Нейрологопедические занятия по программам «запуска» речи (при алалии, ЗРР, ЗПРР)

Скачать

Поделиться

Иногда родители сталкиваются с проблемой, что малыш не произносит некоторые звуки. Что делать? Обращаться к логопеду или проводить занятия дома? Если вы решили заниматься дома, то наша статья поможет вам в этом. В ней мы собрали рекомендации логопеда и интересные логопедические игры, которые не дадут вашему малышу заскучать. 

Аудио-версия статьи “КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ” КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Содержание

Что нужно для проведения занятий дома

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Игры на развитие мелкой моторики

Артикуляционная гимнастика

Советы для мам

В норме дети в 4-5 лет настроены к общению, мыслят логически, рассуждают и даже строят небылицы. К четырём годам ребёнок произносит все шипящие звуки, а к пяти владеет звуками «р» и «л».

Если рамки в вашем случае сдвинуты или присутствуют дефекты в речи, деликатно и чутко подходите к проблеме малыша. Не стоит одёргивать и поправлять ребёнка за неправильные звуки, ошибки. Так вы можете создать почву для развития комплексов. Попробуйте организовать логопедические занятия домаОднако если вы занимаетесь дома, а улучшений в речи нет, то вам стоит проконсультироваться с логопедом.

Что нужно для проведения занятий дома

Для проведения занятий дома вам могут потребоваться следующие предметы:

  • зеркало среднего размера, чтобы малыш следил за правильной постановкой губ и языка во время артикуляционной гимнастики;
  • фигурки животныхмуляжи фруктов и овощей, разрезные картинки и карточки на различные темы, например: «Времена года», «Одежда», «Дом», «Животные» для расширения лексического словаря ребёнка;
  • детские музыкальные инструменты для проведения игр на развитие фонематического слуха;
  • пластилин, масса для лепки, крупы и прищепки для проведения игр на развитие мелкой моторики.

Чтобы занятия стали интересны, проводите всё в форме игры. Выберите тему дня (или недели), например «Космическое приключение Незнайки» и подберите подходящие игры:

  • отправьте Незнайку на другую планету, где он должен показать жителям, как произносится звук «Л»;
  • нарисуйте карту полёта;
  • вместе с пассажирами устройте настоящий обед космонавта;
  • слепите из пластилина или массы для лепки инопланетян и ракету. Счётными палочками можно отсчитывать время старта ракеты, а из конструктора сделать космические корабли инопланетян;
  • поиграйте в тематическую игру «Лото». Возможно, на других планетах растут такие же грибы или цветы.

Список расширяйте и дополняйте. Не ограничивайте свою и детскую фантазию.

Рекомендации логопеда

Развитие речи будет идти быстрее, если вы будете выполнять упражнения ежедневно. Они включают в себя:

  • артикуляционные упражнения. Их желательно проводить дважды в день;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения на увеличение словарного запаса и расширения кругозора малыша: чтобы он учился правильно строить предложения, использовать слова в нужных падежах, говорить правильные окончания;
  • упражнения для развития фонематического слуха: чтобы ребёнок умел различать звуки в словах, определять количество слогов в слове на слух.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Даже если малыш не желает заниматься, можно попробовать обойти этот момент. 

1. Привлеките ребёнка к обсуждению темы на неделю. Возможно, у ребёнка куча фантазий на этот счёт. Подготавливайте материалы вместе, придумывайте себе роли. Пусть малыш сделает и для родителей какое-то задание.

2. Проводите уроки в игровой форме. Придумайте историю и вовлекайте в роль ребёнка, любимые игрушки, окружающие предметы. Стул можно перевернуть набок и вообразить ракетой, покрывала послужат планетами, а пришельцам покажите артикуляционную гимнастику. Включите в программу рисование, аппликацию, эксперименты с водой, материалами, пищевыми красителями и т.д. 

3. Играйте с пластмассовыми игрушками: овощами, фруктами. Угощайте кукол и зверят, играйте в магазин или кафе. Это отличный повод расширить словарный запас ребёнка.

4. Обязательно хвалите малыша. Для этого выявите, какие поощрения работают. Это могут быть наклейки, оценка, вкусности. Многие дети предпочитают простые игрушки, например, мыльные пузыри или лакомства.

Игры на развитие мелкой моторики

Части головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Для игр с мелкой моторикой, подойдут как готовые игрушки, так и сделанные из подручных средств. Если вы хотите купить готовые игрушки для сенсорных игр, рассмотрите сортеры, вкладыши, пазлы, шнуровки. Интересные варианты — интерактивные книги из фетра и бизиборды.

А вот несколько идей, которые можно с лёгкостью организовать самим:

  • игры с крупами. Попросите малыша сортировать по тарам крупы, высыпать на поднос муку или манку и пальцами рисовать, выкладывать узор, нанизывать макароны на шпажки; 
  • игры с пластилином или солёным тестом. Научите катать колбаски, зубочисткой делать узоры и даже картинки; 
  • игры с липкой лентой. Подберите небольшие игрушки: бусины, пуговицы, крышки от детского питания, и при помощи скотча наклейте их на крупные предметы, например, на кастрюлюБудьте рядом, когда малыш работает с мелкими предметами! Он может потянуть их в рот.
  • игры с бумагой и фольгой. Заверните предметы, а ребёнок пусть разворачивает, устройте конкурс на тему «Кто порвёт бумагу на самый маленький кусочек за минуту». 
  • игры с пальчиковым театром из бумаги. Для этого нарисуйте героев на бумаге и сделайте внизу отверстие для пальца; 
  • игры с пинцетом. Раскладывайте бусины по цветам, кормите животных крупами. Например, курочке нужно положить рис, а уточке – фасоль. 
  • игры с водой. Попросите ложкой вылавливать игрушки, набирать воду резиновой спринцовкой. Пипеткой можно набирать воду и наполнять по каплям выпуклые отверстия от конструктора «Лего»; 
  • игры с прищепками. Вырежьте солнце и тучки из картона, раскрасьте. Прищепками попросите сделать лучики и капли; 
  • пальчиковые игры. Дети очень любят повторять за родителями стишки и проигрывать действия стишка ручками. «Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки», «Пять-утят» — это классика, которая актуальна как грудничкам, так деткам в 3-5 лет. Для большего эффекта пальчиковые игры можно проводить с массажным мячиком. У Екатерины Железновой есть много хороших песенок, под которые можно делать массаж и массировать пальчики и ладошки. Например, «Мы эту ручку разотрём».

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию помогут правильно произносить звуки, укрепят мышцы языка, губ и мягкое нёбо. Для упражнений пригодится настольное или любое зеркало среднего размера для вас и ребёнка. С ним малыш поймёт, как располагать язык и губы в процессе произношения звуков. А вы будете поддерживать его, показывая пример.

Упражнений много, все делятся на динамические и статические. Динамические упражнения направлены на формирование правильных движений мышцами языка, губ и щёк. Они требуют многократного повторения, не менее 6-8 раз. Статические упражнения направлены на удержание нужной артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. 

Какие задания относятся к динамическим и как их делать? Ниже примеры динамических упражнений.

«Вкусное варенье»

Для него пусть малыш откроет рот и широкой частью языка коснётся верхней губы. Движения идут сверху вниз. Двигается только язык, нижняя челюсть спокойна.

«Качели»

Попросите улыбнуться, обнажив зубы. Высовывать язык не нужно. Следует поместить язычок широкой частью за зубы и держать, пока вы считаете до пяти. Сделайте то же самое, поднимая язычок к верхним зубам.

«Маляр»

Для выполнения этого упражнения попросите улыбнуться с приоткрытым ртом. Попросите поднять язык наверх, к внутреннему твёрдому нёбу и гладить его узким кончиком, доходя до зубов. Движения идут вперёд-назад.

«Часики»

Попросите слегка приоткрыть рот и улыбнуться. Под ваш счёт пусть малыш тянет язык в стороны к уголкам рта.

«Ветерок»

Взять одноразовый бумажный платочек, оторвать полоску в 10-15 см, высунуть язык и поместить на конец языка. Подуть, чтобы полоска поднялась и трепыхалась. Если с первого раза не получается, укоротите немного.

Статические задания проводятся так: 

«Лопатка»

Пусть малыш расслабит язык и положит на нижнюю губу. Нужно постараться удержать его без дрожания на 10-15 секунд. 

«Желобок»

Попросите хорошо высунуть язык и свернуть края. Получится «трубочка», в которую нужно подуть.

«Иголочка»

Попросите чадо открыть рот, напрячь язык и выдвинуть узкую часть вперёд.

«Чашечка»

Попросите открыть рот и улыбнуться. Язык поднять и принять форму чашечки.

«Трубочка»

Попросите малыша вытянуть губы вперёд как можно дальше, делая форму трубочки.

Гимнастику нужно выполнять дважды в день от пяти до семи минут. Чтобы было интереснее, статические упражнения можно выполнять, играя на металлофоне. Вы играете звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до», а ребёнок удерживает артикуляционную позу, пока слышит музыку. 

Для динамических нужен счёт до десяти и барабан.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух необходим для речевого развития, поскольку ребёнок должен различать отдельные звуки (фонемы). Фонематический слух включает в себя такие навыки, как сопоставление, узнавание слов и повтор его составляющих.

«Поймай звук»

Предложите малышу поймать звук, например «а». Для этого проговаривайте слова, которые содержат и не содержат звук (лес, Таня, окно, чаща, мама). Как только малыш услышит этот звук, он должен хлопнуть в ладоши. Когда у ребёнка всё начнёт получаться, усложните задачу и попросите ловить звуки, например «ло». (корабльлошадьвесло).

«Ушки-макушки»

Подготовьте звенящие и стучащие предметы, такие как ложки, барабаны, маракасы, колокольчик. Вместе с ребёнком послушайте их звучание, а затем попросите его отвернуться. 

Воспроизведите звуки снова и попросите назвать источник.

«Тихо-громко»

Выучите лёгкую скороговорку и попросите ребёнка произнести её шёпотом, потом погромче и громко.

Исправление ошибок

Найдите несложное четверостишие и нарочно прочитайте некоторые слова с ошибками. Пусть малыш их поправит.

Например:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный … лук (правильно жук)

С длинными усами!»

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Здесь стоит вести работу по двум фронтам: расширить словарный запас и сформировать грамматическое представление. К первой категории относят описание предмета, его строение, описание по нескольким параметрам (размер, цвет, форма и т.д.). Второе направление включает умение изменять слово (род, число, падеж), образовывать новое при помощи суффиксов, строить предложения разной длины.

«Один-много»

Покажите малышу картинки с животными, фруктами, предметами. 

Пусть подберёт множественное число к изображению (если там один предмет или наоборот). Скачать карточки можно на нашем сайте.

«Помоги Незнайке»

Попросите ответить на вопросы и повторить предложения полностью. Незнайка строит дом. Пилить нужно чем? Строгать чем? Подметать чем? (Малыш отвечает). Друзья решили ему помочь. Пончик красит (что? чем?). Винтику на ногу упало (что?). Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?).

«Подскажи действия»

Возьмите игрушку, например, человека и показывайте с ним действия, употребляя в основе глагол «идти». Ребёнок должен подобрать правильный глагол исходя из действий. Например, человек домой (что делает? идёт); к пяти часам из офиса (что сделает? уйдёт, выйдет).

«Составь рассказ»

Для игры пригодятся картинки с профессиями людей. Попросите малыша рассказать о профессии. 

Например: это воспитатель. Он работает в детском саду. Любит маленьких детей и постоянно с ними рисует, читает книжки, гуляет. А ещё укладывает спать и может покормить с ложки.

«Эрудит»

Для этой игры понадобятся карточки с животными. Покажите картинки и задавайте вопросы:

  • У кого самая длинная шея?
  • У каких животных острые зубы?
  • У какого животного пятачок?
  • У каких животных нет копыт?

«Из чего это сделано?»

Называть состав предмета, из чего сделан. Например, стакан из стекла — это какой стакан? (Стеклянный стакан). Варенье из сливы — это какое варенье? (Сливовое варенье).

«Описание предмета»

Попросите ребёнка рассказать о каком-нибудь предмете.

Например, мяч. Каким он бывает? Ребёнок подбирает прилагательные: круглый, большой, футбольный. А дом? Высокий, разноцветный, с треугольной крышей и т.д.

«Сортировка»

Заранее приготовьте предметы одинаковой формы, цвета или состава и разложите их. Пусть малыш собирает одинаковые по какому-либо признаку. Например, все предметы красного цвета. 

Скороговорки

Они не только расширяют запас слов, но и улучшают дикцию. Начинайте с простых и усложняйте со временем. Например:

  • У киски в миске сливки скисли;
  • ВставайАрхиппетух охрип;
  • Шакал шагалшакал скакал;
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход;

Советы для мам

Чтобы успешно провести логопедические игры, учитывайте нюансы.

1. Приступайте к играм плавно: для первых дней хватит трёх — пяти минут. Со временем увеличивайте продолжительность. Есть задания, которые можно проводить на прогулке или по дороге домой из детского садика.

2. Желательно проводить две или три игры ежедневно, не считая игр на развитие мелкой моторики и артикуляционных упражнений.

3. Не допускайте, чтобы ребёнок переутомился. Занятие без перерыва не должно превышать 15-20 минут.

4. Все игры проводите в хорошем расположении духа и не принуждайте ребёнка. Ничего страшного, если вы немного сдвинете время или перенесёте занятия.

5. Если малыш не расположен к занятиям, попробуйте провести несколько игр с перерывами.

6. Ошибки указывайте на фоне общего одобрения.

В основе всех логопедических игр лежит регулярность, положительный настрой ребёнка и желание обучаться. Подойдите к играм творчески, позитивно и с неугасающей верой в вашего ребёнка. Если через полгода-год нет улучшенийобратитесь к специалисту.

3-4 года 4-5 лет

imageВ зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Читайте также: Уровни общего недоразвития речи у детей

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Читайте также: Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

image

<<< Развитие речи у детей</p>

Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Ей были подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с маленькими детьми.

Такая работа по развитию речи требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, т.к. методика логопедических занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста. Найти грамотного логопеда-дефектолога, умеющего работать с детьми до 4 лет, не так просто, особенно для жителей небольших городов. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Какие нарушения речи подлежат коррекции с помощью наших логопедических занятий по развитию речи: дислалия (косноязычие), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР).

Какие типы логопедических игр для развития речи включены в этот цикл:

  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры
  • игры на развитие физического слуха
  • упражнения на звукоподражание
  • рифмованные загадки
  • стихи с движениями
  • чистоговорки
Урок 1. Логопедические упражнения Урок 2. Нарушения речи
Урок 3. Задержка речевого развития Урок 4. Логопед онлайн
Урок 5. Логопед – дефектолог Урок 6. Развитие речи
Урок 7. Игры для развития речи Урок 8. Логопедические игры
Урок 9. Пальчиковые игры Урок 10. Артикуляционная гимнастика

ВНИМАНИЕ! Для запуска некоторых наших заданий нужен браузер c поддержкой flash. Скачать его для вашего устройства можно здесь

Игры для развития речи

Логопедические занятия

Составление рассказа по картинкам

Книги для развития речи

Развитие связной речи

Видео – Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Словесные игры

Состояние речи у детей 4–5 лет может значительно отличаться. Одни владеют языком просто идеально, другие могут говорить лишь что-то невнятное, произнося всего несколько слов или допуская множество ошибок в речи. В таких случаях родители задумываются, как организовать логопедические занятия для дошколят, какие игры и упражнения помогут им с развитием речи. Ведь некоторые проблемы важно решить до того, как ребенок пойдет в первый класс.

image

Речевые нормы

Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.

  • Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
  • Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
  • В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
  • Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
  • Обычная речь имеет правильный средний темп.
  • Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
  • Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
  • Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с [р] и [л], иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
  • Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
  • Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
  • Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
  • Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.

image

image
image
image

Звук [Э].

1. Артикуляционная гимнастика.

Читайте также:  Конспект НОД по конструированию собачек из бумаги в технике «оригами» с мастер-классом

2. Звук [Э] — гласный (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук [Э], губы в улыбке, язык внизу.

3. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э]:

И — Э — О — У — Э — А — Э — И — О — У — Э — О — У – Э — А –И — Э

4. Запомнить слова со звук [Э]: Эмма, Эдик, эму, эхо, Эля, эльф, экран, этажи, этажерка, эскимо, электричка, электричество, экскаватор, эскалатор.

5. Послушай, сколько звуков. Назови первый, второй, третий звук: АЭ, ЭАИ, УИЭ.

6. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых первый звук [Э].

Когда есть проблема

К сожалению, не все дети могут похвастаться таким уровнем развития речи. Особенно сложно тем, чьи родители не уделяют этому аспекту должного внимания: мало общаются с ребенком, мало читают, не учат с ним стихов, мотивируя это своей бесконечной занятостью.

Однако ребенок, который к этому возрасту еще не говорит или говорит очень плохо, должен обязательно вызвать беспокойство родителей. В логопедии считается, что это максимально допустимый возраст для коррекции речи, когда время, отведенное на нее, безнадежно уходит. Важно максимально использовать его, чтобы помочь дошкольнику разговориться. Ведь речь – это не только средство коммуникации, но и залог успешного обучения маленького человека в школе, его дальнейшей социализации.

Что должно вызвать тревогу родителей в этом возрасте?

  • Если ребенок говорит очень неразборчиво, меняя, пропуская или путая местами буквы и слоги, не выговаривает много звуков, окружающим его сложно понять.
  • Отвечает односложно, не умеет построить распространенное предложение.
  • Затрудняется с описанием картинки, игрушки, не может закончить предложение, начатое взрослым.
  • Имеет очень скудный запас часто используемых в быту слов.
  • С трудом подбирает и может перепутать слова, особенно если они близки по звучанию, но имеют разное значение.
  • «Съедает» окончания слов, «глотает» слоги.
  • Постоянно путается в числах, падежах, предлогах, союзах, не реагируя на поправки взрослых.
  • Произносит звуки неуместно мягко (сюсюкает) или нарочито твердо (словно с акцентом).

Причины такой задержки могут быть самыми разными: аномалии развития языка, нёба, губ, органов слуха; неврологические нарушения, умственная отсталость, родовая травма или патологии беременности, психические расстройства, сильный испуг или психологическая травма, социальная запущенность (недостаточное внимание к ребенку, отсутствие общения и заботы, асоциальная семья).

image

Звук [О].

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
  • «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
  • Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…

2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды».

Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу. Землянику нашли Изображают землянику. Раз, два, три, четыре, пять, «Пальчики здороваются». Мы идем искать опять. Шагают пальчиками по столу.

3. Звук О — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук О, губы округлены. Звук О обозначается красным цветом.

Читайте также:  Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации

2. Подними руку, когда услышишь звук [О]:

О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О.

3. Выучить слова с первым звуком [О]: осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров.

4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук О.

Идем к логопеду

Со всеми этими речевыми сложностями ребенок самостоятельно не справится. Если не заняться ими сейчас, это может вылиться в различные виды речевого отставания, такие как задержка речевого, психоречевого развития, общее недоразвитие речи. Это, в свою очередь, повлечет проблемы с обучением в школе. Поэтому своевременная помощь логопеда при таких нарушениях обязательна.

Специалист поможет малышу не только исправить проблемы звукоизвлечения (шепелявость, сюсюкание, картавость), как думают многие. Хороший логопед может сделать намного больше. В его компетенции находятся следующие аспекты:

  • формирование правильной речи;
  • развитие строя речи и словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • усвоение основ грамматики.

Кроме того, занятия с логопедом (если это опытный логопед-дефектолог) могут помочь при следующих проблемах:

  • заикании;
  • дизартрии;
  • недоразвитии речи при задержке психического развития;
  • алалии;
  • ринолалии;
  • дислексии;
  • дисграфии и др.

Подбирайте логопеда тщательно. Если он говорит, что для постановки звука потребуется год занятий по 4 раза в неделю (обычная норма – 2 раза), не дает малышу домашних заданий (они должны быть обязательно), постоянно настаивает на занятиях по закреплению поставленного звука (это должны делать родители самостоятельно), не позволяет присутствовать на занятиях и при этом требует за свои услуги немалых денег – смело отказывайтесь от такого «специалиста» и ищите другого.

image

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Хороший логопед разрешает и даже приветствует присутствие родителей на таких занятиях, обязательно комментирует достигнутые успехи, постоянно дает домашние задания для закрепления полученных навыков, показывая родителям, какие упражнения и как необходимо выполнять дома.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

Читайте также:  Великая Отечественная война в рисунках детей мирного времени

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

Самый главный инструмент в арсенале любого логопеда – терпение и похвала.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

image

Тема: «Почта».

1. Пальчиковая гимнастика:

Почтовый ящик открываем,

Сжимание и разжимание кулачков.

Сколько писем! Посчитаем?

Пальцы разжаты и сильно оттопырены.

Кате, Ване, Михаилу,

Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца.

Александру и Данилу.

2. Посылка для бабушки (чья посылка?) — бабушкина посылка.

Телеграмма для мамы (чья телеграмма?) -…

Дедушка купил журнал (чей журнал?) -…

Письмо от тети (чьё письмо?)- …

3. «Подбери признак»:

  • Журнал (какой?)- большой, красивый, яркий, цветной, красочный…
  • Газета (какая?) — большая, тонкая, цветная, …
  • Конверт (какой?) — маленький, прямоугольный, белый…
  • Телеграмма (какая?) — срочная, маленькая, прямоугольная …
  • Открытка (какая?) — праздничная, поздравительная, ….

4. «Назови ласково»:

  • Марка- марочка
  • конверт-…
  • журнал — …
  • газета — …
  • посылка — …

Занимаемся дома

В сложных случаях одних занятий с логопедом будет не достаточно. Родителям придется заниматься с ребенком самостоятельно. Однако и при более благоприятном прогнозе домашние занятия принесут только пользу. Это и закрепление полученных у логопеда навыков, и полностью домашние игры, если, к примеру, не удалось найти подходящего логопеда или проблема не слишком серьезна.

Вот несколько правил, которые помогут родителям правильно организовать логопедические занятия для детей дома.

  • Превращайте каждое занятие в игру. Если ребенок увлечен, он осваивает нужные навыки ненавязчиво и быстро.
  • Длительность занятий увеличивайте постепенно: начиная с 5 минут, постепенно доводя до 20–35.
  • Не перегружайте малыша информацией. 2–3 игр за один раз вполне достаточно для адекватного усвоения материала.
  • Помните о похвале. Для малыша это лучший стимул.
  • Играйте, когда ребенок бодр и в хорошем настроении (после завтрака или обеденного сна).
  • Помните, что малыш всему учится, подражая вам. Поэтому всегда показывайте ему что-то, повернувшись лицом к лицу.
  • Если при выполнении задания вы знакомите малыша с какими-то природными явлениями, стройте работу так, чтобы они соотносились с реальностью (снег, мороз изучаем зимой, листопад – осенью).

Приобретите себе в помощь специальную литературу, которая поможет организовывать и проводить занятия. Например, пособия Н.Э. Теремковой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой. У этих авторов есть различные пособия на любой возраст.

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

1. Пальчиковая гимнастика:

Читайте также:  Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР

Ветер по лесу летал. Плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках. Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

2. «С какого дерева листок?»

  • лист березы – березовый
  • лист клена — …
  • лист осины — …
  • лист липы — …
  • лист рябины — …
  • лист каштана — …

3. Ответь на вопросы, а мама запишет ответы:

  • Что растёт в лесу?
  • Где растут ягоды?
  • Где растут грибы?
  • Какие лесные ягоды ты знаешь?
  • Какие грибы ты знаешь?

4. Игра «Что это?»

(закончить предложение и повторить его полностью).

  • Береза, осина, дуб – это …
  • Орешник, шиповник, сирень – это …
  • Опенок, сыроежка, мухомор – это …
  • Черника, малина, земляника– это …

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий