Лев толстой басня отец и сыновья. Анализ басни «Отец и сыновья»

Басня Толстого «Отец и сыновья» – поучительное повествование о мощной силе родства и единения. Произведение, затрагивающие вечно-живущие противостояние отцов и сыновей, борьбу братьев/сестер и бессмысленное отречение от родственной души.

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: – Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: – Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Мораль басни Толстого «Отец и сыновья»

Мораль басни «Отец и сыновья» лежит на ее поверхности и заключена в последнем предложении сказанного: семья, где один за одного готовь «перегрызть» обидчикам «глотки», никогда не будет сломлена и повержена бедой. Семья – самое важное, что дано человеку на его жизненном пути. Если в ней царят доверие, взаимовыручка и любовь, любые невзгоды станут лишь очередным этапом для сплочения и совместной борьбы, итогом которой всегда будет лишь победоносный клич.

Анализ басни «Отец и сыновья»

Для того, чтобы донести смысловую нагрузку басни «Отец и сыновья», автор решил использовать неприкрытые образы, в которых каждый безо всякого сомнения увидит себя. Басня рассказывает о вражде братьев, чьей примирительной стороной становится их отец, который дал мудрый и поучительный урок на примере несломленного целого веника и с легкостью поверженных его отдельных частей.

К сожалению, мир полон несправедливости, зависти и вечной борьбы за власть и богатство. Зачастую, поддавшись пагубному влиянию, многие забывают об истинных ценностях и жизненных приоритетах. Естественно, речь идет о важности и глубинном смысле семейных идеалах и принципах, о сплоченности семейных уз и крепких кровных объятиях.

Однако мораль басни «Отец и сыновья» может быть применима не только в данном автором контексте, что делает произведение еще более тонким и глубоким: в работе, дружбе, любом социальном, созданном группой людей, мире важно быть командой!

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры

Планируемые результаты (предметные):

  • ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.

Метапредметные: познавательные: овладевают приемами понимания произведения, строят речевые высказывания, выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие, адекватно воспринимают оценку учителя; коммуникативные: планируют учебное сотрудничество.

Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация , раздаточный материал, хрестоматия.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.

Начинаем урок литературного чтения

Подготовка к работе

Выставляют смайлик на лесенке

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

– Оцените свое настроение, с которым вы пришли на урок.

Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку.

Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная… (Семья.)

Звучит песня “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова

Отгадывают загадку

Слушают песню и смотрят на экран

СЛАЙД 2 Отвечают на вопрос
Цель: активизировать знания учащихся., определить типичные недостатки.

1. На доске по щелчку появляется высказывание:

Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/

Как вы понимаете слова Толстого?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

2. Работа в группах по карточкам Приложение 2

Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1 ученик зачитывает высказывание

Отвечают на вопросы

РАБОТА В ГРУППАХ

Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске

К: планируют учебное сотрудничество:

П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения

СЛАЙД 3 Проверка.
Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока

Сколько карточек осталось не открытыми?

О чем это говорит?

Что осталось не открытым?

Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

Какие задачи поставим?

Отвечают на вопросы.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К).
Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем.

Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)

участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К)

2. Работа над текстом.

О чем это произведение?

Объясните, почему сыновья ссорились?

Что тогда отец сказал сыновьям?

Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

Ответы на вопросы

(о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

3. Вторичное чтение произведения:

Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?

Жужжащее чтение.
После чтения:

К какому жанру относится это произведение?

Докажите, что это басня.

Скажите, над чем же надо задуматься?

Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни?

Ответы на вопросы

Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности.

“Зонтики”

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru

Выполняют упражнения для глаз
Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.

1. Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Работа с деформированным текстом.

Приложение 3

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

поиск неточностей в тексте

РАБОТА В ПАРАХ

понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К).
Л.Н. Толстой.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ (Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они ни старались , не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит ; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит”.

Изменился ли смысл текста с другими словами?

Почему не изменился?

Один ученик читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.

Слова заменены синонимами

2. Работа с пословицей.

Восстановите пословицу.

ПРОВЕРКА на интерактивной доске.

Как понимаете смысл?

Подходит ли эта пословица к нашей басне?

3. Выразительное чтение

Заслушивание 2-3 учеников.

Индивидуальная работа на ноутбуках.

Доброе братство милее богатства.

Индивидуальная работа

Готовят выразительное чтение с опорой на памятку в ЭФУ

Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.

2. Что велел принести отец?

3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие.

4. Счастье – это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая………. .

5. Герои прочитанного произведения.

6. Продолжите пословицу: “Не надобен и клад, коли в семье….”

7. Назовите жанр прочитанного произведения.

РАБОТА В ГРУППАХ

Самостоятельная работа по карточкам.

осуществляют контроль своих действий (Р),

осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П),

СЛАЙД 5 ПРОВЕРКА. (На экране – ответы на кроссворд)

Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали.

А что такое легенда?

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Высказывают свое мнение.

Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, развитие нравственных качеств, уважения к женщинам.

Сегодня мы с вами узнаем еще один жанр. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина “Легенда о матерях”

Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ.

формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К)
ВОПРОСЫ после прослушивания:

Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

Как же надо относиться к нашим мамам?

Кто уже может сказать, что такое легенда?

Чтение определения в хрестоматии

Подтвердились ли ваши предположения?

Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы после прослушивания

Читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику

Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились?

Работа со слайдом презентации:

Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

Спасибо вам за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Выставляют смайлики на лесенке

высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К)
СЛАЙД 6 Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! ……………………………….. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле. (Тараданова Дарья)

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик
– Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору :

Составите текст, в котором расскажете, как любите свою маму, какая она необыкновенная;

Перечитаете “Легенду о матерях” и составите вопросы для одноклассников;

Нарисуете иллюстрации к понравившимся эпизодам.

Записывают домашнее задание в дневник

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

Мораль басни “Отец и сыновья”

Часто такое бывает, что родные сестры и братья больше ссорятся, чем дружат, ревнуют родителей, делят игрушки, а позже одежду, вещи и другие материальные блага. Порой с товарищами по двору, школе или профессии у нас бывает больше общих черт, чем с кровными родственниками.

Однако же именно семья является нашим источником энергии, фундаментом, питающим нас, помогающим стать на ноги, двигаться к своей мечте и вообще развиваться.

То, насколько полно и быстро каждый из семьи сможет осуществить все задуманное, в немалой доле обусловлено тем, как дружна и крепка сама семья – о вот чем стремится рассказать мораль басни «Отец и сыновья».

На небольшом, но очень известном примере «обыкновенного веника», мы видим, что объединение сил – может помогать и защищать родных и ни у кого не выйдет победить такую семью. А если жить обособленно – враги быстро одолеют каждого поодиночке.

В нашей сложной действительности, где множество трудностей, невзгод и проблем, выжить и достичь чего-то в жизни можно лишь сообща!

  1. Басни
  2. Басни Толстого
  3. Отец и сыновья

Читать текст

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

Мораль басни

Если вместе быть, то никто не одолеет.

Герои басни Толстого

  • отец – учит сыновей уму разуму
  • сыновья

Другие Басни этого автора ← Осел в львиной шкуре↑ Басни ТолстогоПчелы и Трутни →

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Эфиоп

    Текст и анализ басни Эфиоп

  • Басня Эзопа Червяк и Змея

    Росла у дороги смоковница. Червяк увидел спящую змею и позавидовал, что она такая большая. Захотел он и сам стать таким же

  • Басня Крылова Листы и корни

    Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого.

  • Басня Эзопа Осы, Куропатки и Крестьянин

    Текст и анализ басни Осы, Куропатки и Крестьянин

  • Басня Эзопа Прометей и Люди

    Текст и анализ басни Прометей и Люди

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

Мораль басни “Отец и сыновья”

Часто такое бывает, что родные сестры и братья больше ссорятся, чем дружат, ревнуют родителей, делят игрушки, а позже одежду, вещи и другие материальные блага. Порой с товарищами по двору, школе или профессии у нас бывает больше общих черт, чем с кровными родственниками.

Однако же именно семья является нашим источником энергии, фундаментом, питающим нас, помогающим стать на ноги, двигаться к своей мечте и вообще развиваться.

То, насколько полно и быстро каждый из семьи сможет осуществить все задуманное, в немалой доле обусловлено тем, как дружна и крепка сама семья – о вот чем стремится рассказать мораль басни «Отец и сыновья».

На небольшом, но очень известном примере «обыкновенного веника», мы видим, что объединение сил – может помогать и защищать родных и ни у кого не выйдет победить такую семью. А если жить обособленно – враги быстро одолеют каждого поодиночке.

В нашей сложной действительности, где множество трудностей, невзгод и проблем, выжить и достичь чего-то в жизни можно лишь сообща!

Басня Толстого «Отец и сыновья» – поучительное повествование о мощной силе родства и единения. Произведение, затрагивающие вечно-живущие противостояние отцов и сыновей, борьбу братьев/сестер и бессмысленное отречение от родственной души.

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: – Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: – Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Мораль басни Толстого «Отец и сыновья»

Мораль басни «Отец и сыновья» лежит на ее поверхности и заключена в последнем предложении сказанного: семья, где один за одного готовь «перегрызть» обидчикам «глотки», никогда не будет сломлена и повержена бедой. Семья – самое важное, что дано человеку на его жизненном пути. Если в ней царят доверие, взаимовыручка и любовь, любые невзгоды станут лишь очередным этапом для сплочения и совместной борьбы, итогом которой всегда будет лишь победоносный клич.

Анализ басни «Отец и сыновья»

Для того, чтобы донести смысловую нагрузку басни «Отец и сыновья», автор решил использовать неприкрытые образы, в которых каждый безо всякого сомнения увидит себя. Басня рассказывает о вражде братьев, чьей примирительной стороной становится их отец, который дал мудрый и поучительный урок на примере несломленного целого веника и с легкостью поверженных его отдельных частей.

К сожалению, мир полон несправедливости, зависти и вечной борьбы за власть и богатство. Зачастую, поддавшись пагубному влиянию, многие забывают об истинных ценностях и жизненных приоритетах. Естественно, речь идет о важности и глубинном смысле семейных идеалах и принципах, о сплоченности семейных уз и крепких кровных объятиях.

Однако мораль басни «Отец и сыновья» может быть применима не только в данном автором контексте, что делает произведение еще более тонким и глубоким: в работе, дружбе, любом социальном, созданном группой людей, мире важно быть командой!

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры
  • Развивающие: развивать умение слушать и понимать речь говорящего; логическое мышление, технику чтения и речь, воображение.

Планируемые результаты (предметные):

  • ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.

Метапредметные: познавательные: овладевают приемами понимания произведения, строят речевые высказывания, выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие, адекватно воспринимают оценку учителя; коммуникативные: планируют учебное сотрудничество.

Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация , раздаточный материал, хрестоматия.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.

Начинаем урок литературного чтения

Подготовка к работе

Выставляют смайлик на лесенке

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

– Оцените свое настроение, с которым вы пришли на урок.

Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку.

Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная… (Семья.)

Звучит песня “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова

Отгадывают загадку

Слушают песню и смотрят на экран

СЛАЙД 2 Отвечают на вопрос
Цель: активизировать знания учащихся., определить типичные недостатки.

1. На доске по щелчку появляется высказывание:

Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/

Как вы понимаете слова Толстого?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

2. Работа в группах по карточкам Приложение 2

Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1 ученик зачитывает высказывание

Отвечают на вопросы

РАБОТА В ГРУППАХ

Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске

К: планируют учебное сотрудничество:

П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения

СЛАЙД 3 Проверка.
Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока

Сколько карточек осталось не открытыми?

О чем это говорит?

Что осталось не открытым?

Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

Какие задачи поставим?

Отвечают на вопросы.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К).
Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем.

Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)

участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К)

2. Работа над текстом.

О чем это произведение?

Объясните, почему сыновья ссорились?

Что тогда отец сказал сыновьям?

Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

Ответы на вопросы

(о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

3. Вторичное чтение произведения:

Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?

Жужжащее чтение.
После чтения:

К какому жанру относится это произведение?

Докажите, что это басня.

Скажите, над чем же надо задуматься?

Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни?

Ответы на вопросы

Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности.

“Зонтики”

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru

Выполняют упражнения для глаз
Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.

1. Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Работа с деформированным текстом.

Приложение 3

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

поиск неточностей в тексте

РАБОТА В ПАРАХ

понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К).
Л.Н. Толстой.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ (Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они ни старались , не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит ; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит”.

Изменился ли смысл текста с другими словами?

Почему не изменился?

Один ученик читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.

Слова заменены синонимами

2. Работа с пословицей.

Восстановите пословицу.

ПРОВЕРКА на интерактивной доске.

Как понимаете смысл?

Подходит ли эта пословица к нашей басне?

3. Выразительное чтение

Заслушивание 2-3 учеников.

Индивидуальная работа на ноутбуках.

Доброе братство милее богатства.

Индивидуальная работа

Готовят выразительное чтение с опорой на памятку в ЭФУ

Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.

2. Что велел принести отец?

3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие.

4. Счастье – это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая………. .

5. Герои прочитанного произведения.

6. Продолжите пословицу: “Не надобен и клад, коли в семье….”

7. Назовите жанр прочитанного произведения.

РАБОТА В ГРУППАХ

Самостоятельная работа по карточкам.

осуществляют контроль своих действий (Р),

осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П),

СЛАЙД 5 ПРОВЕРКА. (На экране – ответы на кроссворд)

Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали.

А что такое легенда?

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Высказывают свое мнение.

Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, развитие нравственных качеств, уважения к женщинам.

Сегодня мы с вами узнаем еще один жанр. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина “Легенда о матерях”

Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ.

формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К)
ВОПРОСЫ после прослушивания:

Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

Как же надо относиться к нашим мамам?

Кто уже может сказать, что такое легенда?

Чтение определения в хрестоматии

Подтвердились ли ваши предположения?

Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы после прослушивания

Читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику

Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились?

Работа со слайдом презентации:

Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

Спасибо вам за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Выставляют смайлики на лесенке

высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К)
СЛАЙД 6 Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! ……………………………….. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле. (Тараданова Дарья)

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик
– Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору :

Составите текст, в котором расскажете, как любите свою маму, какая она необыкновенная;

Перечитаете “Легенду о матерях” и составите вопросы для одноклассников;

Нарисуете иллюстрации к понравившимся эпизодам.

Записывают домашнее задание в дневник

Анализ басни «Отец и сыновья»

Для того, чтобы донести смысловую нагрузку басни «Отец и сыновья», автор решил использовать неприкрытые образы, в которых каждый безо всякого сомнения увидит себя. Басня рассказывает о вражде братьев, чьей примирительной стороной становится их отец, который дал мудрый и поучительный урок на примере несломленного целого веника и с легкостью поверженных его отдельных частей.

К сожалению, мир полон несправедливости, зависти и вечной борьбы за власть и богатство. Зачастую, поддавшись пагубному влиянию, многие забывают об истинных ценностях и жизненных приоритетах. Естественно, речь идет о важности и глубинном смысле семейных идеалах и принципах, о сплоченности семейных уз и крепких кровных объятиях.

Однако мораль басни «Отец и сыновья» может быть применима не только в данном автором контексте, что делает произведение еще более тонким и глубоким: в работе, дружбе, любом социальном, созданном группой людей, мире важно быть командой!

Тип урока

: урок открытия новых знаний

Читайте также:  Конспект занятия “Дымковская игрушка” для старшей группы

Цель урока:

создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого, обучения нахождению главной мысли в тексте; способствовать формированию навыков работы с текстом, умения различать жанры
  • Развивающие: развивать умение слушать и понимать речь говорящего; логическое мышление, технику чтения и речь, воображение.
  • Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества; формировать самооценку собственной учебной деятельности; воспитывать уважение и сострадание к родным людям.

Планируемые результаты (предметные):

  • ориентируются в тексте, определяют главную мысль, пользуются средствами речевой выразительности.

Метапредметные:

  • познавательные:

овладевают приемами понимания произведения, строят речевые высказывания, выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения;

  • регулятивные:
  • коммуникативные:

image Накануне праздника 23 февраля у меня родилась сказка для папы и сына. Сказка необычная, терапевтическая. Она написана по просьбе, чтобы укрепить отношения между мальчиком и его папой. Думаю, что она может многим пригодиться, просто поменяйте имена героев на свои, и расскажите сыну. Думаю, что сказка должна мальчикам понравиться.

Самая главная проблема у меня, как всегда, с иллюстрацией к сказке. Хочется подобрать что-то, не нарушая авторских прав, но вот первоисточник порой найти невозможно. Тут я вспомнила про один Сонечкин рисунок двухгодично давности. Правда, на нём Чудо-юдо о 12 головах, но зато авторская работа.

Сказка для папы и сына

В одном городе жила-была семья: мама Ася, папа Тимур и сын Руслан. Была это очень крепкая, дружная семья – папа, мама и сын очень друг друга любили, и заботились друг о друге. Папа, конечно, много работал, чтобы вся семья жила хорошо. Руслан ходил в садик, а вечером играл с мамой. Ну а перед сном мама читала мальчику книги, целовала сына и желала ему крепких и сладких снов.

Так было и в тот вечер, накануне истории, которую я сейчас вам расскажу. Руслан пожелал маме спокойной ночи, закрыл глаза, и тот час же заснул. На следующий день была суббота, мальчик проснулся чуть позже обычного и сразу же побежал на кухню. Там он застал растерянного папу, который пытался что-то приготовить на завтрак.

— Папа, а где мама? – спросил Руслан.

— Не знаю, — пожал плечами папа. – Я уже полчаса как встал, и не могу понять, куда она исчезла. Подумал, что, может, она за хлебом ушла, но там пора бы было и вернуться.

— Нет, хлеб мы с ней вчера купили, когда из садика возвращались, — покачал головой Руслан. – А она нам записку не написала?

— Хм, записку… — пробормотал папа. – Сейчас посмотрим.

Папа оглянулся по сторонам.

— Вот это что за странное письмо висит на холодильнике? Правда, почерк совсем не мамин.

— Пап, покажи! – попросил Руслан.

— Подожди, сынок! – остановил его папа. – Что-то мне совсем это письмо не нравится.

Папа присел на стул, мальчик устроился рядом и стал слушать, как папа читает письмо вслух:

«Ха-ха-ха! Можете и не искать вашу маму! Это я её украл! Мне она очень пригодится. Пусть теперь мой замок убирает и пирожки мне печёт. Так что попрощайтесь с ней навсегда!». И подпись «Змей Горыныч», а внизу отпечаток огромной когтистой лапы.

— Папочка! Змей Горыныч нашу мамочку похитил! – воскликнул Руслан. – Что же нам теперь делать?

— Не терять времени, и отправляться ей на выручку, — сказал папа. – Давай собирайся!

Руслан, как взрослый, натянул на себя штаны, свитер, надел носки и ботинки.

— Молодец! – похвалил его папа.

— Папа, а ты знаешь, как нам замок Змея Горыныча найти? – спросил мальчик.

— Пока нет, но мы что-нибудь придумаем, — пообещал папа. – У тебя, случайно, нет книг про Змея Горыныча?

Читайте также:  Загадки про льва для детей: 23 лучших

— Есть! Мы с мамой как раз вчера сказки читали! – воскликнул мальчик и побежал в свою комнату за книгой.

Папа принялся листать книгу, ища сказку про Змея Горыныча. Вдруг книга выпала у него из рук, упала на пол, распахнувшись примерно на середине. Руслан и папа увидели прямо на странице дверь. Только дверь эта была не нарисованная, а настоящая. Папа протянул руку и распахнул дверь. И тут произошло ещё одно чудо – буквально через секунду Руслан и папа Тимур были такого роста, что смогли зайти в эту самую дверь.

По ту сторону двери оказался дремучий лес. Если бы Руслан был один, то он, конечно же, испугался бы, но с папой, который уверенно шёл вперёд по тропинке, мальчику было совсем не страшно. Через несколько минут путники вышли на полянку, на которой стояла избушка на курьих ножках.

— Пап, тут же Баба Яга живёт. Ты не боишься? – шёпотом произнёс мальчик.

— Нет, сынок, не боюсь. Нам некогда бояться – маму спасать надо, — ответил папа. – Ты помнишь, какие слова надо говорить?

Руслан немного подумал, и потом громко произнёс:

— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!

Избушка закряхтела и нехотя, переваливаясь на своих лапах, повернулась к Руслану с папой. Путники забрались по маленькой кривой лесенке, постучали и отворили дверь.

— Ох, ох, ох! – сразу же услышали они голос, а потом увидели Бабу Ягу, которая стояла согнувшись, упираясь одной рукой о печь.

— Бабушка, что случилось? – воскликнул папа, подбегая к Яге.

— Эх, сынок, спина, спина проклятая! Второй день болит! Я тут решила дров наколоть, чтобы воды вскипятить и компресс из трав сделать, нагнулась, за топором потянулась и вот теперь не могу разогнуться.

Папа помог Бабе Яге лечь на печь, а сам поднял с пола топор, и они с Русланом вышли на улицу, чтобы наколоть дров. Затем они вскипятили воды, и, следуя указаниям Яги, приготовили ей компресс, да заодно и чай заварили. А ещё Руслан немного прибрал в избе. Ведь Баба Яга уже два дня ничего не могла сделать в доме.

— Спасибо вам, голубчики мои, за помощь! – поблагодарила Яга папу и Руслана. – Чем могу я вас за доброту отблагодарить?

— Может, вы, бабушка, знаете, как нам дорогу к замку Змея Горыныча найти и как его победить? – спросил папа. – Он жену мою любимую украл.

— Маму мою, — на всякий случай добавил Руслан.

— Знаю, конечно, милые мои, знаю, — ответила Яга. – Идите прямо по той же самой тропинке и вскоре выйдите на поляну, посередине которой лежит большой камень. Вот под этим камнем хранится меч-кладенец, которым можно Змея Горыныча победить. Другой управы на него нет. А пора бы, пора его победить, уж столько зла людям он причинил, стольких богатырей погубил! Затем ступайте дальше. Встретится вам строптивый конь вороной, вы его за гриву хватайте, да крепко держите, пока не присмиреет. Тот конь сам дорогу к замку Змея Горыныча знает, вас до места доставит.

Поблагодарили папа с мальчиком Бабу Ягу и двинулись в путь. Долго ли коротко ли вышли они на поляну с камнем. А камень-то огого какой большой!

— Папа, нам этот камень не поднять! – испугался мальчик.

— Ничего, ничего, мы же вдвоём, — успокоил его папа, но Руслану всё равно не верилось, что они справятся.

Папа подошёл к камню и обхватил его двумя руками, потянул наверх, камень покачнулся, потянул ещё, камень приподнялся, и ещё раз, камень уже хорошо оторвался от земли.

— Руслан, помогай! – закричал папа.

Мальчик огляделся вокруг, схватил с земли толстую палку и подставил её под камень. Папа опёр камень о палку ненадолго, а затем снова приложил силы и отбросил камень в сторону. Под камнем находился люк с деревянной крышкой, открыли они люк, а внутри сундук. Папа вытащил сундук на свет, внутри него лежал настоящий меч-кладенец. Папа достал меч, вынул из ножен полюбоваться. Рукоятка меча была выложена драгоценными камнями, а острое отточенное лезвие так и блестело на солнце. Вставил папа Тимур обратно меч в ножны, и путники, не теряя времени даром, отправились дальше.

Через несколько минут на тропинку перед ними выскочил конь вороной, гибкий стройный, сильный, грива развивается, из ноздрей пар валит. Папа не растерялся и схватил коня за гриву. Тот попытался вырваться, но папа Тимур хорошо помнил слова Бабы Яги и не отпускал его. Через пару минут конь сдался и заговорил человеческим голосом:

— Что ж, одолел ты меня богатырь. Сослужу тебе службу. Говори, чего тебе хочется!

— Нам бы в замок Змея Горыныча попасть, — ответил папа. – Жену он мою похитил любимую.

— Маму мою, — добавил Руслан.

— Что ж, это не сложно! Взбирайтесь ко мне на спину! – сказал конь.

Папа с Русланом сели на коня, и тот в мгновение ока домчал их до замка Змея Горыныча. Поблагодарили папа с мальчиком коня за помощь и зашли внутрь замка.

Трёхголовый Змей Горыныч восседал на троне в самом большом и мрачном зале своего замка, когда туда зашли папа Тимур и Руслан.

— Вы кто такие? Как посмели ко мне в замок зайти? – закричал он в ярости.

— Мы за мамой нашей пришли! – вдруг смело ответил ему Руслан, мальчику было совсем не страшно, ведь рядом с ним был папа: самый храбрый, самый сильный на свете.

— Ну уж, нет! Она мне самой нужна! – ответил злодей. – Будет мне в замке служить, хозяйством заниматься. Только сначала посидит в темнице, одумается, а то уж больно строптивая попалась.

— Сейчас же верни мою жену! – воскликнул папа, делая шаг вперёд.

— С чего это я должен её возвращать? Моя она! Я вас сейчас заживо изжарю!

Змей Горыныч уже разинул все три свои пасти, чтобы извергнуть пламя, но папа выхватил меч-кладенец из ножен. Змей Горыныч как увидел меч, понял, что конец его близко. Кинулся он на папу, и завязалась между ними схватка ни на жизнь, а на смерть. Бились они, бились, и, наконец, все три головы Змея полетели на землю. Так и не стало злодея.

Папа с Русланом нашли темницу замка и освободили маму, которая томилась там под тремя замками. Как обрадовалась мама Ася появлению своих героев ни в сказке сказать, ни пером описать! Стала она их обнимать и целовать.

— Как же мы теперь домой попадём? – задумался папа.

— Давайте выйдем из замка, а там уж решим! – попросила мама. – Уж больно мрачный он.

Нашли мама, папа и Руслан выход из замка, шагнули за порог и вдруг поняли, что стоят у себя дома, в своей квартире. Ещё больше обрадовалась семья такому скорому возвращению домой, и вечером устроили они большой праздник.

Мария Шкурина

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий