гуляя с чадом на улице в ясный и солнечный день, обратите его внимание на тот факт, что деревья, дома, машины, а также и он сам отбрасывают тень. Расскажите крохе, что тени меняются в зависимости от освещения.

Эта забава направлена на формирование зрительного ощущения, вырабатывает понятие о свете и темноте.

«Найди предмет по звуку»

Для этой игры понадобится музыкальная игрушка с продолжительной мелодией. Её необходимо спрятать и предложить карапузу отыскать её по звуку.

Помогает формировать слуховое восприятие у детей младшего возраста.

«Найди одинаковый предмет»

Для игры понадобятся несколько пар одинаковых по форме, цвету и размеру предметов. Предлагаем ребенку отобрать одинаковые экземпляры. В первое время вещей должно быть немного, со временем увеличиваем их количество.

Помогает стимулировать внимание и сенсорные способности.

«Мозаика из пуговиц»

Для игры нам понадобятся разные по размеру, цвету и форме пуговицы. Из учебного материала выкладываем узор, потом предлагаем крохе повторить рисунок за вами. Первое время помогаем карапузу складывать мозаику. Когда же маленький творец научится самостоятельно выполнять задание, предлагаем ему придумать свой рисунок.

Игра формирует понятие о цвете, форме и размере.

«Солнечный зайчик»

Для игры понадобится зеркальце. Играть в ясный день, когда лучи солнышка заглядывают к нам в окошко. Поймайте зеркалом лучик света и научите карапуза играть с солнечным зайчиком. Посоветуйте крохе дотронуться до него, попытаться его удержать.

Игра направлена на совершенствование зрительного ощущения.

«Разложи по цвету»

Для игры необходимы предметы разных цветов, например, кубики, мозаика, конструктор «Лего». Предлагаем ребенку разложить все эти вещи по цвету.

В процессе малыш знакомится с понятием цвета и его разнообразием.

«Где звонят»

Перед началом необходимо приготовить колокольчик и повязку для глаз. Завяжитеглаза карапузу и звоните в колокольчик. Когда малыш откроет глаза, он должен сказать с какой стороны звонили.

Забава формирует направленность слухового внимания и умение определять направление звука, учит ориентироваться в пространстве.

«Что звенело?»

Понадобятся различные вещи, игрушки, которыми можно создавать звуки (бумага, барабан, колокольчик, дудка, ложки, ксилофон). Показываем крохе каждый объект и воспроизводим его звучание. Потом малышу завязываем глаза и шумим одним из предметов. Развязываем глаза и предлагаем показать, что звучало.

Эта забава стимулирует слуховое внимание, а, следовательно, и музыкальный слух.

«Собери игрушки»

Для потехи вам понадобятся две коробки и игрушки. Одна коробка находится у ребенка, вторая — у взрослого. Предлагаем малышу вместе сложить игрушки. Каждый собирает игрушки в свою коробку. Складываем игрушки так, чтобы у малыша оказалась большая часть. По окончанию знакомим кроху с понятием много­­­-­мало.

«Угадай цифру»

Рисуем пальцем на спине ребенка цифры и просим его угадать. Это помогает развитию тактильных ощущений.

«Найди лишний предмет»

Для занятия понадобятся геометрические фигуры разных цветов. Раскладываем перед крохой по несколько предметов одного цвета, один из которых отличается по форме. Просим найти лишнюю вещь.

Процесс направлен на сравнение фигур, развивает зрительное соотношение.

«Большой — маленький»

Понадобятся игрушки и вещи, разные по величине, в том числе носовой платок. Предлагаем крохе спрятать по очереди предметы под платочком. Объясняем крохе, что вещи, которые спрятались – маленькие, а которые не поместились – большие.

Так в игровой форме вы знакомите свое чадо с понятием величины.

«Что в мешочке»

Для занятия понадобится небольшой мешок и предметы, имеющие различную форму, размер и структуру, которые можно будет в него поместить. Предлагаем маленькому исследователю наощупь определить, что именно находится в мешочке.

Эти действия помогают совершенствовать тактильные ощущения.

Ранний и дошкольный возраст особо благоприятен для совершенствования органов чувств. Значимость сенсорного развития у детейв этом возрасте сложно переоценить. В игровом процессемалыш познает окружающий мир. Ребенок учится узнавать о таких понятиях, как цвет, форма, величина. Именно поэтому необходимо развитие сенсорики, которое способствует гармоничному формированию личности малыша.

Начать Играть Старт 156 47

Об игре Дидактические игры на развитие сенсорики у малышей

Оригинальное название: Educational Games Жанр: Мини-игры , Игры на Андроид , Игры развивающие , Разные игры , Интересные игры , Игры на телефон , Игры Пазлы , Игры для планшета , Игры Мышкой , Простые игры , Казуальные игры , Классные игры , Веселые игры , Игры для развития мозга , Легкие игры , Современные игры , HTML5-игры , Клевые игры , Занимательные игры , Добро игры , Милые игры , Безопасные игры Рейтинг: 7 (203 оценки) Описание:

Хотите, чтобы ваш ребенок полноценно развивался? Не жалейте сил на сенсорное воспитание. А в этом поможет привычка играть в дидактические игры на развитие сенсорики у малышей, которые доступны бесплатно в онлайн пространстве. Этот сборник игр по сенсорике предложит несколько видов развивающих забав. В первом разделе ребятам предлагается освоить геометрические фигуры. Перемещайте мышкой цветные квадраты, треугольники, прямоугольники в подходящие для них места. Во втором детям предстоит угадывать животных по очертаниям. Это поспособствует развитию зрительного восприятия (размера, формы), образного мышления, умения сопоставлять. В третьем мальчики и девочки займутся складыванием пазлов. В каждой тематической подборке малышей ждет 6 интересных дидактических онлайн игр, способствующих сенсорному развитию.

Пол: для мальчиков & для девочек Возраст: 3+ Количество игроков: 1 игрок платформа: ПК, планшет и мобильный телефон Графика: 2D Сыграли в игру: 13.3K

Комментарии

“Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры”

Актуальность темы: Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, так как ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

-научить детей различать основные цвета;

-познакомить детей с величиной и формой предметов;

– сформировать навыки самостоятельной деятельности;

– повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

– развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

– сплотить детский коллектив;

– развивать мелкую моторику;

– совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.

Цель работы: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности

Задачи: 

  1. Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

  1. Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр)

  1. Образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»; проведение бесед, родительского собрания «Путешествие с страну Сенсорику».

Ожидаемые результаты:

– систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

– сформированные сенсорные представления путем выделения формы, цвета и величины предметов.

– сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных предметов игры на них.

– сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

– заинтересованность  родителей в дальнейшем развитии сенсорных представлений у детей.

Формы работы с родителями:

-консультации;

– родительские собрания;

– беседы;

– совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Формы работы с детьми:

– занятия по сенсорному воспитанию;

– дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

– дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

– дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины;

– дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр:

  1. Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений.

  1. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  1. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

  1. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия формы.

Этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой

Сентябрь 2019

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь, 2020г.

Конспект консультации

Подготовка анкет для родителей, анализ результатов

Март, 2020

Анкета

Подготовка и проведение родительского собрания

Отчет по теме самообразования

Апрель- май 2020

Конспект родительского собрания

Подведение итогов работы: «Доклад на педсовете»

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

Проведение занятий с использованием дидактических упражнений со специально разработанными пособиями

В течение года

Фотоотчет

Занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник

В течение года

Фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»; «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару»

Сентябрь-ноябрь

Картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Найди предмет указанной формы»; «Найди предмет такой же формы»; «Какая фигура лишняя?»

Декабрь, 2019

Картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по величине», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки»,

«В какую коробку?»,

«Дальше-ближе»

Январь-Февраль, 2020

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета: «Какого цвета не стало?»; «Какого цвета предмет?»; «Собери гирлянду»

Март, 2020

картотека

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций

В течение года

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март, 2020

Консультация

Анкетирование родителей

Сентябрь, 2019; 

март, 2020

Анкета

Проведение родительского собрания

Апрель, 2020

Протокол собрания

Итог работы по теме.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов. Они научились сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Дети стали более внимательными, усидчивыми, научились работать в коллективе.

Кроме того, родители узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание и о его значении в раннем детстве.

Итак, для формирования сенсорной культуры у детей раннего дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр.

Используемая литература:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.-Москва, 2010.

2. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка» – М.: «Просвещение», 1998.

3. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребенком». – М.: Обруч, 2012

Главная Развитие ребенка Воспитание ребенка Игры по сенсорике для детей

В В В В В Понятие сенсорного воспитания подразумевает формирование правильного восприятия всего, что окружает малыша, а также понимание свойств явлений и предметов. В В В В В  В В В В В Сенсорное воспитание – это способ знакомства и изучения реальности благодаря органам чувств. В В В В В Уровень развития сенсорики теснейшим образом связано с уровнем умственных и интеллектуальных способностей. Поэтому такой тип воспитания часто используется в процессе обучения детей с отставанием в развитии.

image

Что включает сенсорная система ребенка?:

Сенсорные эталоны:

Какие цели сенсорного воспитания?:

image

Когда начинать развитие сенсорики?:

Роль сенсорного развития для малыша:

В В В В В • Помогает упорядочить всю полученную информацию о мире; В В В В В • Позволяет ребенку стать наблюдательным; В В В В В • Дает возможность малышу совершенствоваться в интеллектуальном и эстетическом направлении; В В В В В • Развивает воображение и значительно расширяет словарный запас; В В В В В • Развивает познавательные процессы; В В В В В • Совершенствует различные виды памяти; В В В В В • Дает возможность хорошо подготовиться к обучению в школе. В В В В В  В В В В В Родители должны знать о том, что развитие органов чувств (сенсорики) – это важный метод качественной подготовки ребенка к успешной жизни.

image

Особенности развития сенсорики у дошкольников:

Игры, развивающие сенсорику малышей от 1 – 3 лет:

В В В В В Дети раннего возраста способны отличать цвет, размер, форму, давать самые простые описания (твердый, большой, много, мало) понятиям. Игра в таком возрасте продолжается не дольше 15 минут. Спустя некоторое время проведите еще игру, изменив ее тематику. В В В В В  В В В В В Игра «Пирамиды и кубики» В В В В В  В В В В В Для изучения цветов подберите предметы одного оттенка, а для изучения формы отделите шарики от кубиков. Для изучения размера сложите пирамиду от меньших деталей к большим и наоборот. Обязательно проговаривайте все, что делаете. В В В В В  В В В В В Игра «Подражание» В В В В В  В В В В В Улыбнитесь ребенку и прокомментируйте это словами «веселый», «добрый», “радостный”. Нахмурьте брови, сопровождайте это действие словами «злой», «недовольный». Предложите крохе повторить показанные гримасы. В В В В В  В В В В В Игра «Угадай-ка плоды» В В В В В  В В В В В В мешочек сложите несколько плодов, известных ребенку: картофелину, морковь, огурец, яблочко, апельсин. Малыш вытягивает по одному и определяет – овощ это или фрукт, описывает его вкусовые характеристики (яблочко – круглое, красное, сладкое и т.д.). В В В В В  В В В В В Игра «Найди заплатку» В В В В В  В В В В В Предложите малышу выбрать геометрическую фигуру и расположить ее так, чтобы она подошла по форме. В В В В В  В В В В В Игра «Подбери фигуру» В В В В В  В В В В В Покажите малышу картинку с изображенным предметом. Используя геометрические фигуры, необходимо выложить такой же рисунок. Или же при помощи фигур составьте свою картинку. В В В В В  В В В В В Игра «Найди пару» В В В В В  В В В В В Предложите малышу игрушки, издающие разные звуки. Задача ребенка – найти игрушку с одинаковыми звуками или подобрать предмет, издающий такой же звук, как у взрослого. В В В В В  В В В В В Игра «Ароматная радость» В В В В В  В В В В В Предложите малышу понюхать баночку с каким-либо ароматом. Затем кроха нюхает другие баночки и подбирает точно такой аромат. В В В В В  В В В В В Игра «Кошка и собачка» В В В В В  В В В В В Предложите малышу вырезанных из бумаги животных – кота и собаку. Ему нужно вместо их лапок прикрепить прищепки.

Игры, развивающие сенсорику малышей 3 – 6 лет:

В В В В В К четырехлетнему возрасту малыш уже способен отличать оттенки, соотносить предметы и их качество, описывать объекты и явления. К пятилетнему возрасту дети учатся рассуждать, делать выводы, обсуждать увиденное, выражать свое мнение. В В В В В В этом возрасте большую роль играют занятия с родителями и другими детьми. В шесть лет задача взрослых дополнять информацию и корректировать уже полученные знания. В В В В В  В В В В В Игра «Забавные шары» В В В В В  В В В В В В воздушные шары насыпьте такие наполнители, как гречка, горох, фасоль, мука. Каждого вида нужно сделать по 2 образца. Малыш должен ощупывать и угадывать наполнитель, а также находить пару для каждого шарика-мешочка. В В В В В  В В В В В Игра «Назови букву или цифру» В В В В В  В В В В В На спине ребенка пальцем руки пишите какую-либо букву или цифру. Малыш должен отгадывать, что вы пишете. В В В В В  В В В В В Игра «Совпадение» В В В В В  В В В В В Предложите малышу мешочек с разными предметами. Он должен с закрытыми глазами нащупывать предметы по одному, описывать его и отгадывать. Затем нужно называть и описывать предметы с такими же характеристиками. В В В В В  В В В В В Игры на смекалку В В В В В  В В В В В Составьте два одинаковых треугольника из 5 палочек. Составьте 4 одинаковых треугольника из 9 палочек. В В В В В  В В В В В Игра «Чей хвостик?» В В В В В  В В В В В Предложите малышу “вернуть” хвосты, которые “перепутали” животные. Необходимо найти хвост, ответить, чей он и описать его. В В В В В  В В В В В Во время игр такого характера малыш тесно контактирует с родителями, что способствует формированию теплых и доверительных семейных отношений, тренирует дисциплину, развивает внимание, интеллектуальные и умственные способности и воспитывает усидчивость.

advertising block–>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий