Как бороться с детскими истериками?

imageСамыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Агрессия – разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности  темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый  ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых  не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель – разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они  впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

imageВо время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Борозда А.В.

психолог центра раннего вмешательства

Наверное, трудно найти родителя, который не знает, не почувствовал на себе, что такое детская истерика. Некоторые семьи сталкиваются с этой проблемой, когда ребенку всего 2 года, другие – в 5 лет, третьи – в 12 лет. Вне зависимости от возраста, возникает вопрос о том, что делать если у ребенка истерика. Родителям в этот момент предстоит испытать массу чувств: страх за малыша и растерянность: «что делать?», чувство вины и стыда перед окружающими, злость и раздражение. Как в таком состоянии быть хорошим для ребенка, поступить правильно? Спокойно! Давайте разбираться.

Возрастные особенности проявления детской истерики

Иногда у психологов и педиатров спрашивают, если возникает истерика у ребенка в год что делать? Первым делом необходимо оценить ситуацию: есть ли объективные поводы для истерики, и есть ли риск для здоровья и безопасности малыша? В столь раннем возрасте, скорее всего, причинами становятся сильная усталость, плохое самочувствие или неудовлетворенность некоторых потребностей. Родителям малышей, особенно в течение первых двух лет, важно помнить о том, что режим дня помогает ребенку приспособиться к нагрузкам и сохранять эмоциональную стабильность.

Если в 3 года у ребенка сильные истерики что делать? Этот возраст связывается с развитием нормативного кризиса, который, при благоприятных обстоятельствах завершается уже в 4 года, и отличается тем, что ребенок начинает чувствовать себя как отдельного человека и изучать вопрос границ. Поэтому как мы знаем, эмоциональные вспышки могут происходить, казалось бы, по незначительным причинам: игрушка не та, мама не покупает то, что хочется или каша не вкусная. Такие пугающие проявления на самом деле свидетельствуют о том, что ребенок развивается, обретает и изучает свое Я.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, что делать если ребенок закатывает истерики, важно помнить несколько моментов:

1. Ребенок проверяет границы взрослых – что можно, а что нельзя. Ищет способы взаимодействовать с миром. Если вы подойдете к нему, будете делать то, что ребенок от вас требует – он поймет, что таким образом можно добиваться своего и дальше будет пользоваться этим способом все чаще.

2. Важно помнить, что он делает это не со зла. Малыш действует интуитивно и, если он раз за разом повторяет одно и то же нежелательное поведение, необходимо, во-первых, понять причины, потребность, которую он пытается удовлетворить. Возможно, ее можно реализовать без таких переживаний. Например, мальчик 6 лет, который пошел в школу, вдруг начинает устраивать истерики, хотя в детском саду такого поведения не наблюдалось. В результате анализа ситуации оказалось, что с помощью эмоциональных вспышек и капризного поведения малыш снимает напряжение, накопленное на уроках.

Несмотря на то, что кажется, что с возрастом ребенок должен преодолевать ограничение недостаточно развитой эмоциональной саморегуляции, к подростковому возрасту частота и интенсивность истерик может возрастать. Это происходит в связи с общим кризисным состоянием ребенка в этот период, в следствии которого ему сложнее осознавать перепады настроения, контролировать интенсивность, понимать, что чувствуют в это время окружающие.

Истерики дома

Если дома у ребенка часто истерики что делать, постарайтесь сразу покинуть комнату. В этот момент может быть страшно оставить малыша, но это необходимо для того, чтобы не подкрепить негативное поведение. Скорее всего через несколько минут он успокоится самостоятельно, тогда можно подойти к нему, обнять и улыбнуться. Так он не будет чувствовать себя брошенным. Но если сразу после вашего появления крик и слезы возобновляются, придется опять выйти.

Истерики вне дома

Что делать если ребенок устраивает истерики не дома, среди незнакомых людей? В подобных ситуациях родителю обычно очень трудно справиться со своими эмоциями: с одной стороны, не хочется поощрять ребенка, с другой стороны – стыдно перед окружающими (хотя на самом деле в большинстве случаев окружающие не осуждают родителя, а, напротив, сочувствуют ему). Оказываясь в таком не удобном положении трудно вовремя остановиться и подумать, почему возникла истерика у ребенка причины что делать, как правильно поступить. В этот момент самое важное – суметь отвлечься от мыслей о мнении других людей, сконцентрироваться на малыше и делать то, что считаете нужным для него и для вас, без оглядки на чужие взгляды.

Детские истерики – не простое испытания для окружающих взрослых людей, требующее терпения и сил. Поэтому, если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, стоит обратиться к психологу или пойти на родительскую группу, где вы сможете обсудить стратегии поведения, поговорить о тех эмоциях, которые переполняют, найти ответы на волнующие вопросы.

Истерики у детей

Врач-невролог детской поликлиники №4 Усова Наталья Григорьевна

В жизни каждого родителя приходит  момент, когда он сталкивается с истерикой собственного чада.

Это может случиться в любом месте, в любое время, в любую погоду. Момент этот неприятный и даже сложный.  Так как мало кто знает, что точно нужно делать или говорить ребенку, чтобы тот успокоился.

На самом деле истерика – естественный этап развития ребенка. Практически все малыши проходят его в возрасте от года до трех. 

Принято такой вид поведения (слезы, крик, падение и катание по полу) делить на два понятия: каприз  и истерика

Каприз – это осознанное (управляемое) действие ребенка, направленное на получение желаемого.  Например, плач  в магазине из-за некупленной шоколадки.

Истерика – это  более сильное состояние, когда малыш уже не может совладать со своими эмоциями, и ему нужна помощь. Иногда бывает, что истерика плавно вытекает из каприза.

Отчего это происходит?

Причин подобного поведения может быть множество.

-Проявление возрастных особенностей  (от года до трех). 

-Сложные отношения в семье между  домочадцами – так как ребенок всегда транслирует состояние взрослых.

-Ребенок просто недосыпает положенные ему часы, и  усталость выливается  приступами истерик.

-Подражание кому-либо (значимый взрослый, друзья в детском саду и пр.)

-Особенности нервной системы. Все мы разные, кто-то от природы более спокоен, а кто-то чрезвычайно возбудим. У детей все эти проявления выражены значительно ярче, потому что им еще сложно управлять собой. Что делать

Вне зависимости от того,  каприз у вашего ребенка или истерика, следует выполнять определенные  действия, чтобы нормализовать ситуацию.

1. Самое главное – это сохранять внутреннее спокойствие.  Да,  это очень сложно — держать нейтралитет в момент истерики ребенка, особенно если это происходит в людном месте. И тем ни менее – это самое основное правило.

2. Если ребенок бьется в истерике  (громко плачет, кричит), НЕ нужно пытаться с ним разговаривать. Он вас просто не услышит.  Подождите, пока он немного успокоится, и потом уже донесите  информацию

3.  Говорить с ребенком нужно очень спокойным, тихим и  уверенным  тоном. Ошибка многих родителей заключается в том, что слова,  которые  они говорят своим детям, звучат неуверенно, и ребенок понимает, что может поставить свои условия.  Избегайте этих ошибок.

4.  Нужно находиться  рядом с ребенком в тот момент, когда у него истерика.  Вы можете прикоснуться к нему, просто присесть рядом, погладить. Главное, чтобы это было от чистого сердца  и искренне. Детишкам подчас бывает очень сложно совладать со своими эмоциями.

5. Когда говорите  с ребенком,  старайтесь держать контакт глаз.

6.  Рассказывайте ребенку о своих чувствах, объясняя, почему так происходит. Например: «я сейчас очень злюсь, потому что ты плачешь и не слушаешь меня». Это вообще очень важно делать, чтобы ребенок понимал, что ваши негативные эмоции связаны не лично с ним, а с его поведением.

7.  Если в момент истерики  вокруг вас находится много «сердобольных и советующих», постарайтесь остаться с ребенком наедине.

8.   Если процесс возбуждения переходит в крайние формы, отойдите с ребенком в тихий уголок, обнимите его, возьмите на руки, скажите ласковые слова. Если вы находитесь в душном помещении, тогда будет лучше выйти на улицу и немного прогуляться. Все эти действия помогут ребенку успокоиться.

9.   Переключайте  внимание. Любой внимательный родитель всегда видит начало истерики или каприза.  И основная задача в этом – успеть переключить внимание ребенка на что-то другое.

Чего делать нельзя? 

-Оставлять его одного

-Говорить,  что позовете Бабу – ягу и она его заберет.

-Ни в коем случае нельзя  бить ребенка

Эмоции – важная часть в жизни каждого человека.  А маленький ребенок еще попросту не владеет навыками регуляции своего состояния, потому все его эмоции отражаются в поведении. 

Иногда проявление бурных эмоций  у детей — это  единственный способ донести до нас, взрослых, какую-то очень важную информацию.

Будьте внимательны и терпеливы.  Сохраняйте внутреннее  спокойствие, и тогда неприятные моменты будут проходить легче не только для вас, но и для вашего малыша.

05/25/21

Развитие психики: где начало формирования непослушания?

Когда начать знакомство с правилами

Важность фигуры отца

Что еще может сделать ребенка неуправляемым

  • Поведение родителей. К примеру, если сами родители часто не сдержанны, склонны к крикам и проявлениям истерик. Ребенок видит пример для подражания и искренне не понимает, почему родителям можно, а ему нельзя несдержанно вести себя. Кроме того, это порождает у ребенка тревогу: он остается наедине со своими чувствами и аффектами и еще быстрее теряет контроль и саморегуляцию.
  • Чрезмерный контроль родителей при волевом характере у ребенка. В этом случае при помощи истерик и непослушания может выражаться проверка границ дозволенного, бунт против подавления самостоятельности маленького и сильного человека.
  • Серьезная травматичная история в раннем детстве. Большое горе, с которым ребенок справился, собрав все свои душевные силы и потратив часть энергии на собственное развитие, может давать о себе знать и вызывать волну агрессии и истерик. На первый взгляд, бунт направлен на границы и правила, но глубоко внутри это следствие огромной тревоги и невозможности опереться на кого-то. Этот сценарий встречается в семьях с приемными детьми.

Как помочь ребенку, который не умеет собой управлять

imageМногим родителям знакомо неприятное чувство, которое испытываешь во время детской истерики. Когда у вас не было собственных детей, вы наверняка не раз видели в магазине рыдающего и топающего ногами малыша, которому мама сказала ужасное для двухлетнего ребенка слово «нет».

Истерика – настоящее испытание и для взрослых, и для детей. Родители смущаются и чувствуют стыд, особенно если их чадо устроило скандал в общественном месте. Дети в этот момент тоже испытывают смущение, гнев и разочарование.

Причины детской истерики

Истерики – естественный этап развития ребенка. Он просто учится самоконтролю. Маленьким детям трудно сдерживать эмоции или выразить их словами. Поэтому в минуты гнева, смущения или разочарования дети часто кричат, плачут, топают ногами и даже бросаются на пол. Истерики случаются, когда, по мнению малыша, что-то идет не так, когда он хочет привлечь к себе внимание взрослых или когда он просто устал, проголодался и чувствует себя беспомощным.

Почти у всех детей в возрасте 1-3 лет случаются истерики. Некоторые называют этот возраст «ужасные 2 года». После трех лет истерики идут на спад, т.к. ребенок научается выражать свои чувства. У детей, затрудняющихся описать свои эмоции словами, истерики могут продолжиться. Они могут случаться и в более позднем возрасте, из-за резких перемен и стрессов в жизни ребенка.

Не удивляйтесь, если у ребенка случаются истерики только в вашем присутствии. Так он испытывает на прочность установленные вами правила и ограничения. Кроме того, дети стараются демонстрировать свои чувства тем людям, которым доверяют.

Можно ли предотвратить истерики?

Полностью предотвратить их нельзя, но можно снизить вероятность их возникновения. Вот несколько советов:

  • Следите, чтобы ребенок хорошо отдохнул, особенно перед каким-то трудным днем или важным событием.
  • Насколько возможно, придерживайтесь режима дня. Дети – консерваторы, им важно знать, чего ожидать в дальнейшем.
  • Не гуляйте слишком долго, укладывайте ребенка спать вовремя. Если вы отправляетесь в путешествие, возьмите с собой любимые игрушки и книги ребенка, чтобы развлечь его.
  • Поощряйте ребенка, чтобы он выражал чувства словами. Можете подсказать ребенку некоторые описания чувств, например, «Я очень рассержена» и т.п.
  • По возможности, предоставляйте ребенку право выбора. Например, если он не хочет купаться, можно прямолинейно настаивать на своем, а можно спросить его, какие игрушки он хочет взять в ванную.
  • Перед сменой  вида деятельности дайте ребенку время, чтобы перестроиться. Ему нужно переключиться на другую деятельность. Если приближается обед, а ребенок играет, предупредите его, что через 5 минут нужно будет садиться за стол.

Что делать, если случилась истерика?

Что делать, если ничего не помогло, и истерика все-таки началась? Вот несколько полезных советов:

  • Отвлеките ребенка, переключив его внимание на что-то другое: новое занятие, игрушку или книгу. Можно внезапно прервать его фразой, типа «Ой, посмотри, что делает вон та киска». Можно отойти в другое место, отвлекая ребенка фразой «А давай выйдем на улицу и посмотрим на цветочки». Шутка или смешная рожица тоже иногда срабатывают.
  • Пытайтесь сохранять спокойствие. Крики и гнев только усугубят ситуацию. Чем больше внимания вы уделяете истерике ребенка, тем вероятнее ее повторение.
  • Игнорируйте слабые истерики. Молча дождитесь, пока ребенок перестанет кричать, или уведите его в другое место, где он сможет успокоиться. Если уйти и уединиться невозможно (например, если вы в самолете), обнимите ребенка. Это поможет ему успокоиться.
  • Иногда истерику нельзя игнорировать. Вот примеры недопустимого поведения:

·         Ребенок отталкивает, бьет родителей или других людей

·         Ребенок кидается опасными предметами

·         Ребенок долго кричит и не успокаивается

Сделайте передышку, дайте ребенку остыть. У детей постарше этот период может продолжаться столько минут, сколько ребенку лет (например, для 3-х летнего ребенка – 3 минуты).

Что делать во время истерики?

  • Никогда не наказывайте ребенка за истерику. В этом случае он начнет копить в себе гнев и обиду, а это вредно для здоровья. Ведите себя спокойно, с пониманием. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции.
  • Не хвалите, не поощряйте ребенка за то, что он прекратил истерику. В противном случае он будет устраивать их специально, чтобы получить то, что ему нужно.
  • Не пытайтесь урезонить ребенка во время истерики. Логические объяснения в этот момент вряд ли помогут.
  • Не меняйте уже принятых решений, чтобы успокоить ребенка. Это сработает один раз, но поняв, что с помощью истерики можно добиться желаемого, ребенок наверняка этим воспользуется и начнет вами манипулировать.

Учите ребенка понимать слово «нет»

Сначала ваш малыш кричит, требуя купить ему игрушку. Ребенку постарше «просто жизненно необходимы» модные джинсы или прогулки с друзьями до полуночи.

Родителям трудно освоить искусство говорить «нет». Ребенок пойдет на все, чтобы получить свое, и иногда проще пойти на уступку. Но делать этого не следует.

С чем вы столкнетесь

Дети постоянно проверяют на прочность родительский авторитет. Чем старше они становятся, тем лучше они умеют уговаривать. Однако детям нужны рамки, чтобы по мере взросления они могли чувствовать себя в безопасности. Умение говорить «нет» – важная составляющая процесса создания этой безопасной зоны.

Сначала нужно решить, действительно ли стоит говорить «нет». Попробуйте понять, зачем ребенку понадобилась та или иная вещь. Спросите себя:

  • Действительно ли ребенку нужна эта игрушка или джинсы? Может быть, он просто видел их по телевизору или у друзей?
  • Возможен ли компромисс? Может быть, подойдет более дешевый аналог? Еще один возможный выход – предложить ребенку сделку: пусть он с помощью работы по дому компенсирует вам затраты на покупку.
  • Разрешают ли друзьям вашего ребенка делать то, что он просит? Поговорите об этом с их родителями.
  • Может ли ребенок нести ответственность за поступок, на который он просит разрешение?

Помните, что:

  • Попытка начать детальное обсуждение вопроса в ситуации, когда ребенок ждет ответа «да», может привести к ссоре.
  • Вы, в первую очередь, родитель, и лишь потом друг. Не вините себя, если ребенок на вас разозлился.
  • Согласие в одном случае и отказ в другом – хороший урок компромисса для ребенка.
  • Иногда можно и передумать. Правильное решение – хорошо обдуманное решение.

Ребенку постарше или подростку можно попробовать объяснить свое решение. Понимание причин вашего отказа поможет ребенку изменить свою точку зрения.

Объяснения не помогут в случае с маленьким ребенком. Лучше просто устранить причину конфликта.

Если ребенок не принимает ответа «нет»

Для маленьких детей:

  • Отведите ребенка от объекта, спровоцировавшего истерику. Выведите малыша из магазина или пройдите с ним в другую комнату.
  • Говорите с ребенком тихо, пока он не успокоится. При необходимости дайте ребенку несколько минут передышки.
  • Приведите ребенку пример поведения, с помощью которого он может объяснить вам, чего хочет:
  • Вежливо попросить
  • Спокойно показать, что он (она) хочет

Для детей постарше:

  • Спросите, может ли ребенок подождать до дня рождения или другого особого случая.
  • Готов ли ребенок делать определенную работу по дому в обмен на покупку?

Быть родителями непросто, и учиться этому придется на ходу. Очень важно твердо отстаивать свою позицию. Это послужит ребенку уроком, насколько важны жизненные ценности. Излишек свободы помешает ребенку научиться ответственности, терпению и компромиссам. Говоря ребенку «нет», вы можете чувствовать себя тираном, но устанавливать такие рамки очень важно, чтобы ребенок вырос ответственным человеком.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий