Формирование произносительной стороны речи и обучение грамоте: 50 занятий для детей 4-6 лет

Задания по обучению грамоте и формированию произносительной стороны речи для детей 4-6 лет представлены в комплексе. Данный сборник занятий станет хорошим помощником учителям-дефектологам и родителям.

В данном комплексе разработано и собрано 50 занятий в черно-белом варианте. Все занятия можно скачать одним файлом.

Польза занятий:

  • данные занятия дадут возможность малышу лучше усвоить знания о многообразии звуков и букв;
  • сформируют представления о словах и о том, что слова состоят со звуков;
  • будут хорошим помощником в формировании фонематического слуха (способность слышать и различать звуки в речи);.
  • при помощи взрослых ребята научатся различать звуки в речи, а значит и правильно их произносить.
  • выполнение данных заданий поможет подготовить малышей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и к подготовке к школе.

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 50 листов — 50 полноценных занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.

Занятия разработаны с опорой на наш сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

image

Каждое занятие содержит подробные инструкции по выполнению заданий. Задания включают в себя: описание изучаемого звука, графическое изображение буквы, прописи букв, множество иллюстраций на звуки и другой интересный материал.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

image

50 занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте (образец):

Задания по обучению грамоте и формированию произносительной стороны речи для детей 4-6 лет представлены в комплексе.

На сайте Вы сможете скачать сокращенную версию курса занятий и попробовать в работе. Сокращенная версия состоит из 10 занятий. Если занятия понравятся, то по почте promis_l@mail.ru Вы сможете получить полный комплекс.

Написать также можно на почту обратной связи. Ее Вы можете найти в конце каждой страницы.

Скачайте сокращенную версию занятий по обучению грамоте по выделенной кнопке.

Если вас заинтересовали занятия по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте то, думаю, Вам понравятся и 35 занятий по развитию речи.

Эти занятия вы сможете найти по выделенной ссылке.

Вам также будет интересно:

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  № 42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

                                                                   УТВЕРЖДЕНА:

                                                                                  На педагогическом совете

                                                              МБДОУ № 42

                                                                                  ПРОТОКОЛ № ________

                                                                           «___»_______2015 г

                                                              Заведующий

                                                                                  ________Т.В. Матросова

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

                                                                           Воспитатель  МБДОУ № 42

                                                                            Войнова Юлия Валентиновна

Станица   Новопокровская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап­тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка — эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамо­те” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности,  в процесс которой  входит  способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует  формированию навыков языкового  анализа и синтеза,  обогащению  словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.  Чтение выступает одним из  способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует  успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного  чтения зависит успешность обучения в школе.

По утверждению  А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в   5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению,  по мнению М. Монтессори.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской       Федерации.        

·  «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.

·  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»,  СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564)

· «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

· Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

     Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций: М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет»

Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное  звуко — и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

   Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

   Целью Программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС)

Задачи

Развивающие:

Развивать желание читать; Развивать потребность в грамотности; Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.

Обучающие:

Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение); Прививать любовь к книге; Обогащать словарный запас и развивать речь; Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к книге; Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Условия реализации программы

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю  25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ

Отличительными особенностями рабочей программы от программы М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет» является изменение количества учебных недель, изменение часов на изучение тем, расширение содержания учебного материала. Это обосновано необходимостью для успешной реализации задач по подготовке детей к школьному обучению.

Организация процесса обучения

Основная форма организации работы с детьми — фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

 Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.

В  структуре  занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его  закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.

Продолжительность одного занятия 30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза

Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов.

Актуальность программы.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.

Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.

Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.

Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются синонимы и антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.

Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)

Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.

Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.

Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В развитии связанной речи происходит существенные изменения.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

Предполагаемые результаты

· Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;

· Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;

· Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);

· Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске

· Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

· Определять место звука в слове;

· Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком

  • Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

· Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

· Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

· Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . !  ? знаками

· Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма

· Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей

· Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их

· Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов

· Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении

· Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными

Методическое обеспечение программы выстроено с опорой на следующие источники:

     М. Д. Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.

    Н. А. Гоголева «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010

    Л. Е. Журова «Азбука для дошкольников»   рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана — Граф 2011

                                                               Сентябрь

                                                               Октябрь

                                                                   Ноябрь

                                                               Декабрь

                                                                 Январь

                                                                Февраль

Март

Апрель

                                                               Май

 

Шрифт Фон

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Содержание:

  • Наталия Сергеевна Варенцова — Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 1

  • Предисловие 1

  • Программа 1

  • Младшая группа 1

  • Средняя группа 2

  • Старшая группа 2

  • Подготовительная группа 3

  • Методические рекомендации 3

  • Планы занятий для младшей группы 8

  • Планы занятий для средней группы 9

  • Планы занятий для старшей группы 12

  • Планы занятий для подготовительной группы 17

  • Список литературы 25

  • Первые шаги 25

  • Программа воспитания и развития детей раннего возраста 25

  • Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» 26

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма «).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным [1] и Л.E. Журовой [2] . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Шрифт Фон Следующая → Перейти к странице Автор книги Наталья Варенцова

  1. Блоги преподавателей
  2. Дубинина Дина Николаевна
  3. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста ( материал лекции от 06.05.2020)

06-05-2020 Лекции Рассматривается проблема подготовки детей к обучению грамоте

Краткое содержание лекции «Подготовка к обучению грамоте»(4ч)

Ключевые вопросы: сущность подготовки к обучению грамоте и ее место в общей системе работы учреждения дошкольного образования; содержание и методика работы по ознакомлению детей со словом; компоненты действия звукового анализа слова; процесс ознакомления детей со звуковым строением слова.

Обучение грамоте — сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая требует определенного уровня развития психических процессов и способности ребенка управлять ими.

Психологические и лингвистические исследования показывают, что пятый-шестой год жизни является периодом наиболее высокой языковой способности ребенка, его «лингвистической одаренности» (К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, С.Н. Цейтлин и др.). Поэтому и вводить дошкольника в звуковую систему родного языка, по мнению Л.Е. Журовой, надо начинать в среднем дошкольном возрасте.

Автором современного подхода к обучению детей грамоте стал известный психолог Д.Б. Эльконин. Обучение грамоте — это «своеобразное введение в изучение языка» (Д.Б. Эльконин). Чисто практические задачи обучения чтению переносятся на второй план, основные усилия сосредотачиваются на процессе речевого развития ребенка в целом, на формировании у детей нового отношения к речевой действительности.

При обучении грамоте язык, который ранее был только средством общения, впервые становится для ребенка объектом анализа. В этом существенное отличие задачи обучения грамоте от всех остальных задач развития речи дошкольника.

Таким образом, главная цель подготовки дошкольников к обучению грамоте — введение ребенка в языковую действительность, формирование у него элементарного осознания этой действительности, некоторых ее свойств.

Курс обучения грамоте в детском саду включает подготовку детей среднего дошкольного возраста к овладению звуковым анализом (развитие фонематического слуха), обучение старших дошкольников звуковому анализу слова, а шестилеток, которые по каким-либо причинам остались в детском саду, — чтению. Кроме того, дошкольники знакомятся с основными языковыми понятиями. Они получают представления о слове как языковой единице, его слоговом строении, словесном ударении. Знания дошкольников расширяются, когда они знакомятся со словесным составом предложения.

В средней группе дети начинают знакомиться со словом: его функцией обозначения предметов, явлений, их качеств, свойств, действий и т.д., со звуковой формой слова. Это помогает им дифференцировать слово и предмет, который этим словом обозначается. Значение языкового понятия «слово» показывается четырехлетним детям на различных примерах в процессе разговоров и бесед, во время выполнения упражнений и проведения дидактических игр («Подскажи словечко» и др.).

В среднем возрасте дошкольники знакомятся с таким языковым понятием, как звук. Дети узнают, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, звуки в словах произносятся в определенной последовательности, слова бывают длинные и короткие.

Педагог подводит детей к пониманию того, что слова звучат (жжжууук, зззввооонноок), потому, что в них есть звуки. Дети знакомятся с тем, что слова могут звучать по-разному (шкаф — стол) и похоже (шишка – мышка).

Уже в средней группе воспитанники получают начальное представление о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности (сначала первый, потом второй и т.д.). Таким образом, четырехлетки получают элементарное представление о линейности языка. Далее дети знакомятся с тем, что слова бывают длинные и короткие.

Очень полезно «измерять» такие пары слов, как «слон» и «бабочка», «лев» и «муравей», дети убеждаются в независимости звучания названия предмета от самого предмета («Слон большой, а название у него короткое, бабочка маленькая, а название — длинное»).

Ознакомление детей четырех лет со звуком и с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже, закладывает основу для развития фонематического слуха дошкольников.

В старшей группе на занятиях по развитию речи и подготовки к обучению дошкольники получают элементарные знания о слоговом строении слова: слова состоят из частей (слогов), количество слогов в словах разное, слоги идут друг за другом в определенном порядке, один слог в слове произносится громче, чем остальные, — это ударный слог.

Осознанию дошкольниками линейности слогового строения слова способствует дидактической игра «Живые слоги», в процессе которой дети принимают на себя роль разных слогов. Играя в «Живые слоги», дошкольники составляют различные слова, переставляя слоги (мыш-ка — ка-мыш), «читают» слова с ударением на разных слогах (замок — замок), что помогает им осознать словоразличительную роль ударения.

На занятиях по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе дошкольники получают элементарное представление о предложении, словесном составе предложения, его линейности: слова в предложении произносятся в определенной последовательности друг за другом. Дети учатся делить на слова предложения из двух-четырех слов без предлогов. Наглядно представить словесный состав предложения, его линейность помогает дидактическая игра «Живые слова”, которая имеет много вариантов.

Развитие фонематического слуха у детей – это, прежде всего, формирование у них умения интонационно выделять звук в слове, произносить слова с выделением заданного звука, называть звук изолированно. Интонационное выделение звука в слове — это особое произнесение слова, когда нужный звук произносится протяжней или громче остальных (мммак, рамма домм). Целенаправленное развитие фонематического слуха дошкольников начинается в средней группе.

Задача введения детей в звуковую действительность решается в старшей группе.

Под звуковым анализом, по Д.Б. Эльконину, понимается, во-первых определение последовательности звуков в слове; во-вторых, установление различительной функции звуков; в-третьих, выделение основных фонематических противоположностей, присущих данному языку. Для белорусского и русского языков характерно противопоставление гласных и согласных; твердых и мягких согласных звуков.

Главной целью первой ступени формирования звукового анализа является обучение детей определению последовательности звуков в слове. Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения одного и того же слова с поочередным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе, например, слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК.

Реально представить анализируемое слово дает возможность картинка-схема звукового состава слова. На картинке-схеме помещен рисунок, слово-название которого ребенок должен проанализировать, и ряд клеточек под рисунком, количество которых соответствует количеству звуков в слове. Дети ведут указкой под схемой и в соответствии с ее движением произносят слово с последовательным интонационным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой. Рисунок помогает ребенку постоянно видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в этом слове. Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.

Дети узнают, что есть звуки, при произнесении которых воздух свободно проходит через полость рта, их можно спеть, громко крикнуть и сказать шепотом. Это гласные звуки. Основной критерий для различения гласных и согласных звуков – помеха или ее отсутствие при произнесении. Дошкольники знакомятся и с твердыми и мягкими согласными звуками.

Поскольку дошкольники предварительно учились выделять ударный слог, познакомились со слогообразующей ролью гласного звука, то логичным продолжением этой работы является выделение гласного звука в ударном слоге. Ударение скрепляет слово в единое целое, поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Одновременно дошкольники учатся устанавливать словоразличительную функцию звуков. С этой целью они анализируют слова, которые различаются между собой одним звуком (мак и рак), в результате чего констатируют: «Стоит изменить в слове один звук, и меняется все слово». По мере того, как на занятиях вводятся сведения о твердости-мягкости согласных звуков, ударении, дети анализируют слова, которые отличаются именно этими звуками (угол — уголь, вазы — вязы, ирис — ирис). Работа над смыслоразличительной функцией звука происходит с использованием различного занимательного материала (потешек, загадок, метаграмм).

Для детей седьмого года жизни, которые по каким-то причинам остались в детском саду, программой предусмотрено обучение их чтению.

Детей знакомят с буквами как со знаками обозначения гласных и согласных звуков. Таким образом, звуковой анализ является основой для знакомства дошкольников с гласными и согласными буквами, основой для выкладывания слов из букв разрезной азбуки.

В последнее время разработан ряд других методик обучения грамоте, которыми может пользоваться педагог (Н.А. Зайцев, Е.Е. Шулешко, Г. Доман и др).

В русле подготовки к обучению грамоте осуществляется и подготовка руки ребенка к письму. У детей формируются начальные навыки письма: ознакомление с графическими формами и движениями, связанными с графикой; приобретение графического опыта.

Для старших детей вводятся специальные упражнения на развитие запястья руки и мелких мышц пальцев, координации движений руки, пальцев, глаз, предплечья, глазомера (умения определять центр, середину подчинять движения руки, глаза контролю сознания); пространственных представлений (слева, справа, внизу, над, под линиями, между линиями); плавности, точности и ритма движений; умения проводить в течение полминуты безотрывные линии карандашом на бумаге).

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сущность подготовки к обучению грамоте и ее место в общей системе работы учреждения дошкольного образования?

2. Каковы основные задачи по подготовке к обучению грамоте и чтению дошкольников?

3. Раскройте содержание и методику работы по ознакомлению детей со словом.

4. Каковы компоненты действия звукового анализа слова?

5.  В чем состоит значение и особенности использования схем и моделей в процессе ознакомления детей со звуковым строением слова?

Дистанционный курс

30-05-2017 Лекции Краткое содержание лекций по теории и методике развития речи подробнее

Овладение способами организации текста

14-04-2020 Лекции Краткое содержание лекции «Овладение детьми способами организации текста» подробнее —> —> Расскажи друзьям: Высшее образование БГПУ—> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий