левитанский диалог у новогодней елки

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Диалог у новогодней ёлки
Жанр:

стихотворение

Автор:

Юрий Левитанский

Дата первой публикации:

1970

«Диалог у новогодней ёлки» — стихотворение поэта Юрия Левитанского, впервые опубликованное в журнале «Знамя» (1970, № 1). Произведение стало основой для песни, прозвучавшей в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Публикация. Цензурное вмешательство

Отрывок из стихотворения

«Диалог у новогодней ёлки» был передан Левитанским в журнал «Знамя». Отдел поэзии этого издания, решив, что тематически стихотворение соотносится с январём, запланировал его к публикации в 1-м номере за 1970 год. Номер был свёрстан и уже готовился к печати, когда руководитель отдела критики Дмитрий Стариков выразил сомнения по поводу актуальности некоторых авторских «прогнозов». Речь, в частности, шла о двустишии «— Чем же всё это окончится? — Будет апрель. / — Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен». По мнению Старикова, в преддверии апрельского празднования 100-летия со дня рождения Ленина отсылка к этому месяцу выглядела двусмысленной и могла вызвать вопросы в инстанциях, отвечающих за идеологическую направленность периодических изданий: «Будто в нынешнем году апрель — обыкновеннейший и с ним дозволено шутки шутить!»[1]

Как вспоминала руководитель отдела поэзии «Знамени» Ирина Янская, после долгих дискуссий редакционная коллегия решила оставить стихотворение Левитанского в новогоднем номере[1]. Тем не менее слово «апрель» в журнальной публикации было заменено на «капель»[2].

Художественные особенности

По словам писателя Ефима Бершина, Левитанский, до конца дней сохранявший в себе черты «большого ребёнка», относился к январю с непосредственностью школьника, ценящего первый месяц года за праздничную атмосферу, зимние каникулы и собственный день рождения[3]. «Ёлочные проповеди» поэта, включённые в «Диалог…», состоят из трёх пунктов: власть любой вьюги недолговечна; «следует жить»; «следует шить… сарафаны и лёгкие платья из ситца»[4].

Начало января для лирического героя стихотворения — это период, когда замыкается круг, пересекаются исходные и финальные точки, заново рождается время. Зимние «кабала и опала» не должны пугать его собеседницу: в заснеженной природе постепенно пробивают себе дорогу ростки весны[5]. Тему пробуждения новой жизни несёт не только авторская убеждённость в том, что «будет апрель»[5], но и появляющийся в финальных строчках мотив карнавала, создающего «ускользающе-новогоднее настроение»[6].

image Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, к которому все причастны… Атмосфера карнавальности, воссоздаваемая в «Диалоге…», и делает узнаваемым сам Новый год — праздник, где мотив вечного возвращения модифицируется мотивом кругового движения масок вокруг ёлки. А ёлка в новогодней обрядности выступает не только как символ древа жизни, но и как символ мирового древа[5].

Воплощение в музыке

Песня «Диалог у новогодней ёлки» звучит в фильме «Москва слезам не верит». Композитор Сергей Никитин, исполнивший её вместе с Татьяной Никитиной, рассказывал, что, приступив к работе над картиной в тот момент, когда лента была смонтирована, он написал музыку только к песне «Александра»: «А другая звучавшая в фильме песня „Диалог у новогодней ёлки“ на стихи Юрия Левитанского уже существовала»[7]. Другая версия песни на стихи Юрия Левитанского, изначально имевшая название «Белая книга», была написана композитором Эдуардом Колмановским[8].

Напишите отзыв о статье «Диалог у новогодней ёлки»

Примечания

  1. 12 Виктор Астафьев, Константин Ваншенкин, Андрей Вознесенский, Анатолий Курчаткин, Александр Медведев, Людмила Петрушевская, Анатолий Приставкин, Александр Рекемчук, Михаил Синельников, Андрей Турков, Ирина Янская. [magazines.russ.ru/znamia/2001/1/sudden.html Однажды в «Знамени»…] // Знамя : журнал. — 2001. — № 1.
  2. Левитанский Ю. Д. [magazines.russ.ru:8080/znamia/ant/64-73_levit.html Диалог у новогодней ёлки] // Знамя : журнал. — 1970. — № 1.
  3. Бершин Е. [www.lgz.ru/article/N1-2—6353—2012-01-18-/Chto-proishodit-na-sv%D0%B5t%D0%B5_18053/?sphrase_id=119476 Что происходит на свете?] // Литературная газета. — 2012. — № 1—2.
  4. [www.novayagazeta.ru/arts/37147.html Человек у новогодней ёлки] // Новая газета. — 2007. — № 7.
  5. 123 Кадочникова И. С. [cyberleninka.ru/article/n/mif-o-vechnom-vozvraschenii-v-lirike-yu-levitanskogo Миф о вечном возвращении в лирике Ю. Левитанского] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2008. — № 2. — С. 46—47.
  6. Минаков С. [magazines.russ.ru/neva/2011/5/mi10.html Юрий Левитанский: «Я прочно впаян в этот лед»] // Нева. — 2011. — № 5.
  7. Гаджиев С. [fakty.ua/10355-sergej-nikitin-my-pojmali-kakuyu-to-uborochnuyu-mashinu-kotoraya-metet-i-polivaet-ulicy-pomestilos-chelovek-desyat-ehali-smeyalis-i-bulat-okudzhava-skazal-chto-my-edem-zametaya-sledy Сергей Никитин: «Мы поймали какую–то уборочную машину, которая метёт и поливает улицы. Поместилось человек десять. Ехали, смеялись, и Булат Окуджава сказал, что мы едем, заметая следы»] // Факты и комментарии. — 2010. — № 21 января.
  8. Кто есть кто в современном мире / Гл. ред. Шалаева Г. П. — М.: Филологическое общество «Слово»; Олма-Пресс, 2003. — С. 708. — ISBN 5-8123-0088-7.

Отрывок, характеризующий Диалог у новогодней ёлки

– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился. – Что вам угодно? Просьба?… – Qu’est ce que c’est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты. – Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах. – Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать. – После, после, завтра. Поздно… Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его. – От кого? Вы кто? – От майора Денисова, – отвечал Ростов. – Вы кто? офицер? – Поручик, граф Ростов. – Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир. Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти. Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его. – Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос. Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов. Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой. – Жалко, жалко молодца; давай письмо. Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d’honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе. Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю. Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его. – Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним. На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках. В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l’Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему. Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем. Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали. – Sire, je vous demande la permission de donner la legion d’honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся. – A celui qui s’est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора. – Votre majeste me permettra t elle de demander l’avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее. – Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского. – Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал: – Да ведь надобно же отвечать ему. Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова. «Уж не меня ли?» подумал Ростов. – Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед. – Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт. Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип. Категории:

Сегодня суббота 21 июля, а значит в эфире Первого канала очередной выпуск «Кто хочет стать миллионером» с Дмитрием Дибровым. Пара игроков в студии будут отвечать на каверзные вопросы ведущего, имея при этом 4 подсказки. Посмотрим удастся ли им выиграть 3 миллиона рублей или нет. Очередной вопрос от ведущего звучит так: Из чего советует шить платья герой песни “Диалог у новогодней елки”?

Варианты ответов:

из шелка из ситца из парчи из гофрокартона

Правильный ответ: из ситца.

ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ

— Что же из этого следует?— Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца.  — Вы полагаете, все это будет носиться? — Я полагаю,что все это следует шить.

ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ

По словам писателя Ефима Бершина, Левитанский, до конца дней сохранявший в себе черты «большого ребёнка», относился к январю с непосредственностью школьника, ценящего первый месяц года за праздничную атмосферу, зимние каникулы и собственный день рождения. «Ёлочные проповеди» поэта, включённые в «Диалог…», состоят из трёх пунктов: власть любой вьюги недолговечна; «следует жить»; «следует шить… сарафаны и лёгкие платья из ситца».

Начало января для лирического героя стихотворения — это период, когда замыкается круг, пересекаются исходные и финальные точки, заново рождается время. Зимние «кабала и опала» не должны пугать его собеседницу: в заснеженной природе постепенно пробивают себе дорогу ростки весны. Тему пробуждения новой жизни несёт не только авторская убеждённость в том, что «будет апрель», но и появляющийся в финальных строчках мотив карнавала, создающего «ускользающе-новогоднее настроение».

Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, к которому все причастны… Атмосфера карнавальности, воссоздаваемая в «Диалоге…», и делает узнаваемым сам Новый год — праздник, где мотив вечного возвращения модифицируется мотивом кругового движения масок вокруг ёлки. А ёлка в новогодней обрядности выступает не только как символ древа жизни, но и как символ мирового древа.

 Песня «Диалог у новогодней ёлки» звучит в фильме «Москва слезам не верит». Композитор Сергей Никитин, исполнивший её вместе с Татьяной Никитиной, рассказывал, что, приступив к работе над картиной в тот момент, когда лента была смонтирована, он написал музыку только к песне «Александра»: «А другая звучавшая в фильме песня „Диалог у новогодней ёлки“ на стихи Юрия Левитанского уже существовала». Другая версия песни на стихи Юрия Левитанского, изначально имевшая название «Белая книга», была написана композитором Эдуардом Колмановским.

Заказ Желаешь заказать свою песню, — жми здесь. Посмотреть

Диалог у новогодней ёлки

  - Что происходит на свете? - А просто зима. - Просто зима, полагаете вы? - Полагаю. Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю, Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю, В ваши уснувшие ранней порою дома.  - Что же со всем этим будет? - А будет январь. - Будет январь, вы считаете? - Да я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю, Я ведь давно эту белую книгу читаю, Этот с картинками вьюги старинный букварь.  - Чем же всё это окончится? - Будет апрель. - Будет апрель, вы уверены? - Да, я уверен. Я уже слышал, и слух этот вами проверен, Я уже слышал, и слух этот вами проверен, Будто бы в роще сегодня звенела свирель.  - Что же из этого следует? - Следует жить, Шить сарафаны и легкие платья из ситца. - Вы полагаете, всё это будет носиться? - Вы полагаете, всё это будет носиться? - Я полагаю, что всё это следует шить!  Следует шить, ибо сколько зиме не кружить, Не долговечна её кабала и опала, Так разрешите же в честь новогоднего бала, Так разрешите же в честь новогоднего бала, Руку на танец, сударыня, вам предложить.  Месяц - серебряный шар со свечою внутри, И карнавальные маски по кругу, по кругу, Вальс начинается, дайте ж сударыня руку, Вальс начинается, дайте ж сударыня руку, И раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три.  Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три. 

Самый вежливый, самый чудесный, самый красивый! А какой глубокий смысл! Прекрасный пример для подражания…и самый любимый праздник! Помню с самого детства и буду помнить всегда… Юрий Левитанский Диалог у новогодней елки — Что происходит на свете? — А просто зима. — Просто зима, полагаете вы? — Полагаю. Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома. — Что же за всем этим будет? — А будет январь. — Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю, этот, с картинками вьюги, старинный букварь. — Чем же все это окончится? — Будет апрель. — Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен. Я уже слышал, и слух этот мною проверен, будто бы в роще сегодня звенела свирель. — Что же из этого следует? — Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца. — Вы полагаете, все это будет носиться? — Я полагаю,что все это следует шить. — Следует шить, ибо сколько зиме ни кружить, недолговечны ее кабала и опала. — Так разрешите же в честь новогоднего бала руку на танец, сударыня, вам предложить! — Месяц — серебряный шар со свечою внутри, и карнавальные маски — по кругу, по кругу! — Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку, и — раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три!.. Источник текста А вам какой вариант нравится больше? Валентина Толкунова и Леонид Серебренников Татьяна и Сергей Никитины Пост подготовлен для марафона #92днялета / Задание #76 — Small Talk. Напишите пост о коротких разговорах. Правила, вежливость, смешные истории, о чем любите, о чем нет. Все мои посты, написанные в рамках марафона, см. здесь: «Марафон «#31деньлета». Мой личный каталог»Не нашли аккорды к песне? Посмотрите наПодбор прислал: gitaristu.ru

  Диалог у новогодней ёлки   (из к/ф Москва слезам не верит)   (С.Никитин, Ю.Левитанский)        Am E7 Am  (1)- Что пpоисходит на свете - А пpосто зима     Gm A7 Dm  -Пpосто зима, полагаете Вы - Полагаю.  G C A7  Я ведь и сам как умею следы пpолагаю     Dm E7 Am  В ваши уснувшие pанней поpою дома.    (2)- Что же за этим всем будет - А будет янваpь.  - Будет янваpь, Вы считаете - Да, я считаю,  Я ведь давно эту белую книгу читаю,  Этот, с каpтинками, вьюги стаpинный букваpь.    (3)- Что же потом в миpе будет - А будет апpель.  - Будет апpель, Вы увеpены - Да, я увеpен.  Я уже слышал, и слух этот мною пpовеpен,  Будто бы в pоще недавно игpала свиpель.    (4)- Что же из этого следует - Следует жить   Шить саpафаны и легкие платья из ситца.  - Вы полагаете все это будет носиться  - Я полагаю, что все это следует шить     (5)Следует шить, ибо сколько вьюге не кpужиться  Недолговечна её кабала и опала,  Так pазpешите же в честь новогоднего бала  Pуку на танец, судаpыня, вам пpедложить.    (6)Месяц - сеpебpяный шаp со свечою внутpи,  И каpнавальные маpугу, по кpугу,  Вальс начинается, дайте ж, судаpыня, pуку,  И pаз-два-тpи, pаз-два-тpи, pаз-два-тpи, pаз-два-тpи

Другие подборы этого исполнителя

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий