Что делать, если ребенок дерется в детском саду?

Powered by DaysPedia.comТекущее Время в городе Междуреченск 06:22am 13:09 19:32pm

Еще по дороге в садик ваш любимый малыш весело щебетал о том, как он будет строить башню со своими друзьями и петь детские песни на музыкальном занятии, а вечером воспитатель опять пожаловалась, что он дерется с детьми. Ваши беседы не дают положительных результатов? Для начала нужно разобраться и выявить причины детской агрессии.

Агрессия на членов семьи

image

Агрессивное отношение к сверстникам

Причины чрезмерно агрессивного поведения

Неправильное поведение родителей

  1. Равнодушное отношение мамы к малышу, излишняя критика его поведения, отчужденность.
  2. Желание заслужить уважение и одобрение отца у отвергнутого сына.
  3. Слишком суровое воспитание, в котором преобладают в качестве аргументов физические наказания и унижения.
  4. Агрессивное поведение родителей, которые сами не могут справиться со своей злобой, а поэтому не могут научить ребенка решать конфликты словами.
  5. Прямое игнорирование своего агрессивного поведения взрослыми малыш воспринимает как своеобразное «разрешение» и «поощрение» своих действий.

Другие причины

  1. Мультфильмы и телепередачи с аналогичным поведением героев, которым впоследствии ребенок начинает подражать.
  2. Сложности в межличностном общении, частые ситуации незаслуженного наказания или порицания.
  3. Аналогичное агрессивное поведение сверстников – ребенок думает, что такое поведение абсолютно нормально.
  4. Возрастные кризисы и связанные с ними срывы, когда малыш агрессивно срывается на сверстниках, так как опыта бесконфликтного общения у него еще нет.

Что в такой ситуации могут сделать родители?

   После того, как причина излишней агрессии найдена, можно начинать планомерную борьбу по вытеснению ее из жизни:

  1. Терпеливо и планомерно окружите ребенка заботой и любовью, тогда тревожность, страх и беспомощность постепенно исчезнут.
  2. Гибкость и позитивность в общении со сверстниками появятся, если родители научат малыша коммуникативным навыкам
  3. Любовь в тесном сочетании с разумной требовательностью – правильный путь к победе над детским эгоизмом и капризами.
  4. От неуверенности в себе вашего ребенка избавят разумно созданные ситуации успеха.
  5. Постарайтесь избавить ежедневный семейный быт от сцен насилия – будь то физические наказания, или агрессивные сцены в фильмах и телепередачах, и вы заметите, насколько более спокойным стал ваш ребенок.

Методы, которые окажут реальную помощь

Объясните ребенку его чувства

Придерживайтесь установленных правил

Научите ребенка управлять эмоциями

Подведем итоги

Представьте ситуацию: вы спешите в детский сад забрать своего лучшего-в-мире-ребенка, на пороге в группу сталкиваетесь с воспитателем и вдруг вместо приветствия слышите: «А у нас сегодня ЧП! Драка была! Надо поговорить!»

image
Что делать, если ребенок дерется в детском саду?

В повести С. Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» детский доктор пишет книгу, название которой звучит так: «Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки». Одного заглавия достаточно, чтобы понять мысль автора. Действительно, а как же характер, воля, умение защищаться? Откуда возьмутся герои и спасатели?

С другой стороны, когда в детском коллективе начинаются драки и потасовки – это всегда риск, и никакой воспитатель не будет спокойно наблюдать, как дети выясняют отношения кулаками. Да и родители будут рады, если их ребенка драки минуют стороной. Поэтому если в группе появились драчуны, проблему придется решать сообща: вместе воспитателям и родителям.

Почему ребенок дерется?

Причины детских драк бывают разные. Условно их можно разделить на группы:

✅ Ребенок не умеет взаимодействовать с другими детьми. Либо он совсем мал, либо не имеет опыта общения со сверстниками. Попадая в новую среду, испытывая стресс, дети порой начинают вести себя излишне агрессивно. Поэтому, чтобы избежать таких проблем, перед тем как идти в сад, ребенка следует обучить самым простым навыкам общения со сверстниками. Он должен понимать, что можно, а что нельзя.

✅ Ребенок не умеет мирно разрешать конфликты. Разногласия между детьми возникают часто. Это нормально. В группе сверстников дети учатся общаться и договариваться между собой. Но часто слов и терпения не хватает, и тогда назревает конфликт. Стоит заметить, что далеко не каждый ребенок способен бить. Кто-то в спорной ситуации начнет плакать, кричать или побежит за помощью, а кто-то – молча подойдет и ударит. Почему так? Поведение обусловлено опытом, который ребенок уже успел получить в семье, примерами, которые мог наблюдать по телевизору, на улице, в садовой группе. Что делать? Разбирать каждый случай, учить сдержанности и разрешению конфликтов мирными способами.

✅ Защита. Драка предполагает как минимум двух участников, но важно разобраться, почему начался бой и кто нападает, а кто защищается. Если ребенок ранее не дрался, у него замечательные отношения с другими детьми, и вдруг он стал участником потасовки, вполне вероятно, что он не желал этой драки, но ситуация вынудила – пришлось защищать себя или заступиться за друга. Другое дело, если такие «благородные поступки» становятся регулярными. В такой ситуации родителям и воспитателю нужно принимать меры – объяснять ребенку, в чем его ошибка.

✅ Привлечение внимания. Если ребенок был единственным в семье, его капризам потакали и чрезмерно опекали, то, попадая в группу, где много детей, он почувствует нехватку внимания и, скорее всего, будет пытаться решить проблему. Один из способов – стать возмутителем спокойствия и главным драчуном. Что делать? Помочь найти другой способ самовыражения.

✅ Игра. Со стороны борьба выглядит пугающе: дети падают на пол, заламывают друг другу руки, издают непонятные, почти звериные, звуки, волосы взъерошены, а вороты футболок растянуты. Взрослый человек бросается на помощь, разнимает драчунов, и тут выясняется, что это вовсе не драка, а очень увлекательная игра.

В такой ситуации можно предложить детям альтернативу – активную игру, в которой риск покалечить себя будет минимальным: битву подушками, бой не между собой, а мягкими игрушками, также может выручить детская боксерская груша.

Еще несколько советов, как помочь ребенку и отучить драться:

✔ После случившейся драки расспросите ребенка и других свидетелей, выясните причины. Обязательно проанализируйте с ребенком, как можно было избежать случившегося.

✔ Если ваш ребенок был зачинщиком драки, объясните, в чем он был не прав. Дайте возможность осознать свою вину – оставьте его одного в комнате подумать, лишите развлечений. Хорошо, если ребенок сам изъявит желание попросить прощение.

✔ Обращайте внимание и объясняйте малышу, что чувствует обиженная сторона, взывайте к состраданию.

✔ Учите общаться со сверстниками и находить компромиссы. Будьте примером – в разных жизненных ситуациях демонстрируйте, как вы сами договариваетесь с людьми.

✔ В ситуациях, когда ребенок вас расстроил или разозлил, объясняйте свои чувства, чтобы, следуя вашему примеру, он учился поступать так же: учился распознавать свои эмоции (в т.ч. агрессию) и выражал их словами: «я злюсь на тебя», «мне обидно, что ты меня не понимаешь» и т.д.

✔ По возможности проводите больше времени с ребенком на улице среди сверстников – если вы будете рядом, когда начнется ссора, помогите найти выход без применения силы.

✔ Запишите ребенка в спортивные секции, где он сможет выплескивать энергию и силу, а также практиковать приемы. Занимаясь боевыми видами спорта, ребенок учится главному правилу: не применять силу как средство нападения.

✔ Воспитывайте в ребенке доброту, желание заботиться и любить: заведите домашнего питомца, читайте соответствующие книжки, беседуйте о доброте и сочувствии. И, конечно, подавайте личный пример!

Ирина Голубева, мама двоих детей

Каждый родитель знает, что нет в жизни ничего умилительнее и желаннее, чем улыбка собственного ребенка. И для того, чтобы она появлялась чаще, мама и папа готовы прощать малышу многое, но не всё и до определённого момента.

Некоторые родители спустя время сталкиваются с достаточно серьёзной проблемой: их маленький ребенок начинает драться. И прежде, чем решать, что с этим делать, нужно понять, почему это происходит.

Причины агрессивного поведения

Причины агрессии могут быть самые разные – от особенностей развития до психиатрических и неврологических заболеваний и педагогической запущенности.

Почему дети дома дерутся между собой

В случае, когда дети дерутся между собой дома, родителям следует помнить: все, у кого есть братья и сёстры через это проходили. В этом нет ничего не обычного, если дети не переходят границ.

Есть несколько причин, по которым дети ссорятся и дерутся:

• Из-за вещей – не могут поделить, кто пойдёт в розовой футболке, а кто в голубой.

• Из-за игрушек – чаще всего старшие не разрешают младшим трогать их куклы или машинки.

• Для привлечения внимания – им хочется, чтобы родители проводили с ними больше времени.

• Для восстановления справедливости – обычно старшие ревнуют маму и папу к младшему ребёнку и начинают драться, реже наоборот.

Почему ребенок дерется с мамой и кусает её

Для годовалого малыша мать – это центр Вселенной. А значит, все эмоции, как плохие, так и хорошие, он спешит продемонстрировать именно ей.

Но когда малыш в год или в 2 года начинает с мамой драться или кусать её, родители не на шутку беспокоятся и ищут причины. Большинство матерей обижаются и не понимают, почему ребенок, которого они вынашивали 9 месяцев, так себя ведёт. Психологи выделяют некоторые из причин:

· Дефицит внимания. Чем старше становится ребенок, тем меньше времени ему уделяют родители. И вопреки их ошибочному мнению, дети быстро замечают изменения в поведении и реагируют драками. Чтобы это исправить проводите больше времени вместе и искренне интересуйтесь проблемами воспитанника. Посмотрите готовый список лучших идей, куда пойти всей семьей на выходные.

· Неуважительное отношение к ребенку или физические наказания. В таких случаях агрессия становится главной защитой.

· Избалованность – слишком много заботы и опеки также не доведёт до добра.

· Родители – чем хуже отношения в семье, тем выше вероятность того, что в поведении дочки или сына появится агрессия. Как сказываются ссоры взрослых на неокрепшей психике, читайте здесь.

· Отторжение – если хотя бы раз родители дали понять малышу, что он для них обуза, агрессивное поведение не заставит себя ждать и драки станут привычным поведением.

· Чрезмерный контроль – в таких случаях дети считают, что агрессия (драки и укусы) помогает им противостоять подавлению своей личности.

· Страх – дети многого боятся, а драка – это своего рода протест.

Зачастую агрессия направлена не конкретно на маму, а является способом выражением недовольства ребенка. При первой же попытки укусить или ударить не только сама мама, но и папа должен строго пресечь малыша, чтобы такое поведение не вошло в привычку.

Почему ребенок дерется в детском саду

Большинство родителей беспокоится больше всего о том, что их двухлетний малыш начнёт драться и кусаться с товарищами в детском саду, поскольку там они не смогут его контролировать. Но чтобы это произошло, нужны определённые причины:

• Плохие отношения с другими детьми. Если малыш замечает, что с ним не хотят дружить, он начинает вести себя агрессивно. Привлечь к себе внимания позволяют драки и укусы. Но чаще всего такое поведение даёт обратный эффект.

• Состояние здоровья – если ребенок чересчур активен, проверьте его внутричерепное давление. Существует вероятность такого заболевания, как дефицит внимания и гиперактивность.

• Копирование – если взрослые дома ведут себя агрессивно, то и ребёнок начинает им подражать.

• Конкуренция – в детском садике много детей, поэтому малыш с помощью драк пытается привлечь к себе внимание воспитателя.

• СМИ – стоит внимательно наблюдать за тем, что смотрит ребенок по телевизору. Мультфильмы и компьютерные игры с пропагандой агрессии повлияют на него не лучшим образом.

• Одиночество – для детей, особенно в 3 и 4 года не столь важна физическая забота, как моральная. Но родители часто об этом забывают.

• Плохое воспитание – ни одна мама не захочет признать, что её ребенок в 5 лет не знает основных принципов правильного поведения – что можно, а что нельзя.

Если воспитанник кусается, плюется или дерется в детском саду родственникам стоит объединиться с воспитателями и пресечь такое поведение. Узнайте, почему ребенок врет и что с этим делать.

Почему дети дерутся и ссорятся в школе

Отдавая ученика в школу, родители не знают, в какой коллектив он попадёт. В классе могут быть старые товарищи из детского сада, а могут быть и новенькие ребята. Исходя из этого, психологи приводят несколько причин агрессивного поведения в школе:

• Ребенок не ходил в детский сад, поэтому не знает, как нужно вести себя со сверстниками.

• Чрезмерный контроль со стороны родителей или их крик дома – в школе дети хотят отыграться. Как научиться не кричать на малыша, читайте здесь.

• Серьёзное потрясение – личное или семейное.

• Поощрение драк и укусов со стороны родителей – «мой сын всех во дворе побеждает», «моя дочь способна побить даже мальчика».

• Травля – иногда дело не в самом ребёнке, а в его окружении. Но чаще всего такая проблема возникает в подростковом возрасте после 11 лет.

• Неправильная компания – если ребенок дружит с теми, кто любой спор решает кулаками, он и сам перенимает их модель поведения.

• Доминирование – если малыша постоянно терроризируют дома, он решает и сам над кем-нибудь поиздеваться.

Главное, что нужно помнить родителям – это то, что только они могут помочь своему ребенку. И чем раньше они признают проблему, тем проще будет с ней справиться.

Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка в определенном возрасте

В каждом ребенке от природы есть предрасположенность к агрессии. Главное, не упустить момент, когда она начнёт проявляться.

Год и полтора

В 1 год и полтора года малыш кусается и дерется, ещё не понимая, что он делают. Вся его агрессия – это просто неконтролируемые вспышки. С помощью такого поведения малыш пытается привлечь к себе внимание и проверить реакцию родителей. Если мама и папа сразу скажут, что так поступать нельзя, ребенок поймёт это даже в 1.5 года.

Два-три года

В 2 и 3 года дети разнообразнее и ярче начинают проявлять агрессию. В 2.5 года они бросают игрушки, истерят, плюются, кусаются и царапаются. Малыши поступают так для того, чтобы добиться желаемого. Игнорирование и оставление одного в комнате – единственный выход.

Четыре-пять лет

К 4 годам ребенок уже умеет контролировать эмоции и знает, что за плохое поведение его могут наказать. Он может кинуть игрушку, стукнуть или толкнуть. Но, понимая, что сейчас его поставят в угол или отберут игрушки, успокаивается.

В 5 лет дети уже чётко различают друг друга по половым признакам – кто девочка, а кто мальчик. Поэтому и агрессию они проявляют такую, какая свойственная их полу. Девочки манипулируют, насмехаются, истерят, обзываются и угрожают, а мальчики бьют, дерутся, кусаются и толкаются.

В школьном возрасте

У детей младшего школьного возраста агрессия носит скоротечный и спонтанный характер – так продолжается первые три года. Главное, понять, на кого она направлена, и пресечь такое поведение на корню.

Иногда школьники ведут себя агрессивно, потому что ощущают дефицит внимания со стороны родителей. В некоторых случаях ситуация совсем иная – чрезмерный контроль и отсутствие личного пространства.

К 10 годам у ребенка начинается пред подростковый период и сепарация от мамы и папы. Поэтому до этих пор психологи с родителями стараются искоренить проблему драк – с подростками работать гораздо дольше и сложнее.

Нет единой формулы успеха – поскольку ко всем детям, равно как и к взрослым людям, есть свой подход. Родители находят то, что подходит именно им.

Каждый ребенок хотя бы к 7 годам должен уметь управлять своими эмоциями и понимать, что драться, истерить и кусаться не хорошо. Так он справляется со стрессом и тревожностью, и возвращается в спокойное состояние.

Как обучать ребенка управлению эмоциями

Дети не понимают, что эмоции так же быстро исчезают, как и появляются. Поэтому каждая встряска кажется им концом света и огромной трагедией. Задача взрослых – показать, что это не так.

Некоторые психологи советуют дать ребенку время самостоятельно разобраться со своими эмоциями. Но это неверная стратегия, которая приводит к серьёзным психологическим травмам. Игнорирование проблемы не поможет ее решить.

Есть несколько распространённых приёмов, которые помогают детям справиться со своими эмоциями:

• Исписать бумажный лист или нарисовать картинку карандашами.

• Крепко схватиться за спинку стула.

• Написать на бумаге все свои эмоции.

• Ударить по боксёрской груше или подушке.

• Покидать в стенку мягкие мячики.

• Слепить фигурки из пластилина.

• Похлопать в ладоши или начать приседать.

• Изорвать лист бумаги или ненужную газету.

• Сделать 5-10 глубоких вдохов.

• Сжать в руках резиновый мяч или сжать кулак.

• Ущипнуть себя – за щеку или локоть.

Не все родители знают, что дети обращают внимание на любые мелочи. Поэтому стоит всегда следить за своими движениями, прикосновениями и речью.

Объясняйте ребенку, который истерит, как называются те чувства и эмоции, которые он испытывает. Малыш должен понимать, что такое гнев, раздражение и тревога.

Тактильные ощущения – это то, в чём нуждается каждый человек, и ребенок особенно. Поэтому родители помогают малышу с помощью твёрдых и спокойных прикосновений.

Дети не так сильно воспринимают то, что им сказано, как то, как им это было сказано. Именно поэтому, сопереживая, родители говорят спокойным голосом.

Самое главное, за чем стоит следить родители – это собственное состояние. Только когда мама и папа будут эмоционально устойчивы, они смогут помочь своему ребенку и показать правильный пример поведения.

Как воспитать уверенного в своих силах малыша, читайте здесь.

5 советов психологов родителям агрессивных детей

Даже если ребенок ведёт себя идеально – слушает и никого не обижает, родителям всё равно не следует расслабляться. В профилактических целях им также стоит бороться с возможностью детской агрессии. Психологи в таких случаях дают несколько советов.

  1. Школьные конкурсы, музыкальные и художественные кружки – это один из лучших способов профилактики. Когда дети заняты чем-то полезным и находятся в коллективе, у них нет времени и желания оскорблять и обижать сверстников.
  2. Поведение членов семьи – это главный индикатор для ребенка. Поэтому родителям рекомендуют следить за тем, как они сами ведут себя в конфликтных ситуациях.
  3. Если ребенок всё-таки сорвался: подрался, укусил или кого-то толкнул, не стоит его бить и сразу наказывать. Лучше всего сесть и спокойно поговорить. Родители в состоянии понять мотивы и ощущения ребенка после произошедшего. Им стоит спросить малыша, понимает ли он последствия своих поступков, и объяснить ему, как нужно было поступить.
  4. Когда у ребенка не получается совладать со своими эмоциями и он истерит, взрослым стоит об этом ему сказать. Похвала мамы и папы – это хороший стимул задуматься над своим поведением.
  5. Если градус агрессии возрастает, а слова взрослых не воспринимаются, стоит умыть малыша прохладной водой. Это поможет ему переключить фокус внимания и «охладиться».

Детская агрессия – это не простая проблема, которая вредит и родителям, и окружающим, и в первую очередь ребенку. Узнайте, какие 27 советов в воспитании детей дают опытные психологи. Если запастись терпением и приступить к действиям, вы непременно справитесь с плохим поведением своего воспитанника.

Видео: школа доктора Комаровского «Детская агрессия: что делать взрослым?»

–>

В любой, даже самой образцовой, группе детского сада обязательно находится этакий маленький разбойник, который доставляет массу проблем воспитателям и другим малышам. Стычки с другими детьми у такого ребенка случаются практически ежедневно, и родителям карапуза приходится выслушивать массу нареканий со стороны воспитателей, нередко на этой почве случаются конфликты с мамами других детей. Однако ребенок продолжает драться в детском саду даже после проведенной с ним воспитательной беседы. Зачастую причины такого поведения малыша оказываются более серьезными, и имеют глубокую психологическую подоплеку. Как и в медицине, прежде чем найти лекарство от этой напасти, надо разобраться в причине, которая побуждает ребенка драться в детском саду.

Дурной пример

Очень часто, родители, сами того не замечая, подают плохой пример малышу. Если в семье ребенок регулярно сталкивается с агрессивным поведением своих близких, то это даст ему повод начать применять силу и драться в детском саду. Тем более недопустимы физические наказания, ведь невозможно объяснить своему отпрыску, что драться нехорошо, если вы сами ведете себя точно также по отношению к маленькому человечку. Кроме того, ваш ребенок станет копить обиду, и драка в детском саду будет естественным и самым простым способом вымещения накопившейся агрессии.

Не секрет, что на современных детей льется большой поток информации с экрана телевизора и из Интернета. Поэтому родителям следует обращать внимание и на то, какие передачи смотрит их кроха, какими играми увлекается. Возможно, что ребенок дерется в детском саду, лишь потому, что хочет подражать главному герою боевика или компьютерной «стрелялки».

Возможно, ему не хватает внимания

Очень часто причиной того, что ребенок начал драться в детском саду, становится одиночество малыша. Ему просто не хватает внимания, как со стороны детей, так и со стороны взрослых, и, если он затевает драку, то мир «начинает вертеться вокруг него». Вполне вероятно, что родители уделяют недостаточно времени на разговоры и общение с малышом, а оно крайне необходимо ему, особенно в период возрастных кризисов, например кризиса 3 лет у ребенка. Позволяйте ребенку делиться с вами своими переживаниями, выслушивайте его, и не переносите разговоры «на потом», если он хочет чем-то с вами поделиться. Возможно, именно так вы сможете понять, почему ваш ребенок стал драться в детском саду.

Возможно, ему просто тяжело

Если вы заметили, что ребенок дерется в детском саду с самого первого дня, а раньше вы этого за ним не замечали, то возможно он испытывает стресс из-за адаптации к новым и непривычным условиям. Обратите внимание на то, как ведет себя ваш ребенок вне сада, охотно ли он идет туда по утрам и помогите ему справиться со стрессом. Ведь в этот период для него как никогда важна любовь и внимание со стороны родителей. И вполне возможно, что драки в детском саду прекратятся как раз в тот момент, когда ваше чадо окончательно адаптируется.

Возможно, его обижают

Не спешите ругать малыша, если узнаете о том, что он подрался в детском саду. Вполне вероятно, что у него были на то свои, по его мнению, очень веские причины. Даже маленькие дети нередко находят объект для травли и издевательств в коллективе, не исключено, что очередной жертвой таких нападок стал именно ваш ребенок, который просто не нашел другого способа защититься от своих обидчиков, кроме как затеять драку в детском саду. Выслушайте доводы своего крохи и поговорите с воспитателем, если вы видите, что малыш страдает из-за нападок кого-то из детей. Квалифицированный педагог должен найти выход из ситуации или привлечь на помощь специалиста-психолога, который на сегодняшний день работает практически в каждом детском саду.

Ребенок и детский сад — невидимые процессы

Неочевидные причины:

  • Психологический дискомфорт в семье. Например, если в семье кричат, не уделяют маленькому человечку достаточно внимания или даже бьют. В таких случаях любой малыш теряет базовое ощущение защищенности и безопасности, необходимое для гармоничного развития. У него могут случиться даже задержки психосексуального развития, что естественно замечают другие детки, которые идут вперед. А дальше уже на сравнениях начинают дразниться, чем и обижают отстающего.
  • У вашего ребенка особое устройство психики, он существенно отличается от других детей. Например, кожно-зрительный мальчик, нежный и чувственный по своей природе, не может толкаться и кусаться, как другие детки. Часто он может быть подвержен насмешкам или даже стать жертвой. Когда мама владеет системным мышлением, она видит всю ситуацию целиком, а не только с позиции своего чада. И тут уже она готова к конструктивному разговору с воспитателем или даже с заведующей ДОУ.
  • Маленький человечек может обладать повышенной эмоциональностью (зрительный вектор) и часто закатывать истерики, что воспринимается другими «не очень», что также может быть поводом для насмешек или дразнилок.

В каждом векторе есть свои особенности, которые выделяют ребенка в той или иной степени. Понять скрытые таланты своего малыша и помочь ему правильно их развивать помогает тренинг Юрия Бурлана.

Что делать, если ребенка обижают в детском саду?

Мы обсудили очевидные и неочевидные причины того, что малыша обижают в детском саду. Это лишь крохи необходимых знаний. Можно продолжать искать их, перелопатить кучу других книг и статей по психологии. Водить ребенка к специалистам. А ребенка будут продолжать обижать. Или он сам будет задевать других.

Реальная помощь может исходить только от вас, родителей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана в сжатые сроки дает максимум информации, которая навсегда остается с вами. Вы, по сути, становитесь «сам себе психолог» по вопросам воспитания детей.

В подтверждение — тысячи реальных отзывов на портале «Системно-векторная психология». Вот только некоторые из них:

Автор Виктория Винникова, учитель математики Редактор Екатерина Коротких, психолог Корректор Ирина Щербакова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

14 Апр, 2018

Просмотров:

1459

Теги: Дети ответы

Если проблема в воспитателе

  • сохраняйте спокойствие. При малыше не ругайтесь с воспитателями, не обвиняйте их. Это только усугубит ситуацию.
  • общайтесь с ребёнком — заведите привычку рассказывать друг другу о переживаниях за день. Также можно проживать какие-то моменты во время игр, рисования и творчества.
  • поговорите с воспитателем. Если вы уверены, что вашего кроху обижает воспитатель, попробуйте для начала поговорить с ним. Не обвиняйте, не осуждайте, спокойно и уверенно расскажите о том, что вы замечаете и чего опасаетесь. Например, беседу можно начать так: «я беспокоюсь, что мой ребёнок странно ведет себя дома, у него появились страхи и опасения, которых раньше не было. Как вы думаете, что происходит?» Воспитатели тоже люди, со своими проблемами, и вполне вероятно, что вам удастся прийти к соглашению.
  • сходите к психологу. Если у крохи появились страхи, ночные кошмары, явные психосоматические или эмоциональные проявления, рекомендуется посетить детского психолога. Он поможет малышу отработать негативные моменты. Да и для мамы будет подспорьем.
  • дайте крохе понять — вы на его стороне. Детям сложно оценить, правильно ли обращается с ними взрослый. Можно составить сказку или поиграть с малышом в наказания. Используйте игру, чтоб объяснить, как могут наказывать за проступки, а какие наказания неприемлемы, и надо о них рассказывать родителям.
  • пообщайтесь с другими мамами, выясните — есть ли у них схожие проблемы. Объединившись, может быть легче достучаться до администрации или воспитателя.
  • обратитесь к администрации садика. Объясните положение, постарайтесь уладить конфликт. Если ситуация слишком обостряется, подумайте о смене садика, о частных садах, о няне.

Не принижайт значение слов ребёнка, но и не доверяйте слепо. Неговорящие дети и малыши с особыми потребностями могут испытывать дополнительные сложности в адаптации к режиму и воспитателям. Главное — не делайте поспешных выводов и доверяйте своей интуиции.

Почему ребенок дерется в садике?

imageНа поведение мальчика или девочки огромную роль оказывают родители, братья и сестры. Если в семье не все благополучно, а агрессия и постоянные конфликты являются частым явлением, то нет ничего удивительного в том, что малыш принимает это за модель правильного поведения и старается делать так и в садике. Мало того, даже если вы шутите с вашим отпрыском и можете допустить (даже в шутку) агрессию по отношению к нему или к окружающим, то он опять же будет воспринимать это как норму.

Если ребенок часто обижает своих сверстников в садике, понаблюдайте за тем, какие передачи он любит смотреть по телевизору, возможно, здесь виноваты средства массовой информации. Сейчас и в обычных новостях много агрессии, что говорить о киногероях, которые решают свои проблемы с помощью кулаков или пистолета. Сегодня ваш ребенок посмотрел такой фильм, а завтра может пойти и попробовать решить свои проблемы в саду таким способом. Дело в том, что маленький человечек примеряет на себя все образы взрослых и их модели поведения, а то, что показывают по телевизору, для него автоматически становится нормой. Посмотрите эксперимент в коротком видео, про подражание детей и насилие:

Родителям следует знать, что малыш в таком возрасте не может сам определить, что является хорошим, а что является плохим. Именно потому что его психологическая система ещё не сформировалась, ребенок может обидеть своих ровесников в саду. Скорее всего ваше чадо просто не знает как выразить свои гнев, недовольство и обиду. Отсюда драки, таскание за волосы девочек и отбирание игрушек у других детей. В этом случае вам нужно с такой агрессией бороться.

Как понять, что вашего ребенка в садике обижают

Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду или на площадке во дворе, порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?

  • Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.
  • Часто возвращается из сада (или с занятий, из секции, из школы, с прогулки во дворе) в плохом, подавленном настроении.
  • Без очевидной причины плачет.
  • Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много времени в группе.
  • Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.
  • Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад (в школу, на секцию, во двор, в студию и т. д.).
  • Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.
  • Не общается с ровесниками из группы или класса, даже если они живут рядом и гуляют в одном дворе.
  • Если ребенка обижают во дворе (в саду, в секции и т. д.), он чувствует свое одиночество — малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.

О том, что ребенка обижают на площадке или в саду, и срочно пора реагировать, также говорят следующие факты:

  • если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;
  • если у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он говорит, что «потерял»;
  • если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад (тетради, ручки, учебные принадлежности — у школьника);
  • Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»;
  • если малыш внезапно стал «растеряшей», у него все время «теряются» карманные деньги, или он просит давать ему на личные расходы больше обычной суммы (это касается, в основном, младших школьников).

Далее приведены советы профессиональных психологов по поводу того, что следует делать, если ребенка обижают в садике ил на детской площадке.

Ребенка обижают в детском саду? Добавляем уверенности!

Ребенок, которого обижают в садике другие дети, чаще всего сразу отдает им игрушки и просто плачет в ответ на нападки. Многие так привыкают вести себя пассивно, что избегают всякого общения, могут долго расстраиваться, капризничать дома.

Чтобы лучше всего понять, как сын или дочка ведут себя в группе, когда их обижают, разыграйте дома ролевую игру. Пусть малыш будет плюшевым Мишкой, который вышел погулять с новой машинкой, а ты — грозным Пиратом, стремящимся ее отобрать. Предложи, чтобы игрушки вели себя, как детишки на площадке. Нападай в роли Пирата и следи, как реагирует твой Мишка.

Читай также: Ученые назвали еще одну важную причину, почему дошкольнику следует посещать детский сад

Чтобы ребенок мог защитить себя, когда его обижают в садике, в продолжение игры поменяйтесь ролями. Покажи несколько этапов уверенного поведения:

  1. Строго сказать: «Это моя машина, я буду с ней играть».
  2. Озвучить свое недовольство: «Мне не нравится, когда со мной так разговаривают».
  3. Попросить изменить поведение: «Пожалуйста, не толкайся».
  4. Предложить альтернативы: «Давай играть вместе. Ты можешь пока взять другую машину, а потом мы поменяемся».
  5. При необходимости обратиться за помощью к старшим: «Если ты будешь драться, я позову воспитательницу».

Обрати внимание, что трехлетка на первом этапе сможет только строго и уверенно обрывать обидчика. Ему достаточно научиться говорить о том, что ему не нравится, и при необходимости звать на помощь

А вот младший школьник уже может освоить весь алгоритм.

Итак, уверенное поведение состоит из:

  • уверенного взгляда, осанки, голоса;
  • умения озвучить свой дискомфорт и свое желание;
  • навыка предлагать разные варианты решения проблемы;
  • умения просить о помощи.

Этому всему можно и нужно учить ребенка дома, постепенно продвигаясь к его уверенному поведению в саду.

image

Исправлять или пускать на самотёк?

Психологи отмечают, что в возрасте 2-3 лет каждый ребенок уже должен активно общаться с другими детьми. Это своеобразная школа жизни, которая просто необходима для полноценного развития крохи.

imageСуществуют меры, так называемой, профилактики агрессивного поведения детей. Если ваш ребенок ещё никого не обидел в саду или школе, то вы должны знать, что делать, чтобы такого не случилось никогда.
image
image
image
image
image

Помощь и заступление

Ваше дитя непременно должно знать, что за ним стоит «армия», что за него впрягутся, что ему помогут. Потому что нет ничего ужаснее ощутить себя совершенно немощным, беспомощным, что у тебя нет ни папы, ни брата, нет никого того, кто бы хоть как-то мог тебе в этом помочь. И ты с этой бедой, и с этим детским насилием детским, когда тебя избивает агрессивный другой ребенок – остался один на один. И никто тебе не поможет.

Ребенок четко должен понимать, что за него вступятся, потому что те, другие дети очень хорошо считывают КТО привел этого сверстника. Они смотрят: какой папа, а какая мама. Они смотрят на родителей. Поэтому на детей можно произвести собственное впечатление.

Очень часто, особенно в российских детских садах, ты не можешь воздействовать, например, на родителей этого буйного мальчика. И сколько бы ты ни проводил педагогических бесед – все продолжается в том же ключе, в котором и было. Вашего малыша все равно продолжает обижать какой-то противный мальчик.

Воспитателю вообще не до этого — у него зарплата три копейки и 30-40 орущих детей. Он не будет заниматься этим вопросом.

Таким образом, вообще не очень понятно, как решить эту ситуацию.

Наблюдайте за поведением, разговорами, телесными проявлениями

Если ребёнок не говорит, психиосоматические и поведенческие проявления помогут выявить проблемы. Также это относится к детям с особыми потребностями, которые могут испытывать трудности с общением и ответами на вопросы.

Появление пяти и более признаков свидетельствует о неладном:

  • агрессия по отношению к другим детям, младшим и животным
  • самоагрессия
  • регрессивное поведение (малыш ведет себя не сообразно возрасту и реальным умениям. Может брать в рот пустышку, проситься к груди или мочиться в штаны)
  • появление дефектов речи, инфантильная речь
  • грусть, замкнутость или наоборот, чрезмерная активность
  • беспричинные колебания настроения
  • фразы и убеждения, которые ребенок нигде не мог услышать при родителях
  • избегание социальных контактов
  • ночной энурез
  • расстройства аппетита
  • проблемы со сном, ночные кошмары
  • тошнота, боль в животе, головная или другая необъяснимая боль
  • частые ссадины и царапины
  • жестокие игры, использования наказаний для игрушек
  • необъяснимые страхи, которыми прежде ребенок не страдал
  • частые болезни, повышение температуры в садике или утром перед выходом из дома
  • ребёнок сонный, засыпает по дороге в машине
  • усиление интенсивности и длительности аутостимуляций
  • «взрывное», легковозбудимое поведение после посещения сада, которое не проявляется в другие дни
  • нехарактерные раньше проявления (например, игры с калом, поиск различных сенсорных ощущений, и т. д.)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий