Как развить внимание у детей, по возрастам – Развитие и воспитание – Каталог статей – Maмсик.кz

image

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

image

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

Рост Высота стула
85 – 100 см. 22 см.
100 – 115 см. 28 см.
115 -129 см. 32 см.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

17 февраля 2014

Внимание  – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. 

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным. И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете. 

Ребенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект. 

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие. 

Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 – 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания. 

Условия развития внимания детей 2-3 лет

• Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть. 

• Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность. 

• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания.  

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года – 2 года 6 месяцев

– Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

– Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием). 

2 года 6 месяцев – 3 года

– Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

– Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. 

– Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

– Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Развитие памяти и внимания у детей следует начинать как можно раньше. Важно подбирать задания, подходящие ребенку по возрасту: если сразу начать использовать слишком сложные методики, ребенку станет скучно, что может отбить интерес к занятиям.

Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?

Если у ребенка плохие память и внимание, ему будет трудно сначала учиться в школе, а затем и работать, если выбранная деятельность будет связана с умственными нагрузками. В детском возрасте проблемы с этими когнитивными функциями встречаются нечасто; в большей части случаев они просто недостаточно развиты, что возможно легко скорректировать, если регулярно прикладывать усилия. Без постоянной работы исправить ситуацию не получится, проблема будет постепенно усугубляться. Принятые в раннем возрасте меры позволят избежать таких затруднений.

В детстве когнитивные процессы более активны, ребенок легче обучается. Чем старше становится человек, тем больше усилий он вынужден прилагать, чтобы добиться аналогичного результата. Поэтому чем раньше будут начаты занятия, тем больше эффект от них.

Особенно важно начинать упражнения, если у ребенка есть проблемы, вызванные медицинскими или физиологическими факторами.

Виды мозговой деятельности у ребенка

Возможны ситуации, когда плохая память у ребенка только зрительная; при этом дети могут хорошо воспринимать информацию, которую услышали.

Существует несколько классификаций. По длительности сохранения информации выделяются 2 вида: краткосрочный и долгосрочный. Первый представляет собой запоминание на непродолжительный период времени (от нескольких секунд до нескольких суток; затем информация легко и быстро забывается). Второй – запоминание на несколько месяцев, лет, иногда – на всю жизнь; чтобы запомнить такую информацию, потребуется прилагать больше усилий, но потом она не забудется быстро.

По способам запоминания выделяют 4 вида: образный (человек запоминает то, что увидел либо услышал), словесно-логический (сохранение услышанных или прочитанных фраз в памяти), двигательный (способность запомнить и воспроизвести движение) и эмоциональный (сохранение событий, вызвавших сильные чувства).

Память может быть произвольной (человек специально что-то запоминает) или непроизвольной (случайное запоминание чего-либо).

Зрительная

По типу запоминаемой информации можно выделить зрительную, слуховую и двигательную память. Зрительная отвечает за запоминание увиденного: каких-либо образов, картин, человеческих лиц. С помощью зрения человек получает большую часть информации. Для проверки способностей к зрительному восприятию детям показывают несколько карточек; через некоторое время они должны назвать увиденные предметы.

Эффективный способ развития – дать ребенку посмотреть на картинку, после чего через несколько секунд закрыть изображение и попросить сына или дочь описать увиденное как можно подробнее.

Двигательная

Человек запоминает и воспроизводит движения. Может повторить действие, которое совершал прежде: написание какого-либо слова, физическое упражнение. Формируются трудовые навыки, творческие способности.

Тактильная

Поскольку тактильное развитие тесно связано с мыслительными процессами, специальные упражнения для мелкой моторики выполняют во многих подготовительных школах и детских садах. Можно давать ребенку трогать мелкие сыпучие предметы (крупу, фасоль, рис, песок), прикасаться к различным по свойствам поверхностям (шершавым и гладким, холодным и теплым, мягким и твердым). Полезно и упражнение, при котором нужно погрузить руку в темный мешок, нащупать там что-либо и сказать, что это за предмет.

Методики развития памяти у детей

Разработано большое количество различных методик, помогающих развить когнитивную функцию, способствующих лучшему запоминанию информации. Больше всего положительных отзывов и рекомендаций получили 2 способа: разработанный Гленом Доманом и метод Монтессори.

Методика Глена Домана

Метод разрабатывался для работы с маленькими детьми, имеющими отклонения в работе памяти. Позже его адаптировали так, что стало возможно работать и со здоровыми детьми. Занятия следует начинать с раннего возраста. Важно радоваться всем успехам ребенка, поддерживать его и хвалить. Заниматься необходимо в комфортной обстановке, завершать занятие до наступления сильной усталости. Материал следует давать последовательно, начинать с простых занятий и переходить к более трудным лишь тогда, когда ребенок будет готов к этому.

Занятия должны быть регулярными. Проверять знания, устраивать контрольные и тесты нельзя: это создаст для ребенка лишний стресс. Заниматься, когда ребенок устал, находится в плохом настроении или по какой-либо еще причине не желает продолжать занятие, нельзя.

Методика Монтессори

В основе данного способа лежит игровая деятельность, в процессе которой дети могут повысить внимательность, память, логическое мышление, воображение. Родители могут выполнять лишь роль наблюдателя; обучать ребенка чему-либо против его желания запрещается. Дети выбирают желаемый вид деятельности самостоятельно. Самостоятельно ребенок может определить и длительность любого занятия. Важно создать условия, в которых ему комфортно будет заниматься.

Упражнения

Эффективным упражнением, помогающим улучшить память, является заучивание стихотворений. Сначала лучше выбирать короткие стихи, запомнить которые ребенку будет нетрудно. Постепенно размер их можно увеличивать. Заниматься следует регулярно.

Помогут пересказы. Сначала родители или воспитатель читает какой-либо текст, после чего ребенку нужно рассказать, что он сейчас услышал. Для более старших задачу можно усложнять: дети должны ответить на заранее составленные вопросы.

Помогает запоминание изображений или слов. Более младшим детям лучше показывать картинки. Ребенок должен посмотреть, запомнить, после чего рассказать, что ему показывали. Чем больше предметов удастся вспомнить, тем лучше.

Поможет и рисование по памяти. Сначала следует показать изображение, после убрать его, попросить ребенка нарисовать то, что он только что увидел. Чем больше деталей удастся воспроизвести, тем лучше.

После прочтения любой книги, просмотра фильмов, можно спрашивать ребенка, что ему больше всего понравилось, какие моменты особенно сильно запомнились. Полезно задавать подобные вопросы и после дня в школе или детском саду, занятия в спортивной секции или кружке: этот метод не только поможет укрепить память ребенка, но и поспособствует выстраиванию привязанности, здорового общения между детьми и родителями.

Простой способ запомнить что-либо – использование ассоциаций. Если ребенок научится выстраивать ассоциации между знакомыми ему предметами и тем, что требуется запомнить, новая информация будет лучше закрепляться, сохраняться в его памяти.

Рекомендованы занятия спортом. Поскольку ребенок будет активно двигаться, циркуляция крови улучшится, мозг будет лучше снабжаться кислородом и питательными веществами.

Игры

Хорошей игрой для детей возраста от 5 до 12 лет являются карточки “Мемо”. Нужно переворачивать пару карточек; если выпадут парные, ребенок забирает их себе, если нет, переворачивает обратно. Цель – убрать все пары. Побеждает тот, у кого в конце игры осталось больше карт.

Для маленьких детей подойдет игра “Поход на рынок”. Сначала один родитель показывает список из 10 продуктов, которые надо купить, дает ребенку некоторое время, чтобы тот мог запомнить. Затем дошкольник идет ко второму родителю, играющему роль продавца. Он должен правильно назвать все продукты.

Повтор движений тоже считается хорошим способом. Самым маленьким детям можно показывать по 1 действию, которое они должны повторить. Чем старше становится ребенок, тем большее количество движений он должен воспроизвести.

Для развития долгосрочной памяти подойдет и уборка; метод можно использовать с самыми маленькими детьми. Маме или папе нужно спрашивать, где должна лежать каждая вещь, прежде чем убрать предмет на его место. Постепенно можно усложнять задачу: пытаться убирать вещи не на их места; ребенку следует исправить ошибающегося родителя.

Ребенок может повторять узоры. Следует выложить простую фигуру из карандашей или пуговиц, дать ребенку рассмотреть ее, после чего перемешать предметы. Дети должны воспроизводить увиденное – вновь выстраивать ту картинку, которую увидели.

Народные средства, которые улучшат память

Нередко проблемы с запоминанием вызваны дефицитом каких-либо витаминов. Чтобы восполнить их, простимулировать развитие когнитивной функции, можно применять натуральные средства на основе лекарственных растений, специальную диету. Поможет и массаж: он обеспечит лучший приток крови к голове, улучшит кровоснабжение головного мозга.

Массаж мозга

Массаж головы – это методика, при которой воздействие оказывается не только на поверхностные сосуды, но и на расположенные глубоко. Нормализуется артериальное давление. Благодаря воздействию на биологически активные точки, улучшается общее состояние. Лучше, если массаж будет производиться специалистом, чтобы не навредить здоровью ребенка неправильным воздействием.

Пользу принесет и длительное полоскание языка. Продолжительность процедуры должна занимать от 5 до 10 минут. При полоскании активизируются процессы возбуждения. Мозговая деятельность улучшается.

Питание

Чтобы улучшить память, человек должен употреблять в пищу продукты, содержащие большое количество магния, витаминов группы В и Е, Омега-3 жирных кислот. В рацион питания нужно добавить жирные сорта рыбы, брокколи, бананы, грецкие орехи, шпинат, морковь, молочную продукцию. В меню регулярно должны присутствовать сухофрукты, запеченные яблоки и картофель, овощные салаты с заправкой из оливкового масла, бананы, орехи. В качестве перекусов следует использовать свежие фрукты. Разрешается употребление 2 долек горького шоколада с содержанием какао от 70%.

Клевер

Бутылку объемом 0,5 л доверху наполнить цветками клевера, залить водкой и на 14 дней убрать настаиваться в темное место. Процедить, употреблять по 1 ст.л. в сутки. Курс терапии составляет 3 месяца, потом на 3 недели делают перерыв, после чего еще 3 месяца принимают препарат. Весь курс повторить можно через 3 года. Методика не только укрепит память, но и понизит внутричерепное давление.

Свежие сосновые почки

Подойдут почки, появляющиеся ранней весной. Следует употреблять в пищу по несколько штук 2-3 раза в сутки перед приемом пищи. Пользу принесет не только детям, но и взрослым, поскольку оказывает омолаживающее воздействие.

Девясил

Для приготовления натурального лекарственного средства нужно взять 1 ст.л. корней растения, залить 500 мл водки, после чего на месяц убрать настаиваться в затемненное помещение. Периодически следует встряхивать стеклянную емкость. Нужно выпивать по 1 ст.л. настойки 3 раза в сутки за полчаса до приема пищи. Длительность курса терапии составляет 1 месяц.

Кора рябины

Пользу принесет отвар, употреблять который лучше всего курсами 2-3 раза за год. 1 ст.л. измельченного сырья заливают стаканом (250 мл) крутого кипятка, после чего 10 минут кипятят на медленном огне. Затем отвар убирают с плиты, дают ему настояться в течение 6 часов. Процеживают. Принимают по 1 ст.л. 3 раза в сутки. Длительность курса составляет 3-4 недели. Рекомендуется проводить весной, когда особенно часто наблюдается нехватка витаминов; осенью и зимой, в период эпидемий.

Черника

Данная ягода полезна в свежем виде. Употреблять ее можно по стакану в сутки. Зимой, когда свежей ягоды нет, можно добавлять в кашу, творог либо чай по 1-2 ч.л. варенья. Подойдут и замороженные ягоды: в них сохраняется большая часть полезных веществ.

Имбирь

Пользу принесет имбирный чай. Для его изготовления следует несколько ломтиков предварительно очищенного корня (масса должна равняться 10 г) залить стаканом кипятка и дать настояться на протяжении 15 минут. Разрешается добавить несколько листков мелиссы либо мяты. Употреблять по 1-2 чашки ежедневно. Пользу принесет и добавление специи в блюда.

Шалфей

Нужно использовать по 1 ст.л. шалфея и мяты: перемешать, загрузить в термос, залить 2 стаканами кипятка и оставить на ночь настояться. Утром напиток процеживают, принимают 4 раза в сутки по 50 мл перед приемом пищи.

Золотая вода

Налить в емкость из стекла 2 стакана воды. Положить в нее золотое украшение без драгоценных камней. Кипятить, пока объем не уменьшится в 2 раза. Употреблять 2-3 раза за сутки по 1 ч.л. Курс составляет 14 суток, потом следует сделать перерыв.

Концентрация внимания – это осознанная направленность восприятия на предмет, информацию или явление. Для того, чтобы ребенок мог сосредоточиться на заданиях, которые выполняет, необходимо развивать способность концентрироваться. Одним детям это дается легко, а другим необходимо помогать. На изучение языка отводится всего несколько часов в неделю, поэтому мы не можем выделить целый урок на развитие концентрации, но мы можем выделить 5 минут на одно упражнение на уроке. 

В статье мы поделимся упражнениями, которые развивают сосредоточенность и внимание. 

Какое бывает внимание?

Существует два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Если мы сидим на онлайн-уроке, и в это время в комнату к ученику кто-то заходит, например, мама, то он непроизвольно обращает на нее внимание и перестает думать о занятии. На такое внимание мы не всегда можем повлиять, особенно если говорить о подростках. 

Произвольное появляется когда мы включаем на занятии видео на интересную для ученика тему, и он смотрит его, не отрываясь. Этим вниманием мы можем “управлять”. Именно поэтому оно появляется не сразу, и его нужно развивать, так как в мире много отвлекающих факторов, которые сбивают детей с толку. Если ребенок не может усидеть на месте долгое время, отвлекается при любой возможности, часто забывает что-то и тяжело запоминает материал, то ему необходимо помочь развить сосредоточенность. 

Как развить концентрацию внимания?

Для развития внимания отлично подходят следующие задания: 

  • лабиринты; 
  • найди различия между картинками; 
  • исправление ошибок в тексте; 
  • описание картинки по памяти; 
  • кроссворды; 
  • раскраски с мелкими деталями; 
  • соединение точек по номерам; 
  • пазлы;
  • поиск мелких предметов на картинке

Прежде чем выполнять данные упражнения, необходимо учитывать несколько важных правил:

  • заранее четко и ясно объясняйте, какая перед ребенком стоит задача, чтобы не отвлекать его подсказками во время выполнения;
  • выбирайте задание, которое будет соответствовать уровню языка, чтобы не уменьшить мотивацию;
  • соблюдайте регулярность выполнения упражнений

Первое время постарайтесь создать атмосферу, в которой не будет никаких отвлекающих факторов, чтобы ученик полностью погрузился в учебу. Со временем, когда вы будете понимать, что у ученика хорошо получается выполнять данные задания, введите несколько отвлекающих факторов: откройте окно, включите фоновый шум, когда ученик отвечает на вопросы или договоритесь провести занятие с учеником в кафе. В повседневной жизни не существует идеальной тишины. Во время экзамена или в аэропорту, где нужно будет разговаривать с иностранцами всегда будет фоновый шум, поэтому важно объяснять уже в подростковом возрасте, что не существует идеальных условий для общения в жизни, чтобы потом это не мешало.

Восемь упражнений на развитие концентрации внимания

Цвета

Уровень: Beginner

Одна из первых тем, которую изучают новички – цвета. Поэтому для них будет актуально данное упражнение. Задача подростка посмотреть на слово и назвать цвет слова, а не тот, что написан. Ребенок должен сконцентрироваться на цветах, а не на словах. Упражнение кажется очень легким, однако иногда “ломает мозг” даже взрослым.

Red. Green. Blue. Yellow. Violet. Orange. Brown. Blue.

Red. Black. Green. Blue. Yellow. Brown. Black. Green. Blue.

Yellow. Brown. Black. Green.Red. Black. Green. Blue

Red. Green. Blue. Yellow. Violet. Orange. Brown. Blue.

Что изменилось?

Уровень: Beginner

Если вы работаете в офлайне, то такое упражнение лучше делать, используя предметы: ручки, карандаши, игрушки или карточки. Разложите на столе перед учеником предметы в определенном порядке. Дайте 20 секунд на то, чтобы ученик запомнил расположение, и затем попросите его закрыть глаза. Передвиньте предметы или уберите несколько и попросите ребенка расставить или рассказать, как было. 

Если вы работаете в онлайне, то сделайте таблицу со словами, цифрами или картинками. Покажите ее ребенку и попросите запомнить в каком порядке и что изображено на распечатке. Затем отключите камеру и покажите вторую распечатку, где будут переставлены местами слова, цифры или некоторые из них будут отсутствовать. 

Найди отличия

Уровень: Elementary

Для онлайн и офлайн работы условия одинаковые. Покажите ребенку две картинки и дайте 5 минут, чтобы найти все отличия. Можно заранее указать, сколько всего отличий есть на картинке. Пусть он обведет эти места и потом расскажет о них на английском. Например: There is an apple in the first picture, but there is not in the second one. 

Источник: vashpsixolog.ru

Запрещенный цвет

Уровень: Elementary

В данном упражнении мы тоже будем работать с цветами, однако тут необходимо строить уже полноценные ответы. Вы задаете вопросы ученику и его задача не называть цвет, который вы указали в качестве “запрещенного”. Допустим, нельзя называть цвета синий и красный. Вы спрашиваете у ученика: 

What color is the sky? 

What color is grass? 

What color is the sun? 

What color is a strawberry?

Задача ученика ответить на вопрос так, чтобы не использовать напрямую запрещенный цвет. Например: It is the same color as the sea/ It is the same color as a tree / It is almost brown etc.  

Опиши картинку

Уровень: Pre-Intermediate

Покажите ученику картинку с множеством различных деталей. Дайте 2 минуты на запоминание и закройте картинку. Попросите описать все, что он запомнил на картинке. Если сложно сразу описывать полностью, то покажите список и попросите отметить предметы, которые были на картинке, а потом уже описать их. 

Источник: pinterest.ru

Опиши свой день

Уровень: Pre-Intermediate

Дайте ученику пару минут подумать и вспомнить, что он делал вчера. Попросите в четкой последовательности описать свои дела по порядку с утра и до вечера. Если  тяжело вспомнить все дела, то предложите пока только вспомнить, что он ел в течение дня или в какой последовательности шли уроки. А потом через несколько занятий попробуйте воспроизвести весь день.

Табу

Уровень: Intermediate

Отлично подойдет, когда на уроке изучаем новую лексику. Загадайте ученику слово и установите правило не использовать в описании слова, в которых есть буква B или L. На первый взгляд задание может показаться очень простым, но когда необходимо обдумывать, как пишется каждое слово, это концентрирует внимание на речи. Если ученик называет слово с буквой-табу, то произнесите Taboo, чтобы подросток по другому описал слово. Меняйтесь ролями, затем ученик пусть загадает букву-табу, а ваша задача объяснять слово. 

Ассоциации

Уровень: Intermediate

Предложите ученику соединить в цепочку два слова. К примеру, вы говорите слова clock – cloud. И ребенок должен составить ассоциативный ряд, например: clock – time – sun – sky – cloud. Можно называть слова, которые тесно связаны друг с другом (knife – kitchen), и ученик сможет быстро провести аналогию между словами: knife – dinner – hunger – cooking – kitchen. Или, наоборот, противоположные слова white – black, которые требуют творческого мышления, чтобы соединить их. Пример данной цепочки: white – painting – repair – house – roof – black. Можно установить правило использовать только одну часть речи, если хотите усложнить задание. Первое время можно использовать любые части речи в одной цепочке. 

Я встречаю сложность сконцентрироваться на одном задании не только у подростков, но и у взрослых. Из-за этого мы не можем выполнять задачи вовремя, забываем важные детали и не можем расставить правильно приоритеты в работе. Чтобы такого не происходило, помогайте подросткам как можно раньше развивать умение концентрировать внимание на важных моментах, чтобы в будущем нам не приходилось сталкиваться со сложностями. 

Желаем внимательных и сосредоточенных вам учеников!

Поделиться ссылкой:

Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о такой важной составляющей личности ребенка, как внимательность. Откуда берется внимательность, и почему у современных детей с ним наблюдается дефицит, мы расскажем в этой статье.

Ученые пришли к выводу, что успешность человека в жизни зависит от того, в какой степени он способен концентрировать внимание на каком-либо одном деле. Если человек в состоянии заниматься чем-то долго и качественно, ни на что не отвлекаясь, и доводя начатое до конца, то говорят, что у него сильный разум. Именно такой человек может значительно преуспеть в избранном роде деятельности, в отличие от того, чье внимание перескакивает с одного объекта на другой со скоростью резвой кобылицы. Рассеянным людям, напротив, тяжело сосредоточиться и довести до победного завершения поставленную задачу. А поэтому и жизненный успех обходит их стороной.

Виды внимания

Ученые выделяют несколько видов внимания:

  • непроизвольное – которое возникает само по себе. Стоит только привлечь внимание ребенка к чему-то интересному, он сразу перестает плакать и отправляется на поиски, например, киски, которая от него спряталась в близлежащих кустах;
  • произвольное – не возникает само по себе. По мнению тех же ученых, оно должно развиться у ребенка к тому времени, как ему исполнится 7 лет. Чтобы вызвать у себя произвольное внимание, малышу требуется приложить собственные усилия. И немаленькие. Сила такого внимания зависит от зрелости и степени сформированности у ребенка Центральной Нервной Системы.
  • послепроизвольное – этот вид внимания возникает в результате интереса малыша к какому-либо делу. Когда у ребенка его деятельность вызывает удовольствие, то ему несложно удерживать на нем свое внимание. Именно поэтому многие детские методики преподносятся ребятишкам в игровой форме – это помогает им лучше усваивать новые знания.

Однако существует много всего, что детям неинтересно. Особенно это касается школьников, в жизни которых появляется большая ответственность в виде учебных занятий и домашнего задания. Всем этим заниматься необходимо, поскольку общество требует этого от ребенка, а ему так не хочется. Чтобы облегчить ребятам процесс обучения, тренировке произвольного внимания уделяется столько времени и пишется столько статей на эту тему.

image

Почему происходит нарушение внимания

Давайте разберемся в причинах нарушения внимания у детей:

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подобный диагноз ставят деткам, которые легко отвлекаются и которым очень сложно на чем-либо сосредоточиться. Если ваш малыш именно такой, то ваша воспитательная деятельность должна включать целый комплекс мероприятий, рекомендуемый медиками и коррекционными педагогами. Но самостоятельно заниматься с ребенком и развивать его внимание дома и можно и очень нужно;
  • хронические заболевания. Ребенку, который болен, сложно концентрировать долго на чем-то свое внимание, поскольку большую часть времени он чувствует усталость, и ему хочется отдохнуть;
  • ослабленный иммунитет – деток со слабым иммунитетом одолевают вирусы и бактерии, отчего они, зачастую, плохо себя чувствуют. Именно поэтому им сложнее сохранять длительную концентрацию;

Сказка о том, как защититься от вирусов «Шпион из Болезляндии»

  • слабая нервная деятельность – неразвитая нервная система малыша не позволяет ему быть внимательным, поскольку усилие, которое нужно для этого, быстро его утомляет;
  • усталость от перегрузок. Усталому человеку всегда хочется отдохнуть, какая уж тут внимательность;

О детской утомляемости мы также говорили. Читайте о ней в статье «Детская утомляемость».

  • отсутствие мотивации – отсутствие интереса к занятиям провоцирует слабую нервную систему на то, чтобы производить какие-то усилия для концентрации внимания.

Многие мамы узнают, что их чадо не обладает развитым вниманием, только после того, как начинаются школьные годы. И тогда всем приходится очень тяжело. Часто время на какие-то дополнительные занятия по развитию внимания выделить довольно сложно. Именно поэтому очень важно начать развивать такой сложный процесс как внимание задолго до того, как малыш пойдет в первый класс. Именно в нежном возрасте проще всего зафиксировать важные связи между нейронами детского мозга.

Как развить внимание у ребенка

В занятиях на внимание, занимаетесь ли вы с малышами или школьниками, необходимо соблюдать следующие условия:

  • систематичность;
  • доброжелательность;
  • терпение.

Для развития детского внимания очень важна атмосфера в доме. Эмоциональный климат должен быть благоприятным, а ребенку нужно чувствовать безопасность и поддержку своей семьи.

Необходимо знать, что компьютерные игры очень снижают способность ребенка к концентрации и убивают творческие способности детей.

image

Ежедневные дела

Чтобы развивать внимание малыша, необязательно садиться вместе с ним за стол и начинать делать что-то неинтересное. Даже простые дела, которые мы выполняем каждый день, даже не замечая этого, способны положительно повлиять на способность ребенка успешно удерживать внимание:

  • поиск игрушек, которые потерялись, — очень ценная способность, потому что нужно сосредоточиться и вспомнить, где ты видел игрушку последний раз, когда ею пользовался, куда положил, где она может быть. Помогите ребенку построить таким образом логическую цепочку. Так, он гораздо быстрее научится ориентироваться среди вещей и предметов;
  • уборка игрушек – дело, которое обязательно нужно довести до конца;
  • выстраивание последовательности действий в любом деле – чтобы убрать игрушки, нужно сначала достать коробку для них, потом сложить игрушки туда и убрать коробку на место;
  • запоминание имен родственников и, кто кому кем приходится;
  • простые манипуляции с продуктами на кухне – почистить яйцо, например;
  • процедуры сборов на улицу – натягивание колготок, выворачивание кофточки, складывание вещей, завязывание шнурков – развивает не только внимание, но и мелкую моторику;
  • рукодельные умения – выпиливание, пришивание пуговицы, строгание, вышивание, выжигание;
  • соблюдение тишины в вечернее время, чтобы не тревожить домочадцев, требует известных усилий от неусидчивого малыша.

Игры на развитие внимания

Простые игры дома в кругу семьи отлично тренируют детское внимание и вносят много позитива в семейные отношения:

  • домино;
  • крестики-нолики;
  • шашки;
  • шахматы;
  • чтение книг – длинных историй с продолжением;
  • рассказывание историй;
  • рисование.

Еще много игр на развитие внимания.

image

Развиваем внимание на прогулке

На прогулках также много возможностей потренировать внимание:

  • наблюдение за людьми на улице – кто, в чем одет, кто чем отличается, какие особенности образа можно отметить;
  • наблюдение за насекомыми и птицами – как выглядят, чем отличаются друг от друга;
  • наблюдение за машинами, например, — сколько раз мимо проехала красная машина;
  • запоминаем маршрут от дома до детской площадки – строим внутренние переходы через лифт или ступеньки подъезда, направо до угла дома, потом налево до 3-х деревьев и далее прямо по зеленой дорожке;

Упражнения на развитие внимание

Есть также некоторые полезные упражнения, которые вам помогут в деле развития внимания и  памяти ваших детей:

  • вам понадобится 5 минут каждый день, чтобы вручить малышу книгу с крупными буквами и попросить зачеркивать все буквы Р на странице и обводить все буквы У, например. Буквы, конечно же, могут быть любые другие. Это упражнение очень помогает хорошо концентрировать внимание. Для этого может потребоваться около 4 месяцев;
  • хорошо использовать задания с лабиринтами, где требуется среди перепутанных линий выбрать верный путь к цели;
  • полезно запоминать порядок расположения предметов, геометрических фигур и их количество. Число предметов нужно постоянно увеличивать (тренирует внимание и кратковременную память);
  • распределять внимание очень нужно школьнику – ребенку предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий. Например, рисовать и одновременно слушать сказку, а потом ее пересказать;
  • умение переключать внимание также полезно в учебной деятельности и достигается путем чередования разнонаправленных заданий.

Примеры веселых заданий на внимание

А вот и конкретные примеры:

  • поставьте 5 предметов на поверхность, пусть ребенок закрывает глаза, а вы прячете одну игрушку. Затем ребенок должен сказать, какая игрушка была спрятана;
  • пусть ребенок посмотрит на два практически похожих друг на друга рисунка и скажет, чем они отличаются друг от друга;
  • пусть ребенок посмотрит на несколько рисунков и найдет на них одинаковые предметы;
  • даем ребенку разные команды. Например, плечо — колено. Ребенок должен в это время взяться за свое плечо или колено. Взрослый вместе с ребенком выполняет действия, а потом начинает совершать ошибки. Ребенку нужно это заметить и взрослого исправить, и самому не запутаться;
  • вы с ребенком выполняете простые действия – топаете ногами, хлопаете в ладоши, крутите головой. Неожиданно вам нужно поменять последовательность, а малышу требуется быстро сориентироваться и все точно повторить за вами;
  • съедобное-несъедобное – потрясающая игра и очень полезная для развития внимания и выработки хорошей реакции;
  • показываем ребенку разноцветные карточки. Под каждый цвет ребенку нужно совершить определенное движение. Например, вы показываете красный – ребенок хлопает в ладоши; зеленый – приседает и т.д. Это сложная игра, но очень полезна для концентрации внимания;
  • после того, как прочтете какую-то книжку, задавайте малышу вопросы по содержанию: «Я что-то не припомню, как зовут того серого котенка, который промок под дождем?»;
  • придумывайте сложные задания – например, рассмотреть продавца в магазине – обратить внимание на его внешность, цвет волос, цвета и детали одежды. После совершения покупок, ребенку нужно рассказать дедушке все, что он зафиксировал в памяти. Спросите ребенка о какой-то детали во внешности продавца, чтобы понять, все ли он запомнил;
  • скажите ребенку, что вы видите в окно что-то черное, которое может прыгать, но сейчас сидит неподвижно. Пусть он найдет это и опишет его.

Как развить внимательность . Здесь вы найдете и  тест на выявление уровня внимательности вашего ребенка.

Ребенок с развитым вниманием легко учится, сразу схватывает информацию и быстро достигает успехов. Также деткам очень полезно заниматься следующими видами деятельности:

  • нейрогимнастика — специальные упражнения, которые активизируют деятельность тех отделов мозга, которые недостаточно интенсивно работают. В комплекс таких упражнений входит и пальчиковая гимнастика, и глазодвигательные упражнения, и упражнения для улучшения самоконтроля, для избавления от мышечных зажимов, упражнения на растяжку  и релаксацию для снятия определенных телесных установок. Также занятия подразумевают ролевые игры, стоп-игры и развитие коммуникативных навыков;
  • лечебная физкультура – особенно хороша для ребят с гиперактивностью. Упражнения успокаивают, улучшают координацию движений и восстанавливают кровообращение, нормализуя деятельность центральной нервной системы;
  • танцы или единоборства – очень важны, особенно если они станут образом жизни. Спорт помогает мобилизовать волевую сферу ребенка, выработать дисциплинированность, воспитать характер и научить достигать поставленных целей.

Развивайте внимание ребенка, и его не нужно будет долго уговаривать делать уроки. Он сам сядет и быстро все сделает без лишних уговоров. Доказано, что великих людей всегда отличала высокая способность концентрации на том, что они делают. Сейчас даже существуют тренажеры для того, что эффективнее тренировать внимание. Регулярные занятия помогут ребенку:

  • за короткое время приводить мозг в рабочее состояние;
  • легко сосредотачиваться на поставленных задачах;
  • четко и оперативно решать математические задачи;
  • приводить память в активное состояние и извлекать нужную информацию из нее;
  • четко понимать, какое решение из нескольких является единственно правильным.

Следует обязательно помнить, что все вышеперечисленное возможно только при условии бережного и уважительного отношения к личности ребенка. Не следует кричать на него, торопить, а тем более оскорблять. Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Если они чувствуют фальшь, начинают изо всех сил сопротивляться. Так любые усилия можно легко свести на нет.

Развитие внимания, умения замечать мелочи и суть важно во всех жизненных ситуациях, и при обучении чтению и развитии математических способностей в том числе. Поэтому обязательно уделите внимание этому аспекту, чтобы ребенок был уверен в своих силах и возможностях.

Еще про чтение, внимание и память смотрите и читайте:

Эффективные и простые методики обучения чтению

Игры в обучении чтению. Как научить ребенка читать

Игры развивающие память и навыки чтения

Скорочтение — зачем и как?

Успехов вам в развитии детского внимания!

С уважением,

Марина Таланина и Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале “Мастерская на радуге”

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий