Потешки и стихи для одевания на прогулку картотека по художественной литературе (младшая группа) на тему

Содержание

08Дек 2018

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.

В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.

Содержание:

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

  • Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

  • Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

  • Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

  • Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

  • Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

  • Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

  • Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

  • Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

  • Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

imageЭти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),
  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),
  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),
  • Мы ногами топ-топ,
  • Мишка косолапый

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,
  • Водичка, водичка,
  • Тетка Агашка
  • Ванечка-Ванюша,
  • Это кто у нас? Мизинчик!
  • Ай, лады, лады!
  • Ай, бай, бай, бай!

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,
  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,
  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
  • Травка-муравка со сна поднялась,
  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

imageЭти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли
  • У кошки боли,
  • У лисы боли,
  • Не плачь, не плачь, детка,
  • У киски болит,
  • Раз зубок, два зубок –
  • Выйдет киска не спеша
  • Ах, кокля-мокля,
  • Придет киска не спеша
  • Не плачь, детка,
  • Не плачь, не плачь,

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?
  • — Ножки, ножки, где вы были?
  • Котятки, котятки, малые ребятки!
  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.
  • — Чики-брики, ты куда?

Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

  • Медвежата в чаще жили,
  • Пошел старик дорогою,
  • Ой, лады, лады (показать ладошки),
  • Вот болотце на пути!
  • На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),

Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.

  • У меня пропали ручки (спрятать их),
  • В руки мы берем совочек,
  • Идет коза рогатая
  • Еду, еду! К бабе, к деду
  • Три-та-тушки! Три-та-тушки!

Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.

Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.

  • Ой, качи, качи, качи!
  • Как у нашего кота
  • Вот лежат в кроватке
  • Где же наши ушки?
  • Петушок, петушок,

Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.

  • Котя, котенька-коток,
  • Ладушки, ладушки
  • Огуречик, огуречик!
  • Наши уточки с утра –
  • Сидит-сидит зайчик
  • Тили-тили! Тили-тили!
  • Как товар-то мой хорош!
  • У медведя во бору
  • На улице три курицы
  • Тили-бом! Тили-бом!
  • Заря-заряница,
  • Кот на печку пошел,
  • Лень-потягота, поди на Федота,
  • Наш козел-стрекозел
  • Ходит конь по бережку,
  • Я по лесу по зеленому бреду,
  • Как у нашего соседа
  • Дождик, дождик, веселей!
  • По дубочку постучишь,
  • Ты, мороз, мороз, мороз!
  • У кота ли у кота колыбелька золота,

Содержание потешек для детей старшего дошкольного возраста гораздо сложнее, чем для малышей 1,5-2 лет. Они уже содержат тонкий юмор, сложный слова, выражения с переносным смыслом.

  • Сбил, сколотил – вот колесо:
  • По синю морю корабль бежит,
  • Как Марфуша для Петра
  • Как на тоненький ледок
  • Расти, коса, до пояса,

Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.

Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

  • Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

  • Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

  • Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

  • Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

  • Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

  • Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

  • Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

  • Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

  • Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Забавные и веселые потешки малышам

Ладушки

—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши),  Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, На головку сели! Ладушки запели. Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,  В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. (Поочередно касаемся головы, рук, ног, а в конце поднимаем руки вверх, имитируя дерево).

Погремушечки

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, потом скрестить их на груди). — Сладко, сладко потянулись. (Потянули ручки вверх) — Маме с папой улыбнулись. (Улыбаемся малышу).

Мини зарядка

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

Сорока-белобока

Идет коза рогатая

У нашей бабушки

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять…» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Конфеточки

Речка

Малютка

Погремушечки

Проснулись

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Умываемся с потешками

Зарядка

Зарядка с Буратино

Знакомство с пальчиками

Материалы по теме  Раскраски цветы – распечатать или скачать

Знакомимся с телом

(подставляйте имя своего ребенка)

Купаемся

Потешки от слёз

Заживляем ранки

Делаем массаж

Массаж животика

Просыпаемся

Потешки про еду

Потешки по возрастам

Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.

Для детей до года

Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.

  • Ой, качи, качи, качи!
  • Как у нашего кота
  • Вот лежат в кроватке
  • Где же наши ушки?
  • Петушок, петушок,

Для детей 1-2 года

Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.

  • Котя, котенька-коток,
  • Ладушки, ладушки
  • Огуречик, огуречик!
  • Наши уточки с утра –
  • Сидит-сидит зайчик

Для детей 3-4 года

  • Тили-тили! Тили-тили!
  • Как товар-то мой хорош!
  • У медведя во бору
  • На улице три курицы
  • Тили-бом! Тили-бом!
  • Заря-заряница,

Для детей 4-5 лет

  • Кот на печку пошел,
  • Лень-потягота, поди на Федота,
  • Наш козел-стрекозел
  • Ходит конь по бережку,
  • Я по лесу по зеленому бреду,

Для детей 5-6 лет

  • Как у нашего соседа
  • Дождик, дождик, веселей!
  • По дубочку постучишь,
  • Ты, мороз, мороз, мороз!

Материалы по теме  Как почистить автокресло

  • У кота ли у кота колыбелька золота,

Для детей 7 лет

Содержание потешек для детей старшего дошкольного возраста гораздо сложнее, чем для малышей 1,5-2 лет. Они уже содержат тонкий юмор, сложный слова, выражения с переносным смыслом.

  • Сбил, сколотил – вот колесо:
  • По синю морю корабль бежит,
  • Как Марфуша для Петра
  • Как на тоненький ледок
  • Расти, коса, до пояса,

Зарядка

Г. Лагздынь

Травка-муравка со сна поднялась

русская народная

Скок-поскок, молодой дроздок

русская народная

Photo by Kristina Paparo on Unsplash

Старый заяц сено косит

русская народная потешка

Выше города плетень

русская народная потешка

Петушок

русская народная потешка

Раным-рано поутру

русская народная потешка

Котятки, котятки

русская народная потешка

При умывании, купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей –

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Мини зарядка

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки

Потягушки-потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

В ножки ходунки,

В ручки хватунки,

В головку разумок,

А в роток говорок.

Обозначаем части личика

Маленькая детка

Головушка – репка.

Носик – вопросик,

Щечки – колобочки,

Роток – говорок,

Зубок да зубок.

Глазик с глазком,

Бровки домком,

Ушко да ушко,

Выше всех – макушка!

Одеваемся, приговариваем

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики – ура!

Одеваться нам пора.

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку – бух.

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Потешки при массаже

Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)

Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)

Хомка раненько встает (подтягиваемся)

Щечки моет, шейку трет.

Раз, два, три, четыре, пять

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише, никто больше не шумит.

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали,

Походили – поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать

Дадим крошек поклевать.

(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).

Прибаутка к обеду

Утята поели,

Котята поели,

Мышата поели,

А ты еще нет?

А где наша ложечка?

Ай ту-ту-ту-ту!

Не вари кашу круту,

Вари жиденьку,

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем Филиппика кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Второй – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

Варим кашку круту,

Подливаем молочка,

И накормим казачка.

Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

Потешки-действия с повторяющимися движениями

Эти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),
  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),

Материалы по теме  Раскраски по точкам скачать и распечатать бесплатно

  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),
  • Мы ногами топ-топ,
  • Мишка косолапый

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,
  • Водичка, водичка,
  • Тетка Агашка
  • Ванечка-Ванюша,
  • Это кто у нас? Мизинчик!
  • Ай, лады, лады!
  • Ай, бай, бай, бай!

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,
  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,
  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
  • Травка-муравка со сна поднялась,
  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий

Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли
  • У кошки боли,
  • У лисы боли,
  • Не плачь, не плачь, детка,
  • У киски болит,
  • Раз зубок, два зубок –

Потешки для успокаивания малыша

  • Выйдет киска не спеша
  • Ах, кокля-мокля,
  • Придет киска не спеша
  • Не плачь, детка,
  • Не плачь, не плачь,

Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?
  • — Ножки, ножки, где вы были?
  • Котятки, котятки, малые ребятки!
  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.
  • — Чики-брики, ты куда?

Русские народные потешки для самых маленьких

***

Комары и мошки

***

Зайчик серенький сидит

***

Гуси, гуси! (вариант 1)

***

Гуси, гуси! (вариант 2)

***

Гуси, гуси! (вариант 3)

***

Мыши водят хоровод

***

Бычок (В. Берестов)

***

Мчится поезд (Э. Мошковская)

***

Аист (И. Токмакова)

***

Утка-гагара

***

Источники

  • https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/poteshki/
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BC-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BC-%D0%BF/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D0%BC-1-2-3-%D0%BB%D0%B5%D1%82/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81-0-%D0%B4%D0%BE-6-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F.html
  • https://deti-online.com/stihi/poteshki/
  • https://materinstvo.ru/art/20713
  • https://www.tikitoki.ru/poteshki/poteshki-dlja-samyh-malenkih-s-0-do-6-mesjacev
  • https://SkazkaOnline.ru/poteshki-dlya-detej/

Мыло. Мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: – Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло, Мыло тебя наконец бы отмыло! (Я.Аким) *** Приказ. Кран, откройся! Нос, умойся! Глаз купайся! Грязь, сдавайся! (Э.Мошковская) *** Мыло. Каждый день Я мыло мою Под горячею водою И в ладонях поутру Очень сильно тру. Мойся, мыло, Не ленись! Не выскальзывай, Не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала. (Р.Куликова) *** Странный загар. – Как у нашего Андрюши Почернели страшно уши. – Только уши? Только уши Почернели у Андрюши! От чего же почернели? – Просто уши загорели… – Только уши, только уши Загорели у Андрюши. (Г.Лагздынь). *** Эх топну ногой! Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой позор!» (Г.Ладонщиков) *** Поутру. Я беру поутру полотенце на руку И бегом босиком умываться на реку. В ней вода холодна, У обрыва – омут. Окунусь, оботрусь – И скорее к дому А потом босиком перепрыгну ловко В огород, где растёт сладкая морковка. (Г.Ладонщиков) *** Няня Милу мыла Мила мыло не любила, Но не ныла Мила, Мила- молодчина! *** Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще, Я грязнуль не выношу! *** Чтоб ногам работу дать, Будем дружно приседать. Взял Серёжа обруч свой, Держит обруч за спиной. Всё, что делает Серёжа, Повторить попробуй тоже. (Н.Кан) *** А теперь, детвора, Умываться пора! (Н.Кан) *** Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.Мыло. Мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: – Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло, Мыло тебя наконец бы отмыло! (Я.Аким) *** Приказ. Кран, откройся! Нос, умойся! Глаз купайся! Грязь, сдавайся! (Э.Мошковская) *** Мыло. Каждый день Я мыло мою Под горячею водою И в ладонях поутру Очень сильно тру. Мойся, мыло, Не ленись! Не выскальзывай, Не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала. (Р.Куликова) *** Странный загар. – Как у нашего Андрюши Почернели страшно уши. – Только уши? Только уши Почернели у Андрюши! От чего же почернели? – Просто уши загорели… – Только уши, только уши Загорели у Андрюши. (Г.Лагздынь). *** Эх топну ногой! Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой позор!» (Г.Ладонщиков) *** Поутру. Я беру поутру полотенце на руку И бегом босиком умываться на реку. В ней вода холодна, У обрыва – омут. Окунусь, оботрусь – И скорее к дому А потом босиком перепрыгну ловко В огород, где растёт сладкая морковка. (Г.Ладонщиков) *** Няня Милу мыла Мила мыло не любила, Но не ныла Мила, Мила- молодчина! *** Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще, Я грязнуль не выношу! *** Чтоб ногам работу дать, Будем дружно приседать. Взял Серёжа обруч свой, Держит обруч за спиной. Всё, что делает Серёжа, Повторить попробуй тоже. (Н.Кан) *** А теперь, детвора, Умываться пора! (Н.Кан) *** Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Потешки очень помогают маме развлечь или отвлечь ребёнка, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, одевание. Ниже представлена подборка потешек, которые, надеемся, помогут мамочкам заинтересовать и успокоить малыша при одевании. Одевайтесь с удовольствием! Раз, два, три, четыре, пять — Собираемся гулять.

Завязала Катеньке Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. *** А сейчас пойдем гулять. Будем с детками играть.

Но чтобы Настенька моя Не замерзла никогда. Мы наденем шапочку, Чтобы спрятать ушки, У Насти на макушке.

Читайте также:  Цикл занятий-бесед для детей старшей группы «Уроки безопасности»

А на шейку шарфик теплый, Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон Настенькин любимый. Станешь ты, как гномик, Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску, Расскажу интересную сказку. *** Маша варежку надела: — Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла: — Поглядите, я нашла! Ищешь, ищешь – и найдешь. Здравствуй, пальчик! — Как живешь? *** Мы пойдем сейчас гулять, Но не будем замерзать. Чтобы нам теплее стало, Завернемся в одеяло!

Ленточка яркая! Одеяло жаркое! Только глазоньки да нос! На прогулку! На мороз! *** Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, По порядку надевай.

Первыми – трусики, А за ними маечку: Девочке – с бусинкой, Мальчику – с зайчиком.

А потом колготки Мы с тобой наденем, Каждую ножку В домик свой поселим.

Вот и до рубашечки Добрались с тобой. Здесь у каждой ручки Домик тоже свой.

А теперь штанишки Смело одевай. В них свою рубашечку Умело заправляй.

Посмотри, на улице Стало холодать. Пришло время кофточку Деткам одевать.

А теперь давай в сапожки Мы обуем наши ножки. Два сапожка и две ножки — Каждой ножке по сапожку.

Чтобы ушки не болели Быстро шапочку надели. А потом и куртку Для длительной прогулки.

Нам осталось напоследок Шарф под шею повязать, Ручки спрятать в рукавички, Вот и все! Идём гулять! *** Тетка Агашка, Сшей мне рубашку! Надо нарядиться, Едем прокатиться. *** Тушки-тутушки, Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки. *** Одеваем ревушку Шапку на головушку валенки на ножки, А теперь калошки.

Ты постой, не реви, А шубейку натяни!

Рукавички — невелички Прилетели словно птички, на правую ручку скок — На левую ручку скок.

Читайте также:  Конспект НОД по пластилинографии “Ежик – наш хороший друг”

Мы гулять пойдем, Мы собачку найдем! *** Как у нашей птички Темные реснички. Как у нашей крошки Тепленькие ножки. Как у нашей лапки Ноготки-царапки.

На перинку, На простынку, Не на край — На серединку, Положили голыша, Завернули крепыша! *** Это маленькое чудо Так на солнышко похоже И на деда, и на бабу, И на маму с папой – тоже.

Это маленькое чудо Из пеленок вынимаю… Вырастай, скорее чудо, Чтобы топать рядом с мамой. *** У нас в переулке сапожник живет, Детишкам ботинки он чинит и шьет.

Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук. (произнося эти слова, постукивайте по ботинку ребенка) С утра и до ночи он чинит ботинки, Чтоб были как новые после починки.

Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук.(снова постучите по ботинку) *** После завтрака шнурок Лёг погреться на песок, Полежал совсем немного И отправился в дорогу, Погулял среди травинок И приполз назад, в ботинок. *** У нас Ванечка один, Никому не отдадим. Мы пальто ему сошьем, Погулять его пошлем. *** Мы на пухлые ручонки, Одеваем рубашонку (распашонку). Повторяй за мной слова: Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки На твоей одежке: Пуговки и кнопочки, Разные заклепочки.

На мою сынишку Оденем мы штанишки: Повторяй за мной слова: Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки — носочки и сапожки! (вариант для лета: Обуваем ножки, Бегать по дорожке!) Повторяй за мной слова: Ножка — раз, ножка — два!

Хоть устали одеваться, Но не будем возмущаться! Что осталось — голова? Вот и шапочка — раз, два!

Надо маму одевать И скорей идти гулять!

Статья по материалам сайта: https://www.happy-giraffe.ru/community/10/forum/post/6212/

Предварительный просмотр:

2. Мы на пухлые ручонки Надеваем рубашонку Повторяй за мной слова: Ручка – раз, и ручка – два!

3.Застегнем застёжки На твоей одёжке: Пуговки и кнопочки Разные заклёпочки.

4.Наденем малышке Красные штанишки, Теплые носочки, А на них цветочки.

Читайте также:  Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы у дошкольников

5.Беленькую маячку Мы оденем Анечке, С кружевом рубашку, Сарафан с кармашком. Пальтишко с пояском, Беретку с козырьком, И пойдем гулять, Ножками топтать. Топ, топ, ноженьки, Идут по дороженьки. Топ, топ, ноженьки, Обуты в сапоженьки. А сапоженьки блестят, Каблучки у них стучат. Раздается звонко стук: «тук по-стук, тук по-стук.»

7. Новые ботиночки (можно поменять эту строчку, например: «Синие ботиночки», «Желтые ботиночки», «Старые ботиночки»), А в ботинках дырочки, Я шнурочки продеваю, И ботинки зашиваю. Вот так, вот так.

8. Руки спрячем в рукавички — Разноцветные сестрички. Сможем дольше мы опять На морозе погулять!

10.Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать.

11. Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. Маша варежку сняла: -Поглядите, я нашла! Ищешь, ищешь – и найдешь. Здравствуй, пальчик! — Как живешь?

12. На мою малышку Наденем мы штанишки. Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два! А сейчас пойдем гулять, Будем с детками играть!

14.Тетка Агашка, Сшей мне рубашку! Надо нарядиться, Едем прокатиться.

15.У нас Ванечка один, Никому не отдадим. Мы пальто ему сошьем, Погулять его пошлем.

Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада для умывания

Детям такого возраста нужно прививать любовь к чистоте. Именно поэтому рекомендуем во время утренних гигиенических процедур проговаривать умывалки. Малыши так смогу выучить название частей тела и лица. Детям в садике необходимо усложнить задачу. Часто логопедические скороговорки переделывают под потешки и считалки. Таким способом можно скорректировать дефекты речи.

image Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада для умывания

Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада перед едой

Малыши дошкольного возраста могут не очень хорошо кушать. Ни в коем случае их не стоит заставлять. Постарайтесь заинтересовать ребенка. В этом вам помогу потешки и прибаутки.

Обязательно рассказывайте детям про фрукты и овощи. Это поможет детям объединять продукты в определенные группы. Научится ребенок обобщать и классифицировать разнообразные предметы. Обязательно описывайте овощи и характеризуйте их.

image Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада перед едой Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада перед едой

Майя и майка

На пляже Майя загорает. А майка рядом выгорает. Была майка розовой, Стала майка белой. Была Майя белой, Стала Майя бронзовой. Я сам себя в пальто одел И рукавом свой нос задел. Решил пальто я наказать И без пальто пошел гулять. У Иришки – горе, Заругает мама: Оказалась в море Красная панама. Чайкою ленивой На волнах качается, И не улетает, И не возвращается. Н. Городецкая Петя в новеньких штанах Побежал гулять чуть свет, А до вечера они Постарели на пять лет! Петя наш не виноват – Тын под грушей сучковат! И. Муравейко Ко мне братишка привязывается, Шнурок у него не завязывается. Шнурок на ботинке завязываю, Завязываю и показываю, показываю и рассказываю. Рассказываю, как завязываю. Завязываю и развязываю, Развязываю и завязываю… И я научился не сразу ведь Завязывать и развязывать… В углу стояли сапоги С большой-большой ноги. Один на правый бок прилег, Другой – на левый бок. Спокойно спал один сапог, Другой – уснуть не мог: Урчал и шевелился, Метался и крутился. Устал, мяукнул тонко И – выпустил котенка! В. Азбукин

Потешки, прибаутки и пестушки для детей во время прогулки

В возрасте 4 лет стоит больше внимания уделять считалочках и играм, позволяющим выучить алфавит. Все игры должны делать детей сконцентрированными. Ведь именно 4 года такой возраст, когда ребенок должен концентрировать внимание для дальнейшего обучения.

Чтобы поднять малышам настроение стоит объединить слова с движениями. Подойдет зарядка, совмещенная со стишками.

image Потешки, прибаутки и пестушки для детей во время прогулки

Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада считалки

Считалки позволяют быстро научить ребенка считать. Самой популярной является считалка из нашего детства «Я считаю до пяти». Но кроме нее есть еще очень много. Они совмещают игру и счет. Ребенок очень быстро выучит все цифры, после этого можно будет показывать ему их и учить считать на пальцах или кубиках.

image Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада считалки

Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада для игр

Все обучение малышей должно быть построено в игровой форме. Это исключает скучной зубрежки и прививает старательность крохе. Такие потешки и прибаутки могут сочетаться с какими-то танцевальными движениями. Это развивает память ребенка и улучшает социализацию в обществе. Ниже представлены развивающие и игровые потешки.

image Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада для игр Потешки, прибаутки и пестушки для детей детского сада для игр

Потешки для одевания. Одевашки

*** Вот у нас пеленка Пеленка для Аленки (зайчонка) На ней яркие цветочки Для красавицы дочки (нашего сыночка)! И грибочки для дочки (сыночка) И листочки для дочки (сыночка)! Завернули Аленку в такую пеленку!

*** Научу обуваться и братца (Е.Благинина) Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу.

*** Тетка Агашка, Сшей мне рубашку, Едем прокатиться, Надо нарядиться!

*** Пойдем гулять на улицу И поймаем курицу! Курицу с рогами, Курицу с ногами. Ух, какая курица! Бежим скорей на улицу!

Читайте также:  Интерактивная дидактическая игра по сказке «Теремок»

*** Большой пальчик шёл домой, Где не холодно зимой, Но домой он не пошёл,

*** Тушки-тутушки, Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки.

*** У нас в переулке сапожник живет, Детишкам ботинки он чинит и шьет. Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (произнося эти слова, постукивайте по ботинку ребенка) С утра и до ночи он чинит ботинки, Чтоб были как новые после починки. Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (снова постучите по ботинку)

*** Сонышко,солнышко, Не скрывайся в тучу, Не скрывайся в тучу- Холод нам наскучил.

Покажись нам,солнышко, Посвети немножко, Посвети немножко, Просуши дорожки!

Обогрей нас,солнышко, Яркими лучами, Обогрей лучами, Сделай силачами!

*** Мы с тобой пойдем гулять. Будем с детками играть. Чтобы Катенька моя Не замерзла никогда. Мы наденем шапочку, Чтобы спрятать ушки, У Кати на макушке. А на шейку шарфик теплый, Очень мягкий и большой. Ну, теперь комбинезон Катенькин любимый. Станешь ты, как гномик, Цветик мой, родной! Посажу тебя в коляску, И поведаю я сказку.

Какая одежда?

Летом, в жаркие часы – Только майка и трусы. А зимою нам нужны: Свитер, теплые штаны, Шарф, пальто, сандалии, Шапка и так далее. Шапка …, свитер… Впрочем, я… Я запутался, друзья! (Сандалии – летняя обувь!) А. Шибаев В деревушке три Катюшки Взяли в руки три катушки, Шуре сшили сарафан, Сшили дедушке кафтан, Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. А девчонкам и мальчишкам, Всем Андрюшкам и Наташкам, Сшили яркие штанишки, Сшили пестрые рубашки. А. Страйло Костюм сидит и … не идет Платье новое – Вполне Хорошо СИДИТ на мне, Это платье мне ИДЕТ. А костюм – наоборот, Потому что плохо сшит, Он на вешалке ВИСИТ. А. Шибаев

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий