От чего зависит речевое развитие детей?

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

В настоящее время количество детей с недостатками речевого развития растет. По статистике каждый пятый ребенок нуждается в сопровождении логопеда.

С чем же это связано? К нарушениям речи могут привести самые разнообразные причины, как внутренние (болезни мама, генетические нарушения и т.д.), так и внешние (факторы среды), которых известно более 400 видов. Они могут действовать внутриутробно, в течение родов и до достижения ребенком трех лет, так как в это время идет активное развитие нервной системы, в частности речи.

Есть такой анекдот: мама задает вопрос педиатру: “Моему малышу три месяца, когда его надо начинать воспитывать?” – “Вы опоздали ровно на три месяца!” – ответил врач. Так и речь наших детей воспитывается с момента рождения, и развивается она одинаково независимо от пола. Исследование Института коррекционной педагогики Российской Академии Наук показывает, что девочки чаще начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 месяцев, мальчики – после 1 года 10 месяцев, но это не означает, что мальчики начинают говорить позже.

Сегодня этапы речевого развития определены достаточно точно. Давайте их рассмотрим.

1) Первая голосовая реакция малыша – это крик. Он «включает» работу речевого аппарата. В последующем крик изменяется: начинает принимать разные интонации, это говорит о том, что функция общения начала развиваться.

2) В норме в 2-3 месяца появляется гуление – это произнесение серии тянущихся гласных звуков (А, У, Ы) в сочетании с согласными (Г, К, М). Интересный факт: учеными доказано, что гуление всех детей народов мира практически одинаково. К шести месяцам звуки детей становятся похожи на звуки родного языка.

3) Позже в 6-7 месяцев гуление “перерастает” в лепет – это пары звуков, похожие на слоги (МА, ТА, ПА, БА и т.п.), с помощью них ребенок говорит о своих потребностях. После 8-ми месяцев звуки ненужные в родном языке исчезают и закрепляются новые, которые похожие на родной язык.

4) Конец первого года жизни знаменуется появлением первых слов.

5) Общение при помощи фразы появляется обычно в возрасте от полутора – до двух лет. Предложение состоит из двух-трех слов, которые выражают желания (“папа, дай”, “баба, иди”), передают переживания малыша (“мама, самолет!”, “вот киса”).

6) В три года ребенок превращается в “болтуна”. В этот период значительно увеличивается словарный запас, развивается способность к словотворчеству, т.е. придумыванию новых слов. После трех лет ребенок активно овладевает звукопроизношением, у него интенсивно развивается фонематический слух – это способность различать звуки речи.

7) После четырех лет предложения детей становятся длиннее, а овладение нормальным звукопроизношением в норме завершается к четырем-пяти годам жизни.

При отклонении от указанных возрастных норм требуется консультация специалистов: невролога, логопеда и психолога. Только они могут сказать, есть ли у вашего ребенка задержка в развитии речи, а в случае необходимости, дадут рекомендации по коррекции и профилактике. Детям до трех лет могут поставить диагноз задержка речевого развития (ЗРР). После этого возраста говорят о нарушении развития речи (например, общем недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и т.п.), а не ее задержке. При наличии отставания в речевом развитии нужно начать коррекционную работу со специалистами как можно раньше.

Давайте рассмотрим, какие бывают виды задержки речевого развития.

Задержка речевого развития может быть обусловлена индивидуальными особенностями, а в отдельных случаях является следствием других нарушений, например, нарушений слуха, интеллектуальных нарушений, расстройствах аутистического спектра.

1) Задержка речевого развития при нарушениях слуха. Овладение языком напрямую связано с физическим слухом, его снижение или отсутствие приводит к особенностям развития речи. Ребенок с отсутствием или снижением слуха не воспринимает речь, его крик и гуление без интонаций, монотонны. Гуление не перерастает в лепет, и что самое печальное, у детей иногда не возникает потребности в общении. Уже на первом году жизни развитие речи такого ребенка задерживается, а степень речевой задержки зависит от тяжести нарушений слуха. Без специального обучения у деток с нарушенным слухом полноценная речь не формируется.

2) Задержка речевого развития при интеллектуальных нарушениях. Развитие речи взаимосвязано и с развитием интеллекта. Нарушение в развитии речи ведет к задержке развития мышления и наоборот. Так у детей с интеллектуальным нарушениями присутствует и задержка речевого развития вторичного характера. При сочетании задержки двух сфер: речевой и интеллектуальной, говорят о задержке психоречевого развития (ЗПРР). При рождении такие дети могут ничем особенным не выделяться, однако, гуление и лепет, первые слова и фразы появляются чаще всего в более поздние сроки. В последующем речь характеризуется бедным словарным запасом, аграмматизмами, трудностями в построении самостоятельного высказывания и множественными нарушениями звукопроизношения.

3) Задержка речевого развития при расстройствах аутистического спектра. В последнее время увеличивается число детей с аутизмом, у таких ребят нарушено взаимодействие с окружающим миром. В этом случае тоже возникает задержка речевого развития, которая является следствием этих расстройств. Бывает, что ребенок развивается практически также, как его сверстники (и в речевом плане тоже), но примерно к трем годам речь значительно меняется, в некоторых случаях даже утрачивается, функция общения не развивается. Уровень речевого развития зависит от степени аутизма: от полного отказа говорить до единичных грамматических ошибок. Частыми для всех являются следующие особенности: эхолалии, т.е. непроизвольное повторение слов (например, на вопрос: «Хочешь пить?», может несколько раз повторить эту фразу), вместо слова «я» такие дети называют себя «он/она» или по имени (например, она хотеть гулять; можно он играть), не называют близких людей «мама», «папа».

4) Задержка речевого развития при алалии. Задержка речевого развития как речевой диагноз ставится при алалии (о ней мы можем говорить только после трех лет). Алалия – это недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения речевых зон в головном мозге. Выделяют две формы: сенсорную и моторную. При сенсорной алалии дети могут иметь относительно сохранную произносительную сторону речи, но не смогут понять обращенную к ним речь. Иногда таких детей принимают за детей с нарушениями слуха или с интеллектуальной недостаточностью, поэтому очень важно отграничить эти состояния. При моторной алалии дети понимают обращенную речь, но испытывают трудности в оформлении самостоятельного высказывания: упрощают слова и предложения, искажают и пропускают звуки, часто используют жесты. У таких ребят нарушена звуко-слоговая структура слова: вместо кошка – «ка», вместо «собака» тоже может быть «как»; к трем годам отсутствует фраза, например вместо «машина едет» просто «би-би», «хочу попить молоко» – «пи ако» и т.д. При любой из форм алалии развитие речи будет проходить с задержкой.

5) Темповая задержка речевого развития. Этот вариант задержки речевого развития обусловлен особенностями развития организма и окружения. Если малыш часто болеет или взрослые уделяют ему мало внимания, то потребность в общении остается, ребенок эмоционален, при беседе смотрит в глаза и пытается что-то сказать жестами, показом. В возрасте трех лет у таких малышей могут отсутствовать простые предложения (баба пить, мама дай), а количество слов ограничено. Однако при улучшении состояния здоровья или при положительных изменениях в жизни ребенка, мы видим очень быстрые улучшения. Некоторые дети могут начать говорить неожиданно и сразу фразами. Другим требуется специальные условия, но в любом случае они в короткий срок догоняют своих сверстников.

В каждом из этих случаев задержки речи рекомендуется работа со специалистами по коррекции нарушений. Невролог поможет подобрать медикаментозное лечение, в том случае, если оно необходимо, для нормализации нервной системы. Психолог будет заниматься развитием высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Логопед будет исправлять речь. Работа специалистов должна быть совместная, потому что задержка или нарушение развития одной из сфер психики обязательно ведет к нарушению другой.

В моей практике была девочка, 5 лет, диагноз – задержка психоречевого развития. Девочка посещала специальный детский сад для детей с интеллектуальными нарушениями. На момент обследования в повседневной речи не использовала фразу, употребляла лишь отдельные слова, словарный запас бедный. На вопросы не отвечала, самостоятельное высказывание отсутствовало. Она посещала занятия 2 раза в неделю в течение учебного года. За это время вместе с родителями создали ситуацию для развития потребности в общении, несколько расширили словарь существительных (научились называть животных), глаголов (их действия), начали изучать прилагательные (их признаки). На занятиях девочка научилась самостоятельно строить предложения из 3-5 слов. В обыденной речи появились зачатки фразы. Параллельно на занятиях работали над развитием внимания, памяти и мышления.

Как мы видим, причины, по которым ребенок “не говорит”, могут быть самыми разнообразными, поэтому ни в коем случае не надо ждать, пока малыш “к школе разговорится”, а вовремя обратиться за консультацией к специалистам (логопед, дефектолог, невролог).

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00

imageimage

Отзывы:

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Вакансии центра

Услуги логопеда для детей и взрослых. 2008-2020 Санкт-Петербург Развитие речи у детей

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по развитию речи, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!

ВКОНТАКТЕ – http://vk.com/doshkolnikru  В ОДНОКЛАССНИКАХ – http://ok.ru/doshkolnik  В ФЕЙСБУКЕ https://www.facebook.com/groups/doshkolnik/

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Животные Севера».
Развитие речи у детей
Автор: Яныгина Светлана Юрьевна, Иванова Анна Николаевна   
10.08.2021 16:02

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Животные Севера».

Цель: развивать связную монологическую речь через составление описательного рассказа, отражающего коллективный опыт детей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с животными Севера: оленем, полярным волком, песцом, горностаем, зайцем-беляком. Активизировать, расширять предметный словарь (названия животных, их детенышей, понятия — стая, стадо, лишайники); глагольный словарь: действия животных (питаются, охотятся, прячутся, спасаются и др.); словарь признаков: хищные, травоядные. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные: заячья, оленья, волчья и др., названия детенышей животных: волчонок, олененок, зайчонок и др. Закреплять умение составлять распространенное предложение, подбирать к предмету слова – признаки (благородный, спокойный, бесстрашный и др.). Закреплять навык составления описательного рассказа о животных Севера по схеме.
  2. Развивать познавательную активность, зрительное, слуховое внимание, память.
  3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, сострадать.

Демонстрационный материал: презентации: «Оленья упряжка», «Животные Севера», мяч, презентация «Схема описательного рассказа».

Подробнее…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказ по картинке о лете» для детей старшей группы
Развитие речи у детей
Автор: Кривчикова Мария Александровна, Погорелова Татьяна Александровна   
09.08.2021 07:05

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказ по картинке о лете» для детей старшей группы

Цель: обогащение словарного запаса детей, закрепление умения детей составлять рассказы по картинке.

Дидактические задачи: совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам; расширять знания детей о летнем периоде, расширять представление детей о многообразии дел, которыми можно заняться летом.

Развивающие задачи: содействовать развитию внимания, мышления, воображения, памяти, связной и последовательной речи; способствовать активизации словаря детей.

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважительного отношения к своим сверстникам, воспитания умения слушать и не перебивать других, воспитания дружеского отношения в группе.

Оборудование: картина М. Пишвановой «Лето», игрушка — Незнайка.

Подробнее…
Формирование развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Развитие речи у детей
Автор: Виноградова Наталья Андреевна   
07.08.2021 16:13

Формирование развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Актуальность: Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста актуальны, так как развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, она оказывает многогранное влияние на всесторонние развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Литература: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – с. 336;

Подробнее…
Конспект открытого занятия с детьми раннего дошкольного возраста «Дикие животные»
Развитие речи у детей
Автор: Печникова Анастасия Игоревна   
04.08.2021 00:29

Конспект открытого занятия с детьми раннего дошкольного возраста «Дикие животные»

Конспект открытого занятия с детьми раннего дошкольного возраста «Дикие животные», этот конспект я предоставляла на региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог 2021», где зняла 3 место!

Цель: развитие сенсомоторных способностей детей, с помощью различных игровых упражнений.

Задачи: задачи интегрировались по образовательным областям:

Коррекционно-образовательные:

  • способствовать формированию позитивного настроения дошкольников;
  • закрепить представления о диких животных;
  • способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление, воображение.
Подробнее…
Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку»
Развитие речи у детей
Автор: Миронова Жанна Владимировна   
02.08.2021 15:22

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку»

Инструктор по физической культуре Миронова Жанна Владимировна МДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Теремок» Г.о. Подольск, Московская область

Цель: обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран; учить узнавать животных по внешним признакам; упражнять в согласовании существительных с прилагательными; упражнять детей в ползании на животе по гимнастической скамейке; в метании в горизонтальную цель; совершенствовать навыки лазания по гимнастической стенке с переходом с одного пролета на другой; развивать общую и мелкую моторику; содействовать развитию координации движений, вниманию, коммуникативности.

Подробнее…
Сторителлинг как интегративная технология развития речи детей.
Развитие речи у детей
Автор: Харламова Ирина Борисовна   
01.08.2021 12:29

Сторителлинг как интегративная технология развития речи детей.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает “рассказывание историй”. Однако, в русском языке этому термину имеется и весьма синоним-

“сказательство”, подрузомевая под собой исполнение сказаний, исскуство увлекательного рассказа. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг.

Подробнее…
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».
Развитие речи у детей
Автор: Дегтярёва Анна Романовна   
31.07.2021 23:00

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература.

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость
  • Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу.
  • Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.
  • Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Материалы и оборудование: видеопроектор, флешка с презентацией, карта (пустая, записка, две разрезные картинки-пазлы, мяч, книжки по кол-ву детей.

Подробнее…
Игры на липучках как средство решения дидактических задач в группе детей с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие речи у детей
Автор: Вахрушева Е.М., Филатова Е.В.   
23.07.2021 19:40

Игры на липучках как средство решения дидактических задач в группе детей с тяжелыми нарушениями речи.

Вахрушева Е.М., Филатова Е.В. Воспитатели, МБДОУ «Детский сад № 263» г. Ижевск.

Основные термины: дети с ТНР (тяжелым нарушением речи), игры на липучках, дидактические игры.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в образовании ребенка. Они обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (цвет, форму, величину), расширяя представление об окружающем мире, а также устанавливать простейшие взаимосвязи и т.д.

Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. Особенно актуальными они являются для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи [6].

Подробнее…
Конспект НОД «В мире игрушек А. Барто»
Развитие речи у детей
Автор: Чернова Ольга Николаевна   
18.07.2021 18:26

Конспект НОД «В мире игрушек А. Барто»

Образовательная область «Речевое развитие»

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ранней возраст группа№1

Педагог Чернова Ольга Николаевна МБДОУ «ДС №257 г.Челябинск»

Цель: ребенок вслушивается в речь воспитателя, высказывается, участвует в инсценировках, активно помогает рассказывать любимые стихотворения, запоминает короткий рифмованный текст, радуется яркой игровой ситуации.

Задачи:

  • Образовательные -учить детей вслушиваться текст, формировать умения отвечать на вопросы
  • Развивающие- развитие речи ребенка, развитие навыков связной речи.
  • Воспитательные- Воспитывать у детей привычку помогать окружающим

Материалы: картинки с изображениями игрушек и сами игрушки: мячик, зайка, мишка, лошадка; мешочек.

Подробнее…
Конспект открытого занятия по ОО «Речевое развитие» (развитие речи) во второй младшей группе на тему: «У куклы Лены день рождения»
Развитие речи у детей
Автор: Иванова Анна Николаевна Яныгина Светлана Юрьевна   
15.07.2021 18:22

Конспект открытого занятия по ОО «Речевое развитие» (развитие речи) во второй младшей группе на тему: «У куклы Лены день рождения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 «Солнышко» Олекминского района

Цель: создание условий для развития интереса к речевым играм в совместной игровой деятельности с воспитателем.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создание условий для побуждения детей к речевой активности;
  2. Учить описывать игрушку, называя её характерные признаки;
  3. Закреплять правильное произношение звуков к,г,х, кь, гь, хь;
Подробнее…
Конспект НОД в области «Речевое развитие» по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [Ж]. Буква Жж»
Развитие речи у детей
Автор: Джиоева Светлана Григорьевна   
10.07.2021 09:29

Конспект НОД в области «Речевое развитие» по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [Ж]. Буква Жж»

Педагогические технологии:

  • игровые
  • здоровьесберегающие (физкультминутка (автор О. И. Крупенчук)

Цель: ознакомление детей со звуком [ж] и буквой Ж.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Учить выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов.

2. Развивающие:

  • Развивать фонематический слух и внимание.
Подробнее…
Еще статьи…
  • Игры по дороге в детский сад
  • «Влияние художественной литературы о труде взрослых, профессиях на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Дидактическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Весёлые загадки»
  • Конспект открытого занятия в средней группе «Мы — волшебники»
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОУ
  • Конспект занятия в форме квеста по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие по сказкам с Черепахой Тартиллой и Буратино» (4-5 лет)
  • Сказкотерапия – как средство развития речи детей дошкольного возраста.
  • МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель»
  • «Нейрогимнастика, как средство развития речи детей с ОВЗ»
<< <span>Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
Страница 1 из 127

Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме

Подробности
Опубликовано: 15.02.2021 13:18
Просмотров: 906

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный. 

Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года ).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)

В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.  На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела’; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины’; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

  • Вперёд

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий