Как научить ребенка цифрам и счету: бесценные советы опытной мамы

Учиться считать можно начинать, если Вашему ребенку уже исполнился годик.Но какой бы умный и смышленый не был Ваш малыш  – начинать надо с малого и постепенно двигаться дальше. imageДля годовалого ребеночка будет полезно организовать “игру в пальчики” .Знакомить кроху с цифрами в этом возрасте конечно еще рано.Лучше во время прочтения стишков-считалочек загибайте пальцы у себя на руках и пальчики малыша.Считать до пяти будет вполне достаточно для маленького ребенка и не обязательно ,чтобы он запоминал последовательность счета.Тренировка мелкой моторики пальчиков и развитие образного мышления закладывают фундамент в формирование математических способностей – такие традиционные игры,как “Куй-куй башмачок” или “Сорока-ворона” будут полезны и интересны для Вашего крохи. В 2 годика познакомим ребенка с таким понятием,как ‘много’.Обращайте внимание ребенка на то,сколько у него игрушек в ящичке,а сколько сейчас машинок у малыша в руке.Очень полезно для ознакомления ребенка с числовыми величинами давать поиграть с матрешкой.Покажите малышу,как из одной матрешки вдруг получается две,три и так далее.Ближе к 3 годам знакомим малыша с таким понятием,как сравнение.Все,что окружает ребенка ,сравниваем друг с другом – толстая книжка и тоненькая,большая кукла и маленькая,длинные волосы и короткие. В 3 годика начинайте постепенно знакомить ребенка с цифрами.На начальном этапе осваивайте цифры от 1 до 5.Показывая как выглядят эти цифры,одновременно демонстрируйте соответствующее количество предметов – два яблочка,одна машинка,четыре орешка.Когда одеваете ребенка,акцентируйте внимание на количество вещей – два носка,одна рубашка,две руковички,четыре пуговицы т.д. Прогуливаясь с малышом по улице,посчитайте вместе с ним объекты,мимо которых проходите : сколько машин стоит у обочины,сколько деревьев ,домов,скамеек – старайтесь выбирать для подсчета объекты количественно не более пяти.Вернувшись домой,попросите малыша сосчитать количество ботинок в коридоре и поразмыслить,сколько человек можно обуть в них.Читая малышу сказку на ночь,рассмотрите с ним внимательно иллюстрации и попросите сосчитать количество ,например,гномов или других сказочных героев.Обращайте внимание ребенка на нумерацию страниц – у малыша будет откладываться в памяти,как выглядит та или иная цифра. Приготовив еду ребенку,попросите его помочь накрыть на стол,подавая нужное количество тарелок и приборов : Подай мне, пожалуйста, 2 вилки, две тарелки, три столовые ложки и т. д. Попросите его поровну разделить ломтики хлеба. Собираясь в магазин за покупками вместе с ребенком,расскажите ему ,что надо купить из продуктов : сыр, молоко, буханку, хлеба творог.Перечисляя продукты,загибайте малышу пальчики и с серьезным видом попросите,чтобы он напомнил Вам в магазине весь список продуктов,которые надо купить.А в магазине сделайте вид ,что забыли,какие продукты нужны и попросите малыша напомнить список,загибая пальчики (не забыть бы чего …).Если ребенок с успехом справился с поставленной задачей,в следующий раз расширьте список товаров для покупки,добавляя к перечню весовые параметры того или иного продукта : хлеб,масло,2 килограмма печенья,1 килограмм орехов. Дома Вы можете закрепить навыки счета, разыгрывая сцены покупки товаров в “домашнем магазине”.В качестве денег можно использовать любую “валюту” -фантики, пуговицы или вырежьте “купюры” из бумаги .Меняйтесь ролями – сперва вы продавец,а малыш покупатель,потом – наоборот.Старайтесь поощрять малыша за точно выполненные подсчеты.Например,попросите его разделить 5 конфеток на троих,а все что останется – забрать себе. К пяти годам ребенку вполне по силам освоить числа до 10 и выучить цифры.Но старайтесь добиться того,чтобы малыш не просто заучил названия и последовательность цифр,а также имел представление о том,какое количество предметов обозначается той или иной цифрой.И,например – четыре шарика,четыре яблока или четыре щенка обозначаются одной и той же цифрой – 4 .Ребенку нужно помочь уловить взаимосвязь между количеством предметов и соответствующей цифрой. Для запоминания цифр очень полезно развесить их изображения в разных местах квартиры – есть еще цифры на магнитных липучках – Вы можете прилепить их на холодильник и они всегда будут перед глазами во время трапезы малыша.Если цифры будут постоянно попадаться на глаза ребенку,то он быстро запомнит их. Когда ребенок хорошо усвоит счет от 1 до 10 ,Вы можете начинать знакомить его с цифрой “ноль” .Ребенок уже хорошо понимает,что если было 2 конфетки ,он съел одну – осталась одна конфетка.А если съесть еще одну конфетку,то не останется ни одной конфетки,Ноль конфеток и нарисуйте цифру ‘0’. Ближе к дошкольному возрасту начните обучать ребенка ряду цифр свыше десяти.Для начала продемонстрируйте визуально,как они образуются.В этом Вам помогут счетные палочки.Положите в ряд 10 палочек (с этим количеством предметов и цифрами до 10 ребенок уже должен  хорошо быть знаком).Расскажите,что когда-то в далекие времена десять называли “дцать”.Положите на этот ряд счетных палочек еще одну (для акцентирования- другого цвета) и скажите “Один на дцать “.А на листке бумаги напишите цифровое обозначение – 11.Добавляйте “На дцать” по одной палочке и дойдите до цифры 20,иллюстрируя каждую цифру на бумаге. Конечно же мгновенного понимания,а тем более запоминания не произойдет.Но занимаясь ежедневно,ребенок быстро усвоит новые ‘премудрости’ математики. Когда ребенок разберется с числовым рядом до 20,можно приступить к знакомству с цифрами до ста и посмотреть,как образуются десятки.Положите на наши десять счетных палочек еще десять штук (желательно другого цвета) и поясните сколько всего получилось “два дцать”,где дцать, как нам уже известно, обозначает десять.Затем – “три дцать”.Сопровождайте свои объяснения написанием цифр.О числе “сорок” расскажите отдельно – в древности оно обозначало “очень много”.Затем комбинируйте десятки с единицами – положите,например,на двадцать счетных палочек еще три – получится 23.Напишите число и предложите ребенку сделать свою комбинацию из палочек. Занимайтесь с малышом постепенно и поэтапно – важно добиться того ,чтобы ребенок не только запоминал цифры,но и понимал счет.В корне не верно заставлять ребенка запоминать,что ,скажем, 3+4 будет 7.На столе было три яблока,потом положили на стол четыре груши и получилось в результате 7 фруктов. Ребенок должен понимать механизм складывания – Сначала смотрим,сколько было,затем сколько прибавили и сколько стало всего.Аналогичным образом объясняется и механизм вычитания.Сейчас в продаже появилось много иллюстрированных книг для деток с математическими заданиями,составленными в увлекательной,игровой форме.Такие книги будут полезны для развития математических способностей у Вашего ребенка. И помните – математические способности – это никакой не дар природы.Занятия математикой не требуют каких-то незаурядных способностей от ребенка и способствуют развитию смекалки,логического мышления, повышают умственные способности. В категории ‘Загадки’ Детского Мира на BEBI.LV Вы можете найти загадки про цифры для Вашего ребенка.  Следующая статья :  

Cенсорное развитие ребенка

вернуться на Главную страницу

ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ…

Детский Портал: Главная Страница

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved.”

Следующие материалы: Предыдущие материалы:

image

Когда ребенок уже освоил ходьбу, уверенно разговаривает, задает много вопросов, это означает, что самое время познакомить его с буквами и цифрами. Для каждого малыша возраст обучения арифметике и чтению индивидуален. Как же начать процесс обучения и сделать это правильно?

Учим азбуку

Прежде всего, мама с папой должны понимать, что заниматься с ребенком нужно лишь тогда, когда он в хорошем настроении. Для знакомства с буквами можно приобрести электронную азбуку. Выбирая эту обучающую игру, нужно убедиться, что она легко включается одним нажатием пальца и достаточно четко озвучивает буквы. С такой азбукой малышу будет проще научиться читать. Азбуку можно повесить на стенку. Высота должна быть такой, чтобы крохе было удобно доставать, дотягиваться рукой. Первое знакомство с азбукой должно происходить обязательно с участием взрослого. Мама или папа обязаны показать, как обращаться с обучалкой, объяснить, что делать это нужно аккуратно, нажимать кнопочки несильно.

Ближе к 4-5 годам надо выделять по 10-15 минут для занятий по изучению букв. При желании ребенок самостоятельно будет подходить к такому учебному пособию и нажимать кнопочки.

Если же вы хотите ограничиться старым классическим способом, то обучение буквам нужно начинать с тех, которые легче произносятся . Это А и О, В и Н, М и С, И и Л. Немного сложнее буквы К и Б, Р и Э, П и Д, Т.

В последнюю очередь рекомендуется изучать буквы Х и Ч, Г и Ц, Я и Й, Ж и З, Щ и Е, Ф и Я.

Ребенок должен за взрослым произносить звук и одновременно запоминать, как он изображается, видеть перед собой букву. Главное, не путайте малыша, называя алфавитные обозначения букв. То есть вы не должны говорить «эм», а просто «м». Не усложняйте ребенку процесс. Алфавит он выучит позже.

Буквы рекомендуется учить с помощью коротких слов. Буква М — мак, мука, мусор и так далее. Первую букву рекомендуется произносить затянуто, как бы растягивая: м-м-м-ак.

Обычно процесс обучения буквам начинается с буквы А, затем следует У, чтобы ребенку было удобно и просто соединять знакомые буквы А-У. После двух гласных к ним присоединяют согласную М, чтобы дитя выучило самое родное слово МАМА. Из небольшого количества выученных букв нужно составлять разные слова. Так, из букв А, С, О, К, Т, Н можно составить слова КОТ, ТАК, НОС, СОК. Можно для облегчения процесса и большей заинтересованности ребенка купить кубики, карточки или лото. Наглядные изображения будут отображаться в памяти ребенка и сделают процесс обучения более оперативным и доступным. Чтобы малышу было еще интересней, как закрепление пробуйте слепить буквы из пластилина, теста.

Можно их складывать из палочек, спичек, пуговиц. Словом, включайте фантазию! Тогда обучение буквам поможет вам одновременно развивать мелкую моторику вашего малыша. Никогда не заставляйте ребенка заниматься насильственно. Не используйте занятие как средство переключения внимания малыша.

Обучаем ребенка арифметике

Обучение детей цифрам и счету сегодня имеет много вариантов. Можно, например, воспользоваться обучающим курсом методики Глена Домана. Он представляет собой карточки с изображением разного количества одинаковых точек. Дитя сначала учится отличать и сравнивать количество этих точек. Затем ему надо предлагать обозначить карточки цифрами.

Мальчик или девочка, умеющие считать, цифры освоят намного быстрее. То есть, вначале надо научить ребенка считать до пяти. Обязательным является использование предметов для счета. В доме можно считать все, что угодно: чашки, ложки, цветы, пуговицы, детские игрушки, пальчики. Можно ставить пять чашек на стол и каждый раз забирать по одной-две, добавлять. Дитя должно пальчиком пересчитывать их количество. Когда ребенок твердо освоит счет в пределах пяти и будет безошибочно пересчитывать предметы в пределах пяти, тогда можно приступить к усвоению цифр. Начинать нужно с единицы, пробовать ее писать. Затем пишется и запоминается двойка с демонстрацией двух игрушек, предметов, ботинок. Когда ребенок хорошо усвоит цифры и счет в пределах пяти, тогда нужно расширять умение счета до десяти. А для этого лучшим образом подходят пальцы. Затем аналогичным способом с малышом учат цифры от 5 до 10.

Родители должны использовать любые ситуации для закрепления счета. Считайте котов во дворе, машины, конфеты в коробке, детей на площадке. Можно даже считать купюры в кошельке (желательно начинать с одинаковых купюр минимального номинала).

Если вы будете заниматься с ребенком регулярно, то первые успехи вам гарантированы очень скоро. Не забывайте хвалить своего ученика, стимулировать его. Делайте это в присутствии других взрослых и детей.

Категория: Подготовка ребенка к школе

Учится считать малыш с малых лет. Уже в год умная мама, подавая ребенку игрушку, проговаривает: “Один мячик”, “Два шарика”… Ребенок все это запоминает и, как правило, умеет считать до десяти уже годам к пяти точно. Но совершенно другое дело – цифры. Малыш пока не ассоциирует количество предметов с их изображением, и этому ребенка нужно учить. Не стоит вбивать в голову цифры раньше пяти лет, а вот с пяти-шести уже можно, а в семь перед самой школой – даже нужно.

Если этап обучения счету пропущен, то есть ребенок считать еще не умеет, несмотря на старший дошкольный возраст, придется учиться считать и учить цифры одновременно. Начать интереснее всего со стихов про цифры. Отличное, запоминающееся стихотворение есть у С. Маршака:  Весёлый счёт (прочитать стихотворение >>)

Наибольшую результативность в обучении деток показывают комплексные задания. На одном листе собраны задания, касающиеся изучаемой цифры и ее предшественников (то есть повторение изученного). Один лист идет на два занятия. Первое – непосредственно изучение цифры. Ребенок смотрит, как она выглядит, раскрашивает, ассоциирует с количеством предметов на картинке. 20 минут на одно занятие вполне хватит. После того, как цифру выучили, рекомендуем распечатать и расположить на видном месте в комнате соответствующую карточку с цифрой. Карточки можно скачать тут >>

Второе занятие – закрепление изученного. Ребенок узнает состав числа, выполняет простейшие манипуляции с числами.

Скачать и распечатать задания “Учим цифры с ребенком”

Чтобы скачать лист, для начала кликните на него левой кнопкой мыши и откройте в полном размере. Далее клик правой кнопкой мыши, выбираем “Сохранить картинку как…” и сохраняем себе на компьютер, а с него распечатываем.

Итак, лист распечатали. Текст заданий читает родитель или преподаватель. Самое первое задание при знакомстве с цифрой – заштриховать ее. Не раскрасить, а именно заштриховать. Такое задание, как штриховка, отлично готовит руку к письму, ребенок учится владеть своими пальчиками, это позитивно отразится и на почерке.

Затем из цепочки цифр выбираем ту, которую изучили, проговариваем, раскрашиваем.

Далее прописываем ряд цифр.

Следующее задание – раскраска. Раскрашиваем одинаково помеченные области одним цветом.

В остальных заданиях есть письменные пояснения.

Последний лист – число 10. Можно объяснить ребенку, что это число состоит из цифр 1 и 0.

Пройдя этот этап изучения цифр, можно потренироваться в их поиске среди других (задания по поиску цифр тут >>), затем перейти к прописям с цифрами (скачать можно здесь >>), к раскраскам >> , а потом и к домикам на состав числа (они тут>>) и к заданиям с домиками (скачать можно тут >>).

На данный момент разработано множество методик раннего развития, позволяющих сформировать у малышей навыки речи, чтения и счета уже в годик-два. Однако любящие и заботливые родители сами могут заниматься со своим ребенком, ведь обучить кроху счету не так сложно, как кажется на первый взгляд. Тренироваться можно на каждом шагу, используя окружающие предметы и объекты. Узнать, как научить ребенка считать, можно в данной статье.

Содержание:

Когда начинать обучение?

Первые пробные «уроки» ребенок получает еще с пеленок – когда в разговоре родные указывают количество предметов вокруг малыша (одна игрушка, две ручки, три карандаша). Но ожидать от крохи понимания и осмысления этих понятий еще рано. Психологи утверждают, что к годовалому возрасту ребенок начинает понимать количество окружающих вещей, к 2-3 годам может посчитать до 5 и лишь в 4-5 лет приходит понимание простейших арифметических действий. Все эти временные рамки сугубо индивидуальны: одни осваивают раньше, другим же не дано стать юными математиками (и это абсолютно нормально).

Главные этапы обучения

Наша основная задача – провести знакомство с цифрами и счетом в игровой форме. Малыш запоминает только то, что ему интересно и увлекательно. Значит, нужно избежать однообразия. В процессе игры можно обучить ребенка счету ненавязчиво и незаметно – главное, не уделять занятиям каждый раз слишком много времени. 5-10 минут будет достаточно. Давайте остановимся на каждом этапе подробнее.

1. Учим ребенка, как выглядят цифры

Наша первая задача – сосредоточить внимание малыша на том, что именно эти крючочки и загогулины отличаются от всех остальных крючочков в мире. Мы будем учить кроху узнавать цифры визуально, приучать его к виду цифр и тому, как они «озвучиваются». То есть сначала научим узнавать «лицо» цифры, а потом – соотносить с ним «имя».

Способов познакомить малыша с цифрами – множество. Можно это сделать не только визуально, но и тактильно: лепить цифирки из теста и пластилина, рисовать пальчиками, раскрашивать цифры в раскраске, кушать печенье с цифрами. Можно развлекать кроху надписями из кетчупа на картофельном пюре, одновременно произнося название цифры.

Поводы рисовать, видеть, находить цифры встречаются на каждом шагу. Главное, не переусердствовать и не довести ситуацию до такой, которая будет вызывать у ребенка раздражение и скуку. Для первого знакомства лучше всего учить одну цифру, а только потом усложнять задания. Для изучения цифр у мам пользуются популярностью кубики Зайцева, карточки Домана, плакаты, магниты и другие наглядные материалы.

Дальше можно попробовать игры с кубиками или карточками, на которых написаны большие цифры. Возможно, малышу понравится предложение после перемешивания кубиков найти среди них один со знакомой цифиркой. В два-три года ребенок уже в состоянии понять суть домино, когда одинаковые картинки нужно ставить рядом. Сначала можно попробовать домино с картинками, а потом купить или сделать кости с красивыми яркими цифрами.

2. Запоминаем цифровой ряд

Названия числительных абстрактны, они ничего не значат для малыша. Он не понимает, почему после «четырех» идет «пять» и что поменяется, если слова переставить местами. На данном этапе важно, чтобы ребенок просто заучил последовательность, не особо вникая в ее суть, и четко запомнил, что после «четырех» никак не может быть «шесть». Эта задача немного сложнее предыдущей, но не надо ее пугаться.

Выучить последовательность помогут потешки, считалки, скороговорки, рифмовки о цифрах. Например, прекрасные детские стихи «Веселый счет» Маршака, «Считалка для ворон» и множество других. До шести обучит считать сказка «Теремок». Считалки с использованием пальцев и пальчиковых кукол превратятся в игры. Они не только обучат порядку цифр, но и разовьют зрительную и слуховую память.

Неплохо, если на этом же этапе в виде скороговорки кроха выучит и счет от 10 до 1. Закрепить результат помогут игры-обучалки с любимыми детскими героями. Приложение для Google Play «Лунтик учит цифры» содержит множество заданий. Некоторые из них направлены на запоминание цифровой последовательности. Другие, посложнее, – на соотношение предметов и цифр.

3. Учим соотносить теорию с практикой

Суть данного этапа – научить соотносить цифры с количеством предметов. Возможностей для этого масса. Если ребенку нравится лепка, можно продолжить лепить цифры, а вдобавок к ним делать соответствующее количество предметов. Например, три цветочка или кружочка для тройки.

В это время удачным будет применение карточек. Можно нарисовать или скачать из сети яркие картинки, на которых написана цифра и показано столько же привлекательных предметов (две клубнички, три облачка и т.д.). Можно карточки-цифры показывать одновременно с настоящими яркими пуговицами или кубиками. Важно не спешить: сначала пусть ребенок уверенно выучит цифры от 1 до 3, потом до 5 и так далее. Со временем задания усложняются: попробуйте попросить малыша положить карточку с цифрой на соответствующее количество предметов.

На этом этапе будут полезны неспешные «Уроки тетушки Совы», серия «Арифметика-малышка». Очень способствуют запоминанию бытовые задачи на счет: а сколько у нас ножек, рукавов рубашки, глаз у бабушки, котиков на улице, тарелок на столе. По сути, это метод, которым обычно учат мамы. Удобно использовать методики Монтессори в виде математических штанг и деревянных рамок с вкладышами-веретенами. Ребенок размешает определенное количество веретен в соответствующую секцию, тем самым обучаясь понятию «количество».

Можно поиграть с ним в фокусы: показывать пальцы на одной руке, добавлять или убирать их, закрывать другой рукой, имитируя «исчезновение». Такая игра нравится и детям постарше, а малыши будут от нее в восторге. Параллельно с пальцами можно показывать карточки: так в памяти малыша будет откладываться, что значит та или иная картинка-цифра.

Прекрасно детками воспринимается игра в магазин с цифрами-«деньгами». А забавы с игральным кубиком и конфетами нравятся всем. В процессе последней забавы в коробку складывают конфеты россыпью и кидают по очереди кубики: сколько точек выпало, столько конфет получает игрок. Важно запастись терпением, чтобы терпеть детские капризы и пресекать попытки плутовства.

4. Начинаем считать и выполнять действия!

Возможность посчитать что-то самостоятельно будет для ребенка настоящим открытием. После прочтения одной из обучающих сказок можно предложить малышу задание пересчитать что-либо, чего не было в книжке. Желательно, чтобы процесс происходил или в бытовой, или в игровой форме. Если дочка любит помогать по хозяйству, предложите ей помочь сделать бутерброды. Сколько кусочков колбасы нужно отрезать, чтобы всем хватило? А сколько кусочков сыра надо, чтобы его хватило только папе? А сколько надо и того, и того вместе? То же самое можно делать с печеньем к чаю.

Перед началом выполнения простейших действий надо научить малыша понятиям «больше» и «меньше». Считается, что простые действия лучше всего воспринимаются детками после 5-6 лет. Можно ненавязчиво попробовать и раньше. Многие специалисты не советуют обучать ребенка математическим действиям методом последовательного приближения. То есть не надо его учить «чтобы к двум прибавить два, надо сначала прибавить один, а потом еще раз один». Это замедляет процесс счета и не провоцирует умственное развитие крохи. Желательно не учить счету на пальцах, а сразу задействовать группы чисел.

Для начала рекомендуют дать запомнить малышу все существующие варианты сложения и вычитания в пределах десятка. Готовые решения он будет извлекать из головы так же, как извлекает последовательность цифр. Это развивает сообразительность и память. А уже при действиях над двузначными числами нужно вложить понимание способов сложения и вычитания.

Другая методика – именно «поштучное», стандартное обучение с использованием привлекательных, объемных предметов. Первой задачей может стать простейшая «У тебя есть яблочко, я тебе дам еще одно, сколько их станет?» Далее здания можно усложнять, а через пару недель (после первых заметных успехов) попробовать вычитание. Например, если дать ребенку три шишки и попросить одну себе, сколько шишек у него останется? Бывает, что маленькие детки во время обучения не хотят отдавать предметы. Тогда можно переждать пару минут и попробовать снова.

Хитрости при обучении

Считать предметы можно везде и всегда, главное – чтобы ребенку было весело и нескучно

Считать предметы можно везде и всегда, главное – чтобы ребенку было весело и нескучно. Ни в коем случае нельзя принуждать малыша к обучению цифрам и счету: все занятия должны проходить в виде игры. Тренироваться можно дома, на прогулке, в транспорте, подсчитывая вместе с малышом пуговицы при одевании, игрушки и машины, деревья и магазины, цветочки и людей.

Сначала кроха будет называть цифры вслед за мамой, потом – самостоятельно, лишь через пару месяцев сможет считать в уме, выдавая готовый результат. Важно показать ребенку пользу умения считать, к примеру, поделить фрукты и конфеты, накрыть на стол по количеству гостей.

Если же кроха отстает в развитии при регулярных тренировках, то не стоит отчаиваться: все детки разные – одни все хватают с первого раза, другим же необходимо больше времени. Стоит набраться терпения, не давить на ребенка и вскоре все обязательно получится!

class=”post_text_area” itemprop=”articleBody”> –>

Подборка занятий и игр от нейропсихолога 48 509

Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Е»? Но вопрос «Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?» — один из самых популярных у родителей. Узнали у нейропсихолога Натальи Андреевой, почему возникает такая проблема и какие есть способы помочь ребёнку в игровой форме.

Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы

На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.

Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.

image

В первую очередь стоит обратиться к нейропсихологу, который поможет выявить несформированность функций мозга, приводящую к плохому закреплению образа буквы. С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.

Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).

Недостаточная переработка зрительной информации

1. Недостаточность зрительного восприятия

В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.

Читайте также: image

Чтлнц скзл мн чт пствл мн дв. Как придумать собственный язык вместе с ребёнком

Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.

2. Зрительно-пространственная несформированность

Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.

3. Недостаточное развитие зрительной памяти

Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.

В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.

Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго

Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.

Дефицит нейродинамических процессов мозга

Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.

Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться на какой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться и в процессе запоминания букв: вы занимаетесь, а он витает в облаках или не может долго удерживать внимание на том, что вы ему объясняете. В результате эффективность обучения значительно снижается и ребёнок плохо запоминает поступающую информацию.

image

Как можно помочь ребёнку?

Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.

1. Развитие тактильного образа буквы

Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.

Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:

  • знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» — дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);
  • лепить буквы из пластилина;
  • вырезать;
  • делать из проволоки;
  • рисовать на песке, манке пальцем;
  • рисовать мелками;
  • толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
  • обводить по контуру;
  • водить пальцем по шершавой букве;
  • готовить печенье в форме букв;
  • складывать буквы из фасоли, гороха;
  • конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;
  • достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
  • превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
  • рисовать буквы в воздухе;
  • угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
  • искать буквы вокруг (на улице, в магазине…);
  • определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
  • пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.

Читайте также: image

Ребёнок не умеет считать и определять время? Возможно, у него дискалькулия

Для более старших дошкольников и младших школьников можно уже предложить задания со словами и текстами:

  • нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем в слогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;
  • вписывание изучаемой графемы маленького размера в её большой контур;
  • в ряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, из которых состоит изучаемая буква (или графема, которую он чаще путает на письме);
  • игра в «Лото», Memorу с буквами.

2. Развитие зрительного восприятия

  • поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора);
  • угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);
  • называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);
  • отыскивание предмета по его тени («найди тень»);
  • поиск предметов, наложенных друг на друга;
  • опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, их дорисовывание;
  • поиск изображений по фрагменту рисунка;
  • составление целого предмета из разрезанной картинки;
  • игры «найди, чего на рисунке не хватает», «найди ошибку», «найди различия»;
  • игра «Великан и гном» — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов;
  • игра «Четвёртый лишний» — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету;
  • игра «Лото» — соединить фигуру и предмет с похожей формой.

3. Развитие зрительной памяти

  • запомнить несколько картинок и найти их среди других;
  • воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти;
  • вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: «А что в этом углу? А что нарисовано посередине? А нарисована ли тут берёза?»;
  • старая коллективная игра: водящий выходит из комнаты. Другие игроки меняют что-то во внешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;
  • «Что изменилось?». Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.

4. Развитие зрительно-пространственной функции

  • Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.
  • Закрепление понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» на частях своего тела и лица («А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?»). Только после этого переходить на закрепление этих понятий в окружающем пространстве.
  • Называние частей тела сверху вниз и снизу вверх, все части, расположенные справа и слева, спереди и сзади.
  • Воспроизведение фигуры, сложенной из палочек.
  • Графические диктанты по клеточкам, в том числе поиск клада в комнате по графической схеме.
  • Игра «Робот». У взрослого есть пульт управления, и он отправляет команды ребёнку: «Сделай шаг вперёд», «Сделай 2 прыжка вправо», «Сделай 3 шага назад и 1 прыжок влево».
  • Игра «Муха». Чертим квадрат (3×3 или 5×5), в середину ставим муху. Ребёнок передвигает её в соответствии с вашей инструкцией (вверх, влево, вниз, вправо, две клеточки влево, одну клеточку вниз). Как только муха покидает пределы квадрата, ребёнок должен быстро хлопнуть в ладоши, иначе она улетает в окно. После закрепления этого уровня можно переходить на следующий — следим за мухой без пальчика, третий уровень — представляем движение мухи с закрытыми глазами

5. Повышение энергетического тонуса

Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:

  • режим дня;
  • регулярные прогулки на улице и занятия спортом (бассейн);
  • закаливание;
  • бассейн;
  • массаж/самомассаж;
  • пить больше чистой негазированной воды;
  • качание на балансире (для повышения общего тонуса);
  • удобное и правильное с точки зрения роста рабочее место и освещение, регулярное проветривание;
  • режим и качество питания (разнообразная и здоровая пища с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, белков и жиров);
  • при необходимости — сезонное применение комплекса витаминов (по согласованию с врачом);
  • сон не менее 9–10 часов в сутки;
  • подвижные игры, игры с правилами вместо гаджетов.

Читайте также

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий