7 шагов: как оторвать ребенка от компьютера и вернуть его в реальность

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

  • Увлечённость на стадии освоения. Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
  • Состояние возможной зависимости. Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
  • Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  • Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

image

Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей:

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

  1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
  2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
  3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
  4. Прививать ребёнку семейное чтение.
  5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
  6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
  7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.
  8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
  10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
  11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
  12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.
  13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
  15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

10/15/19

Зависимость или часть жизни?

Для подростка компьютер и все, что с ним связано, может стать удачным способом социализации. Возможно, компьютерные игры или видеоролики дают ему темы для общения с реальными друзьями в школе, или его команда в многопользовательской игре — это на самом деле его наиболее значимые друзья.

Конфликт поколений и путь к диалогу

image

Провести границу между увлечением и болезнью

Поэтому лучше вообще не использовать в разговорах слово «зависимость», если ребенок сам его не употребляет и не жалуется на непреодолимое желание играть.

Поделиться своими страхами и выработать правила

Зависимость от компьютерных игр отличается от зависимости, которую вызывает употребление психоактивных веществ вроде алкоголя и героина.

При этом пристрастие к компьютерным играм может вызвать другую форму зависимости — поведенческую. Это состояние не такое разрушительное, как наркотическая зависимость. Но если его не контролировать, тоже вполне может испортить человеку жизнь.

В чем сходство и различие между наркотической и игровой зависимостями

Специалисты по поведению считают, что вызвать привыкание может абсолютно любая вещь или занятие, стимулирующее мозг, то есть вызывающее приятные переживания. Любую привычку можно контролировать, а при желании и совсем от нее избавиться.

Но когда человек больше не может обходиться без стимуляции и начинает стремиться к ней в ущерб другим занятиям, начинается хроническая болезнь мозга под названием зависимость.

Судя по наблюдениям нейробиологов, зависимость способны вызывать не только психоактивные препараты, но и игры. Как только зависимый от компьютерных игр человек садится за монитор, у него активируются участки мозга, отвечающие за удовольствие и поддержание этого поведения. При мысли о веществах у зависимых от наркотиков людей активируются те же самые области мозга.

И компьютерные игры, и употребление психоактивных веществ радуют и могут так затянуть, что на другие занятия не останется ни времени, ни сил, ни желания. Жертвы обеих зависимостей обычно прекрасно понимают, что удовлетворение желания приведет к серьезным проблемам вроде утраты работы и семьи, но остановиться все равно не могут.

Тем не менее между зависимостью от игр и психоактивных веществ есть серьезная разница. В отличие от алкоголя и наркотиков, компьютерные игры не ядовиты. Если психоактивные вещества вредят физическому здоровью напрямую, постепенно разрушая печень, мозг и другие внутренние органы, то игры могут навредить разве что косвенно — например, подталкивая человека вести малополезный сидячий образ жизни.

Кроме того, при чрезмерном увлечении компьютерными играми риск появления проблем очень зависит от контекста. Судьбы двух людей, которые играют по 14 часов в день, могут сложиться совершенно иначе: один может встретить в онлайн-игре любовь всей своей жизни или найти отличную работу, а второй в итоге потеряет и то и другое.

Зависимость от алкоголя и наркотиков с контекстом почти не связана. В случае зависимости от психоактивных веществ люди разного достатка, образования и характера страдают примерно одинаково.

Учитывая эти обстоятельства, Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в раздел поведенческих расстройств. Это состояние впервые появилось в обновленной Международной классификации болезней 11-го пересмотра. С точки зрения обновленного справочника это болезнь, которую нужно лечить.

Правда, в МКБ 10-го пересмотра, который действует сейчас в России, этого расстройства не существует. Это значит, что пока диагноз «игровое расстройство» в нашей стране не могут поставить официально.

Помимо зависимости от игры, в разделе поведенческих расстройств есть похожее поведенческое расстройство — игромания, или зависимость от азартных игр. Это состояние считается более опасным, потому что, в отличие от игрового расстройства, грозит еще и разорением.

Правда, из Международной классификации болезней непонятно, в какую группу отнести человека, который подсел на компьютерную игру, где можно покупать игровые вещи на реальные деньги: такие игры построены по системе монетизации free-to-play. В отличие от обычной игровой зависимости, такое поведение тоже угрожает не только отношениям с окружающими, но и кошельку.

УЧЕБНИК

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Сколько людей страдает игровым расстройством

Назвать точную цифру сложно. Увлеченность играми в разных странах заметно отличается, а еще специалисты пользуются разными критериями постановки диагноза. Из-за этого разброс очень большой.

Авторы крупного исследования проанализировали 160 научных работ, посвященным игровому расстройству, в которых использовали 35 различных методов диагностики, и пришли к выводу, что среди обычных людей зависимостью от игр страдает от 0,2 до 57,5% населения.

Чтобы сказать точнее, нужно больше качественных исследований. Пока мы даже не знаем наверняка, кто больше склонен к игровому расстройству: мужчины или женщины, подростки, взрослые или пожилые, и есть ли у этого состояния наследственная предрасположенность. Пока считается, что больше всего склонны к игровой зависимости подростки мужского пола азиатского происхождения.

Как понять, что у человека игровое расстройство

Перечислим критерии ВОЗ, согласно которым человек страдает игровым расстройством.

Не может контролировать игру. Зависимый от игры не способен выбирать, сколько раз в день ему играть, как долго и когда заканчивать игру. Он просто играет сколько получится.

Для него игра всегда в приоритете. Хотя зависимый от игры человек может говорить иначе, на практике играть ему важнее, чем учиться, строить карьеру, общаться с семьей или с друзьями офлайн. Причем со временем игра становится все важнее и важнее. То есть если раньше человек просто мог предпочесть игру встрече с друзьями, то однажды забудет встать из-за компьютера вовремя и опоздает в загс на собственную свадьбу.

Играет несмотря на проблемы. Если зависимого от игры человека отчислили с учебы, уволили с работы или от него ушел супруг, он может начать играть даже больше, чем до этого. Теперь игра уже не просто хобби, а способ забыться.

Играет уже долго. Чтобы поставить диагноз, зависимость должна длиться как минимум 12 месяцев, но этот критерий не строгий. Даже если проблемы длятся всего полгода, человек все равно нуждается в помощи.

Специалисты из Американской психиатрической ассоциации добавляют, что зависимые от игр люди оживляются, когда думают о предстоящей игре, а при отказе от игр становятся раздражительными, беспокойными и грустными. А еще они склонны обманывать врачей и членов семьи, преуменьшая время, которое провели за компьютерной игрой.

Можно ли помочь человеку, который страдает от игровой зависимости

Если человек не признает проблему, помочь ему вряд ли получится. Помочь можно только тому, кто понимает, что из-за игр у него серьезные проблемы, и кто хотел бы как минимум уменьшить количество часов, проведенных за игрой.

Сегодня большинство специалистов считают, что лечить игровую зависимость нужно так же, как и другое поведенческое расстройство, связанное с зависимостью от азартных игр.

Если человек несовершеннолетний, ему особенно важна помощь и поддержка семьи, которая поможет найти другой способ себя реализовать. При этом зависимым людям и членам их семьи может потребоваться помощь психотерапевта.

Клинический психолог или психиатр поможет разобраться, почему у человека возникло столь сильное желание играть, и подскажет, как разобраться с жизненными неурядицами, которые могли усилить это желание.

Затем специалист научит человека контролировать свои мысли и побуждения, связанные с игрой. Сказать, сколько времени потребуется, чтобы научиться самоконтролю, сложно. Но, как правило, люди, у которых зависимость началась недавно, выздоравливают быстрее тех, кто страдает давно.

В случае необходимости — например, если человек очень подавлен и страдает из-за утрат, связанных с зависимостью, — специалист может назначить лекарства. Например, антидепрессанты.

Игры во дворе уже перестали увлекать детей, как это было 10-20 лет назад. Сейчас все чаще родители сталкиваются с проблемой детской компьютерной зависимости. Увлечение виртуальными играми нередко возникает уже в дошкольном возрасте, а у младших школьников носит массовый характер. Справиться с игроманией у ребенка проще, если между ним и родителями сохранены доверительные отношения.

Типы компьютерных игр

Компьютерные игры различаются по жанру, сложности сюжета, вовлеченности игрока. Головоломки, логические и текстовые игры не несут большой эмоциональной нагрузки, поэтому вероятность развития патологического влечения к ним низка. Причиной зависимости становятся:

  • Аркады. Обладают простой графикой и простым звуком. Могут привлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей старше 9-10 лет слишком однообразны, быстро надоедают.
  • Экшн-игры. В эту группу входят так называемые стрелялки и драки (шутеры и файтинги). Они основаны на использовании героем физической силы, требуют проявления злости и агрессии. Возможность открытого проявления злости и агрессии провоцирует зависимость.
  • Ролевые игры. Перевоплощение в героя погружает ребенка в виртуальный мир, а отслеживание его развития, выстраивание отношений с другими персонажами способствует формированию зависимости.

Смертельно опасно!

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Причины игромании среди детей и подростков

Игровая зависимость у детей возникает в случаях, когда сами родители много времени проводят за компьютером, не уделяют внимания ребенку, подолгу отсутствуют дома, предоставляя возможность самостоятельного выбора времяпрепровождения. Игромания формируется на базе одного из четырех типов воспитания:

  • Травмирующий. Ребенок находится в позиции агрессора или жертвы – «нападает» на воспитательные приемы родителей либо подвергается насилию (моральному, физическому) со стороны взрослых. Зависимость от игр, алкоголя, наркотиков позволяет ему уйти от реальности, перестать исполнять роль.
  • Требовательный. При таком типе воспитания к ребенку предъявляют завышенные требования и многого ожидают от него. Возникает сильное эмоциональное напряжение и тревога, которые требуют выхода. Во время игры происходит отвлечение от сложной ситуации и выплеск накопившихся эмоций.
  • Лицемерный. В семье, где родители часто лгут друг другу и детям, ребенок испытывает чувство унижения и стыда. У него возникают проблемы самоидентификации, отсутствуют ответы на вопросы «кто я?», «какой я?». Эта растерянность в реальном мире компенсируется целостностью личности игрового героя.
  • Непоследовательное. В таких семьях родители не могут договориться о методах воспитания, часто меняют требования к ребенку. У него возникает эмоциональный дискомфорт, растерянность (не понятно, что делать, чтобы не злить родителей). В игре же существуют четкие правила, соблюдение которых приводит к желаемому результату.

Признаки игровой зависимости

Игровая зависимость от компьютерных игр у детей проявляется снижением интереса ко всем сферам жизни: снижается школьная успеваемость, ухудшаются результаты занятий спортом, появляются проблемы в отношениях с родителями и учителями. К признакам детской игромании относят:

  • эмоциональные протесты на просьбы прекратить игру и отойти от компьютера
  • неспособность ребенка определить, сколько времени он собирается потратить на игру
  • злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса
  • требование денег на игровые обновления, аксессуары для компьютера
  • невыполнение учебных заданий для самостоятельной работы и домашних обязанностей
  • нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры
  • пренебрежение правилами гигиены
  • улучшение настроения и повышение активности во время игры
  • подавленность и раздражительность при невозможности сесть поиграть
  • частое обсуждение игр в разговорах со сверстниками

Профессиональный колл-центр!

Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!

Каждый день может стать последним!

  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно

Лечение игромании у детей и подростков

Детская игровая зависимость, как правило, не требует медикаментозной терапии и вмешательства врачей. Помощь специалистов нужна в случаях, когда помимо игромании имеются эмоциональные расстройства (тревожность, страхи, депрессия) или другие зависимости, например токсикомания или алкоголизм. Большинству родителей удается справиться с проблемой самостоятельно или с привлечением семейного психолога для консультаций. Зависимость от компьютерных игр возникает из-за эмоциональных проблем ребенка, ощущения психического дискомфорта и предрасполагающих к увлечению играми условий. Поэтому лечение должно заключаться в выстраивании гармоничных отношений в семье и замене компьютерных игр на другие увлечения.

Коррекция стиля воспитания

Здоровое развитие личности ребенка происходит в условиях демократичного воспитания. В семьях, где оно практикуется, игровая зависимость у детей и подростков встречается крайне редко.

Чтобы у ребенка не возникало желания «сбежать» в виртуальную реальность, общение с родителями должно быть интересным, протекать в условиях доверия и обеспечивать чувство безопасности.

Стоит исключить тотальный контроль, приказы, угрозы и шантаж со стороны родителей. В детях поощряется ответственность и самостоятельность.

Родители требуют от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относятся к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка. Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается. В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.”

Организация времени

Чтобы не провоцировать протест ребенка, уменьшение количества игрового времени нужно осуществлять постепенно, заменяя его другими видами активности. Важно правильно организовать режим дня и окружающее пространство. Оптимальное время для компьютерных игр зависит от возраста. До 6 лет лучше не позволять ребенку играть вообще, с 6 до 10 лет игровые периоды должны увеличиваться с 20 до 60 минут в день, в 10-12 лет – 1-2 часа в день (не ежедневно, с перерывами). При введении ограничений рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • говорите о том, что вы расстроены пристрастием ребенка к играм, но не используйте обвинения и оскорбления в его адрес
  • объясните необходимость введения временных ограничений для игр (например, «это нужно, чтобы сохранить твое здоровье»)
  • сократите количество часов для компьютерных игр, но позвольте ребенку выбрать, когда именно он будет играть, составьте план игрового времени
  • не допускайте, чтобы плановое время для игр было увеличено: не поддавайтесь на уговоры, обиды, не начинайте торги
  • в конфликтных ситуациях оставайтесь спокойным и последовательным
  • обязательно введите новые увлечения в жизнь ребенка, спрашивайте, чем ему хочется заниматься, или вспоминайте, о чем он мечтал раньше – футбол, танцы, бокс (что-то еще)

Выводы

Детская игровая зависимость формируется на основе нервной напряженности, неуверенности, страхов и других эмоциональных нарушений, большинство из которых спровоцированы деструктивным стилем воспитания. Ключевые проявления игромании – тяга к компьютерным играм, снижение интереса к другим сферам жизни, подавленность и раздражительность при запрете на игры. Лечение игровой зависимости у детей заключается в создании и поддержании демократического стиля воспитания, разумном ограничении игрового времени и введении новых увлечений.

У современных детей полно соблазнов — телевизор, виртуальные игры, всяческие 3D и 7D кинотеатры. Это все заменяет им реальность и создаёт много сложностей в развитии. Большинство родителей порой чувствуют беспомощность и не знают как отучить ребёнка от компьютера.

СодержаниеРаскрыть

image

Причины

Для начала попробуем рассмотреть причины, по которым возникает эта зависимость и каковы последствия, к которым она приводит:

  • Может возникать при неудовлетворённости окружающим миром. У детей высокая потребность в самовыражении. И не всегда они умеют направить свою энергию в продуктивную реализацию себя и своих мыслей. Они легко могут подпадать под влияние и увлекаться. В игре им хорошо, они там сильные и успешные. Ведь в крайнем случае можно вернуться и переиграть. Со временем игровой мир меняет их мировоззрение и вытесняет реальность. Последствиями служит то, что в реальности они испытывают сложности в общении со сверстниками и ощущают себя слабыми.
  • Напряжённая атмосфера в семье толкает их на побег в виртуальный мир. Сложные отношения с родителями или друзьями — для ребёнка это колоссальный стресс. Он нуждается в месте, где сможет расслабиться и забыть о проблемах. Социальные сети или игры помогают им самоизолироваться от окружающей и сложной для них действительности.

Последствия

Последствия психологического характера

  • Со временем ребёнок становится раздражительным, агрессивным, очень быстро устаёт. Пропадают ощущения радости, беззаботности и прелести детства.
  • Может возникать мнимое превосходство над другими. Как полярность их реальной очень низкой самооценки.
  • Наблюдаются нарушения сна.
  • Теряется интерес к другим занятиям и людям.
  • Даже если в данный момент ребёнок не за компьютером он всеми мыслями погружен в игру. Он размышляет о том, какой уровень его ожидает, что он дальше будет делать…
  • При угрозе, что любимую игрушку отберут или выключат, может ощущать панику или проживать депрессивные состояния.

Физические заболевания

  • При длительном контакте с экраном монитора ухудшается зрение, возникает синдром «сухого глаза».
  • Проявляется искривление позвоночника, и соответственно нарушение осанки.
  • При нарушении питания могут возникать запоры или диарея.
  • Малоподвижный образ жизни вполне может спровоцировать ожирение.
  • Дети с компьютерной зависимостью страдают хронической усталостью.

Влияние компьютерной реальности на неокрепшую психику ребёнка достаточно существенны, более подробно вы можете ознакомится с последствиями в предыдущей статье. И более подробно о влияние такой зависимости на здоровье ребёнка в другой статье.

Признаки зависимости

  • Когда родители зовут, а ребёнок выражает нежелание отвлекаться от компьютера.
  • Становится раздражительным, если всё-таки отвлекли или забрали электронную игрушку.
  • Не может точно сказать, через сколько освободится или закончит игру.
  • Забывает об учёбе, других увлечениях, друзьях. Пренебрегает отношениями с другими.
  • Ест только за компьютером.
  • Ощущает эмоциональный подъём в основном во время игр в виртуальной реальности. Может даже испытывать эйфорию.

image

Стадии зависимости

Существуют стадии развития привязанности к виртуальной реальности:

  1. Стадия лёгкой увлечённости. Носит ситуационный характер. Игра пока не составляет список ценностей, но при этом уже хочется повторить действия, благодаря которым испытал удовольствие. Вследствие этого ребёнок начинает играть все чаще, уже не случайным образом попадая к монитору.
  2. Стадия увлечённости. В это время формируется новая потребность, которой прежде не было в системе ценностей ребёнка — виртуальная реальность. Процесс игры уже носит систематический характер. Активно может предпринимать действия для того, чтобы всегда был доступ к компьютеру.
  3. Стадия зависимости. Становится раздражительным и вспыльчивым. Меняется ценностная система. Могут играть совместно с другими игроками по сети, конкурируя таким образом. В таком случае поддерживается связь с социумом и маловероятно, что удастся уйти от реальности. А могут самоизолироваться. Тогда нарушается взаимодействие с окружающим миром. Игра для них становится базовой потребностью. Психика начинает отражать виртуальную реальность. Если отбирают компьютер – могут возникнуть депрессия. Порой приводит к патологиям, вплоть до аутизма.
  4. Стадия привязанности. Начинает проявляться угасание в игровой потребности. Полностью отказаться от компьютера ещё невозможно, но при этом играет намного реже. Эта стадия может никогда и не завершиться. При выходе новой игры зависимость может активизироваться, а после её прохождения снова угасать.

Итак, как отвлечь ребёнка от компьютера, если он успел познакомиться с виртуальной реальностью или телепередачами, что в общем-то схоже?

Рекомендации психологов всегда направленны на помощь в возрождение интереса ребёнка к живому общению со сверстниками. Необходимо помочь ему наладить отношения с реальным миром и поверить в свои силы.

Рекомендации

  • Ограничения. Разрешайте играть или смотреть что-либо только в строго определённое время. И ограниченное. Маленьким детям вообще, больше 15 минут перед монитором запрещено проводить. Обязательно делайте перерывы. Контролируйте все мультики и игры, порой в них присутствует жестокость и насилие. Если играет- то только в полезные и развивающие. Доступ к другим сайтам должен быть заблокирован.
  • Другие интересы. Подумайте, что любит ваш ребёнок, поговорите с ним и помогите в силу его интереса выбрать спортивную секцию или кружок. Играет в драки? В таком случае он оценит единоборства. Или любит рисовать? Тогда в художественной школе сможет раскрыть свой потенциал. Общение с другими ребятами, частые тренировки и обучение чему-то новому со временем смогут вытеснить компьютер. image
  • Качественное общение. Когда малыш будет чувствовать ваше внимание и поддержку — у него будет меньше соблазнов изолироваться от действительности. Устройте на выходные пикник на природе. Прогуляйтесь по парку. Сходите в цирк или «поломайте» голову над оригами. Соберите вместе конструктор, пазлы. Выбирайте время на совместность, ведь очень важно показать ему, что реальный мир тоже интересный. Намного интересней виртуального.
  • Мягкость и понимание. Не будьте слишком жёсткими и категоричными по отношению к его увлечению. Это только усугубит ситуацию. Маленькие дети будут пытаться тайком играть, старшие в виде протеста. Проявите креативность и хитрость. Младшим предложите поиграть вместе. Старших отвлеките совместной готовкой любимых лакомств или прогулкой по магазинам и покупкой обновки. В общем, тем, что он любит или любил помимо виртуальной реальности.
  • Традиции. Постарайтесь поддерживать ценность семейного общения. Даже если было не принято, заведите традицию совместного ужина. Готовьте вместе, красиво сервируйте. Не дайте ему возможности сбежать с тарелкой в свою комнату к монитору. После ужина прогуляйтесь, если ещё не поздно. Покатайтесь на роликах, велосипеде, слепите снеговика или пособирайте каштаны. Это поможет вызвать у малыша положительные эмоции, намного качественнее тех, которые получает за игрой.
  • Потерянное время. Старшему ребёнку распишите на бумаге, сколько времени он теряет в неделю, за год просиживания перед компьютером. Помогите вспомнить или осознать свою мечту и выразите готовность поддержать его. Например, он всегда хотел научиться играть на гитаре, а вы никак её не покупали или не оплатили занятия. Так пора сделать это сейчас. Поддержите и другие интересы, это сблизит вас и переключит его внимание от игровой зависимости.
  • Реальность интересней. Попробуйте показать захватывающую реальность. Без гаджетов (кроме необходимого) отправьтесь в путешествие, покатайтесь на лошадях, заночуйте в лесу или возле озера с палаткой. Масса впечатлений и воспоминаний будет толчком к проявлению интереса к жизни вне экрана. image
  • Сближение. Подумайте, может, в ежедневных заботах и рабочем процессе вы отдалились от ребёнка? Уже не знаете, чего боится, какие события в жизни происходят, что волнует? Попробуйте стать другом для него. Пусть знает, что может обратиться к вам в любой момент, посоветоваться или рассказать, что гложет. Приступите к восстановлению доверия, это очень важный момент.
  • Общение на равных. Если это уже подросток, попробуйте вызвать его на откровенный разговор. Расскажите о своих переживаниях по поводу его здоровья как физического, так и психического. Будьте с ним искренними. Пусть почувствует, что вы говорите с ним на равных, а не поучительно. Объясните, что не планируете запрещать ему компьютер, просто пусть попробует и другие способы провести свою жизнь с интересом. А вы поможете ему в этом.
  • Не провоцируйте. Не поощряйте хорошее поведение ребёнка разрешением провести время за экраном монитора. Всё доел или сделал домашнее задание? Отлично, только придумайте другой способ мотивации, не провоцирующий зависимость.
  • Крайние меры. Только в крайнем случае можно использовать радикальный метод — отключите интернет или отберите планшет, ноутбук. Только он не поможет побороть зависимость, а лишь немного проконтролировать процесс.

Будьте готовы к тому, что это длительный процесс. Он требует много энергии и внутренних ресурсов. И прежде всего вашей готовности меняться и вкладываться в процесс воспитания. Ребёнок в силу своей несамостоятельности не может устроить свой досуг правильно, он выбирает пути наименьшего сопротивления — садиться за гаджеты. Поэтому обеспечить здоровый досуг, в том числе и личным примером, — обязанность родителей.

Положительный пример родителей играет важную роль. Ведь как отвлечь ребёнка от компьютера, если вы сами постоянно проводите время за монитором или имеете другие вредные привычки? Совместный активный образ жизни поможет добиться результатов.

Если ребёнок не реагирует на ваши предложения и замечания, и предыдущие рекомендации не помогли – в таком случае стоит обратиться к специалисту. Речь идёт о серьёзной зависимости, с которой сложно справиться в одиночку. Психологи и психотерапевты помогут с помощью коррекционных методик преодолеть такой сложный период вашей жизни и жизни ребёнка.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий