Игры на развитие памяти у дошкольников: 10 интересных

Поэтому в детском саду, да и дома в семье, нужно уделять большое внимание развитию памяти.

Именно память поможет ребенку запоминать учебный материал.

Память у ребенка должна быть произвольной, но у дошкольника, даже у старшего дошкольника, память имеет непроизвольный характер. Благодаря хорошо развитой памяти ребенок способен принять, сохранить, и в нужный момент воспроизвести полученную информацию.

Памяти свойственны:

  • длительность — когда ребенок может запомнить материал, и удерживать его в памяти как можно дольше;
  • точность — ребенок запомнил какую — то информацию, и может затем в точности воспроизвести то, что запомнил, без ошибок;
  • объем — ребенку свойственно запомнить сравнительно небольшой материал. Но для обучения в школе нужно, чтобы эта сторона памяти была развита на более высоком уровне. Ведь на уроках будет много информации. И ее нужно будет запомнить.

Содержание

Как организовать развитие памяти в игре?

Старшим дошкольникам хорошо бы предлагать различные игры и упражнения для выполнения. Например, можно сделать различные карточки, яркие и веселые. Они будут привлекать внимание малыша. Ребенку захочется с ними поиграть. И в этот момент, выполняя задание, у ребенка будут формироваться произвольность и все свойства памяти.

Память в игре развивается намного быстрее и крепче. Для ее развития есть уже много готовых игровых материалов, карточек. Лучше если бы задания на карточках были не легкого характера, как для очень маленьких детей. Рисунки можно выбирать посложнее, на них должны быть крупные и мелкие элементы.

Можно предложить внимательно посмотреть на одну картинку, запомнить. И затем по памяти постараться найти отличия или схожие элементы на второй картинке.

К примеру, можно использовать следующие наглядные открытки для выполнения заданий на развитие памяти в игре.

Игра в слова

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребено

к называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

Игра «Магазин»

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине.

Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

Игра «Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

Чего не хватает?

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

«Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

«Мультфильм»

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

«Вспоминай и показывай»

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

«Делай как я»

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Читаем книгу с ребенком

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника.

Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

Описание предмета

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

Запоминание букв

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

«Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Поиск слов

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов.

Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты.

По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

Пример:

  • дом зима
  • кот дверь
  • окно сад
  • сад змея
  • стол лето
  • собака вилка
  • лето река
  • кружка вода

Аудиокнига

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут.

Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

Повторение сказанного

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию.

Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

Прохождение лабиринтов

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

«Посчитай количество»

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша.

Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе.

Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы.

Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Содержание:

Память является важнейшим видом умственной деятельности, развивать которую у детей нужно начинать уже в самом раннем возрасте. Ведь если у малыша будет хорошая память, то он сможет лучше усваивать материал сначала в детском саду, а потом и в школе. Поэтому незаменимым помощником для детей в тренировке слуховой и зрительной памяти окажутся игры на развитие памяти.

Однако необходимо помнить, что подобные игры не должны сильно утомлять ребенка, ведь память является тем самым процессом, который будет правильнее развивать со временем, постепенно. Подбирать такие игры необходимо с учетом темперамента, способностей и возраста ребенка. Ведь, как правило, все дети разные, и кому-то необходима подвижность в группе, а кому-то, наоборот, более спокойные игры.

Игра «Занимательные кружки»

Цель игры заключается в развитии у ребенка усидчивости, мелкой моторики пальцев, а также в закреплении названий цветов и совершенствовании навыков на собирание целого. Игра «Занимательные кружки» оказывает положительное влияние на развитие творческой и интеллектуальной деятельности.

Суть игры. Для данной игры потребуются ножницы и цветной картон. Из картона вырезаются разноцветные кружочки, которые кладутся в конверт по цветам. Далее ребенку предлагается сложить из кружочков по образцу различные фигуры: гусеница, кот, неваляшка, цветы, солнышко, бабочка и другие.

Игра «Домино»

Цель игры заключается в том, чтобы научить ребенка находить среди многих фигур одну определенную фигуру. Также данная игра способна закрепить знания о геометрических фигурах.

Суть игры. Для игры потребуется заранее подготовленные карточки (28 штук), на каждой половинке изображается та или иная геометрическая фигура (многоугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг, ромб). На дублирующих карточках изображаются 2 одинаковые фигуры, а из двух пустых половинок состоит седьмой дубль. Далее все карточки раскладываются на столе изображениями вниз. По подобию обычного домино, к любому концу дорожки ребенок подбирает и прикладывает за один ход одну нужную карточку и при этом называет выпавшую фигуру. Если у игрока нет нужной фигурки на карточке, то он имеет право из общего числа карточек подыскать требуемую картинку. Победителем оказывается тот игрок, который самый первый освободится от всех карточек.

Цель игры заключается в развитии у ребенка аналитических способностей, памяти и внимания. В данной игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.

Суть игры. Потребуется шарф, которым будет необходимо завязать ребенку глаза. Далее ему нужно объяснить, что сейчас вы спрячете игрушку, которую он будет искать. При этом ее нужно положить на самое видное место. А после того, как игрушка будет спрятана, ребенку развязываются глаза, и он приступает к поискам.

Игра «Определить на ощупь»

Цель игры заключается в развитии у ребенка наблюдательности, внимания, памяти, а также восприятия качества и формы предмета.

Суть игры. Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему. Если ребенку будет сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, то такую игру можно проводить и с открытыми глазами.

Игра «Поиск по памяти»

Цель игры заключается в развитии у детей внимания, памяти и координации.

Суть игры. Для данной игры потребуются различные предметы (машинки, кубики, мягкие игрушки и прочее). И в такую игру правильнее играть в помещении, которое ребенку знакомо хорошо. Все выбранные игрушки раскладываются на полу. Далее ребенок должен запомнить их месторасположение, а после этого ему завязывают глаза. Задача ребенка состоит в том, чтобы разыскать разложенные предметы с завязанными глазами.

Развивать слуховую память у ребенка необходимо с самого раннего возраста путем чтения ему стихов и сказок.

Игра «Лишнее слово»

Цель игры заключается в развитии слуховой памяти, а также в умении анализировать.

Суть игры. Родитель перечисляет ребенку несколько слов. Далее попросите его их запомнить. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы назвать все слова, но определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение. Возможные варианты списка слов:

1) яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;

2) тополь, береза, осина, сосна, смородина;

3) лимонад, сок, компот, чай, пирожок и прочее.

Игра «Каскад слов»

Данная игра направлена на развитие слуховой памяти.

Суть игры. Необходимо предложить ребенку перечислять слова, начиная с 2-х слов и постепенно увеличивая словесный ряд, каждый раз прибавляя по одному новому слову.

Целенаправленное развитие памяти у детей дошкольного возраста поможет быстрее усваивать материал… При этом игры и занятия должны быть яркими и…

Любой родитель дошкольника мечтает, чтобы его чадо, переступив порог школы, приносило отличные отметки. Для этого дома малыша учат читать, писать, решать примеры и задачи, забивают детскую головку лишней информацией. А ведь это работа учителей! Родители же должны позаботиться о развитии у детей основных познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. Систематическая и целенаправленная работа поможет им быстрее и надёжнее усваивать школьный материал.

Специфика детской памяти

В трех–четырехлетнем возрасте дети запоминают информацию механически. Чаще всего это любимые песенки, сказки, картинки – то, что вызвало интерес у ребёнка, по-настоящему его поразило. Называется такая память непроизвольной.

К пяти годам родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо учить ребёнка произвольной памяти. Она требует логического осмысления материала, использования специальных приёмов запоминания.

Игры и занятия, подобранные для ее развития, должны быть яркими и увлекательными. Только интересное способно включить внимание и восприятие крошки. Эти познавательные процессы у дошкольника тоже пока «хромают». Дети чаще выделяют второстепенные признаки предмета, не замечая важных. Эта особенность восприятия приводит к обрывочному запоминанию.

Поэтому необходимо развивать и мышление. Оно позволяет обобщить и систематизировать образы и представления.

Немного теории

Память – это отражение прошлого. Она состоит из трёх процессов:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

Физиология второго этапа до сих пор непонятна. Но известно, что специфика развития памяти напрямую зависит от ряда обстоятельств.

  1. Упражнения. Природные задатки – далеко не залог хорошей памяти. Только регулярное совершенствование и тренировка её механизмов приводят к хорошему запоминанию.
  2. Возраст. По мере взросления улучшается не столько память малышей, сколько техника её применения. Если совсем маленькие дошколята запоминают, не прилагая усилий, то есть при помощи непосредственной памяти, то дети постарше умело оперируют различными приёмами запоминания: делая заметки, схемы, применяя ассоциации. В данном случае память становится опосредованной.
  3. Накопленные знания. Ребёнку проще запомнить то, что ему понятно. Вместе с расширенным кругом информации растут интеллект и возможности памяти.
  4. Степень развития умственных способностей. Чем больше ребенок размышляет, анализирует, тем быстрее и лучше он запоминает. 

По типу восприятия выделяют:

  • слуховую;
  • зрительную;
  • двигательную;
  • тактильную память.

Чаще всего преобладает тот или иной её вид, но развивать все нужно комплексно.

Также бывает кратковременная и долговременная память. От них зависит, какие элементы будут храниться в голове несколько минут, а какие останутся на долгие годы.

Тематический материал:

Такие игры отлично развивают мелкую моторику, которая способствует речевому развитию малыша.

Тренировка двигательной памяти

Дети быстро устают и теряют интерес к происходящему. Эти особенности необходимо учитывать, планируя занятие или игру. После непродолжительных умственных нагрузок обязательно следует активный отдых в виде зарядки. Её можно тоже превратить в весёлую и полезную для мозга игру.

«Запрещённый приём». Договоритесь с малышом об одном или нескольких движениях, которые делать нельзя. Теперь ведущий показывает разные элементы. Ребёнок должен быстро их повторить, но пропустить «запрещённые». Весело и задорно!

Наивысший скачок развития малыша происходит именно в дошкольном возрасте. От того, сколько усилий приложат родители для развития памяти и других познавательных процессов, зависят успехи малыша в школе.

Видео: игровые методы развития ребенка

Рубрика: Дошкольники, Школьная жизнь     Комментарии: 3

Развитие памяти у детей

Для развития детской  памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник.  Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре.  Ниже, подборка игр, надеюсь вам понравится.

Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.

«Снежный ком». -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. — Я налью воду и положу мясо. — Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. — Я в чемодан положу халат и тапочки. — Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина.  И т. д.

«Пексессо». Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные — кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…

Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…

«Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием:

«Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

«Узнай предмет» .Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.

«Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

«Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

«Магазин»(для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

«Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

«Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.

Коробочки. Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их. Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.

Рекомендую: Что должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет Подготовка к школе. Занятия для дошкольников Тестирование детей, идущих в первый класс Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Дети до 7 лет усваивают новую информацию лучше взрослых, однако постепенно эта способность ухудшается. Отчасти из-за того, что ребенка окружает слишком много незнакомых для него предметов и явлений. Игры для развития памяти помогают исправить ситуацию: они не только упрощают восприятие информации, но и улучшают внимательность.

image

Самые простые упражнения для развития детской памяти

Если мышцы мы укрепляем двигательными упражнениями, то отделы головного мозга тренируем с помощью интеллектуальных занятий и игр. Необходимо включать в курс несколько типов тренировок, т.к. существует множество видов памяти. К ним относятся:

  1. Зрительная. Отвечает за восприятие более 80% информации. Для здорового человека это самый важный вид памяти. С ее помощью дети и взрослые запечатлевают то, что окружает их.
  2. Слуховая. Занимает второе место по важности. Для детей, которые утратили зрение, даже первое. Позволяет запоминать и отличать пение птиц, голоса людей, автомобильный сигнал и т.д.
  3. Двигательная. Другое название — мышечная память. Важна для людей творческих и технических профессий. Позволяет запоминать и воспроизводить повторяющиеся движения. От этого зависят точность и ловкость. В случае с детьми дошкольного возраста двигательная память помогает развивать мелкую моторику и речь.
  4. Эмоциональная. Отвечает за чувства, переживания и ощущения. Частично позволяет предугадывать события и поступки других людей, поэтому развивает интуицию. Эмоциональная память важна для творческих занятий. Она помогает передавать свои чувства через картины, музыку и скульптуры.
  5. Кратковременная. Хранит информацию в течение нескольких минут. Иногда счет идет на секунды. Она активизируется, например, когда нам диктуют адрес или номер телефона. Чтобы не забыть информацию, человеку постоянно приходится повторять ее. Через 10 минут память очищается. Скорее всего, собеседник уже не вспомнит переданную информацию, если успел записать ее.
  6. Оперативная. Тот тип памяти, который чаще всего используется в повседневности при принятии решений. С ее помощью информация хранится в течение 2-3 суток.
  7. Долговременная. Это память, в которой хранятся данные относительно каких-либо важных событий, например праздников или, напротив, ссор с близкими людьми.

image

Чтобы ребенок развивался всесторонне, в программу должны входить упражнения для развития памяти всех типов.

Перечисление окружающих предметов

Игра подходит для развития визуальной памяти и внимательности. Это увлекательное и простое занятие, поэтому желательно выполнять его как можно чаще. Сначала вы должны постоянно перечислять, что находится вокруг вас.

Дома используете необычные предметы, с которыми ребенок знаком лишь поверхностно, например картины. Рассказывайте, кто их рисовал, какими красками, что изображено на полотне и т.д. Дайте потрогать рамку. Опишите, из какого материала она изготовлена.

На улице обратите внимание на растения. Расскажите, какого цвета лепестки. Как называются травы, кусты и деревья. Объясните, есть ли у растения плоды и съедобны ли они. Возможно, вам удастся вспомнить несколько интересных фактов. Вы можете сорвать лист с дерева и дать потрогать ребенку. Попытайтесь описать форму и цвет. Также рассказывайте о животных, машинах и других окружающих объектах.

В процессе старайтесь включить ребенка в диалог. Хорошо, если он сам задает вопросы, а вы отвечаете на них. Если малыш молчит, возможно, ему скучно. Попробуйте сменить обстановку или подавать информацию иначе. Разговаривайте с детьми как можно чаще. Это укрепляет связь, помогает установить доверительные отношения и улучшает способность концентрироваться.

В дальнейшем, когда ребенок будет лучше представлять, что его окружает, передайте роль рассказчика ему. Просите описать как можно больше предметов вокруг. Упражнение для развития памяти у детей можно усложнить, если ребенок должен будет выбирать объекты по какому-либо признаку. Например, попросите рассказать только о ближайших растениях либо описать цветные предметы.

image

Поиск ранее спрятанного предмета

Игра развивает не только память, но и логику. Если ребенку всего 2-3 года, начать нужно с простого: прячьте предмет при нем, затем просите найти через некоторое время. Вы можете делать вид, что потеряли какую-либо свою вещь, и звать на помощь ребенка. Другой вариант — бытовая подача. Стараясь не привлекать лишнего внимания, при детях положите посуду, свои очки или любой другой предмет в необычное место. Потом сделайте вид, что вы забыли, где оставили вещь.

Позднее задание усложняют. Можно подавать упражнение как сюжетную игру. Например, спрячьте по комнате орехи и скажите ребенку, что белочка потеряла свои запасы. Оставьте следы, которые помогут добраться до награды.

Это могут быть обрывки нити, нарисованные стрелки и т.д. Детям в процессе поиска приходится не только обращать внимание на подсказки, но и запоминать их. В результате у них должна сложиться единая картина, которая поможет добраться до спрятанных предметов. В дальнейшем можно увеличивать количество вещей и уменьшать чисто подсказок.

Определение внешних изменений в собеседнике

Упражнение развивает наблюдательность и память у ребенка. Сначала попросите посмотреть на вас и запомнить, как вы выглядите. Затем ребенок должен отвернуться или выйти из комнаты. В это время вы меняете свой внешний вид. Желательно добавить или убрать какие-то яркие детали. Например, наденьте шляпу. Изменений должно быть не слишком много, хватит 3-4. В дальнейшем можно будет их количество увеличить, а детали сделать менее очевидными.

image

Это упрощенный вариант игры. Усложненный подразумевает описание увиденного. Ребенок должен после первого осмотра рассказать, какие детали он запомнил: цвет глаз и волос, выражение лица, одежду и т.д. Если дети выделяют мало признаков, с ними меняются ролями, чтобы ненавязчиво показать пример. В дальнейшем ребенок будет сравнивать свое описание с вашим и обращать больше внимания на другие детали.

Запоминание текста по памяти

Игра доступна детям, которые умеют читать. Она не только развивает память, но и учит отделять второстепенные факторы от важных. Сначала просто просите ребенка прочитать фрагмент текста. Лучше использовать книги с картинками, чтобы улучшить восприятие информации. В дальнейшем, когда ребенок начнет хорошо запоминать смысл прочитанного, откажитесь от изображений: на этом этапе они будут отвлекать. После чтения попросите пересказать текст. Начните с главного: что описывает фрагмент. Затем попросите назвать как можно больше деталей.

В дальнейшем, когда ребенок будет свободно запоминать и воспринимать текст, усложните задачу. Например, пусть он не только читает, но и подсчитывает количество слов. Выполнение большего количества задач потребует лучшей концентрации.

Если на каком-то из этапов есть затруднения, попробуйте задавать наводящие вопросы.

Рассказ об увиденном

Это упражнение, которое удобно использовать после прогулок. На улице дети получают много новых впечатлений, поэтому всегда что-то запоминают. Попросите ребенка рассказать, что он увидел во время прогулки. Это заставит вспомнить визуальные и слуховые образы. Дополнительно игра позволит вам понять, в каком виде ребенок лучше воспринимает информацию. В дальнейшем вы сможете использовать сильные стороны для более эффективного обучения.

image

Другие варианты игр

Вы можете не только играть, но и использовать тренажеры в виде игрушек, задачников и т.д. Самый простой вариант — карточки с картинками. Например, можно выбрать 4-6 изображений, дать ребенку запомнить их и попросить отвернуться. В это время нужно заменить 1-2 картинки. Затем ребенку дают повернуться обратно и просят найти новые карточки.

Составление кроссвордов

Кроссворды не только развивают логику и память, но и способствуют расширению кругозора. Маленьким детям может быть трудно отгадывать слова, зато они могут составить головоломку с вашей помощью. Вы можете посвятить кроссворд какой-либо тематике, если ребенок уже достаточно эрудирован.

Сначала выбирают первое ключевое слово. Например, хорошо подойдет «память». Запишите его по горизонтали. Следующее слово должно быть по вертикали. Как и в классической версии, нужно подбирать места пересечения букв. Желательно, чтобы это были гласные. Это упростит восприятие. Продолжайте чередовать горизонтальные и вертикальные слова. Начните с небольших кроссвордов. Хватит 10-12 слов. В дальнейшем можно усложнить структуру.

В конце вместе с ребенком допишите вопросы к каждому слову. Они должны быть максимально информативными и понятными для детей. Хоть на первый взгляд составление кроссворда и может показаться проще, чем его разгадывание, в действительности оно сильнее стимулирует работу мозга.

image

Игра в слова

Существует несколько вариантов игр со словами. Самый простой — на запоминание. Взрослый медленно и четко называет несколько знакомых ребенку слов, затем просит повторить в том же порядке. Сначала желательно подбирать близкие по тематике понятия, чтобы детям было проще.

Другая игра на запоминание связана со словесными рядами. Вам нужно заранее подготовить несколько списков из 2-10 слов. Это должны быть не связанные друг с другом понятия. Затем вы зачитываете ребенку первый список и просите назвать как можно больше слов. Если ему это дается с трудом, попробуйте перейти к следующему ряду. Желательно добиться того, чтобы ребенок называл 70-80% слов.

Усложненное упражнение — «Подари слово». Оно хорошо подойдет для большой компании. Дети и взрослые берут мяч, затем передают его по часовой стрелке. Каждый участник должен «подарить» следующему какое-либо слово, ассоциирующееся с ним.

Когда мяч окажется у того, кто начинал игру, порядок меняют. Теперь передавать нужно хаотично. Каждый следующий участник должен называть то слово, которое «подарили» предыдущему.

Рисуй и запоминай

Развивает не только память, но и воображение и мелкую моторику. Назовите ребенку 5-6 слов, затем попросите его изобразить их на бумаге. Сначала подойдут названия животных или предметов. В конце ребенок должен назвать слова, вспоминая их по рисункам.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Например, следует давать не простые слова, а глаголы или прилагательные. Хорошо подойдут афоризмы или устойчивые словосочетания. Однако это вариант для взрослых детей с уже развитой фантазией. Неподготовленный ребенок может растеряться.

Геометрические фигуры

Игры с использованием таких объектов учат детей концентрироваться на осязательных ощущениях. Классический вариант — упражнение с непрозрачным мешком. В него прячут несколько фигурок, затем просят ребенка на ощупь определить форму.

Можно усложнить задачу. В конце попросите ребенка назвать несколько предметов такой же формы. Другой вариант усложнения — необходимость выбрать из нескольких фигурок куб, шар, призму и т.д. Для детей лучше описывать форму простыми словами: «круглая», «квадратная» и «треугольная». Ребенка более старшего возраста можно попросить не только назвать, но и нарисовать предметы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий