Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: зачем и как играть

43kimage

СодержаниеСвернуть
  • 1 Значение игры для дошкольника
  • 2 Играем в жизнь
  • 3 Виды сюжетно-ролевых игр
  • 4 Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
  • 5 Во что интересно играть детям 5-6 лет
    • 5.1 Смотрите видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду

Значение игры для дошкольника

image
В игре ребёнок отрабатывает навыки общения

Дошкольный период — важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.

«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».

Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать малышу себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.

Играем в жизнь

Без сюжета нет игры

Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети. Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.

«А знаете ли вы, что со временем сюжеты игр изменяются? Их содержание зависит от исторического периода, состояния экономики страны, природных и географических особенностей местности, культурных традиций. Есть и сюжеты игр без времени, например, в «Больницу», «Семью», «Школу».

Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его позиция. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. В основе роли — правила поведения, который кроха заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения взрослых. Уже в три года малышу хочется действовать не только самостоятельно, но и как взрослому.

Одна из особенностей сюжетно-ролевых игр — их социальная направленность

Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:

  1. Определённые правила и их соблюдение детьми.
  2. Социальная направленность игр.
  3. Богатая эмоциональная палитра.
  4. Развитие интеллекта.
  5. Активное развитие творчества.
  6. Речевое развитие.

Играя в сюжетно-ролевые игры, малыш развивается интенсивно и разносторонне.

Виды сюжетно-ролевых игр

  • Бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Праздник», «День рожденья».
  • Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другие.
  • Героико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос» и т. д.
  • Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм
  • Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей, особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития, процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые показывают им взрослые.

«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я — доктор, я — шофёр, я — мама. Выбранная роль направляет игру ребёнка: теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д. Дети используют для игры и символические предметы, и воображаемые, и реальные».

На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры элементы сюжетов из своего опыта или детский произведений (сказок, мультфильмов).

Для ребёнка среднего дошкольного возраста выбор роли становится важным: малыш хочет выполнять ту роль, которая ему нравится.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:

  • наличие отдельных игровых действий игрового характера
  • фактическое осуществление роли без названия её
  • сюжет представляет собой цепочку из двух действий
  • участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.
Игра в «Повара» будет интересна ребёнку 3-4 лет

Приведём несколько примеров игр, которые интересны будут ребёнку 3-4 лет:

  1. «Идём на прогулку».

Цель: обучение ребёнка подбору одежды по сезону, изучение названий предметов одежды, их элементов.

Содержание игры: ребёнок готовит куклу к прогулке, подбирая ей нужную одежду, заботливо одевая куклу в правильно последовательности, называя одежду.

  1. «В магазин за покупками».

Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.

Содержание игры: нужно распределить роли, кто — продавец, кто покупатель, и вести игру в соответствии с ролями. Покупатели посещают магазин, выбирают покупки, продавец вежливо обслуживает их.

  1. «У доктора».

Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.

Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки — в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение.

  1. «День рождения у куклы».

Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола для праздничного обеда, закрепление знаний о столовых предметах приборах, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.

Содержание игры: нужно сообщить ребёнку, что у куклы Марины сегодня день рождения. Ребёнок берёт игрушки и оправляется в гости к кукле, поздравляет её, а затем кукла приглашает всех к столу угоститься праздничным тортом и чаем. Ребёнок должен помочь кукле накрыть стол.

  1. «Строительство дома».

Цель: ознакомление ребёнка со строительными профессиями, инструментами и техникой, которые облегчают труд строителей, обучение сооружению постройки простой конструкции, расширение знаний о профессии строителя, совершенствовать словарный запас путём ввода понятий «здание», «строитель», «строительный материал».

Содержание игры: предложите ребёнку построить просторный светлый дом из кубиков или других материалов, в котором бы поселились игрушки. Попутно знакомьте малыша со строительными профессиями, показывая тематические изображения и предлагая поиграть в ту или иную профессию: каменщика, маляра, плотника, крановщика, водителя грузовика и т. д.

Во что интересно играть детям 5-6 лет

Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий

Ребёнку 5-6 лет уже интересна не сама игра, а взаимоотношения между персонажами. Именно поэтому дети не любят брать на себя роли, которые им неприятны или непонятны. В этом возрасте дети взаимодействуют с помощью речи, а игры становятся очень эмоциональными. В играх большое значение имеют диалоги – именно с помощью них и устанавливается взаимодействие между участниками игры.

Игры средних и старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдуманно подбирают сюжет игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 5-6 лет характеризуется:

  • распределением ролей до начала игры
  • переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей
  • цельным логическим сюжетом

Какие игры могут заинтересовать ребёнка 5-6 лет?

  • «В библиотеке»
  • «Космонавты»
  • «Оказание медицинской помощи»
  • «Семья»
  • «Цирк» («Фокусники», «Артисты»)
  • «В кафе»
  • «Кругосветное путешествие»
  • «На дорогах города»
  • «Олимпиада»
  • «В мастерской»
  • «На станции технического обслуживания автомобилей»
  • «Аптека»
  • «Почта»
  • «В самолёте»
  • «Школа»
  • «На выставке» и многие другие.

Смотрите видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду

http://www.youtube.com/watch?v=Z61kV-OCfEQ

Помните, что сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников — очень важный вид деятельности. В такой игре у ребёнка развиваются умственные, творческие и коммуникативные способности. Поощряйте детей играть и придумывать новые сюжеты, помогайте им.

Сюжетно-ролевые игры по возрастамВ В В  Купить игрушки для сюжетно-ролевых игр>>В В В В Воспитание ребенка – сложный и длительный процесс, который можно сравнить со Embrace, SisterBeBe (автокресло, тиффани, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. Embrace, SisterBeBe (автокресло, фиолетовый, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. САРМАТ Амага робот, Ларт (электронный конструктор, на основе контроллера Arduino)4 200 руб. 4 650 руб. Интерактивный стол, Kiddieland (развивающая игрушка)3 340 руб. 3 700 руб. Bombus, Labeille (комплект в кроватку, 6 предметов, 5973)2 950 руб. 3 270 руб. Домик для кукол Замок Принцессы, Нордпласт (игровой набор, 1 этаж)2 770 руб. 3 080 руб. Архитектор, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 240 руб. 2 490 руб. Конфетти, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей в круглую кроватку, голубой, 414-12/1)2 100 руб. 2 340 руб. Кантри, Сонный гномик (бортик для детской кроватки, бежевый, 117-11/4)2 080 руб. 2 320 руб. Круизер, МагМастер (магнитный конструктор, 32 детали)2 060 руб. 2 290 руб. Зоопарк, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 010 руб. 2 240 руб. Кукла Еви, Домик на дереве, Simba (игровой набор)1 890 руб. 2 110 руб. Дом Коллекция, Огонек (игровой набор)1 860 руб. 2 080 руб. Пупсик, 20 см, Asi (кукла, арт 2110005)1 750 руб. 1 960 руб. Оленята, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей для детской кроватки, бежевый, 427-10/4)1 730 руб. 1 930 руб. Мишка Рони, Maxitoys (мягкая игрушка, 70 см, MT-TS031210-70 S)1 700 руб. 1 900 руб. Машины с мотором, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS)1 700 руб. 1 900 руб. Мега вызов, Piatnik (настольная игра)1 670 руб. 1 870 руб. 10 Smart Numbers, Marbotic (пособие для изучения цифр, SN15)1 500 руб. 1 690 руб. Внедорожники, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS)1 360 руб. 1 530 руб.‹› ГлавнаяБлог

Воспитателю современного детсада не позавидуешь. Дети все чаще зависимы от интернета и компьютерных игр, путают реальность с вымыслом. Все меньше знают старых-добрых сказок. 

Да, темп жизни взрослых сказывается на воспитании не лучшим образом. Но сейчас не об этом. Важно, выйдем ли мы из этой ситуации — сумеем ли привить нашим детям человеческие качества, научим ли различать настоящую жизнь от иллюзий. Agile как путь трансформации компании: Волшебники Отдела продаж «Умнички»

«Умничка» научила правильно общаться и эффективным продажам Компания отметила 7-й День рождения Итоги конкурса «Мир идей и развития»

Примерно с трех-четырех лет дошкольник начинает осваивать сюжетно-ролевую игру. Эта игровая деятельность считается наиболее сложной. Примеряя на себя определенную роль, ребенок пробует на практике применить знания об окружающем мире, учится вести себя по правилам социума. Сюжетно-ролевая игра вырабатывает в нем не только поведенческие навыки, она является мощнейшим стимулом его всестороннего развития.

Содержание:

Особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Ролевая игра эволюционирует по мере взросления ребенка. Малыши трех-четырех лет выполняют короткую последовательность действий под контролем взрослых (кормят куклу и укладывают ее спать, меряют температуру, ставят укол и выписывают рецепт, прочее), а уже через год учатся сами моделировать ситуации, на ходу выдумывать хитросплетенные сюжеты, с удовольствием играют вместе и меняются ролями.

Темой сюжетно-ролевой игры может быть все, что угодно: отношения между детьми и родителями, определенная профессия, жизненная ситуация или сюжет из сказки, мультика, фильма (младшие детки такие сюжеты только воспроизводят, а ближе к школе уже могут обыграть его самым неожиданным образом). Тем не менее, эта деятельность имеет некоторые общие черты:

  1. Самодеятельность по правилам. Детская сюжетно-ролевая игра позволяет ее участникам самореализоваться, но в то же время держит их в рамках определенных правил. Чаще всего, эти правила из мира взрослых, с их помощью ребенок знакомится с нормами морали, законами общества, правилами поведения, обязанностями членов социума. Игра воспитывает в ребенке ответственность.
  2. Обучение играючи. Воспользовавшись сюжетно-ролевой игрой как инструментом воспитания и обучения, родители могут в ненавязчивой форме скорректировать поведение ребенка, дать ему новые знания и умения. Ребенка в возрасте четырех-шести лет очень трудно заставить сделать что-либо, а вот побудить в игровой форме очень легко. Этим необходимо пользоваться и родителям, и педагогам в дошкольных учреждениях.
  3. Эмпатия и другие чувства. Играя, ребенок в действительности испытывает чувства и переживает эмоции. Он учится любить, сострадать и сопереживать, с полной серьезностью ругает провинившегося кукольного ребенка и хвалит проявившего героизм «спасателя».
  4. Расширение круга интересов. Ввиду разнообразия сюжетов данной игровой деятельности дошкольник имеет возможность принять участие в самых разных жизненных событиях. Стремление украсить игру правдоподобными деталями побуждает его познавательный интерес. Полученные от взрослых или из других источников знания он анализирует и закрепляет многократным повторениями игровых действий.
  5. Обогащение словарного запаса. Речь ребенка, который играет в сюжетно-ролевые игры, развивается стремительно. Малыш учит новые слова и обороты, строит с ними диалоги. Теперь он может озвучивать свои действия, полноценно выражать чувства и эмоции.

Виды сюжетно-ролевых игр с примерами

1. Игры на бытовой сюжет

Пример: «Дочки-матери»

Цель игры: всестороннее развитие ребенка, обучение взаимодействию в кругу семьи. Игровой инвентарь: куклы, кукольная одежда, мебель, предметы-заменители. Роли: мама, папа, ребенок (один или несколько), другие члены семьи, домашние животные. Что должен знать и уметь ребенок: знать названия членов семьи, кем работают его родители, бабушки и дедушки, какие у них домашние обязанности. Ход игры: С помощью кукольной мебели, игрушечной бытовой техники взрослые вместе с ребенком обустраивают «квартиру». Ребенок выбирает для себя роль. Обычно, девочки любят быть «мамами», они кормят, купают кукол – «детей», ходят с ними на прогулку, укладывают их спать. Сюжет может расшириться и включить в себя выполнение «мамой» домашних обязанностей – уборки, стирки, приготовление еды. Мальчики-«папы» ходят на работу, выгуливают домашних животных. Они также участвуют в уборке и уходе за «детьми». Другие игры данного вида: «Дочки-матери», «Семейный праздник», «Чаепитие», «В гостях у бабушки», «На прогулке», «С родителями в зоопарке», прочее.

Пример: «Кукла заболела»

Цель игры: научить ребенка, как ухаживать за больным, воспитать в нем сочувствие, уважение к слабому. Игровой инвентарь: кукла, кукольная кровать с постелью, посудка, набор доктора, предметы-заменители. Роли: мама, папа, доктор. Что должен знать и уметь ребенок: знать, что делать и к кому обращаться в случае болезни, расстилать и заправлять постель, манипулировать с игрушечными инструментами врача, посудкой и «лекарствами». Ход игры: Кукла-«ребенок» заболела. «Мама» укладывает ее в постель, меряет температуру, вызывает врача. «Врач» приходит на вызов, осматривает пациента, выписывает лекарства. «Мама» и «папа» выполняют рекомендации врача: дают «дочке» лекарства, поят чаем, читают ей книжки, развлекают. В процессе игры «родители» должны интересоваться самочувствием «ребенка». Другие игры данного вида: «Дочки-матери», «Семейный праздник», «Чаепитие», «В гостях у бабушки», «На прогулке», «С родителями в зоопарке», прочее.

2. Игры на профессиональный сюжет

Пример: «Шоферы»

Цель игры: ознакомление с профессией шофера, обучение правилам дорожного движения и взаимодействию между детьми в процессе игры. Игровой инвентарь: игрушечный руль, различные машины, игрушечные дорожные знаки, жезл и свисток регулировщика. Роли: шоферы, регулировщик, пешеходы. Что должен знать и уметь ребенок: названия и предназначение различных видов транспорта, элементарные правила дорожного движения. Ход игры: Дети распределяют роли водителей различных видов транспорта. Они рассказывают, что и куда везут. За организованностью движения следит «регулировщик». Он дает шоферам знак, чтобы они пропустили «пешеходов». В эту игру можно играть на улице, сделав мелом на асфальте дорожную разметку.

Пример: «Детский садик»

Цель игры: улучшить знания ребенка о профессиях воспитателя и няни, научить его быть заботливым, последовательным, развить коммуникативные способности и умение общаться в коллективе. Игровой инвентарь: куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, детские книжки, предметы-заменители. Роли: воспитатель, няня, дети, музыкальный руководитель, медсестра, прочее. Что должен знать и уметь ребенок: знать распорядок дня в детском саду, основные функции его работников, названия предметов одежды, посуды, правила этикета при общении со взрослыми и за столом, прочее. Ход игры: Куклы приходят в детский сад. «Воспитатель» проводит с ними зарядку. «Няня» накрывает стол и подает завтрак. Перед завтраком дети моют руки. Покушав, они принимаются за занятия. «Воспитатель» читает им книги. Потом настает время прогулки. «Няня» подает обед. После него детей необходимо уложить спать. После тихого часа на музыкальном занятии «руководитель» учит с детьми новую песенку, хвалит их за успехи. Прежде чем их заберут домой. Малышей может осмотреть «медсестра». Данная игра предусматривает огромное количество сюжетов и действий. Другие игры данного вида: «На приеме у врача», «Магазин», «Салон красоты», «Автомастерская», «Стройка», «Полицейские и бандиты», прочее.

3. Игры на сказочный (анимационный, кинематографический) сюжет

Пример: «Золушка»

Цель игры: развитие памяти, фантазии и речи у ребенка, умения пересказывать и воспроизводить сюжет. Игровой инвентарь: фартук, веник, посуда, туфельки, предметы-заменители. Роли: Золушка, принц, мачеха, злые сестры, фея, кучер, лакеи, король. Что должен знать и уметь ребенок: знать сюжет сказки «Золушка». Ход игры: Дети распределяют между собой роли персонажей из сказки. Они стараются выстраивать диалоги близко к тексту, действовать «по сценарию». В старшем дошкольном возрасте можно предложить им игру-фантазию по мотивам «Золушки». Другие игры данного вида: «Репка», «Теремок», «Свинка Пеппа», «Курочка Ряба», прочее.

Пример: «Фиксики»

Цель игры: развить фантазию ребенка, научить его правилам безопасности при обращении с электроприборами, сформировать представление о предназначении тех или иных рабочих инструментов. Игровой инвентарь: игрушечный набор инструментов, предметы-заменители. Роли: ребенок, Симка, Нолик, другие фиксики. Что должен знать и уметь ребенок: знать названия бытовых приборов, рабочих инструментов. Ход игры: У ребенка ломается телевизор, компьютер или любой другой электроприбор, он пытается починить его сам. Появляются фиксики и предупреждают, что делать это без взрослых нельзя. Рассказывают, что может произойти, если малыш не послушается. Они достают инструменты, рассказывают, для чего они нужны и «чинят» прибор. Радуются успеху вместе с ребенком их фирменным кличем «Тыдыщ!». Другие игры данного вида: «Репка», «Теремок», «Свинка Пеппа», «Курочка Ряба», прочее.

4. Игры на исторический сюжет

Подобный вид сюжетно-ролевых игр предназначается для детей старшего дошкольного возраста. Сюжет, обычно, предлагает взрослый. Он же разъясняет детям функции их персонажей, а также подсказывает, каким образом можно повернуть ход событий.

Пример: «Мушкетеры»

Цель игры: ознакомление с историей Франции, развитие фантазии ребенка, умения взаимодействовать в коллективе. Игровой инвентарь: мечи, шпаги, предметы-заменители. Роли: мушкетеры, король, королева, кардинал, гвардейцы. Что должен знать и уметь ребенок: быть ознакомленным с сюжетом романа А. Дюма «Три мушкетера», иметь представление, кем были мушкетеры. Ход игры: «Король» и «королева» дают смелым и отважным «мушкетерам» сложные задания. Выполнить их героям мешают «кардинал» и его гвардейцы.

Пример: «Пираты»

Цель игры: ознакомление с историей Латинской Америки, развитие фантазии и творческих способностей ребенка. Игровой инвентарь: мечи, шпаги, игрушечные деньги и драгоценности, предметы-заменители. Роли: пираты. Что должен знать и уметь ребенок: иметь представление о том, кто такие пираты, уметь ориентироваться на местности, быть заинтересованным в результате предлагаемого ему задания. Ход игры: Играть в эту игру можно дома и на улице. «Пираты» плывут на своем «корабле» к «острову», на котором зарыт клад. У них есть карта, по которой они могут отыскать сокровища. На острове их поджидает большое количество приключений и испытаний. В конце концов, им удается откопать заветный сундук. В качестве «сокровищ» могут выступать как игрушечные деньги и украшения, так м настоящие сладости, которыми участники игры в последующем могут полакомиться. Другие игры данного вида: «Войнушки», «Богатыри», «Рыцарский турнир», прочее.

Заключение Если родители чувствуют, что ребенок способен к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, они могут свести к минимуму собственное участие в процессе. Выступая в качестве наблюдателя, они могут лишь изредка вносить незначительные коррективы в игровые действия, не мешая саморазвитию дошкольника. Вам также будут интересны статьи: Цикл статей: Развивающие игры от 4 до 6 лет

class=”post_text_area” itemprop=”articleBody”> –><!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

В каждом периоде жизни ребенок постоянно познает окружающий его мир. От рождения до 2–3 лет малыш питает информацию в кругу семьи. Но взрослея, он начинает расширяться,  и его мир складываются не только из дома и родных, но из взаимоотношений других людей, а также игр.

Последние бывают разными: дидактические, ролевые, подвижные. Но именно через такие процессы крохе проще познать это мир. В этой статье мы остановимся на том, что такое ролевые игры для детей, и их влияние на развитие ребенка.

Мнение психологов

Детские сюжетно-ролевые игры представляют собой последнюю ступень в развитии такой деятельности у малышей – это утверждает психология становления личности. В возрасте до 6 лет именно они выступают главным элементом их деятельности.

В процессе взросления крохи, развиваются и усовершенствуются и его игры. Так, от простых и примитивных сюжетов они очень быстро переходят к таким, которые охватывают практически всю деятельность человека.

Психологи утверждают, что именно ролевые игры занимают важную роль в психологическом развитии каждого ребенка, поэтому игнорировать их не стоит. К другим позитивным сторонам можно отнести и такие качества:

  • развитие произвольного внимания;
  • правильное формирование памяти;
  • умение контролировать свои поведенческие навыки;
  • следить за своей импульсивностью и эмоциями;
  • становление характера.

Если детские сюжетно-ролевые игры проходят со сверстниками, то дополнительно развиваются:

  • основы общения;
  • умение договариваться;
  • действовать в коллективе;

В процессе игры малыш выполняет разные роли, которые могут охватывать различные стороны жизнедеятельности человека, и при этом идет активное развитие мыслительной деятельности.

Малыш вживается в какой-то образ во время таких игровых процессов, через свои действия воспроизводит впечатления, обдумывает и переосмысливает свои роли. Несмотря на то, что все воображаемое, дети чувствуют вполне искрение эмоции, переживания, что обогащает их внутренний мир.

image

Детские игры ролевого плана становятся актуальными для детей с двухлетнего возраста. При этом малыш начинает активно копировать поведение взрослых, которые окружают его, пытается пользоваться предметами по их прямому назначению или же по своим вымышленным правилам.

Особенности проведения ролевых игр в зависимости от возраста малыша

Уже упоминалось, что по мере взросления малыша, происходят изменения в его сюжетно-ролевых играх. Дети по мере взросления приобретают опыт и пытаются его воплотить в этом процессе.

Для родителей важно знать и понимать, в каком возрасте малышу будет интересно то или иное занятие, только в таком случае интересно будет и вам и вашему крохе проводить вместе время.

  • Детские ролевые игровые процессы для крох. В возрасте от 2 до 3 лет малыш полностью зависит от своих родителей и черпает всю информацию только от их поведения. Поэтому в этот период очень важно для мам и пап, бабушек и дедушек поддерживать их чадо в его начинаниях.

В этом возрасте сюжетно-игровые ситуации могут быть разными, начиная от моделирования жизненных ситуаций (поход в магазин, поликлинику, выставку) до воплощения сказочных ситуаций.

Если в этот момент оставить малыша без внимания и участия родителей, то времяпрепровождение будет бессмысленным и неинтересным для крохи.

Попробуйте смоделировать с ребенком сюжетно-ролевую игру похода в магазин. При этом вовлекайте кроху во все процессы: подготовка, выбор товаров, покупка и продажа, расстановка ценников. При этом не обязательно использовать настоящие деньги. Психологи говорят, что именно превращение предметов в нечто другое, прекрасно развивают фантазию крох.

  • Возраст младших групп детского сада (3–4 года). В это период детские сюжетно-ролевые игры становятся особенно популярными у повзрослевших малышей. С помощью их малыш легче находит общий язык со сверстниками, более легко адаптируется в новых обстановках.

При этом ребенок примеряет новые образы, фантазирует и придумывает нечто новое и интересное для него. В этом возрасте малышам интересно играть в «больницу», «семью».

Они уже способны самостоятельно распределить роли. Проследив за поведением малышей во время игры, можно безошибочно определить лидерские качества у детей или их отсутствие и вовремя скорректировать процессы воспитания.

image

  • Дошкольный возраст (5–6 лет). Здесь детские сюжетно-ролевые игры становятся более детализированными, развернутыми и именно дети вносят свои предложения для их развития. В этом возрасте у детей уже достаточно умений и навыков, чтобы воплотить в жизнь сюжет из любимой сказки.

В этот возрастной период дети начинают произносить более сложные диалоги. При этом родители, наблюдая или принимая участие в сюжетно-ролевой игре, продолжают внимательно следить за своим чадом.

В процессе ребенок показывает свое виденье окружающего мира, и внимательный родитель всегда скорректирует его поведение.

Мамы и Папы должны помнить, что для них ролевая игра их малыша – это своеобразный процесс воспитания. Поэтому игнорировать свое, пусть даже косвенное участие в этом процессе не стоит.

Почему некоторым родителям не интересно играть с детьми

Любой малыш с удовольствием участвует в сюжетно-ролевых играх. Но иногда для некоторых родителей, да и для их детей, такой процесс становится неинтересным, скучным, малопознавательным. Почему так происходит? Основными причинами принято считать:

  • не хватает фантазии, чтобы придумать что-то новое, а старые игры уже не интересны ни вам, ни крохе;
  • недостаточно информативной базы, когда родитель не понимает, как можно воплотить интересы малыша в реальность;
  • просто неинтересно, например, убивать время на «войнушки» или «кухню»;
  • заинтересовать малыша новыми играми, которые вы нашли в интернете, не получается;
  • постоянная зацикленность родителя на развитии малыша и применение только развивающих процессов.

Никогда не относитесь к сюжетно-ролевой игре слишком серьезно и не отказывайте крохе в его просьбе провести время с ним. Запомните, что любые бытовые дела могут подождать, а для того, чтобы интерес вашего малыша не угас, его необходимо поддержать.

image

Детские игры – это очень важная стадия развития вашего малыша, а для взрослого — прекрасная возможность вовремя заметить неправильно формировавшиеся поведенческие факторы, и скорректировать поведение своей крохи. Поэтому отложите все свои дела, уделите ребенку время и просто поиграйте с ним.

imageПонравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Рекомендуем image Примеры простых и легких фокусов для детей в домашних условиях image Рецепты мыльных пузырей в домашних условиях image Чем можно увлечь ребенка в 3 года дома image Обзор популярных развивающих настольных игр для детей

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий