Паровозики. Учимся читать по слогам [2009, Развивающие и обучающие игры для детей]

Не всем детям легко удается научиться читать. Почему так происходит? Дело в том, что научение чтению зависит от степени полноценности развития нервной системы ребенка, его высших психических функций, которые формируются в процессе взросления самого малыша.

Часто встречающимся явлением сейчас можно наблюдать множество деток, которые еще в 2 — 3 года легко выучивают все буквы, но соединять их в слоги, т.е. перейти на слоговое чтение,  у них никак не получается лет до 6, поскольку нужные для этого доли мозга еще не созрели. Соответственно, у обеспокоенных родителей возникает закономерный вопрос: «Как научить ребенка читать по слогам?» А многие хотят это сделать самостоятельно, но не знают, с чего начать.  В данной статье мы представим вашему вниманию игры в обучении чтению, различные игры со слогами, которые вам очень помогут и практически снимут проблему под названием: «Как научить ребенка читать».

Очень хорошо совмещать обучение чтению с регулярным массажем всего тела малыша с активизацией биологически активных точек (лучше 1 курс хотя бы раз в 2 месяца), для нормализации кровоснабжения мозга.

Учим буквы

Прежде всего, необходимо сделать так, чтобы ребенок полюбил буквы, чтобы ему было интересно с ними играть. Купите в детском магазине и прикрепите буквы на холодильник. Малышам интересно, особенно, когда мама на кухне, находиться рядом с вами, играя с буквами, передвигая их в разные стороны по холодильнику, составляя причудливые конструкции.

Удобство такого метода заключается в том, что по ходу приготовления пищи, вы рассказываете своему чаду, как называются буквы, вплетая обучение в фантастическую историю о королевстве букв, где у каждой есть свое имя и функции в государстве. Словом, все зависит от полета вашей мысли…

Изучать буквы увлекательно и полезно в городе Буквоград. Это проверено и моим сыном и десятками других детишек.

Соединяем буквы в слоги

После того, как ребенок выучит названия букв, расскажите ему, что жители королевства очень любят ходить к друг другу в гости, и если буква «Д» пришла в гости к «А», то они вместе поют песенку «ДААААА» и т.д. Очень хорошо к процессу такого игрового обучения подключить ритмичную детскую мелодию, под которую удобно пропевать слоги. Именно пропевание дает наилучший результат в процессе научения чтению по слогам. Мы делаем акцент именно на слоговом чтении, потому что, если малыш научится объединять буквы в слог, то это даст первый мощный толчок к овладению всем процессом, к которому мы все так стремимся.

Самые простые гласные, с которых нужно начинать обучение  — это «А», «И», «Э», «О», «У», «Ы». Берем букву «А» и начинаем соединять ее со всеми согласными: «ТА», «ДА», «НА», «РА» и так далее. Потом берем следующую гласную и осваиваем все по очереди.

image

А вот и некоторые очень эффективные игры, в которые можно играть с детками уже 4-х летнего возраста. Они могут стать благоприятной платформой для развития навыков скорочтения в дальнейшем.

Веселые путешественники

Что понадобится: кусочки плотной бумаги с изображением красочных букв-человечков с ножками, ручками и в одежде.

Как играть: по аналогии с магнитной азбукой на холодильнике, придумываем сказки о похождениях разных жителей страны Букварии, которые ходят в гости друг к другу.  Например, отправилась буква «С» в гости к букве «И», а по дороге она встречала других своих друзей: «О», «У», «Ы» и т.д., и они всегда при встрече пели песни «СООО», «СУУУУ», «НЫЫЫ» и танцевали. Замечательно, если ребенок сможет повторить всю историю и вспомнит, что именно пели буквы, встретившись по пути друг с другом.

image

Подобным образом следует поиграть со всеми согласными алфавита. Истории путешествий могут самыми разными от «отправились в путешествие к морскому побережью» до «пошли в магазин за продуктами».

Цель игры: научение складыванию букв в слоги, запоминание их.

Бабочки и жучки

Что понадобится: большие цветы, вырезанные из плотной бумаги разного цвета и написать на них слоги «БА, БУ, БЫ, БИ, БЕ, БО» и т.д. (за одну игру можно использовать только одну согласную), атрибуты бабочки (крылышки, если вы играете с девочкой), атрибуты жучка или самолетика (если вы играете с мальчиком).

Как играть: раскладываем на полу цветы, рядом ставим «жучка» или «бабочку» и командуем «Внимание! Бабочка Элина идет на посадку на цветок «БУ», «посадка успешно совершена на цветок «БУ». Затем вам нужно поручить вашей «бабочке» или «жучку» самостоятельно командовать, превратившись в диспетчера. А вы, послушный «самолетик» можете идти на посадку на разложенные цветы с написанными на них слогами. Вам следует специально ошибаться, выбирать не тот аэродром, и малыш сам будет замечать ваши ошибки делать вам замечания, исправляя их, проговаривая и запоминая нужные слоги.

Цель игры: научение складыванию букв в слоги, запоминание их.

Сладкоежки в магазине

Что понадобится: пирожные, вырезанные из кусочков плотной цветной бумаги, на которых написаны слоги «БО, ТО, НО, ВО» и т.д. (20 слогов и не более в одну игру), красочные буквы-человечки из картона или пластика.

Как играть: пирожные продаются в детском магазине, а буквы алфавита  хотят их купить. Буква может купить только те пирожные, в состав которых она входит. Например, пирожное «ТО» может быть продано только буквам «Т» и «Е». Если буква возмущается, что ей не продают понравившееся пирожное, то малыш должен объяснить, почему его не продают, и какую именно сладость может получить данная буква.

Цель игры: научение складыванию букв в слоги, запоминание их.

Веселый магазинчик.

Что понадобится: игрушечные предметы и продукты, которые будут продаваться. На товаре нужно написать его название, разделенное на слоги: «ба-нан», «ка-ша», «ди-ван»(предметы должны читаться так, как написаны, слово «корова» не подойдет, т.к. слышится «кАрова») и т.д. Вырезанные из картона прямоугольнички денежных купюр, вместо цифры на которых написаны первые слоги названий продаваемого товара: «БА», «ВА», «ДИ» и т.д.

Как играть: малыш-покупатель может купить товар в вашем магазине только в том случае, если он верно произнесет первый слог нужного товара и расплатится соответствующими ему деньгами.

Цель игры: научение чтению слогов, определению их места в слове.

Веселые кубики.

Что понадобится: игрушечные кубики (5 штук, не более) с изображением разных слогов со всех сторон, либо можно самостоятельно наклеить на кубики кусочки бумаги, на которые пишем слоги. Один кубик нужно оформить слогами с одной и той же согласной: «НО», «НУ», «НЫ», «НИ»  т.д.

Как играть: в эту игру лучше играть с малышами от 5 лет. Ребенку следует научить его игрушку (небольшого размера, чтобы она могла стоять на кубиках) читать слоги. Взрослый называет слог, а малыш показывает его выбранной игрушке. Впоследствии ребенок может сам выбирать слоги и рассказывать о них своим игрушкам.

Цель игры: научение чтению слогов, нахождению их на слух.

Волшебное лото.

Что понадобится: альбомные листы, линейка, карандаши, разного рода картинки, распечатанные из интернета.

Как играть: бумага делится на 8 прямоугольников одного размера с одним, написанным слогом на них слогом: «БА», «БУ», «БИ», «БЕ» и т.д. В игре необходимо к каждому слогу подобрать несколько соответствующих  картинок. Например, «ЛО» — лошадь, лодочка, ложка. Малышу необходимо произнести вслух слог и положить на него картинку.

Цель игры: научение чтению слогов, подборке слов к слогу.

Как вариант, можно использовать вот такое самодельное слоговое лото. Оно учит и читать, и запоминать написанное, и разделять слова и слоги.

Волшебные предлоги.

Что понадобится: тарелка из картона одноразового использования, фломастер, линейка, игральный кубик с разным количеством точек.

Как играть: берем все доступные в русском языке предлоги (ведь они состоят из одного слога или одной буквы). Делим картонную тарелку на 8 равных секторов и вписываем фломастером туда предлоги: по, за, от, на, над, к, в, под. Бросаем кубик внутри тарелки. Берем предлог того сектора, куда попал кубик, и составляем предложение с этим предлогом.

Цель игры: научение чтению слогов, усвоению предлогов и их роли в связке слов в предложении.

Любимое домино.

Что понадобится: светлая плотная бумага или картон, ножницы, линейка, картинки с изображением предметов, взятые из интернета (картинок нужно очень много, чтобы игра была как можно интереснее, картинки должны начинаться на слоги  РА, МА, ГО и т.д., т.е. любая согласная, после которой следует любая гласная буква). Выбирать следует только часто встречающиеся в словах слоги, чтобы не испытывать затруднений в ходе игры, пытаясь подобрать редкое слово к слогу.

Как играть: разрезать бумагу на прямоугольники любого размера в виде домино, разделить их на 2 равные части (найденные картинки должны быть по размеру половинки прямоугольника). На одной половинке прямоугольника следует нанести слоги, а на другую –  прикрепить картинку, первые буквы в названии которой соответствуют написанному слогу на той же карточке.  Каждый игрок получает по 8 картонных прямоугольников (домино), а остальные складываем в одну колоду и кладем рядом. Выкладываем карточки на стол таким образом, чтобы начало названия картинки совпадало с написанным слогом на уже выложенной на стол карточке. Если у одного из игроков подходящая карточка отсутствует, то ее следует взять из общей стопки карточек. Победу одержит  тот, кто быстрее выложит на игровое пространство все свои карточки.

Цель игры: научение чтению слогов и подбора их к слову.

Отличной мини-игрой может стать и слоговое пение! В этом видео оно показано наглядно. Осталось только запомнить и… спеть.

Еще про чтение смотрите и читайте:

Эффективные и простые методики обучения чтению

Игры развивающие память и навыки чтения

Скорочтение — зачем и как?

Игры на развитие внимания у ребенка

Обучение чтению ребенка в домашних условиях – не только  занимательно, но и полезно, поскольку оно сплачивает семью  и позволяет наладить доверительные отношения между всеми ее членами, конечно, при условии, если игры-занятия будут проводиться без принуждения в легкой, шуточной атмосфере доброжелательности. Успехов вам!

С уважением,

Марина Таланина и Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале “Мастерская на радуге”

Когда учить ребёнка читать

Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако педиатры не рекомендуют спешить и советуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, могут грамотно составлять предложения и выговаривать слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как научить ребёнка читать, уже накануне школы.

Как понять, готов ли ребёнок учиться читать

Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Владеет ли ребёнок понятиями «справа–слева», «большой–маленький», «внутри–снаружи»?
  • Может ли обобщать предметы по этим признакам?
  • Различает ли схожие и несхожие формы?
  • Способен ли удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? 
  • Правильно ли строит фразы? 
  • Чётко ли выговаривает слова?
  • Может ли пересказать историю, услышанную или произошедшую с ним?
  • Умеет ли формулировать свои ощущения и впечатления?
  • Способен ли предугадать концовку простой истории?
  • Удаётся ли ему участвовать в диалоге?
  • Умеет ли он слушать, не перебивая?
  • Может ли он рифмовать слова?
  • Привлекают ли его внимание буквы?
  • Возникает ли у ребёнка желания самостоятельно рассматривать книгу?

Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

Как научить ребёнка читать по слогам

Учить ребёнка чтению по слогам следует поэтапно. Вначале объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Произносите их с ребёнком — он должен понять, чем они отличаются. Буквы и звуки можно учить во время прогулки: обращайте внимание ребёнка на буквы на вывесках и объявлениях, и вскоре он научится узнавать их. 

Когда ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению простых слов — «мама», «папа». Затем переходите к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.

Далее переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова. Когда он освоится, переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.

Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы минимальными навыками чтения, устного счёта и письма. Чтобы проверить готовность ребёнка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий  специальной подготовки.

Упражнения для обучения чтению

В интернете можно найти много упражнений, которые помогают детям научиться читать, их можно распечатать и сразу начать заниматься. Начните с упражнений, обучающих узнавать буквы и отличать правильное написание от неправильного.  

Когда ребёнок освоится с буквами, переходите к упражнениям на слоги. Например, таким: 

Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают логическое мышление:

Постепенно переходите к упражнениям, где требуется не только правильно прочитать, но и написать слова:

Одни из самых сложных и занимательных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Резюме

  • Обучение детей чтению лучше начинать с запоминания букв. Важно, чтобы ребёнок мог не задумываясь узнавать и называть их.
  • На ранних этапах произносите согласные буквы так, как они читаются в словах: не [эм], [эл], [дэ], а [м], [л], [д] — так ребёнку будет проще сориентироваться.
  • Лепите буквы из пластилина, рисуйте и раскрашивайте, купите азбуку с озвучкой — задействуйте все каналы восприятия ребёнка.
  • Постепенно соединяйте буквы в слоги, а затем в слова. Играйте в перестановку букв и слогов, позвольте ребёнку экспериментировать.
  • Учите с ребёнком стишки про буквы алфавита, рассматривайте букварь, используйте карточки с буквами и картинками. Благодаря иллюстрациям ребёнок сможет быстрее запоминать символы.
  • Распределяйте нагрузку: лучше заниматься по пятнадцать минут в день, чем по часу два раза в неделю. Чередуйте развлекательные и серьёзные задания.
  • Можно развесить по предметам в комнате ребёнка таблички с их названиями — ребёнок быстро научится узнавать их в текстах.
  • Регулярно читайте ребёнку вслух и постепенно приобщайте к самостоятельному чтению. Каждый вечер предлагайте самостоятельно прочесть хотя бы несколько строк из хорошо знакомой книжки.
  • Подавайте пример. Чтобы ребёнок захотел научиться читать, он должен регулярно видеть вас с книгой.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить читать дошкольника. Даже если ваш ребёнок только осваивает науку чтения, в начальной школе «Фоксфорда» он сможет усовершенствовать свои навыки.

Добавить сайт в закладки

  • Обучение чтению
  • Обучение математике
  • Развивающие игры
  • Подготовка к школе
  • Полезные статьи
  • Мнение автора сайта
  • Реклама на сайте
  • *МАГАЗИН*
  • Контакты
  • Правообладателям
  • Поддержать проект

 — Обучение чтению — Статьи

Поиск по сайту:

 Подписывайтесь на нашу группу vkontakte, чтобы следить за новостями. >>>

Новости нашей группы вконтакте:

Выберите статью из раздела

Таблицы для обучения чтению:

  • Слоги слияния: справочные таблицы для всех согласных >>>
  • Таблицы для обучения чтению (3-х буквенные слоги и слова), часть 1 >>>
  • Таблицы для обучения чтению (3-х, 4-х буквенные слова), часть 2 >>>
  • Как помочь ребенку запомнить буквы (+таблица ассоциаций) >>>
  • Таблицы для обучения чтению Короткие слова с буквой А >>>
  • 5 таблиц для обучения чтению (для распечатки) и упражнение. Осваиваем О и закрепляем А >>>

Статьи сборника заданий “Домашний репетитор”:

  • Слоги-слияния: полная таблица + комментарии (ВАЖНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ!) («Домашний репетитор») >>>

  • Обратные слоги: коррекция ошибок при чтении (+ таблицы для чтения) («Домашний репетитор») >>>.

  • Мягкий и твердые знаки (Ь и Ъ). Задания для тренинга чтения. («Домашний репетитор») >>>

  • Гласные Э и Е. Упражнения для дошкольников («Домашний репетитор») >>>.

  • О преодолении трудностей в чтении двух рядом стоящих согласных в одном слоге. Тренинг чтения, специальные упражнения («Домашний репетитор») >>>

  • Буква Ё. Две проблемы одной буквы. Упражнения для дошкольников («Домашний репетитор») >>>

  • Буква Я для дошкольников. Чтение буквы, как научить читать (цикл «Домашний репетитор») >>>

  • Чтение трудных слов. Что трудно читать ребенку (цикл «Домашний репетитор») >>>

  • Буква Ю для дошкольников («Домашний репетитор») >>>

  • Буква Ъ (твердый знак). Задания для дошкольников («Домашний репетитор») >>>

  • Буква Ы. Слова для чтения и развивающие задания (Рифмы-помощницы и Лестницы подсказок. «Домашний репетитор») >>>

  • Буква У: задания для чтения и игра «Рифмы-помощницы» («Домашний репетитор») >>>

  • Как объяснить ребенку ударения в словах («Домашний репетитор») >>>

Разные статьи:

  • Ударение: тесты-упражнения. >>>

  • Обучение чтению коротких слов (трехбуквенные слова): Мини-тексты >>>

ВСЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА “ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ” >>>   

На сайте также представлена обучающая игра-репетитор в трех частях «Прочитай-ка! Угадай-ка!» . Разделы сайта: -Статьи по обучению детей чтению >>> -Статьи по обучению детей математике >>> -Подготовка детей к школе >>> -Развивающие игры для детей >>> -Мнение автора сайта по вопросам обучения >>> -Полезные статьи >>> -Интернет-магазин >>>

Поделиться с друзьями:

Наверняка большинство из вас стремится научить свое чадо читать еще до школы.  Учитываете ли вы при этом пожелания самого малыша? Если нет – это одна из ваших ошибок. Для эффективной учебы нужно, чтобы у ребенка проявился интерес и желание к данному занятию. Хочу, исходя из личного опыта, рассказать о том, с чего начать, как учить и каких ошибок нужно избегать, обучая ребенка чтению.  Итак, учимся читать? Игры для обучения чтению зачастую могут быть даже более эффективны, чем методики раннего обучения чтению. Например, методика Глена Домана, или кубики Зайцева. Хотите во всем разобраться и сделать процесс более эффективным?  Тогда поехали!

Подготовка к обучению чтению

Начинать нужно с простого. Первое время читайте ему сами. Это поможет выработать у крохи интерес к чтению, стремление уметь делать это самому. Обязательно подавайте малышу пример. Книг должно быть много и ребенку непременно нужно видеть вас за чтением.

Чрезвычайно важно для карапуза иметь собственные книги. Не жалейте денег на покупку детской литературы. У малыша должно быть много книжек, желательно больших и с яркими картинками. Отведите для него специальный уголок, куда можно будет поставить книжный стеллаж или повесить полку. Малышу нужна своя личная библиотека. Имея свои книжки, но, еще не научившись читать, ребенок будет пытаться подражать вам. Для этой цели поставьте детское кресло. Тогда кроха сможет, как взрослый, сесть и углубиться в «чтение».

Учимся читать. Алфавит

Желание выработали, переходим к процессу.

У малышей не существует понятия учиться. Есть только игра и сон. Делаем выводы – учиться надо играючи. Игры могут быть с буквами, в буквы и про буквы. Есть множество методик для обучения чтению. Я бы советовала не руководствоваться какой-либо одной, а ознакомиться с несколькими и взять из них только то, что подойдет именно вашему ребенку. Самое полезное, что вы можете почерпнуть из них – обучающие игры. Главное, не совершайте еще одной ошибки – «учеба по методике». Проявите личный интерес к выбранной игре и играйте вместе с вашим малышом.

С чего же собственно нужно начинать? Естественно, с алфавита.

Прежде всего, напечатайте (можно и нарисовать) коротенькие словосочетания на больших листах. Буквы в словах нужно сделать разного цвета: согласные – черные, гласные – желтые, «ъ», «ь»  и «й», ? зеленые. Листы повесьте на видном месте. Разноцветные буквы заинтересуют малыша, и он начнет вас расспрашивать, где какая буква. Изготовьте  достаточное количество фраз с упоминанием всех букв алфавита. Если написание прописных и строчных букв отличается, то обязательно сделайте словосочетания для обоих случаев.

ВАЖНО! Рисуйте только буквы без рисунков! Почему? Об этом немного позже.

Расскажу вам про игры, в которые играла вместе со своей дочкой.

Учимся читать. Игры для обучения чтению

Первая игра для обучения чтению. Назовем ее «Запомни букву».

Вначале сделайте заготовки. Нарисуйте карточки с буквами алфавита. Процесс: выкладываете 3 карточки (можно больше, но лучше начинать с 3-х и постепенно увеличивать число) и называете каждую букву. Предлагаете своему крохе запомнить их. Дальше, даете ребенку задание. Например: «Сейчас ты отвернешься, а я уберу одну карточку, а ты скажешь, какой буквы не хватает».

Игра эта не только поможет выучить алфавит, но и послужит отличной тренировкой памяти.

Советую вам играть по очереди. Раз малыш угадывает, а раз – вы. Так игра для него будет намного интереснее. Угадывая сами, иногда «ошибайтесь», подыгрывайте ребенку. Когда он правильно называет – обязательно хвалите.

Всегда нужно говорить своему карапузу, какой он умный, наблюдательный, внимательный и прочие хорошие слова. Это стимулирует его интерес и стремление добиться еще лучших результатов в игре.

Уже готовые карточки из предыдущей игры послужат вам и для следующей.

 Вторая игра для обучения чтению. «Назови букву».

Игра похожа на первую, но принцип немножко другой. Говорим: «Сможешь ли ты назвать букву, которую я сейчас покажу. Она ОЧЕНЬ сложная!»  ?  и показываете ребенку карточку. С первой игры вы уже знаете, какие буквы малыш знает хорошо, а какие для него еще трудны. Поэтому вначале показываете те, которые он уже хорошо знает. Чередуйте выученные буквы со сложными. Обязательно помогайте ему, если он не справляется. Но делать это надо не навязчиво, а так, будто он САМ вспомнил.

Вновь тот же совет – играйте по очереди: раз вы загадывает, а раз – малыш. Чтобы ему было интереснее и веселее, делайте умное и задумчивое лицо, когда «пытаетесь» угадать букву. В «особо сложных» случаях, просите у него совета  или у других домочадцев.  Чаще проигрывайте, чтобы ребенок думал, что знает уже больше вас.

Третья игра. «Найди букву».

 Из готовой стопки карточек вынимаете одну, показываете, называете (или малыш сам называет, если уже знает эту букву) и предлагаете найти такую же в его собственной БОЛЬШОЙ и СУПЕРИНТЕРЕСНОЙ книжке. Еще лучше, если вы одновременно с ним ищете, но ребенок, ЕСТЕСТВЕННО, находит первым.

Читаем по слогам

Буквы выучили, переходим к чтению по слогам. Опять используем игры как наиболее интересный и эффективный инструмент.

Первая игра. «Маленькие слова».

Придумываете  вопросы или истории, ответ на которые состоит из двух букв.

— Что нужно кричать в лесу, если заблудишься? — Ау

— Как мычит коровка? — Му

Малыш сообразит, что только из 2-х буковок можно уже составить маленькое слово. Скажите ему, что он уже немножко умеет читать и это подстегнет его азарт к учебе.

Вторая. «Сложи слог».

Она похожа на те, в которые вы играли, изучая алфавит. Но здесь показываете по очереди две буквы, объединяете в слог и предлагаете ребенку прочесть. Можно разнообразить игру, предложив карапузу придумать интересные истории про буквы. Например: где (почему? как? зачем?) «м» нашла «а». Как потом будет называться их семья?

Третья. «Буквы-подружки».

Сочиняете рассказ о 3-х (2-х) подружках:  «с», «т», «р» (ваш вариант). Предлагаете малышу поискать в книжке (СВОЕЙ!) слова, где они все вместе. Например: страшилка, странник, страница, стрелец и т. д.

В какую бы игру вы не играли, не принуждайте ребенка, если интерес к этому занятию пропал. Только имея желание, он сможет научиться читать. А чтобы желание было, придумывайте новые игры, беря за основу вышеперечисленные. Можно предложить крохе самому придумать игру. В общем, приложите фантазию.

Учимся читать слова

К данному этапу приступаем, только когда чтение по слогам не представляет для вашего малыша никаких трудностей. Начинайте с простеньких слов из 3-х букв. Дальше усложняйте задание, увеличивая число букв. Предлагайте  ребенку на прогулке читать вывески и рекламу. ОБЯЗАТЕЛЬНО хвалите его, поощряйте, пусть у малютки закрепиться мысль, что он самый сообразительный и умный.

Ни в коем случае не торопите своего малыша. Пусть лучше он дольше читает только короткие слова, но зато у него сохраниться любовь к чтению.

ВАЖНО!

Не называйте буквы так, как учит азбука – бэ, вэ, эс и пр.  Говорите ТОЛЬКО звук – б, в, с… Гласные произносите коротко и четко. Иначе потом у ребенка будут сложности с чтением. Вы ведь хотите, чтобы малыш читал «м-а-м-а», а не «эм-ааа-эм-ааа».

Почему нельзя использовать картинки к буквам?

Используя такой алфавит, вы осложните малышу чтение. Все очень просто. Изучая букву, возле которой находится картинка,  малыш ассоциирует изображение с буквой. Вроде то, что и нужно. НО!

Первое! Что если, например, вместо мяча (буква «М») малыш видит шар? Или «А», на которую практически всегда рисуют арбуз (чаще даже не целый, а дольку)? Как вы объясните, что это именно «АРБУЗ», а не «КУСОК» или «ДОЛЬКА»? Ведь это совсем другая буква. Ведь многие ребятишки очень часто имеют свой особый взгляд на вещи. Вы можете быть уверены, что ваш ребенок на картинке видит именно нужный предмет? Что если «Ш» у него ассоциируется со словом «МЯЧ», или наоборот? Ошибки при чтении ему наверняка обеспечены.

Второе! Вы сделаете медвежью услугу ребенку, так как каждый раз при чтении ему придется проделывать трудную умственную работу. А то, как же! Если кроха выучит буквы при помощи изображений, каждый раз ему придется в голове к КАЖДОЙ букве подбирать образ. Потом, произнеся про себя слово к картинке, выделять нужный звук. В конце, нужно все выделенные звуки объединить в слово. И т. д. и т. п.   Представили себе эту титаническую работу мозга? Бедный малыш! После подобного «чтения» он устанет, как прилежный студент после сессии. А возможен вариант, что ему вообще перехочется читать.  И оно вам надо?

Эпилог. Читаем по слогам, и не только

В завершение, хочу вспомнить о самых современных способах обучения. Я думаю, вы догадываетесь, о чем речь? Конечно же, о компьютерных играх. Несомненно, сидеть за компьютером вредно, но таково уж наше время. Существует огромное количество обучающих игр. Главное помните! Не предлагайте ребенку игру, в которой буквы сопоставляются с картинками.

А так, дерзайте! Все в ваших руках! 

Доман 2013-10-25

image2154

В среднем дети начинают читать по слогам в 5-6 лет. Умение читать необходимо для будущих первоклассников. В дошкольной образовательной программе обучение слоговому чтению является обязательным.

Дошкольники обучаются через игровую деятельность. Именно в ней они наиболее гармонично развиваются и учатся. Пособия для детей дошкольного возраста соответствуют их особенностям. Книги имеют яркие иллюстрации и крупный шрифт. При правильно организованных занятиях дети с удовольствием учатся читать, писать и считать.

Содержание

Чтение слов и слогов в игровой форме

Чтению слов по слогам нужно обучать в игровой форме, потому что дети ещё не могут читать целые тексты и получать удовольствие от интересного чтения.

Понимание и осмысление прочитанного приходит только после автоматизации навыка чтения. Просто читать слоги и слова ребёнку вскоре наскучит. Он начнёт отвлекаться и отлынивать от занятий. Чтобы этого не произошло, необходимо поддерживать интерес разнообразными игровыми заданиями, в которых требуется читать слоги и слова.

Для дошкольника есть большая разница между заданием прочитать ряд слов и заданием прочитать эти же слова любимой игрушке, поскольку она-то читать не умеет. Смыcл задания не изменился – поменялась подача. В арсенале современных родителей есть огромное количество пособий и Интернет, где можно почерпнуть массу идей для занятий с детьми.

Обучение чтению должно приносить радость. Обязательно нужно хвалить малыша за успехи. В этом возрасте дети очень ценят обратную связь, им нравится радовать родителей и других авторитетных для них взрослых.

Игры со словами и слогами

Выбери слог. Понадобятся карточки с рисунками и слова, разрезанные на слоги. Под каждой картинкой выкладывается первый слог. Ребёнок должен подобрать второй слог.

Задание способствует умению осмысливать прочитанное.

Игра в слова. На листе бумаги нужно написать распространенный слог (БА, МА, МО и т. д.). Задача – придумать как можно больше слов, которые начинаются с этого слога.

Более сложная вариация игры – придумывать слова, в которых этот слог встречается. Он может быть не только в начале, но и в конце, и в середине слова.

Паровоз. Взрослый предлагает любое слово и пишет его на бумаге. Ребёнок должен придумать слово, чтобы его начало совпадало с концом предыдущего. Игра заканчивается, когда играющий не может придумать своё слово.

Это хорошее занятие для поездок и очередей. Можно играть нескольким детям.

Игра со слогами на тренировку памяти. Взрослый показывает малышу слог, он его читает. Потом предлагается ряд слогов, среди которых малыш должен найти тот, который ему показали.

Эту же игру можно проводить со словами, когда ребёнок научится читать по слогам.

Составь слова. Нужно заготовить много карточек со слогами и сложить их в непрозрачный пакет. Лучше играть вдвоём или группой. Игроки вытаскивают равное количество слогов. Нужно составить из них слова. Выигрывает тот, кто больше составит слов из доставшихся слогов.

Вариант задания – предложить составить самое длинное слово.

Игра с мячом.

Можно играть на свежем воздухе. Взрослый называет начало слова и бросает мяч ребёнку. Малыш должен назвать вторую часть и бросить мяч обратно.

Картинки и слова. В одном столбике написаны слова, в другом – картинки, соответствующие словам, но вразброс. Нужно соединить линиями слова и картинки.

Закончи предложение. Ребёнку даются незаконченные предложения. Слова, которые нужно вставить, написаны отдельно. Можно заготовить их на карточках, чтобы была возможность вставить их прямо в предложение.

Примеры:

– Мама варит …

– Ребёнок коровы называется…

– Папа подарил Феде…

Для хорошо читающих детей можно предложить предложения с ошибками, которые нужно исправить. Слова расставлены в предложения в неправильном порядке, дошкольник должен вернуть каждое слово в своё предложение.

Искалки. Взрослый заранее прячет по дому несколько записок с указаниями, где искать следующую. Нужно исходить из уровня владения чтением. Для детей, недавно научившихся читать, можно писать кратко: В«под столомВ», В«на окнеВ» и т. д.

Если малыш уже хорошо умеет читать, инструкции можно усложнить. В конце игры ребёнок находит подарок.

Подбор тематических слов. Нужно выбрать две темы – например, овощи и фрукты. Названия овощей и фруктов разделены на слоги. Малышу нужно не только составить из слогов слова, но и поместить их под определённую категорию.

Игра не только тренирует навык слияния слогов в слова, но и расширяет кругозор.

Поиск слогов. На картинке со множеством персонажей нужно замаскировать слоги. Ребёнку нужно их найти и прочитать. Также можно прятать слова. Есть готовые задания на поиск букв и слогов.

Это задание можно сделать своими руками, вписав слоги на картинку самостоятельно.

Лото. Это увлекательная игра для всей семьи. Можно подобрать лото с буквами или слогами. Игра устроена как обычное лото, только на карточках не числа, а буквенный материал.

Имена. Понадобятся изображения девочки и мальчика, которым нужно подобрать соответствующие имена. Можно присоединять имена линиями, если они написаны на бумаге, а можно выкладывать рядом, если они вырезаны на карточках.

Магазин. Игра знакомит ребёнка с окружающим миром и тренирует навык осмысленного чтения. На карточках написаны товары из категории В«едаВ», В«бытовая химияВ», В«одеждаВ» и т. д. Малышу предлагается побыть продавцом и разнести товары по отделам.

Слова на карточках должны быть без картинок. Иначе ребёнок будет догадываться по изображению, а не читать.

В«Говорящие слогиВ»

В«Говорящие слогиВ» – это пособие для обучения чтению. Оно представляет собой плакат. На любой слог можно нажать – и он будет озвучен.

Как использовать В«Говорящие слогиВ»

1. Взрослый показывает картинку. Ребёнок должен назвать её, потом найти слог, с которого начинается слово.

2. С помощью пособия можно тренироваться в написании слогов. Взрослый нажимает слог за спиной у малыша, а тот должен его записать.

3. Загадки. Взрослый загадывает загадки и нажимает слог, с которого начинается ответ.

4. Составление слов. Ребёнку предлагается картинка. Он называет слово, делит его на слоги, затем последовательно нажимает их.

Предлагать надо интересные для малыша слова. Задание озвучить своё имя или имена друзей и близких доставит малышу немало удовольствия.

5. Взрослый последовательно нажимает слоги, составляющие слово. Ребёнок должен назвать слово полностью. Задание хорошо тренирует фонематический слух.

6. Можно искать слоги с определённой буквой. Так малыш закрепит знания о буквах и потренируется в чтении слогов.

Самодельная книжка для чтения

Для её изготовления понадобится тетрадь или альбом для рисования. Страницы нужно разрезать поперёк так, чтобы переплёт сохранился. Странички каждой части можно будет отдельно перелистывать. Затем нужно подобрать двухсложные слова. В первой части надо написать начальные слоги слов. Во второй части – оставшиеся слоги, но вперемешку. Листая страницы, можно подбирать пары слогам так, чтобы получались слова. Детям понравится работать с таким несложным пособием.

Можно сделать несколько книжек с разным количеством слогов. Подбирая слова, надо выбрать несколько слов с разным окончанием, но с одинаковым началом (КОСА-КОНИ-КОТЫ). Так ребёнок поймет, что с одним и тем же слогом можно составить совершенно разные по смыслу слова.

Когда ребенок освоит чтение слов по слогам, можно переходить на следующий этап – чтение предложений, а потом и текстов.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:
Текст прошел проверку у экспертов Татьяна Германовна логопед, педагог по ментальной арифметике Посмотреть »–> Марина Алексеевна педагог по коррекции почерка Посмотреть »–> Галина Сергеевна педагог по подготовке к школе Посмотреть »–> Ирина Михайловна методист образовательного холдинга «ИнПро» Посмотреть »–>

Блок ВАЖНО: На майские выходные многие семьи вместе с детьми отправятся на дачи и на пикники. Чтобы дети не пострадали от укусов клещей, советуем придерживаться этих правил. Малыш еще не научился толком говорить, но уже всеми силами старается показать маме и папе, как любит их. Пусть некоторые проявления любви больше похожи на капризы и шалости, все равно не стоит ругать ребенка, когда он. Пусть некоторые проявления любви больше похожи на капризы и шалости, все равно не стоит ругать ребенка, когда он.

Заголовок колонки 1 Заголовок колонки 2 Заголовок колонки 3
Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1
Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1
Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1 Содержание таблицы колонка 1_1

–> Сейчас в текущем разделе «Чтение по слогам» также читают Просмотров: 2637 Учим слоги Просмотров: 2318 Простые слова для чтения по слогам Просмотров: 1623 Обучение чтению по методике Зайцева Просмотров: 2534 Обучение чтению по слогам

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий