Методика Никитиных для детей

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

image

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

image

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.

Видео

РАЗВИВАЮЩИЕ КУБИКИ НИКИТИНА / Развивающие занятия для детей.

Отзывы

Ирина, 29 лет Мы долго выбирали, какую игрушку из серии купить, а ответ нам подсказала сама дочурка – ей так понравились деревянные брусочки, что после покупки ее от головоломки за уши от них оттащить. Недели через две малышка начала подолгу заниматься одним делом, а не бегать от одной игрушки к другой.

Оксана, 43 года Кирюше мы купили игру «Сложи узор». Первое время пришлось подолгу с ним вместе сидеть и собирать сначала простые фигурки, а потом посложнее. Когда сыночек втянулся в игру, мое присутствие не стало настолько необходимым, а малыш потом с удовольствием стал придумывать новые фигурки. Купили их дешево, на распродаже по акции, всего за 350 рублей.

Галя, 25 лет Настеньке исполнилось 5 лет, и нам на день рождения подарили «Уникуб». Замечательная игра, выполняющая сразу несколько задач. Но дочка поначалу не обращала никакого внимания. Пришлось проявить фантазию: мы изучали направления – где право, где лево, запоминали устный счет. Потом Настя втянулась в процесс, сама строит из них фигурки. Хотели купить второй набор, но дорого даже со скидкой.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Понравилась статья? Рассказать друзьям: Реклама на сайте

Статья обновлена: 22.05.2019

–>–> –>Толкование

Методика Никитиных

Методика Никитиных — амбициозная и неоднозначная по своим результатам попытка педагогов Лены Никитиной и Бориса Никитина на практике использовать идеи ранней тренировки ума и тела (концепцию НУВЭРС), описанная ими в статьях и книгах. Собственную многодетную семью они превратили в полигон для проверки собственных идей, что вызвало немало споров и сомнений: с одной стороны, родители активно занимались с детьми, с другой стороны, дети содержались в спартанских условиях, крайней нужде и заметном отрыве от сверстников.

Как методики, так и сама жизнь семьи вызвала большой общественный интерес в советском обществе 70-х — 80-х годов.

Все семеро детей Никитиных, так или иначе, нашли своё место в жизни. У всех состоявшиеся семьи, как правило, с несколькими детьми. Опыт собственного детства им помогает, однако особо сентиментальных воспоминаний о детстве нет.[1]

Основа методики

Особенность раннего развития по Никитиным — начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов. Авторы утверждали: чем раньше начнётся активное развитие, тем лучше.

Никитиными были разработаны методики воспитания и развивающие игры, популяризируемые до сих пор. Семья активно использовала спортивные тренажеры и весьма радикальную систему закаливания, якобы позволяющую свести к минимуму различные простудные заболевания у детей, а если дети заболевали — обходиться без лекарств.[2] Борисом и Леной были написаны множество книг.

Никитиным был введён термин НУВЭРС (Необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) — гипотеза, утверждающая, что с годами человек утрачивает способности к развитию. Эффективное развитие утрачивается безвозвратно. Существует определённое время и определённые условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Мерой НУВЭРС можно считать асинхронат — разрыв во времени между «моментом» созревания и началом развития. Согласно Никитину, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте.

Критика

Существуют публикации, критически относящиеся к опыту семьи.[2][3][4] Не отрицая очевидную пользу методик, эту пользу объясняют самым простым образом: дети всегда оказываются в выигрыше, если родители уделяют им внимание, занимаются с ними, укрепляют их физически, держат на строгой диете в противоположность пренебрежению, закутыванию и закармливанию. Кроме того, дети Никитиных жили в зелёном пригороде. Отмечается, что семья Никитиных, фактически, образовала секту, вне стен которой дети чувствовали себя неуютно, внешний мир им был чужим. Дети не имели в достатке красивой и удобной одежды и обуви даже по советским меркам благополучия. Они скудно питались. Лакомств, вплоть до вполне простых, вроде апельсинов и сыра не имели вообще, деликатесом считали манную кашу. Одной из причин устойчивости к холоду, недоеданию и дискомфорту у детей была простая сила обстоятельств. Отец, форсируя события и используя собственные пробивные качества, отдавал детей в школу сразу в старшие классы, или перебрасывал детей из класса в класс с опережением. В школе дети часто оказывались чужаками. Они были существенно младше одноклассников, были воспитаны в несколько искусственной, сектоподобной замкнутой среде, были бедны в одежде и пользовались особым отношением учителей. Родители ценили школьные успехи детей, однако весьма снисходительно относились к прогулам, плохим итогам четвертей и слабо контролировали школьный учебный процесс, чем дети и пользовались. В школе они чувствовали себя некомфортно, а близких друзей среди одноклассников дети не имели. Будучи натренированы по школьной программе дома и имея весьма хорошую физподготовку, дети были далеки от прилежания в школе, порой откровенно игнорируя учителей и прогуливая целые дни, что им, из-за их особого положения, сходило с рук. Когда багажа знаний уже не хватало, они продолжали лениться, тройки и даже двойки в четверных оценках были нормой[5].

«Я ходил в учениках социально опасных. Я бегал с уроков, прогуливал целые дни… Учился я, прямо скажем, скверно в силу своей совершенно безудержной лени. Я был двоечником и троечником. Неоднократно оставался на осень. У меня были жутко изрисованы учебники, по-моему, в них не было ни одной чистой страницы. Домашних заданий я почти никогда не делал… Двух или трёх учителей я искренне ненавидел. Я им доставлял много хлопот: мог, например, выйти на уроке из класса, хлопнуть дверью посильнее, если мне чем-нибудь не нравилось поведение учителя. Мою бедную классную руководительницу я не раз доводил до слёз». Алексей Никитин (старший сын)[4]

«Я каждый раз заканчивал учебный год с двумя — тремя тройками (…). К этому я привык и не прилагал никаких усилий, чтобы учиться лучше». Иван Никитин, младший сын[3]

Как результат, никакого чуда из опытов над собственными детьми не произошло. Дети вполне состоялись, однако детство у них выдалось сложным и физически, и психологически, школа была для них кошмаром, им было труднее адаптироваться в обществе. Вопрос, стоило ли проводить такой эксперимент над собственными детьми, остаётся открытым. Соответственно, есть основания для критического взгляда и на книги Никитиных. С другой стороны, есть мнения[2], что причиной трудностей семьи и детей была невостребованность творческих самостоятельных личностей в тогдашнем СССР, а трудности в школе — тем, что школа была простой советской «районкой», мало пригодной для человека, сколь-либо выбивающегося своим уровнем развития из общей серой «массы».

Фильмы о семье Никитиных

  • «Правы ли мы?»,
  • «Никитины»,
  • «День в семье Никитиных» 1969, 2 ч. (н-п). О воспитании детей в семье.
  • «Самый долгий экзамен» (1977 г.)

Ссылки

Смотреть что такое “Методика Никитиных” в других словарях:

  • Никитин, Борис Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Никитин, Борис. Борис Павлович Никитин (21 января 1916 1999)  один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Родился на Северном Кавказе в семье кубанского… …   Википедия

  • Никитина, Лена Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никитина. Никитина Лена Алексеевна (родилась 31 января 1930 в поселке Болшево Московской области)  одна из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества.… …   Википедия

  • Педагогика сотрудничества — Педагогика сотрудничества  направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… …   Википедия

  • НУВЭРС — Необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС) гипотеза, утверждающая, что с годами человек утрачивает способности к развитию. Эффективное развитие утрачивается безвозвратно. Существует определенное время и… …   Википедия

  • Никитин — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В …   Википедия

  • Борис Никитин — Борис Павлович Никитин (1916 1999) один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в… …   Википедия

  • Борис Павлович Никитин — (1916 1999) один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации …   Википедия

  • Елена Алексеевна Никитина — Никитина Лена Алексеевна (родилась в 1930 в поселке Болшево Московской области) одна из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Мать, Е. А. Литвинова, учительница. Отец, А. Д. Литвинов, военный инженер. В 1948 году… …   Википедия

  • Лена Алексеевна Никитина — Никитина Лена Алексеевна (родилась в 1930 в поселке Болшево Московской области) одна из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Мать, Е. А. Литвинова, учительница. Отец, А. Д. Литвинов, военный инженер. В 1948 году… …   Википедия

  • Лена Никитина — Никитина Лена Алексеевна (родилась в 1930 в поселке Болшево Московской области) одна из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Мать, Е. А. Литвинова, учительница. Отец, А. Д. Литвинов, военный инженер. В 1948 году… …   Википедия

Книги

  • Как вырастить ребенка умным и счастливым. Методики раннего развития, Н. Ильина. Данная книга посвящена вопросам раннего развития детей. Она состоит из двух разделов. В первом рассмотрены основные, самые известные сегодня системы раннего развития детей: Марии Монтессори,… Подробнее  Купить за 343 руб
  • Как вырастить ребенка умным и счастливым. Методики раннего развития, Н. Ильина. Данная книга посвящена вопросам раннего развития детей. Она состоит из двух разделов. В первом рассмотрены основные, самые известные сегодня системы раннего развития детей: Марии Монтессори,… Подробнее  Купить за 319 руб

Взято у https://bezpalov.livejournal.com/48494.html?view=345966#t345966 В чем секрет русской смекалки?О раннем развитии известно уже более трех тысяч лет, но от большинства людей оно скрывается. Это открытие было сделано после того, как в России (и нигде больше!) была изобретена Методика Интеллектуального Развития Ребенка (МИРР), позволившая научить детей читать до одного года. Ее автор Тюленев Павел Викторович – педагог, социолог, информатик Президент Академии образования, социального и экономического развития, ННОУ. Один из основателей МИРР, педагог Никитин Борис Павлович родил и воспитал в период с 1957 по 1968 год семерых детей, обучал их и закаливал с самого рождения. Когда эти дети Никитина в возрасте от 3 до 10 лет были протестированы заезжими англичанами и японцами, они были признаны самым умными детьми на планете!

Кем же стали дети Никитиных?До вузов все получали среднее специальное образование. Пять красных дипломов. Двое в вузы не поступали. Алексей, 1959 г.р., – всю жизнь с электроникой (физфак МГПИ им. Ленина); Антон, 1960 г.р., – химик, имеет несколько патентов на изобретения в этой области (химфак МГУ); Ольга, 1962 г.р., – юрист крупной фирмы (юрфак МГУ); Анна, 1964 г.р., – медсестра (Московское медучилище № 3); ещё диспетчер по транспорту (работаю без специального образования); Юлия, 1966 г.р., – главный редактор одной из региональных газет (Московский институт культуры); Иван, 1969 г.р., – инженер-механик (Королёвский механический техникум) и видеооператор (высшие курсы ВГИКа); Любовь, 1971 г.р., – библиотекарь с небольшим стажем (библиотечный техникум); в основном – домохозяйка, мама девяти детей (в детсад никто не ходил и не ходит). “как говорит наша мама, не важно, кто кем из нас стал, важно – каким. А кто это определит? Есть наш внешний вид, который можно увидеть на фотографиях, можно перечислить свои достижения. Куда труднее рассказать о своём внутреннем росте, о своих увлечениях… Тем более, что все мы – такие разные! Это и по профессиям видно, ведь каждый искал своё – согласно своему характеру и устремлениям.” Эффективность этой методики доказана многочисленными фактами. Во время исследований выявлена закономерность: самые умные и активные, – в смысле интеллектуальных действий и креативности, – это те народы, в традициях культуры которых случайно или не случайно имеются элементы раннего развития.

Статистика показала, что у народов, которые начинают обучать своих детей:

  1. с самого зачатия
  2. в период беременности
  3. младенцев с самого рождения

одаренных и талантливых детей больше в тысячи раз – потому что одаренность и талантливость есть производное от раннего развития. Теперь становится понятно почему так много различных историй о русской смекалке. Дело в нашей культуре и быте. С первых дней через народные сказки наши дети познают этот мир и развивают образное мышление. Именно образное мышление позволяет ребенку получить целостное представление о мире. Вот почему наши люди добиваются успеха в различных областях науки. Но времена меняются, в начале 2006 года было обнаружено, что одни конкурирующие народы, проникающие в Россию, начинают обучать свою элиту с первой недели после рождения, а другие – в период беременности. Анализ содержания всех видов обучения по Методике Интеллектуального Развития Ребенка показал, что оно включает в себя примерно знания 3-4-х программ высшего образования. Важно отметить, что в раннем развитии нужно идти от простого к сложному. Например, ребенок должен повторить весь опыт человеческого познания музыки, пусть и ускоренно. Поэтому нельзя сразу давать детям без разбору классику. В книге “Как развивать детей одаренными” рассказывается, что дети, которым с рождения давали слушать классическую музыку, не хотели играть на музыкальных инструментах, по той простой причине, что они боялись нарушить гармонию и высокие идеалы классических композиций. Гениальные педагоги XX века Борис Павлович Никитин (дошкольное образование) и Виктор Федорович Шаталов (среднее образование) с 1970 года предупреждали на своих встречах с родителями и педагогами, в статьях в газеты “Правда”, “Известия”, что “Академия педагогических наук (АПН, ныне РАО) разрушает СССР!”. Но в те времена о таком развитии событий никто даже не мог подумать или представить в самом страшном сне. Хотя эти педагоги-новаторы были признаны лучшими в мире, в СССР их результаты скрывались и открытия замалчивались. Все последующие годы, до начала 2000-х годов, несмотря на репрессии, эти педагоги показывали и доказывали на практике, что сроки развития и обучения искусственно растянуты, по меньшей мере, в три раза, что вело к бездарной потере страной сотен миллионов человеко-лет. Очевидно, что существовавшая в СССР система образования неуклонно вела к потере способностей и талантов, здоровья детей. АПН крушила демографию и подрывала экономику, растягивая сроки обучения и крайне неэффективно поглощая до 40 % ВВП страны, выделяемого каждой семьёй и государством на содержание подрастающего поколения. На основании результатов величайших исследователей и педагогов-новаторов XX века Б.П. Никитина, автора концепции “своевременного развития”, и В.Ф. Шаталова, реализовавшего тогда программу: “Десятилетку – за три года”, которые к 1971 году, опубликовали новые технологии воспитания и образования в десятках статей миллионными тиражами. “В обычной школе 35 теорем по геометрии изучают 30 рабочих недель. А Шаталов основы всей геометрии подает своей аудитории за 15 минут! За это время он «загружает сознание» детей только формулировками теорем и правил. Потом исписывает доску чертежами, сухо их объясняя. А позже вручает листы с 70 вопросами по темам и формулировками теорем. И снова отвечает на вопросы учеников. Дети следят за его ответами, сверяя их с полученными формулировками и «привязывая» к материалу. После чего получают листочки с ответами на все вопросы. Затем Виктор Федорович опять отвечает на их вопросы. А на следующий день школьники приступают к… решению задач по полному курсу геометрии. И все! К экзамену уже не нужно переворачивать 100 страниц учебника с рассыпанными по нему теоремами, выискивая доказательства и правила.” Исследования потенциала детей продолжались, несмотря на действующие запреты и блокаду со стороны Академии педагогических наук, которая в 1991 году была переименована в РАО – Российскую академию образования.

Открытие 1991 г.: “Отставание детей в России в развитии составляет от 7 до 17-ти лет”

Через 30 лет после начала исследований с 1957 по 1987 г. в 1988 году П.В. Тюленевым были получены, наконец, результаты “максимального развития”: Ребенка удалось научить читать, считать, знать ноты … – раньше, чем ходить! Он показал по телевидению малышей, которые не только читали и печатали на электрической пишущей машинке, но и знали таблицу умножения и периодическую таблицу химических элементов Д.И. Менделеева и показали другие знания, которые изучают в вузе. Это означало, что дети в России, как оказалось, отставали в интеллектуальном развитии не на 5-7 лет, а на 7 – 17 лет! Вот хороший пример: http://www.1tv.ru/news/social/160363 “Затраты времени на учебы в школе искусственно увеличены, методики специально усложнены, растянуты в 3-5 раз для целей сдерживания развития СССР” Экономистами, психологами и врачами были сделаны и другие выводы: “Затраты времени в традиционной школе 3 – 5 раз превышают необходимые и такие занятия надоедают ребенку, отнимают здоровье и отбивают охоту к учёбе и саморазвитию…”. “Методы обучения в традиционной школе на 350 лет отстают от достижений наук о человеке – они уничтожают способности и таланты у 90 % детей”. В то же время, хорошо известно, что кибернетики и информатики Н. Винер, Р. Шеннон, Л.Ф. Берталанфи и другие ещё в 40-50-е годы заявили, что по их расчётам мозг человека, возможно, используется лишь на 5 % (пять процентов)! Вот так, в 60-е годы перед наукой и педагогами-новаторами возникла задача: как, сократив затраты в 10 раз, то есть, почти не занимаясь специально, увеличить потенциал ребенка в 20 раз? Через четверть века, к началу 90-х годов эта задача была блестяще решена: теперь развивать ребёнка одарённым и талантливым может сделать каждый родитель почти не оглядываясь на гены! Но для того, чтобы Вам случайно не подложили просроченные западные методики, необходимо запомнить: около 30 лет понадобилось российским педагогам-новаторам для создания объединительной системы “МИР ребенка” на основе методики “Читать, считать, … – раньше, чем ходить”, которая на 100 лет опережает устаревший “метод Монтессори”(Италия), на 50 лет ушла вперед от ошибочных программ Домана (США) и на 350 лет оставила позади традиционные методики, используемые в современных детских садах и школах. Ну что, будем учиться или станем продолжать деградировать?

Педагог, счастливый отец и дедушка Борис Никитин разработал полезное учение о том, что творчество в жизни детей обязано присутствовать с самого рождения. Идя вслед за идеей Ушинского о развивающей среде, он создал много интересных игр. Знаменитые квадраты Никитина дают ребенку возможность самостоятельно постигнуть важность умственного труда, развить смекалку и способность логически мыслить.

Содержание

Суть методики Бориса Никитина

По мнению Никитиных, общаясь с ребенком, родители впадают в две крайности. Первая — это сверхзабота, постоянные занятия, игры, кружки и т. д. Получается, что самостоятельно ребенок ничего не делает. Второй крайностью является недостаток полноценного общения с ребенком. Оно происходит на бытовом уровне: накормить, одеть, уложить спать (хорошо, если кто-то из родителей сказку на ночь расскажет).

Основами воспитания по методике Никитиных являются естественные отношения, труд, связь с природой и творчество. Ребята должны быть хозяевами самим себе и своему времени. Мать и отец насильно делать ничего не заставляют, но оказывают помощь в решении сложных проблем. К основным принципам творческого развития относятся:

  1. imageСвобода творчества. Нет обязательных уроков, кружков и игр. Дети делают уроки по своему усмотрению, занимаются любимыми видами спорта. Главное, создать условия. К примеру, больной вопрос для многих родителей — рисование на обоях. Взрослые за это отшлепают малыша, в угол поставят, но наказание плохо срабатывает. В лучшем случае он проявит характер, и его каракули завтра снова будут украшать стену. Такой ребёнок заставит, наконец, родителей прислушаться к его желанию. Но может быть хуже: он просто больше не захочет брать в руки карандаш или мел. Вот это страшно — на роду загубить талант. В семье Никитиных подобная ситуация решалась по-другому: на стенах крепились альбомные листы, и на видном месте оставлялись орудия для творчества.
  2. Легкая и свободная одежда, спорт становятся для детей естественной потребностью. Во время кормления грудью малыша раздевают догола, он активно сосет и дополнительно получает воздушные ванны. После кормления ребенка тепло укрывают и он засыпает здоровым сном. Борис Павлович был убежден, что физическое здоровье создает хороший фундамент для интеллектуального развития. Дети Никитиных никогда не болели простудой. Все удивлялись, но повторить решались единицы.
  3. imageНеравнодушное отношение родителей к тому, что и как делают их дети, не нужно ли им помочь организовать игру и поиграть всем вместе. Цель должна быть одна: не препятствовать им в саморазвитии, а, наоборот, помогать. Ни в коем случае не оказывать давления, а делать все для дальнейшего развития, учитывая желания и способности.
  4. Сплоченность, чувство команды. Это бесценные составляющие семейного счастья, которые нельзя упустить. Совместное приготовление обеда, уборка квартиры, прополка цветов на даче — это еще и общение, на нехватку которого жалуются современные папы и мамы.

Методика раннего развития Никитиных до сих пор вызывает много споров. Противники этой системы обвиняют педагога в том, что в развивающих играх нет места эстетике и нравственному воспитанию.

Многие педагоги не согласны с тем, как дети закаляются, что нельзя мерить всех под одну гребенку, нужно учитывать особенности развития каждого.

Особенности интеллектуальных игр

imageНикитин является автором и разработчиком целого ряда интеллектуальных игр для детишек разного возраста. Без навязывания каких-то правил ребенок вместе со сказкой входит в этот удивительный игровой мир и сам выбирает, с чего начать. Конечно, вначале ему потребуется помощь старших, затем задачи выполняются самостоятельно. Малышу не надо ничего подсказывать. При возникновении непонятных вопросов можно вернуться к более простым заданиям или предложить другую игру.

Развивающие задания педагога — это многофункциональные игры и необъятный мир творческих задумок. В эти игры могут играть все члены семьи, большие и маленькие, при этом сразу несколько человек. Малышам нравится, когда взрослые с ними на равных обсуждают правильное решение и прислушиваются к мнению каждого. Задания в игровой схеме располагаются от простого к сложному, и дети получают удовольствие от умственного труда. Чтобы перейти к следующему этапу, нужно пройти настоящий — это заставляет ребенка добиться цели.

Задачи в играх решаются при использовании кубиков, кирпичиков, квадратов и всевозможных конструкторских деталек. Задавшись целью познакомить детей с различными методами передачи информации, автор предлагает свои задачи в виде моделей, рисунков, чертежей. По уровню сложности игры самые разные, поэтому интересны будут как двухлетнему ребенку, так и взрослому человеку. Родители, выбравшие этот способ развивающих занятий, должны знать, что требовать от ребенка мгновенного выполнения задач нельзя, иначе интерес к ним пропадет и вряд ли потом возобновится.

image

Эти игры стали важной частью той развивающей среды, в которой теперь растут и воспитываются правнуки талантливого педагога Бориса Никитина.

В интернете есть сайт семьи Никитиных, где его взрослые дети и внуки рассказывают о своих семьях, делятся опытом воспитания, размещают фотографии и с любовью вспоминают о своем папе и дедушке. Там множество интересных, вдумчивых рекомендаций и отзывов не только о методике, но о книгах, фильмах, играх.

Описание развивающих заданий

Все развивающие игры Б.П. Никитина можно приобрести на семейном продающем сайте, а также в магазинах. Начать знакомство с развивающими играми можно с разрезного квадрата Никитина. Игра называется «Сложи квадрат».

imageСобрать квадрат Никитина интересно будет всей семье, так как игра вызывает настоящий спортивный азарт. Кажется, что сложить фигуру уже не удастся никому, но отчаяние, возникающее в процессе семейного состязания, дает надежду победы и заставляет добиться цели. Игра больше предназначена для дошкольников и призвана развить:

  • умение логически мыслить;
  • способность анализировать условия задачи и логически прийти к верному решению;
  • навык творческого подхода к выполнению;
  • представление о геометрическом пространстве;
  • восприятие цвета.

image

В наборе 36 квадратов разного цвета. Один является образцом, остальные порезаны различными способами от простого к сложному. Цель: из отдельных частей сложить квадраты.

Одной из любимых игр малышей является «Сложи узор». Детям интересно, как из отдельных кубиков получается замечательный узор. Играть можно с двухлетнего возраста. У малышей развиваются:

  • imageнаглядное мышление;
  • цветовое восприятие;
  • умение сопоставлять и комбинировать;
  • зрительная память;
  • самоконтроль;
  • внимание и усидчивость;
  • воображение.

В комплект игры входит 16 деревянных кубиков одного размера с окрашенными в разные цвета гранями, а также задания. Ребенок играет в кубики и одновременно складывает красивый узор. Самым маленьким можно использовать приложение к игре — альбом, где рисунки укрупнены, а каждое задание располагается на своей странице.

В игру «Уникуб» могут играть дети с 3—4 лет, но много радости она дает и более старшим ребятам, а папы просто от нее без ума. Она понравится всем, кто хочет проверить свою смекалку и сообразительность. В коробке 27 кубиков, которые окрашены всего в три цвета: желтый, синий и красный. В инструкции 60 заданий-головоломок.

Работа начинается со сбора модели с ориентировкой только на внешнее сходство по цвету.

Затем задача усложняется: теперь малыш должен видеть и внутреннее содержание модели. Самое сложное задание — нужно поставить кубик, беря во внимание уже все шесть сторон.

image

Отзывы родителей и педагогов

Ходили как-то с двухлетней внучкой в магазин и она увидела на полке эту развивающую игру. Я купила и думала, что насмотрится и забросит, как и многие другие игрушки. Но девочке понравилось играть со мной в квадратики. Замечу, что ребенок не совсем усидчивый, но здесь она просто превзошла себя: забросила игровую приставку, любопытство взяло верх. Вначале приходилось направлять, подсказывать, сейчас все больше играет самостоятельно. В итоге к трем годам она сама складывает разные планшеты. Для сложности составные части специально переворачиваю цветом вниз, но она сразу находит то, что нужно по заданию. Рекомендую всем родителям развивающую игру Никитина «Сложи квадрат».

Наталья, Усть-Каменогорск

Мой ребенок очень любит играть с кубиками и конструктором. Когда ему исполнилось два года, я решила развить его способности. Приобрела кубики Никитиных «Сложи узор». Они пластмассовые, легкие, безопасные для ребенка. Из них можно складывать различные геометрические фигуры, буквы, цифры и даже фигурки животных. Мальчик с большим удовольствием работал с ними. Эта методика развивает цветочувствительность и фантазию, учит быть внимательным и аккуратным. Сейчас моему сыну уже пять исполнилось, но мы по-прежнему каждый день играем в узоры. В игре предлагается много вариантов для разного возраста. Очень довольна, что нам эта методика помогла. Рекомендую. Кстати, кто не в силах приобрести игры в магазине (все-таки недешево), может сложить квадрат Никитина своими руками, предварительно скачав на их семейном сайте бесплатно выкройки.

Виктория, Сызрань

Работаю учителем в начальных классах, давно знаю о методике Никитина для детей и часто сталкиваюсь с проблемой, когда ребенок не понимает, где низ, а где верх, что значит «под» и «над». Родители обычно не обращают на это внимания. У меня наработана своя методика с такими детьми, но большим подспорьем являются кубики Никитина. Этот набор я применяю в самом конце таких занятий, когда начальные этапы уже пройдены. Не скажу, что это какие-то сложные фигуры, но с детьми иногда приходится биться по 3 недели над простейшими понятиями. Зато сколько радости потом, когда все получается. Рекомендовать эту методику родителям можно, но смотря как они будут с ней работать. Одни справятся с проблемой своего ребенка, а другие будут обвинять всех, но только не себя. Дело в том, что некоторые мамочки, заполучив волшебные кубики, усаживают свое чадо за стол и начинают его в прямом смысле этого слова мучить. А где игра? Дети должны познавать новое в игре путем естественных наблюдений и выводов. Советую одно: идите с ребенком во двор на детскую площадку, где много других детей. Пусть ваши малыши общаются, играют в мяч, прыгают через скакалку, а вы просто наблюдайте и умело руководите всем этим. И тогда кубики и другие пособия станут для вас настоящими помощниками. Успехов вам в нашем общем деле.

Анна Викторовна, Грязи

Как видите, квадраты Никитина привлекают малышей, если их не навязывать. Наберитесь терпения и  ориентируйтесь на естественное развитие детей. Ребенок сам выбирает, с чего начать, однако вначале ему нужно помочь, затем интеллектуально задачи он сможет выполнять самостоятельно.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий