Самые трудные скороговорки

Содержание

Помните сколько радости и смеха доставляло нам в детстве чтение скороговорок?

Оказывается, что регулярное произношение скороговорок не только тренирует речь и дикцию, но еще и благоприятно влияет на нашу умственную активность и защищает наш мозг от возрастной деменции, болезни Альцгеймера, Паркинсона, Крейцтфельда—Якоба. К такому выводу пришли зарубежные исследователи, работающие в Институте мозга и сознания в Университете Западного Онтарио.

Для того чтобы улучшить свои речевые навыки и защитить мозг от возрастных недугов, необходимо регулярно, по 5 минут в день, повторять несколько скороговорок. Делать это можно в любое время суток. Например, по пути на работу или в обеденный перерыв за чашечкой кофе. Единственное условие, скороговорки необходимо произносить внятно вслух. Notagram.ru специально отобрал несколько сложных скороговорок, которые вам обязательно пригодятся.

ТОП-20 скороговорок для развития речи и дикции

Немного теории: как развивать речь и дикцию скороговорками

Для того чтобы правильно и быстро произносить скороговорки необходимо на начальном этапе очень медленно повторять текст по слогам. Как только вы научились выговаривать скороговорку четко и ясно без единой заминки, вам необходимо заняться дикцией. Для этого также медленно, но шепотом, произносите скороговорку отчетливо, работая губами, языком и ртом. Как только ваш вербальный аппарат привыкнет к скороговорке, произносите скороговорку четко и громко вслух, но с разными интонациями. И только после этого, работайте над скоростью произношения.

Скороговорки для развития речи и дикции

  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
  • Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.
  • Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Однажды был случай в далеком Макао: макака коалу в какао макала, коала какао лениво лакала, макака макала, коала икала.
  • Шушера шушере шуршала, Что шурша шушере шуршать мешала.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Саша машет Маше, Маша машет Саше. Маша Саши краше, Саша краше Паши.
  • Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
  • Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • В Каракалпакии каракалпак окаракалпачивал окаракалпачиванием каракалпаков.
  • Завизжал Жерар: Пожар! Жжёт живьём Жерара жар. Избежал Жерар кошмара: Жанна жаром жжёт Жерара.
  • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Взяла Наталия Виталия за талию: Айда в Италию Виталию с Наталией?
  • Редька редко росла на грядке. Грядка редко была в порядке.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

image

Русское устное народное творчество отличается необычайным разнообразием. В нем есть потешки, пословицы и поговорки, а также скороговорки для детей. Шутливо-ироничные, со сложным произношением, рифмованные фразы часто помогают тренировать речь и дикцию у ребенка.

Скороговорки для детей дошкольного возраста для развития речи и дикции

В младшем возрасте у детей периодически возникают трудности с произношением сочетаний звуков. Чтобы устранить проблему, преподаватели используют методику скороговорочных фраз. Можно научиться отчетливо произносить согласные звуки. Кроме того, они лечат детское заикание.

image Скороговорки помогают тренировать дикцию у ребенка.

От 3 до 4 лет в детском саду

В этой возрастной категории проблемы у малышей возникают с буквами Ш, Ж, Щ, Л, а Р они еще не умеют выговаривать. Для них существует несколько упражнений, которые способствуют выработке умения правильно произносить слова и фразы.

Первое упражнение называется «Рассказать по картинке». Нужно выбрать изображения с героями сказок или животными и попросить малыша описать иллюстрации.

Второе задание выполняется на произношение смешанных звуков. Для детей этого возраста выбирают варианты на группу шипящих, на Ша, а так же сочетания Ча-Ца, Ла-Ра:

Чтобы заинтересовать ребенка, а также правильно выполнять с ним все виды упражнений, их нужно читать в форме стихотворения.

От 4 до 5 лет

В этом возрастном периоде применяется методика работы со всеми звуками русского языка.

Дети могут запоминать уже сложные скороговорки:

  1. «Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».
  2. «Крынку Кирилл крышкой накрыл».
  3. «Но чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали».

Во время тренировки можно использовать мини-стихотворения.

От 5 до 6 лет

Важно, чтобы в 5 или 6 лет дошкольник уже научился произносить звук Р. Если малыш не выговаривает звонкий Р, то педагог-логопед должен правильно подобрать ему артикуляционную гимнастику.

Профессиональные занятия с логопедом.

Примерами могут быть такие фразы:

Скороговорка для постановки буквы р.

  1. «Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой. Шишечка — с дырочкой, в дырочке — пар».
  2. «На болоте жабы жили. Булку с бубликом любили».

Скороговорки для детей школьного возраста

С помощью чистоговорок можно, развлекая, обучать малышей, тренировать их формирующийся речевой аппарат.

От 6 до 7 лет

Применяются следующие виды речевых фраз:

От 7 до 8 лет

В этой возрастной группе используются самые распространенные скороговорки:

  1. «У Любаши — юбка, у Павлушки — шлюпка. У Полюшки — плюшка, у Илюшки — клюшка».
  2. «Бежит боровок, белорыл, белоног. Перерыл весь дворок».
  3. «Минеральная вода пузырится иногда. Коль ее взболтаешь — пузырьков прибавишь».

От 10 до 12 лет

Для этой группы подходят следующие скороговорочные фразы:

  1. «Собирал Олег орешки, а Алеша сыроежки».
  2. «Смешно с шестом и с мешком идет дед пешком».
  3. «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».
  4. «Мяч скучaл на чердaке, мячик ищут в сундуке — тщетно ищут мячик девочкa и мaльчик».

Скороговорочная фраза для детей 10 лет.

Виды скороговорок с шипящими звуками

Для тренировки произношения существует немалое количество чистоговорок. Они бывают простыми и сложными, могут быть написаны в стихотворной форме и в прозе.

На букву Ж

Примеры речевых фраз с шипящим Ж:

Скороговорки на букву Ж.

На букву Ч

Группа скороговорок на букву Ч:

Скороговорки для постановки буквы Ч.

На букву Ш

Варианты речевых фраз на букву Ш:

Скороговорки на букву Ш.

На букву Щ

Примеры скороговорок на букву Щ:

Фразы на букву Щ.

  1. «Хрущи хватают хвощи. Охапки хины хватает на щи».
  2. «Шуршат щетки, шумят щепки. Шуршат щепки, шумят щетки».
  3. «Щу-щу-щу, я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, ты иди меня ищи. Щу-щу-щу, теперь-то отыщу! Ща-ща-ща, дождь идет, я без плаща. Ще-ще-ще, нет дождя, а я в плаще».

Легкие скороговорки на букву Р

Примеры легких фраз на букву Р:

Проговариваем скороговорки на букву Р.

  1. «Во мраке раки шумят в драке».
  2. «Зубр к зебре брел с веткой вербы».
  3. «У Аграфены и Ирины растут георгины».
  4. «Перед коровой короб корок».

Тексты смешных скороговорок

Существует немало веселых и необычных скороговорок, которые могут развлечь как детей, так и взрослых:

  1. «Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная».
  2. «Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться».
  3. «Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот».

Забавные фразы могут заинтересовать школьника и его родителей, а также помочь потренировать дикцию на некоторые виды согласных букв.

Тренировка дикции с помощью забавных скороговорок.

Запоминаем сложные скороговорки

Заучивать сложные скороговорки полезно. Регулярное повторение таких фраз поможет сделать речь четкой и улучшит артикуляционный аппарат.

Для того чтобы быстро запоминать трудные скороговорки, надо соблюдать несколько правил:

  • верно ставить ударение в каждом слове;
  • медленно проговаривать слова и запоминать трудные звукосочетания;
  • следить за передвижением губ и языка при произношении сложных слогов и прорабатывать скороговорку перед зеркалом;
  • произносить фразы каждый день 15-20 минут от 2 до 5 раз;
  • добавлять к выученным скороговоркам новые, например через 10 дней;
  • распечатать их на бумаге и разместить в квартире на видных местах, например на шкафу (прежде чем открыть его, нужно прочитать чистоговорку, закрыли дверцу — снова прочитали).

Комфортно отслеживать итоги работы с помощью аудио- или видеозаписи. Таким образом можно провести работу над ошибками и устранить проблемные моменты.

Можно приготовить хрустящий бутерброд и попробовать проговорить отдельные фразы. Это будет непросто, но такая практика будет развивать дикцию.

Существует много разных вариантов скороговорок на группы согласных звуков:

Варианты скороговорок на группы согласных звуков

  1. «Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна. Ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность».
  2. «Бегемот в бегемотонарии искал бегемотиху. Бегемотиху в бегемотонарии бегемот не нашел».

Детские скороговорки на английском языке с переводом

Такие фразы помогают приобрести навык разговорной речи и расширить словарный запас. После нескольких прочтений можно будет произносить чистоговорку наизусть.

Занимаясь с детьми, оттачивая их произношение, нужно перевести ребенку выбранное задание, чтобы он знал, о чем идет речь. Этот подход поможет малышу нарисовать ситуацию в своем воображении.

Английские скороговорки для детей до 7 лет надо показывать на картинках. Произносить их нужно с переводом, медленно, постепенно увеличивая темп. Через некоторое время можно повторять прочитанные фразы.

Примеры детских английских скороговорок:

Английские детские скороговорки необходимо переводить на русский язык. Перевод: «Я могу управлять новым каноэ. А вы можете управлять новым каноэ?» Перевод: «Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик» Перевод: «Одна муха летала, две мухи летали. Одна девочка плакала, четыре девочки плакали»

Учим современные скороговорки

Речевые фразы с использованием заимствований и англицизмов не так давно в составе современного русского языка.

Некоторые скороговорки уже трудно представить без этих слов:

  1. «Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное».
  2. «Дедуля-денди в долине на наледи длинной унты в дедлайн надел».
  3. «Магистра Инстаграма со ста граммами мигом санитар настиг».
  4. «Гомоморфный образ группы, будь во славу коммунизма, изоморфен факторгруппе по ядру гомоморфизма».
  5. «Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс».

Короткие скороговорки

Наряду со сложными — длинными — чистоговорками есть и небольшие фразы.

Примеры таких скороговорок:

  1. «У воды удавы».
  2. «Сало было — стало мыло».
  3. «Три грача чай пьют у врача».
  4. «На горе Арарат зреет красный виноград».

Короткие скороговорки также благоприятно влияют на речевой аппарат.

Украинские скороговорки

По-украински они называются скоромовками. Музыкальные и смешные, такие фразы разнообразят процесс обучения с малышом и превратят урок в занимательное занятие.

Примеры скоромовок:

  1. «Півдня проходив павучок, приніс павутиння пучок. Почав по-маленьку привчати, панчішки плести павучаток».
  2. «Бурі бобри брід перебрели. Забули бобри забрати торби».
  3. «Черепашці з черепашенятами важко змагатися із жабенятами».

Скороговорки — веселые и ритмичные мини-стихотворения, которые помогают тренировать речевой аппарат, развивать артикуляцию не только детей, но и взрослых. С такими фразами скучные уроки в классе превратятся в любимые занятия, которые помогут проще усвоить и надолго закрепить учебную программу.

©МирПозитива

Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Скороговорки тренируют дикцию, делая произношение правильным и чистым. Труднопроизносимые словосочетания невольно заставляют произносить фразы снова и снова: вначале меделенно и спотыкаясь, затем быстрее и почти без ошибок. Русские скороговорки не только помогают «оттачивать» свой язык, но и знакомят с богатством русского языка и поэтическими образами. Словесная игра становится увлекательным процессом, делает весёлым времяпрeпровождение. Одни скороговорки дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены во второй половине 20-ого века.

Прислать скороговоркуСтраницы: 1 2 3 … 11 12Прислать скороговоркуСтраницы: 1 2 3 … 11 12

Скороговорка является жанром устного народного творчества. Скороговоркой называют специально подобранную фразу с трудно выговариваемым подбором звуков, прибаутку или быстро произносимую шуточную поговорку. Еще в глубокую старину появились на Руси скороговорки. Они помогали детям в шутливой увлекательной форме постигать родную речь. В настоящее время логопеды специально составляют скороговорки для детей, содержащие трудно произносимую последовательность слов и букв. Быстрое произношение вслух таких скороговорок позволяет устранить большинство дефектов речи.

Актуальны скороговорки и для взрослых. Особой популярностью пользуются скороговорки у дикторов, ораторов, артистов, руководителей и певцов, поскольку по долгу службы им необходимо четкое произношение. Скороговорки помогают тренировать дикцию. Их чтение вырабатывает правильную артикуляцию и избавляет от оговорок.

Попробуйте прочитать скороговорку вслух, при этом отчетливо проговаривая каждый звук, затем начните постепенно увеличивать темп. Следует учесть, что в первую очередь обращать внимание стоит на четкое произношение, и лишь только потом на темп произношения. Если даже в привычном темпе у вас не получается правильно и без ошибок прочитать скороговорку, попробуйте осознать ее смысл и постройте в голове ясный видеоряд. Затем начинайте медленно читать скороговорку. Повторяйте ее до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. После постепенно наращивайте темп. Желаем вам удачи в постижении скороговорной науки!

  • Известные
  • Все скороговорки

Четко поставленные звуки помогают делать речь человека правильной и удобной для восприятия, что играет важную роль в построении карьеры. К тому же общаться с собеседником, который разговаривает так, словно у него рот заполнен кашей, не слишком комфортно. Многие слова искажаются, а звуки теряются. Решить проблему с разборчивостью произношения у людей помогут скороговорки для развития речи и дикции взрослых. Они заметно отличаются от детских скороговорок своей сложностью.

Простые скороговорки

Приступая к занятиям по тренировке дикции, лучше всего прибегнуть к легким скороговоркам для развития речи, которые состоят всего из нескольких слов.

Укол – укор. Кишлак – дуршлаг. Галка – мигалка. Мальвина – малина. Муж – уж. С горы – не в гору. Клара у Вали играет на рояле. Шустрая норка юркнула в норку. Гошка на окошке как кошка. Красивая коса у девушки длинна. Кот идёт, кошку найдёт. Сшита шуба из шиншилл. Елена лён мяла. Лара играла на лире. Король – орёл. Авто-мото, вело-фото. Во поле кони затопали. Приезжие разъездились. Разъезженный разъезд. Прекратите пререкаться. Живое заживает выживая. Ёж под ёлкой ел мёд. Данил и Лина в долине Нила. У бабульки батоны, бублики и булки. Геракл орла прогоняет. Баба Клава распугала попугаев. Ашан на Осташковском шоссе. Озадачили на даче Зою задачами.

Читайте также:  Тест на склонность к зависимостям и уходу от реальности

Еще полезные советы

  1. Тяжелые в произношении скороговорки надо озвучивать особым способом. Первую часть сложного предложения произносят как бы полунапевая, наращивая голосовую тональность постепенно до самой высокой точки.
  2. Оставшаяся часть предложения озвучивается в обратной последовательности: от высокой нотки к максимально низкой. В завершении занятия скороговорку надо дважды произнести своим обычным голосом, не изменяя привычного тембра.
  3. Скороговорки рекомендуется сочетать между собой, составляя длинные комбинации. Но в таком случае предложение или текст должно иметь определенную смысловую нагрузку, которую человеку необходимо донести до слушателя.
  4. Самые сложные скороговорки для дикции надо произносить вслух несколько раз подряд. Это поможет добиться свободного и непринужденного звучания.
  5. Не стоит пытаться проговорить такую скороговорку послогово – это только утяжелит речь, сделает ее бессмысленной и неестественной. Лучше всего произнести учебную фразу вслух в нескольких «скоростях»: медленно – немного побыстрее – очень быстро либо медленно – быстро.
  6. В начале изучения сложных предложений гласные буквы надо произносить негромко, делая акцент на согласных. Звучать они должны звонко и максимально отчетливо.
  7. Надо изменять и громкость голоса. Начинать необходимо потихоньку, постепенно увеличивая его до полной силы. Дополнительно скороговорку надо проговаривать, зажав ноздри пальцами.

Скороговорки – один из способов отработки дикции человека, постановки звуков и улучшения речи в целом.

Скороговорки для дикции взрослых

Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.

Скороговорки со звуком «р»

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор. Рододендроны из дендрария. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. Дробью по перепелам, да по тетеревам. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. Клара-краля кралась к Ларе. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет. Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки со звуком «л»

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером. Горят лампы на рампе. У ёлки иголки колки. Лапти лыковые, лыки липовые. Платон плыл на плоту.

Скороговорки со звуком «п»

Поле, полное полыни, выпало полоть Полине. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. У Полкана под лапкой палка. У перепелa и перепёлки пять перепелят. Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет. Птичку напичкали спичками. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя. Пётр Петру пёк пироги. Поля пошла полоть петрушку в поле. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. Летят три пичужки через три пустых избушки.

Скороговорки со звуком «ч»

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто. Горячи калачи доставай из печи. В городе Сочи темные ночи. Часы стучали и стучали, час за часом отбивали. У четырёх черепашек четыре черепашонка. У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата. Течет ручеек через лесочек под мосточек. На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок. Сетчатый сачок зацепился за сучок. Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя. Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме. Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал. В предвечерний час ворчат черти через раз.

Как сделать выбор

До начала упражнений необходимо подобрать скороговорки, дав оценку имеющимся речевым проблемам. Пользу в постановке дикции принесут скороговорки для взрослых, которые изначально вызывают у человека сложности с прочтением.

  • Алабайя в Алабаме Обама облобызывал.
  • Вся братва в дрова во дворе трава.
  • Оптимизаторы оптимизировали оптимизировали да так не выоптимизировали.

Для первых занятий достаточно будет подобрать три примера. После окончания урока человек должен озвучивать выбранные предложения без затруднений. Это правило касается и чтения, и произношения вслух.

Скороговорки со звуками «щ» и «ш»

Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Пыхтит как пышка пухлый Мишка. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки. По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Скороговорки на несколько звуков

Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.

Читайте также:  Как освежить отношения в паре в любом возрасте, чтобы не переживать из-за ссор и разладов?

Баркарола − песня гондольеров Венеции. (Звуки к, л, р)

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял. (Звуки в, р, т)

Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт! (Звуки в, р, т)

Весь март кот поёт, второй кот вторит. (Звуки в, р, т)

Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь. (Звуки в, з, с)

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем. (Звуки к, р, т, ц)

Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались. (Звуки в, л, р, т)

Всех денег не перезаработать, не перевызаработать. (Звуки з, п, р)

Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию. (Звуки п, т, ц)

Брат! Брал бра? Брал, брат, бра. Бра, брат, брал. (Звуки б, л, р, т)

Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть. (Звуки б, ж, м)

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл. (Звуки л, м, р)

Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым. (Звуки ж, с, т)

Более сложные скороговорки

Порой возникает необходимость улучшить дикцию не просто для себя, но и потому что этого требует профессиональная деятельность. В этом случае простыми упражнениями не обойтись, и понадобятся скороговорки для дикции взрослых более сложные. Именно их вы найдете в этом разделе.

Читайте также:  Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям

Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Стоит в яме холм с кулями, выйду на холм, куль поправлю.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Встретил в чаще ёж ежа, – Как погода, ёж? – Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.

На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин И скажет: (начинай сначала).

Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.

Карлик-лекарь Карл у карлицы-крали Клары украл кораллы. А карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик-лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла не крала бы кларнет.

Граф Пато играет в лото. Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото, а граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото

Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.

Самые эффективные скороговорки

Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.

***

Читайте также:  Ведет себя неуверенный себе мужчина. Неуверенный мужчина. Как с ним быть? Характер неуверенного мужчины

У пчелы, у пчёлки Почему нет чёлки? Отвечаем почему: Чёлка пчёлке ни к чему.

***

Мы чаёк горячий Будем пить на даче, Пить с печеньем, с калачом, Пирог с черникой испечём.

***

Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы Исколоты ежами.

***

Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.

***

Тучи гуще, гуще, гуще, Дождик пуще, пуще, пуще, Даже щуки и лещи Ищут шляпы и плащи.

***

Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе: На софе так сладко спится – О совятах сон приснится!»

***

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.

***

За деревней, за просёлком Пела песни перепёлка. Перепёл прилетел, Перепёлку перепел.

***

Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочки в корзинку.

*** Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата. И, как волчата, галчата молчат.

***

В четверг четвёртого числа В четыре с четвертью часа Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.

***

Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Тщетно ищут мячик Девочка и мальчик.

***

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

***

Мы режем, режем, режем, Бумагу всю изрежем, Вырежем жука – желтые бока. И как станет жук жужжать, Все должны мы убежать! Ж-ж-ж-ж-ж…

***

Над Жорой жук жужжа кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем не страшно жук жужжит.

***

В огороде Фёкла ахала и охала, Уродилась свёкла не на грядке – около. Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу, Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Правила произношения

Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.

Принципы эффективных занятий:

  • Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
  • Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
  • Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
  • В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
  • Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
  • Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
  • Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).

Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи.

  • Дай кирку Киркорову корки откалывать.
  • На ура у гуру инаугурация прошла.
  • Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

Главная Дом и сад Советы Скороговорки на букву Р – 100 сложных скороговорок для развития речи и…

Красивая понятная речь нужна не только артистам и публичным персонам. Обычному взрослому человеку с нарушениями дикции бывает непросто общаться в коллективе, компании друзей. Поэтому начать разрабатывать артикуляционный аппарат можно в любом возрасте, а помогут в этом скороговорки на букву Р.

Советы, как улучшить дикцию речи

Нарушения речи у взрослого могут привести к аналогичным проблемам у его детей, поскольку они склонны копировать манеру произносить слова у окружающих.

image

Справиться с проблемой помогут различные скороговорки и чистоговорки.

Часто проблемы с дикцией становятся причиной комплексов как у детей, так и у взрослых. Неправильное произношение звуков, глухая невнятная речь, нарушения артикуляции делают затруднительным общение с окружающими. Проблемы с качеством речи при нормальном слухе (дислалия) встречаются у половины детей, но в младшем возрасте с ними легко справиться. В старшем возрасте придется посвятить больше времени и сил, чтобы исправить уже ставшие привычными ошибки.

Для развития произношения существует несколько основных направлений:

Артикуляционная гимнастика.

Этот вид гимнастики направлен на тренировку всех групп мышц, участвующих в воспроизведении слов. Она задействует верхнее и нежнее небо, язык, губ, нижнюю челюсть. Самые простые упражнение, которые можно выполнять в любой обстановке, – это зевание с закрытым ртом, круговые движения нижней челюстью, надувание и втягивание щек, движения языком. Можно вытягивать губы трубочкой, пытаться улыбнуться с наряженным ртом. Множество упражнений подойдут для выполнения детьми. Даже самых маленьких можно увлечь этим занятием, если выполнять его в форме игры.

image

Усложнить артикуляционную гимнастику можно, если совмещать выполнение упражнений губами и языком с другими физическими занятиями. Для этого подойдут бег, приседания, любая физическая активность.

Логопедический массаж.

image

Логопедический массаж – способ включить в работу мышцы артикуляционного аппарата, когда они не могут участвовать в артикуляционной гимнастике. Обычно назначение на массаж органов речи дает врач. Это может быть логопед или невролог, если существует необходимость уменьшить или повысить тонус мышц шеи, головы, губ, языка, неба. Доктор определяет вид массажа (расслабляющий или стимулирующий), а инструктор ЛФК, логопед или дефектолог должны следовать рекомендациям.

Правильное дыхание.

image

Глубокое дыхание в сочетании с правильной осанкой помогут говорить четко, громко, не глотая окончаний. Часто человеку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу или предложение, отсюда возникает скомканность речи, сокращения слов на целые окончания.

Развить привычку правильно держать спину помогут физические упражнения, йога. Для детей подойдет старое проверенное упражнение – хождение с книгой на голове.

Произнесение отдельных звуков и слогов.

image

Тренировать дикцию можно с произношения отдельных звуков. Сначала обращают внимание на парные гласные звуки, затем переходят к согласным. Для развития правильного произношения проговаривают обычно пары слов для разных звуков. Например, сонорный звук «Р» тренируют, произнося «пожар-пожарь» или «рад-ряд».

Скороговорки и чистоговорки.

Взрослый человек может без подготовки сразу приступать к чтению скороговорок. Для каждой проблемной буквы существуют короткие или длинные четверостишия, стихотворения или просто предложения, делающие упор на тренировку одного или пары звуков.

image

Смысл скороговорок не в быстром произношении, а в правильном. Сначала нужно научиться говорить фразу целиком медленно, проговаривая все слова и звуки. Когда получится произносить без ошибок, темп можно увеличить. Начинать тренировки можно с трех-пяти актуальных простых скороговорок. Скороговорки для дикции желательно менять через пару недель. Специалисты рекомендуют тренировать дикцию на тех чистоговорках и четверостишиях, которые при первом прочтении вызывают больше затруднений.

Тренировать артикуляционный аппарат, выполнять гимнастику или произносить фразы лучше перед зеркалом.

Чтобы выявить нарушения и отследить прогресс, рекомендуется записывать свою речь на диктофон. Для занятий с ребенком можно придумать или подобрать веселые стишки, которые следует произносить нараспев.

Чтобы улучшить качество речи, нужно учиться говорить медленно, выговаривать все буквы. Для этого подойдет чтение вслух с определенной интонацией и тембром. Поле начала занятий улучшения будут заметны уже через пару недель.

Чтобы выявить свои проблемные звуки и сочетания, можно попробовать прочитать самую длинную скороговорку:

  • В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Сложные скороговорки на букву «Р» для взрослых

Картавость – проблема не только маленьких детей, но и многих взрослых. Раньше не уделялось столько внимания этому вопросу в детском возрасте: не все родители знали, что с таким недостатком можно бороться. Хотя для некоторых людей такое произношение буквы «Р» стало настолько привычным, что не вызывает неприязни со стороны окружающих, а даже придает шарм. Но для тех, кто испытывает неудобства при общении, существуют не только легкие, но и сложные скороговорки с буквой «Р». Некоторые из них сложно прочитать с первого раза. Приступать к тренировкам с ними следует после того, как будут освоены несколько самых простых чистоговорок на букву «Р».

image

Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!». На раскраске Карасенка – три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят!

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

***

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

***

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

***

Дробью по перепелам да по тетеревам.

***

Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

***

Перед коровой короб корок.

***

***

Обрадован баран – у барана – барабан. И баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

***

Лорд Карл украл у Клары три коралла. Кораллы лорда Клара не крала!

***

Привез Пров Егору во двор дров гору.

***

Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.

***

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. До норы не дорыла.На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

***

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

***

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

Интервьюер интервента интервьюировал.

***

Клара-краля кралась к Ларе.

***

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.

***

Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в “Ромэн” на “Кармен”.

***

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

***

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь. Но заскороговошившись, выскороговорил – что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

***

Свиристель свиристит свирелью.

***

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

***

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

***

***

***

При картавости у детей

Чтобы начать эффективную борьбу с картавостью у ребенка, нужно выяснить причины отклонения. Самая часто встречающаяся причина этого – неправильная уздечка. Также могут иметь место генетическая предрасположенность, травмы языка, неправильный прикус. Правильно поставить диагноз сможет только врач-логопед.

image

Но начать исправлять проблему в детском возрасте можно самостоятельно, заучив с ребенком несколько простых коротких скороговорок:

***

***

***

Проворонила ворона воронёнка.

***

***

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

***

Бородач боронил бороной борозду.

***

Баран-буян залез в бурьян.

***

***

Грянул гром – гроза в разгаре.

***

***

У репки да редьки корень крепкий.

***

***

***

Тридцать три трубача трубят тревогу.

***

Короткие чистоговорки для дикции

Чистоговорки используют для отработки одного звука. Они представляют собой короткие фразы, в которых большое количество раз присутствует одна и та же буква или сочетание звуков. Разбирая чистоговорки, нужно проработать постановку каждого звука в соответствии с нормами произношения.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

***

От топота копыт пыль по полю летит.

***

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

***

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

***

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

***

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

***

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

***

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

***

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

***

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

***

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

***

В Чите течет Читинка.

***

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

***

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

***

***

***

Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

***

***

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

***

Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит, пока грозна.

Длинные скороговорки для развития речи

Начинать заниматься с длинными скороговорками нужно после освоения самых простых. Такие фразы сначала разбирают по составу, учат отдельно строки. Произносить следует медленно, повторяя особенно сложные места. Подойдут для освоения детьми школьного возраста, которые уже могут запоминать длинные стихотворения и тексты.

***

***

***

***

***

***

***

Вариант на «Р» твердую и мягкую

У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***

***

***

***

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***

***

***

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***

***

***

***

***

***

Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий