Это интересно: мнемотехника в детском саду

image
image

Привет-привет, дорогие посетители блога! С вами Людмила Редькина. Считали ли вы когда-нибудь феноменальную память шарлатанством? Не так давно смотрела передачу “Круче всех”, где маленькие дети запоминали число Пи, угадывали ячейки с разными цифрами, решали огромное количество примеров за доли секунд! В это трудно поверить, но все-таки это возможно! Ох, интересная сегодня тема нас ждет – поговорим о том, что такое мнемотехника для развития памяти взрослых, расскажу о 7 упражнениях, которые помогут запоминать много информации за ограниченное время.

Что это такое

В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу от дома до школы, например. Обращайте внимание на то, что вы видите: лавочку, урну, фонарь, магазин, три березы, ворота, клумбу и пр. К каждому объекту привязывайте образы из запоминаемой информации, а во время рассказа воссоздавайте в памяти весь путь.

Приёмы мнемотехники

Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.

По начальным буквам

С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.

Рифмы

Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.

Созвучия

Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».

Визуализация

Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.

Главный принцип: визуализацияДля того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

Правильный образ должен быть:

  • Объемным. Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
  • Ярким. Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.
Изображение с сайта news.day.az
  • Понятным. Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

Изображение с commons.wikimedia.org

Важно! Все ассоциации сугубо индивидуальны. Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

Методы

Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.

Цифро-буквенный алфавит

Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.

Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.

Источник Секрет в том, что мозг изменяется постепенно. В некоторых исследованиях[] первый ощутимый результат достигался после шестинедельной тренировки, а заметное улучшение памяти наблюдалось через четыре месяца после начала занятий. Сама по себе память не так важна — важно то, насколько эффективно вы думаете в определенный момент времени.

К современному информационному веку наш мозг не особо приспособлен. Далеким предкам, охотникам и собирателям, не нужно было запоминать учебный план, следовать дословным инструкциям или заниматься нетворкингом, на ходу фиксируя в памяти имена десятков незнакомцев. Им требовалось помнить, где найти еду, какие растения съедобны, а какие — ядовиты, как добраться до дома — те жизненно важные навыки, от которых буквально зависела жизнь. Вероятно, поэтому мы сравнительно хорошо усваиваем визуальную информацию.

В то же время длительные занятия и упорство не дадут ожидаемого результата, если осваиваемые мнемотехники не будут достаточно просты. Другими словами, техника улучшения памяти должна легко связывать важную информацию с изображением, предложением или словом. В этом отношении метод локусов, в котором ориентиры на знакомом маршруте становятся информацией, которую вам нужно запомнить, не всегда подходит новичкам.

Примеры применения на практике

Часто мнемотехнику используют для запоминания правил, формул, числовых значений в различных науках. Во-первых, это отличная тренировка памяти. Во-вторых, идеальна для детей, чтобы в полном объёме освоить школьную программу по отдельным предметам. Те, кому посчастливилось учиться у преподавателей, знакомых с данными методиками, навсегда запомнили и слова-исключения по русскому языку, и теорему Пифагора по геометрии, и многие другие истины, которые в идеале все должны знать назубок. Если у учителей нет навыков работы с данными приёмами, родители сами могут применять их, помогая ребёнку в обучении.

Несколько самых ярких примеров мнемонических техник по разным учебным дисциплинам — вам в помощь.

Как с ними работать. Практически все они основаны на приёмах рифмования и созвучий. Так что детям достаточно заучить весёлые стишки — и правила сами лягут им на память чуть ли не до конца жизни. Вот увидите: они их будут зачитывать потом своим внукам.

Русский язык

Записаться на курсПодробнее

Как освоить

Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.

Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.

Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:

  • направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
  • типа памяти, развитием которой будете заниматься;
  • приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
  • авторской системы, в которой будете работать.

Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации

. Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Здесь вы сможете подробнее ознакомиться с различными приемами мнемотехники

:

  • запоминание чисел и цифр;
  • запоминание информации (дворец памяти);
  • запоминание последовательности (дорога Цицерона или римская комната, а также мнемонические фразы).

И небольшое мотивирующее видео.

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий

: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте : использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник .

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике

, оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Для разного возраста

Для дошкольников

Мнемотехника активно используется воспитателями и логопедами для развития речи в детском саду с помощью мнемоквадратов и мнемодорожек. Сначала ребёнок должен назвать, что изображено на картинке (срабатывают зрительные ассоциации и одновременно пополняется словарный запас). Затем он составляет предложения и целые истории, используя сразу несколько иллюстраций (происходит обогащение грамматической речи). Самая сложная в этой цепочке — мнемотаблица, которая помогает дошкольнику выучить полноценное стихотворение.

Для детей школьного возраста

Система образования — самое благодатное поле для применения мнемотехники. Чтобы усвоить огромные объёмы информации по разным предметам, для развития памяти школьников пригодятся созвучия и рифмизация, примеры которых есть в таблицах выше. Начиная с 10 лет, специалисты советуют родителям и преподавателям постепенно обучать детей методам Цицерона и Айвазовского. Можно использовать и иные упражнения: создание собственного языка, разработка клинописи, пароль-отзыв и другие.

Для взрослых

Для развития памяти взрослым учить стихи, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, уже поздно. Им нужны более сложные приёмы, работа с числами, визуальная и аудиальная детализация происходящего. Верхом совершенства станет освоение системы «Джордано» или хотя бы попытка принять участие в заочном туре соревнования по мнемотехнике.

Мнемотехника на уроках английского языка

Мнемотехнические приемы при изучении английского языка используются в большей степени для запоминания различных слов. Существуют уже разработанные смысловые ряды, позволяющие легче запоминать, например, неправильные или фразовые глаголы. Такие запоминалки предлагаются учителями на уроках английского языка, печатаются в учебниках.

Однако приемы мнемотехники можно использовать самостоятельно для изучения новой лексики, разработав собственные связки и образные ассоциации. Распространенные примеры: Использование опорных образов в воображаемой комнате для запоминания английских слов. Применение методики фонетической схожести. Нужно не просто вспомнить слово, схожее по произношению, но и создать рабочую смысловую связь.

Создание историй из несвязанных по значению слов с применением их значений. Представление яркого образа заучиваемого слова без зацикливания на русском переводе.

Лучшие книги по мнемотехнике

  1. Зиганов М. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.
  2. Зяблицева М. А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
  3. Козаренко В. А. Мнемотехника — развитие памяти.
  4. Курт В. Мнемотехника.
  5. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять — древняя методика мнемотехники.

Если перед вами стоит задача развить память, обязательно воспользуйтесь одним из направлений мнемотехники. Начать можно с простейших приёмов, а затем понять и освоить более глубинные и сложные. Вы сами удивитесь, каким объёмом информации можете владеть и использовать её в своих интересах.

Лучшие упражнения для развития памяти взрослым

Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:

  • ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
  • гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
  • каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
  • решение сканвордов и кроссвордов;
  • можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.

Знаком ли вам термин «мнемотехника»? Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и techne – «искусство». Означает оно не что иное, как «искусство памяти», способы и приемы, составляющие целую методику быстрого и прочного запоминания разной информации. Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемоническими приемами в своей жизни.

Мы запоминали цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать…». Мы заучивали падежи через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». А цыган, пришедший на цыпочках и цыкающий на цыпленка, помогал освоить непростую орфографию родного языка. В домобильную эпоху мы заучивали телефоны знакомых, мысленно связывая цифры с датами их рождения. Так что примитивное понятие о мнемонике имеется у каждого.

Однако есть люди, которые по роду службы к развитию памяти подходят не стихийно, от случая к случаю, а методично и целенаправленно. Речь идет, конечно, о педагогах. Развитие памяти – одно из важнейших направлений в работе воспитателя, психолога, учителя, педагога дополнительного образования. Мнемотехника в ДОУ приобретает особое значение. Если не развить память малыша еще в дошкольном возрасте, уже в первом классе ему придется несладко. Ведь 50% успешности ребенка в школе – отличная память. Рассмотрим, как может применяться мнемотехника в детском саду.

Мнемотаблицы

Одна из методик, получивших наиболее широкое распространение, – так называемые мнемотаблицы. Они представляют собой таблички, в ячейках которых помещаются те или иные графические изображения, помогающие запомнить важную информацию. Существует большое количество готовых мнемотаблиц по разным темам, но можно сочинять их самим, а еще лучше – с детьми. Придумывая наиболее удачную схематичную кодировку того или иного понятия, ребенок не только запоминает информацию, но и развивает мышление, речь, креативность. Если педагог не очень хорошо рисует, можно подобрать необходимое изображение в Интернете.

Таблицы для маленьких детей (или на начальном этапе работы) содержат 4-6 клеток, затем количество кодируемой информации может возрастать. Как используется такая мнемотехника в детском саду?

  1. Для изучения какого-либо понятия. Например, при изучении времен года дошкольникам предлагаются таблицы, в каждой ячейке которых помещается схематичное изображение явлений, характерных для этой поры. Зима: снег, теплая одежда, лыжи и коньки, спящий медведь и еж, замерзшая река и так далее. Лето: яркое солнце высоко в небе, ливень, купание в реке, шортики и сарафаны, зелень деревьев и цветы. Картинки в данном случае будут выступать теми «крючками», которые позволят не забыть новый материал, запомнить его, поместить в нужный отсек памяти. При дальнейшей работе с таблицей малыши научатся составлять связный рассказ о том или ином времени года. Мнемотаблицы можно готовить по любым изучаемым темам: «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Растения», «Одежда», «Виды спорта» и так далее.
  2. Такие же методы мнемотехники можно применять и при заучивании наизусть стихов и подготовке пересказов текстов. В этом случае к каждой строке стихотворения подбирается «говорящая» картинка. Подключение зрительной и образной памяти позволяет выучить наизусть тот или иной текст – пословицу, загадку, стихотворение, потешку.

Немного о других приемах

Безусловно, мнемотаблицы – не единственный метод развития памяти, используемый в работе с дошкольниками. Мнемотехника в детском саду может включать в себя и традиционные способы, применяемые в обучении взрослых: рифмовки, составление сюжетных рассказов и мнемонических предложений, игры «Парочки» (Memory), «Снежный ком» и другие. Отлично осваивают дети и приемы эйдетики (подключение образной памяти для запоминания слов, букв, цифр, да и вообще любой информации). Польза от применения таких методик в дошкольном учреждении несомненна. Перефразируя известные слова, можно сказать, что мнемотехника в детском саду – не роскошь, а насущная необходимость.

«Использование инновационной технологии «мнемотехника»

для развития речи у дошкольников»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Поэтому процесс развития речи рассматривается в современном дошкольном образовании, общая основа воспитания и обучения детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска эффективных технологий развития речи детей дошкольного возраста.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

· Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

· Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

· Употребление нелитературных слов и выражений.

· Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

· Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

· Плохая дикция

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большим количеством слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать темп речи, мелодию слов, регулировать громкость голоса, понимать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в мнемотехнике.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого-«искусство запоминания»), – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

· кодирование в образы;

· запоминание (соединение двух образов);

· запоминание последовательности;

· закрепление в памяти.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемотехнику) включает: римского философа Сенеку, одного из видных деятелей христианской церкви Августина, римского ритора (учителя красноречия) Квинтилиана и др.

Более того, в настоящее время методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы и т.д.)

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи.

Ведется подготовительная работа:

· подготовка дополнительного развивающего материала, для расширения кругозора ребятишек;

· обсуждение наблюдений за явлениями природы, или  произведений  народного творчества;

· подготовка необходимого оборудования и различного  раздаточного материала, прослушивание аудио записей;

· выбор приемов, которыми можно заинтересовать ребенка – создание мотивационной основы.

Отличительные особенности технологии:

· имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

· приемы запоминания индивидуализированы;

· широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

· введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Цель технологии: развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Особенность методики применение символов, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких – ёлка.

Суть мнемотехники: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом текст зарисовывается схематично и, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Дидактическим материалом мнемотехники служат: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка- это несколько схематических рисунков, расположенных линейно. Мнемотаблицы- схемы, в которых заложена определенная информация.

Мнемотехника используется для:

· обогащения словарного запаса,

· при обучении составлению рассказов,

· при пересказах художественной литературы,

· при отгадывании и загадывании загадок,

· при заучивании стихов,

· дидактических игр,

· при проведении режимных моментов,

· характеристики и артикуляции звуков,

· звукового анализа слова,

· запоминания пальчиковых игр,

· запоминания текста песен,

· заучивание потешек, чистоговорок, скороговорок.

Элементы схем, моделей:

· предметные картинки;

· силуэтные изображения;

· геометрические фигуры;

· планы и условные обозначения;

· контрастная рамка;

· приём фрагментарного рассказывания.

Сначала надо включить в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоят, что каждый предмет имеет название, научаться рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже можно использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). По мнемодорожке дети составляют небольшие тематические рассказы. В средней группе при создании мнемотаблиц переходят от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым.

Этапы работы (младший, средний возраст):

· Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

· Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

· Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

· Этап 4. Делается графическая зарисовка – мнемотаблица.

· Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серая. Чаще используются мнемодорожки. Предлагаются готовые схемы.

Средний возраст постепенный переход к мнемотаблицам увеличение мнемосхем до 7 – 9 предлагаются готовые мнемосхемы.

Этапы работы (старший возраст):

· Этап 1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части.

· Этап 2. Каждая часть кодируется.

· Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

· Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Старший возраст схематичное изображение, не цветное. Цветом выделяются только сложные или важные моменты.

В группах младшего возраста с помощью воспитателя, в группах старшего возраста – самостоятельно.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

· Взрослый выразительно читает стихотворение.

· Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

· Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

· Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

· Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

· Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

· Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания. Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой или при обучении составлению рассказов широко используют мнемотехнику. Работа состоит из нескольких этапов:

· Этап №1 – Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

· Этап №2 – Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

· Этап №3 – Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.

· Этап №4 – Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

· Этап №5 – Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры.

Таким образом, с помощью мнемотехники удаётся достичь следующих результатов:

· у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

· появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

· появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

· словарный запас выходит на более высокий уровень;

· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Используемая литература:

1. Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Санкт-Петербург: «Детство – Пресс»: 2001.- 74 с.

2. Козаренко В.А «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – Москва: 2007.

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

4. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» (Учебно-методическое пособие). – Санкт-Петербург: «Детство – Пресс»: 2009.- 64 с.

–> Автор: Зубарева Татьяна Александровна–>

Знаком ли вам термин «мнемотехника»? Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и techne – «искусство». Означает оно не что иное, как «искусство памяти», способы и приемы, составляющие целую методику быстрого и прочного запоминания разной информации. Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемоническими приемами в своей жизни.

imageМы запоминали цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать…». Мы заучивали падежи через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». А цыган, пришедший на цыпочках и цыкающий на цыпленка, помогал освоить непростую орфографию родного языка. В домобильную эпоху мы заучивали телефоны знакомых, мысленно связывая цифры с датами их рождения. Так что примитивное понятие о мнемонике имеется у каждого.

Однако есть люди, которые по роду службы к развитию памяти подходят не стихийно, от случая к случаю, а методично и целенаправленно. Речь идет, конечно, о педагогах. Развитие памяти – одно из важнейших направлений в работе воспитателя, психолога, учителя, педагога дополнительного образования. Мнемотехника в ДОУ приобретает особое значение. Если не развить память малыша еще в дошкольном возрасте, уже в первом классе ему придется несладко. Ведь 50% успешности ребенка в школе – отличная память. Рассмотрим, как может применяться мнемотехника в детском саду.

Мнемотаблицы

Одна из методик, получивших наиболее широкое распространение, – так называемые мнемотаблицы. Они представляют собой таблички, в ячейках которых помещаются те или иные графические изображения, помогающие запомнить важную информацию. Существует большое количество готовых мнемотаблиц по разным темам, но можно сочинять их самим, а еще лучше – с детьми. Придумывая наиболее удачную схематичную кодировку того или иного понятия, ребенок не только запоминает информацию, но и развивает мышление, речь, креативность. Если педагог не очень хорошо рисует, можно подобрать необходимое изображение в Интернете.

Таблицы для маленьких детей (или на начальном этапе работы) содержат 4-6 клеток, затем количество кодируемой информации может возрастать. Как используется такая мнемотехника в детском саду?

  1. imageДля изучения какого-либо понятия. Например, при изучении времен года дошкольникам предлагаются таблицы, в каждой ячейке которых помещается схематичное изображение явлений, характерных для этой поры. Зима: снег, теплая одежда, лыжи и коньки, спящий медведь и еж, замерзшая река и так далее. Лето: яркое солнце высоко в небе, ливень, купание в реке, шортики и сарафаны, зелень деревьев и цветы. Картинки в данном случае будут выступать теми «крючками», которые позволят не забыть новый материал, запомнить его, поместить в нужный отсек памяти. При дальнейшей работе с таблицей малыши научатся составлять связный рассказ о том или ином времени года. Мнемотаблицы можно готовить по любым изучаемым темам: «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Растения», «Одежда», «Виды спорта» и так далее.
  2. Такие же методы мнемотехники можно применять и при заучивании наизусть стихов и подготовке пересказов текстов. В этом случае к каждой строке стихотворения подбирается «говорящая» картинка. Подключение зрительной и образной памяти позволяет выучить наизусть тот или иной текст – пословицу, загадку, стихотворение, потешку.

Немного о других приемах

image

Безусловно, мнемотаблицы – не единственный метод развития памяти, используемый в работе с дошкольниками. Мнемотехника в детском саду может включать в себя и традиционные способы, применяемые в обучении взрослых: рифмовки, составление сюжетных рассказов и мнемонических предложений, игры «Парочки» (Memory), «Снежный ком» и другие. Отлично осваивают дети и приемы эйдетики (подключение образной памяти для запоминания слов, букв, цифр, да и вообще любой информации). Польза от применения таких методик в дошкольном учреждении несомненна. Перефразируя известные слова, можно сказать, что мнемотехника в детском саду – не роскошь, а насущная необходимость.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий