Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?

Басня Крылова «Обоз» повествует о том как конь и молодая лошадь, будучи впряжёнными в телеги с горшками, по-разному спускались с горы. Опытный конь, понимая. что лёгкость спуска кажущаяся, двигался осторожно, что лошади показалось недостойным и нелепым. Но конь в результате спустился цел и невредим, лошадка же. попытавшись лихо прогарцевать с телегой под уклон, в результате оказалась в канаве.

Прослушайте баню “Обоз”

Обоз

1812 год

Басня имеет историческую подоплёку и касается Отечественной войны 1812 года

 Крылов в басне «Обоз» обыгрывает ситуацию с Кутузовым, которого император Александр I упрекал за уклонение от решительных сражений. (Как вы помните из курса истории, наша армия выбрала тактику отступления, втягивая французов в глубь страны тем самым монотонно изматывая врага и отрезая его от тылового снабжения.) Император по сравнению с Кутузовым был молод и как военачальник неопытен. Возглавив русскую армию.

Кутузов продолжил отступление, потому что любое иное решение привело бы к гибели всей армии, хотя испытывал очень сильное давление и со стороны императора, и со стороны большинства солдат и офицеров. Велико было искушение, так сказать, одним прыжком попытаться преодолеть все трудности, то есть решиться на генеральное сражение. Но мудрый полководец не пошёл на поводу у тех. кто не понимал всей сложности положения. Несмотря на постоянные упрёки и уговоры, он до конца провёл свою линию и в итоге оказался победителем.

На Аустерлицкое сражение басня намекает в той части, где преимущества своего подхода берётся продемонстрировать молодая и нетерпеливая лошадь. В этом сражении, произошедшем в 1805 году, Александр I вынудил-таки Кутузова действовать по недалёкому плану австрийского командующего Веройтера; Кутузов же вообще был против битвы. Нетерпение императора закончилось полным поражением русско-австрийской армии, аналогично тому, как лошадь в басне рухнула сама и перевернула телегу, пренебрёгши опасностью. Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том. что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком.  Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.

Обоз. Басня Крылова. Из школьной программы.

Ярлыки: Басни Крылова., школьная программа

Автор: · 17.05.2010

Хранители сказок | Басни Крылова Ивана Андреевича

С горшками шел Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться,

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понес,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут: бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, —

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Гляди-тко нас, как мы махнем!

Не бойсь, минуты не потратим,

И возик свой мы не свезем, а скатим!»

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырех ног

На славу;

По камням, рытвинам, пошли толчки,

Скачки,

Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Хранители сказок | Басни Крылова Ивана Андреевича

Басня Крылова

С горшками шел Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться,

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понес,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут: бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, —

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Гляди-тко нас, как мы махнем!

Не бойсь, минуты не потратим,

И возик свой мы не свезем, а скатим!»

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырех ног

На славу;

По камням, рытвинам, пошли толчки,

Скачки,

Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Читать другие басни Крылова. Список произведений

«Обоз» Крылова – краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего обоза шел опытный старый конь, который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Мораль басни «Обоз»

Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.

Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.

Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Состав

Обоз пд состоял из повозок, лошадей и обозной команды которая включала в себя:

  • Управление (в составе 1-го отдела до)
  • 1-й отдел — продовольственно-вещевой
    • 1-й взвод
    • 2-й взвод
    • 3-й взвод
    • 4-й взвод
    • 5-й взвод
  • 2-й отдел — санитарный

Обоз пд составлял 287 повозок с 748 лошадьми.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следующие вместе с войсками, составляли обоз 1-го разряда, к нему относились:

  • зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы)
  • инструментальные повозки (походная кузница, инструменты и подковы)
  • аптечная двуколка
  • лазаретная линейка
  • офицерская двуколка.

Определите жанр произведения обоз

9 вопросов по творчеству бунинаи куприна 1. Символ — это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения — это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон — Суламифи;

б) Желтков — Вере Шеиной;

в) Желтков — Богу;

г) Ромашов — Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч … Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

image

Так кого же можно было встретить? На регулярной основе это относится к:

  1. Походному обозу. Под этим подразумеваются артиллерийские и инженерные принадлежности вместе с сопровождающим персоналом. Сюда же относилась и походная кухня.
  2. Пожарному обозу. Это специальное подразделение, которое было снабжено множеством приспособлений для тушения возгораний и спасения людей.
  3. Ассенизационному обозу. Под ним подразумевается совокупность перевозимых приспособлений, которые необходимы для организации вывоза нечистот из расположения войск. Таковым, например, являлись герметически запирающиеся бочки и прочие подобные приспособления.

Но только этим перечень не исчерпывается. Формировались еще и отдельные подразделения с уникальными задачами. В качестве примера такового можно привести золотой обоз. Так, к примеру, называли соединения, которые занимались конвоированием при перевозке драгоценных запасов. Как самый известный пример можно привести ситуацию с Гражданской войной и так называемым царским золотом. Хотя драгоценные металлы перевозят и сейчас, просто не в таком большом количестве и обычно оформляют не как обоз, а как отдельную специализированную единицу.

Еще в качестве довольно редкого по возможности созерцания можно упомянуть приданное транспортное снабжения для высших лиц. Например – наркомовский обоз. Так назывались все сопровождающие лица и службы, которые передвигались вместе с народными комиссарами.

Употребление слова в литературе

image

Слово «обоз» часто встречается в русской литературе, но самый знаменитый пример его употребления, пожалуй, одноименная басня И. А. Крылова. По сюжету перед старым конем и молодой лошадкой возникает задача совершить крутой спуск с горы, не повредив перевозимую в их телегах утварь. Юная лошадь в нетерпении осуждает размеренный и степенный шаг своего приятеля, считая, что вниз нужно спускаться быстрее, и в результате конь доставляет свой груз в целости, а лошадь не справляется с задачей и опрокидывает груз в канаву.

Считается, что баснописец в своем произведении изображает в образе лихой лошадки Александра I, а в качестве прототипа для коня у него предстает Кутузов. Автор осуждает нападки со стороны императора на полководца, который медлил в принятии решений и уклонялся от радикальных действий. Однако впоследствии его медлительная и осторожная тактика как опытного главнокомандующего оправдывает себя и приносит победу над Наполеоном.

2 вариант

Басня Обоз имеет довольно понятный, простой и банальный смысл

Перед нами история о двух конях, которые спускают возы с горки и первый конь действует предельно осторожно, а второй его ругает, хотя воз спускается на самом деле нормально. Когда приходит черед второго коня спускать собственный воз, он ничего не может сделать нормально и в итоге падает, разбивая горшки и воз

Мораль тоже вполне понятна: иногда люди начинают ругать других, когда смотрят со стороны. Хотя сами, когда наступает черед взяться за дело, не могут ничего сделать нормально и делают даже хуже, будто и не слышали сами собственных советов, порицаний и упреков.

Вот и рассмотрено, что собой представляет обоз. Это понятие менялось зависимо от условий, в которых использовалось. Так, в семнадцатом и двадцатом веках в них вкладывали несколько отличающийся смысл. Конечно, сама суть не менялась, но вот детали, которые сказывались на общей картине, постоянно пребывали в движении и действии видоизменения.

Следует отметить, что в большей мере это относится к появлению новых подразделений. Например, организация воинских частей в русско-турецкую войну 1877-1878 года и времен конфликта с японцами в 1904-1905 отличается разве что наличием пулеметных команд. Следует также помнить, что понятие обоза использовалось не только в военном деле, но еще и при снаряжении торговцев, а также при переселении.

Басня «Обоз», как и многие другие произведения Крылова, посвящена конкретным историческим событиям – войне 1812 года. Вот только мораль ее не относится к военным, а касается каждого из нас в определенные моменты жизни.

Басня «Обоз»

Мораль басни Крылова «Обоз»

Мораль басни «Обоз» автор традиционно вынес в самый конец басни и структурно отделил от остального текста, чтобы донести до каждого: прежде чем судить кого-то, чьи-либо действия, поставьте себя на его место и попробуйте представить, а по силам ли вам сделать лучше.

Анализ басни «Обоз»

Как уже отмечалось ранее, басня «Обоз» посвящена событиям 1812 года, в частности двум великим историческим личностям: Кутузову и Александру I.

Кутузов за свою неспешность и продуманную тактику предстает перед читателем в образе старой, «доброй» лошади, спускающейся с горы первой, а нетерпеливый Александр I – в образе лошади молодой (она спускалась в басне второй), которая только и делала, что критиковала. Известно, что именно так вел себя император по отношению к опытному полководцу: он постоянно «нападал» на него, осуждал за то, что тот сдал Москву Наполеону, – однако, когда пришла пора, показать на своем примере, как все же нужно воевать, оказалось, что говорить гораздо проще, чем делать, – армия под личным командованием царя, была разбита в сражении при Аустерлице.

Отсюда мораль: не зная, до конца не разбираясь в чем-то и не имея в этом должного опыта, не спешите осуждать кого-то, возможно, оказавшись в той же ситуации вы сделали бы гораздо хуже. Наставление касается не только войны, но и повседневной жизни, в которой мы делаем подобные ошибки довольно часто.

Крылатые выражения из басни «Обоз»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Обоз» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича Крылова.

Читать все басни Крылова

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий