Валентина Резниченко: 50 секретов для родителей. Воспитание подростков

Школьные ранцы

  • Delune
    • 3-серия
    • 7-серия
    • 7-mini
    • 9-серия
    • 10-серия
    • 11-серия
    • Full-set (с наполнением)
  • Winner One / SkyName
    • 2000-серия
    • 5000-серия
    • 6000-серия
    • 7000-серия
    • R-4 серия
    • Ранцы с наполнением

Школьные рюкзаки 1-4 класс

  • R1-серия
  • R2-серия
  • R3-серия
  • Рюкзаки с наполнением

Подростковые рюкзаки

  • Easy girl – серия
  • Easy man – серия
  • Town girl – серия
  • Town man – серия

Мешки для обуви

  • DeLune
  • Winner One / SkyName

Школьные пеналы

  • DeLune
  • Winner One / SkyName

Комплекты Фартуки для труда Детские чемоданы Сумки спортивные Дошкольные прогулочные рюкзаки Молодежные рюкзаки Рюкзаки Статьи

  • По цене (дешевле – дороже) image
  • По цене (дороже – дешевле) image
  1. Статьи
  2. Советы родителям по воспитанию подростков, рекомендации психологов

Содержание статьи: Все родители с беспокойством ожидают, когда их ребенок войдет в подростковый возраст. Большинство из них понимают, что это трудный этап в развитии ребенка, который является судьбоносным для него. Ребенок пребывает в конфликте с самым собой и окружающим миром. Тогда обычная симпатия воспринимается, как сильная любовь, а родительская забота – как жесткая диктатура. В этом возрасте парни и девушки часто совершают ошибки, делают первые шаги во «взрослую» жизнь и прощаются с детством. Из-за незрелой социальной адаптации они опять возвращаются в детство. Это связано с тем, что они хотят принимать решения самостоятельно, но пока еще не готовы нести за них ответственность. В этот период родителям стоит отказаться от излишней опеки или, наоборот, диктатуры. Важно быть рядом, чтобы вовремя дать совет или помочь ребенку.

Трудности воспитания подростка

Подростковый возраст делится на 3 этапа: • Ранний – от 10 до 14 лет. • Средний – от 14 до 17 лет. • Поздний – от 16 до 17 лет. В этот период происходит половое созревание и окончательно формируются вторичные половые признаки. У девочек этот период обычно начинается немного раньше, чем у мальчиков. У большинства детей переходной возраст наступает в 11 – 13 лет. У девочек появляется менструация, а у мальчиков – эякуляция. Для подростков характерны резкие перепады настроения, беспокойство, упрямство. Они все больше времени проводят со сверстниками, могут появиться трудности в учебе. Родители должны учесть эти физические и психические особенности. В подростковом возрасте дети чаще конфликтуют с родителями и сильнее переживают все эмоции. Матерям и отцам не стоит провоцировать ссоры, упрекать ребенка, так как подобные действия только усугубят ситуацию. Если ребенок один в семье, то подростковый возраст у него протекает сложнее. Этот период тяжелый и для детей, и для родителей. Важно проявлять терпение к чаду, чтобы не спровоцировать у него нервные расстройства. Обычно к 16 годам ситуация нормализуется. Задача родителей – любить, ценить своих детей, даже в таком состоянии. Им важно видеть, что вы относитесь к ним с уважением, гордитесь ими. Подростки стремятся быть самостоятельными, взрослыми, всячески самовыражаются, для них мнение друзей и знакомых важнее авторитета взрослых. Эти эмоции заставляют их бунтовать практически против всего. А родителям, которые совсем недавно были главными в их жизни, тяжело принять подобные изменения. Таким образом можно выделить основные проблемы воспитания подростков: • Критическое восприятие действительности. • Появление новых кумиров. • Частые перепады настроения. • Повышение финансовых требований. • Появление своего мнения в оценке партнера и вопросах выбора профессии. В запущенных случаях существует риск появления влечения к наркотическим средствам, психические расстройства, склонность к правонарушениям.

Ошибки родителей

Воспитание современных подростков отличается от советского. Это связано с тем, что современные дети родились в эпоху интернете и смартфонов, они воспринимают информацию по-другому. Многие отцы считают, что для воспитания мальчика подростка подходит суровая муштра. Однако таким способом они только отдалят от себя ребенка и испортят ему юность. Конечно, мужественность нужно воспитывать с детства, но лишать ребенка ласки, родительской любви, сочувствия и внимания к окружающему миру не стоит. Таким способом вы вырастите жесткого и бесчувственного мужчину. Во время воспитания следует учитывать особенности характера парня, его увлечения. Многие отцы не позволяют ребенку проявить слабость, восклицая: «Ты же мужчина!» Это в корне неправильно, ведь мальчик переживает тяжелые изменения в психике. Не стоит также чрезмерно баловать ребенка, так как из него вырастет эгоист. Многие родители не сдерживаются и ссорятся перед мальчиком-подростком, что может стать причиной его жестокости к женщинам в будущем. Настоятельно не рекомендуется упрекать парня в чем-то, сравнивая его со сверстниками. Это понизит самооценку ребенка и отдалит его от вас еще больше. Некоторые родители считают, что строгость – это лучший метод воспитания девочек. Этот способ никогда не будет эффективным, если дочка не получила заслуженной нежности, отцовской заботы и материнской опеки. Некоторые отцы слишком категорично относятся к своей дочери, отдают ей приказы, которые не подлежат обсуждению. Это приведет к тому, что девочка станет замкнутой из-за того, что ее личность не воспринимают, и затаит обиду на весь мужской пол. Другие родители, наоборот, ставят потребности дочки превыше всего. Но это тоже неправильно, ведь когда девочка начнет делать первые самостоятельные шаги, она столкнется с жестокими реалиями мира. Некоторые отцы, которые мечтали о рождении сына, пытаются вырастить из дочери мужеподобное существо. Девочки всячески сопротивляются давлению отца, но те принимают все усилия, чтобы реализовать свою мечту. Это может закончиться весьма плачевно для ребенка. Родителям стоит изучить ошибки воспитания подростков, чтобы вырастить полноценную, уверенную в себе личность, которая всегда найдет в них поддержку. Они должны пытаться всеми силами сохранить доверительные отношения с ребенком.

Особенности воспитания девочек

Родители должны стремиться сделать переходной возраст своей дочери счастливым. В этот период девочки все чаще крутятся перед зеркалом, изучая перемены в своей внешности, некоторые из них пугают девушек. Чтобы не снизить самооценку ребенка, удержитесь от замечаний по поводу внешности. Воспитание девочки-подростка пройдет легче, если ранее вы были авторитетом для нее. Если же вы мало уделяли внимания ребенку, то будьте готовы к трудностям. Если дочь поделилась с вами какой-нибудь тайной, то обязательно сохраните ее от остальных членов семьи. Тогда она будет больше вам доверять. Не стоит чрезмерно хвалить девушку, так как ее самооценка может повыситься до неприличных размеров. Тогда у нее возникнут проблемы в общении с окружающими. Однако унижать или стыдить подростка тоже не рекомендуется. Это грозит тем, что она будет неуверенная в себе, замкнутая и будет постоянно ощущать чувство вины. Тогда в будущем она будет довольствоваться малым, не понимая, что заслуживает большего (работа, партнер и т. д.). Дружеские, доверительные отношения – это лучший стиль воспитания девочки. Демонстрируйте на своем примере правильный стиль поведения и общения. Объясните ей, что поступать с другими нужно так, как она хочет, чтобы поступали с ней. Расскажите, что в конфликтных ситуациях лучше промолчать или посчитать до 10, тогда эмоции немного поутихнут и найдутся правильные слова. В этом возрасте девочки хотят быть «как все», поэтому если она просит вас купить вещи или аксессуары, которые носят большинство ее знакомых, то согласитесь не это. Если у дочки есть проблемы с зубами или волосами, то срочно займитесь их восстановлением. В противном случае она будет смущаться и избегать общения. Чтобы добавить уверенности дочери, запишите ее в спортивную секцию, на танцы или уроки музыки. Пусть она попробует разные виды деятельности, чтобы определится с интересами. Если у девочки появился парень, то старайтесь незаметно контролировать ситуацию. Предложите ей пригласить его в гости, узнайте побольше о его семье. Именно в этот период нужно рассказать дочке о беременности, венерических заболеваниях, возможности насилия. Если вы заметили, что девочка все больше начала интересоваться темой секса, а ее отношения с парнем зашли далеко, то поговорите с ней на тему предохранения от ранней беременности. К домашним обязанностям дочь нужно приучать с раннего детства. Если до подросткового возраста вы ее не приучили к чистоте и порядку, то вам будет тяжело. Чтобы приучить ее к уборке, избавьтесь от ненужных вещей, разделите зоны уборки и научите правильно распределять время. И помните, критиковать ее действия категорически запрещено, так как именно вы виноваты в том, что дочь не умеет убирать или готовить еду.

Как воспитать мальчика-подростка

Воспитание подростка мальчика – это сложное занятие, которое требует большого терпения. Родители должны дать больше свободы ребенку, но при этом незаметно контролировать его. В начальной и средней школе отцы выходят на первый план, но мамы по-прежнему много значат. Будущим мужчинам следует знать, что они всегда могут положиться на маму, не следует глушить их нежные чувства. С 6 до 14 лет – это идеальный период для отца оказать на мальчика влияние, это время нужно тратить с пользой. Играйте с ним на свежем воздухе, просто гуляйте, разговаривайте о жизни, рассказывайте о собственном детстве, найдите совместные занятия и хобби. С 14 лет происходит серьезный рывок в физическом и психическом развитии парня. Он ищет ответы на серьезные вопросы, желает окунуться в новые приключения, ставит перед собой определенные цели, определяет приоритеты на будущее. Именно в этот возрастной промежуток родители теряют контакт с детьми. Это связано с тем, что отец и мать предъявляют подросткам стандартные требования: усердно учиться в школе, выполнять работу по дому. Но ему уже нужно нечто больше. В этот период важно найти «наставника» для парня. Это может быть тренер, старший родственник, учитель и т. д. Важно найти надежного человека, с которым у вашего ребенка складываются доверительные отношения. Задача «наставника» не допустить фатальных ошибок, ответить на важные вопросы, которые касаются секса, выбора карьеры, алкоголя, наркотиков и т. д. Если у вашего сына нет «наставника», то он может начать бесполезную борьбу с родителями в попытке самоутвердиться и отстоять собственную независимость. Существует другой вариант развития событий – подростком замыкается в себе и впадает в депрессию. Если мать и отец по-прежнему живут интересами своего сына, то он с удовольствием делится с ними своими мыслями и сомнениями. Задача родителей – сохранить доверительные отношения. Но иногда у парня возникает желание поговорить с другими взрослыми. Согласно психологическим исследованиям, наличие «наставника» или просто хорошего знакомого взрослого человека помогает уберечь ребенка от преступных действий.

Формы и методы воспитания подростков

В подростковом возрасте нужно продолжать воспитывать ребенка. В этот период дети очень сильно прогрессируют. Конечно, вам предстоит пережить много кризисов, но в конечном счете, при усилиях родителей, он станет независимым, ответственным, общительным и уверенным в себе человеком. Родители должны уделить внимание нравственному воспитанию подростка. Контролировать своего ребенка необходимо, только делать это нужно мягко и незаметно. Побольше общайтесь с ним, узнайте, чем он увлекается, какими сайтами интересуется в Интернете. Нравственное воспитание подростка состоит из следующих пунктов: • Интересуйтесь увлечениями ребенка. • Не спешите негативно оценивать вкусы детей, иначе он замкнется, и вам опять придется налаживать контакт. Отнеситесь к их самовыражению нейтрально и увидите, подросток самостоятельно от этого отойдет. • Почаще общайтесь с ребенком, чтобы он не чувствовал себя одиноким. • Будьте снисходительны, проявляйте понимание. • Не прощайте ребенку только откровенные грубости, следите, как он себя ведет, чтобы не упустить момент, когда ему нужна будет помощь, например, при наркотической зависимости. • Следите за своей речью, ваши слова могут ранить впечатлительного подростка. Создайте благополучную атмосферу в семье, будьте оптимистами, чтобы он знал, что на родителей всегда можно положиться. Сексуальным воспитанием подростка должен заниматься родитель одного пола с ним. Важно рассказать ребенку, как защитить и сохранить свое здоровье. Родители должны рассказать парню или девушке о строении их половых органов, их функциях. Объясните, как происходит половое созревание, с какими изменениями ребенку придется столкнутся (менструация, увеличение груди, оволосение интимных зон, эрекция и т. д.). Подробнее расскажите о заболеваниях половых органов, которые возникают при нарушении правил гигиены. Подросткам следует знать о венерических болезнях, методах контрацепции. Также они должны иметь представление о пагубном воздействии сигарет, алкоголя и наркотиков. Правовое воспитание подростков помогает сформировать уважение к закону, законопослушное поведение, толерантное отношение к людям, понимание ответственности за содеянное правонарушение. Детей нужно ознакомить с основными положениями Конституции РФ, Конвенцией о правах ребенка, основными отраслями права, которые касаются их правового статуса. Особое внимание следует уделить воспитанию трудных подростков, детям из неблагополучных семей. Вопросом их воспитания должны заниматься образовательные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и другие государственные организации. Таки подростков нужно приобщать к спорту, творчеству, проводить с ними индивидуальные профилактические беседы. В переходном возрасте происходит стремительное физическое развитие ребенка. В этот период следует задуматься о физическом воспитании подростка. Занятия спортом необходимы для правильного формирования конституции, укрепления мышц, поддержания общего здоровья, укрепления иммунитета. Кроме того, физическая активность поможет выплеснуть скопившуюся энергию активного ребенка. Иногда родителям кажется, что подростковый возраст длится бесконечно, однако он пролетит так же быстро, как детство. Переход ребенка из детства в мир взрослых всегда сопровождается щемящим сердце родителей чувством одиночества. В этот период мать и отец должны относиться к детям снисходительно, незаметно их контролировать, при необходимости внимательно выслушать, дать совет и поддержать. Однако не стоит поощрять неправильное поведение ребенка. Помните, решить проблему всегда можно диалогом. –>

С наступлением подросткового возраста коренным образом меняется образ жизни ребенка: большую часть времени он начинает проводить вне семьи – в школе, на улице, в общении со сверстниками или другими взрослыми людьми за пределами своего местожительства. Даже в моменты физического пребывания дома психологически подросток большей частью находится вне его, размышляя о школьных и других внесемейных делах.

Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, средств массовой информации и культуры. Учение как таковое отходит на второй план, а главная психологическая активность подростка направлена на формирование личности.

Школа является для подростка переходным звеном на пути отдаления от семьи и самостоятельного выхода в мир. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью: в школе сохраняется отношение к подросткам как к детям, взрослые находятся в позиции воспитателей и предъявляют соответствующие требования. Более равноправными отношения учеников с учителями становятся только при переходе в старшие классы. Взрослые, с которыми подростки вступают в общение, – руководители кружков, спортивные тренеры и прочие – это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как деловые и официальные.

Школа формирует у юношей и девушек определенные качества, необходимые для перехода к самостоятельной жизни. В первую очередь воспитываются качества, связанные ссамообслуживанием, устройством собственной жизни во всех смыслах. Молодые люди, оканчивающие школу, должны уметь самостоятельно находить работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, обеспечивать себя питанием и одеждой, решать другие деловые и личные проблемы, связанные с устройством жизни, которые достаточно легко решает социально адаптированный взрослый человек.

Для самостоятельной жизни необходимы также качества, касающиеся ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого выпускника школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих его отношение к миру, к людям, к самому себе. Однако практика показывает, что устойчивое мировоззрение в старших классах школы еще только начинает формироваться и не до конца складывается даже в течение всего периода юности. Именно поэтому молодежь оказывается основной группой риска при вовлечении в криминогенную деятельность и экстремистские организации, привлекающие внешней атрибутикой, за которой стоят подавляющие самостоятельную личность идеи.

Отсюда вытекает задача воспитания еще одной группы личностных качеств – нравственной основы личности и ее культуры. К окончанию школы у молодых людей должно быть сформировано нравственное мировоззрение, они должны утвердиться в своих представлениях о том, что считают для себя допустимым, а что – нет. В принципе, усложняющаяся по мере взросления школьника жизнь сама все чаще заставляет его делать собственный нравственный выбор ради сохранения благополучных отношений с окружающими и поддержания положительной самооценки. Старшеклассники гораздо более зрело, чем подростки, трактуют понятия справедливости и порядочности. Если в пятом классе большинство учеников на вопрос, что значит разделить что-то ценное по справедливости, отвечают: «Справедливо – это когда всем одинаково», то в десятом классе отвечающих таким образом практически не остается, все говорят: «Справедливо – это когда каждому в соответствии с его вкладом».

Все перечисленные качества личности необходимо формировать у школьников в годы обучения, и основная воспитательная нагрузка приходится именно на средний и старший школьный возраст. Данный период в масштабах жизни учащегося продолжается довольно долго – обычно семь лет, но этого времени для воспитания качеств, необходимых в жизни, хватает не всем. К окончанию школы выпускники довольно сильно различаются между собой по степени «повзросления»: кто-то полностью готов к самостоятельной жизни и психологически гораздо больше схож со взрослыми, а кто-то еще длительное время остается инфантильным.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо с первых же месяцев обучения детей в среднем звене школы постепенно изменять соотношение времени, затрачиваемого на учебу и воспитательные мероприятия. Это время – показатель важности соответственно учебных и воспитательных, развивающих человека интеллектуально и личностно задач. Школьникам необходимо дать больше времени и возможностей для личностного развития. Опыт показывает, что если в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание и личностное развитие отстают, расцениваются как нечто второстепенное, то в целом это замедляет процесс психологического взросления детей. В результате к окончанию школы они по уровню социально-психологического развития отстают от сверстников, находившихся в более благоприятных для личностного развития условиях, подчас на четыре-пять лет. Если же в средних и старших классах школы приоритет отдается воспитанию, т. е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества становятся основой совершенствования человека во всех видах деятельности, в том числе и в учебной.

Общение со сверстниками и взрослыми по своей структурной организации и содержанию у подростков по сравнению с начальной школой значительно меняется. В подростковом возрасте усиливается тяга к общению со сверстниками, следствием чего становится некоторая психологическая изоляция подростков от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Но даже при снижении влияния взрослых на подростковые группы это естественное стремление подростков и юношей к межличностному общению в пределах своего возраста можно употребить с максимальной пользой для воспитания.

Подростки и юноши образуют замкнутые одновозрастные группировки потому, что их начинают волновать важные жизненные вопросы и они не видят возможности открыто обсудить их не с кем иным, кроме как друг с другом. Помимо этого, у подростков возникает множество специфических именно для данного возраста интересов, удовлетворить которые они в состоянии только при непосредственном общении друг с другом, так как взрослым их дела могут казаться неинтересными и не заслуживающими внимания. Многие из этих вопросов и интересов имеют большое значение для личностного развития. Через общение со сверстниками подростки и юноши усваивают нравственные идеалы, нормы и формы поведения не в виде отвлеченного знания о том, «как надо», а в виде принимаемых для себя лично ценностей. Контактируя друг с другом, пробуя себя в совместных делах, примеряя на себя различные роли, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания.

Чтобы возможности, создаваемые общением, были максимально реализованы детьми, им необходимо как можно больше взаимодействовать не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы неформальные, стихийно образующиеся группировки детей были на виду у взрослых, но не для прямого вмешательства в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние.

Взрослые, включающиеся в общение подростков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. В действительности подростки очень нуждаются в помощи старших, хотя сами могут не осознавать этого, не искать такой помощи и не стремиться к установлению и усилению психологического контакта со взрослыми. Дети в силу недостаточного уровня личностного развития часто не могут найти правильные ответы на волнующие их вопросы, которые они активно обсуждают между собой, и тут помощь взрослых неоценима, только надо правильно и корректно ее организовать.

Особенно благоприятные возможности для общения подростков и юношей со взрослыми создает их совместный труд. Участие в труде вместе со взрослыми формирует у подростка чувство подлинной взрослости и ответственности. Для ускоренного развития у подростков этого чувства их необходимо включать в совместный труд, очерчивая им четкий круг прав и обязанностей. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность не просто казаться взрослым, а действительно быть им. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное ему доверие, и чем старше он становится, тем в более равноправном по отношению ко взрослому положении оказывается в семейном труде и в какой-то момент может полностью заменить взрослого, выполнив определенную работу совершенно самостоятельно.

Для того чтобы подростки со свойственным им обостренным стремлением к независимости положительно воспринимали руководство их деятельностью со стороны взрослых, это руководство должно быть основано на равноправном, уважительном отношении к ним, опека не должна выходить за грани разумного. Дети отвергают как чрезмерную заботу о них, так и деспотическое управление, основанное на желании взрослого продемонстрировать свою власть. Такое поведение взрослых вызывает у подростков и тем более у старшеклассников решительный протест. Особенно сильны последствия авторитарного поведения взрослых по отношению к растущим в семье детям. Установлено, например, что дети слишком авторитарных родителей начинают бояться самостоятельно принимать решения, утрачивают желание брать на себя ответственность. Они менее уверены в себе, менее любознательны, менее зрелы в социально-нравственном отношении, хотя с проблемами чисто интеллектуального характера могут справляться ничуть не хуже сверстников, выросших в семьях с демократическим стилем воспитания.

Воспитание через средства массовой информации и культуры специфично тем, что этим процессом управлять труднее, чем воздействием школы, семьи и сверстников. СМИ оказывают влияние на молодое поколение, пропагандируя определенные цели и ценности жизни, образцы поведения.

Интересоваться газетами, журналами, телепередачами, интернет-ресурсами, предназначенными для взрослых, дети обычно начинают еще в младшем подростковом возрасте. Если процессом потребления подростками информации, содержащейся в этих источниках, не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к информации определенного рода ее воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из множества существующих в наши дни источников.

Искусственно ограничить обращение ребенка к современным источникам массовой информации и культуры невозможно. Соблюдать или не соблюдать возрастные ограничения для просмотра фильмов и телепередач, чтения литературы и периодики, пользования интернет-ресурсами – личное дело семьи, в которой воспитывается ребенок, а если он хорошо владеет современной техникой, то может и пренебречь позицией родителей, тем более что их возможности по контролю за тем, что смотрит, читает и слушает их ребенок, далеко не безграничны. Вместо того чтобы устанавливать какие-либо ограничения и запреты, разумнее формировать у детей определенный вкус, социальную и культурно-эстетическую позицию. Окружающие ребенка взрослые могут оказать ему в этом неоценимую помощь. Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит и потому имеет возможность порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку или юноше, прокомментировать полученные им сведения.

Желательно, чтобы информирование о социальных, политических, экономических и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься не только учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработаются потребность в обращении к средствам массовой информации и культуры, установка на понимание, знание, запоминание прочитанного, увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность в восприятии информации. Рекомендуя что-либо детям, родители и учителя постоянно должны иметь в виду воспитательное значение обращения к средствам массовой информации.

Молодежная мода и массовая культура также оказывают на детей большое воспитательное влияние, и по тому, насколько сильно подростки ими увлекаются, может показаться, что влияние это достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. На самом деле это далеко не всегда так: глубокое, серьезное и долговременное влияние оказывают те образцы массовой культуры, которые действительно имеют художественную ценность, но их не так много. Б?льшая часть временных увлечений подростков явлениями массовой культуры поверхностны и с возрастом проходят, а сами эти культурные явления забываются. Тревогу должны вызывать не сами по себе увлечения подростков и юношей массовой культурой, а их долговременные последствия: длительное отвлечение внимания от других, более серьезных, источников личностного развития и, как следствие, потеря ценного времени, а в дальнейшем – утрата желания прикладывать духовные усилия для осмысления и переработки поступающей информации.

Временность и преходящесть увлечений модой и массовой культурой не означают, что они вообще не оказывают влияния на личность подростка или старшеклассника. Влияние это, несомненно, имеет место, но оно опосредуется общением со сверстниками, разделяющими подобные увлечения. Известно, например, что следование одной и той же моде, интерес к одним и тем же явлениям массовой культуры служат для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропагандисты имеют определенные общие взгляды. Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы подростков и юношей нередко выступают признаком сходства волнующих их личных проблем. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно, в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге людей, направляет воспитание.

 image

Половое воспитание подростков — горячая тема для педагогов и родителей. Девочки 9-10 классов уже приходят к школьному психологу с проблемами измен, любовных треугольников. Они начинают пробовать свою женскую силу, соблазняя то одного, то другого. Разберемся с этой темой, привлекая знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана…

8018 29 Июня 2019 в 11:20

Половое воспитание подростков — горячая тема для педагогов и родителей. Девочки 9-10 классов уже приходят к школьному психологу с проблемами измен, любовных треугольников. Они начинают пробовать свою женскую силу, соблазняя то одного, то другого. Девочка-подросток ищет любовь, соглашается на секс с одним, другим, третьим, но постоянно разочаровывается и остается проигравшей. Уже в таком юном возрасте она страдает, так как ей кажется, что мальчики использовали ее.

Мы ошибочно пытаемся запретить, ограничить секс у подростков, а это невозможно — инстинкты сильнее запретов. Тогда мы пытаемся научить, «как правильно, чтобы без последствий». И это тоже не помогает. С одной стороны, хочется уберечь детей от ошибок, которые они могут совершить, от трагедий и катастрофических последствий, с другой — неправильными словами и действиями можно навредить, напугать или подтолкнуть к разрушающему поведению, убить зарождающееся чувство, обесценить саму любовь.

В деликатной теме полового воспитания мы часто больше руководствуемся своими страхами и проекциями, чем научными знаниями о психике и потребностях подростков. Мы боимся, как бы девочка не забеременела, мальчик не заразился, и забываем про то, что самой действенной прививкой от венерических болезней и ранних беременностей является нравственное воспитание и воспитание чувств. Обучение основам контрацепции и технике секса ни в коем случае не является основой полового воспитания. Мы можем и должны научить наших детей любить и чувствовать, испытывать радость от соприкосновения с душой другого. Тогда их интимные отношения будут только с тем, с кем нужно, и тогда, когда нужно.

Западные теории гендерных ролей, где сексуальное просвещение начинается с детского сада, чуждо нашему менталитету. «Родитель номер один» и «родитель номер два» вместо мамы и папы, книжки, где два принца полюбили друг друга и жили долго и счастливо, — для них рядовая ситуация. У нас другой менталитет. Поэтому следование советам западных психологов в вопросах полового воспитания детей и подростков наносит серьезный ущерб психике наших детей. Разберемся с этой темой, привлекая знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Какова роль полового воспитания и образования подростков для их будущего счастья

Чтобы ответить на этот вопрос, надо разделить понятия полового воспитания и полового образования.

Половое образование это:

  • рассказать на уроках биологии об устройстве половых органов,

  • о болезнях, передающихся половым путем,

  • о СПИДе и способах его профилактики,

  • о процессе оплодотворения и внутриутробном развитии ребенка,

  • а также о методах контрацепции.

Половое образование проводить нужно и важно. Главное — вовремя. При этом обязательно разделять аудитории юношей и девушек, чтобы они могли задать волнующие их вопросы без стыда и смущения.

Половое воспитание — это ни в коем случае не обучение механике секса, а целенаправленный и длительный процесс воспитания чувств. Когда мы, взрослые, задумываемся над этой темой, то чего хотим на самом деле? Хотим, чтобы наши дети были счастливы со своей второй половинкой, когда вырастут и найдут ее. И чтобы, как принц и принцесса из сказки, «жили долго и счастливо в любви и согласии». Мы не только хотим уберечь их от ошибок, мы желаем им счастья в отношениях. А могут ли возникнуть глубокие, сильные и прочные чувства без крепкой нравственной основы?

image

Ошибки полового воспитания подростков

Итак, какие ошибки, часто с лучшими намерениями, совершают взрослые в процессе полового воспитания детей и подростков и тем самым портят им судьбу, лишают их счастья парных отношений? Разберем главные из них. Это:

  1. Преждевременное пробуждение сексуальности.
  2. Пренебрежение нравственным воспитанием, обесценивание чувств.
  3. Отсутствие контроля информационного пространства.
  4. Так называемые уроки полового воспитания, рассказывающие о физиологии секса.
  5. Пропаганда гомосексуализма и теории гендерных ролей.
  6. Лояльное отношение к мату, употребление матерных слов.

Самая большая ошибка — преждевременное пробуждение сексуальности

Ребенок от 7 до 13 лет (примерное время полового созревания) находится в стадии латентной сексуальности. Задача его психики на этом этапе — нарабатывание опыта человеческих взаимоотношений, товарищеские связи, учеба, игра, спорт. На этом этапе закладываются такие важные компоненты психики, как совесть, эго-идеал, формируются самоуважение и навыки адаптации к окружающему миру. Пробуждение сексуальности до начала периода полового созревания разрушает еще несформированную детскую психику, затормаживает развитие души.

Чрезмерная сексуализация информационного пространства и так обеспечивает достаточную осведомленность наших детей относительно вопросов пола и деторождения. Новости, сериалы, ток-шоу, посты и ленты в соцсетях — это тот информационный фон, в котором живет ребенок. Он никуда не может деться от этой информации, и задача родителей на уровне семьи — не заострять внимание на сексуальных темах, а, наоборот, увлекать ребенка интересными занятиями и контролировать его информационное пространство с раннего детства, не допуская в него развращающий психику контент.

Гормональный всплеск, который переживают подростки, естественным образом пробуждает у них интерес к собственному телу, а также к теме взаимоотношений полов. И для того, чтобы подросток без вреда для себя смог справиться с подростковыми искушениями, очень важно заложить к этому времени в его душу нравственную основу, сформировать способность к глубоким чувствам в противовес желанию получить наслаждение немедленно. В эпоху гаджетов и клипового мышления задача эта чрезвычайно трудная, но подъемная.

Половое воспитание девочек подростков

Что бы ни говорили западные поборники гендерного равенства, мальчиков и девочек надо воспитывать по-разному. Свобода социальной реализации и свобода гендерной идентичности — это совершенно разные вещи. Мужчины и женщины отличаются и физиологией, и психически. Чтобы человеческий вид не вымер, природа устроила так, что мужчины и женщины в отношениях хотят не одного и того же. Мужчина хочет женщину — в прямом понимании этого слова. Его желание вдохновляет его на труд и на подвиг, ради желанной женщины он готов построить дом, вырастить сына, победить всех врагов и достать звезду с неба. Женщина хочет от мужчины прежде всего защиты и безопасности. Она готова его вдохновлять, быть для него красивой и заботливой — для того, чтобы под его крылом она могла родить и вырастить детей.

image

Да, бывают исключения. Да, в современном мире женщины стали более самостоятельными и уже не так нуждаются в защите, поэтому роли несколько сместились. И да, бывают разные мальчики и разные девочки. Если мальчик с нежной душой, ранимый и душевно хрупкий — это совершенно не значит, что природа ошиблась и поместила в мужское тело женскую душу. И наоборот, сильная, волевая, крепкая девочка — вовсе не мужчина в женском теле.

Нередко под видом полового воспитания девочкам подросткам транслируют совершенно противоположные смыслы. Под видом гендерного равенства вводят понятие сексуальной свободы, на самом деле называя сексуальной свободой сексуальную разнузданность.

Если уж мы говорим о сексуальной свободе, то для женщины — это свобода сказать «нет», когда не хочется, без чувства вины и последствий в виде насилия или психологического давления. Девочек-подростков надо учить говорить это женское «нет» твердо и с достоинством. Причем делать это надо так, чтобы не привить цинизм и неуважение ко всему мужскому полу, разделяя понятия любовь и влюбленность, желание к эмоциональной близости и половое влечение, чтобы, когда придет время, женщина могла сказать свое искреннее «да».

Очень важно разговаривать с девушками о таких понятиях, как девичья честь и женское достоинство. На примере героев фильмов, книг или на примере реальных ситуаций. К сожалению, массовый тренд, транслируемый в соцсетях, направлен на то, чтобы девушки подавали себя как сексуальный товар. Мужчины с удовольствием пользуются такими девушками, но женятся на других, на тех, в верности которых они будут уверены. Мужчина не может уважать и ценить женщину, которая ведет себя недостойно.

Любовь к чтению классической литературы — один из самых эффективных способов профилактики девиантного полового поведения подростков. Девушка, которая читала правильную литературу, никогда не пойдет на поводу простых инстинктов. Для ее запросов «просто секс» — это мизерное удовольствие. Поэтому она максимально защищена от ранних половых связей и нежелательной беременности — это вообще не ее проблема.

Половое воспитание мальчиков подростков

Чтобы воспитать из мальчика достойного мужчину, мало отдать его на спорт или научить чисто мужским занятиям из серии забить гвоздь или разобрать компьютер. Важно привить ему чувство ответственности, сформировать бережное и уважительное отношение к девушке, помочь осознать высокую значимость роли женщины и красоты целомудрия у девушек.

Конечно, все начинается с теплых и уважительных отношений в семье. Если мальчик не научился любить и уважать родителей, братьев и сестер, ему трудно будет полюбить другого человека. Для юношей особое значение имеет нежное отношение к матери. Обида на мать однозначно формирует плохой сценарий его будущих парных отношений. Такой юноша будет неосознанно выбирать легкомысленных девушек или подталкивать их к провокативному поведению. При этом каждый раз будет страдать от предательства, снова обжигаться и обижаться на весь женский род.

Мальчик в нашем менталитете — это желание быть героем, совершить подвиг. Показывайте, где истинный героизм, а где напускной. Родителям и учителям в школе поможет классическая литература и реальная история нашей страны, богатая настоящими подвигами и героями. Очень важно научить будущего мужчину подчинять пробуждающиеся половые чувства и переживания высшим интересам, интеллекту, воле, творчеству.

image

Также хорошо вовлекать подростков в социально-полезную деятельность — помощь школе в сборке мебели, посещение подшефного детского дома, участие в конкурсах социальных проектов. Помочь подросткам в их желании к самостоятельному заработку тоже важный шаг на пути к взрослой ответственности и самоорганизации.

А вот увлечение подростков современной музыкой часто носит откровенно деструктивный характер. Имеются в виду популярные в подростковой и даже детской среде рэп-исполнители, употребляющие в своих песнях нецензурную лексику, тем самым легализующие мат.

Как мат влияет на половое воспитание подростков

Впервые информацию о сексе дети получают в дошкольном возрасте, когда слышат мат от сверстника, обычно в возрасте шести лет, плюс-минус год, тогда же «узнаем» откуда берутся дети. Мат и секс — крепко связанные понятия, ведь любое матерное слово семантически — либо половые органы, либо акт соития. Узнать об этом от сверстников — нормально, природно. Когда же дети мат слышат в семье, то это подобно насильному навязыванию информации о сексе в грубой форме. Чувственно же дети воспринимают это как нарушение границ родитель-ребенок, словно он зашел в спальню к родителям и увидел соитие.  Психосексуальное развитие ребенка в таком случае притормаживается: он теряет чувство защищенности и безопасности, становится растерян, подавлен, испуган и часто вытесняет эти эмоции.

Кроме того, если подросток растет в атмосфере мата, он получает серьезные психологические травмы, что ставит под угрозу его будущую личную жизнь. Например, девочка в будущем может избегать близости, воспринимать секс как грязь и унижение, ей трудно будет довериться партнеру и почувствовать радость любви. Таким образом девушка, выросшая на мате, лишается огромной части того, что называется женским счастьем.

Публичный мат (от реперов и других «звезд») аналогично перечеркивает восприятие близости между мужчиной и женщиной как чего-то светлого и прекрасного. В еще не созревшей подростковой психике запускается процесс формирования отвратительных ассоциативных связей: «женщина — это телка», «отношения — это случка», кто груб, тот крут и т. д. Самые уязвимые перед влиянием мата оказываются дети, в силу возраста еще не получившие должного чувственного воспитания.

То есть ограждать ребенка от мата, развивать и воспитывать в нем чувства надо задолго до наступления подросткового возраста. Если подросток уже увлекается матерным рэпом, значит у него уже сформировались определенные фрустрации, которые и наполняет такого вида «творчество», запреты в этом случае уже не сработают. Можно только постараться увлечь его чем-то более интересным и перспективным для его будущего. Например, помочь поменять окружение, как вариант — записать на какие-то интересующие его онлайн-курсы или увлечь идеей овладения интернет-профессией.

Резюмируя, скажем, что половое воспитание в подростковом возрасте начинать, увы, уже слишком поздно. И чтобы сделать мальчика-подростка настоящим мужчиной, а девочку-подростка достойной женщиной, начинать надо гораздо раньше того времени, как у девочки начнет расти грудь, а у мальчика пробиваться усы.

Если вас интересуют подробности формирования сексуальности, если вы хотите помочь детям вырасти счастливыми, способным состояться в парных отношениях и в жизни в целом, приходите на вводные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Полезные статьи по теме:

Нарушения половой идентичности, или Как из мальчика не вырастить гея

Почему мальчик становится геем

Тэги

–>Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий