Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада : «Путешествие в Королевство Математики»

Дети в старшей группе детского сада достигли возраста 5-6 лет. У них уже есть представления о математике, которые они получили в младшей и средней группе. Новый учебный год готовит более глубокие познания, расширяет область изучения пространства, времени, геометрических фигур и параметров для сравнения предметов. Выпускники старшей группы вполне готовы идти в школу.

Какой материал дается по ФЭМП в старшей группе

ФЭМП в старшей группе ориентировано на расширение кругозора, применение повседневной жизни полученных знаний, правильное представление о мире.

В течение всего учебного образовательного года в ДОУ дети изучают новые геометрические фигуры. К концу III квартала ребята должны различать следующие формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Также, вводятся и закрепляются представления о шаре, кубе и цилиндре. Проводятся занятия, направленные на тренировку в делении круга и квадрата на две и четыре части.

Дети в старшей группе ДОУ

После деления каждый должен уметь назвать и описать получившиеся фигуры. Полученные знания по геометрии ребята учатся применять в жизни: зрительно выбирают предметы знакомых форм, рассказывают, как они используются: например, анализируют лист бумаги, определяя какой он формы, где его углы, где стороны, какая фигура получится, если согнуть лист пополам.

Дополнительная информация! У детей закрепляются представления о последовательности частей суток. Они умело определяют утро, день, вечер и ночь. На вопрос воспитателя в обеденное время о части суток безошибочно отвечают «день», а когда задают вопрос о том, что будет после — отвечают «вечер», помня о том, что до этого было утро.

Ближе к началу лета завершается познание дней недели. Ребята закрепляют понятие рабочих суток и выходных. Легко ориентируются среди недели: если сегодня среда, значит, вчера был вторник, а завтра будет четверг.

Разбирается счет до 10. Сравнивают состав числа, и его ближайших соседей. Учатся собирать по единицам числа до 5. На ощупь и на звук определяют количество предметов (звуков), но не более семи.

Дидактические пуговицы для счета на ощупь

Развиваются навыки сравнения различных предметов по трем измерениям — длине, ширине, высоте. В качестве мерной единицы выбирают наименьший из представленных предметов.

Тренируют умения пользоваться ориентирами «впереди», «сзади», «справа», «слева». Для этого упражняются в смене направления движения по команде воспитателя.

Важно! Все эти навыки дети не приобретают за один год занятий. Начиная с младшей группы, они постепенно познавали элементарные основы математики и окружающего мира. Обучение старшей группы в основном направлено на закрепление полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Виды занятий по ФЭМП

Занятия проводятся, согласно учебному пособию Позиной и Помораевой, 1 раз в неделю. В сентябре первая неделя отводится на адаптацию, поэтому в этом месяце запланировано всего три урока.

  Занятия математикой с малышами 4-5 лет, что должен знать ребенок

Интегрированные занятия

Интегрированный тип обучения признан самым эффективным, так как на них нет прямого обучения, способного оттолкнуть внимание ребенка и лишить увлеченности процессом. На таких уроках в качестве дидактического материала выбираются знакомые персонажи из мультфильмов, например, Маша и Медведь, которые просят ребят помочь им проделать сложный путь по стране Математике.

Путешествие сопровождается знакомством с новыми героями, которые просят помощи у ребят в решении задания, связанного с цифрами или направлением на карте.

Открытые занятия

На открытых занятиях также используется технология встроенной игры, но уже в меньшей степени. Урок больше похож на школьный. Отличается он только тем, что на нем могу присутствовать педагоги и родители воспитанников. Цель урока — продемонстрировать мастерство преподавателя и успехи детей. На глазах присутствующих происходит рождение сказки, ведущей детей через задания-препятствия к цели. Часто на открытых уроках преподаватели используют презентации для наглядности объема усвоенного материала.

Открытый урок по ФЭМП

Занятия с палочками

Один из самых информативных и доступных методов обучения детей понимания числа — палочки. Для понимания значения чисел важно не просто запомнить, как оно называется и выглядит на письме. Весь смысл в обучении счетом — понять, сколько это единиц. Использование палочек помогает усвоить математический смысл числа. Для сравнения чисел между собой лучше всего подходят палочки Кюизенера, окрашенные в разные цвета и имеющие различную длину — в соответствии с числовым значением палочки.

Интересно! Каждый элемент набора внешне привлекателен для ребенка, за счет чего знакомство с числовыми значениями происходит эффективней.

Ориентировка на листе бумаги

Обязательные упражнения на навыки ориентировки на листе бумаги способствует всестороннему развитию. Дети к концу года умеют называть все углы, конкретизируя местоположение каждого. Здесь объединяются такие пространственные понятия как: «верх», «низ», «лево», «право», «центр».

Лист для тренировки ориентировки

Итоговое занятие

Итоговое занятие по ФЭПМ в старшей группе не подразумевает нововведений. Урок проводят для закрепления изученного материала. Чаще всего открытые уроки проводят именно на итоговых занятиях, когда весь курс уже освоен детьми, и преподаватель может продемонстрировать плод своего туда.

Дидактический материал обязательно включает в себя элементы игры: знакомых сказочных персонажей, воздушные шары, красочные ленты разной длины. Подводя итог обучения, педагог подготавливает занятие так, чтобы затронуть все изученные ранее темы, проверить каждого воспитанника, насколько качественно он воспринимал материал в течение всего года.

Диагностика по ФЭМП в старшей группе

Проведение диагностики подразумевает контроль качества образования каждого воспитанника в отдельности. Урок строится на индивидуальном общении педагога и ребенка.

  Познавательная деятельность дошкольников

Воспитатель каждому ученику по очереди дает задание и наблюдает за ходом мышления и полученным результатом. В процессе такой диагностики дети выполняют задания следующего характера:

  • Назвать все геометрические фигуры, расположенные на рабочем столе. Если ребенок затрудняется назвать фигуру, воспитатель ставит вопрос иначе: просит указать на фигуру, которую называет.

Важно! Дети часто из-за волнения забывают названия форм, однако точно знают, как она выглядит, когда слышат название.

  • Расположить идентичные предметы по увеличению или уменьшению длины. Преподаватель может подсказывать воспитаннику алгоритм действий, задавая наводящие вопросы: «Какой предмет самый длинный из оставшихся?». Отвечая на этот вопрос, ребенку не составит труда разложить их по порядку.
  • Суметь отсчитать количество объектов, на единицу больше или меньше, чем показывает воспитатель. Например, когда дошкольнику показывают картинку с шестью белками, он должен отсчитать семь орехов.
  • Построить правильную пирамиду из кубиков или цилиндров так, чтобы основанием был самый широкий предмет, а вершиной — самый узкий. Воспитателю разрешается придерживать пирамиду, поправлять поставленные блоки, чтобы они не падали.
  • Без запинок проводить занимательную гимнастику: дошкольник по просьбе педагога показывает левой или правой рукой другие парные органы и части тела — уши, щеки, глаза, брови и т.д., с той стороны, которую называет учитель.
  • После построения в колонну, дети должны назвать впереди стоящего и того, кто стоит позади. Ребята не должны стоять ближе, чем на метр друг от друга.

Дети построились в колонну

  • Перечислить названия частей суток, допускаются наводящие вопросы, например: «Когда ты собираешься в детский сад, какое время суток наступило?».
  • Называть по порядку дни недели. Когда ребенок затрудняется в ответе или ошибся, преподаватель может спросить: «если сегодня четвертый день недели, как он называется?».

НОД по ФЭМП в старшей группе и дополнительный материал

НОД — непосредственная образовательная деятельность. С одной стороны, детям на таких занятиях дают свободу действий и мыслей, но в то же время, педагог аккуратно направляет ребят, попутно проводя социоигровое занятие. По ФГОС оно направлено на повторение пройденного материала и формирование самостоятельного дополнительного развития. Такие уроки тоже подразумевают предварительное планирование, игровую основу, подобно конспекту Помораевой.

Важно! Без занимательной инсценировки дети не будут увлечены математикой и познанием мира. Образование, поданное через игру, гораздо легче усваивается детьми в любом возрасте.

Занятие по ФЭПМ дома

Родители, дети которых не посещают ДОУ, без труда могут найти популярные конспекты онлайн и без особых технологических трудностей самостоятельно развивать ребенка. Доступность образовательного материала позволяет не отставать в развитии от тех детей, которые занимаются с профессионалами в детских садах.

автор: Каун Татьяна Николаевна

Воспитатель «Красненская ООШ», Белгородской области, Шебекинского городского округа

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Мишкины помощники»

Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей группе.

Автор: Каун Татьяна Николаевна.

Воспитатель Белгородская область, Шебекинский городской округ, «Красненская ООШ» с/п «Радуга».

Тема: «Мишкины помощники»

Цель: Создать условия для формирования математических представлений посредством игры.

Задачи: 1. Обучающие:

-продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

-развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

-совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

  1. Развивающие: — продолжать развивать мыслительные операции, речь, внимание, воображение, сообразительность, тренировать память. 3. Воспитывающие: — продолжать прививать любовь к природе, воспитывать у детей сопереживание, взаимопомощь, навыки самооценки, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: магнитная доска, проектор, флешнакопитель(электронное письмо с просьбой, музыкальное сопровождение из мультфильма «Маша и медведь), экран, столы для сервировки.

Демонстрационный материал: электронное письмо от Мишки, карточка-символизация заданий, плоскостное изображение торта, макеты домиков мультипликационных героев (зайка-ромб; волк- прямоугольник; тигр-квадрат; пума – трапеция; белочка-треугольник равносторонний; ежик-треугольник разносторонний; поросенок, коза, собака- треугольник равнобедренный).

Раздаточный материал: бумажные тарелки красного и зеленого цветов по 10 шт каждого; круги-торты, ножницы на каждого ребенка; геометрические фигуры(квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, треугольники- равносторонний, разносторонний, равнобедренный), эмблемы- раскраски «Маша и медведь».

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическое», «Физическое»

Структура занятия:

  1. Вводная часть – 3 минуты. Сюрпризный момент.
  2. Основная часть – 20 минут. Игра

III. Заключительная часть – 2 минуты. Рефлексия.

Ход НОД

I часть. Организационный момент. 2-3 мин.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, приглашаю вас в круг друзей.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

На экране появляется изображение мишки из мултфильма «Маша и медведь», а под изображением письмо-просьба. 

Воспитатель: — Ребята, сегодня мишка прислал нам электронное письмо, в котором просит о помощи. У Маши скоро день рождения, а он не успевает все подготовить.  Поможем Мишке? 

Дети: — Да.

Воспитатель: -Вот список дел, которые нужно срочно сделать.

II часть. Основная часть.

 Задание 1. «Серверовка».

Дети делятся на две команды, становятся по обе стороны сервировочного стола. Воспитатель раздает тарелочки каждой команде. 

Воспитатель: — Ребята, нужно засервировать стол, поставим с одной стороны стола 10 красных тарелочек, но ставим близко друг к другу. На противоположной стороне стола ставим 10 зеленых тарелочек, но ставим далеко друг от друга. 

Под ритмичную музыку дети сервируют стол. По окончании, проверяется правильность выполнения задания. 

Воспитатель: -Сколько красных тарелочек? 

— Сколько зеленых? 

— Чем отличаются тарелочки ? 

-Почему красные тарелочки  занимают меньше места, а зеленые больше?

-Что можно сказать о количестве красных и зеленых тарелочек?»

Воспитатель: — Ребята, а какое самое вкусное угощение на дне рождения?

Дети: — Торт.

Воспитатель: — торты у нас готовы, но их нужно разделить на части. Садимся за столы. Выполним следующее задание Мишки. 

  1. Задание. «Разделить торт».

Воспитатель: — Ребята, нам нужно разделить торт на четыре равные части. На какую геометрическую фигуру похож торт? 

Дети: — На круг.

Воспитатель: -На сколько частей мы уже умеем делить круг? 

Дети: -На две части.(Предлагается вызванному ребенку сложить круг пополам и разрезать его на две равные части, объяснив, как он будет это делать.) 

— Сколько частей получилось?

— Как называется каждая часть? 

— Что больше: целый круг или его часть? 

— Что меньше: часть круга или целый круг?

— Как получить четыре равные части?

-Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».

Вызванный ребенок  складывает и разрезают каждую половину пополам. Воспитатель комментирует действия детей и прикрепляет части круга на магнитную доску. Затем уточняет: 

— Сколько частей получилось? 

— Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.) 

Что больше: целый круг или одна четвертая часть?

 -Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга? 

— Что больше: одна вторая круга или одна четвертая? 

— Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая?» (При выполнении каждого задания воспитатель наглядно показывает сравнение частей.)

Воспитатель предлагает детям разделить торты  на четыре равные части. Предварительно дети объясняют, как это сделать.

Воспитатель: — Ребята, поставим торты на стол. ( дети складывают целые торты из разрезных частей на приготовленном засервированном столе). А сейчас немного отдохнем и опять играть начнем.

Музыкальная физкульминутка «Маша и медведь».

  1. Задание. «Разложи торты» 

Воспитатель: — Сейчас, мы разложим кусочки торта по тарелочкам. Я буду называть, сколько частей положить в тарелочку каждому гостю. 

— Зайке одну четвертую часть торта.

— Волку две четвертых части.

— Белочке одну четвертую часть торта.

— Маше три четвертых части.

— Мишке четыре четвертых.  Ребята, если сложить четыре четвертых части торта, что получится?

Дети: — Целый торт.

IV часть. Подвижная игра «Отправь пригласительный билет по адресу».

В одной части групповой комнаты, расставлены макеты домиков мультипликационных героев с отмеченной геометрической фигурой. Улица – четырехугольники: зайка-ромб; волк- прямоугольник; тигр-квадрат; пума – трапеция.  Во второй части комнаты улица – треугольники; белочка-треугольник равносторонний; ежик-треугольник разносторонний; поросенок, коза, собака- треугольник равнобедренный.

 Воспитатель вместе с детьми рассматривает и называет адреса (квадрат, трапеция, ромб, прямоугольник, разносторонний, равнобедренный и равносторонний треугольники).

Дети берут с разноса по одной фигуре и движутся под музыку. По окончании мелодии каждый ребенок находит свой адрес в соответствии с имеющейся у него фигурой.

Игра повторяется 2 раза. После окончания игры дети объединяются в две группы и называют улицы на которых они побывали.(треугольники и четырехугольники).

Воспитатель:— Ребята, вы с заданиями справились, Мишке помогли. Он вас благодарит и дарит вам подарки «эмблема-раскраска».

Рефлексия: —Вам понравилось помогать мишке?

Что понравилось больше всего?

На сколько частей мы делили торт?

А если возьмем одну часть, как назовем?

Чем отличаются треугольники? Чем похожи?

Чем отличаются четырехугольники? Чем похожи?

Чем отличаются четырехугольники от треугольников?

Все вы знаете ребята, поэтому Мишка обратился за помощью к вам! Молодцы!.

Используемая литература: И.А.  Помораева,  В. А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. 

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Мишкины помощники»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спешим на помощь»
Математика детям
Автор: Агафонова Светлана Викторовна   
10.02.2016 15:32

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спешим на помощь»

Подготовила: воспитатель Агафонова С.В.

Программное содержание.

  1. Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 9 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число …больше числа…?», «На сколько число …меньше числа…?»
  2. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги.
  3. Закрепить умение устанавливать соответствие между цветной палочкой Кюизенера и цифрой;

Тренировать в порядковом счете до10.

4. Продолжать развивать умение классифицировать геометрические фигуры из набора Дьенеша по нескольким параметрам (цвет, форма, размер).

Скачать конспект

5. Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета, выкладывать палочки в порядке возрастания.

6. Продолжать развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому (слева, справа).

7. Продолжать развивать глазомер, логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

8. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Изображение волшебницы Гингемы, объёмные и плоские геометрические фигуры, числовые карточки-домики, блоки Дьенеша, схемы к блокам, иллюстрация к сказке А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, набор палочек Кюизинера,, разноцветные камешки, паровозик.

Ход занятия.

Воспитатель: -Доброе утро, ребята! Утро будет добрым, если всегда это говорить друг другу. Давайте скажем друг другу «Доброе утро» тихо, на ушко. (Дети шепчут на ухо соседу «Доброе утро, (имя ребёнка).

-Хорошо. Теперь, мальчики, приветствуют девочек.

Мальчики: -Доброе утро, девочки!

-Девочки, поприветствуйте мальчиков!

Девочки: -Доброе утро, мальчики!

-Как же здорово приветствовать друг друга при встрече! Как же здорово говорить друг другу вежливые и добрые слова. А ещё лучше делать всем добрые дела. Вы любите делать добрые дела? (Ответы детей)

– Добрые дела надо делать и для своих родных и для чужих вам людей. И никогда не надо отказывать в помощи, если вас просят.

– Ребята, сегодня жители математической страны просят вас о помощи. Вы же часто были у них в гостях. Мне на телефон пришло сообщение. В стране цифр, знаков и геометрических фигур случилась беда. Злая волшебница Гингема нагнала на их страну сильный ураган. И теперь в математической стране такой беспорядок! Дома, цифры, фигуры-всё перемешалось, всё перепуталось. Король и королева в плену у Гингемы. Жители страны просят навести там порядок и выручить пленников. В какой-то сказке я уже слышала это имя Гингема. Вы не напомните мне, в какой? (ответы детей).

-Конечно же, это «Волшебник Изумрудного города». Гингема, когда колдовала, на землю налетали ураганы.

А с какими героями сказки вы ещё знакомы? (Элли, Татошка, Страшила, Железный дровосек, Лев).

1 задание

– Посмотрите, мы можем сегодня связаться с ними по скайпу. Подходите все к компьютеру

(На мониторе иллюстрация к сказке.)

-Сколько героев вы видите на экране?

-Кто самый высокий?

-Кто самый низкий?

-Сколько лап у льва?

-А у кого ещё 4 лапы?

-В какую сторону смотрит лев?

-В какую сторону смотрит Элли?

-Ребята, вы помните, сколько испытаний, выпало на их долю. Нам тоже надо потрудиться, чтобы помочь героям математической страны. Элли и её друзья уверены, что у вас всё получится. Помните, как долго наши герои добирались до города. На чём мы с вами можем туда отправиться? (повторяем виды транспорта)

Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.

Он по рельсам быстро мчал –

Шпалы все пересчитал.

(Поезд)

– Ну что же, давайте, приготовим свои поезда – и в путь-дорогу…

Задание 2.

– У вас на столе лежат карточки с изображением паровоза и разноцветные палочки.

Кладём паровоз с левой стороны. Вагончики составляем из палочек, начиная от самой короткой до самой длинной.

– Сколько всего вагонов у поезда? (семь)

– Каким по порядку стоит голубой вагон? (третьим)

– Вагон, какого цвета стоит четвертым? (красный вагон)

– Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым? (вторым)

– Какого цвета вагон находится слева от желтого? (красный)

– Какого цвета вагон находится справа от красного? (желтый)

-Какой вагон самый длинный?

-Какой вагон короче: голубой или красный? Как проверим? (Приложим один к другому).

Задание 3.

-Ой, ребята, у нас неприятность. Каменный мост, по которому мы должны проехать разрушен. Нам нужно построить новый.

-Дорога в Изумрудный город была выложена из какого кирпича? (Жёлтого) А мы построим мостик из разноцветных камешков. Положите на первой полоске 6 камешков, на второй на один больше. Сколько надо положить камешков? (7, потому что 7 на 1 больше, чем 6.)

-Что нужно сделать, чтобы камешков стало поровну? (убрать 1 камешек или добавить 1 камешек).

-Какие хорошие мостики у вас получились. Мы продолжаем наш путь.

Физминутка.

– Ребята, а у нас сейчас будет одна маленькая остановка «Отдахай-ка!». Давайте выйдем из вагончиков и немного разомнёмся.

-Какое сейчас время года? (Зима) Какая погода? (Холодная). Представьте, что мы с вами на улице. Нам нужно согреться.

Музыкальная физминутка «Покажите все ладошки».

-Молодцы, давайте вернёмся в поезд и поспешим на помощь нашим друзьям.

(Сели за столы.)

-Вот и приехали мы вами в математическую страну. Да, ребята, ураган здесь похозяйничал.

Задание 4.

-Давайте поставим домики по порядку. Дом, с каким номером, должен быть первым? (1)

Следующий домик с каким номером?

-В этих домиках живут цифры.

-Назовите соседей домика в номером 3.

-Назовите соседей домика в номером 5.

-С каким номером стоит домик перед домиком под номером 7?

– С каким номером стоит домик после домика под номером 7?

Задание 5.

-Ребята, а вы знаете, что Гингема такая злая, потому что она очень несчастная. У неё даже дома нет, поэтому она и чужие разрушает. Сама бедняжка живёт в пещере. Давайте подарим ей дом. У вас на столах лежат домики. Положите их перед собой.

-Скажите, на какую геометрическую фигуру похож дом? Какой формы крыша у домика?

-Волшебнице, думаю, домик, понравится, если мы ещё и мебель ей поставим.

-Поставьте в центре дома стол.

-Справа от стола поставьте стул.

-В левый верхний угол -шкаф

-В правый нижний угол- кровать.

-Молодцы!

Игра «Починим бусы»

-Пока Гингема колдовала, из её бус выпали некоторые бусинки. Давайте поможем ей вернуть их обратно. И тогда злая волшебница точно отпустит своих пленников.

Работа с блоками Дьенеша.

На доске карточки к блокам.

(По карточкам определяем, какой нужен блок-бусинка)

-Молодцы, ребята! Гингема очень довольна. Ведь у неё теперь есть дом, да ещё и с мебелью. Вы починили её любимые бусы. Она больше не будет злой. Волшебница отпускает короля и королеву математической страны.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

-Ребята, какие же вы молодцы! Только ваша смекалка, дружба помогли нашим героям. Король и королева дарят вам новую математическую игру.

– Сейчас я раздам вам часики настроения, а вы покажите, какое настроение было у вас на сегодняшнем занятии.

Список использованной литературы, ИКТ:

  1. Программа “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе»
< Предыдущая   Следующая >
Товар № 10858313
Автор: Помораева И. А., Позина В. А. Издательство: Мозаика-СинтезВес: 0.100 кг.Год издания: 2014Формат: 23.6 x 16.4 x 0.5Страниц: 80 Переплет: Мягкий
Цена: 100 руб.
Товар отсутствует
Узнать о поступлении

ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. .В пособии представлена система работы по формированию у детей 5-6 лет элементарных математических представлений. Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов обучения детей элементарной математике. .Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов. . . . . . . . . . . . . . . . .

Читать далее Посмотреть закупку Добавить отзыв –>

№ 5773 Конспект открытого занятия в старшей группе (5-6 лет) по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Сколько? Который по счету? На котором месте?».

Опубликовано 19.02.2020

Конспект открытого занятия

в старшей группе (5-6 лет)

по

познавательному развитию (ФЭМП)

на тему:

 

 

«Сколько? Который по счету? На котором месте?»

 

 

 

Воспитатель: Аветян С.Л.

 

2018 год

         

Программное содержание:

Цель:  Знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Задачи:

 

Образовательные:

  • Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
  • Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

 

Развивающие:

  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот);
  • Развивать воображение, внимание, память;
  • Развивать диалогическую речь, обогащать активный словарь.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание и наблюдательность, любовь к природе и животным;
  • Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность.

 

Материалы и оборудования к занятию:

 

     Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением осеннего леса, диких животных, поляны с пеньками, поляны с ёлками, поляны с шишками, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.

     Раздаточный материал: наборы ёлочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребенка).

Ход занятия

1. Организационный  момент.

Воспитатель:  Дети, ещё раз здравствуйте!

Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Дети, а какое у Вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее! Воспитатель: Давайте встанем в кружок и передадим друг другу свое настроение!

 

Собрались все дети в круг

Я  – твой друг, и ты – мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель:  Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Ребята сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес. Вы хотите пойти? (да) Но сначала вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей)

2. Содержание занятия (методические указания).

Воспитатель: Тогда мы идём в лес…

Друг за другом встаем

По дорожке мы пойдем

Мы пойдем по тропочке (идут по узкой тропинке)

По камушкам, по кочкам (поднимаем высоко ноги)

По дорожке мы шагаем

Тишину не нарушаем.

Воспитатель: Стой, дети, мы пришли

И поляночку нашли.  (иллюстрация с изображением осеннего леса).                                     Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, и скажите какое время года изображено на картине? По каким признакам вы определили, что это осень? А какой это лес, если у всех деревьев только листья? (ответ детей – лиственный)

Воспитатель:  Ой, дети, посмотрите, на полянке собрались животные.  (иллюстрации с изображением диких животных)

– Назовите  их.  (ответ детей – волк, лиса, медведь, белка, заяц, ежик)

– Какие это животные? (ответ детей – дикие)

– Почему вы считаете, что они дикие?

– Посчитайте и скажите, сколько животных? (ответ детей – 6 животных)

– Как нужно посчитать, чтобы узнать, на котором месте находится то или иное животное? (дети считают животных по порядку)

Воспитатель:  дети, главное правило порядкового счета: чтобы определить порядковый номер какого- то предмета, надо считать слева-направо.

(Показываю детям, как ведется счет, если нужно узнать, на каком месте стоит предмет).

Далее воспитатель приглашает детей посчитать сколько животных.

Воспитатель:  Сколько животных? (ответ – 6 животных)

– На каком месте находится заяц?

–  Который по счету медведь?

–  На котором месте лиса? И т. д.

Воспитатель:  дети, посмотрите, сколько сейчас животных? Кто пришел? (ответ детей – лось) (добавляется иллюстрация с изображением лося)

Сколько стало животных,  посчитайте?

Который по счету на поляне находится волк?

– На котором месте лось?

Воспитатель:  молодцы, хорошо считаете.

Воспитатель:  дети, посмотрите, что произошло в лесу? (иллюстрация с изображением поляны с пеньками) (Ответы детей)

– Давайте посадим в лесу елочки в ряд? Но сажать мы будем в один ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.  (Дети работают за столами, раскладывая елочки).

– Дети, что вы можете сказать о высоте елочек в ряду? (Ответы детей самая низкая,  выше, самая высокая)

– Теперь разложите елочки в обратной последовательности – от самой высокой до самой низкой.

После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду. (самая высокая, ниже, самая низкая)

Воспитатель:  дети, посмотрите и у нас на поляне какие красивые елочки выросли.

(иллюстрации с изображением ёлочек в лесу)

На полянке рассыпаны шишки….

– Ой, посмотрите, что это такое на поляне? (Ответы детей – шишки)

– А от каких деревьев они? (Ответы детей – елки, сосны)

– Правильно, от сосны и ели. Что можно сказать о шишках?

– А какая шишка от сосны, а какая от ели?

– Чем они отличаются? (Ответы детей – размером и внешним видом)

 

 

 

Физкультминутка «Прогулка в лес»

Дети по лесу гуляли

(ходьба на месте)

За природой наблюдали

(повороты головой влево-право, ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели

(встать на носки, руки на вверх)

И их лучики согрели

(посмотреть вверх)

Чудеса у нас на свете

(присесть, руки на поясе)

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

(встать на носочках, руки на поясе)

Великанами мы стали

(спина прямая, тянемся вверх)

Бабочки летали, крыльями махали

(машут руками)

Дружно хлопаем

(хлопают в ладоши)

Ногами топаем

(топают ногами)

Хорошо мы погуляли

(ходьба на месте)

И немножечко устали.

 

Воспитатель:  Ой, дети, загулялись мы в лесу. Пора возвращаться в группу. (Возвращаемся в группу).

– А кто скажет какое сейчас время суток? (ответ детей  – утро). А какие еще части суток вы знаете, назовите? (ответ детей  – утро, день, вечер, ночь)

Игровая ситуация «Разложи по порядку».

Воспитатель:  давайте поиграем. Сейчас разделимся на две группы (мальчики и девочки). Вам нужно выложить целые части суток, кто быстрее. Утро, день, вечер, ночь. Перед детьми иллюстрации, на которых изображены дети или взрослые в разное время суток.

     Воспитатель предлагает определить, какое время суток изображено на картинках, обосновать свой выбор и расположить картинки в правильной последовательности, начиная с утра и называя части суток.

Игровое упражнение с мячом «Назови соседей» (утра, ночи и т.д.).

– Назовите соседей утра? (ночь и день)

– Назови соседей ночи? (вечер и утро)

– Назови соседей вечера? (день и ночь)

– Назови соседей дня? (утро и вечер)

– Молоды, дети!

3. Заключительная часть (рефлексия). Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали?Что вам понравилось больше всего?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы!

 

Список используемой литературы:

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математический представлений: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.
  2. Материалы интернет-сайтов:  международный интернет портал МААМ.RU

 

 

« Предыдущая запись | Следующая запись » Назад

НОВОЕ! “Трудовое воспитание дошкольников”
Олимпиада “Игровая деятельность”
Олимпиада “Изодеятельность в детском саду”
Олимпиада “ЭКОЛОГИЯ” 
Олимпиада “Развитие речи” 
Олимпиада “ФГОС ДО” 
Олимпиада “Педагог и программа Word” 
Олимпиада “Педагог и ФГОС ДО” 
Олимпиада “Основы работы с компьютером” 

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий