9 крутых опытов, которые помогут ребенку освоить программу по химии

–> 29 Октябрь Рубрика: Домашняя лаборатория image

Здравствуйте, друзья!

Мы поздравляем всех маленьких школьников и их родителей с каникулами!

Желаем вам приятного и интересного отдыха!

А у нас в Липецке сегодня выпал снег. Да так много, деревья все как из сказочного леса.

Артём и Александра уже успели в нем как следует изваляться и слепить пару снеговиков) А потом они вернулись домой, пообедали и собрались провести новый опыт с маслом и водой. Как всегда процесс был заснят на видео.

Эксперимент «Волшебные капли»

Смотрим видео)

Объяснение

Ну как вам опыт? Понравился? Не правда ли, очень красиво, даже немного по-космическому получилось) А почему получилось именно так, а не иначе? Будем разбираться!

Сначала предлагаю разобраться, почему растительное масло не смешивается с водой? Ребята наливали маслице в пластиковый стаканчик очень аккуратно и медленно. Они использовали для этого столовую ложку. В результате масло осталось наверху, а вода внизу.

Так происходит потому, что плотность воды больше, чем плотность масла!

Кстати, стаканчик вовсе не обязательно должен быть пластиковым, он может быть и стеклянным. Только кружку непрозрачную не берите, а то будет очень нелегко наблюдать за тем, что происходит.

О том, что такое плотность вам подробно расскажут на уроках физики.

Ну а пока достаточно будет знать, что у каждого вещества есть своя плотность. У монеты плотность больше, чем у воды. И поэтому монетка, брошенная в стакан с водой, обязательно утонет.

А у кусочка дерева плотность меньше, чем у воды и поэтому деревяшка останется плавать на поверхности.

Это интересно! Если добавить в воду соль и хорошенько размешать, то плотность ее повысится!

Итак, мы поняли, почему масло сверху, а вода снизу. Причем, даже если хорошенько взболтать их, хоть миксером, то через какое-то время они снова займут свои места в стакане.

Теперь узнаем, зачем нам пена.

Вместо пены для волос можете использовать пену для бритья, только сначала спросите разрешения у папы.

Пена замедляла скорость падающих в стакан капель цветной воды. Воду мы подкрашивали чернилами, но можно использовать простую гуашь или акварельные краски

Пройдя через пену для волос, цветная капля попадала в масляный слой, и маслице обволакивало ее тонкой оболочкой. И эта оболочка не давала капельке сразу пройти в нижний слой и смешаться с водой. Поэтому синие капли и прыгали на поверхности воды как на батуте или просто спокойно там лежали.

Но, в конце концов, масляная оболочка разрывалась и воде с чернилами больше ничто не мешало проникнуть в водяной слой и смешаться с ним.

Думаю, что теперь вам стало понятно как тут все устроено.

Попробуйте сделать этот опыт самостоятельно. Вам понравится! Ну а если впечатлений будет мало, то советуем попробовать сделать еще и «Цветное мороженное», ход этого не менее интересного эксперимента рассказан здесь.

На сегодня все!

Классных вам каникул!

Артём, Александра, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий! Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. –>

Это один из самых простых и наглядных опытов, который можно сделать дома. Нам потребуется всего лишь сырое яйцо, стакан и немного соли. Для наглядности мы взяли два стакана и два сырых яйца.

image

Начнем наш опыт. Налейте в один из стаканов обычной водопроводной воды. Опустите яйцо в стакан. Что произошло? Яйцо утонуло и опустилось на дно стакана. На фотографии ниже из-за кривизны стакана яйцо забавно исказилось.

Налейте во второй стакан теплой воды. Добавьте в этот стакан 6 столовых ложек соли. И очень хорошо размешайте соль, чтобы она полностью растворилась в воде.

Теперь самое интересное. Аккуратно опустите второе яйцо в стакан, в котором вы только что растворили соль. Яйцо плавает на поверхности!

Объяснение опыта

Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.

Это интересно

Аналогичный эффект мы можем наблюдать на море. Морская вода очень соленая, у нее высокая плотность. Она словно выталкивает нас из воды. Держаться на плаву в такой воде намного легче, чем плавать в пресном водоеме, конечно, если не мешают морские волны.

Плотность и вес

Попытаюсь «на пальцах» объяснить, что такое плотность. Плотность можно определить, как количество вещества, содержащегося в данном пространстве или объеме. Если количество вещества (количество материи) в данном пространстве или объеме больше, то считается, что объект плотнее и тяжелее в то же самое время. Но плотность и вес не одно и то же, это не взаимозаменяемые понятия.

Вес определяется действием на объект силы тяжести. В отличии от плотности, вес зависит от величины притяжения в определенном месте. Для примера рассмотрим обычное яйцо. Его плотность остается неизменной, независимо от того, где оно находится. Даже если вы поместите его в космос в условия невесомости, его плотность не изменится. Но яйцо в космосе потеряет свой вес!

Почему яйцо тонет или всплывает

Как уже было сказано, если опустить объект, который плотнее, чем пресная вода, то объект тонет. Так и произошло, когда мы опустили яйцо в пресную водопроводную воду — яйцо плотнее, оно отталкивает частицы воды и освобождает для себя место, опускаясь на дно. Но когда мы опускаем яйцо в соленую воду, соленая вода тяжелее пресной, у нее больше возможностей удержать яйцо на плаву.

Почему соль делает воду плотнее

Но почему же соль, когда растворяется в воде, делает воду более плотной? Когда соль растворяется в воде, она распадается на ионы, которые затем притягиваются к молекулам воды. За счет этого притяжения увеличивается количество вещества на единицу объема — плотность. Вода теперь состоит не только из молекул водорода и кислорода, к ним присоединились натрий и хлор (так как соль состоит из натрия и хлора). Таким образом в соленой воде больше частиц по сравнению с пресной водой.

Если Ваш ребенок достиг возраста “почемучки”, наверняка, он спрашивал, зачем зимой дорожки посыпают солью? Думаю, на этот вопрос Вы весьма справедливо ответили: “Чтобы не было скользко” или “Чтобы лед и снег растаяли”. Что ж, предвосхищая последующие вопросы маленького любознательного человека, предлагаем провести следующий эксперимент, который поможет разобраться, почему тает снег и лед посыпанный солью при температуре ниже, чем предписанные законами физики 0 градусов; наглядно продемонстрировать ребенку, каким образом соль воздействует на лед; ну и конечно весело и с пользой провести время всем вместе. Итак, для этого по настоящему занимательного опыта по химии нам понадобятся: – лоточки, мисочки для замораживания льда – вода – пищевые красители – соль

Мы уже рассказывали о трех состояниях воды и о ряде опытов и наблюдений, которые Вы можете запросто выполнить в домашних условиях. Одним из них было наблюдение за замерзанием воды и таянием льда. Что ж, приступим. Для начала наберем воду в лоточки и разнообразные формочки и поставим их в морозильную камеру или вынесем на балкон или на улицу, если там достаточно холодно. На самом деле, можно воспользоваться и обычной формой для замораживания льда, но тогда кубики получаются слишком маленькие для того, чтобы наблюдать за туннелями, которые возникают в процессе таяния льда при воздействии на него солью. Когда вода основательно замерзнет, выкладываем куски льда на поднос с высокими бортами или в глубокую тарелку. Предлагаем малышу посыпать лед солью. Для моего сына – это был настоящий праздник. Сыпать соль, много-много, а не маленькую ложечку в суп или кашку, когда готовим вместе))) Затем сверху посыпали пищевыми красителями разных цветов. На самом деле, можно взять жидкую акварель и смешать ее с солью или растворить в небольшом количестве воды гуашь и соль и уже этим раствором при помощи пипетки поливать ледяные фигуры. Но и первый вариант отлично работает. Для эксперимента один брусок льда мы посыпали мелкой пищевой солью, второй и третий – крупной. Затем все три посыпали пищевыми красителями, с той лишь разницей, что на первых двух сынок, вооружившись кисточкой, смешивал краситель с солью, затем снова посыпал солью и снова красителем. А третий я просто отставила в сторону, чтобы посмотреть, будут ли какие-нибудь отличия. Должна признаться, энтузиазма ребенка хватило надолго. Он с удовольствием посыпал, смешивал соль с красителями и наблюдал за дорожками-туннелями, которые появлялись во льду и окрашивались разными цветами. Мы обсудили еще раз, что лед холодный, а в комнате тепло и он тает. К тому же мы посыпаем его солью, таким образом ускоряя процесс таяния в результате которого лед превращается в воду (в нашем случае скорее в цветную жидкость-раствор из воды, соли и красок). ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ОБЪЯСНЕНИЕ Как известно вода замерзает при температуре 0 градусов. Когда мы добавляем соль, мы получаем соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. 10% раствор замерзает при температуре – 6, а 20% при температуре – 16. На дорогах и тротуарах, посыпая лед солью, мы заставляем его растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания. Когда в данном опыте мы наблюдали за тем, как соль заставляет лед таять, мы наглядно видели, как происходит процесс растворения соли – вначале лед вокруг кристалла соли тает, а затем процесс таяния распространяется от этой точки. Если же температура на улице ниже 12 градусов посыпать дороги солью не имеет большого смысла, так как соль не может проникнуть в воду и раствориться в ней. В таком случае гораздо эффективнее просто посыпать дороги песком, таким образом обеспечив сцепление с поверхностью. БОЛЕЕ НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ. Когда мы смешиваем соль со снегом происходит два процесса: разрушается кристаллическая структура соли с поглощением тепла, а также гидратация ионов с выделением тепла в окружающую среду. Для поваренной соли и хлористого кальция первый процесс превалирует над вторым. Именно поэтому происходит активный отбор тепла из окружающей среды при смешивании снега с этими солями. Стоит также отметить, что соляные растворы замерзают при температуре ниже 0 градусов. Другими словами, добавление соли к воде снижает точку ее замерзания. Поэтому чтобы снег и лед растаяли и повторно не замерзали при температуре ниже 0, их посыпают этими солями.Прикрепления: Картинка 1 [2] Категория: ИГРЫ подвижные, дидактические, компьютерные, сюжетно-ролевые, наглядный материал Просмотров: 15 604 | Автор: Симфония от 15.07.2021, 14:07 Спасибо сказали (6): , , , , ,

МОИ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ С ЖЕСТКОЙ ВОДОЙ

Посмотрите, например, на мою жизнь. Я родился в штате Виргиния, на ферме, расположившейся недалеко от реки Потомак. Мы брали всю необходимую нам воду из колодца, и это была кристально чистая, свежая сверкающая вода. Однако она была очень жесткой и содержала в виде взвесей или в растворенном виде карбонат кальция и другие неорганические минералы, обычно присущие всем известнякам.

Когда мы кипятили колодезную воду, на стенках посуды откладывались слои этих веществ, которые со временем вызывали образование дырок на днищах чайников и кастрюль – постоянно приходилось их выбрасывать и покупать новые, однако через какое-то время они тоже оказывались на помойке.

Мыть посуду, стирать белье и выполнять другие работы, используя эту воду, было очень трудно. Мыло в ней совершенно не мылилось.

Однако главную опасность жесткая вода представляла для людей, которые ее пили.

Моему дедушке было в то время за 60. Он был плотным, высоким, сильным человеком, весившим около 90 кг и имевшим, несмотря на свои годы, крепкие мускулы.

Он хорошо разбирался в лошадях, был прирожденным охотником и всю жизнь усердно работал на своей ферме.

Я помню день, когда у него случился первый инсульт. Все наше многочисленное семейство Брэггов сидело за обеденным столом. Вдруг раздался грохот тарелок, разбившихся под тяжестью дедушки, упавшего на них грудью. Когда прибыл деревенский врач, он с грустью сообщил нам, что у дедушки удар и левая сторона тела парализована.

С тех пор несчастный дедушка требовал постоянного ухода и внимания. Из-за полной парализации левой половины тела он не мог самостоятельно даже ходить, и поэтому кто-то должен был поддерживать его при прогулках. Он полностью потерял контроль над процессами отправления естественных потребностей в туалете. Более того, этот беспомощный и больной человек стал часто впадать в беспричинный гнев. Стало очень трудно его кормить, так как он разучился жевать. Нам удавалось впихнуть в него только очень жидкие или протертые продукты.

Дедушка, тот чудесный человек, которого мы знали в течение многих лет, пропал, фактически он для нас умер. Вы можете представить, какой груз ответственности и забот взвалил больной на моих родителей и всю семью в целом. Несчастный, беспомощный человек влачил такое существование (нормальной жизнью назвать это нельзя) еще три года, затем последовал второй, и последний удар, и он умер в физическом смысле.

Его тело было отправлено в больницу Джона Хопкинса в Балтиморе. После вскрытия врачи рассказали нам, что его артерии были окаменевшими. Из-за чего? Из-за того, что мой дедушка родился на нашей ферме и прожил там всю свою жизнь, постоянно употребляя для питья жесткую воду.

Я был в то время еще маленьким, но помню, как отец рассказал мне о результатах вскрытия. Тогда я спросил его, как могли артерии превратиться в камень. Однако отец не смог дать мне исчерпывающего ответа. И именно тогда я сказал себе, что я должен выяснить, почему артерии дедушки так сильно изменились. Я начал читать книги по медицине, которые мне давал мой дядя Уильям, – наш семейный доктор. Но я все не находил ответа на занимавшую меня проблему и засыпал дядю Уильяма сотней вопросов о причинах заинтересовавшей меня болезни.

Прошло очень много лет, прежде чем мне удалось добраться до сути дела и получить ответы на мои вопросы. Но пока это случилось, мне пришлось стать свидетелем многих бед, которые творила жесткая вода с членами моей семьи, нашими родственниками и друзьями.

В человеческом теле можно выделить семь основных типов соединения костей, обеспечивающих различную степень их подвижности. Между соединяемыми элементами находится прозрачно-желтая жидкость, называемая в медицине синовиальной. Она играет роль смазки, позволяя костям легко поворачиваться относительно друг друга в месте соединения. Если же вместо такой жидкости там оказываются неорганические минералы, поступившие с питьевой водой, и ядовитые кристаллы, то каждое такое перемещение будет даваться человеку с трудом, вызывая при этом болезненные ощущения.

На нашей ферме работало много негров, многие из которых были чудесными людьми. Мы все вместе составляли как бы одну большую семью. Одну из негритянок, которая вела хозяйство в нашем доме, звали Бесси-Луиза. Она была нам как родная, и мы все ее очень любили. Со временем Бесси-Луизу стали мучить артриты рук, кистей, локтей, коленей и лодыжек. С каждым днем боли становились все мучительнее. Порой она не могла выдерживать эти боли и начинала безудержно плакать.

Я спрашивал нашего семейного доктора о причинах заболевания артритом – мне хотелось знать, существует ли средство, способное помочь нашей бедной Бесси-Луизе или хотя бы облегчить ее страдания. Доктор ответил мне откровенно.

«Поль, – сказал он, – мы не знаем, почему эта напасть поражает людей, почему они так сильно мучаются от нее, и у нас нет лекарств, чтобы действительно помочь Бесси-Луизе. Единственное, что мы можем сделать сейчас для бедняжки, – дать ей обезболивающие средства».

Через какое-то время Бесси перестала вставать с кровати, страдая от постоянных болей, и через несколько лет умерла, не дожив и до 65 лет. Особенно тяжелыми и мучительными были для нее последние дни.

И я страдал вместе с этой глубоко несчастной женщиной, не находя возможности хоть как-то помочь ей. Каждый день, прежде чем отправиться спать, я снова и снова пытался отыскать выход из тупика, в который она попала.

Ведь мы жили на большой и прекрасной ферме, где никогда не было недостатка в продуктах питания. Дом наш был удобным и комфортабельным. Наша замечательная ферма стояла на берегу могучей реки.

Но сколько же болезней подстерегали людей, особенно взрослых, которые жили в этих чудесных местах. Можно свести общий результат воздействия этих болезней к одному слову – «горе». Практически каждый день я слышал, как моя мать спрашивала встретившихся ей людей: «Как ваше состояние сегодня?» И почти всегда далее следовал горестный рассказ о тех мучениях, которые испытывали ее собеседники.

И я снова и снова шел к моему доброму и терпеливому дяде и засыпал его вопросами, главным из которых был такой: «Почему от болезней страдает так много людей?» – «Хотел бы я знать», – был его обычный ответ, который, конечно, не мог меня удовлетворить. И тогда я в который раз говорил себе: «В один прекрасный день ты отыщешь причину, почему так много людей страдает от подобных болей».

Эксперименты

Увидим своими глазами, как выглядит осмос, и что произойдет с картофелем в пресной и соленой воде

image

Ход работы:

Налейте в три стакана воды. Первый оставьте как есть. Второй немного посолите (до 1 чайной ложки соли) и размешайте. Третий раствор должен быть наиболее концентрированным – добавьте 3-5 чайных ложек соли и размешайте.

image

Картофель почистите и вырежьте 3 одинаковых по размеру кусочка. Опустите в воду. Вы сразу заметите, что в третьем стакане картофель поднимется на поверхность. Это знак того, что водный раствор соли плотный.

Через несколько часов можно проверять, как изменились наши картофельные кубики. И вот какие выводы можно сделать:

  • 1 образец, который находился в обычной воде, набух – молекулы воды с малой концентрацией проникли в клетки картофеля со слабо соленым соком;
  • 2 образец остался без изменений – установилось равновесие веществ, сравнялось осмотическое давление;
  • 3 образец деформировался, уменьшился – так произошло из-за извлечения овощного сока в сторону соленого концентрированного раствора.

image

Благодаря явлению осмоса растения впитывают влагу и растут. Вы можете поместить сорванную веточку в вазон с водой и заметите, как она через некоторое время расправится и выровняется.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий