Пестушки и потешки для малышей, чем отличается пестушка от потешки

Что такое пестушки и потешки – определение 2 класс.

→ Рабочие тетради, учебники, канцтовары для школы в Лабиринте

Пестушки – это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки – это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками.  Пестушка и потешка – это  жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и  стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Пестушки и потешки – тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

* * *

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

* * *

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

* * *

Когда ребёнок учится ходить:

* * *

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

* * *

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:

* * *

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

* * *

* * *

* * *

Ехала барыня

* * *

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

* * *

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

* * *

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

* * *

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

* * *

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

* * *

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

* * *

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет…», «Лебеди летели, лебеди летели…» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота…»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи…»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец…» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

Пестушки

Детский фольклор настолько богат, что, возможно, легче заучить большую часть стишков и песенок, чем систематизировать и описать все их разновидности. Наверное, именно поэтому в современной детской литературе так часто под названием «Пестушки» издают что угодно: заклички, дразнилки, потешки, прибаутки и колыбельные, но только не пестушки. Попробуем все же разобраться, что же такое собственно пестушки и в чем их отличия от других жанров народного фольклора. Прежде всего, определим: заклички – это любое обращение к силам природы (дождь, солнце и т. д.); дразнилки – насмешливое обращение к ребенку по имени («Андрей, воробей, не гоняй голубей…»).

Упоминание малыша в описании («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька») – это, скорее всего, уже пестушки. Этот вид народного творчества столь многогранен, что включает в себя воспитательные стишки, сопровождающие практически все ежедневные процедуры (кормление, умывание, зарядка, одевание), а также обучение ходьбе и речи.

Современные мамы, рассказывая о малыше, употребляют такие понятия, как нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать, а раньше все это называлось одним емким словом «пестовать». От него-то и пошло название «пестушка». Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, зарядку, первые движения. Наши предки считали, что подобные ритмичные напевы – магическая и лечебная процедура для малыша. Своеобразные заговоры на здоровье, силу, счастье. Младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры – все это придет позже, а пока мама выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют младенца прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковой речи мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т. п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое обучение малыша.

Малыш проснулся и потягивается

* * *

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись!

Здравствуй, Солнышко —

Колоколнышко!

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щечки-цветочки – чмок!

Делаем зарядку и массаж

* * *

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку – валяй, валяй!

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Когда расчесывают ребенку волосы

* * *

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Когда кормят ребенка

* * *

В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого калачи?

Для Галочки калачи,

 Для Галочки горячи.

* * *

Кастрюля-хитруля

Кате кашку сварила,

Платочком накрыла.

И ждет, пождет,

Катя первой придет?

Во время умывания или мытья рук

* * *

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

* * *

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата, рыбки и утята.

Одеваем ребенка на прогулку

* * *

Одеваем ревушку,

Шапку на головушку,

Валенки на ножки,

А на них калошки.

Ты постой, не реви,

а шубейку натяни.

Если малыш заплакал

* * *

Ты, Аленушка, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

Изучаем личико

* * *

Стенка, стенка (касаемся пальчиком щечек) – потолок (касаемся лба).

Окна, окна (касаемся гла?зок) – двери (касаемся ротика).

Электрический звонок – дзззыыынь (касаемся носика) – откройте двери!!!

Когда ребенок гулит, приговариваем

* * *

Гуля-гуля, голубок,

Гуля-гуля, воркоток!

Гуля сизенький, сизокрыленький,

Маме миленький!

Когда малыш начинает переворачиваться со спинки на животик

* * *

Толкачики, толкачики,

Рогачики, рогачики!

Оп, перевертунюшки!

Подготовка к овладению ходьбой

* * *

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

(Мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. У ребенка формируется ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.)

Малыш учится ходить, делает первые шажки

* * *

Наша Маша маленька,

Машенька удаленька.

Пройди, Маша, по дороженьке,

Топни, Маша, ноженькой!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

08Дек 2018

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.

В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.

Содержание:

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

  • Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

  • Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

  • Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

  • Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

  • Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

  • Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

  • Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

  • Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

  • Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

imageЭти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),
  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),
  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),
  • Мы ногами топ-топ,
  • Мишка косолапый

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,
  • Водичка, водичка,
  • Тетка Агашка
  • Ванечка-Ванюша,
  • Это кто у нас? Мизинчик!
  • Ай, лады, лады!
  • Ай, бай, бай, бай!

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,
  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,
  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
  • Травка-муравка со сна поднялась,
  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

imageЭти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли
  • У кошки боли,
  • У лисы боли,
  • Не плачь, не плачь, детка,
  • У киски болит,
  • Раз зубок, два зубок –
  • Выйдет киска не спеша
  • Ах, кокля-мокля,
  • Придет киска не спеша
  • Не плачь, детка,
  • Не плачь, не плачь,

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?
  • — Ножки, ножки, где вы были?
  • Котятки, котятки, малые ребятки!
  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.
  • — Чики-брики, ты куда?

Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

  • Медвежата в чаще жили,
  • Пошел старик дорогою,
  • Ой, лады, лады (показать ладошки),
  • Вот болотце на пути!
  • На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),

Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.

  • У меня пропали ручки (спрятать их),
  • В руки мы берем совочек,
  • Идет коза рогатая
  • Еду, еду! К бабе, к деду
  • Три-та-тушки! Три-та-тушки!

Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.

Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.

  • Ой, качи, качи, качи!
  • Как у нашего кота
  • Вот лежат в кроватке
  • Где же наши ушки?
  • Петушок, петушок,

Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.

  • Котя, котенька-коток,
  • Ладушки, ладушки
  • Огуречик, огуречик!
  • Наши уточки с утра –
  • Сидит-сидит зайчик
  • Тили-тили! Тили-тили!
  • Как товар-то мой хорош!
  • У медведя во бору
  • На улице три курицы
  • Тили-бом! Тили-бом!
  • Заря-заряница,
  • Кот на печку пошел,
  • Лень-потягота, поди на Федота,
  • Наш козел-стрекозел
  • Ходит конь по бережку,
  • Я по лесу по зеленому бреду,
  • Как у нашего соседа
  • Дождик, дождик, веселей!
  • По дубочку постучишь,
  • Ты, мороз, мороз, мороз!
  • У кота ли у кота колыбелька золота,

Содержание потешек для детей старшего дошкольного возраста гораздо сложнее, чем для малышей 1,5-2 лет. Они уже содержат тонкий юмор, сложный слова, выражения с переносным смыслом.

  • Сбил, сколотил – вот колесо:
  • По синю морю корабль бежит,
  • Как Марфуша для Петра
  • Как на тоненький ледок
  • Расти, коса, до пояса,

Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.

Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее Министерство образования Омской области Детская областная общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск» МКОУ «Никольская ООШ» «Малые жанры фольклора – потешки и пестушки» Исследовательская работа Направление: филология Выполнила ученица 7 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Усть – Ишим 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. ПЕСТУШКИ И ПОТЕШКИ – МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕСТУШЕК И ПОТЕШЕК ЖИТЕЛЯМИ СЕЛА НИКОЛЬСК …………………………………………. 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….. 13 ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Потешки и пестушки– широкий пласт народного искусства. В настоящее время эти приёмы «бабушкиной педагогики» почти забыты. Современные исследователи фольклора считают, что многие дети нашего времени выросли без потешек и пестушек и что соответственно использование их не поддерживается бытовой необходимостью. Не могу с этим согласиться, так как пестушки и потешки – часть фольклора. Устное народное творчество не было плодом народного досуга. Это историческая память, и мы должны уважительно относиться к ней. «Так что же такое потешка? Пестушка? Как они появились? Какое влияние оказывают на малыша? Какие потешки и пестушки помнят жители нашего села? Почему некоторые исследователи называют эти малые жанры фольклора методами «бабушкиной педагогики»? Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?» В результате подготовки ответа на эти вопросы, состоялась моя исследовательская работа. Цель моей работы – выявить степень употребления пестушек и потешек жителями села Никольск. Задачи исследования: ·В  Найти и изучить сведения о пестушках и потешках; ·В  Собрать коллекцию пестушек и потешек, используемых жителями села Никольск; ·В  Провести опрос молодых мам о знании ими пестушек и потешек; ·В  Сравнить знание пестушек и потешек бабушками и молодыми мамами; Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, систематизация, беседа, опрос. ГЛАВА I. ПЕСТУШКИ И ПОТЕШКИ – МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА Эмоциональное общение – это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками [2, С.108]. Остановимся только на двух видах малых жанров фольклора: пестушках и потешках. Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками и ножками. Потешки и пестушки незатейливы по содержанию и просты по форме. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Малыш ещё не умеет ничего делать сам и именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, нежно приговаривает: Всё это доставляет малышу массу удовольствия. Прислушиваясь к ласковым словам мамы, кроха смеется и протягивает ручки, вытягивает ножки. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша [7]. Так же интересны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на коленях, изображения конской скачки, катание с горы. Такие игры полезны, когда малыш умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки: Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз. Когда малыш начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например: Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Это всем известные «Ладушки»: Руки ребенка разводятся в стороны. Игра продолжается. Взрослый затем может придумывать другие имена и вновь играть с малышом. При этом ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки. Постепенно пестушки сменяются потешками – так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки [5, С.41]: Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке. В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Умывая, можно сказать: У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек. [1, С.91] ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕСТУШЕК И ПОТЕШЕК ЖИТЕЛЯМИ СЕЛА НИКОЛЬСК Потешки и пестушки – небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают налаживанию контакта между родителями и ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Это достигается выполнением движений под руководством слов, ведь слово в потешках и пестушках неразрывно связано с жестами, которые выполняет ребенок. Потешки и пестушки могут ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. В них можно легко менять имя ребенка. Я решила узнать, какие пестушки и потешки знают в нашем селе Никольск. Мне удалось собрать совсем небольшую коллекцию. Оказывается, этот замечательный малый жанр фольклора почти забыт. Я побеседовала с десятью бабушками и выяснилось, что они помнят только по одной – две пестушки или потешки. Это они связывают с тем, что внучата уже выросли, да и дети живут не с ними, поэтому внуков и правнуков видят редко. Некоторые потешки и пестушки повторялись, поэтому в моей работе не все данные о бабушках, с которыми я беседовала. Одними из самых распространённых являются «Сорока – белобока» и «Ладушки», только меняется имя и некоторые слова. Нина Ильинична Худорожкова 1924 года рождения: Сорока – белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей зазывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Марина Дмитриевна Перминева 1927 года рождения. ******* Сорока – белобока Кашку варила, Деток кормила. Этому дала И этому дала, А этому не дала: Ты за водой не ходил, Дров не носил, Кашки не варил. ( Игра с пальчиками) Екатерина Фёдоровна Фролова 1925 года рождения: 1935 года рождения: Ножки, ножки, Куда вы бежите? В лесок по мошок Избушку мшить, Чтобы не холодно жить. (когда ребёнок учится ходить Тамара Фёдоровна Нелюбина 1945 года рождения: (При этом малыша подкидывают вверх) ******* **** Тра – та – та, тра – та – та! Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Машу – забияку. (При этом качают ребёнка на ноге) Людмила Тимофеевна Худорожкова 1955 года рождения: ******* Тра – та – та, тра – та – та Вышла кошка за кота, За Кота Котовича, За Иван Петровича. (Когда ребёнок начинает ходить) Ольга Викторовна Климова 1963 года рождения: Скок – поскок! Молодой дроздок По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичечка, Невеличечка: Сама с вершок Голова с горшок. (Приговаривают, качая ребёнка на коленях) * Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая: Ножками: топ! Топ! Глазками: хлоп! Хлоп! Кто кашки не ест, Молочка не пьёт, Того забудёт, забудёт. (При этом щекочут ребёнка, изображая пальцами руки рога) Бабушки вспомнили хоть что – то. А что же молодые мамы? Для того чтобы узнать, знают ли потешки и пестушки молодые мамы, я пошла в МДОУ «Никольский детский сад» в то время, когда мамы забирают своих детей и провела опрос. Мною были опрошены 16 мам. Оказалось, что никто из них не знает, что такое пестушки и потешки. После моих пояснений несколько мам предположили, что «это, кажется, что – то про «ладушки» и «про сороку». Три мамы совместными усилиями вспомнили одну потешку: Затем совместными усилиями составили и потешку «Сорока – белобока»: Сорока – белобока Кашку варила, Деток кормила. Этому дала И этому дала, А этому не дала: Ты за водой не ходил, Дров не носил, Кашки не варил. Ещё две мамы, кроме «Ладушек» и «Сороки – белобоки» вспомнили по одной потешке. : Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки горели, Улыбался роток, И кусался зубок. (Когда умывают ребёнка) : Мальчик – пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем дров рубил. С этим братцем щи варил. С этим братцем песню пел. (Игра с пальчиками) Несколько мам пояснили, что у них есть книги с потешками, пестушками, колыбельными песнями. Когда они играют с детьми, то пользуются ими. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, изучив различные источники, я много интересного узнала о потешках и пестушках и пришла к выводу, что, несмотря на то, что с тех пор, как появились потешки, прошло немало лет, до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Народное слово – непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами «бабушкиной педагогики». Многие потешки и пестушки кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость. ЛИТЕРАТУРА 1.В  Книга о русском фольклоре. Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, Ленинград: 194с. 2.В  Кто такие «гуленьки»?//Дошкольное воспитание№ 11. – С.108-114. 3.В  Ожегов русского языка: 51533 слова /Под редакцией , – Государственное издатеьство иностранных и национальных словарей. – Москва: 1953. – 848 с. 4.В  Родничок. Книга для чтения детям 4 – 5 лет. – Тула: изд-во «Арктоус», 1994. – 207 с., ил. 5.В  Русское народное поэтическое творчество / Под ред. .— Москва: 1978.— С. 138. 6.В  Русский фольклор /Сост. и примеч. В. Аникина. – Москва: Худож. лит., 1986. – 367 с. 7.В  http://*****/kidfun/poteshki0.php

Подпишитесь на рассылку:

  • Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике
  • Жанр путешествия в русской литературе 18-19 веков
  • Жанр научной статьи в лингвистическом и инженерном дискурсе (на материале русскоязычных текстов)
  • Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра»
  • Проблемно-аналитическая журналистика. Художественно-публицистические жанры произведения для самостоятельного анализа. Тексты лекций
  • Интервью – как один из ведущих жанров журналистики. Конспект занятия
  • Жанры в журналистике. Информационные и аналитические жанры
  • Музыкальные жанры
  • Малые жанры народного творчества
  • Типы, жанры и формы уроков

Смотрите полные списки: Профессии

  • Физик
  • Философ
  • Филолог
  • Химик
  • Биохимик
  • Эколог
  • Энтомолог

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Строительство

Наука

Бизнес

Русский язык

Музыка

Литература

Культура

Филология

Аналитика

18 марта 2013 image

Сейчас малышей уже с самых первых дней воспитывают, развивают и обучают, а раньше – пестовали. Пестовать – это значит нянчить, холить, носить на руках.

Уже давно известно, что в первый год жизни малыш больше нуждается в теплоте и ласке. А пестование – это как раз и есть передача маминой любви и нежности ребенку. Пестование – это настройка детского организма на здоровую волну, первые уроки родной речи, закладка его физического и умственного роста.

  Мамины пестушки, пропитанные народной мудростью, передавались из поколения в поколение и дошли до наших времен. Вы все их хорошо знаете: «Ладушки», «Сорока-белобока». Если Вы, ухаживая за ребенком, ласково напеваете ему ритмичную пестушку, то между вами осуществляется эмоционально-тактильный контакт. Слыша пестушку, ребенок настраивается на приятную радостную волну. Пестушка – это еще как бы и заговор на здоровье, силу и счастье.

Когда малыш просыпается и потягивается, погладьте его, приговаривая:

Потягуси, потягуси, Пролетали низко гуси, Потягуси, потягушечки, Перья мягкие в подушечке, Эти перья-потягушеньки Подарили гуси Мишеньке. Потягушечки, потянись, Поскорей, скорей проснись. Тянись, тянись, маленький. Тянись, тянись, хорошенький, Вырастешь большой.

Когда малыш умывается или купается:

Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки. С гоголя – вода, С младенца – худоба Укатись вся.

Когда малыш кушает:

Когда ребенок агукает или гулит:

Когда ребенок плачет:

Ты, Катюшечка, не плачь, Я куплю тебе калач, На шею повешу, А потом утешу.

Когда ребенок учится ходить:

 Уходи с дороги кот, Наша Танечка идет. Топ-топ, топ-топ, Наша Танечка идет, Ни за что не упадет. Топ-топ, топ-топ, Вот какая Танечка. Наша Катя маленька, Катенька удаленька Пройди, Катя, по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий