Логические задания и задачи для детей 5-6 лет по математике (распечатать бесплатно)

imageВ период дошкольного детства ребёнку предстоит многое узнать и многому научиться. Психическое, физическое, творческое, интеллектуальное развитие проходит в этот период очень интенсивно. При разработке плана развивающих занятий, очень важно не забывать про задания на развитие логики. Адаптированные для малышей 3–4 лет специальные игры и упражнения создадут прочный фундамент для формирования логического мышления.

Особенности мышления в младшем дошкольном возрасте

К трём годам большинство детей, пережив кризис трёхлетнего возраста, начинают осознавать себя как отдельную личность и чутко реагируют на то, как эту личность оценивают окружающие.

Не утратив детский интерес к простейшим играм, трёхлетки постепенно осваивают сюжетно-ролевые игры, а переход от предметно-действенного мышления к мышлению наглядно-образному помогает им играть «понарошку», заменяя одни предметы другими или манипулируя вымышленными аксессуарами.

Стремительно развивающийся словарный запас, формирование навыков составлять правильные грамматические конструкции и активная познавательная деятельность помогают карапузу осмысленно использовать в речи различные понятия, заменяя ими конкретные объекты. Всё это в совокупности создаёт базу, необходимую для включения отвлеченного, или логического мышления.

Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, человек обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:

  • выделять части целого;
  • группировать объекты и явления по заданным признакам;
  • находить общее в группе предметов;
  • выделять лишний предмет из представленной группы;
  • определять связи между предметами;
  • находить причинно-следственные связи;
  • строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.

Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая карапузу интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, вы приучаете ребёнка мыслить, анализировать, обобщать. Регулярные систематические занятия — залог педагогического успеха!

Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет:

  1. Собирать простые пазлы из 2–4 фрагментов.
  2. Замечать и обсуждать ошибки в картинках.
  3. Объединять предметы в группы.
  4. Обоснованно указывать на картинке лишний предмет.
  5. Выделять сходства и отличия в предложенной группе предметов.
  6. Находить парные предметы, устанавливать между ними логическую связь.
  7. Знать основные свойства и признаки разных предметов.
  8. Уметь объяснять назначение разных предметов: одежды, мебели, посуды и т. д.
  9. Правильно расставлять порядок действий в привычных ритуалах (одевание, приём пищи, уборка в комнате и пр.).
  10. Не отвлекаться от выполнения задания на протяжении 5 минут и более.

Логические игры и упражнения для детей 3–4 лет составлены с учётом возрастных особенностей и учитывают возможности и интересы ребёнка.

Развитие логики в 3–4 года: задания с картинками

Задание 1
  • Закрась самый высокий цветочек синим цветом, а самый маленький — розовым. Остальные цветочки закрась жёлтым.
  • Сколько всего цветочков надо полить Ёжику?
  • Сколько жёлтых цветочков у тебя получилось?

image

Задание 2
  • Рассмотри внимательно картинки.
  • Что делает Мишка? Как ты думаешь, какое время суток нарисовано на этой картинке? Почему ты так думаешь?
  • Сколько вагончиков у поезда? Кто в них сидит? В каком вагоне больше всего пассажиров? Кто сидит в последнем вагоне? Как ты думаешь, куда едут друзья?
  • Найди отличия в каждой паре картинок.
Задание 3
  • Сколько персонажей нарисовано на картинке?
  • Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему ты так думаешь?
Задание 4

·      Соедини линией листочек с его тенью.

  • Сколько листочков на картинке? Сколько из них жёлтого цвета?
  • Каких листочков больше: красных или зелёных?

 

Задание 5
  • Обведи красным карандашом все предметы одежды.
  • Обведи синим карандашом посуду.
  • Оставшиеся рисунки обведи зелёным карандашом. Как назвать одним словом все картинки, которые обведены зелёным цветом?

 

Задание 6
  • Соедини предметы из левого и правого столбиков.
  • Расскажи, с чем ты соединил барабан. Почему?
  • Расскажи, зачем нужна зубная паста. С каким предметом из правого столбика ты её соединил?
  • Расскажи, с чем и почему ты соединил оставшиеся предметы из левого столбиков.

Логические игры для детей 3–4 лет

Пазлы

Пазлы отлично развивают внимательность и способность видеть целое как совокупность фрагментов. Первые пазлы для малыша вы можете приготовить самостоятельно, распечатав на плотной бумаге любой яркий несложный рисунок (один или несколько понятных ребёнку предметов) и разрезав картинку на 2 части.

«Верю — не верю»

Игра привлекает простыми правилами и отсутствием дополнительных материалов. Вы можете развивать логику ребёнка во время прогулки, в очереди, в дороге. Нужно задавать разнообразные вопросы, на которые малыш может ответить одним из двух способов: «верю» или «не верю».

  • Солнце зелёное?
  • Листья желтеют весной?
  • Все воздушные шарики красного цвета?
  • Некоторые воздушные шарики красного цвета?
  • Дом больше кошки?
  • Кошка больше дома?

И т. д.

«Крестики-нолики»

Это одна из самых простых игр на развитие логического мышления. Думаем, правила напоминать не нужно? Правда, если вы будете раз за разом выигрывать, ребёнок может быстро потерять к игре интерес. Мы, конечно, ни на что не намекаем, но полагаем, что иной раз поддаться будет не лишним.

Советы «Эврики»

  1. Друзья, чтобы научить ребёнка мыслить логически, чаще общайтесь с ним на самые различные темы.
  2. Задавайте вопросы обо всём на свете и не игнорируйте детские вопросы, даже если не находитесь сразу, как верно сформулировать ответ.
  3. Смотрите с ребёнком развивающие мультфильмы и передачи, с их обязательным последующим обсуждением.
  4. Привлекайте для развития логики возможности современных технологий: игры для компьютеров, планшетов и смартфонов могут стать вашими верными помощниками при условии их разумного использования.
  5. Играйте, читайте и творите с искренней вовлечённостью в процесс, заражая ребёнка своим неподдельным желанием развиваться, больше знать и уметь.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Логическое мышление позволяет человеку усваивать и преобразовывать получаемые сведения с максимальной пользой. Если ребенок может мыслить логически, то его ждет успех в школе, он может рационально вести себя в любой ситуации и находить выход из трудного положения. В статье рассматривается вопрос о том, как развить логику у детей.

Зачем нужны задания на логическое мышление для детей

Логика — это наука, которая учит правильно мыслить. Умения мыслить логически позволяют принимать правильные решения и в быту, и во взаимоотношении с другими, и в профессии.

Игра с пирамидкой

Развитие логического мышления необходимо, чтобы малыш смог мыслить, применяя данные о связях между явлениями. Для каждого возраста существуют свои задачи развития мышления. По мере взросления они усложняются. Не стоит требовать от двухлетнего выполнить такую же задачу, данную для шестилетнего, так как они стоят на разных ступенях развития мышления.

Для детей 2-4 лет задания на мышление позволяют:

  • создать условия для познавательной деятельности и экспериментов на основе действий с предметами и природными материалами;
  • способствовать формированию первичных представлений о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине);
  • развивать речь, учить на основе действий высказывать простые суждения (вода течет, ее можно переливать);
  • учить простейшим логическим операциям: группировке (классификации предметов по одному признаку), сериации (образованию последовательно убывающего или возрастающего ряда, например, нанизывание пирамидки), синтезу (умению составлять из частей одно целое, например, конструирование).

Важно! Осуществление данных задач возможно, если присутствует предметно-развивающая среда. В зоне видимости детей должны быть яркие и интересные игрушки.

Задания на логику и мышление для детей 5 лет необходимы, чтобы:

  • расширять представления об окружающем мире, людях, профессиях, транспорте и т. д.;
  • понимать, что происходящие вокруг события многообразны, вариативны и изменчивы. Это полезно, чтобы развить навыки сравнения и выделения главных признаков;
  • выделять признаки предмета, соотносить предметы с сенсорными эталонами, группировать предметы по определенному признаку;
  • развивать способности разбора целого на составные части;
  • развивать способности находить логические взаимосвязи в природе.

Важно! Развивать мышление детей данного возраста необходимо во всех режимных моментах и видах деятельности.

Задачки для детей 6 лет на логику и мышление необходимы, чтобы:

  • развивать знаково-символический мыслительный процесс (большая часть работы ведется со схемами, знаками, рисунками);
  • развивать умения сравнивать, систематизировать, классифицировать предметы, вести анализ объекта, отслеживать закономерности;
  • обучать количественному и порядковому счету;
  • понимать взаимосвязанные явления в природе;
  • учить анализу.

Важно! В работе с детьми необходимо использовать практические методы развития мышления, чтобы развивать самостоятельность детей.

Как развивать логику и мышление у детей 5, 6 и 7 лет

В возрасте 5-7 лет дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому все занятия проводит воспитатель в учебном классе.

Детям младшего дошкольного возраста развивать мышление можно следующим образом:

  • проведение бесед и обсуждений. Дети этого возраста не только могут воспринимать информацию, но и сами высказывают свое мнение и делают простые умозаключения;
  • проведение дидактических игр и выполнение упражнений с логическим содержанием, решение головоломок. Задания могут быть в печатной форме;
  • игры, включающие и творчество, и логику. Лучше всего ребенок запомнит то, что создано своими руками. Поэтому ему можно предложить выполнить следующие задания: дорисовать недостающую часть у геометрической фигуры, отдать недостающие предметы: удочку — рыбаку, машине — колеса и т. д. Необходимо, чтобы ребенок мог пояснить свой выбор;
  • использование приема «намеренной ошибки». В возрасте пяти лет у ребенка уже сформировались представления о юморе и у них достаточно развито мышление, чтобы не принимать на веру все, что говорят взрослые. Использовать намеренную ошибку возможно на любых занятиях, главное, чтобы материал был детям хорошо знаком;
  • применение предметов-заместителей. Данный прием при помощи переноса некоторых свойств предмета на заменяющий его развивает мышление, воображение, творческие способности. Дети способны представить воображаемые свойства предметов;
  • применение знаков и пиктограмм. На пятом году жизни малыш знакомится с цифрами. С помощью их изучения у ребенка развивается абстрактное мышление. Используя цифры, ребенок должен уметь собрать одинаковые предметы в группу и обозначить их количество. Сначала предлагаются простые задания: предметы располагаются в ряд. Ребенок должен определить их количество, указав на определенную цифру. Затем задание усложняется: вразброс выкладываются предметы двух видов (например, 3 яблока и 2 груши). Ребенок должен суметь определить количество каждого предмета и указать на соответствующую цифру;
  • пиктограммы — изображения предметов в более простом виде. Они передают главные и узнаваемые признаки. Пиктограммы способствуют развитию навыков анализа и синтеза. Изучив пиктограмму, ребенок сначала высказывает мнение, какой изображен предмет, затем выделяет его главные черты. После этого вместе со взрослым делает заключение, верной ли была догадка.

Пример пиктограммы

В шесть-семь лет важны практические занятия. Здесь важна самостоятельная работа. Дошкольники старшего возраста исследуют предложенные предметы. Они сравнивают их свойства, цвет, форму, размер. Информацию они должны получать не в готовом виде, а с помощью наводящих вопросов.

  Как научить рисовать ребенка 4-5 лет

Для старших дошкольников можно проводить различные эксперименты и опыты, а также устраивать презентации. Дети должны наблюдать за их ходом и записывать данные в специальный журнал. Затем, просматривая журнал, должны объяснить, как взаимосвязаны этапы опыта: что было в начале и что получилось в конце. Практические приемы тесно связаны со словесными. Ребенок должен уметь объяснить, почему получилось именно так.

Важно! С дошкольниками необходимо вступать в игровой спор, побуждая их высказывать свою точку зрения. Каждый должен уметь отстаивать свое мнение.

Упражнения на логику

Задания, которые направлены на развитие логического мышления, побуждают мыслить и анализировать.

Математические

Математические задачи, которые направлены на развитие логики для детей 5 лет, могут быть следующими:

  • Маша взяла три яблока, а Коля на 1 больше, чем Маша. Сколько яблок взял Коля?
  • Коля нарисовал 4 лодки, а Максим на 3 лодки больше. Сколько лодок нарисовал Максим?
  • Глебу 9 лет, а его брату на 2 года меньше. Сколько лет брату Глеба?
  • Аня нарисовала 10 домиков, а Илья наполовину меньше. Сколько домиков они нарисовали вместе?

Для детей 6 лет:

  • Садовник обрабатывал кусты роз. В первый день он обработал 5 кустов, а на второй на 3 куста меньше. Сколько всего кустов обработал садовник за два дня?
  • Братья решили построить дом из кубиков. Саша принес 5 кубиков, а Андрей на 3 кубика больше. Сколько всего стало кубиков?
  • В банке лежит 6 ягод, а в тарелке в два раза меньше. Сколько ягод лежит на тарелке?

Настольные логические игры

Настольные игры направлены на нахождение выхода из игровой ситуации, которая представлена в виде наглядного пособия. Такую игру можно распечатать дома на принтере. К настольным играм относятся: лото, шашки, домино, дидактические игры и т. д.

Для детей 5-7 лет можно предложить поиграть в следующие игры:

  • «Что необходимо врачу?». Основные цели игры: сформировать знания о профессии врача, о том, какие ему необходимы инструменты для работы. Также данная игра развивает мелкую моторику, речь и умения высказывать свои мысли логически. Для игры распечатываются картинки с разными инструментами: те, которые использует врач для работы, и те, которые нет. Малыш должен подобрать необходимые для врача инструменты, пояснив свой ответ, для чего они ему необходимы.
  • «Когда это может быть?». Данная игра закрепляет представление детей о временах суток. Также она воспитывает терпение и внимание. Необходимо разложить картинки с разными временами суток. Дети должны объяснить, какое время суток изображено на картинке, и пояснить, почему они так считают.

Картинки с изображениями времен суток

Компьютерные игры и программы

Компьютерные детские программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Данные программы доступны в режиме онлайн. Они формируют умения, навыки учебной и практической деятельности.

  Занятия ФЭМП во 2-ой младшей группе по Помораевой и Позиной

Примеры программ, развивающих логическое мышление: «Логика для малышей», «Baby Logics», «Cifiri», «Веселые картинки». Данные программы являются инструментальным пакетом для создания и решения задач, которые связаны со сборкой на экране множества объектов текстовой и графической структуры.

Особенно понравятся детям красочнее программы «От винта», «Аir-Race». Здесь управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отведения курсора мыши в определенную сторону.

Программы «MathMatic», «Занимательная арифметика» будут развивать умения считать и читать. Такую программу можно использовать для детей 7-8 лет.

Решение шуточных задач развивает внимание, сообразительность, побуждает рассуждать.

Картотека задач-шуток на смекалку:

  • Кто быстрее может плавать: утенок или цыпленок?
  • Птица или гусеница быстрее долетит до цветка?
  • Над лесом пролетело два крокодила. Один был красный, а другой был желтый. Кто быстрее пролетит лес?

Особенности развития логики и мышления в зависимости от возраста

Для детей от 2 до 4 лет присущ наглядно-действенный способ мышления. Дети обследуют предмет, трогают, роняют, стучат о другие предметы, пробуют на вкус. У двухлетних детей слабо развита память и это не дает им возможность сохранять полученный опыт. К трем годам формируется понятие о предмете, а также способность сохранить его в памяти.

К четырем—пяти годам наглядно-действенное мышление сменяется наглядно-образным. На пятом году жизни у детей появляется способность мыслить, представляя не предмет, а его образ. Они переходят на новый уровень, у них появляется больше возможностей для исследования окружающего мира, усвоения новых сведений.

Обратите внимание! На шестом году жизни формируется абстрактно-логическое мышление. Главный инструмент познания — речь. Дети начинают уметь оперировать словами.

Примеры интеллектуальных заданий для дошкольников

Примером интеллектуальной детской игры старшего дошкольного возраста может быть «Умники и умницы». Ее цель: развивать интеллектуальные способности, логическое и творческое мышление. Для проведения игры необходим ведущий.

Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы»

Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает детям сыграть в интеллектуальные игры:

  • «Математика». Предлагаются схемы, по которым дети воспроизводят рисунок с помощью фигур и резинок. Схемы могут быть на тему счета, геометрии, букв, симметрии и т. д.
  • «Геометрия». Детям предлагаются различные геометрические фигуры. Их необходимо разложить по группам: цвету, размеру, форме.
  • «Предметы, которые представляют опасность». Перед детьми выкладываются карточки с различными предметами. Дети должны объяснить с какими предметами, изображенными на карточке, играть опасно.

Развивать логику необходимо с раннего возраста и продолжать в дальнейшем. Необходимо тщательно продумывать игры, чтобы детям было интересно познавать окружающий мир.

Развитие ребенка в 4-5 лет очень важно. Давайте разберемся как развивать ребенка в этом возрасте.

С каждым годом у детей наблюдается прогресс в умственном и физическом развитии.  Прислушиваясь к небольшим рекомендациям, каждый родитель может определить соответствует ли его ребенок установленным нормам для своего возраста. Своевременное обнаружение незначительных отставаний поможет быстрее подкорректировать обучение и восполнить упущенное.

Развивающие занятия для детей 4-5 лет должны содержать упражнения, помогающие лучше узнать окружающий мир, проявлять творческие способности, развивать логическое мышление, укреплять физические навыки.

Физическое развитие: упражнения для детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет основное время дети проводят в повышенной физической активности. Их запасов энергии прекрасно хватает чтобы бегать, прыгать и играть в активные игры. С этого возраста ребята начинают посещать спортивные секции.

В дошкольном возрасте ребята стремятся к самостоятельности. Учатся контролировать свои поступки. Малышу необходимо предоставить свободу действий. Не стоит контролировать каждый его шаг. Дети могут на длительное время увлечься самостоятельной игрой. Развлечения вокруг приобретают новый смысл, игрушки находят иное применение.  Детей уже можно на время оставлять без родительского контроля.

Занятия с детьми 4-5 лет проходят в игровой форме и имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Для развивающих занятий в домашних условиях родителям можно приобрести учебные пособия или проявить смекалку с использованием подручных средств. Отличным помощником станут развивающие мультики или специальные обучающие видео.

Любые поощрения родителями мотивируют ребенка быть еще лучше, помогают поверить в собственные силы. Чрезмерная критика может вызвать множество комплексов, поэтому необходимо запастись терпением. Создание благоприятной обстановки положительно скажется на развитии малыша.

Ребенок

В возрасте 4-5 лет дети должны уметь выполнять следующий комплекс упражнений:

  • Сохранять равновесие при беге
  • Прыгать на двух ногах, на одной ноге
  • Держаться несколько секунд на одной ноге
  • Перемещаться прыжками в длину и высоту
  • Самостоятельно подниматься на лестницу
  • Ориентироваться в турниковом лабиринте
  • Ловить и бросать мяч
  • Кататься на самокате, велосипеде
  • Выполнять несложные гимнастические упражнения

Занимаемся с ребенком

Упражнения для развития физических навыков ребенка в 4-5 лет

  1. Корпус. Ноги ребенка в полуметре друг от друга, корпус наклонен на 90 градусов к полу. Прямые руки разведены в разные стороны. Согласно счету перемещать корпус вправо и влево.
  2. Ноги. Попросите ребенка лечь на спину и поднять ноги в вертикальное положение. Руки в разведенном состоянии лежат на полу. Задача ребенка разводить и скрещивать ноги.
  3. Осанка. Малышу необходимо лечь на живот. Попросите малыша обхватить руками стопы и прогнуться в виде корзинки.
  4. Лежачий велосипед. Предложите ребенку прокатиться на велосипеде лежа на спине. Помогите ему реализовать вращение ног на воздушных педалях.
  5. Перепрыгиваем мяч. В этой игре необходимо избежать касания мяча и тела. Ударяем мяч об стенку. В момент, когда мяч касается пола и отпрыгивает, ребенку нужно постараться перепрыгнуть мяч с разведенными в разные стороны ногами.

Задания для ребенка 4-5 лет для развития математических навыков

Для развития математических способностей можно эффективно использовать время прогулок, считая окружающие вас предметы. В процессе игр акцентируйте внимание малыша на цифрах и фигурах.

В возрасте 4-5 лет дети должны иметь следующие математические навыки:

  • Различать понятия «много» и «мало», «один» и «несколько»
  • Знать счет до 10
  • Иметь наглядное представление цифр в пределах 5
  • Обозначать основные фигуры
  • Выявлять различие двух предметов
  • Использовать понятия«право» и «лево», «верх» и «низ»

Занимаемся математикой

Развивающие математические задания для 4-5 лет:

  1. Положение предметов. Занятие должно проходить в комнате с игрушками. Разместите игрушки таким образом, чтобы можно было задать следующие вопросы:
  • Какая игрушка ближе, какая дальше
  • Какая игрушка большая, какая маленькая
  • Каких игрушек больше, каких меньше
  • Какие игрушки находятся справа, какие слева
  1. Отгадай число. Загадывайте друг другу числа. В качестве подсказок выставляйте пределы чисел и оперируйте словами больше-меньше.
  2. Счетные палочки. При помощи палочек выкладывайте цифры, буквы, фигуры. Пересчитывайте палочки, задействованные в изображении.
  3. Путешествие в квадрате. Нарисуйте квадрат на листке в клетку. При помощи подсказок, попросите ребенка найти нужную клетку в области квадрат и обвести ее.К примеру, во втором ряду третья справа.
  4. Сортируем предметы. Предоставьте ребенку две коробки или емкости. Предложите наполнить их окружающими предметами с одним условием – в одну коробку нужно сложить маленькие предметы, в другую большие.

Развитие речи: задания для ребенка 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет дети с удовольствием разучивают стишки и пересказывают сказки. Их словарный запас расширяется с каждым днем.

В этом возрасте малыш должен уметь:

  • Высказать свою мысль связанными предложениями
  • Четко выговаривать буквы и звуки
  • Связывать предметы и действия
  • Проговаривать длинные сложные слова
  • Делить простые слова на слоги
  • Описать картинку или предмет
  • Отвечать на простые вопросы
  • Знать основную информацию о себе и своих родственниках
  • Знать свой адрес проживания
  • Выражать эмоции, используя разные интонации

Учимся с ребенком

Развивающие задания для развития речи детей 4-5 лет:

  1. Расширяем словарный запас. Предложите ребенку закончить словосочетание. Вы озвучиваете прилагательное – ребенок подбирает в нему существительное.

К примеру, колючая елка, длинная палка, горячий чай.

  1. Ласковые слова. Называйте ребенку различные предметы и попросите заменить их ласковым или уменьшительным словом.

К примеру, стол-столик, кот-котенок, цветок – цветочек.

  1. Отгадай предмет по описанию. Покажите ребенку рисунок, на котором изображено несколько предметов, объединенных по одному признаку. При помощи наводящих вопросов, помогите малышу отгадать правильный задуманный предмет.

К примеру, на рисунке изображено несколько животных. Ваши подсказки могут указывать на цвет, размер, особенности животного. С каждой подсказкой ребенок будет отсеивать ненужные изображения и сможет отгадает задуманное вами.

  1. Классификация по цвету. Попросите ребенка назвать предметы одного цвета или одинаковой формы.

К примеру, зеленый – трава, крокодил, яблоко. Круглый – мяч, тарелка, луна.

  1. Первый и последний. Озвучивайте ребенку произвольные слова. Задача малыша назвать первую и последнюю букву в слове.
  2. Признаки предмета. Попросите ребенка охарактеризовать любой окружающий вас предмет словами-признаками.

К примеру, книжка – бумажная, цветная, толстая, интересная

Задания для развития логики детей в 4-5 лет

Начиная с возраста 4-5 лет деткам в качестве развлекательных заданий начинают предлагать простые задания на логику. С помощью таких занятий у ребенка развивается мышление, способность к анализу и сравнению. Этот процесс требует времени, внимания и терпения.

В возрасте 4-5 лет ребенок должен уметь:

  • Группировать предметы по общему признаку
  • Складывать картинку из пазлов, мозаики, конструктора
  • Создавать, рисовать, лепить по образцу
  • Анализировать схожесть и различия предметов

Развиваем логику

Развивающие игры для развития логики в 4-5 лет:

  1. Графические линии. Изобразите на листе бумаги в разных концах два близких по смыслу предмета или изображения. Между ними начертите лабиринт или препятствия. Предложите ребенку при помощи линии соединить предметы.

К примеру– прорисовать ежику дорожку к яблоку, обходя пеньки и кустарники. Соединить чашку и ложку, обойдя расставленные на столе тарелки.

  1. Закончи картинку. Нарисуйте на листе рисунок с незаконченными элементами. Предложите ребенку проанализировать, что не успел нарисовать художник и закончить рисунок.
  2. Сходства и различия. Распечатайте картинки, на которых нужно находить различия. Предложите ребенку самостоятельно нарисовать такие картинки.

К примеру – можно нарисовать две елки с разноцветными шарами. Два аквариума с разными рыбками.

  1. Собираем картинки по контуру. Вырежьте несколько картинок. Контуры картинок выложите в один ряд, а их составляющие перемешайте и разместите в другой ряд. Помогите ребенку состыковать изображения с контуром.
  2. Логическая цепочка. Нарисуйте ребенку несколько картинок. Попросите малыша дорисовать рядом изображение дополняющее по смыслу исходную картинку.

К примеру, подсолнух – семечка, птица – гнездо, цветок – лейка.

Задания для детей 4-5 лет для развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных способностей поможет ребенку лучше находить общий язык со сверстниками и быстрее достигать поставленных целей. Благодаря активному и правильному общению ребенок научиться правильно выражать свои эмоции и корректировать свое поведение. Научиться принимать активное участие в коллективных мероприятиях.

В возрасте 4-5 лет у ребенка должны сформироваться:

  • Правила поведения в обществе
  • Представления о человеческих ценностях
  • Умение сопереживать и помогать
  • Положительное отношение к труду и творчеству
  • Соблюдение безопасности в своих поступках
  • Готовность к самостоятельным действиям

Развиваем коммуникативные способности

Задания для детей 4-5 лет для развития коммуникативных навыков:

  1. Ситуация. Разберите с ребенком реальные истории из жизни. Помогите ему найти правильное решение из сложившейся ситуации.

К примеру — у тебя есть две конфеты, а у твоего друга не одной. Как правильно поступить в данной ситуации? Ты выиграл конкурс, а твой друг проиграл и плачет. Как поступить?

  1. Ролевые игры. Взрослый с ребенком обыгрывает различные профессии или ситуации из жизни.

Детям очень нравится роль доктора, продавца, учителя. В таких играх родители должны корректировать поведение ребенка и направлять на правильные действия.

  1. Коллективные игры. Чаще организовывайте своему ребенку времяпровождение в кругу других детей. Игры с мячом, соревновательные эстафеты, догонялки и прятки научат ребенка взаимодействовать с окружающими.
  2. Учимся вежливости. Выстройте с ребенком диалог с использованием различных комплиментов.

К примеру — обыграйте встречу двух друзей. Ребенок должен поинтересоваться делами, настроением собеседника, достижениями. Похвалить его внешний вид и пожелать хорошего дня.

  1. Угадай персонажа. Предложите ребенку пародировать персонажа из его любимых мультфильмов. Предоставьте ему аксессуары для создания образа.

Игры и задания на развитие мышления ребенка в 4-5 лет

Игры на развитие мышления помогут вашему ребенку лучше анализировать полученную информацию. Задавать правильные вопросы. Концентрировать внимание и уметь слушать собеседника.

В возрасте 4-5 лет ребенок должен уметь:

  • Объединять предметы в группы
  • Находить лишний предмет среди однотипных
  • Отгадывать загадки
  • Уметь играть в настольные игры
  • Отличать реальное от выдуманного
  • Учиться абстрагировать
  • Конкретизировать свои желания

Развиваем мышление

Задания для развития мышления у детей 4-5 лет:

  1. Описание предмета. Сделайте несколько карточек с различными картинками. Изображение никто не должен видеть. Задача ребенка вытянуть любую карточку и показать, что на ней изображено при помощи действий.
  2. Плохое и хорошее. Называете ребенку любое слово. Задача ребенка перечислить положительные и отрицательные качества предмета, его плюсы и минусы.

К примеру, мороженое – вкусное, сладкое, сытное, но холодное и опасное.

  1. Правда или ложь. Для этой игры понадобиться мяч. Озвучиваем правдивое или ошибочное действие. Далее бросаем ребенку мяч. При правильном действии малыш должен поймать мяч, при выдуманном – отбросить.

К примеру — машина летит по небу, я плыву на велосипеде.

  1. Угадай слово. Родитель читает или говорит ребенку значение любого слова. Малыш должен отгадать, о чем идет речь.
  2. Противоположности. Озвучьте ребенку словосочетания из его любимой сказки, заменяя слова на их антонимы. Задача ребенка отгадать название сказки.

К примеру, золотая рыбка – серебряная птичка, посадил дед репку – выкопал мальчик яблоко.

Видео: Логические пары для детей 4-5 лет

Занимательные логические задачи для детей — информативный инструмент для развития мышления, смекалки, сообразительности, пытливости детского ума и любознательности. Это отличная разминка для мозга и тренировка самодисциплины в любом возрасте.

image

Необходимость логических задач для детей

Различные загадки на логику способствуют активизации мыслительного процесса, побуждают думать, рассуждать, анализировать, делать собственные умозаключения. Расшифровка каждой задачи — это возможность развивать смекалку и усидчивость.

В отличие от математических примеров логические задачи рассчитаны не на поиск количественных характеристик объекта, а на определение и анализ отношений между всеми элементами в задании.

Решение логических задач для детей 6 лет приводит к сосредоточенности на одном объекте продолжительное время, что так необходимо в процессе обучения в школе. Упражнения развивают умение запоминать предлагаемый материал, анализировать ситуацию, способствуют саморазвитию и являются трудотерапией.

Учиться мыслить нестандартно — путь к рациональному и объективному решению различных жизненных задач. Это возможность находить выход из любой затруднительной ситуации в будущем.

Задания каких типов нравятся детям

Дети дошкольного возраста предпочитают решать головоломки с набором красочных картин, аппликаций, с продуманной системой мотивации (если правильно отгадал, то открывается новая фишка или слово).

Для каждого возраста задачи разделены по степени сложности, наличию цветового окраса, с одним ответом или несколькими. Задания могут быть однотипные, как череда дополняющих головоломок, или же содержать разный логический подтекст.

Популярные варианты:

  • поиск второй половинки;
  • установление соответствия — правда или ложь;
  • сложение геометрических фигур;
  • простые алгоритмы;
  • задачи на пространственное мышление;
  • вопрос на логику и смекалку;
  • задания на взвешивание и переливание.

Также это могут быть шахматные турниры, логические нестандартные задания и текстовые головоломки.

image

Как построить занятие

Чтобы ребенок научился рассуждать, принимать объективные решения, мыслить гибко и нестандартно, нужно создать правильные условия для проведения уроков.

Важно не перегружать детей, чтобы игра не оказалась в тягость. Длительность занятия — не более 15-25 минут с перерывом 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы новые знания закрепились в сознании ребенка. Проводить уроки нужно каждый день в игровой форме. Дети школьного возраста могут самостоятельно выполнять заданные упражнения.

Примеры задач с ответами

Логические задачи можно решать на онлайн-платформе «ЛогикЛайк» или приобрести печатный вариант. К каждой загадке прилагается ответ, поэтому можно самостоятельно сверять сказанное с имеющимся решением.

Поиск лишнего предмета

Занимательная игра для дошкольников в картинках предполагает выбор лишнего предмета или слова.

Задача 1

Нарисовано: диван, шкаф, лампа, стол. Нужно определить, какой признак объединяет предметы и почему один из представленных объектов лишний.

Ответ: лампа, т. к. она используется для декора интерьер, другие же предметы относятся к мебели.

Аналогичные варианты:

  • волк, лиса, кот, медведь;
  • лето, утро, зима, весна;
  • малина, брусника, калина, слива;
  • грузовик, велосипед, машина, скутер.

Задача 2: «четвертый лишний».

Изображено 4 фигуры: квадрат, треугольник, ромб и круг. Нужно выбрать лишнюю.

Ответ: круг, т. к. остальные фигуры имеют углы.

image

Простые загадки на логику

Вариантов логических задач для дошкольного и школьного возраста множество.

Популярные:

  1. На грядке сидят 5 сорок. К ним прилетели еще 3. Кот подкрался и схватил одну сороку. Сколько птиц осталось сидеть на грядке? (Ответ: все улетели)
  2. Когда цапля стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько она будет весить, если встанет на обе ноги? (Вес не изменится)
  3. На столе лежало 5 яблок. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок осталось? (5)
  4. На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)
  5. Шапка без головы, а нога без сапога — что это? (Гриб)
  6. Под каким деревом прячется заяц в дождь? (Под мокрым)
  7. Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (Один, другие пошли в противоположную сторону)
  8. Разрезали батон на 3 части. Сколько разрезов сделали? (2)
  9. Если белый платок опустить в Красное море, то каким он будет? (Мокрым)
  10. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал)
  11. Шел турист к озеру, дошел до перекрестка, где было указано четыре пути: направо, налево, к озеру и обратно. Там сидели двое парней, один из них говорил всегда правду, а другой обманывал. На все поставленные вопросы они отвечали «да» либо «нет». Туристу было сложно понять, кто же говорит правду. И тут он что-то сказал одному из парней, по ответу которого узнал, какая дорога ведет к озеру. Что это были за слова? (Эта дорога ведет к озеру?)

Такие загадки открывают ребенку неопознанный мир, тренируют произвольное внимание, развивают сообразительность. Решать подобные задачи весело.

Поиск закономерности

Задачи на поиск закономерностей учат сравнивать, рассуждать, классифицировать, делать собственные выводы и фантазировать.

Примеры задач по математике:

  • восстановить закономерность — 0,10,110….11110 (1110);
  • продолжить цифровой ряд: 23, 23, 21, 25, 19, 27 (17 и 29 — на 2 меньше и на 2 больше).

Также могут быть задачи с выбором представленных вариантов ответа, из которых нужно найти верный результат.

Например, продолжить ряд чисел: 29, 28, 26, 23.

Варианты ответов:

  1. 20, 17, 14…
  2. 19, 14, 8…
  3. 26, 28, 29…
  4. 16, 10, 4…

Важно установить соответствие с закономерностью.

Еще одна задача:

3 12 6
4 16 8
5 20

Нужно вписать в поле ответ. Результат: 10.

image

Арифметические ребусы

Цифровые, арифметические, буквенные, математические ребусы — занимательная игра для детей от 5 лет. Разгадывание шифров способствует развитию внимания, усидчивости, целеустремленности у ребенка. Это путь к получению новых знаний.

Даже простые задачи на сложение и вычитание тренируют логику и развивают скорость мышления.

На картинке изображено: 3 (круг) 1 (квадрат) 2 (круг) 3 = 5. Задание: какой знак спрятан в круге? Ответ: 3+1-2+3=5

При решении арифметических ребусов важно уметь вести нить логических умозаключений и осуществлять арифметические действия.

Пространственное мышление

Игры и тесты на пространственное мышление рассчитаны на детей старше 4-5 лет. Такие задачи учат ребенка распознавать предметы в пространстве, определять их размер в зависимости от расположения к наблюдателю, вычислять ориентированность объектов по их направлению, находить объемные/плоские фигуры.

Варианты задач:

  1. Справа-слева. На картинке расположены рыбки, нужно раскрасить только те, которые плывут налево, а также посчитать их.
  2. Расставь правильно. Дать ребенку различные предметы и предложить расставить их по указаниям: ближе, дальше, вперед, назад, влево, вправо.
  3. Рисунок на спине. Рисовать на спине у ребенка различные предметы (рукой), а после спросить, что изображено.
  4. Мешок. Сложить в непрозрачный пакет различные фигурки и попросить ребенка на ощупь угадать, что там лежит.
  5. Самодельные кубики. Дать ребенку склеить кубики из готовых выкроек на бланках, а после сложить геометрическую фигуру.
  6. Кубик. Складывать каждую стенку фигуры по цветам, предварительно смешав их.
  7. Окно. На предложенных картинках ребенок ищет правильный вариант: вид окна изнутри, глядя при этом на дом снаружи.
  8. Распечатать и играть. Предлагается макет самолета, где каждая часть представлена в двух вариантах — вид сбоку и сверху. Нужно правильно собрать и раскрасить поделку.

Рекомендуется играть с ребенком в шашки, шахматы, домино, предлагая различные комбинации и требуя от него нестандартные варианты решения.

Упражнения на логику можно практиковать с 2 лет. Это отличный способ создать индивидуальный стиль мышления, активизировать воображение, раскрыть потенциал личности.

Задача родителей — помочь ребенку освоить азы, сделать процесс поиска решения легким, веселым, интересным и захватывающим, развивая гармоничную и целеустремленную личность.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий