Народное творчество: Пословицы и поговорки. Русские народные песни. Скороговорки. Считалки

image

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Звучит немного заумно.  На самом деле все намного проще.

Скороговорки очень полезная и необходимая для развития ребенка вещь. Какую же пользу несут в себе эти небольшие, порой смешные и нелепые фразы?

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Пользу от проговаривания скороговорок  трудно переоценить и учить скороговорки нужно с самого детства.  В первую очередь они используются для тренировки дикции и произношения не только у детей, но и у взрослых. 

При проговаривании скороговорок:

  • развивается речевой аппарат ребёнка;
  • формируется красивая ровная речь;
  • скороговорки учат проговаривать все звуки;
  • обогащается словарный запас.

Работа со скороговорками также способствует развитию самодисциплины, внимательности, терпения, умения слушать. К тому же вы интересно и весело пообщаетесь со своим ребёнком!!!

Как же правильно разучить скороговорку?

  • Медленно прочитайте скороговорку ребенку.
  • Разъясните непонятные слова.
  • Медленно, несколько раз вместе с ребенком проговорите скороговорку.
  • Самостоятельно ребёнок проговаривает скороговорку сначала шепотом, потом громче, постепенно ускоряя темп.
  • Проговаривание скороговорки быстро, не менее трёх раз без ошибок.

Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение. Можно сразу разучивать по 2-3 короткие скороговорки. Проговаривать их одну за другой без перерыва. Так ещё будет идти тренировка памяти и внимания.

Детские скороговорки

Предлагаю вам подборку удачных эффективных скороговорок, которые я использую в своей работе с детьми.

  • Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Купила бабуся бусы Марусе.
  • Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.
  • Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок.
  • Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
  • У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
  • У орлицы два птенца вылупились из яйца.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • До города дорога в гору, от города с горы.
  • Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • Ужин нужен и жуку, и жуку, и пауку.
  • Саша шапкой шишку сшиб.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • У Дуси и Тани дела идут сами.
  • Сеня и Саня везут сани сами.
  • Орёл на горе, перо на орле.
  • Перепелка перепелят прятала от ребят.
  • Опять пять ребят нашли пять опят.
  • В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • Коли Коля около Колли, то и колли около Коли.
  • Кошка крошка на окошке кашу кушала по крошке.
  • В речке плещутся щучата, это щучкины ребята.
  • Три корабля лавировали, да не вылавировали.
  • По бревну бобры бредут, брёвна грызть бобры идут.
  • Ловит рыбу рыболов, в речку весь уплыл улов.
  • Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
  • Хорош пирожок, внутри творожок.
  • Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • По дороге бродил добрый бодрый крокодил.
  • Не живут ужи, где живут ужи.
  • В сосне дупло, в дупле тепло.
  • Речка течет, печка печет, молчун молчит, ворчун ворчит, читатель читает, мечтатель мечтает, чайка кричит, овчарка рычит.
  • На окошке мошку-крошку, Ловко ловит лапой кошка.
  • Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку.
  • Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Грека — цап.
  • На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. А Валера-забияка Снова в реку бросил рака.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Как кукушонок в капюшоне смешон.
  • Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
  • Саша кушал кашу. Кашу кушал Саша. Саша, кушай не спеша, Наша каша хороша.
  • Четыре черепашки учились пить из чашки. Чашку чая заварили, на четыре поделили.
  • Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы две недели Карамель на мели ели.
  • Сидел воробей на сосне. Заснул — и свалился во сне. Если б он не свалился во сне — До сих пор бы сидел на сосне.
  • Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть, И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.
  • Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
  • Заяц косой, сидит за осокой-травой, Смотрит косой, как девушка с косой Косит траву косой.

И еще одна из моих любимых скороговорок, зашифрованная в виде ребуса. С правилами отгадывания ребусов можно познакомиться здесь.

image

Скороговорки с именами

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У Андрейки брат Матвейка.

У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.

У Танечки — угощение для Анечки. 

Купила бабуся бусы Марусе.

У сыночка Санечки — маленькие саночки. 

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке. 

Миша что-то шепчет Маше. 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Отважный Миша бежит от мыши. 

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а  Борис Ларису угостил ирисом.

Шапка и шубка — вот и весь Мишутка. 

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане. 

Усатый Саня сел на сани. 

Грянул рядом с Ромой гром.

Наша Даша лучше вашей. 

Саша шапкой шишку сшиб.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля. 

У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины. 

Полинка и Маринка любят рвать малинку. 

У Влада— брат, Влад брату рад. 

Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.

У Никиты — моток ниток. 

У Матвея— билет на балет. 

У Тимки и Димки новые ботинки. 

На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка. 

У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры. 

Кто прокатит Катю на катере. 

Дина на льдине, а Динка на льдинке. 

Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне. 

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель. 

У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино. 

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. 

Осип охрип, а Архип осип.

У фонтана — Ваня в кафтане. 

Боря любит Олю, а Оля любит Борю. 

У Тани — тайна, это Танина тайна. 

У Игната — ягнята. 

Гена моргал, а Егор подмигивал. 

Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия. 

Испугали Люсю бабусины гуси. 

Настя и Костя отправились в гости. 

Полина и Лёня лепили из пластилина.

Трудные скороговорки

Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.

Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!

Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка.

Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успещной учёбы!

Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать

Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Заходите также вКНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Слабо произнести? Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь… Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы? Бабкин боб расцвёл в дождь — будет бабке боб в борщ Баран-буян залез в бурьян Барбитураты Барби брала брутто, бурбон Барби брала бурно Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. Бесперспективняк Беспечность любит обеспеченность Блеск лаконизма — близость комизма Бобр, будь добр, добудь кобр Болгар моргал болгарке Борис рассыпал Ларисин бисер Боцман пренебрегал бортжурналом Бранденбургские рододендроны из дендрария Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку Бык тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона В грозу от груза арбузов развалился кузов В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии В карете корнет при лорнете играл на кларнете В Луку Клим луком кинул В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров В один, Клим, клин колоти В пруду у Поликарпа три карася, три карпа В Чите течёт Читинка Валерик съел вареник, а Валюшка вартушку Валерия к Валерию уехала в Карелию Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей Вдвоём всё поймём и пойдём на подъём Везёт Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню — с ног, Саню — в бок, Соню — в лоб. Все в сугроб — хлоп! Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы две недели карамель на мели ели. Веселей, Савелий, сено пошевеливай Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь Взбиваем сливки, сливаем взбивки Видели ли Лидию? Во лесу лозу вяжу, На возу лозу везу. Коза, лозу не лижи — Накажу! Водовоз вёз воду из-под водопровода Вожжи из кожи в хомут вхожи Волки pыщут, пищу ищут Волховал волхв в хлеву с волхвами Вот детишки: Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Всех скороговорок не скороговоришь, не перевыскороговоришь Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили. Вы — умы, а мы — увы Вымыли мышки миску для Мишки Выпил Яшка чая чашку, Мало чашки чая Яшке. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шёл к тополю Толя. Выспалась, вымылась, вызавтракалась, выгулялась, выобедалась Высшие эшелоны шествовали подшофе Герои-греки поворотили реки, перевернули горы. У Пифагора горе. Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке Гонец с галер сгорел Дали карапузу кукурузу, А карапуз просит арбуз Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке Дед Данил дыню делил: дольку Диме, дольку Дине Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались Дирижабли обворожительно дребезжат Дирижёр пейзажем поражён До тошноты дотошна ты Добр бобр до бобрят Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я Ёжик, ёжик чудачок сшил колючий пиджачок Ели две Эли эклеры в постели. Мама отмыла Эль еле-еле. Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека — цап! Жанне жалко Жана, Жану жалко Жанну. Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Жри ржаной корж, рожа Жук неожиданно жутко взжужжал За штуку турки стенку заштукатурят Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор. Завлаб лобзал баб за баллы Заржавел железный замок в нежилом замке Захар сахар запасал, Закрома им заполнял. Захаровы закрома Засахарены сполна. Защита засчитана если вшит щит Звала по малину Марина Галину. Марину Галина звала по калину. Зверским взвизгом взводный взвизгнул Здесь весь лещ — вещь! Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово Иван-болван молоко болтал, да не выболтал Идёт с босой козой косой козёл Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов. Из-за жары жасмин завядший Исподвыподверта Исчез мяч — хоть плачь Ишь ты, Иртыш — и гладь, и тишь Кавалеры к королеве приплывали в каравелле Камер-юнкер юркнул в бункер Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась. Карл клал лук в ларь, Клара крала лук из ларя Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет Клара-краля кралась к Ларе Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, Не смей пугать ты попугая!» Коле снится колесница, Колье, лестница и Ницца Коля колет колья Константин констатировал, что Юлия юлила Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали Корнет на кларнете исполнил ноктюрн Королева кавалеру подарила каравеллу Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой Косо кося косой косой, косой косился искоса Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб! Крот-проныра запросто проник в парник Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон. Купи кипу пик Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице. Ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем Курил турка трубку, клевала курка крупку Курфюрст скомпрометировал ландскнехта Лада Наде ладан дала Лара у Ляли играет на рояле Лена ела еле-еле. Лена ела так от лени. Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял Любила ли Юлия Юрия? Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. Марину и Милу малина манила. Марине и Миле малина мила. Милая Мила любила белила. Обильно белила Людмила дебила. Мне не до недомогания Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия Мот — не жмот, жмот — не мот Муравьед в обед муравьевед На возу коза, под возом лоза На горе Арарат рвала Варвара виноград На дворе трава, на траве дрова. На траве двора не коли дрова. На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава На дворе-подворье погода размокропогодилась На карнавале короновали клонированного крокодила На Лизу глазели глаза газели На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, И в туманы лимана манили меня? На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка На речной мели мы на налима набрели На ура у гуру инаугурация прошла На что сто штук мундштуков? Навалилось снега в валенки Вале маленькой Нам нужны иголки для шитья, А ежу нужны иголки для житья. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал. Наша компашка — Пашкин папашка, Пашкина мамашка и сам Пашка Наша река широка как Ока Не видно — ликвидны акции или не ликвидны Не городите огород в пригороде — не выгородитесь! Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Не из-за изобилия ли лилий сюда мадемуазелей возили? Не качели ли вас искалечили? Не прибирает Домна дом, у Домны дома всё вверх дном Не пустили демонстранта в транспорт с транспарантом Невелик бицепс у эксгибициониста Невзначай зачали чадо до бракосочетания Недопереквалифицировавшийся Нисколько не скользко, не скользко нисколько Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня Нравы мавров варварские Об коряги корабль все борта покарябал Около Лондона логово колдуна Около кола колокола, около ворот коловорот Около колодца кольцо не найдётся Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание» Опрометчивый простак просто так попал впросак Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. Осип орёт, Архип не отстаёт — кто кого переорёт. Осип охрип, Архип осип. Осторожно, у иголки кончик очень-очень колкий Очутись в тиши, ощути тишь Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят Персты пестрят перстнями Пилил Филипп поленья из лип Повадился дебил бодибилдингом заниматься Под каблуком не повыкаблучиваешься Подобрей подобру-поздорову Поле, полное полыни, выпало полоть Полине Полили ли лилию, видели ли Лидию, встретили ли Юлию и Илью? Полкан попал в капкан Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул Потея на жаре, я не жирею. Я жирею, себя жалея. Пошла Поля полоть петрушку в поле Проворонила ворона воронёнка Провравшийся — что проворовавшийся Прыгают скороговорки как караси на сковородке Птичку напичкали спичками Пустельга попусту попустительствует пустельжонку Пыхтит как пышка пухлый Мишка Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали Раз дрова, два дрова, три дрова Рак в реке рюкзак отрыл Рапортовал, да не дорапортовал. А стал дорапортовывать, зарапортовался. Роль лиры в мире мала. Тем лира мне и мила. Рома Маше нарвал ромашек Ронял Ролан лорнет на рояль Рыжая лошадь ржала во ржи Сало было, стало мыло Саша — само совершенство, а ещё самосовершенствуется Саша шапкой шишку сшиб Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть Своего рода роды урода Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» А таксист ответил так: «Возим такс мы просто так» Семеpо сaми уселись в сaни Сеня сено в сени нёс, Щекотало щёки, нос. Сидели свистели семь свиристелей — Сколько Савва скушал сала? — Сколько с Колькой, столько с Толькой. Скороговорка о сковородке и скороварке Слон сомлел под соло соловья Сменял жадина железо и жесть на ветошь и шерсть Сняли с Надежды цветные одежды, Без одежд Надежда не манит как прежде Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, Рaстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе Сорока за строчкою строчка Строчит сорочатам сорочки Ссудилa бaбуся бусы Мapусе Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком Стоящая вещь овощ. Ешь, пока есть ещё! Суп псу несу Сурок шуршал усами и шевелил ушами Сушила Шура сухари Сшит колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать Сыворотка из-под простокваши Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом Течёт речка, печёт печка Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки Ткёт ткач ткани на платье Тане То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, То ли Толя приобрёл для Бори рулон толя Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт Толком толковать, да без толку перетолковывать Толст тот, кто ест торт Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов Троглодит проглотил крокодила Тщетно тщится щука ущемить леща У ежа и ёлки иголки колки У Жоры уж, у Розы жук У Кондрата куртка коротковата У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки У мима унылая мина У нашего Гришеньки под окошком вишенки У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? Отвечаю почему — чёлка пчёлке ни к чему. У Сашки в кармашке шишки и шашки У Сени с Саней в сетях сом с усами У Тамарки-тараторки тридцать три скороговорки У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча У четырёх черепашек по четыре черепашонка Упрощение прошения о прощении как украшение Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит Фрол у Флоры украл фарфор Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла Цыплята и курица пьют чай на улице Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас Чем чаще чищу, тем чашка чище Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя Честь твоей части — часть твоей чести Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто Что скунсу вкусно, мангусту скучно Что сто штук брюк на крюк, что вместе взвесьте двести брючин Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно Чукча в чуме с чашкой чая чукченят чужих встречает Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. Шёл Шива по шоссе, сокрушая сущее Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть Шесть мышат в камышах шуршат Шеф швейни лжив — пошив паршив Шла Саша по шоссе и сосала сушку Шура с Сашей шутят шуточки Шустри, а то пошерстят Щетинка — у чушки, чешуйка — у щучки Щука щенка ущипнула за щёку, Щенок у щуки содрал чешую Щука щуку ощущает, Ощутив щекой, прощает Этанол — эталон Этот месье ест монпансье, А сорванцы сосут леденцы. Это не колониализм, а неоколониализм Ялик в Ялте на причале волны в полночи качали Яшма в замше замшела Источник: http://www.umopit.ruСкороговорки и чистоговорки улучшают дикцию. Это короткие фразы или целые предложения, построенные на сложных сочетаниях согласных и гласных звуков, поэтому их регулярное произношение помогает отрабатывать четкость речи. Скороговорки используют профессиональные дикторы, ораторы и актеры. С их помощью исправляют, улучшают дикцию. Делать специальные упражнения со скороговорками полезно всем, кто хочет добиться красивого, естественного произношения, без «проглатывания» отдельных звуков или слогов.

Как работать со скороговорками для улучшения дикции

Логопеды используют скороговорки, чтобы научить детей и взрослых внятно произносить похожие звуки. Речь идет о звуках, для формирования которых язык, челюсть, лицевые мышцы совершают подобные движения. Чаще всего трудности возникают с «л» и «р»: оба звука требуют, чтобы язык поднялся к нёбу, а его кончик оставался мягким. Еще одна пара проблемных звуков – «с» и «ш», «м» и «н». Если ваша речь недостаточно четкая, скорее всего, вы невнятно произносите одну из групп этих звуков. Самостоятельно определить дефект на слух сложно, поэтому хотя бы пару раз проконсультируйтесь с логопедом или учителем ораторского искусства, чтобы он дал рекомендации по улучшению дикции. Скороговорки построены на сочетании пары подобных, трудно различимых звуков, поэтому они помогают эффективно развивать речь. В идеале стоит пройтись по всем парам звуков и всем группам скороговорок, но если есть проблемы с произношением «л», «р», «ш», «с» или других звуков, начать тренировки следует со скороговорок на «проблемные» слоги. Стандартная программа упражнений со скороговорками предлагает такую последовательность: сначала глухие шипящие, затем свистящие и звонкие, наконец – сонорные звуки. Такой порядок не случайный, потому что легче всего произносятся глухие звуки, сложнее всего – сонорные. Недаром чаще всего у детей и взрослых возникают проблемы с сонорными «р» и «л». Конечно, вы можете тренироваться в произвольном порядке, и улучшение речи через время станет заметным. Но результаты будут более быстрыми и ощутимыми, если придерживаться правильной последовательности.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Скорость произношения скороговорок

Когда начинаете работать со скороговорками, не произносите их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Возьмите одну скороговорку, например: «Карл у Клары украл кораллы». Сначала произнесите ее очень медленно и беззвучно – только шевелите губами, будто говорите, но не издавайте ни звука. Затем скажите «Карл у Клары украл кораллы» медленно и шепотом. Следите, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнесите скороговорку в естественном темпе и в полный голос. Если у вас не получается сходу сказать «Карл у Клары украл кораллы» без запинок, говорите чуть медленнее обычного. Только когда вы сможете в спокойном, разговорном ритме выговорить «Карл у Клары украл кораллы», произносите эту же реплику в быстром темпе. Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию! Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука. Заключительный этап – произношение с препятствием, «пробкой» для языка: камешками или орешками, которые будут затруднять артикуляцию. Это эффективный способ улучшения дикции. Не торопитесь, говорите с камешками сначала медленно, потом быстрее. Так нужно проработать каждую выбранную скороговорку, причем не один раз. Если вы не профессионал, достаточно заниматься по полчаса 5-6 дней в неделю, чтобы такими упражнениями добиться за месяц значительного улучшения дикции. Часто слушатели курсов риторики с энтузиазмом принимаются за дело, но быстро охладевают. Чтобы этого не произошло, не старайтесь объять необъятное за один день: полчаса упражнений достаточно. Лучше полчаса каждый день или хотя бы через день, чем по два часа раз в неделю. Уделяйте внимание правильности речи.

Интонации произношения скороговорок

Хорошая дикция – это не только четкая артикуляции, но и выразительность речи. Поэтому во время упражнений со скороговорками нужно избегать монотонности. Старайтесь понять смысл реплики и произносите ее с выражением. Ваша речь не должна звучать набором четких, понятных, но бессмысленных звуков: выделяйте важные слова голосом, понижайте и повышайте тон. Монотонность – одна из проблем лекторов, педагогов и других ораторов. Чтобы избавиться от нее, играйте с интонациями речи. Например, возьмите классическую присказку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Произнесите ее сначала холодно и с презрением, как будто не одобряете действий Саши. Затем – как будто вам не нравится именно сушка. Далее – скажите то же самое радостно и весело, легко и непринужденно. Придайте голосу таинственность, как будто делитесь секретом. Чем с большим количеством интонаций вы сможете произнести одну и ту скороговорку, тем более выразительной будет ваша повседневная речь.

Короткие скороговорки для взрослых

Начинайте заниматься с лаконичных скороговорок и не спешите переходить к более сложным и длинным фразам. Развивайте речь постепенно. Произносить скороговорки нужно на одном дыхании, и если речевой аппарат у вас развит еще недостаточно, дыхания на длинную реплику не хватит. Долгий выдох развивается со временем.

  • Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  • Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
  • Гонец с галер сгорел.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • Инцидент с интендантом.
  • К Габсбургам из Страсбурга.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Либретто «Риголетто».
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Перепелка перепелят прятала от ребят.
  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Сачок зацепился за сучок.
  • Сел сокол на гол ствол.
  • У елки иголки колки.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  • Шёл спуск пушек с сопок и со скал.
  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Яшма в замше замшела.

Длинные скороговорки для развития дикции

Переходите к длинным и сложным скороговоркам только после того, как начнете естественно и непринужденно произносить короткие реплики. Когда они покажутся вам слишком простыми, и вы не будете запинаться даже на самых сложных сочетаниях звуков, это значит, что вы готовы к следующему этапу работы над дикцией. Длинные скороговорки тоже произносятся на одном дыхании, но если строф несколько, можно делать небольшие паузы для забора воздуха в легкие. Не забывайте правильно интонировать текст! Ваша речь не должна быть монотонной, даже если вы говорите очень быстро.

  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
  • В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
  • Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  • У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

Сложные скороговорки

Длина скороговорки не равна ее сложности. Конечно, долгую реплику произнести на одном дыхании сложнее, чем лаконичную фразу. Но по-настоящему трудной задачу делают сложные сочетания звуков. Краткие сложные фразы можно тренировать сразу, а к долгим переходите только после отработки простых строф.

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Вместо рубахи не носите брюк вы, вместо арбуза не просите брюквы, цифру всегда отличите от буквы, и различите ли ясень и бук вы?
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?

Смешные скороговорки

Это разновидность сложных упражнений для дикции. Но с ними приятно работать, потому что такие фразы звучат как шутки. Старайтесь с помощью интонации придать им дополнительный комизм.

  • Сиреневенькая глазовуколупывательница, прыгающая с преподвыподвертом, совершенно не фантикультяпистая и не выворобушкивается.
  • Терминатору термометр не требуется.
  • Тридцать три депутата закон лоббировали лоббировали, да не вылоббировали.
  • Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
  • На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
  • Высшие эшелоны подшофе шествовали к подшефным по шоссе.
  • Невелик бицепс у эксгибициониста.

Обучение ораторскому искусству в Москве и Санкт-Петербурге

Если вы хотите профессионально поставить речь и улучшить дикцию, обращайтесь в школу Oratoris. Занятия под руководством опытного оратора дадут результаты быстрее, чем самостоятельные упражнения. К тому же специалист сможет поправить ошибки и предложит наиболее эффективную программу развития речи. Записывайтесь на занятия через сайт или по телефону:  +7 (812) 929-32-59. С нашей помощью вы будете говорить как профессиональный диктор!

imageК скороговоркам, подобным «Шла Саша по шоссе…», многие относятся несерьезно, обычно вводя их в речь как забавное дополнение. Действительно, фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих произнесение слов, зачастую вызывает улыбку. Когда-то эти смешные фразы называли прибаутками, потешками, «языковертками». Они создавались народом изначально для забавы детей, но потом стали широко применяться в воспитании. Родители использовали их в быту, чтобы помочь ребенку быстрее освоить родную речь, научиться говорить чисто, без речевых ошибок.

Сейчас о роли скороговорок, как важного средства семейного воспитания, немного подзабыли. Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Специалисты используют скороговорки для развития речи. С их помощью формируют у деток фонематический слух, дикцию, произношение, обогащают словарный запас. Кроме решения непосредственной задачи, такого рода прибаутки помогают развивать мыслительные процессы, улучшают память дошколят.

Принимая во внимание богатый потенциал народного творчества, родители могут с успехом использовать его, как часть домашних занятий для развития речи дошкольников.

Правила использования скороговорок

Сегодня у многих детей дошкольного возраста наблюдаются речевые ошибки, которые тормозят их развитие, мешают овладевать навыками связной речи. Родители обращаются к помощи логопедов, хотя сами смогут устранить некоторые речевые нарушения своих детишек, если воспользуются такими доступными средствами, как скороговорки и прибаутки. На что надо обратить внимание, прежде чем разучивать их с ребенком? Специалисты советуют соблюдать следующие правила при отборе шуток — прибауток для домашних занятий:

image

  • Учитывать возраст малыша и соответственные особенности его речевых навыков: например, в раннем возрасте трудно даются звуки [л, н, т, с]. У средних дошкольников идет становление [р] и шипящих. Главным у старших ребятишек является формирование четкой дикции, связной речи. Для тех деток, у которых проблема с шипящими долго сохраняется, работа с этими звуками не прекращается.
  • Определить, какие звуки недостаточно сформированы, тяжело даются ребенку, например, самыми сложными считаются [р, ш, ч, ц]. Значит, материал лучше выбирать в расчете на отработку трудных для произношения звуков.
  • Знакомство начинать с простых коротких скороговорок, постепенно переходя к сложным.
  • Хорошо знать алгоритм разучивания шутливой фразы, чтобы быстро и непринужденно научить этому своего малыша.

Что важно знать о «языковертках»?

Скороговорки, несмотря на их краткость и потешность, достаточно трудный речевой материал для дошколят. В них зачастую встречаются малопонятные, устаревшие слова, труднопроизносимые словосочетания, поэтому разучивание их с детьми требует предварительной подготовки.

  1. Во-первых, взрослые сами должны овладеть умением произносить скороговорки по-разному, переходя от медленного темпа к быстрому, чтобы стать примером для дошколенка.
  2. Во-вторых, многим родителям известен термин «артикуляционная гимнастика» или гимнастика для язычка. Именно ее надо предварительно провести, чтобы разучивание «языковерток» стало для ребятишек веселым, увлекательным занятием. Не нужно утомлять любимого ребятенка длительными упражнениями. Достаточно одного — двух заданий, чтобы язычок «заработал».

Упражнения для язычка

image

  • «Улыбка»: растянуть губы улыбкой, кончик языка прижимать к верхним и нижним зубам.
  • «Почистим зубки»: сначала снаружи язычком поводить по верхним зубкам, потом ‒ по нижним. Затем те же движения проделать внутри рта.
  • «Болтушка»: приоткрыть рот и «поболтать», язык передвигать медленно, потом все быстрее то влево, то вправо.
  • «Лошадка»: цокать, как лошадка, прищелкивать язычком.

Примерно такие упражнения помогут ребенку подготовиться к правильному чтению скороговорки. После того как язычок «размялся» и готов к произнесению трудных слов, можно переходить к заучиванию «языковертки». Методистами разработан специальный алгоритм, который поможет родителям справиться с такой непростой задачей.

Алгоритм разучивания скороговорки

  • Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
  • Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
    1. О чем говорит скороговорка?
    2. Какие герои там действуют (если текст о людях или животных)?
    3. В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события)?
  • Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
  • Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
  • Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
  • Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
  • Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
  • Для того чтобы скороговорка стала интересной забавой, организовать в семейном кругу игру с фантами «Кто быстрее расскажет? У кого лучше всех получилось? Кто припомнит больше всех прибауток?»

Какие бывают скороговорки?

imageВ народном фольклоре нашли свое место множество различных скороговорок на все случаи жизни. Родители при творческом подходе к домашним занятиям могут подобрать массу интересного материала. Что надо знать при таком огромном выборе, чтобы излишне не нагружать ребенка, сохранить игровой настрой, одновременно решая задачи обучения? Все очень просто, взрослым нужно познакомиться с видами и предназначением потешных фраз. Специалисты классифицируют потешки следующим образом:

  • простые и сложные;
  • скороговорки для развития дикции;
  • скороговорки смешные для забавы.

Простые и сложные шутки – прибаутки для малышей

Скороговорки со звуком [c]

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Скороговорки со звуками [л, м]

У ёлки иголки колки.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

imageВылили мыло в ванну И вымыли мылом Ваню.

Скороговорки со звуками [н, т]

На речной мели мы на налима набрели.

От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки для средних и старших дошколят

imageСредним, старшим дошкольникам для домашних занятий подбираются скороговорки для развития речи и дикции с наиболее трудными звуками [р], шипящими, а также с чередованием звуков. Если работа велась с младшего возраста, детям не составит труда осилить сложные потешки, в которых чередуются звуки. Например, общеизвестна такая сложная «языковертка» на букву р: «Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет». В ней присутствует труднопроизносимые для детишек звуки [р и л], становление которых идет только к пяти годам. Если таковой работы не велось, родителям придется ориентироваться на материал младших дошколят, только потом вводить сложные скороговорки с трудными звуками.

Скороговорки со звуками [р — л]

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

image«Расскажите про покупки». «Про какие про покупки?» «Про покупки, про покупки, Про покупочки мои».

Скороговорки с шипящими звуками и [ц]

Прибаутки, при помощи которых отрабатывается произношение шипящих звуков, ‒ довольно сложные задания. Их можно предложить только старшим дошколятам или ребятишкам, с которыми занимались с раннего возраста, и они достигли хороших результатов. Остальным ребяткам работать с таким материалом будет довольно трудно. Взрослым нужно начинать домашние занятия с простого содержания, постепенно переходя к сложному тексту.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки смешные

Кроме скороговорок, которые непосредственно направлены на обучение дошколят, в народном фольклоре существуют прибаутки, главная цель которых ‒ позабавить детей. Это скороговорки смешные, они представляют собой рифмованные тексты с шуточным содержанием. Их можно использовать, как считалочки в подвижных играх, для сопровождения упражнений во время утренней гимнастики. Все же, в первую очередь, такие скороговорки полезны для развития речи и дикции.

imageГоворил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий