Интеллектуальные игры для детей

Интеграция образовательных областей :

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Конструирование»

Интегрируемые образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Возраст детей : 6-7 лет

Форма занятия: Интелектуалная игра-соревнование с правилами.

Форма организации: подгруппа (12 детей)

Цель:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, речевым содержанием.
  • доставить детям радость и удовольствие от игры развивающей направленности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • продолжать учить детей отыскивать ответы на вопросы, высказывать свое мнение
  • способствовать развитию познавательной сферы детей, расширению их кругозора
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения

Развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • познавательной активности,
  • долговременной памяти, связной речи,
  • мелкую моторику,
  • зрительное восприятие и память.

Воспитательные:

  • продолжать учить детей внимательно слушать педагога и ответы других детей,
  • дать возможность почувствовать радость от решения поставленных задач,
  • способствовать развитию умения взаимодействовать в условиях команды; воспитывать чувство коллективизма,
  • воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели,
  • создать радостное и веселое настроение у детей.

ИГРА КЛУБ ЗНАТОКОВ..

  • ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ И КОМАНД.

Сегодня у нас веселая развивающая игра-соревнование — «Клуб знатоков». В нашей игре участвуют 2 команды: .

Наши ребята скоро пойдут в школу. Они уже многому научились в детском саду: читать, считать, рисовать, конструировать, лепить, отгадывать загадки. Сегодня мы в нашей игре «Клуб знатоков» узнаем какая из команд сильнее, сообразительнее, умнее.

  • Приветствие команд:

Соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Мы пришли к вам победить

Лучшими желаем быть!

Мы весёлые ребята,

В КВН играть пришли,

Ну, а шансы на победу

У нас очень велики!

Для того, чтобы игра получилась интересной хочу напомнить вам

правила игры:

1. Во время игры не кричать.

2. Действовать вместе, согласовано, уметь договариваться и находить

правильный ответ.

3. Не выкрикивать ответ, если вопрос задан другой команде. Если

будет дан ответ за другую команду, то команда будет оштрафована

на 1 очко.

4. За каждый выигранный конкурс команда будет получать 1 очко.

У кого будет больше выигранных конкурсов, у того будет больше очков тот и победил.

Для того чтобы начать нашу игру нам нужно выбрать ЖЮРИ.

Пожелание жюри:

Строгие судьи, будьте добрее,

будьте поласковей и посмелее.

Честно судите вы обе команды

И не забудьте отметить таланты!

Приветствие.

Пусть дружба победит в нашей игре,

И мирно станут жить все звери на земле!

  1. РАЗМИНКА. КОНКУРС ВОПРОСОВ.

В этом конкурсе каждая команда будет отвечать на вопросы. Каждой команде будет задано по 10 вопросов , кто больше даст правильных ответов тот и выиграл. Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда подсказывает, выкрикивает ответы, то у нее появляются штрафные очки и она не сможет выиграть в конкурсе.

Команда 1:

  1. Сколько месяцев в году? (12).
  2. Назови соседей числа 5. (4 и 6 )
  3. Корова в детстве? (теленок).
  4. Назови четвёртый день недели..( четверг)
  5. Дом автомобиля? (гараж).
  6. В какое время года появляются подснежники? (весной).
  7. Зимой и летом одним цветом? (елка, сосна).
  8. Какой гриб назван именем животного? (лисичка).
  9. Какое число стоит за числом 8?
  10. Какое число состоит из 4и 3?

Команда 2:

  1. Сколько дней в недели? (7)
  2. Какое число стоит перед число 3? ( 2)
  3. Какую птицу можно назвать строителем домов? (дятел)
  4. Собака в детстве? (щенок)
  5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  6. Первый месяц года? (январь)
  7. У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрат)
  8. Назови соседей числа 7. ( 6 и 8)
  9. Какой сегодня день недели?
  10. Какое число состоит из 2 и 4?
  • Подведение итога конкурса.

2.КОНКУРС «ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕТ»

А сейчас мы проверим ваше внимание и ваши знания. Я буду говорить фразу, а вы меня внимательно слушаете и думаете правда это или нет. Отвечать будем по очереди.

  1. Я думаю, что корова, коза, овца дают молоко.
  2. Я думаю, что корова, коза, овца дают нам шерсть.
  3. Верблюд, осел, мышь — домашние животные
  4. Аист, пингвин, журавль – умеют летать.
  5. Попугай, ласточка, ворона – прилетают к нам весной из теплых стран.
  6. Лебедь, курица, гусь – это домашние птицы.
  7. Лебедь, курица, гусь – это водоплавающие птицы.
  8. Абрикос, груша, яблоко – это фрукты.
  9. Смородина, клубника, малина – это ягоды
  10. Утка, воробей, ворон – Это зимующие птицы.
  11. Апельсин, банан, киви – это экзотические фрукты.
  12. Улитка, шмель, бабочка – это насекомые.
  • Подведение итогов конкурса.

3.КОНКУРС РЕШАЕМ ЗАДАЧИ.

Оборудование: Наборы цифр от 1 до 10

  • СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ:
  1. Сколько козлят было в сказке про волка и козу? (7)
  2. Сколько героев поселились в теремке? (5)
  3. Сколько героев тянули репку? (6)
  4. Сколько гномов приютили Белоснежку? (7)
  5. Сколько героев повстречались колобку? (4)
  6. Сколько сестёр было у Золушки? (2)
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

1.Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало? (4)

2.У домика утром 6 зайцев сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед за ним.

Сколько у домика зайцев сидит? (4)

3. На столе лежало 5 яблок и 4 груши. Сколько овощей лежало на столе? ( )

4.Шесть зайцев шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успело? (4)

5.Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей —

Сколько всего в воде малышей? (6)

6.У березы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой ветке по шишке. Сколько всего шишек? (0)

  • Подведение итогов конкурса.

4. Игра- эстафета «С двумя обручами (кругами)».

Оборудование: Блоки Дьенеша, 2 больших обруча(круга), 2 маленьких обруча (круга),условные обозначения блоков Дьенеша.

Цель: закреплять знания о цвете, форме, размере используя блоки Дьенеша; развивать логическое мышление, внимание, умение самостоятельно делать выводы.

(используя два обруча (круга)дети учатся классифицировать блоки по нескольким признакам)

Команда 1:

В большом круге находятся все желтые фигуры;

В маленьком круге все круглые фигуры;

В общей области только желтые круглые фигуры.

Команда 2:

В большом круге находятся красные фигуры.

В маленьком круге все треугольные фигуры;

В общей области только красные треугольные фигуры.

  • Подведение итога.

Жюри оценивает результаты работы команд за игру

5.КОНКУРС « СОСТАВЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ».

Оборудование: Образец инопланетянина, сложенного из треугольников, по 20 треугольников каждой команде.

Человек бывает разный: средний, маленький, большой

И не так-то просто сразу разобраться кто какой.

Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки…

Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри.

Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста

Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.

Да, ребята, очень важные и красивые слова в этом стихотворении. Люди вокруг нас выглядят по разному, но главное, чтоб нас окружали добрые, внимательные, умные, интересные люди. Такие люди будут нас окружать, если мы сами будем добрыми, внимательными, умными, веселыми, заботливыми, уважающими других людей.

— —А теперь давайте вспомним части тела человека.

Молодцы, знаете как устроен человек. Представьте ребята к нам на планету прилетел инопланетянин с планеты Геометрических фигур, но посадка была сложной и опасной, поэтому он развалился на части – треугольники. Помогите сложить нашего гостя. Чья команда сложит быстрее, аккуратнее сложит изображение инопланетянина , та и победит в этом конкурсе. Члены команды собирают изображение все вместе.

  • СОСТАВЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯНИНА ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
  • Подведение итогов конкурса.

6. КОНКУРС . ЭСТАФЕТА С ТЕНИСНЫМ МЯЧИКОМ И ЛОЖКОЙ.

Оборудование: 2 столовых ложки, 2 теннисных мяча, 2 кегли.

В этом конкурсе мы проверим какие вы ловкие и быстрые.

ЗАДАНИЕ: Пронести мячик в ложке до кегли, не уронив. Руками держать нельзя, если упал, то поднять, положить в ложку и продолжить соревнование. Чья команда выполнит правильно и быстро задание, та и победит в конкурсе.

  • Подведение итогов конкурса.

7.КОНКУРС «НАЙДИ СОСЕДА».

Оборудование: 2 домика с окошками для цифр, 2 набора цифр от 1 до 10,

В домике живёт число 9 (8), на каждом этаже живут два числа, которые в сумме составляют число 9 (8). Дети размещают в домик числа 9 (8) недостающих соседей.

Числа размещают члены команды, а командир команды проверяет правильность их выполнения.

КОМАНДА 1 КОМАНДА 2

9

5 и 4

6 и 3

7 и 2

8 и 1

8

5 и 3

4 и 4

6 и 2

7 и 1

  • Подведение итогов конкурса.

8. КОНКУРС Нарисуй путь движения инопланетянина.

Оборудование: 12 листов в клетку с точкой начала движения, 12 простых карандашей(фломастеров).

5 клеток вправо

4 клетки вниз

2 вправо

3 вниз

4 влево

3 вниз

10 клеток вправо

4 вниз

3 вправо

2 вверх

3 вправо

2 вниз

3 вправо

  • Подведение итогов конкурса.

9. КОНКУРС . «СТРОИМ БАШНЮ ИЗ КУБИКОВ» (БЕЗ ОЦЕНИВАНИЯ).

Оборудование: 2 набора кубиков, 2 обруча.

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

Слово Жюри….

Ведущий:

Итак, наша игра подошла к концу.

Мы сегодня с вами не скучали,

А с удовольствием играли.

И пусть была остра борьба.

Сильней соревнования.

Успех решила не судьба,

А только наши знания.

Скачать Интеллектуальная игра для детей 6-7 лет «Клуб знатоков»

Автор: Дементьева Нина Александровна Должность: воспитатель Место работы: «Детский сад №176 Дзержинского района Волгограда» Месторасположение: г. Волгоград

Дата изменения: 12.06.2018

«Такую игру он знает, мы и дома в нее играем, я думала, здесь будут развивающие занятия» – с некоторым разочарованием говорю я педагогу развивающего центра, куда недавно начал ходить мой сынок.

«В самых простых играх ребенок развивается лучше, чем при выполнении специальных заданий, это мы взрослые наивно полагаем, что карточки с животными им гораздо полезнее показать, чем научить гладить живую или хотя бы игрушечную кошку» – отвечает мне она.

Как же играть с ребенком, чтобы бережно и ненавязчиво развивать его?

Скачайте список лучших книг для детей 3-7 лет, и проводите совместное время с удовольствием!

Когда у ребенка появляется интеллект?

Прежде чем развивать мышление ребенка, тренировать его память и воспитывать эрудированность, нужно понять, когда у малыша появляется интеллект? Если он врожденный, то зачем вообще над ним работать, а если нет, то откуда он берется?

Психологи считают, что интеллектуальное мышление зарождается в тот самый миг, когда зарождается сам малыш. Еще сидя в животе у мамы, малыш растит не только ручки и ножки, но и свой «ум». А чтобы этот процесс был успешным, будущей маме рекомендовано слушать классическую музыку, читать хорошую литература, посещать музеи и театры.

Три стадии развития детского мышления

Кроха ощущает мир с помощью органов чувств, прежде всего осязанием, а потому с первых дней жизни знакомьте его с разными поверхностями.

Игра «Лепесточки»

Чтобы малыш наслаждался этой игрой, маме придется порукодельничать. Сшейте цветочек, с лепестками из разных тканей: плюш и джинс, хлопок и вискоза, бархат и лен. Украсьте самоделку пуговками и бантиками. Надежно пришейте их в игрушке. Кроха еще с трудом держит предметы в руках, но такой цветочек он будет теребить с удовольствием.

Сделай сама: ТОП 14 игрушек своими руками для детей от 6 месяцев до 3 лет

Игра «Маленький повар»

Какой повар не пробует свои блюда? Пусть и ваш кроха готовит вместе с вами и пробует все на зубок. На большом подносе выложите кусочки овощей и фруктов, хлеба, сыра и всего, что уже входит в его рацион. Прежде чем малыш полакомится очередным кусочком, покажите ему, как можно его понюхать, называйте разные вкусы: сладкий, кислый, соленый, показывайте свою реакцию на те или иные продукты.

Смотрите запись вебинара «Развитие до года: гонка за модой или реальная польза?» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Читаем книжки

С первых месяцев жизни ребенку нужно много читать, и лучше классические сказки. Развивается воображение, малыш учится строить логически связи.

Малыш уже понимает, что он – самостоятельный человек, который имеет «право голоса». «Я сам» — ключевые слова, дочка или сын стремятся все делать сами. Завязать шнурки или застелить кровать – лишь малая часть того, что стоит им доверить, хотя бы в игровой форме.

Монтессори дома: 48 идей для занятий

Игра: «Мама в отпуске»

Представьте, что мама ушла в отпуск…на целый день. И кашу варить некому и кот голодный! Кто поможет? Конечно малыш! Пусть с самого утра принимается за взрослые обязанности, но поручения должна давать именно мама, ведь она выберет «безопасные» задания. Насыпать Ваське корма или подмести пол – вполне по силам юному помощнику. Но вот наливать горячий чай «отпускнице» придется самой.

Смотрите запись вебинара «5 мифов о раннем развитии ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Знакомьте ребенка с природой, рассказы о божьих коровках кроха слушать не станет, но вот искать зверьков в траве – с удовольствием.

Игра «Домик для зверят»

Создайте небольшой «зверинец»- вырежьте из бумаги или купите фигурки зайчика, птички, кошки и других зверей. Раздайте малышу и пусть он найдет для каждого подходящий домик. Помогите ему, птичка должна жить на дереве, киска – дома, а зайчик под деревом в траве.

Не забывайте и про книги, подходящие для этого возраста.

Скачайте список лучших книг для детей 3-7 лет, и проводите совместное время с удовольствием!

Ближе к концу детсадовской жизни родители знакомят малыша с буквами и цифрами. Но! Именно знакомят, а не заставляют читать и писать. Сейчас важно подготовить малыша к социуму, чтобы в школе у него не возникло проблем со сверстниками.

Родители недооценивают «важность» этого возраста. Если вам кажется, что ребенок еще «такой маленький», то он будет бояться ответственности, будет «серой мышкой в школе» и не сможет принимать самостоятельные решения. Если же, наоборот, вы решили, что кроха вырос и уже не требует так много внимания, он может ощутить нехватку любви.

Интересные развивающие игры для детей старше 6 лет

Чтобы ребенок развивался «невзначай», в игре, а не сидя за столом с прописями в руках, предлагаем несколько простых игр:

Игра «Дом для котенка»

Эта простая и в то же время увлекательная игра полезна для воображения, памяти, а также речи, она учит сравнивать разные предметы по отдельным характеристикам.

Пусть сын или дочка представит котенка, какого он размера? Пусть покажет руками, а потом найдет ему домик, куда котик влезет. Подсказывайте малышу разные варианты: влезет ли в кошелек? А в тумбочку?

Смотрите запись вебинара «Живем, играючи с детьми. Мифы и реальность детской игры!» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Игра «Пиратский корабль»

Расскажите ребенку захватывающую легенду о том, как пираты посетили вашу «бухту» и спрятали здесь ценный клад, например, ящик с конфетами. Чтобы отыскать клад нужно создать сначала план вашего жилища, а ведь это не так просто! С какой стороны находится вход, а с какой – детская комната? Пусть малыш сам создаст план «захвата» сладостей, а потом отправляется на их поиски. Игра будет веселой, сорванец даже не догадается, что ваша цель – не клад, а именно непростое создание плана.

Игра «Каждому свое»

Чтобы у ребенка была «мужская» логика, предлагаем такую игру: вырежьте заранее из газет и журналов плодовые деревья и сами плоды, изображения взрослых животных, а также их детенышей. Все, что останется маленькому интеллектуалу – правильно совместить группы изображений.

Мы рассказали о самых простых играх, в которые можно играть с ребенком с самого рождения. Они не потребуют особого инвентаря, но послужат хорошим толчком для развития мышления, логики и интеллекта у ребенка.

А стоит ли вообще развивать интеллект малыша? Или пустить все на самотек, может быть, достаточно занятий в саду?

Скачайте список лучших книг для детей 3-7 лет

Чтобы привить ребенку любовь к чтению, важно правильно выбирать литературу по возрасту. Мы составили для вас перечень лучших произведений для детей 3-7 лет.​

Дети – цветы нашей жизни. И только от нас зависит будущее наших чад. На родителей и педагогов возложена большая ответственность – научить ребенка быть самостоятельным, коммуникабельным и, конечно же, добрым и отзывчивым человеком. Наша цель – развивать умственные и физические способности ребёнка. Этому могут способствовать интеллектуальные и развивающие игры для детей.

Для чего детям нужны игры и развлечения?

Взрослым давно пора понять, что развивающие игры для дошкольников и детей начальной школы – это не просто весёлое времяпровождение. Играя, ребёнок не только получает массу положительных эмоций, но и приобретает опыт общения со сверстниками, развивает различные способности. Совместные развлечения учат детей дружбе и взаимопомощи, восполняют недостаточность общения между сверстниками.

Развитие личности, самоконтроля, раннее формирование интеллекта, усвоение знаний, способностей и навыков происходит во время интеллектуальной игры в помещении (изучение букв и цифр в группах раннего развития, загадки, настольные игры, викторины с хорошо продуманным сценарием).  Малышам дошкольного возраста и ученикам до 7-10 лет пойдут на пользу подвижные упражнения на дворовой площадке особенно, если их родители будут принимать в этом участие.

Исследования психологов всего мира давно доказали, что человеку, у которого не было возможности в детстве вдоволь общаться и развлекаться с другими детьми, будет непросто находить общий язык с окружающим миром. Раннее развитие множества комплексов и интеллектуальный дефицит объясняется недостаточностью общения дошкольников и детей начальной школы до 10 лет с родителями и сверстниками.

Интеллектуальные способности растут посредством раннего знакомства с такими понятиями как буквы и цифры. Головоломки и загадки, настольные игры и интеллектуальные викторины с интересным сценарием несомненно увлекут детей 7-10 лет и дошколят. Упражнения в помещении, а также подвижные развлечения оказывают благотворное влияние на интеллектуальный рост и укрепление иммунитета детворы дошкольного возраста и до 10 лет.

Существует множество развивающих игр для детей дошкольников и ребят от 7 до 10 лет. Это могут быть викторины, детские настольные и обучающие игры, а также подвижные развлечения на свежем воздухе.

Викторины для младших школьников

Участие в викторинах приносит ощутимый вклад в развитие способностей детей:

  1. Развивается внимание;
  2. вырабатывается нестандартное мышление;
  3. увеличивается словарный запас;
  4. расширяется кругозор.

Сценарии, темы и вопросы викторин для дошкольников и детей младшего школьного возраста могут быть самыми разнообразными: об окружающем мире, о космосе, истории, спорте, растениях, животных, книгах и литературных героях. Это может быть командная игра или каждый сам за себя. На вооружение можно взять популярные передачи с телеэкранов.

Чтобы заинтересовать детей начальной школы к участию в викторине, стоит до мелочей продумать её ход:

  • увлекательный сценарий;
  • красочное оформление;
  • интересные призы;
  • музыкальная пауза.

Немаловажно, чтобы игра была непродолжительной (от 30 до 60 минут), так как детский организм быстро устает от однообразия.

Примеры вопросов к викторине”Обо всём на свете:

  • Какой прибор показывает время? (часы).
  • Какой месяц самый короткий в году? (февраль).
  • Самая опасная рыба морей и океанов? (акула).
  • Весь в колючках, но не ёжик? (кактус).
  • Что предвещают гром и молния? (дождь).

Вопросы и ответы к викторине “Басни Крылова”:

  • Какое количество басен написал И. Крылов? (около 200).
  • На каком дереве сидела ворона с кусочком сыра? (на ели).
  • Кто лето красное пропел? (стрекоза).
  • Что собирались делать Рак, Щука и Лебедь? (везти воз).
  • Количество музыкантов в квартете? (четыре).
  • Кто, по мнению, осла поёт лучше – соловей или петух? (петух).

В качестве вопросов в сценарии рекомендуется использовать пословицы, поговорки, загадки – всё зависит от способностей и фантазии организаторов конкурса.

Тест на логику! 5 простых вопросов

Игры в помещении (в классе или дома)

Извечный вопрос – чем занять детвору на школьных переменах в помещении? Или как родителям разнообразить домашний досуг ребёнка дошкольника и школьника до 10 лет, когда за окном непогода? С детьми до 6 лет можно изучать буквы и цифры. На выручку придут головоломки и настольные игры:

  • Шашки и шахматы – учат детей школьников логически мыслить и просчитывать действия на несколько ходов вперед;
  • детское лото или домино – развивают логическое мышление и мелкую моторику, способствуют изучению букв и цифр;
  • печатные “ходилки” – прививают воображение, дисциплину и формируют различные способности
  • игра “в слова” – способна увлечь и взрослых, и деток: водящий называет любое имя существительное, а каждый последующий игрок называет слово на букву, которой заканчивалось предыдущее слово.

Таким способом можно играть в “города”, “фрукты и овощи”.

В перерывах между уроками будут очень полезны и увлекательны для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) малоподвижные игры в помещении, предназначенные для спокойного досуга и оказывающие благотворное влияние на психику:

  • “Испорченный телефон” – ребятишки по очереди на ушко говорят загаданное слово. Задача ведущего состоит в том, чтобы это слово дошло по замыкающего игрока без изменений, в первоначальном виде;
  • “Испорченный факс” – правила схожи с “телефоном”, только играющие сидят спинами друг к другу и каждый рисует на впереди сидящем игроке какое-либо изображение, которое должно дойти до конца цепочки без изменений;
  • “Ассоциации” – весёлая интеллектуальная игра, развивающая смекалку и сообразительность. Дети делятся на две группы. Одна команда загадывает какое-либо слово, которое вторая пытается отгадать в то время, как один из игроков изображает его с помощью движений и мимики;
  • “Колечко” – игроки садятся в ряд, складывают ладони “лодочкой”, а ведущий незаметно вкладывает одному из участников мелкий предмет (монету или колечко). Избраннику необходимо поскорее отбежать от остальных игроков, чтобы не быть пойманным.

В помещении школы или дома дети могут играть под руководством взрослых или самостоятельно.

Подвижные игры на свежем воздухе

Ни для кого не секрет, что активные игры во дворе полезны для детворы. Свежий воздух, солнечные лучи, так необходимые для укрепления иммунитета – это то, что в помещении невозможно получить в достаточном количестве. Частые простуды объясняются недостаточностью физического развития ребёнка. Играя в подвижные игры на улице, дети дошкольного и школьного возраста  закаляются, развивают ловкость рук и приучаются действовать сплоченно, учитывая интересы товарищей.

Во дворе ребята могут играть, например, в такие игры:

  1. Прятки;
  2. салки;
  3. догонялки или “в квача”;
  4. “Казаки-разбойники” – весёлая командная игра, полная приключений;
  5. “Море волнуется” – в тот момент, когда ведущий заканчивает читать стишок, все ребята должны замереть в том положении, в котором оказались. Первый, кто пошевелится, занимает место ведущего.

Весёлые развивающие игры с мячом понравятся всем без исключения – и родителям, и их чадам:

  • Волейбол;
  • “вышибалы”;
  • “горячая картошка”;
  • “съедобное-несъедобное” – ведущий бросает поочерёдно каждому игроку мяч, при этом называя какой-либо предмет. Новым ведущим становится тот, кто поймал-съел “несъедобное”.

Также будет увлекательна и полезна для здоровья и для улучшения физических способностей езда на роликовых коньках, скейте, самокате или велосипеде. И лучше это делать совместно с родителями – недостаточность общения  с ними плохо сказывается на самооценке ребёнка.

Познавательные и обучающие игры

Давно известный факт – любая информация, поданная в игровой форме, воспринимается и усваивается детьми любого возраста намного лучше, чем на занятиях в школе. Воспитанников детского сада и учеников младшей школы могут заинтересовать:

  • Головоломки;
  • пазлы;
  • кроссворды;
  • лабиринты;
  • путаницы;
  • игры -“бродилки” (с фишками и кубиком).

Играя, ребёнок получает много навыков и способностей, которые, несомненно, пригодятся ему и в учёбе, и в общении с друзьями, и во взрослой жизни:

  1. Логическое суждение;
  2. внимание;
  3. память;
  4. воображение;
  5. мелкую моторику;
  6. внимательность;
  7. наблюдательность;
  8. сообразительность.

Школьникам и воспитанникам старшей группы детского сада рекомендуется чтение познавательной литературы, которая способствует всестороннему развитию мыслительных процессов. Недостаточность информации – одна из причин торможения роста способностей ребёнка.

Подрастающему поколению принесут ощутимую пользу и обучающие компьютерные программы. С их помощью изучение букв, цифр, таблицы умножения, иностранных языков, правил грамматики превратится в увлекательную и познавательную игру. Однако, виртуальной учёбой не следует слишком увлекаться – длительные занятия за компьютером в помещении могут принести вред детскому организму.

Детские игры на развитие памяти

Что такое память – это зеркальное отражение опыта и знаний, полученных ранее. Для развития памяти существует множество занимательных упражнений, пособий и игр с интересным сценарием.

  • Упражнение для тренировки зрительной памяти “Опиши увиденное” – ребёнок полминуты изучает иллюстрацию, а после пересказывает в деталях, что он запомнил. После рассказа снова покажите картинку и укажите на пропущенные моменты.
  • Упражнение для тренировки логической памяти “Перевёртыши” – ребёнок говорит слово, а после – произносит его по буквам наоборот. Для начала рекомендуется использовать маленькие слова, состоящие из трёх-четырёх букв.
  • Игра для развития памяти “Запоминай-ка” – принимают участие не менее пяти играющих. Оговаривается тема, например: растения. Первый игрок называет слово, затем второй повторяет это слово и называет своё. И так далее.

Чтение различной детской литературы способствует развитию словесно-логической памяти. Важно контролировать, чтобы ребёнок после прочтения рассказа или сказки, мог максимально точно пересказать содержание прочитанного. С первого раза это может не получиться. Но не надо отчаиваться – “терпение и труд всё перетрут”!

Начинайте с малого – пусть ваше дитя, для начала, перескажет хотя бы один абзац. И дальше можно двигаться по возрастающей. Только не стоит перегружать ребёнка, дабы не отбить охоту к знаниям. Прогулка во дворе после интеллектуальных упражнений в помещении пойдет на пользу детям любого возраста – недостаточность свежего воздуха пагубно действует на растущий организм.

Множество компьютерных игр для детей дошкольного возраста и до 10 лет направлены на раннее развитие памяти. Но помните – главное – не переусердствовать с этим.

Выводы

Память, воображение, внимательность, логическое мышление и другие показатели развития – это интеллектуальные способности человека. Их необходимо развивать с раннего детства для формирования полноценной личности – это главная цель для родителей.

Поэтому позволяйте ребёнку “расти” и помогайте полноценно развиваться – учите вместе с ним буквы и цифры, занимайте его интересными настольными играми в помещении, загадывайте загадки, поощряйте общение со сверстниками. Научите отличать плохое от хорошего.

Не позволяйте обижать слабых и немощных. Показывайте пример хорошего поведения в обществе. Подключайте своих отпрысков к совместной уборке квартиры или к уходу за приусадебным участком. Поддерживайте все стремления и начинания ребёнка.

Развивающие игры для детей

«Игры и Игрушки» №4-2013

Алла Романова, главный редактор «Стейдж Энтертейнмент» представляет Новости Гаджеты полезны детям? Валерия: Я не балую детей. Играем в больницу Игрушки, книжки и… Отзывы читателей Психолого-педагогические и гигиенические требования к игрушкам Детские психологи рекомендуют Деревянная симфония Кубик Рубика Тай-тай, налетай! Интерактивная игра Mimio Игры и интеллект Хлопните в ладоши, если вы верите в фей! Почему дерево? Магические кубики Товары для детей высокого класса «Смейся и Учись» Секреты создания Барби Научите ребёнка играть в куклы! Школьная атрибутика с героями Disney Новая игровая Вселенная Что такое твистинг? По пути к здоровью Формирование игровой культуры Учимся понимать друг друга Какие бывают экоигрушки? Либерталия: карибские страсти Игрушки Кришны и Рамы Я, ты, он, она — вместе целая страна Кукла как история народа Учёба, игра и… просвещение Хочешь быть умным — будь! Казачья воинская слава Камуфляжная кепка Вертолёт Пластилиновые чудеса Мир волшебных бусин Красота из бумаги Горячая премьера 2013 года Десять шагов по Арабским Эмиратам Играем в судоку: 6х6 Эксперт советует — покупатель выбирает Детки с монеткой Письма читателей Обзор выставок Реклама в журнале «Игры и Игрушки» Мюзикл «Русалочка» Акция от журнала «Игры и Игрушки» image

Творческий интеллект

Помогает «выходить за рамки» — мыслить по-новому, смотреть на вещи с разных точек зрения, мыслить ассоциативно и непредсказуемо, не опираясь только на известные факты. Вместе с детьми мы убеждаемся, что у каждой вещи есть бесконечное количество значений, и учимся аргументировать свои выводы. Для развития творческого интеллекта подходят игры в ассоциации, в слова и каламбуры, которые помогают создавать в сознании оригинальные и неповторимые связи и образы. И здесь главное — не результат, а сам мыслительный процесс. Игры должны стимулировать развитие воображения и не лишать инициативы. Выберите наугад любую пару слов: «машина» и «жизнь», «ветер» и «котёнок», «ботинок» и «карандаш». Поразмышляйте вместе с ребёнком, что может быть между ними общего. Или попробуйте придумать 10–15 способов применения, например, губной помады или стакана. При этом абстрагируйтесь от их размеров, материалов, свойств, и тогда способов станет намного больше. Представьте себе губную помаду размером с небоскрёб, в которой ласточки легко могут вить гнёзда. Красиво и удобно.

Личностный интеллект

Развитие личностного интеллекта заключено в одной фразе: «Познай себя». Каждый человек должен стать самому себе лучшим другом и партнёром на всю жизнь. Такая «подготовка» позволит ребёнку хорошо чувствовать себя в любой ситуации, независимо от того, играет ли он в одиночестве или в компании других детей. Важно учить малышей слушать и понимать себя, размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, преодолевать свои личные невзгоды, развивать уверенность и самодостаточность. Одна из лучших игр — «Кто я?». Предложите ребятам задать самим себе вопрос: «Кто я?» и ответить на него. Ответы последуют самые разные: мужчина, Вася, супермен, будущая жена. В игре можно использовать мяч (для передачи слова друг другу) или придумывать свои варианты «игрового оформления» беседы о личности. Ещё одна игра — рисование карты о себе. Предложите нарисовать малышу себя в центре листа бумаги и проведите произвольное количество «лучей» с названиями, например: «личные качества», «что я не люблю», «что люблю делать», «чего я боюсь», «достижения», «семья». И у каждого луча есть свои ответвления. Пусть ребёнок сам перечислит свои сильные и слабые качества и отобразит их на карте. И так для каждого направления. У вас получится интересная карта личности вашего ребёнка, его собственная оценка себя и мнение по поводу самых разных жизненных ситуаций.

Социальный интеллект

Социальный интеллект — это умение получать удовольствие от общения с окружающими людьми, понимать и сопереживать им, а также умение отстаивать свою точку зрения. Детей важно учить слушать других и выступать перед публикой, находить решения в конфликтных ситуациях. При этом круг общения ребёнка должен состоять из людей разного возраста, пола и профессий. Все ролевые игры, где ребёнок «примеряет» на себя другую личность, развивают социальный интеллект. Игра «дочки-матери» — первые попытки подражать маме, укачивать и кормить куклу, а также закрученные сюжеты семейных взаимоотношений для детей постарше. Так развивается воображение, зачастую придумываются нестандартные выходы из конфликтных ситуаций, а также даётся выход накопленным детским эмоциям, в том числе негативным, опасность которых в том, что они могут перерасти в психологические зажимы. Превратите в игру выступления ребёнка перед публикой. Устраивайте вместе домашние концерты, где малыш рассказывает для всех стихотворения, поёт песни и танцует. Рекомендуем также записывать их на камеру, чтобы потом вместе с ребёнком пересмотреть выступление и предложить ему самому оценить свою речь, найти удачные моменты и то, что хотелось бы изменить. image

Духовный интеллект

Основы духовного интеллекта закладываются в раннем возрасте. Это умение воспринимать себя как часть огромной Вселенной и всего живого на Земле. Поэтому познавайте с детьми безграничность космоса, красоту и таинственность природы, знакомьтесь с различными предметами и явлениями — с праздниками других стран, с разными религиями. Купите карту Солнечной системы и книги о ней, пусть малыш знает о том, какая она большая. Если у вас есть возможность, приобретите небольшой телескоп. Он поможет изучать небо, представить необъятность Вселенной. Вместе с ребёнком смотрите на звёзды поздним вечером или ночью, научитесь узнавать разные созвездия. Одно из свойств духовного интеллекта — чувство юмора. Оно несёт в себе массу полезного, включая снижение уровня стресса, общее укрепление здоровья, а также много счастливых друзей. Читайте вместе с детьми истории и книжки, которые заставляют смеяться. Совместно тренируйтесь в умении рассказывать анекдоты, смешно подражать другим людям и вообще действовать, как завзятые комики. Учите ребёнка смеяться над самим собой — рассказывайте ему смешные истории о себе.

Физический интеллект

Чем гармоничнее и крепче в физическом отношении тело, тем совершеннее в умственном и духовном отношении становится мозг. С того момента, как ребёнок начал ползать, ему необходима полная свобода движения. Этому помогут подвижные игры, упражнения на координацию, тренировка умения контролировать свои движения, чередование работы и отдыха, постоянная смена деятельности. Вспомните любые игры с мячом, игры на координацию движений, ползание по-пластунски, бег и плавание наперегонки.

Сенсорный интеллект

Этот вид интеллекта связан с пятью основными органами чувств и интуицией. Что способствует его развитию? Прослушивание музыкальных произведений или звуков природы, изображение своих чувств, возникающих при звуках музыки, на бумаге или выражение их словами, исследование и угадывание запахов и вкусов, описание своих ассоциаций. Если мы научим ребёнка «смешивать» различные чувственные восприятия, «ощущая вкус цвета или видя вкус звука», мы поможем ему стать творческой личностью с хорошо развитой памятью, с чувственным мышлением, которым он сумеет воспользоваться независимо от сферы своих интересов. Попробуйте «писать» на спине ребёнка разные буквы и цифры. Его задача — угадать по ощущениям, что вы написали. Устройте дегустацию. Купите по 2 яблока трёх разных сортов. Разрежьте на порционные кусочки по одному яблоку каждого сорта. Три других яблока оставьте в качестве образцов. Вместе с ребёнком попробуйте яблоко одного сорта, обсудите его вкус (кислое, сладкое, кисло-сладкое, пресное). Яблоки могут различаться и по структуре, отметьте это (яблоко жёсткое/мягкое/сочное/хрустит/дряблое). Проделайте то же самое с другими яблоками. После того, как вы обсудите вкус трёх сортов, предложите ребёнку не глядя съесть дольку яблока, описать вкус и найти соответствующее яблоко-образец или назвать сорт. Такая дегустация не только развивает органы чувств, но и обогащает словарный запас ребёнка.

Цифровой интеллект

Детям нужно научиться ориентироваться в цифровом мире, считать, измерять, например, свой рост и вес, рассчитывать время и деньги на свои покупки. Предложите детям попутешествовать по квартире. Приготовьте заранее набор цифр от 0 до 9. Задач у путешествия может быть несколько: «Найти в квартире пять предметов красного цвета»,«Показать три предмета круглой формы», «Показать две самые любимые игрушки». Совмещая знакомство с цифрами и любые подвижные игры, вы поможете детям познавать основы математики легко и с интересом. image

Пространственный интеллект

Важно не только ощущать связь предметов в пространстве, но и осознавать своё место в обществе — в семье, среди друзей и близких. Играйте с детьми в шахматы, шашки, го — это потрясающий способ довести до совершенства пространственный интеллект. Теннис, бадминтон, футбол, танцы и физические упражнения — тоже благодатная почва. Всегда отмечайте для себя, где вы находитесь. И если вы оказались с ребёнком в новой местности, установите по компасу направления четырёх сторон света, а также выясните, где находятся самые важные реки, дороги, здания и памятники. И почаще оглядывайтесь назад! Это поможет не только составить в голове простейшую карту, по которой легко ориентироваться, но и определить местоположение любых «вех» относительно друг друга. Помогая детям развивать все интеллектуальные возможности, мы создаём общество будущего. Дети учатся свободно мыслить, осознанно воспринимать жизнь и находят себе дело по душе. Развить чувство пространства помогут изучение астрономии, в частности, карты звёздного неба, решение геометрических головоломок, а также многомерные игрушки — LEGO или кубик Рубика. Развивая пространственный интеллект, мы закладываем основы навыков, необходимых для будущих художников и скульпторов, архитекторов и хирургов.

Вербальный интеллект

Разговаривать с ребёнком необходимо с самого рождения, вовлекать в беседы и обсуждения, помогать находить взаимосвязь между словами и предметами. Нужно учить детей чётко и образно выражать свои мысли, читать тексты, понимать их значение и придумывать рассказы. Перечислим лишь некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию речи. Это скороговорки, артикуляционные гимнастики, разучивание стихов и разгадывание кроссвордов, придумывание рифм и изучение состава слов, а также сочинение рассказов по картинке.

Чувственный интеллект

Мозгу необходим кислород, пища, информация и любовь. Это залог жизненной активности и здоровья человека. Детям с самого раннего возраста важно чувствовать физический контакт с другими людьми и ощущать проявление их отношения. Кроме того, важно научиться осознавать себя мальчиком или девочкой, знать об анатомических особенностях своего тела и общаться друг с другом, учитывая свою половую принадлежность. Назовём одну из игр, развивающих осознанное отношение к себе: «Что мы любим?». В группе предложите детям выяснить, похожи ли увлечения мальчиков и девочек. Пусть они задают друг другу вопросы, пробуют играть не в свои игрушки. А также пусть ребята подумают, какие приятные слова (комплименты) можно говорить мужчинам и женщинам и какие будут приятны каждому из них.

Елена Козырева, ведущий специалист-консультант

по работе с детьми сети детских центров «Бэби-клуб»

Рекомендуем почитать

ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ЖУРНАЛЫ БЕСПЛАТНО?ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

E-mail* Имя*

65439

66103

23181

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей производится два-три раза в неделю. журналами Подписаться

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий