Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Если к моменту поступления в первый класс ребенок уже обладает начальными знаниями по математике, ему значительно легче влиться в учебный процесс и преуспевать в своем классе. Поэтому стоит обучать его математике с раннего возраста.

Математика для дошкольников — курс Дошколенок

В детском центре развития «Паллада» мы занимаемся с детьми 5-7 лет основами математики в рамках программы «Дошколенок». Дети узнают, что такое цифры, учатся ориентироваться в числовом ряду, узнавать соседей числа, решать простые арифметические задачи (складывать и вычитать), улучшают память и развивают логическое мышление. Наши педагоги используют современные подходы к обучению дошкольников математике, они работают по авторским программам, основанным на методиках Ломносовкой школы.

Мы уделяем много внимания каждому ученику, помогаем ему вникнуть в предмет и объясняем все, что непонятно. Дети в группе идут вровень друг с другом, поскольку перед поступлением на программу мы проводим с каждым из них индивидуальное тестирование на определение уровня подготовки. Диагностика позволяет объединить детей в группы по степени развития, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно в процессе обучения, что безусловно отражается на его результате.

Кроме того, дети занимаются математикой индивидуально с репетитором. Тщательно прорабатывают все основные моменты, исследуют мир цифр и чисел, готовятся к школе, решая различные задачки для дошкольников по математике. Репетитор помогает разобраться с теми моментами, в которых у ребенка могут возникнуть трудности.

Математика для дошкольников 5, 6, 7 лет:

Легче и интереснее всего дети дошкольного возраста воспринимают математику через игры. Поэтому педагоги дошкольного образования дают большинство заданий в игровой форме, позволяя ребенку не только изучить что-то, но дать волю фантазии, развить мышление через увлекательное действо.

Помимо базового счета, ребенок улучшает память, тренирует и повышает внимание, усидчивость и умение сосредоточиться. Уже в возрасте 5-6 лет можно понять, к чему у ребенка больше лежит душа — к точным или гуманитарным наукам.

Чтобы построить процесс освоения математики максимально продуктивно, нужно не только заниматься с ребенком в школе развития, но и повторять изученное дома. Для этого существует множество разных задач для дошкольников по математике. В этой статье мы собрали примеры игр и заданий по математике для дошкольников.

Математика для дошкольников: задания 

Математика дошкольникам преподносится с элементами рисования, это повышает внимание и дает комплексное развитие ребенка. В рабочих тетрадях по математике вы можете встретить вот такой тип заданий:

image

Конечно, основным элементом в заданиях по математике являются арифметические примеры:

image

В начале обучения можно тренироваться в сложении и вычитании, используя реальные предметы (мячики, яблоки и тому подобное). Но математика для дошкольника 5-7 лет — это уже достаточно серьезные задачи и примеры.

Кроме того, можно и нужно активно использовать загадки, головоломки, ребусы и упражнения с геометрическими фигурами. Разнообразие видов заданий не даст ребенку заскучать и повысит его интерес к предмету.

А это один из самых простых ребусов (принцип можно применять, усложняя задачу и придумывая слова самостоятельно):

Обязательно стоит использовать в обучении различные логические задачи. Например, такие:

— Если кролик слабее стрекозы и сильнее медведя, то кто из них слабее всех?

— Кто самый младший из трех друзей, если Дима на 10 лет младше Антона, а Антон на 2 года старше Паши?

— Если Даша на 3 сантиметра ниже Кати, а Катя на 12 сантиметров выше Светы, то кто из них самый высокий?

Есть множество игр и заданий по математике для обучения дошкольников, и наши педагоги тщательно прорабатывают их с учениками на занятиях. Дети занимаются математикой в рамках программы «Дошколенок» дважды в неделю в обоих филиалах «Паллады»: Юго-Западном (ул. Бардина 48а) – тел. 235-74-00, Пионерском (ул. Садовая, 7) – тел. 286-61-59. Подробное расписание можно посмотреть здесь. Мы ждем вас на наших увлекательных занятиях!

Как проводить занятия с ребенком 6-7 лет

Ребенок в дошкольном возрасте владеет большими возможностями развития и познавательными способностями. Родителям просто необходимо поспособствовать ребенку в реализации его возможностей. Затраченное время несомненно окупится. Помощь родителей может сделать будущую учебу в школе радостной. А сами взрослые не будут расстраиваться из-за успеваемости чада.

Знакомство ребенка с математикой

Знакомство ребенка с математикой лучше начинать еще в дошкольном возрасте (с 4-5 лет). Такой подход облегчит дальнейшее обучение и будет способствовать общему развитию. В таком возрасте у детей важно развивать усидчивость, внимание и способность концентрировать его на одном процессе.

Начинать нужно с 5 минут, постепенно увеличивая длительность занятий. Ребенка увлечет этот процесс, и он будет заинтересован в достижении высоких результатов. Наши примеры являются хорошими помощниками для сознательных родителей.

  1. Задания для дошкольников простые, они рассчитаны на уровень знаний ребенка, его общее развитие и возможности.
  2. Любые примеры с нашего сайта можно сохранить на компьютер, телефон или планшет, и распечатать. Это удобно и безопасно для глаз малыша.
  3. Родители могут распечатать для себя вариант с ответами, что позволит быстро и просто проверить знания своего чада.
  4. Примеры не заканчиваются, ведь при открытии каждой новой страницы появляются новые варианты заданий.
  5. Освоив легкий уровень, можно легко повышать сложность заданий, добавляя новые действия над числами и усложняя примеры.

Учим порядок цифр от 1 до 10 и от 10 до 1

Очень важно для каждого ребенка запомнить порядок цифр, чтобы не путать напишите все цифры на разных листах бумаги, цифры должны быть большие и яркие.

Расположите все цифры от одного до десяти и покажите правильный порядок цифр ребенку. Больше говорите и повторяйте, какая цифра идет за какой, чтобы ребенок хорошо запомнил и ориентировался в цифрах.

Когда ребенок хорошо усвоит порядок цифр от одного до десяти можно рассказать ему об обратном порядке цифр от десяти до одного.

Покажите ребенку обратный порядок цифр от десяти до одного.

Математика для дошкольников 5-6 лет – Задания на счет до 10:

Здесь представлена для скачивания и распечатки на компьютере математика для дошкольников 5-6 лет – Задания на счет до 10. После распечатки дайте ребенку лист с картинками-задачками и прочитайте ему условие (если он сам не умеет читать):

  • “В первом задании тебе нужно посчитать, сколько в каждой клеточке персонажей (героев мультиков). Впиши нужную цифру в уголке.
  • Во втором задании ты должен помочь мишке собрать и сосчитать все предметы, которые начинаются на букву “К” – обведи каждый такой предмет цветным карандашом или фломастером.
  • В третьем задании – помоги девочке решить примеры, только ответы пиши не цифрами, а нарисуй.”

Примеры для дошкольников 6-7 лет – Распечатать и решать:

Веселые примеры для дошкольников 6-7 лет распечатать нужно на цветном принтере, а затем дать ребенку для решения. Прежде чем начать занятие, прочитайте (или пусть ребенок сам прочтет) условия заданий:

  • Первое задание: Посмотри внимательно на картинки и скажи, к каким примерам относится каждая из них.
  • Второе задание: Сосчитай героев и зачеркни неправильные ответы под таблицами. Что ты замечаешь, считая?

Материалы по теме  35 красивых и трогательных стихов про маму

Задания-раскраски для детей дошкольного возраста

В этих заданиях-раскрасках дети дошкольного возраста проверят свои знания и навыки в математике: знание порядкового счета (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения чисел), знание геометрических фигур и счета, понятие четных и нечетных чисел.

Пусть ребенок выполняет задания самостоятельно. Даже если он будет делать неправильные действия – не поправляйте его. Вы всегда можете распечатать еще один образец, чтобы он смог выполнить работу над ошибками. Приучайте ребенка к самостоятельной мыслительной деятельности. Никаких подсказок!

Скачайте и распечатайте задания-раскраски, подготовьте цветные карандаши и смело приступайте к занятию со своим дошкольником.

Задание №1

Знаешь ли ты геометрические фигуры? Если да, то раскрась три фигуры в круге, а в квадрате – четыре фигуры. Пересчитай фигуры, которые ты раскрасил. Сколько их? – Обведи соответствующее число-ответ.

Задание №2

Ты помнишь, что значит четное и нечетное число? Если да, то раскрась в желтый цвет только четные числа. В красный раскрась все нечетные числа. Получилось?

Задание №3

Хорошо ли ты запомнил порядковый счет? Помнишь ли, что он может быть, как вперед (на увеличение), так и в обратную сторону? Например, 1, 2, 3 – это порядок на увеличение, а 5, 4, 3 – это порядок чисел на уменьшение. Тебе нужно восстановить порядковый счет, вписав пропущенные цифры.

Найди отличия

Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных.

Детская развивающая игра «Собери цветочек»

Цель: совершенствование навыков счета, развитие воображения

Материал для игры: вырезанные из картона цветные лепестки и сердцевина цветка (отдельно). Каждый лепесток содержит арифметическое выражение (сложение или вычитание) с результатом до 10.

Описание: необходимо собрать цветочек из лепестков, предварительно правильно решив все примеры. Рекомендуется поинтересоваться у чада, какое бы желание он загадал на каждый лепесток.

Занимательная математика и счет для дошкольников

Занимательная математика для дошкольников и малышей Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

Материалы по теме  Как приучить ребенка читать

Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Занимательные задачи

Задачи в стихах

Материалы по теме  Адаптация в детском саду и в среде сверстников: информация для родителей

Тесты

На заметку! Тесты помогают взрослым определить уровень математического развития ребенка и соответствие его принятым нормам. После их проведения, можно легко выявить в каких областях у ребенка недостаточно знаний и поработать над конкретными разделами обучения.

Тесты рекомендуется распечатать и проводить с ребенком, когда у него активное состояние, отсутствует усталость. Не стоит заставлять малыша принудительно отвечать на вопросы. Тестирование проводится в спокойной дружелюбной среде.

Тесты

Несложный тест на знание счета в пределах 10:

  • Продолжить числовой ряд

6, __, __, __, __.

  • Записать произносимое число

Девять _____

Шесть _______

Два ________

Восемь _____

  • Дописать ряд из чисел

__, __, __, __, 8

  • Вписать пропущенное число числового ряда

2, 3, __, 4, 5, 6

8, 7, 6, 5, __, 4, 3, 2

Источники

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/matematika-dla-detej-6-7-let
  • https://o-krohe.ru/math/doshkolniki/
  • https://cepia.ru/uroki-matematiki-6-7-let
  • https://chudo-udo.info/matematika/3528-matematika-dlya-doshkolnikov-5-6-let-zadaniya
  • https://chudo-udo.info/matematika/2337-primery-dlya-doshkolnikov-6-7-let-raspechatat
  • https://bibusha.ru/zadaniya-po-matematike-dlya-doshkolnikov-v-kartinkakh
  • https://novate.ru/blogs/260915/33093/
  • https://azbyka.ru/deti/zanimatelnaya-matematika-dlya-doshkolnikov

Цель: Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Задачи: Обучающие: – закреплять знания о геометрических фигурах; – закреплять умение составлять геометрические фигуры из палочек видеть их на плоскости, учить называть части, сравнивать целое и часть; – учить узнавать в предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о них; – сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; – упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; – формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях; – тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование. Развивающие: – развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность; – развивать мелкую моторику рук. Воспитывающие: – воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Демонстрационный материал: Плоскостной корабль, карта, таблички с названием улиц, иллюстрации к улицам, изображение для физкультминутки, мольберт, полоски, конверты с наборами геометрических фигур. Раздаточный материал: – наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, по количеству детей. – рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели». – фланелеграфы и конверты с геометрическими фигурами по количеству детей. – счётные палочки по количеству детей. Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка. Образовательные области: Познавательное развитие (ФЭМП); Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность); Социализация (игровая деятельность). Логика образовательной деятельности: Вводная часть: Организационный момент. Игра-приветствие Встало солнце давно, Заглянуло к нам в окно. Друзья собрались, Друг другу улыбаемся, В путешествие отправляемся. (Дети подошли к кораблю). Воспитатель: – Ребята! Это карта. Мы плывём на корабле к острову Матика, на котором находится таинственная страна Математика. Столица страны – город Формадония. – Ребята расскажите, что изображено на карте. – Сколько в стране городов, рек? (Ответы детей). Глаза закроем – скажем «АХ» – и окажемся. . . Основная часть. Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии» Воспитатель: – Вот и Формадония, в этом городе есть улицы, парк, но он совсем не такой, как наш с вами. Давайте знакомиться с жителями столицы – формадонцами, посмотрите и расскажите, чем они занимаются. – Кто и что везёт перед собой? – Кто и что везёт за собой? – Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? – Кто сидит на лавочке? – У кого и куда бьёт струя воды? – Кто вдали за рекой? – Кто вблизи у реки? – Ребята, жители Формадонии просят помочь им, в моделировании роботов (для оказания им помощи в умственном и физическом труде). Поможем? (Ответы детей. Да). Воспитатель: – А сейчас жители Формадонии предлагают совершить прогулку по улицам их необыкновенного города. – Вы, согласны. Улица «Геометрическая» Геометрия – таинственная улица, где живут точки, прямые линии, прямоугольники, квадраты, треугольники и ещё много разных фигур. Воспитатель: – Как называются одним словом эти фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат? (Плоскостные фигуры). – Еще есть фигуры объемные, назовите. (Куб, шар, цилиндр). Глаза закроем – скажем «АХ» – и окажемся. . Парк «Формадонцев» Алея «Геометрические деревья» Воспитатель: – Какие необычные деревья на этом парке, под деревьями лавочки с заданиями. Присядем – посидим, и задачки все решим. Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. – Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев). – Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). – Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной? Воспитатель: – Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше. Аттракцион «Качели» Воспитатель: – В парке «Формадонии» есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры – это формадонцы. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. – Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг). Динамическая пауза «Сосчитай и сделай» А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Сколько точек в этом круге (5, Столько раз поднимем руки. Сколько черточек до точки (6, Столько встанем на носочки. Сколько ёлочек зелёных (4, Столько выполним наклонов. Сколько покажу кружков (7, Столько выполним прыжков. Улица «Геометрические дома» – Рассмотрите эти необычные дома. – Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура? – Чей дом самый широкий (узкий? – Чей дом самый высокий (низкий? – К чьему дому ведет самая короткая дорожка? (К счётным палочкам). – Из пяти палочек можно составить 2 равных треугольника. (Показ полосками на мольберте). – Ярослав, составь из пяти палочек 2 треугольника по-другому. – Какая фигура получилась? (Четырёхугольник). – Отсчитайте 5 палочек составьте треугольники двумя способами. – А вот из семи палочек можно составить 2 равных квадрата, посмотрите как. – Какая фигура получилась? – Если сложить 2 квадрата – четырёхугольник или прямоугольник. – К чьему дому ведет самая длинная дорожка? Дом «Юного конструктора» – Поможем построить для жителей Формадонии роботов? (Ответы детей). – Какие фигуры подойдут для сборки роботов? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат. – Чем куб отличается от квадрата? (Квадрат плоский, куб объемный) – Чем куб отличается от шара? (Углы есть, не может катиться). – Какое общее свойство у куба и шара? (Они оба объемные) – Почему из кубов удобно строить? (Не катятся, объемные). Работа с иллюстрацией «Роботы» Воспитатель: – Ребята, давайте рассмотрим картинку с роботами и проанализируем её. – На какие строительные детали похожи части роботов? – Сколько роботов изображено на картинке? Найдите двух одинаковых. Покажите роботов, которых можно построить из данных деталей, и объясните почему. (Ответы детей). Дети моделируют роботов из геометрических фигур, раскладывая их на фланелеграфе. Воспитатель: Вот роботы и готовы. Физкультминутка: Игра «Найди свой домик» В середине круга лежат предметы разных геометрических форм (мяч, книга, платок, колесо, косынка и т. д.). Подумайте и поднимите соответствующую форму. По сигналу «Раз, два, три, игрушки в свой домик возьми!». Дети находят и называют предметы в форме геометрических фигур. Имеют представление о геометрических фигурах, сосредоточенно действуют. (Игра повторяется 2-3 раза) Улица «Художественная» – Все, кто оказывается на этой улице становится художником. Каждый из вас выбирает фигуру превращая (дорисовывая) её в какой-либо предмет и рассказывает из каких геометрических фигур он составлен. – Молодцы, ребята! В благодарность вам за помощь жители Формандии дарят вам памятные смайлики. – Ну что ж, нам пора возвращаться домой. Глаза закроем – скажем «АХ» – и окажемся…. Вот мы и в группе, мы ещё не раз вернёмся в таинственную страну геометрических фигур. . Подведение итогов: Вы сегодня побывали в таинственной стране Математике, побывали в одном из её городов, где все связано с геометрическими фигурами. Все вы старались, слушали и с заданиями справились. Вам сегодня будет, что интересного рассказать своим родителям. – Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.Категория: Методическая копилка / Конспекты, доклады, консультации, картотеки Просмотров: 514 | Автор: rechil от 22.09.2019, 05:14 Спасибо сказали (1):

Дидактические игры по математике для дошкольников в детском саду

Содержание

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

Это важно знать

Дидактические игры своими руками для дошкольников

Дидактические игры по математике своими руками в картинках

Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.

Дидактические игры по математике для дошкольников призваны разнообразить обучающий процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

Читайте также:  Дидактическая игра «Цветик – Семицветик» материал

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:
  1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.

Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:

  • совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
  • воспитанию внимательности, памяти, мышления;
  • освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
  1. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
  1. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
  1. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
  1. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

Это важно знать

  1. Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
  2. Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.

Дидактические игры своими руками для дошкольников

С целью роста познавательного интереса воспитываемых педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.

Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:
  • подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
  • природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
  • канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
  • воображение – самая главная составляющая.

Дидактические игры по математике своими руками в картинках

Сделать дидактические игры своими руками совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр.

Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

«Опиши узор»

Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.

Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.

«Реши пример»

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Читайте также:  Дидактические игры по ФЭМП

Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

«Найди ошибку»

Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

«Покажи»

Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.

Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.

«Одно свойство»

Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.

Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.

«Кто соседи»

Цель: совершенствование умения называть соседей числа.

Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.

«Соберем урожай»

Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.

Ход игры. Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.

«Магазин и геометрия»

Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

Дидактические игры по математике

Презентация дидактических игр по математике

www.rastut-goda.ru

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в детском садике

Возраст 5-6 лет — важнейшая пора жизни малыша. В это время формируется фантазия, логика, образуется произвольность процессов психики, самооценка. Дети всегда хотят знать — почему, как, зачем?

Читайте также:  Использование настольно-дидактических игр для слабовидящих детей с нарушением речи. Из опыта работы учителя-логопеда

Занятие с цифрами

В ДОУ начинается подготовительный процесс к образовательному учреждению, происходит развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют педагогика по ФЭМП. Дети должны не просто суметь посчитать до 10 туда и обратно, но и сделать анализ информационных данных, проводить анализ, классифицировать разные явления, находить общие закономерности, проявлять смекалку, быть в состоянии объяснить и доказать личную точку зрения.

Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада

Типы занятий по математике для детсадовцев

Дидактические математические игры по содержанию подразделяются на определенные группы. Разновидность ДИ:

  • с цифрами и числами;
  • путешествие во времени;
  • ориентирование в пространстве;
  • с геометрическими фигурами;
  • на логику.

Благодаря разным видам игр, выполняется обучение воспитанников счету в прямом и обратном порядке, использованию действий по правилам числительных, как количественных, так и порядковых.

Картотека словесных игр по математике для детей старшей группы

Картотека словесных игр по математике для детей старшей группы.

«Назови скорей»

Цель. Научить детей ,передавая мяч, называть последующее число на увеличение (уменьшение).

Правила игры. В начале игры договориться об условии: называть числа на один больше. Воспитатель бросает мяч ребенку, называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе. Играющие следят за ответами и помогают ведущему.

Усложнение. Называть числа не по порядку. Детям, которые считают в больших пределах, можно называть числа больше 5.

«Что, где?»

Цель. Научить детей ориентироваться в пространстве. Правила игры. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Всех нас надо посчитать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ведущий встает в цент круга, бросая мяч ребенку, спрашивает: «Что справа от тебя» если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

Вопросы могут быть такими:

Кто слева от тебя?

Кто перед тобой?

Что над головой? И т.д.

«Покажи столько же»

Цель. Закрепить умение детей соотносить количество с цифрой.

Правила игры. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточку с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определенное количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру и объясняют, почему именно эту цифру они показали.

Читайте также:  КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Игра повторяется со сменой игрушек.

Варианты игры:

Игрушки выставляет ребенок;

Вместо цифр дети показывают карточку с кружками;

Воспитатель предлагает показать число на один больше или меньше.

«Не ошибись»

Цель: закрепить умение детей по сигналу (передачи мяча)называть последующее число на увеличение (уменьшение.)

Правила игры. Дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч воспитателю.

Усложнение. Дети образуют круг, воспитатель вместе с ними. Перебрасывая мяч друг другу, они называют числа по порядку. Например, ребенок говорит «один» — и бросает мяч кому-нибудь из детей, поймавший мяч, говорит «два» — и бросает мяч тому, кому захочет.

«Кто больше назовет?»

Цель. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Находить их в ближайшем окружении.

Правила игры. Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырехугольника (квадратной формы). За каждый правильный ответ команда получает фишку. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.

Игра проводится в быстром темпе.

«Кто знает – пусть дальше считает»

Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение).

Правила игры. Игра проводится в кругу с мячом. Взрослый бросает мяч кому – либо из детей и называет любое число. Ребенок ,поймавший мяч, продолжает считать дальше (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий бросает мяч следующему и называет число.

Усложнение. Тем детям, которые считают в пределах больших чисел, называют любое из них.

«Кто больше запомнит?»

Цель. Развивать внимание детей по запоминанию геометрических фигур.

Правила игры. На фланелеграфе в произвольном порядке размещаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры. Предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на фланелеграфе.

Усложнение. Назвать не только фигуры, но и их цвета.

«Помоги зайчонку»

Цель. Закрепить умение соотносить предмет с цифрой.

Игровой материал. Группы овощей, карточки с цифрами.

Правила игры. На фланелеграфе группы овощей. Воспитатель: « К нам прибежал зайчонок, он хочет поиграть. Закройте глаза, а он в это время поставит цифры возле овощей. Открыв глаза, посмотрите и скажите, правильно ли он поставил цифры возле овощей».

Дети закрывают глаза, воспитатель ставит возле групп овощей цифры, соответствующие количеству овощей.

Открыв глаза, дети, пересчитав группы, не только подбирают цифры, но и объясняют, почему они сделали именно так.

Усложнение. На фланелеграфе цифры. Дети подбирают к ним группы овощей, а зайчик проверяет.

«Посчитай и ответь»

Цель. Закрепить умение находить в окружающем пространстве однородные предметы, соотносить их количество с цифрой.

Правила игры. Игра проводится стоя в кругу. У детей по семь фишек. Игроки по очереди спрашивают друг у друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Если ребенок ошибся, он отдает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек осталось у каждого, так выявляется победитель.

«Отзовись»

Цель. Закрепить умение по звуковому сигналу определять цифру, находить ее изображение на карточке с предметом.

Игровой материал. Картинки с изображением животных и цифры.

Правила игры. На столе лежат перевернутые картинки с изображение животных. Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку. Хлопает в ладоши определенное количество раз. Дети находят соответствующую цифру и показывают ее. Затем один ребенок подходит к столу, берет карточку с изображение животного из колоды и, например: мяукает три раза, квакает пять Усложнение. Ребенок задумывает животного и после ударов бубна находит соответствующую цифру и голосом животного, которого он задумал, называет ее.

infourok.ru

image<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

imageДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Макаровой Тамарой Анатольевной, воспитателем МБДОУ “Детский сад №37” общеразвивающего вида города Новокузнецка, Кемеровской области. Воспитанники Макаровой Тамары Анатольевны принимают активное участие и являются неоднократными призерами городских и региональных конкурсов музыкального, спортивного и детского творчества. Сегодня Тамара Анатольевна с радостью делится с нами статьей “Логические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников”. Статья будет интересна воспитателям, а также заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Тамары Анатольевны:

“Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика – это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения .Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.”

Увлекательного чтения…

Логические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ И РИСУНКАМИ

Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика – это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения .Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные логико-математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи, анализировать их и находить для них верные решения.

С позиций идей педагогики организация логико-математических игр (как, в прочем, любого образовательного процесса) предусматривает не только познавательное,но и деятельностно-практическое и эмоционально-ценностное развитие детей.

В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и обобщение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации

Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

  • наличие завязки — сюжета и сле­дование сюжетной линии на протя­жении всего занятия;
  • наличие схематизации, преобра­зования, познавательных задач на вы­явление свойств и отношений, в том числе количественных;
  • абстрагирование от несуществен­ного в данной ситуации свойства — толщины;
  • овладение действиями соотнесе­ния, сравнения, воссоздания, распре­деления и группировки;
  • игровая мотивация и направлен­ность действий; результативность их;
  • наличие ситуацийобсуждения коллективного поиска пути решения познавательной задачи, выбора мате­риала и действия;
  • возможность усложнения содержания включенных в игру задач;
  • направленностьна развитие инициативы детей.

Современные логические и математические игры разнообраз­ны и имеют разные цели

  • освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов (образцов) мер (размер, масса), моделей, образов (представлений), речи;
  • овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.;
  • накопление логико-математического опыта (осведомленно­сти ребенка);
  • развитие мышления, сообразительности и смекалки.

Отметим некоторые из них, представленные в таблице 1.

Детям очень нравятся игры типа   лото, ведь главный акцент этих игр направлен на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.

«Логическое лото»

Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний»

Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

«Универсальное лото»

Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и… марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам. (таблица 2)

Дошкольникам до­ступны такие простые виды занима­тельных игровых упражнений, как за­дачи-головоломки, танграм, занима­тельные вопросы, задачи-шутки, ло­гические задачи.

После предъявления образцов таких игровых упражнений необходимо стимулировать детей к творчеству, придумыванию своих ва­риантов задач и их решений.

Игры этой группы развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Эти задачи нельзя решать каким-либо ус­военным ранее способом. В ходе ре­шения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь ко­нечной цели.

Изменение количества палочек, карандашей, скрепок позво­ляет детям не только потренироваться в составлении задачи, но и поэкспе­риментировать с предметами. Мож­но ли:

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек?
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек?
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек?
  4. Составить 4 равных треуголь­ника из 9 палочек?
  5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек?
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника?
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника?
  8. Из 10 палочек составить 2 ква­драта: большой и маленький (ма­ленький квадрат составляется из 2 па­лочек внутри большого)?
  9. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольни­ка, полученные в результате пристроения, образуют один большой)?
  10. Из 9 палочек составить 2 квад­рата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и де­лят на треугольники 2 палочками)?

Таким образом, дети упражняют­ся в составлении геометрических фи­гур из определенного количества счетных предметов, пользуясь приемом пристроения одной фигуры к другой. Для развития умения планировать ход мысли детям предлагается высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения.

В практике ДОУ по формированию элементарных математических представлений используются разнообразные формы занятий:

    • занятия, построенные по принципу взаимообучения
    • занятия, проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми
    • занятия – КВН
    • занятия-конкурсы
    • занятия-экскурсии
    • занятия-аукционы и другие

Играя, дети осваивают: средства и способы познания, зависимости и умения выражать их (Рисунок 1)

Этим обеспечивается вариативность представлений и применимость освоенных практических и мыслительных действий в измененных условиях. И, как результат, дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.

Для обобщения и повторения изученного материала, оценки знаний и умений детейпроводим занятия по аналогии с популярными телевизионными играми.

Опыт показывает, что они очень нравятся детям и практически не требуют особой подготовки со стороны воспитателей: воспитанники так ярко и живо представляют себе ход телевизионной игры, что для моделирования воображаемой ситуации достаточно несколько символов и предметов-заместителей.

Наиболее приемлемыми для реализации данных целей являются та­кие игры, как «Поле чудес», «Умники и умницы», «Слабое звено» и другие. При этом от самих игр остаются только правила их проведения, которые определяютход занятия и поддерживают мотивацию к осуществлению математических действий и счетных операций.

Большая работа по данному направлению проводится с родителями воспитанников,

Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации.

  • называть числа от 1 до 10 и обратный счет; счет в пределах 20, счет десятками
  • продолжить заданную закономерность;
  • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
  • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам.

Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых.

Важно, чтобы родители, побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить.

А для этого совсем не обязательно специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющиеся у него опыт и знания.

Нами разработаны буклеты с головоломками различных видов:

  • задачи на поиск недостающих фигур
  • головоломки с палочками.
  • головоломки на составление целого из частей.
  • головоломки на составление обьемных фигур из кубиков

Родителям предложен алгоритм, этапы работыпо решению головоломок (Рисунок 1)

Рисунок 1 «Алгоритм решения головоломок»

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием математических способностей и логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности процесса математического развития ребенка независимо от исходного уровня его развития. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике уже в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Для формирования у ребенка математических представлений рекомендуем Вам использовать пособия курса математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, который разработан для детей 3-4 (ч.1), 4-5 (ч.2), 5-6 (ч.3) лет. В настоящий момент дорабатывается 4-я часть курса – для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа), ожидаемый выход – 2013 год.

Курс математического развития дошкольников «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим звеном в примерной основной общеобразовательной программе «Мир открытий» и направлен не только на формирование элементарных математических представлений дошкольников, но и на развитие их социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности, на формирование готовности к обучению на начальной ступени образования.

Комплект «Игралочка» для каждой возрастной группы включает в себя:

  1. методические рекомендации для педагога;
  2. рабочие тетради для ребенка;
  3. демонстрационный материал;
  4. раздаточный материал;

Если подготовка к школе рационально организована, учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, то есть надежда на успешную адаптацию в школе, снижение вероятности возникновения школьных трудностей, сохранение физического и психического здоровья наших детей.

Литература:

  1. Соболевский Р. Ф. Логические и мате­матические игры.— Минск, 1977.
  2. Грачева 3. А. (Михайлова). Исполь­зование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошколь­ное воспитание.—1975.— № 11.
  3. Михайлова 3. А. Занимательные игры и упражнения математического содер­жания в самостоятельной детской дея­тельности // Дошкольное воспита­ние,—1984.—№ 8.
  4. Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников.— СПб., 1999.
  5. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет / Под.ред. А А. Столяра.— М, 1991; 1999.
  6. Носова Е. А, Непомнящая Р. А. Логи­ка и математика для дошкольников.— СПб, 1999.
  7. Математика до школы / Авт.-сост. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова.— СПб., 2000.
  8. Кларина А. М., Кузьменко Ю. В. Игры с множествами // Газ. «Детский сад со всех сторон».— 2001. — № 18, 34, 35, 38,40,43.
  9. Методические советы к программе «Детство» / Отв. ред. Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова.— СПб., 2001.
  10. Давайте вместе поиграем: Методи­ческие советы по использованию дидак­тических игр с блоками и логическими фигурами / Авт.-сост. Н. О. Лелявина, В. Б. Финкелынтейн.— СПб., 2001.
  11. Ассоциации. Цвета и формы: Разви­вающая игра— М, ЗАО «Степ-Пазл», 2000.
  12. Логический домик / Сост. М, С. Зи­мина.— СПб, фирма «Умка», 2001.
  13. Математика — это интересно: Ра­бочие тетради для детей 2—3,3—4,4— 5, 5—6, 6—7 лет / Авт.-сост. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю, Зуева / Под ред. 3. А. Михайловой.—СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  14. Кларина А, М, Общие требования к проектированию моделей образова­тельной среды, способствующей позна­вательному развитию дошкольников Готовимся к аттестации.— СПб, 2000.
  15. Кларина А, М, О проблемах проек­тирования и организации процесса раз­вивающего образования / Педагогичес­кие встречи: Альманах. Вып. 2.— М, 2000.

17.04.2013

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий