Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Как подготовить ребенка к школе, читайте в нашей статье, а можно посмотреть тут.

Задания для первоклассников по математике:

image

Математические задания могут быть не только развивающими, но и яркими и разнообразными. Предложенные математические упражнения помогут вашим детям овладеть базовыми математическим навыками, необходимыми для 1 класса. Они представлены в игровой форме, что способствует увлекательной учебе первоклассника. В такой нескучной форме обучения дети выучат простые математические действия и поймут, что математика может быть очень интересной.

обведи и раскрась картинки

image

Поставьте перед первоклассником задачу: создать рисунок по пунктиру, а затем раскрасить его. В комплексе также предложены шаблоны для прописи различных фигур.

найди 2 одинаковые картинки

Задание «Найди две идентичные картинки» ― это способ развития внимания и усидчивости. Суть упражнения заключается в том, что среди 6-8 очень похожих картинок ребенку следует определить две абсолютно одинаковые. Стоит объяснить ребенку, как выполнять тест: последовательно сравнить каждую картинку, заметить мелкие детали и идентифицировать две одинаковые по всем признакам.

реши примеры поставь знаки: >, <, =</span>

В этом разделе вы найдете десяток полезных примеров с разноцветными иллюстрациями и раскрасками, которые помогут первоклассникам освоить навыки решения уравнений.

придумай условие задачи и реши ее: на сложение

Составление простых математических задач помогает первокласснику развивать речь и абстрактное мышление. При помощи учителя или родителей ребенок учится выделять такие составляющие задачи, как условие, поставленный вопрос, решение и составление ответа на него.

придумай условие задачи и реши ее: на вычитание

Навыки составления задач на вычитание удобно составлять по готовым карточкам с ответами для контроля. Ребенку легко понять суть рисунка и решить задачку.

повтори рисунок по точкам

Мелкая моторика еще неуклюжих детских пальчиков нуждается в постоянной тренировке. Кроме того моторика во многом влияет на развитие головного мозга, особенно центра, отвечающего за речь и мышление. Подходящие упражнения для развития этих навыков ― копирование рисунка по предложенному шаблону.

соедини фигурки

Задачи на создание фигур по заданному алгоритму предназначены для формирования у ребенка образно-логического мышления. Поначалу предложите первокласснику более простые варианты, постепенно усложняя задачу.

реши задачу на логическое мышление

Это простые логические задачи, решение которых предполагает проведение стрелок. Например, при помощи стрелок нужно соединить взаимосвязанные предметы (животное и его домик, пример и ответ на него), восстановить поочередность чисел или же разделить предметы на группы.

Проведи стрелки о 1 до 10.

Соедини пример с правильным ответом.

Задания по письму 1 класс:

Задания по письму очень важны для школьников младших классов. При помощи распечатанных тренажеров ученики изучают буквы, обретают навыки письма и грамотности. А благодаря красиво оформленным заданиям учеба проходит весело и интересно.

палочки галочки: шаблоны для детей 6 7 лет

Предложенные прописи с разными палочками, крючками и другими элементами букв и цифр помогут первоклассникам приобрести навыки каллиграфического письма, а затем выработать красивый и разборчивый почерк. А дополнительные рисунки-раскраски и обводилки сделают этот процесс более увлекательным.

прочитай раздели слова на слоги

Одно из базовых умений первоклассника — умение правильно делить слова на слоги. Для начала предложите ребенку карточки с правилами деления слов на слоги, а затем закрепите полученные знания при помощи тренажера с заданиями.

учимся штриховать: шаблоны для детей 6 7 лет

Чтобы подготовить руку к письму, научиться мыслить логически и анализировать предложите ребенку следующие шаблоны для штриховки.

Учимся писать буквы распечатать:

шаблоны для детей 6 7 лет

Начинать учиться чистописанию лучше всего при помощи специальных тренажеров. Используя образцы ребенок, учится писать буквы, свои первые слоги и короткие слова.

Задание обведи цифры:

шаблоны для детей 6 7 лет

Прописи и раскраски помогут будущим школьникам быстро овладеть навыками написания цифр.

Задание обведи буквы:

шаблоны для детей 6 7 лет

Эти шаблоны для обведения по точкам помогут ребенку запомнить буквы и порядок их написания.

Задание считаем до 10

Закрепить умения порядкового счета до 10 помогут простые упражнения.

Сосчитай и запиши

После того, как первоклассники выучили цифры, пришло время приступать к освоению таких умений, как сложение и вычитание. Для этого отлично подойдут яркие карточки с красивыми рисунками.

Раскраски для детей с заданиями

Заштрихуй каждый сегмент рисунка в соответствии с указанными цифрами, а потом раскрась.

Раскрась картинку по номерам.

Реши примеры и раскрась рисунок в соответствии со значениями цифр.

Рассмотри, кокой цвет обозначает каждая буква и раскрась картинку. Угадай, какой персонаж на ней спрятался.

Наведи контур и раскрась картинку.

Дорогие друзья! Для Вас  Пропись обучение Грамоте! Если Ваш ребенок знает буквы, но читать пока не умеет, предлагаю вашему вниманию интересные задания, которые научат вашего ребенка читать слова. В данной рабочей тетради ваш ребенок научится читать односложные слова, которые обозначают определенные предметы. Ребенок смотрит на картинку, называет предмет изображенный на картинке, затем срисовывает буквы, называя каждую. Таким образом устанавливается связь между изображением предмета и буквенным графическим изображением.Пропись обучение Грамоте

Перед тем, как изучать грамоту, нужно подготовить дошкольников к восприятию сложного материала. В этом помогут логопедические мероприятия, направленные на следующие задачи.

Далее:

  1. Нужно формировать фонематический слух. Дети должны научиться узнавать неречевые и речевые звуки. Также они должны уметь различать характеристики голоса. Должны выделять слова, у которых похожее звучание. Также нужно дифференцировать слоги и фонемы. Формировать навыки проведения звукового анализа.
  2. Совершенствовать произношение звуков. Сначала нужно устранить имеющиеся дефекты в произношении различных фонем.
  3. Формировать способность анализировать и синтезировать звук. В предложении нужно выделять слова и слоги. Также можно научить детей различать звуки, звучащие в речи. Дети должны уметь отличать согласные от гласных. Также они должны уметь определять, какие звуки мягкие, а какие твердые. Также нужно научить их выделять любые звуки в словах. Нужно, чтобы дети умели объединять звуки внутри слога или слова. Нужно, чтобы они были способны определять, в какой последовательности звуки или слоги располагаются внутри слова. Также нужно придумывать слова, которые содержат заданные преподавателем слог или звук.
  4. Нужно пополнять лексический запас, формировать практические навыки, пользоваться этим запасов в собственной речи. Также нужно обучать дошкольников, как происходит словообразование с применением приставок. Еще одна задача – подбирать однокоренные слова. Много внимания уделяется активизации лексического запаса.
  5. Формирование навыков грамматики. Главными задачами этого направления становятся: понимание и использование предлогов; работа над сокращением предложений или их распространением.
  6. Формирование связной речи. Нужно учить детей составлять рассказы описательного типа и совершенствовать их способность пересказывать небольшие тексты.
  7. Нужно формировать мелкую моторику, учить детей рисовать и использовать карандаши и ручки. Специальные игры и упражнения позволяют совершенствовать тонкие движения пальцев.
  8. Формирование восприятия ритма и ориентации в пространстве.

Очень важно, чтобы во время подготовки детей, страдающих ОНР, к школе выбирались наиболее подходящие методы и средства образования. Процесс изучения грамоты основан на использовании разнообразных средств: в некоторых случаях – это игровые формы работу, в других – проведение спектакля, в котором дети становятся участниками.

Также были разработано разные виды занятий, на которых используются такие материалы, как: персонажи из любимых книг, панно, сказочные сюжеты, дидактические игры, сюжетные картины и т.п.

Самое важное средство работы с детьми в этом направлении – это использование дидактических игр, которые позволяют воздействовать на них, используя главный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Как правило, дошкольники с ОНР обычно достаточно пассивные, они не очень стремятся работать с игрушками.

Поэтому взрослые должны стремиться создавать у дошкольников позитивное эмоциональное восприятие предметной деятельности. Для этого применяют дидактические игры.

Игровой комплексный подход позволяет так организовать фронтальные занятия, чтобы достичь высокого эффекта при обучении детей.

Материал гораздо легче усвоить в рамках сказочного сюжета. Также детям нравятся игровые путешествия, приключенческие игры, связанные единой лексической темой. Дошкольники во время игры изучают такие понятия, как «предложение», «слово», «звук» и т.п.

Так как работа ведется с детьми дошкольного возраста, нужно все упражнения проводить в игровой форме, которая бы содержала элементы соревнования и была увлекательной.

Дошкольники не способны полностью овладеть навык анализа звуков, лишь произнося слова. Поэтому во время обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста нужно применять самые разные подходы и средства, что улучшит восприятие информации.

Во время коррекционных мероприятий нужно специально подбирать разные игры, которые бы позволяли профилактировать дисграфию детей дошкольного возраста, страдающих ОНР.

Эти упражнения должны иметь простое содержание, быть увлекательными для дошкольниками и содержать простую инструкцию.

Игры, обучающие выделять звуки в словах

Уточнение знаний о гласных.

Логопед выкладывает на столе изображения предметов. Дошкольники входят в кабинет по одному и берут ту картинку, название которых начинается с гласного звука. Дошкольник должен показать остальным детям картинку и назвать первый звук, а остальные должны это проверить.

Следующая игра позволяет формировать способности определять, есть ли в заданном слове тот или иной звук.

Для игры используется игрушечный домик. Также подбирается набор изображений предметов.

Представьте себе , что домике могут жить только те животные, название которых содержит букву «о». Если вы назовете такое животное, то получите одну фишку.

Формирование способности определять гласные звуки.

Поезд, содержащий буквы и иллюстрации с предметами.

Педагог объясняет, что как-то раз животные захотели попасть в город. Однако они не знают, в какой вагон нужно садиться. И нужно им оказать помощь. Для этого нужно выделить гласный звук в названии животного и в соответствии с этим звуком нужно посадить животное в поезд.

Еще одна игра формирует способность определять, на каком месте звук размещен внутри слова. У педагога есть предметные картинки. А у дошкольников карточки, разделенные на три равных квадрата, в каждом из которых есть место звука в слове. Педагог показывает одну картинку. А дети должны назвать предмет, который на ней нарисован. Затем с помощью карточки они показывают, на каком месте располагается в слове нужный звук.

Игра для формирования способности выделять первый звук в любом слове. Дети получают карточки. С одной стороны располагается загадка, а с другой стороны – ответ. Педагог произносит загадку. Дошкольник должен произнести ответ и выделить, какой в нем звук первый.

Развитие способности отличать гласные от согласных

Картинки с изображением предметов. Детям выдается два кружка: один имеет красный цвет. А другой – синий. Дошкольники раскладывают эти картинки в соответствии с тем, с какого звука начинается название: с согласного или с гласного.

Дошкольников распределяют на группы. Для каждой группы назначается один согласный и один гласный звуки. Затем дети должны называть предметы, в названиях которых встречается тот или иной звук. Та группа, которая сможет назвать больше слов, побеждает.

Лото, которые разделяются по трем квадратам. В каждом из них – картинка. У каждого ребенка одна карточка, а также четыре полоски разного цвета. Одна полоска красная, а другая – синяя. Дошкольники называют, что изображено на иллюстрации. Определяют, какой звук первый и закрывают его соответствующей полоской. Тот, кто быстрее сможет выполнить задание, победил.

В помещение приносят домик, имеющий кармашки красного и синего цвета. Также есть картинки с изображениями предметов.

У педагога эти изображения стоят стопкой. Дошкольник подходит к столу, берет наугад одну карточку и называет, что на ней нарисовано. Затем нужно определить, какой звук на карточке первый и положить в тот кармашек в домике, который имеет соответствующий цвет. К примеру, синий кармашек для гласных, а красный для согласных. До тех пор, пока все карточки не будут распределены, работу продолжают другие дети.

Обучение делению слов на отдельные слоги

Игра в магазин. Педагог расставляет игрушки словно на витрине. Дошкольники должны «купить» те из них, которые содержат указанное число слогов.

Игра №2 предполагает использование доски. На ней закрепляются картинки с изображениями корабликов с разным количеством труб: с одной, с двумя или с тремя. У дошкольников при этом в руках находятся иллюстрации животных с разным количеством слогов.

Игра №3: дошкольник идет от доски, при этом совершает столько шагов, сколько слогов находится заданном им слове. Там, где он остановился, мелом чертится полоса на полу. Выигрывает тот ребенок, кто смогу уйти дальше других ребят.

Игра №4: педагог дает задание дошкольникам, чтобы они вокруг себя выбрали те предметы, которые содержат заданное количество слогов. Каждый правильный ответ награждается фишкой. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

Игра №5: формирование способности определять число слогов внутри слова. Дети получают картинки с изображенными цветами. На стол раскладываются картинки с изображениями цветов. Дошкольникам нужно выбирать те, которые содержат цветы, состоящий из одного слога, затем из двух или трех слогов.

Игра №6 позволяет формировать способность выбирать слова с нужным количеством слогов. Размещается три кармана. Также выдаются карточки, на которых изображены животные. А на карманах нарисована схема слогового состава. Педагог должен побудить детей понять, какое животное в какую клетку можно разместить. Дошкольники подходят по одному, выбирают карточку, называют изображенного на ней животного, пытаются посчитать число слогов с помощью хлопков и затем садит животное в нужную клетку – кармашек.

Игра №7 формирует способность разделять слово на слоги. В качестве игрового материала используется тканевый мешочек, в который размещаются предметы. Их названия должны состоять из одного, двух или трех слогов. Дошкольники выходят по одному, вынимают наугад предмет и называют его. Слово нужно повторить по слогам, а дошкольники должны назвать нужное количество слогов. Игра проводится в форме соревнования.

Игра №8 позволяет формировать способность определять число слогов, содержащихся внутри слова. Дети получают карточки, на которых изображены цифры. Педагог называет слово, а дети должны поднять ту карточку, которая обозначает количество слогов внутри слова.

Формирование способности выделять ударение

Игра №1 формирует способность ставить ударение внутри слова. Дети работают с карточками, на которых изображены фрукты и овощи. Также выдается две корзины. Дошкольники распределяются на две команды. У каждой команды есть своя корзинка, на которой изображены овощи или фрукты. Ребенок должен назвать свой продукт и поставить ударение. Если ударение было поставлено правильно, значит продукт попадает в корзину. Побеждает команда, которая быстрее всего заполнит свою корзину.

Игра №2 формирует способность слышать слог внутри слова. Дети получают предметные картинки, названия которых содержат ударный слог на первом, втором или третьем месте. Затем все команды получают одну из цифр. Нужно подобрать картинки так, чтобы место ударного слога совпадало с цифрой на карточке.

Игра №3 позволяет формировать способность выделять ударные слоги. У педагога находятся карточки, содержащие загадки и ответы. Он загадывает загадки, а дошкольнике пытаются найти карточку с ответом на нее.

Изучение слогов, как частей слова

(игры подходят для тех детей, которые уже умеют читать)

Игра «Точка». Педагог держит карточку, в котором находится слог «точка». У детей разные слоги. Они должны подобрать к этой карточки слог так, чтобы создать новое слово. Игра проводится в форме соревнования. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

Игра №2 предполагает работу с карточками, на которых изображены слоги. У педагога слог «ва». Дошкольники подходят к доске и пытаются приложить свою карточку так, чтобы получить новое слово.

Игра №3 формирует способность образовывать слова из слогов, накапливать в памяти образы из слогов. Каждый ребенок получает по одной пластинке домино. Еще одна пластинка у педагога. Педагог ложит свою пластинку со слогом «тра». А дошкольники должны положить свои пластинки так, чтобы образовалось новое слово. Тот, кто первый нашел у себя подходящую пластинку, должен быстро выставить ее. Ребенок, выложивший наибольшее количество пластинок, побеждает.

Игра №4 позволяет формировать способность выбирать слова по содержащемуся в них слогу. Один из игроков называет слово. Затем он должен произнести его по слогам. Следующий игрок должен подобрать такое слово, которое начинается с последнего слога предыдущего слова. Тот, кто последний закончил цепочку, побеждает.

Итак, проведение игровых занятий с включением в них наглядных материалов позволяет сохранить мотивацию до конца занятий даже у тех дошкольников, которые страдают истощением нервной системы.

Только если заниматься с детьми с ОНР целенаправленно и систематически, применяя дидактические игры, можно добиться реализации задачи по подготовке этих детей к обучению в школе.

(2315)

  • Дни недели Изучаем дни недели Задание, которое способствует изучению дней недели, углублению знаний о цветах, развивает воображение, творческое мышление ребенка больше
  • Правильный порядок Какой рисунок следующий № 1 Задание, которое даст возможность развивать логическое мышление ребенка и научит его делать обоснованные выводы больше
  • Рисуем фигуры по точкам Скопируй фигуры №1: на 6 точек Задание, которое поможет ребенку развить пространственное мышление, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику больше
  • Времена и месяцы года Учим месяцы и времена года Задание, которое поможет ребенку выучить месяцы и времена года, а также потренировать мелкую моторику, память и внимание больше
  • Мир животных Тренируем логику: «Жилища животных» Задание будет способствовать развитию логического мышления и приобретению навыков рассуждения, а также поможет ребенку развить речь и обогатит его словарный запас больше
  • Счет до 10 Числовой лабиринт №1: цифры от 1 до 10 Задание для детей, которое станет хорошей основой для дальнейшего обучения счету, цифры и числа от одного до десяти больше
  • Предметные ассоциации Найди пару (развиваем логику) №1 Задание, которое способствует развитию внимания, логического и абстрактного мышления ребенка больше
  • Изучаем цифры и числа Обучающая раскраска «В поисках цифр» Задание-раскраска, которая поможет ребенку выучить цифры от 0 до 9-ти, задействовав произвольное внимание, зрительную и мышечную память больше
  • Бесплатные задания Тренируем память №1 Практическое задание для развития зрительной памяти ребенка и улучшения его интеллектуальных способностей больше
  • Чтение по слогам Дополни и прочитай №1 Задание, которое поможет ребенку научиться читать слова из двух слогов, закрепить знание букв и потренировать зрительную память больше
  • Для мальчиков Корзина с одеждой: составляем словосочетания и раскрашиваем Задание, которое поможет ребенку научиться правильно образовывать словосочетания, расширить словарный запас, развить навыки чтения и мелкую моторику больше
  • Счет до 10 Числовой лабиринт №2: цифры от 1 до 10 Задание для детей, которое станет хорошей основой для дальнейшего обучения счету, цифры и числа от одного до десяти больше
  • Транспорт Тренируем логику: «Дороги и транспорт» Задание будет способствовать развитию логического мышления и приобретению навыков рассуждения, а также поможет ребенку развить речь и обогатит его словарный запас больше
  • Симметрия Зимняя симметрия: дорисуй снежинки Задание, которое поможет ребенку понять принцип симметрии, развить внимание, зрительно-моторную координацию, пространственное восприятие и усидчивость больше
  • Чтение по слогам Читаем по слогам: задание №1 Задание для детей дошкольного возраста, которое в игровой форме поможет научить ребенка читать по слогам слова «сова» и «рыба» больше
  • Цифра и число 1 Обучающая раскраска: цифра 1 Задание, которое поможет ребенку научиться писать цифру 1, потренировать мелкую моторику и внимание больше
  • Изучаем цифры и числа Рисуем цифрами: Новый год Задание, которое поможет ребенку изучить числа от 1 до 7, потренировать внимательность и мелкую моторику, развить усидчивость больше
  • Развитие моторики Развиваем моторику и координацию № 1 Задание будет способствовать развитию мелкой моторики, графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации и подготовит ребенка к письму больше
  • Цифра и число 1 Учимся писать печатную цифру 1 Задание, с помощью которого ребенок научится писать цифру 1, а также потренирует внимание и мелкую моторику больше
  • Дорисуй рисунок Дорисуй недостающие части рисунка № 1 Задание, которое поможет развитию логического мышления, умения делать умозаключения, развитию воображения, внимания и моторики больше
  • Познаю себя Водопад доброты: совершаем хорошие поступки Задание, которое поспособствует воспитанию доброжелательности, мотивации делать добрые дела и помогать другим, научит ставить цели и достигать их больше
  • Эмоциональный интеллект Анализируем свои эмоции Задание будет способствовать развитию эмоционального интеллекта ребенка, поможет ему научиться различать и называть эмоции и чувства больше
  • Счет до 10 Числовой лабиринт №3: цифры от 1 до 10 Задание для детей, которое станет хорошей основой для дальнейшего обучения счету, цифры и числа от одного до десяти больше
  • Рисуем фигуры по точкам Рисуем геометрические фигуры Задание, поможет ребенку научиться различать и рисовать базовые геометрические формы, а также будет способствовать развитию мелкой моторики и внимания больше
  • различение понятий «буква» и «звук»,
  • правильное вычленение звуков из слова и их характеристика,
  • определение последовательности звуков в слове при освоении звукового анализа,
  • различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Формирование фонетических умений требует систематической тренировки, для которой учителями используются различные упражнения и игры. У опытного учителя уже складывается целая система упражнений, направленных на формирование данных умений.

Рекомендуем посмотреть вебинар “Игры на занятиях”

Особое внимание, конечно, уделяется ежедневной работе с «лентой букв» и занимательным заданиям и играм.

Данное игровое упражнение по типу «города» имеет разные варианты. Можно работать с согласными парными по твердости/мягкости, по глухости/звонкости, предлагать задания на различение гласных и согласных звуков, определение количества слогов в словах по предметным карточкам или карточкам со словами.

image

Ученикам предлагается слово. Например, азбука. Задание: Из предложенных предметных картинок выберите те, в названии которых первый (последний, второй, третий и т.д.) звук слова соответствовал бы звуку из слова азбука.

1 вариант игры. Количество картинок соответствует количеству звуков в слове.

2 вариант игры. Картинок больше, чем звуков в слове. Появляются лишние картинки.

3 вариант игры. На каждую букву, обозначающую согласный звук, предлагается две картинки: правильная и неверная.

Например, первый звук слова изображенного предмета на одной картинке мягкий, а первый звук слова изображенного предмета на второй картинке твёрдый. Трудности у детей в вычленении звуков связаны с тем, что парные по мягкости и твердости согласные звуки близки по месту образования и звучанию. Для их различения требуется развитый фонематический слух, поэтому многим детям выполнить безошибочно данное задание сложно. image

image

image

Данные игры направлены на формирование многих умений. В игре «Обучение грамоте» для различения глухих и звонких согласных звуков предлагается игра «Колокольчики». Учитель говорит слова со звуками [д], [д’], [т], [т’]. Ребенок, выделив звук, поднимает нужный колокольчик. В другом варианте игры ребенок распределяет предметные карточки на 2 группы.

image

Возможно, вам будет интересна онлайн-конференция для преподавателей РКИ и обучающих детей-билингвов “Ученики с дислексией и/или СДВГ. Как обучать максимально эффективно”.

Работая над обозначением твёрдости и мягкости согласных, нужно обязательно обращать внимание на различение понятий «звук» и «буква».

Задание: привезите из магазина предметы мебели со звуком [т]. Мебель: стул, тумба, кушетка, диван, тахта, шкаф, комод [камот], табурет, кровать, этажерка.

image

Игра «Вагончики» предложена для формирования умения определять место звука в слове. Внизу, под вагончиком, на линии (схема слова) точкой указано положение нужного звука в слове: в начале, в середине, в конце.

image

Другие статьи автора

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий