Гжелевская роспись. Легкие рисунки и простые узоры Гжель для детей. Как рисовать Гжелевскую роспись?

В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.

На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.

В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.

Гжель

Когда появилось: в 1944 году Где делают: в Раменском районе Московской области Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода

Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.

Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.

Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.

Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.

Например: ✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р ✨ Кашпо — 1790 Р ✨ Чайник — 3280 Р

Хохлома

Когда появилось: в 17 веке Где делают: в городе Семенове Нижегородской области Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»

Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.

Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.

Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.

Например: ✨ Ложка — 150 Р ✨ Детский стул как в садике — 1725 Р ✨ Ковш-утка — 5070 Р

Городецкая роспись

Когда появилось: в середине 19 века Где делают: в Городце Нижегородской области Где купить: на «Вайлдберриз»

Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.

Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.

Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

Например: ✨ Шкатулка — 604 Р ✨ Сахарница — 1100 Р ✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р

УЧЕБНИК

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Федоскинская миниатюра

Когда появилось: в конце 18 века Где делают: в селе Федоскино Московской области Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи

Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.

Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.

На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.

Например: ✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р ✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р ✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р

Жостовская роспись

Когда появилось: в начале 19 века Где делают: в деревне Жостово Московской области Где купить: на сайте Жостовской фабрики

Жостовская роспись возникла вслед за федоскинской миниатюрой — в мастерских тех же художников, которые занимались росписью папье-маше. Только вместо картонных заготовок жостовскую роспись наносят на кованые предметы: в первую очередь на подносы.

Способ создания рисунков такой же, как в федоскинской миниатюре, а вот сами сюжеты отличаются: в жостовской росписи преобладают реалистичные цветочные композиции.

Жостовская фабрика приглашает туристов в музей картин на металле и на мастер-класс, в течение которого каждый посетитель создаст поднос по жостовской технологии.

Например: ✨ Поднос — 1360 Р ✨ Стальной кувшин — 4500 Р ✨ Сервировочный стол — 19 000 Р

Палехская миниатюра

Когда появилось: в 1924 году Где делают: в поселке Палех Ивановской области Где купить: в интернет-магазине «Палехские мастерские Александра Гусаковского»

Палехская миниатюра — еще один вид лаковой росписи по папье-маше, но вместо масляных красок мастера используют темперу. Стиль палехской миниатюры вырос из иконописи: после революции палехские иконописные мастерские объединились в артель древней живописи и стали расписывать шкатулки. Библейские сюжеты сменились на сказочные и агитационные: например, аллегорическое представление Третьего интернационала или изображение полета Гагарина в космос.

Сейчас в Палехе работают частные мастера, которые продолжают создавать лаковые миниатюры в иконописном стиле. Расписывают как шкатулки, так и другие небольшие предметы: елочные шары, авторучки и даже кардхолдеры. В некоторых мастерских проводят мастер-классы и организуют выставки с палехскими миниатюрами художников — основателей промысла.

Например: ✨ Ручка «Жар-птица» — 7990 Р ✨ Шкатулка «Тройка» — 9800 Р ✨ Новогодний шар — 11 990 Р

Ростовская финифть

Когда появилось: в 18 веке Где делают: в городе Ростове Ярославской области Где купить: на сайте фабрики «Ростовская финифть»

Ростовские художники известны миниатюрной росписью по эмали — по-другому ее называют финифтью. Этот промысел объединяет в себе живописное и ювелирное искусство: расписными эмалевыми пластинками украшают металлические изделия — в основном из меди и серебра.

В 18—19 веках финифть производили в первую очередь для монастырей: делали кресты, иконы и Евангелие. В советское время мастерские переквалифицировались на повседневные товары: украшения, пудреницы, подстаканники и шкатулки. Сейчас на ростовской фабрике финифтью украшают практически все: от наборов для литургии до ножей и флешек.

При фабрике «Ростовская финифть» работает музей, где собраны образцы разных периодов. Для туристов, которые хотят увидеть процесс создания изделия от и до, проводят экскурсии в ювелирный и художественный цеха и мастер-классы по созданию эмалевых миниатюр.

Например: ✨ Карманное зеркало — 3344 Р ✨ Серебряные серьги — 3377 Р ✨ Шкатулка «Москва белокаменная» — 29 520 Р

Филимоновская игрушка

Когда появилось: в 9—10 веке Где делают: в Одоевском районе Тульской области Где купить: на сайте мастеров филимоновской игрушки

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских промыслов: самые ранние обнаруженные образцы археологи датируют 9—10 веком, но подозревают, что традиция лепить такие фигурки появилась еще раньше.

Узнаваемые черты филимоновской игрушки — примитивные формы, схематичные лица и яркая раскраска. Обычно в росписи используют только три цвета — красный, желтый и зеленый, — а узор состоит из линий: параллельных друг другу или собранных в более сложный орнамент — солнышко, елочку или звездочку.

Хотя местом зарождения промысла считается деревня Филимоново, Музей филимоновской игрушки работает в райцентре — поселке Одоев Тульской области. Экспозиция предлагает туристам сравнить местные игрушки с изделиями других регионов, а еще для всех желающих проводят мастер-классы по лепке и росписи глиняных фигурок в филимоновской традиции.

Например: ✨ Блюдце — 500 Р ✨ Игрушка «Любота с хлебом» — от 900 Р ✨ Игрушка «Козел с баяном» — 2500 Р

Дымковская игрушка

Когда появилось: в 15—16 веке Где делают: в Кирове Где купить: в интернет-магазине дымковской игрушки Союза художников России

Дымковская игрушка — традиционный женский промысел, который зародился на Вятке: секреты создания ярких глиняных фигурок передавалась от матери к дочери. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии.

Образы дымковских игрушек не слишком детализированы, хотя выглядят более реалистично, чем филимоновские. Фигурки украшают геометрическими узорами ярких и контрастных цветов и дополняют небольшими фрагментами золотой фольги.

Игрушки никогда не повторяются. Даже заказывая изделие по каталогу, покупатель никогда не получит именно такое, как на фотографии: обязательно будут отличаться узоры, жесты или другие детали.

В Кирове можно посетить Музей дымковской игрушки и договориться о встрече с мастерицей, чтобы увидеть процесс лепки своими глазами.

Например: ✨ Кошечка — 1250 Р ✨ Лошадка — 1500 Р ✨ Свинка с поросятами — 1875 Р

Оренбургские платки

Когда появилось: в 18 веке Где делают: в Оренбурге Где купить: в интернет-магазине фабрики Оренбургских пуховых платков

Оренбургский платок вяжут из пуха оренбургских коз — самого тонкого козьего пуха в мире. Готовое изделие получается очень легким, а небольшие платки даже могут просочиться сквозь обручальное кольцо: раньше этот тест использовали, чтобы проверить подлинность аксессуара.

В 1851 году оренбургские платки представили на Всемирной выставке промышленных работ всех народов в Лондоне — с тех пор этот народный промысел стал знаменит. В 20 веке ручную работу частично заменила машинная вязка, хотя некоторые мастерицы создают платки вручную и сегодня.

В Оренбургском областном музее изобразительных искусств собрана коллекция пуховых платков: там можно полюбоваться на разнообразные узоры и увидеть уникальные экспонаты — например, самый легкий платок весом всего 40 граммов. Еще в Оренбурге работает музей оренбургского платка «Гильдия пуховниц»: кроме экскурсии там можно посетить мастер-класс, на котором мастерицы покажут основные приемы вязки.

Например: ✨ Палантин — 4740 Р ✨ Теплая косынка — 4740 Р ✨ Пуховый платок — 6750 Р

Вологодское кружево

Когда появилось: в 19 веке Где делают: в Вологде Где купить: в интернет-магазине «Снежинка»

Вологодское кружево выделяется среди других стилей плетения четким разделением узора на фон и рисунок: основное изображение выполняют толстой тесьмой, которая проходит непрерывной линией по всему изделию. Наиболее известный узор вологодского кружева — снежинка, хотя мастерицы выплетают тесьмой самые разнообразные рисунки: от абстрактных узоров до иллюстраций к классическим произведениям.

Кружева до сих пор делают вручную по старинным технологиям: в Вологде этим промыслом в основном занимаются сотрудники кружевной фирмы «Снежинка». Увидеть мастериц за работой можно на экскурсии по предприятию, а посмотреть выдающиеся примеры кружевных работ — в вологодском Музее кружева: там представлены как кружева 19 века, с которых начинался промысел, так и сложные произведения современных художников.

Например: ✨Воротник — 2640 Р ✨Серьги — 4880 Р ✨Оплечье — 26 300 Р

Крестецкая строчка

Когда появилось: в 19 веке Где делают: в поселке Крестцы Новгородской области Где купить: на сайте фабрики «Крестецкая строчка»

Крестецкая строчка — это особый вид вышивки: чтобы получить узор, мастера сначала выдергивают из ткани нити, а потом заполняют получившуюся сетку другими. Таким способом на текстильных изделиях получаются тонкие геометрические рисунки: абстрактные узоры или целые сюжетные картины.

Сначала мастера работали поодиночке, но в 20 веке объединились в артель, которая со временем превратилась в фабрику. Часть работы на фабрике выполняют машины, но некоторые узоры мастера создают вручную: посмотреть на работу разных цехов можно на экскурсии по предприятию.

Еще при фабрике работает музей со строчкой разных периодов, а самое старое сохранившееся произведение — полотенце «Священное дерево жизни», вышитое в 1861 году, — находится в экспозиции «Русского музея» в Санкт-Петербурге.

Например: ✨ Платье — 4950 Р ✨ Льняная наволочка — 7000 Р ✨ Панно с вышивкой — цена по запросу

1image Гжель фон 2image Стиль гжель 3 Синие узоры 4 Цветок гжель 5 Гжель,гжельская роспись 6 7 Гжель паттерны 8 Ткань гжель атлас 9 Узоры гжель 10 Роспись гжель 11 Роспись гжель 12 Гжель фон 13 14 15 Гжель орнаментальная роспись 16 Роспись гжель 17 Посуда гжель 18 Техника гжель 19 Гжель орнамент в полосе 20 Синий узор 21 Гжель фон 22 23 Гжель векторный 24 25 Орнаментная роспись гжель 26 Гжель узоры 27 Гжель орнамент 28 Гжель узоры 29 Гжель фон 30 31 Гжель роспись 32 Гжельская роспись 33 Орнаментная роспись гжель 34 Орнаментная роспись гжель 35 Искусство гжели 36 Узоры гжель на ткани 37 38 Узорчатая ткань 39 Ткань гжель атлас 40 41 Роспись гжель 42 Гжель орнамент 43 44 Стиль гжель 45 Гжель фон 46 Гжель орнамент 47 48 Гжель узоры 49 Орнамент гжель 50 Фон для презентации гжель 51 Орнаментная роспись гжель 52 Стиль гжель 53 54 Голубые узоры гжель 55 Гжельская роспись 56 Узоры гжель 57 Гжель орнамент 58 Гжель узоры 59 Гжель узоры 60 Гжель паттерн Жалоба на пост!

Гжелью называются изделия из фарфора с росписью. Промысел зародился в нескольких деревнях недалеко от Москвы. Существует много разновидностей гжели, но особо популярными стали синие узоры. Иногда рисунок усиливается золотыми контурами. На посуде художники изображают людей, животных, цветы. Представляем вам картинки про гжель, которые тут можно посмотреть.

Изделие с двумя ручками.

Петушки из гжели.

Сервиз в синих цветах.

Картинка гжель.

Смешные собачки в шляпках.

Гжелевые коты.

Чашки, тарелки, чайники.

Изделие из белого фарфора.

Красивые гжелевые узоры.

Керамическая посуда на столе.

Чудесная гжель.

Рыба с целой деревней на спине.

Красивая картинка гжели.

Фарфоровый чайник с узорами.

Керамические свинки в одежде.

Ваза из гжели для растений.

Фигурка маленького паровоза.

Гжелевые птицы.

Большой количество посуды.

Чашки из гжели на блюдечках.

Крышка сахарницы со зверьком.

Глухарь в гжелевых узорах.

Тарелки с прикольными узорами.

Изделие из гжели для дома.

Миска в форме лебедя.

Чашка из гжели, наполненная чаем.

Чайник интересной формы.

Смешной гжелевый кот.

Посуда для заварки.

Гжелевая посуда поставлена на скатерть.

Кувшин с удобным носиком.

Картинка гжель.

Подсвечник с тремя отверстиями.

Гжелевая рыба.

Керамическое изделие.

Картины из гжели висят на стене.

Небольшой фарфоровый городок.

Гжелевый узор с птицами на воде.

Восхитительные чайники позади блюда.

Гжелевая ёмкость для сахара.

Креативное изделие в виде животного.

Гжель на картинке.

Крупная тарелка с нарисованными цветами.

Синяя гжель.

Керамический зайчик в сервизе.

Гжелевая керамика на подносе.

Ложка, сделанная из фарфора.

Чайник из гжели, похожий на домик.

Бублики с лимоном на столе.

Крохотное изделие из гжели.

Три тарелки на подставках.

Миска с синими узорами.

Гжель на рабочий стол.

Коробка с посудой из гжели.

Популярный праздничный сервиз.

Гжель на картинке.

Поросята в качестве солонок.

Гжелевый мужчина с чашкой чая.

Курица и циплёнок.

Фарфоровая посуда из гжели.

Понравился пост? Оцените его:Поделитесь с друзьями!Главная > Батик — шаблоны > Роспись Гжель — картинки, рисунки 26 Мар

Одна из моих самых любимых народных росписей — это Гжель. Строгая, лаконичная, небогатая на цветовую палитру (если не сказать прямо — бедная), она удивительным образом западает прямо в душу.

Не знаю, интересна ли кому история создания этого вида декоративно-прикладного искусства.

Если говорить кратко, то:

Такой вид росписи, как Гжель, назван по имени места, расположенного всего в 60 км от Москвы. Еще в старину по сей день тут делают фарфоровую и фаянсовую посуду и расписывают ее особым способом испльзуя мазки синего цвета. Началось еще это, судя по раскопкам археологов и исследованиям историков с 7-8 века.

Сюжеты тамошние мастера брали из жизни и быта: это и живая природа (звери, птицы, рыбы) и многочисленные растения: веточки, плоды, листики, цветочки. Не обошлось и без изображения семейных сцен на гжельских изделиях (обычно это кухонная утварь и посуда, а потом еще и игрушки). Синюю краску получали из кобальта, а рботы свои ремесленники стали покрывать глазурью для особого блеска и эффекта прозрачности.

Ошибаться в росписи гжели нельзя — мазок должен ложиться ровно, ловко, уверенно — второго шанса не будет, как получилось — так получилось. Несмотря на то, что узор наносится только синим цветом, из-за особенности росписи изделие играет несколькими красками и оттенками.

Надеюсь, вам пригодятся шаблоны и трафареты под гжельский рисунок. Ведь можно придумать интересную роспись гжель ткани, любого текстильного изделия, вкулючая платки и шарфики. Главное — освоить азы росписи.

Чуточку позже я покажу и батик Гжель — интересно ведь, как современные художники по ткани трактуют старинную технику.

Содержание

imageС каждый годом растёт популярность народной росписи. Многие дизайнеры и простые хозяйки стремятся применить её в декоре домов и квартир. Чем обусловлена такая тенденция — непонятно, возможно, люди хотят приблизиться к культуре своих предков. Совсем необязательно искать знатоков этого искусства, чтобы украсить своё жилище подобной росписью. Можно скачать в интернете, а затем распечатать трафареты орнаментов и узоров. Они помогут самостоятельно нанести красивые рисунки на нужные поверхности.

Орнаменты народов России

Россия — многонациональное государство, поэтому история этой страны включает в себя культуры разных народов. Они зародились много веков назад, но до сих пор оказывают влияние на мир. Трафареты русских орнаментов и узоров несложно изготовить своими руками, главное – знать, из каких мотивов должны состоять подобные рисунки.

Сегодня стали пользоваться популярностью одежда и декоративные поделки в фольклорном стиле. Многие рукодельницы начинают задумываться о создании уникальных вещиц. За основу рисунка всегда можно взять готовый раппорт или придумать собственный эскиз в понравившемся стиле. Чтобы успешно воплотить в жизнь любую задумку, нужно:

  1. Выбрать орнамент и разложить его на простые составляющие.
  2. На миллиметровой бумаге расчертить разметку, определив место каждого фрагмента и его серединки.
  3. В центре зарисовать первый простейший элемент.
  4. Постепенно перерисовать остальные составляющие орнамента.

Уникальный рисунок готов. Осталось изготовить с помощью него шаблон, и можно перейти к украшению стен, одежды или поделок.

image

Прежде чем приступить к зарисовке эскиза, рекомендуется познакомиться с орнаментами разных народов, чтобы выбрать подходящий.

Культура русичей

imageЕщё до прихода православия русичи-язычники стали украшать свои одежды, предметы быта и дома оригинальными орнаментами. Они состояли из отдельных, повторяющихся рисунков. Для создания народных узоров всегда использовались традиционные мотивы, например, геометрические фигуры. В древности эти элементы наделяли тотемным значением, каждая семья считала, что имеет сильного покровителя из мира животных или растений, поэтому её члены наносили на домашнюю утварь символику своего защитника.

Постепенно родовые орнаменты становились достоянием всей деревни, семьи обменивались друг с другом своими рисунками. Через некоторое время уже все племя пользовалось символами, которыми первоначально обладали только определённые люди.

Со временем они расходились по соседним населённым пунктам. Так в Древней Руси появились народные орнаменты.

Стоит отметить, что в различных регионах страны для рисования использовали только определённые цвета. В старину люди готовили красители самостоятельно из овощей, ягод и растений. Поэтому несоответствие цветовых палитр разных местностей объяснить просто: местные жители применяли только доступные ингредиенты, то есть растущие именно в их климатических и природных условиях.

Читайте также:  Мастер-класс по изготовлению горячего батика

В древние времена орнаменты использовали не только в качестве украшений и оберегов. Они несли в себе серьёзную смысловую нагрузку. Рисунками не только любовались, их также можно было читать. Каждый элемент картинки имел определённое значение.

Алатырь — считался основным славянским знаком. Он символизировал равновесие мира, а также его двуединство и бесконечность вселенной. Его узоры — это камень Алатырь и восьмиконечная звезда. Именно к этим символам древние обращались за помощью в трудных ситуациях.

image

Мировое древо Жизни или Царствования — народ верил, что оно произрастает на Алатырь-камне, а божества отдыхают под его раскидистой кроной. Этот символ очень почитали и часто использовали в орнаментах.

Свастические символы или ярга — универсальные эмблемы бытия. Нередко встречались в славянском рукоделии, но чаще использовались в качестве сильных ритуальных рун.

Самым распространненым знаком считался Коловрат, олицетворявший добро, солнце и счастье.

Животные и растения — люди одушевляли и обожествляли их, поэтому довольно часто включали в узоры орнаментов.

image

Арепей или Орепей — ромб с выступающими сторонами, считался символом богатства и счастья. Славяне верили, что в одежде, расшитой арепеями, человек будет чувствовать себя уверенней.

imageЕго вышивали на разных частях кафтанов: рукавах, поясах и т. д. От места расположения зависело значение этого символа. Также такой ромб носил следующие имена: Репейник, Колодец, Гребенчатый, Дубок.

Обычные люди с помощью традиционных рисунков стремились защитить себя и свою семью. Символы-обереги наносились на кухонную утварь и мебель для защиты дома. Также их вышивали на предметах гардероба, чтобы уберечь тело от злых духов и болезней.

Шаманы и волхвы украшали специальными орнаментами ритуальные предметы и одежду. Постепенно старинные рисунки стали подвергаться изменениям, некоторые даже превратились в опознавательные знаки определённых населённых пунктов. Росписи и поделки стали получать названия, в соответствии с местностями, где были придуманы.

Вид росписи «Гжель» — яркие растения, преимущественно цветы, выполненные синей краской на белом фоне. Техника получила название в честь населённого пункта в Московской области (Гжель), где располагалось первое производство. Такой росписью обычно украшали посуду, например, белоснежный фарфор.

«Хохлома» — яркие и красочные узоры на чёрном или золотистом фоне. Родиной направления считается Нижегородская область, местные жители украшали такой росписью деревянную посуду.

image

«Жостовская роспись» — наносилась на металлические подносы чёрного (реже синего, зелёного и красного) цвета, после чего покрывалась лаком. Орнаменты представляли собой цветочные букеты. Ремесло зародилось в Нижнем Тагиле, но центром промысла считалась деревня Жостово.

Читайте также:  Роспись по дереву для начинающих: виды и особенности красок

imageПодобные рисунки даже сегодня можно увидеть на посуде. Уже который век они несут людям радость и красоту, при этом сохраняя историческую ценность. Практически в каждом крупном и провинциальном городе можно найти увлечённого энтузиаста-историка, занимающегося изучением традиционного творчества. Это говорит о том, что человечество не забывает своих предков и до сих пор пользуется их культурными наработками.

Татарские национальные узоры

Орнаменты (трафареты и шаблоны) татарского народа также пользуются большой популярностью, ведь эта национальность является второй по численности на территории Российской Федерации. Мастера и мастерицы с давних пор использовали различные рисунки для украшения одежды, бижутерии и предметов интерьера. В их работах присутствовали орнаменты трёх основных групп:

  • геометрические — узоры из различных фигур, например, квадратов и треугольников;
  • цветочно-растительные — включают в себя три разновидности рисунков: садовые растения (нарциссы, пионы, ирисы), лесные (колокольчики, васильки, ромашки), степные (тюльпаны, незабудки, маки);
  • зооморфный — изображения различных животных: птиц, тигров, коней, львов, оленей.

Татарские орнаменты можно выполнять в различных цветах и оттенках. Хорошо подойдёт цветовая гамма времён года. Например, рисунки, выполненные в красках зимы, всегда получаются утончёнными и минималистичными, а лета — яркими и сочными.

За основу можно взять только один цвет, раскрашивая отдельные элементы орнамента разными оттенками. Работа выйдет лаконичной, стильной и интересной.

Посуда, украшенная подобными рисунками, всегда смотрится празднично и оригинально. Узоры могут быть насыщенными и колоритными или лаконичными и простыми, всего из нескольких повторяющихся элементов.

Такие орнаменты даже сегодня применяют при декорировании платьев и блузок. Необязательно полностью покрывать ими предмет гардероба. Достаточно сделать узорчатый акцент на поясе или воротничке, чтобы получить оригинальную и модную вещь. Отлично дополнят любой образ текстильные пояса и брошки с татарскими узорами и орнаментами.

Распечатать трафареты, найденные в интернете, и применить их в деле сможет каждый желающий.

Якутские, бурятские и башкирские

Стоит отметить, что орнаменты народов Якутии, Башкирии и Бурятии имеют схожие черты с татарскими узорами. В их работы тоже входят элементы трёх основных групп: геометрические, цветочно-растительные и зооморфные. Однако к ним также относятся антропоморфные символы. Предки этих народов верили, что весь мир населён духами — добрыми и злыми. Первые оказывали помощь людям, тогда как вторые, наоборот, стремились нанести вред. Поэтому в их орнаментах редко можно увидеть изображение человека.

Исключением является только фигурка женщины — символ жизни и плодородия.

Якутские мастера любили использовать её в ювелирных украшениях, что можно увидеть на картинке с традиционными серьгами.

Читайте также:  Декоративная роспись мебели своими руками

Элементы бурятских орнаментов всегда были окрашены в определённые цвета, которые народ наделил особыми значениями. Так, самым важным оттенком считался небесно-голубой (синий), его связывали с божественной силой и считали символом верности и постоянства. Другие краски имели следующие определения:

  • Красный — борьба и сила, огонь и свет, красота и радость, исцеление и тепло, но в то же время агрессия и самовлюблённость.
  • Жёлтый — вечность и солнце, прочность и величие.
  • Белый — чистота, святость и счастье.
  • Оранжевый — символизировал восход солнца, рассвет и возрождение.
  • Чёрный — цвет печали, с ним связывали неудачи и несчастья, болезни и смерть, зло и опасность.
  • Зелёный — бескорыстие, природа и плодородие, рост и обновление.

В бурятском творчестве чаще всего можно увидеть сочетание нескольких цветов, например, белого с синим, зелёного с оранжевым, жёлтого с красным. Национальные орнаменты привлекают своей яркостью и необычным видом. Глубокий символизм, вложенный в это культурное наследие, заставляет потомков задуматься о том, что именно их предки хотели передать будущим поколениям.

На развитие башкирских орнаментов оказало влияние представление людей о строении мира. Узоры формировались у них постепенно, первые элементы были довольно просты: листочки, ветки. Также они создавали рисунки, вдавливая в сырую глину семена растений или осколки камней и ракушек.

Для творчества башкирского народа свойственны растительные и геометрические узоры. Обычно ими украшали деревянные изделия, тканые полотна, металл и кожу.

Рисунки других стран

В магазинах с товарами для дизайна нередко можно увидеть различные статуэтки, вазы или горшки, стилизованные под восточную, греческую, монгольскую и даже буддийскую роспись. Людей издавна интересует культура других стран, ведь многие путешественники тратят весь отдых на экскурсии по достопримечательностям, а домой везут сувениры.

Восточные мотивы активно используют для росписи больших полотен и дорогих тканей, например, шелка. Они основаны на ритмичном построении элементов и стилизации реальных предметов. Корни этих орнаментов уходят в историю древней Месопотамии и Персии. Каждый элемент рисунка имеет определённое значение. Так, обычная цветочная розетка считается символом вселенского круговорота.

Чаще всего на работах мастеров востока можно увидеть растительные орнаменты, волшебных птиц и животных, а также Мировое дерево. Ещё одной особенностью этого искусства по праву считается ковровое заполнение. В рисунке сложно найти пустое место, не занятое линиями, травинками, ягодками и другими элементами.

Среди многообразия различных мотивов каждая рукодельница сможет найти подходящие рисунки. Можно украсить комнату, не задумываясь о значении отдельных элементов или, напротив, использовать орнаменты для привлечения удачи или охраны от недоброжелателей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий