Развивающая игра с палочками Кюизенера

Материал из Летний лагеря Перейти к: навигация, поиск image

«Чижик»

Для игры требуется «чижик» — круглая палочка длиной 10 – 15 см и диаметром 2—3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта — дощечка длиной 60—80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке. На площадке чертят квадрат 0,5—1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один […]

Выбирают водящего. Он, закрыв глаза, стоит у палочки-выручалочки и громко считает до двадцати. В это время остальные разбегаются и прячутся. Окончив счет, водящий открывает глаза, стучит палочкой о какой-нибудь предмет (пень, камень, дерево) или просто о землю и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Затем он идет искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он громко произносит: «Палочка-выручалочка […]

Играют от 3 до 10 человек. Выбирается ровная площадка не менее 20X10 м. Для игры нужна палка (бита) длиной 1 м и 5 банок (консервных или из-под краски). В 5—7 м от края площадки чертят круг диаметром около 1 м, в центре которого ставят друг на друга столбиком 5 банок. Каждый по очереди берет палку и […]

Для игры нужны «бабки» (небольшие чурки) —по 10 штук на команду играющих — и один биток — самая крупная и тяжелая «бабка». Играющие делятся на две команды по 3—4 человека в каждой и выстраиваются на одной линии. В 3 м от этой линии чертят другую линию кона, за которой в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры […]

На площадке чертят круг диаметром 0,5 м. В его центр вертикально ставится городок. В 6 м от круга проводят линию, за которой каждый из играющих выкапывает для себя небольшую ямку. Все игроки с палками-битами длиной около 1 м находятся за этой линией. Водящий, тоже с палкой, стоит в нескольких метрах от круга. Первый игрок бросает от […]

Для игры нужны палки, в зависимости от количества играющих, с заостренными концами, заменяющие «копья», длиной 0,5— 1 м. На земле чертят линию, в 10 м от нее — кружок диаметром с тарелку среднего размера. Первый по очереди игрок бросает «копье», стараясь попасть в кружок. За ним по очереди бросают «копья» остальные игроки. Попавший в цель […]

Категория:

Описание

Счетные палочки

Простая многофункциональная развивающая игрушка – счетные палочки – при правильном использовании может принести больше пользы ребенку, чем дорогие развивающие центры.

Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно! Их цели гораздо масштабней.

Обучение начальной математике и знакомство с цветами и оттенками – прямое назначение этого набора. Но сколько задач решается дополнительно!

Разнообразные игры со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления, отлично развивают мелкую моторику.

Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.

В нашем наборе 5 основных цветов и 25 оттенков – для тренировки цветового восприятия и цветовой дифференциации.

И, наконец, обучение математике: счет, начала геометрии, сравнение величин, простейшая арифметика.

  • Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к играм с палочками. Начинаем с игр с палочками, постепенно переходя к обучающим занятиям. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными.
  • Присваиваем нашим палочкам статус волшебных! То, что наши палочки могут ТАК МНОГО – действительно их волшебное качество. Каждое новое занятие помогает ребенку узнать много нового, научится новым навыкам и понятиям – и за это малыша нужно активно хвалить.
  • Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.

Игры с 9-10 месяцев.

Тренируем и совершенствуем «пинцетный захват» – берем предметы большим и указательным пальцами. Наши счетные палочки – лучший помощник для выработки этого жизненно важного навыка!

Вырежьте в крышке коробочки для палочек круглое отверстие, немного превышающее по размеру диаметр палочки. Покажите малышу как можно опускать палочку в коробочку через отверстие.

Ура! Палочка внутри, в домике! Когда их будет несколько, потрясите коробочку – вот как весело палочкам в домике!

В более старшем возрасте, когда ребенок научится различать цвета, можно складывать палочки по очереди – все зеленые, все красные и т.д.

Игры от 1,5 лет

Игры с счетными палочками и пластилином.

Палочки – отличный элемент, дополняющий игры с пластилином любого типа. Благодаря прочной окраске после игры их легко можно очистить от остатков пластилина с помощью обычной салфетки.

Подберите подходящие по цвету палочки чтобы сделать:

Ствол и ветки у дерева

Стебелек у цветка

Забор вокруг фермы

Елочку

Ежика

Ручки и ножки у человечка

Щупальца осьминога

Лапки собачки

…И все что вашей душе угодно!

Игры от 2 лет до школы.

Выкладывание рисунка или узора по контуру

Рисуем контур простой фигуры, просим ребенка выложить палочки по линиям, стараясь сделать это как можно ровнее.

Счала без учета цвета, потом с учетом цвета.

Называем и проговариваем цвета.

Выкладывание узора по рисунку.

Малышам, которые хорошо справляются с предыдущим заданием – выкладывание по контуру, можно предложить выкладывать фигуры из палочек ориентируясь только на рисунок. Ребенок должен сам догадаться, как сложить палочки так, чтобы получилась нужная фигура. Усложняйте задания, например, перекрещивая палочки. В завершении нужно попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.

Развиваем воображение:

Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

Дострой картинку

Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

Изучаем понятия «Длинный-короткий» «широкий-узкий».

Малышам постарше (примерно с 2х лет) счетные палочки помогут запомнить такие понятия, как: “длинный-короткий”, “широкий-узкий”, “самый длинный”, “самый широкий”, и т.д.

Выкладываем из палочек дорожки разной длины или ширины (например, из 3 и 5 палочек). Начинаем с двух дорожек, потом прибавляем – 3,4, 5 и т.д. дорожек. Предлагаем ребенку провести сравнение. Задаем наводящие вопросы. Сравниваем, помогаем сделать вывод.

Изучаем понятия «Меньше-больше» «прибавить ( сложить) – убавить( вычесть)»

Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Ребенок должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняем головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

Усложняем задание: попросите малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

Изучаем геометрию:

Выкладывание из палочек – самый наглядный и увлекательный способ познакомить дошкольника с азами геометрии, ее основными понятиями.

Взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ребенка повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника. Показываем и сравниваем углы фигур.

Когда ребенок хорошо запомнил название и вид фигур, можно попросить построить их из палочек без образца. Усложните задание, попросите выложить красный квадрат, зеленый треугольник и т.д.

Варианты фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, лесенка. Если с этими заданиями ребенок справляется легко, даем более сложные: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. Попробуйте сделать из палочек пятиконечную, шестиконечную или семиконечную звезду.

Можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

Усложняем задачу: попросите ребенка разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

Цель такого игрового упражнения – развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.

С помощью счетных палочек показываются и объясняются понятия: стороны, угла параллельные и перпендикулярные стороны другие азы геометрии.

Считаем палочки, учим названия цифр

Для более старшего возраста – выкладываем цифры из палочек (ориентируясь на цифры почтового индекса)

(дошкольникам можно рассказать как появились греческие цифры: ….. и предложить посчитать углы получившихся цифр)

Из чего состоят числа

Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

Сосчитай-ка!

Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

Учим цвета с помощью палочек.

Для знакомства с цветом выберите из каждого набора по 2 палочки, идентичные по цвету стаканчику. Предложите малышу найти каждой палочке домик. Называйте цвета. Пусть палочки сходят друг к другу в гости, а потом вернутся в свои домики.

Добавьте к основному цвету дополнительный, более светлый или более темный – объясните, что этот тот же цвет (это тоже зеленый, но темнее – темно зеленый). Постепенно познакомьте малыша со всеми оттенками.

В результате обучения, малыш будет уверенно раскладывать все цвета по своим стаканчикам.

Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком, красный – с помидором и божьей коровкой и т.д.

С помощью наших палочек вы можете научить ребенка различать оттенки и запомнить названия 5 основных цветов и 25 оттенков. Для малыша весьма занимательными станут игры со счетными палочками, где их нужно рассортировать по цвету. Начинать ребенка учить этому можно в возрасте от

девяти месяцев до года.

Внимание!

В некоторых случаях дети не способны правильно различать оттенки до трех или четырех лет. Прежде чем приступать к изучению названий оттенков, нужно убедиться, что малыш может их различать.

Внимание! Одни дети легко запоминают цвета, другие – форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, радостно проведенное вместе.

Занимательные игры с волшебными палочками для дошкольников, для закрепления знаний о цветах, формах и числах.

  • Ребенку дают несколько палочек одного цвета и одну – другого, к примеру 5 желтых палочек и одну зеленую. Малыш должен показать лишнюю палочку и назвать её цвет.

Игры головоломки

Подойдут для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  • из 7 палочек надо составить 3 треугольника;
  • постройте прямоугольник из 10 палочек;
  • прямоугольник из 6 палочек, разделить одной так, чтобы получилось два одинаковых квадрата.

Подробнее

Игры с палочками Кюизенера помогают родителям подготовить своих детей к школе. С помощью набора брусочков ребенок в игровой форме изучает азы математики, а также учится находить решения сложных логических задач.

Создателем этой методики был бельгийский педагог Джордж Кюизенер. Работая с детьми, он заметил, что малышам сложно понять, как происходят математические действия, если их объяснять только на словах и цифрах. Он предположил, что изучение облегчит использование разного дидактического материала, который ребенок сам сможет потрогать и сравнить. Педагог разработал специальную методику – набор цветных палочек, с помощью которых можно наглядно объяснить законы и понятия математики. Методика была названа именем автора – «Палочки Кюизенера».

Палочки Кюизенера — это набор брусочков. Каждый брусочек имеет определенную длину, соответствующую числовому значению, и окрашен в свой цвет.

Брусочки, окрашенные в цвета, близкие по оттенку объединяются в числовые в «семейства»:

  • К «красному семейству» относятся палочки розового, красного и бордового цветов, которые соответствуют числам 2, 4, 8 (числа, кратные 2).

  • В «синее семейство» входят голубая, фиолетовая и синяя палочки, соответствующие числам 3, 6 и 9 (числа, кратные 3).

  • «Желтое семейство» — желтая и оранжевая палочки, 5 и 10 соответственно (числа, кратные 5).

  • «Черное семейство» — число 7, представлено черной палочкой, длиной 7 см.

  • «Белое семейство» — число 1 – белая палочка, длиной 1 см.

В магазинах можно найти разные счетные наборы, но классическим считается набор из 241 брусочка.

Игры с палочками Кюизенера подходят для детей разного возраста. Малыши могут играть с ними как с обычными кубиками или конструктором, изучать с их помощью фигуры, цвета, составлять изображения. Это развивает мелкую моторику, зрительную память.

Ребята по старше, благодаря играм с палочками Кюизенера легко учатся:

  • Складывать и вычитать

  • Разбирать числа на составляющие

  • Определять расположение предметов в пространстве (снизу, слева)

  • Определять числа, цифры, фигуры, их соотношение друг с другом.

Примеры игровых занятий с малышами:

  • Зрительное сравнение палочек по размеру. Необходимо предложить ребенку внимательно посмотреть на предметы и сравнить их между собой.

  • Разделение по цветам. Можно предложить ребенку разложить все палочки по цветам.

  • Чередование цвета. Попросите ребенка выложить полоску из двух цветов, чередуя их, например, желтая-голубая.

  • Предложите ребенку выбрать по одному брусочку разного цвета и назвать все цвета.

  • Предложите малышу разложить палочки в убывающем или возрастающем порядке (от самой большой к маленькой и наоборот).

Главная задача родителей помочь ребенку сделать выводы из игр, для этого можно задавать малышу наводящие вопросы, но не отвечать на них за малыша. Позвольте детям мыслить самостоятельно, развивать логические цепи.

Следующим этапом игр с палочками может стать изучение счета. Ребенок уже умеет считать до 10, может оставлять лесенки из палочек Кюизенера, знает последовательность чисел:

  • Положите перед малышом две палочки разной длины, например, голубую и желтую (3 и 5). Рядом положите бордовую палочку (8), попросите ребенка соединить желтую и голубую полоску и сравнить получившийся отрезок с бордовым. Спросите, какое число получилось в сумме чисел двух брусочков, проверьте с помощью белого. Так вы научите ребенка складывать.

  • Научить ребенка умножению. Положите на стол брусочек белого цвета (1), попросите ребенка назвать число этого цвета. Положите еще один белый и спросите сколько получится (2). Затем повторите то же самое с голубой, розовой палочками. Так ребенок научится умножать на 2

Игры с палочками Кюизенера помогают детям учится измерять предметы:

  • Попросите ребенка найти в комнате предметы, равные/ короче/ длиннее бордовой палочки.

  • Уберите палочку черного цвета. Скажите ребенку, что нет полоски, которая короче бордовой и длиннее фиолетовой. Предложите догадаться, брусочек какого цвета вы спрятали.

  • Любопытная игра – «паровозик». Составляем вагоны из палочек, начиная от самой короткой, заканчивая самой длинной. Спросите у ребенка, сколько мест в каждом вагоне. Для этого, помогите выложить на каждый из вагончиков» белые брусочки. Попросите ребенка посчитать их количество, и объясните, почему число мест в вагончиках соответствует числу белых брусочков. Усложнить задачу можно, пропустив несколько вагончиков. Предложите ребенку заполнить пространство палочками, соответствующего размера.

  • Построение лестницы. Предложите ребенку построить лестницу из 10 брусочков, называя цвет и соответствующее число. Когда лестница будет построена, попросите малыша мысленно пройти по ней сначала вверх, затем вниз, одновременно, считая ступеньки и называя цвета. Затем усложните задачу. Попросите ребенка построить двойную лестницу, уже из 20 брусочков.

  • Нарисуйте на листе бумаги рисунок. Внутри обозначьте расположение полосок, с помощью которых ребенок будет составлять фигуру, подпишите числа. Предложите малышу выложить фигуру по схеме.

  • Постройте домик. Возьмите полоски разного размера. За основу, возьмите оранжевую (10). Пусть ребенок подбирает палочки по размеру так, чтобы получился отрезок, равный оранжевому. Например, белый (1) +синий (9), розовый (2) + бордовый (8). Сложите сначала стену (квадрат) затем крышу и трубу.

Для подготовки ребенка к школе – палочки Кюизенера хороший вариант. Игровые занятия с ними способствуют формированию интеллекта ребенка, логического мышления, творческих способностей. Помогают развить мелкую моторику, усидчивость, учат концентрироваться на определенных задачах, искать логическое решение.

Не заставляйте ребенка заниматься, если он того не хочет. Задача палочек Кюизенера – помочь детям изучать азы математики в игровой форме, привить интерес к науке через логические задачи. Таким образом, изучение предмета будет проходить с удовольствием и пользой.

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:

  1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
  2. С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
  3. Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
    • самостоятельность;
    • воображение и творческое мышление;
    • внимание;
    • интерес к исследованиям и познанию;
    • активность;
    • волю к победе;
    • целеустремленность;
    • настойчивость;
    • самостоятельность;
    • способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
    • сосредоточенность.

    Описание комплекта

    Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

    Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

    Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

    Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

    Читайте также:  Игровая деятельность в ясельной группе детского сада. Из опыта работы

    Семейство красных Семейство синих Семейство желтых
    Розовый Голубой Желтый
    Красный Синий Оранжевый
    Бордовый Фиолетовый
    Оранжевый
    Фиолетовый

    Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

    Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

    image

    Варианты использования дидактического пособия в забавах малышей

    Вовлечь карапуза в работу с палочками очень просто. Главное – заинтересовать! Самый привычный и основной вид деятельности детей от 2 до 6 лет – игра. Именно в игровой форме нужно проводить занятия, придумав интересный сюжет и даже распределив роли. С самого начала установить правила и дать малютке понять конечную цель игры. Она может быть любой, в зависимости от того, чему нужно научить в играх с палочками. Например, сложить из палочек фигуру или разложить их по цветам в отдельные коробочки, выложить имя или сосчитать, из скольких счетных элементов состоит домик. Таким образом, в домашних занятиях счетные палочки станут прекрасной дидактической игрой.

    Важно! Заинтересованность в правильном решении поставленной задачи стимулирует ребенка к активной мозговой деятельности и преодолению трудностей в начатом деле. Особенно малыш постарается, если такую же работу будет рядом с ним выполнять еще кто-то – дети любят соперничать и проявлять волю к победе.

    Игры с палочками-выручалочками для самых маленьких (9 месяцев +)

    Когда и как организовать дидактические игры с счетными палочками в домашних условиях? Специалисты подчеркивают: в раннем возрасте, когда малыши только начинают свой путь к познанию предметов, счетные палочки можно использовать в качестве игрового материала, изучать с их помощью цвета, конструировать фигуры различного размера и форм, использовать в нестандартном рисовании.

    Стартовый возраст для ознакомления с палочками для счета — 9 месяцев. Малыш уже умеет захватывать предметы двумя пальчиками – указательным и большим, а это значит, что пришло время развивать мелкую моторику рук. Отличным упражнением для этого может стать следующее:

    • Взять небольшую коробочку или футляр, прорезать в них продолговатую щель ножом или ножницами, и показать карапузу, что в нее можно по одной засовывать палочки. Малыши на «отлично» справятся с поставленным заданием, ведь в этом возрасте им очень нравится проталкивать предметы в отверстия.
    • Лепим ежика из теста и предлагаем карапузу под чутким маминым руководством воткнуть палочки, как иголки. Крохе еще трудно дается такое действие, поэтому мамина рука станет продолжением ручки ребенка.

    Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.

    Что можно предложить малютке в возрасте от 1 до 1,5 лет

    1. Дети раннего возраста уже способны к изучению таких понятий, как цвет, размер, длина. Поэтому, вооружившись дидактическим (обучающим) пособием, самое время предложить им такие игры с палочками:

    • Назвать цвет всех имеющихся палочек.
    • Собрать элементы какого-то одного цвета.
    • Найти палочки с одинаковой длиной (палочки Кюизенера).
    • Собрать по одной палочке каждого цвета.
    • Найти самую короткую и самую длинную палочку и назвать их цвета (палочки Кюизенера).
    • Разложить в ряд палочки, чередуя два цвета, например, желтую и красную.
    • Выбрать любую палочку и попросить ребенка слева от нее разложить все палочки, которые короче выбранной, а справа — все те, что длиннее. Облегчить решение поставленной головоломки можно наводящими вопросами. Например, показать две палочки и спросить, разные они или одинаковые. Усложнить можно вопросом, чем они отличаются друг от друга (цветом, длиной) или в чем их сходство.

    2. В раннем возрасте дети начинают интересоваться и изучать свойства пластилина. Поэтому лепка из пластилина для ребятишек может стать и занятием, и игрой с счетными палочками. Палочки в данном случае являются вспомогательным материалом: выполнить роль стебелька для цветка, ножки для грибка или ствола для дерева; послужить ножками-ручками для пластилинового человечка или дымоходной трубой для домика.

    3. Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.

    Дидактические игры от 2 до 4 лет

    В этот период дошколята делают значительный прорыв в области самопознания и развития интеллекта. Происходит становление речи, легко налаживается контакт со сверстниками, малыш действует целенаправленно. Его интересуют рисование, конструирование, в основе которых все чаще лежит детская фантазия. Самое время направить эти способности в нужное русло и углубить знания о назначении счетных палочек. Подходящими для этого станут следующие игры с палочками, которые широко используются в детском саду.

    Где меньше?

    Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».

    Задание со звездочкой: попросить малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.

    Читайте также:  Богатырские забавы методическая разработка (8 класс) на тему

    Повторить рисунок

    Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.

    Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.

    Строим и считаем

    Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ученика повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.

    Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.

    Заданием со звездочкой станет просьба взрослого разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.

    Цель такого игрового упражнения — развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.

    Игры для старших дошкольников

    Занятия с детьми 5-7 лет предполагают более тщательную подготовку их к обучению в школе. Для этого понадобится не только усидчивость, но и базовые знания в области чтения и математики, умение обобщать, выделять, сравнивать. Конечно же, можно не напрягать чадо какими бы то ни было заданиями, ведь всему необходимому его в свое время научат в школе. Но если у дошкольника есть интерес к познанию, не стоит ему отказывать в саморазвитии. Используя палочки для счета, можно предложить ему выполнить следующие упражнения по готовым схемам. Именно так проводят игры со счетными палочками в детском саду.

    Дострой картинку

    Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.

    Изобрази цифры и буквы

    При помощи палочек выкладывать названия букв (если дается легко, то и простых слов), а также цифр в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.

    Из чего состоят числа

    Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.

    Сосчитай-ка!

    Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.

    Цели использования

    Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

    Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

    1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
    2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
    3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
    4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
    5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
    6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
    7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
    8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

    Психологи рекомендуют

    1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
    2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
    3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

    Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.

    Читайте также:  Отмечаем День рождения весело: лучшие игры и конкурсы для детей разного возраста

    Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.

    Цветные счетные палочки Кюизенера — отличная игра, умная и полезная. 

    Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 9 лет, то смело приобретайте ее. Не пожалеете.

    Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) от всех детей, родителей и педагогов!

    И напоследок очень бы хотелось процитировать Бертрана Рассела: «Математика заключает в себе не только истину, но и высочайшую красоту — красоту холодную и строгую, подобную красоте скульптуры».

    Все игры ООО «Корвет»

    Рыболовлева Ольга

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий