Что делать, если ребенок ударил затылок: на что обратить внимание и какие бывают последствия ушиба головы?

Наш читатель попросил рассказать, как быть родителям, если малыш упал или ударился головой без видимых последствий: как определить, есть ли сотрясение и нужно ли сразу вызывать скорую? Ведь ребенок сам не расскажет, как он себя чувствует. За комментарием мы обратились на Тюменскую станцию скорой медицинской помощи.

image

На наши вопросы подробно ответил заведующий учебным отделом станции скорой медицинской помощи Олег Нестеров: “В этом году медики скорой помощи госпитализировали 13 детей в возрасте от 4 месяцев до 12 лет с подозрением на черепно-мозговую травму, вывихи, ушибы, переломы.

Малыши до года падали с кроватей, диванов, пеленальных столиков, дети постарше – с табуреток, столов, лестниц, козырька подъезда.

Если родители или окружающие не успевают среагировать и подхватить ребенка, то в этот момент они должны не зажмуриться от страха, а проследить,на какую часть тела приземлится ребенок: живот, бок, голову, ягодицу, ножку, ручку. Следующий шаг – обратить внимание, как ведет себя ребенок после падения.

Даже если ребенок всего на несколько секунд потерял сознание – перестал двигаться, реагировать на обращенную речь – это повод для обращения за медицинской помощью.В этот момент глаза ребенка могут быть как открыты, так и закрыты. Пусть родителей не вводит в заблуждение, что ребенок после случившегося продолжает ходить, бегать, играть, вести себя как обычно.

Наиболее опасное, с точки зрения последствий, – падение на голову. Может привести к повреждению шейного отдела позвоночника и внутричерепной травме.

Сама физиология строения костей защищает маленьких детей от серьезных повреждений. До трех лет у них практически не бывает перелома костей черепа, потому как структура кости мягкая, эластичная. Костная структура конечностей формируется островками: с середины голени и до сустава, т. е. есть зоны мягкие, которые не ломаются, а есть уже с костными тканями.

Внешне перелом можно распознать по припухлости, кровоподтеку, укорочению конечности, неправильному положению стопы. В то же самое время отсутствие синяка не говорит, что нет травмы.

Голова у ребенка по сравнению с телом крупная, а шея слабая, и может произойти подвывих атланта, в результате чего появляется неестественный наклон головы – кривошея. Происходит это из-за того, что первый шейный позвонок выскакивает из сустава.

Помните: нельзя трясти ребенка, резко перемещать, брать на руки. Подойдите к малышу, нагнитесь над ним и оцените визуально его состояние. Если есть деформация конечности, лучше не переносить ребенка с пола на кровать, а подложить под него что-то мягкое и теплое.

Кто-то из родителей всегда должен оставаться рядом с ребенком, а другой – заняться вызовом скорой помощи. Испугавшись отсутствия взрослого, малыш попытается последовать за ним, тем самым при движении нанесет себе дополнительную травму”.

Источник: собственная информация

Фото: https://pixabay.com/ru/

image  

По данным эпидемиологических исследований, ЧМТ у детей и подростков во многих странах достигает 200 случаев на 100 тысяч человек. Причём ЧМТ чаще встречается у лиц мужского пола (до 70 % всех случаев).[7]

Выделяют две возрастные группы с большим риском получения черепно-мозговой травмы:

  • дети до 5 лет;
  • пациенты от 15 до 25 лет.

У детей с первого года жизни начинается высокая двигательная активность, появляется стремление всё узнать, попробовать, добраться до различных мест. Это проходит на фоне несовершенства моторных навыков и координации движений, сниженного чувства опасности и переоценки физических возможностей, что и приводит к появлению травмы.

Основными причинами возникновения сотрясения мозга в детском возрасте являются:

  • травмы в процессе рождения;
  • падение младенцев и детей до трёх лет с кроватей, пеленальных столов, из рук родителей, колясок и т. п.;
  • нарушение координации в результате непропорционального физического развития тела у детей до трёх лет (большой вес головы) и падение вниз головой при резком ускорении или торможении (в этом возрасте дети ещё не научились страховать себя руками во время падения);
  • удары при падении детей 4-7 лет с высоты (детских горок, качелей, подоконников или деревьев);
  • нарушение правил дорожного движения и автомобильные аварии с нефиксированным ребёнком в специальном автомобильном детском кресле;
  • нарушение техники безопасности и отсутствие/неисправность спортивной экипировки во время подвижных игр и спортивных соревнований.

В основе формирования клинических синдромов СГМ лежат нарушения в срединно­стволовых структурах мозга и ретикулярной формации, а также расстройства корково-подкорковых взаимоотношений.[1][11] Вовлечение в патологический процесс стволовых образований приводит к страданию как специфических, так и неспецифических систем мозга, проявляющихся в виде различных вегетативных и нейропсихических нарушений.

Классификация и стадии развития сотрясения головного мозга у детей

По степени тяжести СМГ бывает:

  1. лёгким — сохранение симптомов менее 20 минут;
  2. среднетяжёлым — от 20 минут до 6 часов;
  3. тяжёлым — от 6 до 48 часов;
  4. крайне тяжёлым — более 48 часов.

Ряд авторов отмечает, что у детей раннего периода жизни и дошкольного возраста потеря сознания может отсутствовать.[1]

Детская шкала комы (для детей, младше четырёх лет) позволяет оценить степень угнетения сознания:

  1. Открывание глаз:
  2. произвольное — 4 балла;
  3. как реакция на голос — 3 балла;
  4. как реакция на боль — 2 балла;
  5. отсутствует — 1 балл.
  6. Речевая реакция:
  7. ребёнок улыбается, ориентируется в пространстве, реагирует на звук, следит за движениями, отзывчив — 5 баллов;
  8. ребёнка можно успокоить, отзывчивость неполноценная — 4 балла;
  9. во время плача малыш ненадолго успокаивается, стонет — 3 балла;
  10. плачет и не успокаивается, беспокойство не проходит — 2 балла;
  11. не реагирует на попытку успокоить — 1 балл.
  12. Двигательная реакция:
  13. выполняет движения по команде — 6 баллов;
  14. отталкивает в ответ на болевое раздражение — 5 баллов;
  15. отдёргивает конечности на болевое раздражение — 4 балла;
  16. патологическое сгибание как ответная реакция на болевое раздражение (декортикация) — 3 балла;
  17. патологическое разгибание как ответная реакция на болевое раздражение (децеребрация) — 2 балла;
  18. движения полностью отсутствуют — 1 балл.

У пострадавших с лёгкой ЧМТ после травмы сознание ясное (15 баллов) либо отмечается депрессия сознания до степени умеренного оглушения (13-14 баллов). Сотрясения могут проявляться кратковременным угнетением сознания (от 1-2 секунд до нескольких минут), причём чаще в момент оглушения (сопора).

В клиническом течении ЧМТ принято выделять три периода:

  • острый — первые 2-10 недель после травмы;
  • промежуточный — от 10 недель до 6 месяцев;
  • отдалённый — от 6 месяцев до 2 лет и более.

Течение и проявления ЧМТ во всех её периодах во многом зависят от фона, на котором произошла травма.

Осложнения сотрясения головного мозга у детей

Несмотря на то, что сотрясение у детей не приводит к структурным изменениям в мозге, последствия могут быть весьма тяжёлыми. Так, при отсутствии своевременной диагностики и лечения могут развиться такие осложнения, как отёк головного мозга, внутричерепная гематома, эпилептические приступы.[6][10]

Наиболее частыми последствиями СГМ у детей являются:

  • нарушение формирования навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия) или счёта (дискалькулия);
  • школьная дезадаптация, когнитивные и речевые нарушениями, эмоциональные и поведенческие трудности;
  • проблемы с обучением, освоением школьной учебной программы (знания имеют отрывочный характер);
  • невнимательность во время проведения занятий, ухудшение памяти;
  • неопрятность в одежде и в личной гигиене, быстрое “охлаждение” к начатому делу;
  • затруднения в использовании полученной информации, построения выводов и заключений;
  • в отдалённом периоде ЧМТ — затруднение социальной адаптации в связи с эмоциональными вспышками или агрессией;[2][10]
  • мигрень, нервозность, бессонница, беспричинное чувство страха и тревоги, развитие неврозов.

Диагностика сотрясения головного мозга у детей

В диагностике СГМ необходимо учитывать характер получения травмы и опрос свидетелей происшедшего. В ряде случаев о сотрясении могут свидетельствовать следы травмы на голове и психологическое состояние ребёнка.

Поскольку признаки сотрясения мозга у ребёнка не очень отчётливые, важным значением в диагностики обладает изменение симптомов в динамике. Их исчезновение через 3-7 суток — веский повод для подозрения именно на СМГ.

Отличие СГМ от ушиба и других форм травматической патологии:

  1. отсутствие переломов костей черепа;
  2. давление и состав спинномозговой жидкости без изменений;
  3. М-эхо без смещений;
  4. КТ и МРТ без травматических отклонений в паренхиме вещества мозга и в ликворосодержащих внутричерепных пространствах.

Для определения степени тяжести ЧМТ оценивается:

  • продолжительность потери сознания в острой фазе травмы (если оно возникло);
  • длительность посттравматической амнезии (при наличии) и оценка состояния жизненно важных функций;
  • степень угнетения сознания на момент осмотра (детская шкала комы Глазго).

Объективизации сотрясения головного мозга в острой фазе ЧМТ могут косвенно способствовать электроэнцефалография и офтальмоскопия. Широкое распространение в диагностике ЧМТ у детей получила нейросонография (УЗИ головного мозга).

УЗИ головного мозга проводится детям с первого дня жизни и до периода закрытия большого родничка, являющегося акустическим окном, через которое можно визуализировать состояние всех структур головного мозга. При проведении исследования оценивается ликворная система (боковые желудочки, сосудистые сплетения, III и IV желудочек, затылочная цистерна), талямусы, мозжечок, паренхима мозга, мозговой кровоток, наличие свободной жидкости между паренхимой мозга и черепной коробкой, а также кости черепа.

Данное исследование, позволяет исключить изменения со стороны мозга после перенесённой травмы — отёк паренхимы, смещение срединных структур, переломы костей черепа, очаги контузии мозга и внутричерепные кровоиз­лияния.[5][13]

УЗИ-признаки травмы головного мозга, исключающих СГМ:

  1. при отёке паренхимы головного мозга — снижение эхогенности паренхимы мозга в первые часы после травмы, её повышение в динамике и нормализация на 6-7 сутки.
  2. при ушибах головного мозга — наличие в паренхиме мозга гиперэхогенных включений на фоне общего снижения эхогенности тканей паренхимы (внутричерепные гематомы имеют более повышенную эхогенность).
  3. при тяжёлых ушибах мозга:
  4. участки паренхимы мозга изоэхогенного характера, видимые только за счёт их добавочного объёма;
  5. участки добавочного объёма с умеренным повышением эхогенности и нечётким контуром;
  6. участки добавочного объёма с чётко отграниченным контуром и интенсивным повышением эхогенности.
  7. участки добавочного объёма с резким повышением эхогенности.
  8. ­при эпидуральных гематомах — чётко отграниченный участок веретенообразной формы, прилежащий к кости черепа, повышенной или несколько сниженной эхогенности, смещающий структуры головного мозга;
  9. ­при субдуральных гематомах:
  10. локальные изменения границ плотности (чаще веретенообразной формы), захватывающие всё полушарие;
  11. хронические субдуральные гематомы с пониженной эхогенностью;
  12. при внутримозговых гематомах:
  13. стадия гиперэхогенности — длится до 8-10 дней;
  14. стадия анизоэхогенности — отличается появлением в центре очага зон сниженной эхогенности с увеличением размера в динамике (10-30 дней после травмы);
  15. анэхогенная стадия — визуализируются только косвенные признаки объёмного процесса (1-2 месяца);
  16. стадия последующих резидуальных изменений с формированием кист или зон атрофии головного мозга.
  17. при внутрижелудочковых кровоизлияниях, вызванных травмой — наличие внутрижелудочковой гиперэхогенной зоны, расширение просвета боковых желудочков и изменение формы сосудистого сплетения (встречаются редко, обычно возникают при наличии множествен­ных гематом).[5]

Нейросонография позволяет также выявить и не часто встречающиеся варианты расположения гематом — задняя черепная яма, полюс лобной доли со смещением эхоструктур головного мозга и “плюс ткань” эффектом, наличием свободной жидкости по передней поверхности паренхимы мозга. В случае расположения гематомы в задней ямке черепа отмечаются признаки появления гидроцефалии — расширение боковых желудочков головного мозга и III желудочка мозга.[5]

Лечение сотрясения головного мозга у детей

Все пациенты с ЧМТ, даже с лёгкой степенью, подлежат госпитализации в стационарные условия для уточнения первичного диагноза.

В современной литературе, посвященной СГМ, ряд авторов[1][2][6] рекомендует устанавливать пострадавшим постельный режим на 1-3 суток. С учётом особенностей клинического течения этот период можно увеличить на 2-5 суток. После этого при отсутствии осложнений выписка возможна на 10-14 день. При этом должна быть обеспечена возможность периодического врачебного контроля и повторной госпитализации при возникновении опосредованных осложнений.

Медикаментозное лечение при сотрясении мозга не должно быть агрессивным.[1] Оно направлено на оптимизацию функционального состояния головного мозга и снятие симптоматики. Спектр назначаемых лекарств при поступлении в стационар включает в себя анальгетики, седативные средства и снотворные препараты (преимущественно в таблетированной форме).

Проводится метаболическая терапия для улучшения мозгового кровообращения. Предпочтительно сочетание вазотропных и ноотропных препаратов.[2]

Для предупреждения возможных осложнений при благополучном завершении СГМ требуется амбулаторное наблюдение у невролога на протяжении года по месту жительства.

Прогноз. Профилактика

Сотрясение мозга является, как правило, обратимой клинической формой ЧМТ. Поэтому в 80-97% случаев[6] СГМ завершается выздоровлением ребёнка с полным восстановлением всех функций организма, но при условии соблюдения режима в остром периоде и отсутствии отягощающих травму обстоятельств.

У некоторых детей после острого периода сотрясения наблюдаются проявления посткоммоционного синдрома:

  • нарушения когнитивных функций (снижения концентрации внимания, ослабление памяти) и лабильность психики (депрессия, раздражительность, чувство тревоги);
  • отклонения в физическом благополучии (головокружение, головные боли, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность от звуковых и световых источников).

В динамике спустя 3-12 месяца после перенесённого ЧМТ эти симптомы исчезают или существенно снижаются.

Профилактика сотрясения мозга предполагает:

  • использование спортивной экипировки и защитного шлема во время занятий спортом (борьбы, бокса, хоккея, катания на коньках, велосипеде или роликах);
  • пристёгивание ремней безопасности специальных детских кресел в автомобилях;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • обустройство дома мебелью, безопасной в эксплуатации;
  • поддержание чистоты в помещениях (сразу вытирать жидкость, разлитую на пол);
  • соблюдение мер безопасности на уроках физической культуры и трудового обучения, а также правил санитарных требований к устройству, оборудованию и содержанию жилых помещений в детских учебных и воспитательных учреждениях.

Список литературы

  1. Агапова Л.А., Байбазарова Ф.М., Алъмухаметова Г.И., Шахмаев Р.3. Клиническая характеристика отдаленных последствий черепно-мозговой травмы у детей // Психосоматические расстройства и вопросы психотерапии: Тез. респ. науч. — практ. конф. — Уфа, 1991. — С. 41-43.
  2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. — М., 2003. — 511 с.
  3. Ватолин К.В. Ультразвуковая диагностика заболеваний головного мозга у детей. — М.: Видар, 1995. — 120 с.
  4. Гридасова Н.А. Черепно-мозговая травма легкой и средней степени тяжести у детей (клинико-эпидемиологическое исследование): Дис… канд. мед. наук. — СПб., 1999. — 193 с.
  5. Зубарева Е.А., Неижко Л.Ю. Клиническая нейросонография новорожденных детей и детей раннего возраста // Клиническое руководство. — М.: Видар. — 1997. — Т. 3. — С. 9-72.
  6. Заваденко Н.Н. и др. Психоневрологические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков // Лечащий врач. — 2005. — № 6. — С. 10-14.
  7. Зубарева Е.А. Нейросонография: итоги и перспективы развития / Е.А. Зубарева, А.Р. Зубарев, Е.Н. Патрушева // Ультразвуковая диагностика. — 2000. — С. 99-112.
  8. Коновалов А.Н., Лихтерман Л.Б., Потапов B.C. Черепно-мозговая травма / Клиническое руководство. — М., 19998. — T. 1.
  9. Лихтерман Л. Сотрясение головного мозга. — М., 2009. — 70 с.
  10. Мидленко А.И. Острый период сотрясения головного мозга у детей (клинико-иммунологическая диагностика и иммунокоррегирующая терапия): Автореф. дис. … канд. мед. наук. — СПб., 2000.
  11. Материалы IX Конгресса педиатров России. — 2004.
  12. Стукалова Т.Н., Гусарова Г.И., Маковецкая Г.А. Социальные аспекты в педиатрии. — М., 2002. — 153 с.
  13. Иова А.С., Гармашов Ю.А. и соавт. Ультрасонография в нейропедиатрии: Ультрасонографический атлас. — СПб., 1997. — 160 с.

Определение болезни. Причины заболевания Симптомы сотрясения головного мозга у детей Патогенез сотрясения головного мозга у детей Классификация и стадии развития сотрясения головного мозга у детей Осложнения сотрясения головного мозга у детей Диагностика сотрясения головного мозга у детей Лечение сотрясения головного мозга у детей Прогноз. Профилактика Источники

В детском возрасте невозможно избежать синяков, ушибов и ссадин. Даже самые внимательные родители не способны полностью уберечь ребенка от травм. Малыши первого года жизни только учатся координировать свои движения и удерживать равновесие, а дети постарше могут пострадать из-за чрезмерной активности и любознательности. Особого внимания требуют моменты, когда при падении ребенок ударился головой. В каких же случаях следует вызывать врача? Как оказать малышу первую помощь?

Голова маленького ребенка часто страдает при падении, так как у грудничков это наиболее тяжелая часть тела. Но благодаря наличию большого и малого родничков происходит сглаживание удара. К тому же, у малышей между костями черепа и мозгом находится достаточное количество жидкости, выполняющей защитные функции. Поэтому большая часть ударов не приносит ребенку вреда. Однако родителям нужно знать, какие симптомы указывают на серьезную травму и что нужно сделать до приезда врача.

Первая помощь

Сразу после удара осторожно положите ребенка на кровать и внимательно осмотрите его голову. При этом не нужно спешить и суетиться, чтобы малыш не испугался еще сильнее. Ведь истерика может повысить внутричерепное давление или усилить кровотечение из раны.

При образовании шишки следует приложить к ней лед, завернутый в кусок ткани. Подойдет бутылка с холодной водой или пакет замороженных продуктов, обмотанный полотенцем. Охлаждающий компресс поможет снять отек и избежать развития гематомы. Но держать его нужно не более пяти минут.

При обнаружении раны обработайте ее края перекисью водорода и приложите марлевый или матерчатый тампон для впитывания крови. Если в течение 10 минут кровотечение не прекратилось, следует вызвать врача.

При отсутствии повреждений на месте удара следует внимательно наблюдать за состоянием ребенка не менее недели. Причем в первые несколько часов лучше не укладывать малыша спать, так как основные симптомы сотрясения мозга проявляются именно в это время.

Дети первого года жизни не могут рассказать о своем самочувствии. Обратитесь к врачу, если заметите долгий плач, отказ от еды, беспокойный сон, рвоту.

Ребенка постарше нужно подробно расспросить, как он упал и в каком месте чувствуется боль. Если удар приглушен ковром, а само падение было неопасным, медицинская помощь не требуется. Но не помешает понаблюдать за малышом несколько дней, чтобы убедиться в отсутствии опасных последствий.

Признаки серьезной травмы

Немедленно вызывайте медиков, если заметите хотя бы один из этих симптомов:

  • потеря сознания;
  • головокружение, бледность;
  • заторможенность, вялость;
  • кровотечение из раны более 10 минут;
  • кровотечение из ушей или носа;
  • судороги или резкие беспорядочные движения;
  • тошнота, рвота, а для младенцев – частые срыгивания;
  • кровь в кале, моче, рвотных массах;
  • разная ширина зрачков;
  • ухудшение слуха или зрения;
  • беспокойный сон.

До приезда скорой помощи положите малыша набок для беспрепятственного выхода рвотных масс и зафиксируйте его в безопасной позе. Проверьте пульс, ровность дыхания и размер зрачков. Лекарства давать нельзя, так как это может затруднить осмотр ребенка и смазать симптомы.

Профилактика травм головы

Даже те дети, которые еще не умеют переворачиваться, могут добраться до края дивана и упасть. Поэтому родителям нужно позаботиться об их безопасности. Для этого ограничьте движение высокими подушками или постелите теплое одеяло на полу.

Пеленальный столик имеет совсем небольшую площадь. Поэтому на нем ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без присмотра. Даже если вы просто отворачиваетесь, чтобы взять новый подгузник, придерживайте малыша рукой.

При покупке коляски обращайте внимание на высоту бортов, надежность креплений и наличие поясков безопасности. Во время гулянья не забывайте пристегивать ребенка и следите за его движениями в период бодрствования.

Когда малыш начинает ходить, частые падения неизбежны. Поэтому нужно убрать из комнаты тяжелые стулья и прочно зафиксировать скатерть на столе. Края мебели следует обшить специальными мягкими уголками. Приобретите носочки с прорезиненными вставками, которые не будут скользить на паркете, а дверь в кухню и ванную комнату держите закрытой.

Во время передвижения в автомобиле всегда пристегивайте ребенка в детском кресле, а сами будьте внимательны на дороге и соблюдайте все правила движения.

По статистике, наибольшее количество детских травм головы происходит во время развлечений. Поэтому приучите ребенка надевать шлем при катании на скейте, роликах, велосипеде, а также на катке или лыжной трассе. Выполняя это правило, можно существенно сократить количество падений, а вместе с тем – число ушибов, синяков и более серьезных повреждений.

Автор статьи: Светлана Никифорова, источник статьи: www.medbooking.com

Здоровье / Первая помощь В результате высотных экспериментов дети, бывает, падают. Дети ударяются головами, спинами, животами, ломают руки и ноги. О чем нужно помнить родителям, сын или дочка которых получили травму? Нужно ли идти к врачу, вызывать “скорую помощь” или везти ребенка на собственной машине в травмпункт? О возможных действиях мы и расскажем в этой статье. Содержание: Когда подрастающим детям перестает хватать пространства тесной квартиры или комнаты, приходит пора освоения высоты. Это может быть спортивный комплекс или обыкновенная табуретка, горка на детской площадке или просто дерево. Ну не помещаются малыши на полу, коли на одного ребенка приходится лишь квадратный метр площади. Негде развернуться! В результате высотных экспериментов дети, бывает, падают. Дети ударяются головами, спинами, животами, ломают руки и ноги. О чем нужно помнить родителям, сын или дочка которых получили травму? Нужно ли идти к врачу, вызывать “скорую помощь” или везти ребенка на собственной машине в травмпункт? О возможных действиях мы и расскажем в этой статье. Срочно доктора! Ребенок лежит и плачет, у него открытый перелом или кровотечение – вопросов не возникает. Вызываем “скорую помощь”. Но гораздо чаще бывает по-другому. Организм цел. Нет кровотечения, ребенок упал на ровную поверхность даже с небольшой высоты. У него неестественно выгнута рука или нога. Нет видимых синяков. Ребенок упал и не шевелится, не реагирует на ваш голос, его вырвало, да еще и не один раз. Ребенок может встать сам, но этот процесс причиняет сильную боль в руке или ноге, головокружение, потемнение в глазах. Действия простые – необходима очная консультация доктора. Промедление может стоить дорого. Вызываем “скорую помощь”. Можем идти сами Ребенок может самостоятельно встать, но жалуется на головную боль, тошноту, может быть однократно рвота. Малыш помнит, что с ним произошло. При этом на теле могут оставаться синяки, кровоподтеки… Ребенок поднялся самостоятельно. Может болеть рука или нога. Консультация врача необходима. Доктор должен оценить состояние нервной системы, протестировать работу внутренних органов. Можно на обычной машине отвезти сына или дочь на консультацию в травмпункт или больницу. А можно отнести или отвезти на руках домой, уложить в постель и вызвать врача. Дети до полутора лет Наверное, нет в мире ребенка, который бы ни разу не упал в этом возрасте. Если не с пеленального стола, так с дивана. Не с дивана, так из ходунков вывалился. Не из ходунков, так не удержался и упал, когда учился ползать, сидеть, ходить. В каких случаях ЭТИХ детей стоит везти к доктору? Если ребенку нет года, и вы не умеете оценить фокусировку взгляда, асимметрию лица, нистагм и симптом Грефе, то ВСЕГДА. Объяснять заочно, как проверить все эти симптомы – неправильно. Только доктор может оценить состояние младенца и назначить правильный уход и лечение. Когда высота небольшая и ребенок уже ходит (стоял, покачнулся, не удержался на ногах), то врач нужен, если: ребенок не реагирует на голос; заплакал не сразу; ребенка вырвало. Что делать, если врачи сказали, что ничего страшного… Наблюдать и ухаживать. Стоит помнить, что любые последствия травмы могут проявиться не сразу, а спустя некоторое время. Это и повреждения головного мозга, и внутренних органов. Значит, даже при несильной травме (поскользнулся, упал на попу, немного затошнило) нужно вылеживаться дома 5-7 дней. И это при том, что есть ДОКТОР, к которому можно обратиться за консультацией в любое время дня и ночи. И, безусловно, через неделю после травмы врач обязательно должен осмотреть ваше чадо. При появлении ЛЮБОГО симптома, описанного ниже, нужно немедленно везти ребенка к доктору или в больницу: ухудшение самочувствия, при том, что состояние после травмы стало нормализовываться; резкая сонливость в непривычное время, малыш быстро засыпает практически “на ходу”, ребенка при этом тяжело разбудить; повышенная возбудимость, трудности засыпания, просыпание ночью с плачем, обморочные состояния, периоды сна наяву. Вроде бы ребёнок и не спит, не устал. При этом замедленно отвечает на вопросы, причем невпопад. Иногда дети начинают делать неправильные вещи – есть бумагу, натягивать ботинок на руку. При этом ребенок словно не понимает, где он находится и что должен делать, как использовать предмет по назначению; судороги, подрагивания всего тела или конечностей. Вытягивание туловища, запрокидывание головы во время сидения или лежания, насильственный поворот головы в одну сторону, заведение глазных яблок кверху или в стороны; головокружение, которое уже прошло после травмы, и появляется вновь на третьи, четвертые сутки и позже; широкие зрачки, плохо сужающиеся при поднесении к глазу фонарика. Особенно грозным является одностороннее расширение зрачка; кровь в моче. Из естественных красителей только свекла может придавать моче красноватый оттенок; черный кал, кал с прожилками крови; рвота с прожилками крови или с коричневатой пеной; резкая бледность кожи и слизистых. Не лишним будет напомнить, что маме или папе стоит взять больничный лист и круглосуточно следить за ребенком. На период 7 дней кто-то из взрослых должен ночевать с малышом в одной комнате. Детям в течение недели после травмы нужен постельный режим без большой зрительной нагрузки. Чем занять ребенка? В первые сутки после травмы дети сами не стремятся к активным действиям. Вот на вторые-третьи сутки справиться с непоседой становится труднее. Гулять ребенку пока нельзя, телевизор и компьютер отменяются. Чем можно заниматься? Строить из кубиков, конструкторов Лего. Но даже для старших дошкольников и школьников размер деталей должен быть уровня Duplo, то есть как для детей 2-3 лет. Играть на ковре в машинки, железную дорогу. Использовать мягкий конструктор. При этом размер отдельных деталей модуля не может быть меньше 4-5 см. Пазлы лучше оставить до выздоровления. Но если малыш чувствует себя хорошо, то можно минут 20 поиграть в собиралки. Опять же с крупными деталями. Рисовать, желательно карандашами и красками. Фломастеры хуже – они ярче и больше раздражают глаза. Можно делать простые аппликации из цветной бумаги, из осенних листьев. Читать вслух не дольше получаса за один раз. Давать книжку читающему ребенку для самостоятельного чтения можно не раньше, чем на 6-й день после травмы. При этом нужно спрашивать, не устали ли глазки, не появилось ли двоение, не стали ли расплывчатыми буквы. Можно лепить из глины, пластилина, раскрашивать гипсовые фигурки. Можно рисовать на картоне картинки и размазывать пальцами пластилин, словно раскрашивая рисунок. Внимание! Все перечисленные занятия призваны уменьшить зрительную нагрузку. В период выздоровления игры с мелкими деталями категорически противопоказаны! Со старшими детьми нельзя заниматься перебиранием крупы, бисероплетением, макраме и вязанием. Почему это важно? При сотрясении мозга, даже несильном, которое часто сопровождает падения детей, обычно повышается внутричерепное давление. Большинство лечебных мероприятий будет связано именно с его понижением, уменьшением количества жидкости в центральной нервной системе. А вот нагрузка на глаза (зрительный нерв) как раз вызывает повышение внутричерепного давления, так как при ней происходит приток крови к головному мозгу. С другой стороны, напряжение глазодвигательных нервов приводит к напряжению в нервных волокнах, которые связаны с жизненно важными центрами, отвечающими за дыхание, пищеварение, работу сердца. А в посттравматический период нужно как раз дать отдых всему организму. На что обращать внимание, когда вы играете с детьми? Пользуется ли в игре ребенок двумя руками? Во время рисования не уезжает ли под стол неработающая рука? Не дрожат ли руки? Не возникает ли косоглазие? Ребенок адекватно отвечает на вопросы? Не переставляет ли буквы в словах, правильно использует глаголы, имена, не нарушена ли у него память? Домашние средства, помогающие избежать осложнений Если ребенок получил небольшую травму, лечится в домашних условиях, то можно не принимать большое количество таблеток. Ограничимся отварами, настоями и диетой. Все перечисленные лекарственные травы способствуют выведению лишней жидкости из организма (выше мы пояснили, почему это важно). При легких нарушениях большего и не требуется. Если есть риск поражения внутренних органов (ребенок упал на спину или живот), то необходимо 10 дней придерживаться ДИЕТЫ, щадящей для печени, почек, поджелудочной железы. Нельзя кормить ребенка жареной, острой и соленой пищей, ветчиной, колбасой, сосисками. Продукты готовятся на пару, отвариваются или тушатся. Можно кормить даже подросшего малыша консервами для детского питания – фруктами с йогуртом, сливками или творогом, мясным пюре, кашами быстрого приготовления. Фрукты можно давать в сыром виде (бананы, персики, абрикосы, арбуз, манго). Яблоки – печеные. Компот из сухофруктов. Молочные продукты – кефир, творожные запеканки, пудинги. Овощи – в сыром виде огурцы, китайский салат. В тушеном и отварном – кабачки, кукурузу, капусту брюссельскую, брокколи и цветную, морковку, картошку. Картошку можно есть печеную. Мясо в виде фрикаделек, ежиков, паровых котлет. Предпочтение отдавать курице, телятине. Рыба морская: треска, хек, зубатка, окунь в тушеном виде. Примеры любимых детьми блюд мы приведем в отдельной публикации. Мучные продукты давать по минимуму. Вместо хлеба лучше сухие диетические хлебцы, как зерновые, так и приготовленные из муки, но без использования дрожжей. На сладкое – цукаты, изюм, курагу, чернослив, банановые чипсы. Надо ли пить лекарства? Сначала расскажем об общеукрепляющих средствах. Начиная с первого дня болезни и в течение месяца нужно давать ребенку витамины с повышенным содержанием группы В. Скажем, “Нейромультивит” по 1 капсуле после завтрака. Если с почками все в порядке, то можно заваривать шиповниковый чай, принимать до 18 часов. Столовую ложку ягод заливают стаканом сырой воды, доводят до кипения, далее кипятят на слабом огне около 3 минут, затем настаивают полчаса в кастрюле, укутанной одеялом, дают выпить в один прием. Можно готовить отвар в расчете на целый день, то есть 3 ст. л. ягод на 3 стакана воды. Хранить в термосе. При угрозе поражения почек, легком сотрясении мозга можно заваривать зеленый чай или из суданской розы (каркаде). Эти чаи обладают слабым мочегонным и тонизирующим действием. Также мочегонным средством, но без тонизирующего эффекта являются березовые почки, кукурузные рыльца, лист брусники, отвар кураги. Все перечисленные настои трав готовят из расчета 1 чайная ложка травы на 100 г воды. Заливают кипятком, настаивают в термосе полчаса. Выпивают в первой половине дня. Витамин С укрепляет сосуды, при травме головы стоит принимать его в виде комплекса “Аскорутин”. Если головокружение, головная боль, шум в ушах держатся дольше суток, то необходимо вызвать врача на дом для назначения более сильных и специфических лекарственных препаратов. Детям лучше не давать биодобавки, натуральное происхождение которых сомнительно, а количество активных веществ может быть слишком велико для растущего организма. В период после травмы может наблюдаться нарушение сна, повышенная возбудимость. Эти симптомы бывают спровоцированы именно биодобавками. Всегда хочется надеяться, что эта статья вам не понадобится, но уж если с ребенком произойдет беда, то вы не впадете в отчаяние и поможете своему малышу поправиться быстро и без риска. 27.11.2006 [4 мес. – 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

image

Реклама 11 августа 2021

–> –> Близкие по теме статьи image Ребенок в больнице, реанимации. Совместное пребывание: почему важно? image Ребенок ударился и заплакал. Что скажет и сделает мама? Все, что могу Осваиваем ползание

Словарь

Весь словарь

Крапивница  — аллергическая реакция на продукты питания, лекарственные препараты, бытовую химию, укусы насекомых, физические факторы: холод, тепло, солнечное облучение и т.д., характеризующаяся появлением кожной…

Сурфактант  — поверхностноактивное вещество. Сурфактант препятствует спадению легочных альвеол благодаря поддержанию поверхностного натяжения альвеолы. При отсутствии сурфактанта, как, например, в случае…

Психология  — наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение…

Ортопед  — врач-хирург, занимающийся исправлением деформаций костей и суставов, которые возникают в результате их различных заболеваний или повреждений.

Невролог  — врач, специализирующийся на изучении функционирования нервной системы человека в норме и при патологии. Синоним: невропатолог. Регулярно осматривает детей первого года жизни. Обязательная…

Амблиопия (синдром ленивого глаза)  — снижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора (поражением орбитальной части зрительного нерва). Не компенсируется очками для коррекции.

Аллопатия  — традиционная система медицины, в которой для лечения используются лекарственные препараты, создающие в организме больного состояние, антагонистичное тому, что было вызвано болезнью; симптомы…

Первородная смазка  — До рождения кожа покрыта верниксом – желтым восковым налетом. После рождения часть его остается на коже, особенно у недоношенных детей. Налет смывается, но поскольку он защищает кожу от инфекций…

Срыгивание  — У маленьких детей органы пищеварения еще недостаточно развиты. После приема пищи вход в желудок смыкается слабо или даже остается открытым, поэтому ребенок может срыгнуть. Когда малыш срыгивает…

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э imageimage

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий