№ 2695 Доклад “Развитие речи детей раннего возраста” – Воспитателю.ру – сайт для педагогов ДОУ

Когда ребенок должен начать говорить? И что именно считать началом, после которого можно выдохнуть с облегчением?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Некоторые малыши начинают говорить в год, некоторые молчат до трех. При этом временной отрезок между первым словом и реальной способностью к коммуникации может быть огромным.

Нужно ли развивать речевые способности малыша? Обязательно. Но в этом вопросе, как и в остальных, связанных с развитием ребенка, нужно обязательно придерживаться золотой середины.

В этой статье поговорим о том, как и когда нужно развивать речь ребенка, используя примеры, ситуации и опираясь на мнения специалистов.

Не будем забывать о том, что раннее детство, начиная с 1 года, — это период познания и впитывания информации. И, чем лучше развиты коммуникативные способности, тем больше малыш сможет узнать. Потому что развитая речь дает возможность не только видеть, слышать, чувствовать запах и трогать, но еще и спросить.

image

И это подводит нас к первой истине: начинать развивать речь ребенка никогда не рано.

 Нет, это не значит, что с первых дней нужно нанять толпу учителей и логопедов. Начинать нужно с малого, очевидного и самого простого. 

  1. Говорите с ребенком. Планшет, телевизор, музыка, говорящие игрушки никогда не заменят реальное общение. Только у общения есть эмоциональная составляющая.
  2. Произносите слова четко. Ребенок повторяет слова за вами, не забывайте об этом. Подробнее об этом рассказывает наша предыдущая статья о развитии речи.
  3. Демонстрируйте необходимость речи. Когда вы даете малышу бутылочку, говорите, что это бутылочка. Указывайте на предметы и называйте их, называйте действия.
  4. Читайте книги вслух. Книги — это литературная речь, правильное построение предложений. Таким образом, вы развиваете у малыша подсознательную грамотность речи.
  5. Гордитесь успехом и закрепляйте его. Малыш сказал новое слово, но не совсем верно? Ваша правильная реакция на его, например, «люцька», — «Правильно, ручка!».
  6. Давайте пространство для развития. Не угадывайте мысли, если чувствуете, что малыш может продолжить их сам. Но не требуйте слишком многого.

Не стоит забывать, что многое зависит от биологических часов самого ребенка, его наследственности и предрасположенностей. Существует множество «стандартов» от разных психологов и логопедов. Некоторые утверждают, что малыш в 1 год должен сказать первое слово, другие же — что в год полагается говорить целыми предложениями.

Используйте игру как средство развития речи детей раннего возраста, чем раньше вы начнете, тем лучше и быстрее получите результат.

Ваш главный враг в развитии речи — лень. Главные друзья — систематичность, любовь и изобретательность.

image

Если вас беспокоит, что ребенок не говорит, присмотритесь в первую очередь к себе и своему поведению. Рассмотрим пример.

Мальчик в возрасте 4 лет говорит 5 слов: мама, папа, баба, планшет и дай. В чем же проблема? «Мальчик в возрасте 4 лет говорит 5 слов: мама, папа, баба, планшет и дай. В чем же проблема?» Оказывается, основное занятие ребенка — это планшет. При этом он является единственной потребностью, которая не удовлетворяется без просьбы: еда, вода, игрушки, поход в туалет — обо всем этом просить не нужно.

Решение: больше общения с ребенком, меньше «угадывания» и меньше планшета. Всего через 2 недели начали появляться новые слова в речи.

В этой ситуации мы видим сразу несколько ошибок: недостаток общения и угадывание. Но также видим и положительный момент: развивать речь никогда не поздно. Это не значит, что развитие речевых навыков стоит откладывать, но при этом спохватиться можно всегда.

Очень важный момент, о котором стоит упомянуть: психологи и логопеды утверждают, что современные дети начинают говорить сравнительно позже. И, нет, вовсе не потому что родители плохие, мешают планшеты и телефоны, или сказывается дурное влияние экологии.

Современные дети, на самом деле, умнее. У них больше каналов для познания, за счет чего они слышат как говорят родители, персонажи мультфильмов, люди вокруг. Ребенок осознает, что пока не сможет говорить так же, запоминает слова, но не использует их. И тут нужна определенная стрессовая среда. Нет, не переживайте, мы не предлагаем отнять у детей еду или игнорировать их.

Речь идет о так называемом положительном стрессе в виде общения со сверстниками и другими людьми, кроме родителей.

Общаясь в кругу других детей, преподавателей, ребенок вынужден учиться коммуницировать. Но не потому что должен говорить, а потому что ему интересно, начинается исследование мира.

Мама и папа даже на подсознательном уровне угадывают, что же нужно ребенку. Но сверстники не могут делать того же. И, чтобы выстроить дружбу, ребенок начинает прилагать усилия. Если вы не совсем вовремя начали тренировать речь, расширение круга общения станет одним из самых эффективных инструментов. Особенно, если речь идет о развивающих занятиях для ребенка.

Напоследок стоит упомянуть об одном из факторов торможения развития речи у детей. Звучит удивительно, но часто родители на подсознательном уровне не хотят чтобы ребенок начинал говорить.

Взаимодействие с малышом на первых этапах жизни — действительно довольно непростая задача. И каждый новые этап пугает и кажется новым уровнем проблем. Когда ребенок начинает говорить, он учится формулировать вопросы и требования. И родители переходят от этапа можно/нельзя на этап «можно/нельзя, потому что…»

Поэтому, прежде чем приступать к развитию речи малыша, проработайте в себе этот подсознательный страх. Примите и осознайте, что коммуникация невероятно важна. Воспринимайте развитие речи ребенка не просто как необходимый навык, а как более увлекательный и чудесный этап в ваших с ним взаимоотношениях. В первую очередь мотивируйте себя, тогда проще мотивировать и ребенка.

Старайтесь не откладывать развитие речевых процессов, не стесняйтесь спрашивать совета и не бойтесь открывать новые грани. И, если чувствуете, что хотите большего, приходите в «Теремок». Наши преподаватели с радостью помогут в таком непростом деле, как развитие самого важного навыка — умения общаться и доносить мысли.

Секретное оружие, которое мы используем в обучении чтению — это Творчество А вы когда-нибудь задумывались, что занятия творчеством развивают не только способности творческие? Ведь, когда Ваш малыш занимается любым творческим видом … Читать далее » » » Школа раннего развития: как понять, нужна ли она моему ребенку? Когда сыну было полтора года, врачи подтвердили, что у него врожденная  непереносимость животного белка. Другими словами, он не мог есть … Читать далее » » » Занятия для детей 2-3 лет: главная миссия родителя — не упустить драгоценное время Взгляните на своего малыша в возрасте 2-3 лет. Что вы видите? Нет, не так. Кого вы видите? Сейчас очень важно … Читать далее » » » Развитие речи ребенка в раннем возрасте: почему это важно Когда ребенок должен начать говорить? И что именно считать началом, после которого можно выдохнуть с облегчением? На эти вопросы нет … Читать далее » » » Общее развитие для детей 2-3 лет. Результаты курса Вашему солнышку исполнилось 2 года…  За ним теперь, как говорится, только успевай. Ребенок рано просыпается и сразу же стартует навстречу … Читать далее » » »

Методы речевого развития детей раннего возраста

21 февраля, 2015 admin

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

С детьми 2-го и 3-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах: — наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения; — инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; — рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов); — чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т.д.). Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

Методическое пособие о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста Вы можете скачать на странице«Библиотека».

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста: 1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т.д. 2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т.д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка. 3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т.д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умений. 4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности. О работе по развитию речи малышей при помощи потешек и прибауток можно прочитать в этой статье. 5. Народные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»). 6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Воспитатель вносит игрушки, «поселяет» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашивает детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с воспитателем можно обыграть. 7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение), и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа), оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет. 8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка»). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Петенька, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Этот же метод можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.). 9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Воспитатель вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек можно усложнять, в зависимости от развития речи детей и задач воспитателя. На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т.д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг и т.д.). 10. Волшебный мешочек. Хотя этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию. 11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы. 12. Принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе, педагог просит ребенка принести ту или иную игрушку, приучайте каждого малыша показывать эту игрушку остальным детям и называть ее. Можно усложнить прием, проговаривая шепотом имя ребенка или спрашивая детей, кто сейчас принесет игрушку. 13. Позови. Дети, подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (Танечка, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай». 14. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т.п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору. Предмет необходимо назвать, по возможности описать. 15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.

Не забывайте о взаимодействии с родителями по этому направлению. Кроме мастер-классов, бесед и докладов предлагайте им практические консультации о том, как развить речь маленького ребенка.

Предложенные методы обеспечивают необходимую эффективность речевого развития детей. Поэтому, к трем годам, когда мы начинаем говорить о ребенке как о личности, он уже имеет достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Главное связующее звено между человеком и внешним миром заключается в речевом общении. Умение говорить является самой сложной функцией мозга. Роль речи в развитии ребенка глобальна. Это не врожденная способность, а навык, который активно формируется под влиянием людей, окружающих малыша. Развитие речи в раннем возрасте основано на постоянной практике, которая позволяет раскрыть речевой потенциал крохи. Работать над ней необходимо с первых месяцев жизни младенца и до 5-6 летнего возраста. Умение общаться и правильно выражать свои мысли необходимо для гармоничной социальной адаптации и дальнейшей активной познавательной деятельности.

Содержание

Важные этапы

Потребность крохи в речевом общении проявляется уже в несколько недель от рождения. Малыш начинает реагировать на звуки, и они пробуждают его нервную систему. Поэтому очень важно много и часто разговаривать с новорожденным, по мере его взросления переходить от общения информативного и описательного характера к обучающему. Развитие речи детей раннего возраста проходит в несколько этапов.

1 этап – доречевой

Он охватывает период жизни до 1 года. Малыш общается с родителями с помощью мимики, плача, жестов, затем появляется лепет и гуление. К 7-8 месяцам ребенок научился речевому подражанию – возникает способность повторять за взрослыми некоторые короткие звуки с различной интонацией. Годовалые малыши уже понимают многие фразы окружающих и правильно на них реагируют, растет их пассивный словарь.

2 этап – активный

Речевое развитие детей раннего возраста происходит стремительно. С 1,5 до 3 лет их словарный запас существенно увеличивается: в период от полутора до 2 лет в нем примерно 200 слов, а к 3 годам – 1-2 тысячи. Сначала малыш употребляет лишь слова-корни, которые могут обозначать сразу несколько действий или предметов. Затем учится выражать свои желания с помощью одного слова, в котором заложен смысл полноценного предложения: «есть» – я хочу кушать, «кошка» – по комнате идет кошка и т.д.

К 2,5 годам появляется «телеграфный» говор – ребенок употребляет лишь существительные и глаголы, пытаясь разговаривать со взрослыми. Такой стиль общения помогает освоить грамматику.

В 3 года развивается связной диалог. В разговоре маленьких мальчиков и девочек появляются сложные и распространенные предложения, слова имеют падежные окончания и родовые формы, возникает понятие будущего и прошлого времени.

3 этап – совершенствование

Повышение качества приобретенных навыков и использование их как средства общения. Дошкольники 4-5 лет уже обладают достаточным словарным запасом, позволяющим ясно излагать свои мысли и выражать желания, полноценно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Раннее развитие речи считают одним из самых важных критериев, по которым определяется нервно-психическое состояние малыша. Если кроха не спешит разговаривать, родители обязаны оказать дочке или сыну грамотную помощь.

Как работать над речевыми оборотами

Развитие речи у ребенка раннего возраста происходит постепенно, с резкими рывками вперед. Основным «двигателем» в этом процессе является влияние взрослых людей из ближайшего окружения. Однако не все дети одинаково успешно осваивают разговорные навыки. Как помочь крохе начать говорить?

Устные приемы

Задержка развития речи у детей может быть обоснована скудным речевым окружением. Чтобы ее избежать советуют больше разговаривать с дочерью или сыночком. Следите, чтобы ваш разговор был правильным с грамматической и логической сторон. При общении с маленькими детками не переходите на сюсюканье, всегда говорите литературным языком, а не детским.

Начиная с 3 лет, малыш любит задавать много вопросов обо всем на свете. Отвечайте на каждый из них развернуто, донося до чада как можно больше полезной информации. Это поможет малышу правильно мыслить и не бояться окружающего мира. Не обращайте внимания на первые ошибки, поправляйте кроху, но не критикуйте.

Выучите некоторые скороговорки для развития речи – для детей это отличная тренировка внимательности и памяти. Много читайте, повторяйте разные слова, заучивайте наизусть стихи и песенки.

Игры

Огромное значение в формировании и раскрытии речевого потенциала имеет тренировка мелкой моторики рук. Существуют специально разработанные игры для развития речи ребенка. Работа с предметами небольшого размера (бусинами, шариками, пазлами), шнуровками, лепка из пластилина положительно влияют на психомоторную активность. Разнообразные движения необходимы не только мышцам, но и мозгу – они дают новые ощущения, улучшают способность воспринимать и анализировать информацию.

Методики развития речи детей раннего возраста рекомендуют уделять больше времени ролевым играм, предусматривающих взаимодействие мамы и ее чада. Это благоприятно сказывается на будущих умениях маленького участника выстраивать диалоги и адаптироваться в коллективе. Рассказывайте о каждом этапе игры, любое действие сопровождайте описанием.

Мультфильмы

Сегодня созданы интереснейшие развивающие мультики для детей для развития речи. Повторяя звуки и простейшие слова за персонажами с экрана, кроха пополняет свой пассивный словарь, а со временем научиться использовать их в соответствующих ситуациях, придавая выражениям эмоциональную окраску.

Педагогические методики

О.С. Ушакова написала несколько книг о развитии речи детей, готовящихся к выпуску из детского сада и поступлению в школу. Ее труды помогут родителям разобраться в особенностях формирования личности дошкольников, понять какие средства развития речи детей дошкольного возраста помогут избавиться от речевых недостатков, мешающих успешному обучению. Предложенный материал вызовет интерес к родному языку, поможет увеличить активный словарный запас и научит выстраивать грамотные речевые обороты.

Условия успеха

Что необходимо сделать, чтобы занятия с ребенком для развития речи имели хорошие результаты?

  1. Обеспечьте разнообразие окружающей среды.
  2. Не ограничивайте пространство крохи, разрешите малышу путешествовать по комнатам дома, рассматривать различные предметы, трогать их.
  3. Каждое движение любознательного непоседы должно сопровождаться рассказом мамы или папы о том, что он делает или видит, для чего это предназначено, какой цвет и форму имеет.
  4. Как можно раньше начните читать ребенку сказки, стихи и скороговорки.
  5. Следите за грамотностью произношения.
  6. Растите малыша в спокойной обстановке.

Попробовав разные методы и приемы развития речи детей, родители подберут максимально эффективную и простую программу работы над ее усовершенствованием. Хвалите своего ребенка даже за самые маленькие достижения – уже через пару лет вы сможете вырастить интересного собеседника!

Вам может быть интересно:  Развитие ребенка в 2 месяца       Агрессия у детей: причины и методы преодоления       Почему я не могу забеременеть

Очень важно, чтобы родители понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

–> –> –>

В последние годы специалисты начали отмечать неутешительную для современного общества тенденцию – количество детей, у которых отмечается задержка развития речи, увеличивается с каждым годом. Объясняется такое положение вещей очень просто: чтобы обеспечить своим детям достойный уровень существования родителям приходится практически все свое время посвящать работе, поэтому на воспитание и развитие подрастающего поколения у них не остается ни сил, ни времени.

А ведь речь для ребенка едва ли не самое главное умение, благодаря которому он переходит на качественно новый уровень развития. Естественно, поскольку освоение речи заложено в нас самой природой, рано или поздно любой ребенок начинает говорить (если, конечно, у него нет психо-физических отклонений). Но чем позже это произойдет, тем с большим количеством психологических проблем малыш столкнется в будущем.

Именно поэтому очень важно, чтобы родители все-таки понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

Процесс раннего развития речи

Голосовая активность детей проявляется с самого рождения в виде крика, переходящего в плач, посредством которого ребенок сообщает о том, что он испытывает определенный дискомфорт (голод, холод, жару, боль и т.д.). К третьему месяцу сытый и здоровый малыш проявляет голосовую активность в форме “гуления”, которое является следствием непроизвольно возникающих позиций развивающегося артикуляционного аппарата (мягкого неба, губ, языка, глотки и гортани). С помощью “гуления” младенцы постепенно осваивают интонационную систему языка, подражая интонациям окружающих людей.

Уже к шестому-восьмому месяцу ребенок произносит первые “внятные” звуки (“ма”, “па”, “ба” или “на”) ритмически и многократно повторяя их. В этом же возрасте малыши начинают понимать, о чем говорят взрослые (причем, даже не столько речь, сколько интонации), и реагировать на нее определенными действиями (например, подползать на зов мамы или махать ручкой). Они учатся варьировать свои возгласы и интонации в зависимости от тех чувств, которые его переполняют (радость или недовольство, страх или боль).

Свои первые осмысленные слова ребенок произносит в возрасте 12-14 месяцев. Конечно же, это еще примитивные слова типа “дай”, “ав-ав” или “би-би”, но с их помощью ребенок вполне внятно может объяснить, что он хочет или видит.

Сразу скажем, что такой процесс развития детской речи возможен только при одном условии – взрослые будут не просто кормить, мыть и переодевать ребенка, но и много разговаривать с ним, предоставляя малышу “материал” для подражания. Если к первому году жизни гуление не перейдет в лепет, а затем в слова, родителям стоит проявить беспокойство.

Что делать, если ребенок, по мнению родителей, немного отстает в речевом развитии? Многие родители уверены, что в таком случае необходимо обратиться за помощью к психологу и записать малыша в какой-нибудь развивающий центр. Но чаще всего вполне достаточно уделять ребенку немного больше внимания и заботы. Следуя нашим простейшим рекомендациям, вы не только поможете ребенку стать гармонично развитой личностью, но и сами весело проведете время.

Знакомьте ребенка с окружающим миром

Стимулировать речевую активность и познавательную потребность ребенка необходимо с самого первого дня рождения. Поэтому не нужно пеленать малыша. Пусть его ручки всегда будут свободными, чтобы он мог их изучать и наблюдать за тем, как они двигаются. Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг. Ведь разговор – это диалог, позволяющий сформировать первые речевые навыки ребенка, даже если они пока проявляются в виде детского лепета, улыбок и жестов.

Всегда разговаривайте с малышом спокойно и ласково, чаще улыбайтесь и старайтесь заинтересовать его своей речью. Поскольку на первых порах для него важны не столько слова, сколько мимика, жесты и интонация, не стесняйтесь проявлять свои эмоции и вести себя немного по-детски. Стремление подражать вам будет способствовать развитию подвижности его губ и языка. Комментируйте каждое свое действие: “Ты проголодался, сейчас мы будем кушать”, “Ты уписался, сейчас мы поменяем подгузник” и т.д.

Предлагайте ребенку разнообразные предметы для изучения: давайте ему в ручки погремушки, мягкие игрушки, ткань разной фактуры и т.д. Описывайте те тактильные ощущения, которые малыш испытывает при соприкосновении с предметом. Описывайте также части тела ребенка, к которым вы прикасаетесь. Например, какие красивые пальчики, замечательные ноготочки, ровные ножки и т.д.

Помните, первичные знания об окружающем мире малыш получает в процессе наблюдения и общения с вами. Постарайтесь не оставлять его надолго в одиночестве, и ни в коем случае не становитесь молчаливой мамой.

Важно! Специалисты рекомендуют разговаривать с детьми “взрослым” языком (то есть, без “сюсюканья” и детского лепета). В противном случае, ваш малыш еще долго не сможет научиться говорить, например, вместо “бибика” машина или правильно выговаривать слова.

Развивайте мелкую моторику рук

Ученые доказали, что речевая зона в коре головного мозга находится в непосредственной близости с проекцией кисти руки. Этот факт позволяет рассматривать руки ребенка как “орган речи”, практически равноценный артикуляционному аппарату. Именно поэтому специалистами в свое время было выдвинуто предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие речевой функции малыша. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат и общаться с ним, но и развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики полезно еще и тем, что в процессе разработки детских пальчиков у малыша развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память. Кроме того, развитые пальцы помогут малышу впоследствии быстро освоить самостоятельное одевание, прием пищи и другие бытовые и учебные действия.

Наилучшими методами развития мелкой моторики принято считать:

  • массаж рук, а также пальчиковую гимнастику и игры типа “ладушки”, “коза-рогатая” и “сорока-белобока”;
  • фасолевые ванны (ребенок достает мелкие игрушки из миски с фасолью);
  • лепка из самых разных материалов (пластилин, глина, соленое и обычное тесто);
  • мозаика;
  • игры с крупами (например, пересыпать пальчиками фасоль, горох или гречку);
  • игры-шнуровки;
  • игры с бусинами и пуговицами (можно нанизывать бусинки на нитку или выкладывать из пуговиц панно);
  • пазлы;
  • катание по столу ладошкой шариков, ручек, карандашей и т.д.

Читайте вслух сказки

Наполнять жизнь ребенка сказочными героями можно с первых же месяцев его рождения. Во-первых, таким образом ваш малыш сможет познакомиться со словами, которые в обычной жизни вы не используете, а во-вторых, это прекрасная возможность пережить общие эмоции и укрепить внутреннюю взаимосвязь между ребенком и родителями. Кстати, помимо речевого развития, чтение книг в самом раннем возрасте приносит еще одну небольшую, но очень приятную пользу – под чтение малыши засыпают намного быстрее и спят гораздо спокойнее.

Желательно выбирать книги для прочтения основываясь не только на возрастных особенностях ребенка, но и на ваших предпочтениях. Другими словами, из книг, рекомендованных возрастной категории вашего малыша, отдавайте предпочтение тем сказкам, которые нравятся лично вам. Маленький слушатель обязательно почувствует вашу заинтересованность и поймет, что чтение книг может доставлять огромное удовольствие.

Постарайтесь как можно чаще привлекать внимание ребенка к содержанию сказки, например, с помощью изменения интонации. Этим вы не только “оживите” сказочных героев, но и поможете малышу развить свою фантазию и воображение. Желательно также вовлекать ребенка в обсуждение только что прочитанной сказки и сравнение сказочных героев с реальными прототипами (например, после прочтение сказки “Волк и семеро козлят” можно показать малышу картинки с настоящими козой и волком, и предложить ему найти отличия).

Вместо заключения

Как вы уже убедились, развитие речевой активности ребенка не потребует от вас больших материальных затрат и какой-то сверхестественной заботы и внимания. Всего лишь немного терпения, хорошего настроения, творческого подхода и совсем скоро по вашему дому будет бегать разговорчивый, активный, внимательный, развитый и позитивно настроенный карапуз.

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом  напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 – 3 месяца:  у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный  этап развития речи детей раннего возраста.

4 – 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 – 9 месяцев  –  лепет, он повторяет  одинаковые  слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 – 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам  в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3  слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:

Не слушайте советов  от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.   

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца  не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»  

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года  ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не  показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую  инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой – маленький», не общается с детьми.

К 3 годам  не может назвать свое имя и фамилию,  рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам. 

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные  и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного  развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период  внутриутробного развития ребенка.   Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала  только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют  развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это  что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.  

Важно знать:

Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!

Автор-составитель: Михнович О.Ф учитель-логопед

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий