Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет картотека (младшая группа) на тему

При плоскостопии у детей гимнастика является неотъемлемой частью лечения. Её несомненный плюс в том, что заниматься можно дома, не посещая поликлинику или больницу. Более 80% случаев плоскостопия у детей исправляются без операции. Чаще всего начинают именно с комплексного лечения, в которое, помимо гимнастики, входит массаж, мануальная терапия и ношение специально подобранной обуви.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие — это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба — неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.

Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Высокие нагрузки на ноги;
  • Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
  • Травмы;
  • Слабость мышц и связок.

Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:

  • Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
  • При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
  • Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.

Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться — это позволит предупредить болезнь.

Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:

  1. Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
  2. Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.

При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.

Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.

Комплекс для дошкольников

Дети дошкольного и школьного возраста могут выполнять упражнения и самостоятельно, и под присмотром взрослых. Главное, чтобы это происходило регулярно. Вот подходящие упражнения:

  • Нужно катать мячик ногой в положении сидя. Сначала одной ногой, потом другой, затем обеими.
  • Сводить носки, не отрывая пятки от пола.
  • Сесть на пол, можно опереться спиной на стену. Затем согнуть ноги, развернув стопы подошвами друг к другу, и сводить — разводить их.
  • Сжимать — разжимать пальцы ног.
  • Ходить наружными краями стоп, отведя плечи назад и поставив руки на пояс.
  • Лечь на спину, расставить ноги и хлопать подошвами.
  • В том же положении согнуть ноги к груди, зажать стопами мяч и покатать его от пятки к носку.
  • Лёжа вытянуть вперёд ноги и делать стопой по другой ноге скользящие движения.
  • Лечь на живот, прижать пятки к ягодицам, вытянуть носки и схватить их руками. Полежать некоторое время.
  • Стоя ухватиться за стул и, имитируя ходьбу, поднимать пятки. Носки при этом от пола не отрывать.

Универсальная гимнастика

Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:

  • Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
  • Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.

После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

  • Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
  • Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
  • Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
  • Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.

Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:

  • Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
  • По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
  • Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.

Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:

  • Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
  • Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
  • Сделать перекаты с носков на пятки.
  • В конце просто попрыгать.

Пример некоторых упражнений на видео:

Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:

  • Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
  • Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
  • Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.

Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами — 15 минут в день, с подростками — 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

Массаж и рельефные коврики для лечения

Продольное плоскостопие у детей гимнастика полностью вылечивает в больше случаев. Ортопедические занятия укрепляют мышцы стоп и голени, а также сухожилия. Наиболее эффективно лечение при комбинированной деформации стоп 1−2 степени. При тяжёлой форме назначают хирургическое вмешательство, но случается это нечасто.

Лучше всего плоскостопие поддаётся лечению массажем и упражнениями у детей 10−15 лет. Наиболее эффективно оно с 10 до 12. Продольное лечится легче, чем поперечное. Но лучше всего, заранее озаботиться его профилактикой.

Курс лечения обычно занимает 2−3 года, в некоторых случаях требуется больше времени. Главное — регулярность и упорство. Можно выполнять задания по одному или комплексно. Главное, чтобы они были ежедневными.

Существуют специальные приспособления, которые помогают в занятиях. Например, коврики, валики и мячи. Их поверхность имеет различные неровности: шипы, фигуры разной формы и т. п., которые раздражают подошвы ног и укрепляют мышцы. Все эти приспособления нужно выбирать исходя из рекомендаций врача, потому что размер, форма и материал изделий напрямую зависят от конкретной патологии, обнаруженной у ребёнка.

Для лечения рекомендуются жёсткие коврики с выраженным рельефом, а для профилактики подойдут и мягкие. Выполнять упражнения на лечебном коврике нужно 15−20 минут в день, затем лучше перейти на мягкий материал.

Существуют также разные тренажёры для лечения деформации стопы, но применять их можно только с разрешения врача. Нужно учитывать, что они дополняют гимнастику, но не заменяют её.

Также стоит отметить, что при плоскостопии у детей гимнастику для ног должен прописать врач. Именно он может подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений, хотя существуют и универсальные, которые подходят почти каждому.

Развитие малыша с ранних лет очень важно для его здоровья. Гимнастика помогает ребенку правильно расти и развиваться. Проводить зарядку можно с первых месяцев жизни малыша.

Польза гимнастики для ребенка

Польза от гимнастики для малышей огромна, если, конечно, выполнять ее правильно!

Как выполнять все упражнения правильно, и почему гимнастика полезна для детей, вы прочтете в статье.

Врачи одобряют инициативу молодых мам заниматься с детьми гимнастикой, для ребенка это способствует:
  • Снятию напряжения;
  • Улучшению кровообращения;
  • Улучшению аппетита;
  • Укреплению мышц;
  • Способствует развитию крепкого иммунитета.
image

Готов ли ребенок к упражнениям?

Есть базовые упражнения для зарядки ребенка, но такая гимнастика противопоказана малышам, которые всячески болеют или имеют слабое здоровье. Для них существует специальная гимнастика, которую рекомендуют врачи.

Также для малышей разного возраста необходимо выполнять разные упражнения, соответствующие их физиологическому развитию. Детей грудничкового периода в возрасте до 1 года, в зависимости от состояния их двигательного аппарата, делят на 4 группы:

  • 1 группа – с 0 до 4-х месяцев;
  • 2 группа — от 4-х до 6-ти месяцев
  • 3 группа — от 6-ти до 9-ти месяцев
  • 4 группа — от 9-ти месяцев до года.

Поэтому перед тем, как выполнять с ребенком комплекс упражнений, следует проконсультироваться с участковым врачом. В любом возрасте гимнастику не следует выполнять, если ребенок капризничает, можно переждать неделю или месяц, чтобы малыш был готов к занятиям и выполнению их ежедневно.

Гимнастика способствует укреплению здоровья малыша, появлению эмоциональной связи с мамой и тактильному контакту, что важно для психологического состояния ребенка.

image

Принципы занятия гимнастикой с ребенком

Разберем несколько важных правил занятия упражнениями с малышом:

  1. Для занятий гимнастикой нужно использовать твердую поверхность: пеленочный стол, крышка комода.
  2. Повторять все упражнения нужно 3-5 раз. Важно, чтобы малыш не перетруждался.
  3. Проводите зарядку в проветренном помещении.
  4. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. Начните с двух минут и каждый день прибавляйте тридцать секунд.
  5. Гимнастику нужно выполнять утром после пробуждения, днем (лучше в первой половине дня) и вечером в форме расслабляющего массажа перед купанием ребенка.
  6. Упражнения не следует выполнять на голодный желудок. Перед тренировкой малышу нужно перекусить, иначе он будет капризничать, и тренировка сорвется.
  7. Перед выполнением гимнастики ребенку необходимо разогреть мышцы: рукой слегка растирайте и массажируйте ноги, руки, живот и спину.
  8. Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  9. Упражнения нужно проводить в игровой форме. Сопровождайте гимнастику песенкой для ребенка или стихом.

Список упражнений для детей до 4-х месяцев:

«Червячок»

Малыш лежит на животе, а мама ладошкой слегка надавливает на ступни ребенка поступательными движениями. Это тренирует мышцы живота, ног и спины.

«Велосипед». 

Малыш лежит на спине, а мама берет ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.

«Топтыжка»

Берете малыша под мышки так, чтобы ножками он упирался в поверхность стола. Ребенок будет делать своеобразные шажки.

«Лыжник»

Ножки ребенка держим в руках и поочередно сгибаем их вверх вниз.

«Самолетик»

Ручки ребенка сгибаем к его груди и разгибаем их вытягивая.

«Приседания»

Это упражнение нужно выполнять, когда ножки ребенка окрепнут. И всего два раза, через неделю можно добавлять еще раз.

Список упражнений для детей с 4-х до 6 месяцев:

В этом возрасте много внимания уделяется гимнастике через массаж, т.к. мышцы малыша крепнут, и он более осознанно воспринимает мамины прикосновения.

  • Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
  • Массаж ног
  • Массаж стоп и рефлекторный массаж
  • Массаж рук
  • Массаж груди
  • Круговые движения руками
  • Скрещивание рук на груди
  • Массаж спины и ягодиц
  • Поворот со спинки на живот и обратно

 Список упражнений для детей с 6-9 месяцев:

  • Круговые движения руками.
  • Подъемы выпрямленных ног.
  • Отведение плеч назад со сведением лопаток.
  • Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки.
  • Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук.
  • Ползание

Список упражнений для детей с 9-ти месяцев до 1 года:

Дети этого возраста уже начинают хорошо стоять, передвигаться с помощью опоры, ходить без помощи, приседать и выпрямляться. Они понимают вашу речь, поэтому гимнастику нужно сопровождать словами.

  • Круговые движения руками.
  • Приподнимание выпрямленных ног.
  • Вставание на ноги из положения лежа на животе.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Сгибание и разгибание рук.
  • Ходьба за каталкой.

Также сейчас очень популярны занятия с грудничками на фитболе – это возможность физически развивать малышей с самого раннего возраста. Его также можно использовать для упражнений остальным членам семьи. Педиатры рекомендуют молодым мамам с самых первых месяцев жизни ребёнка использовать его не только для укачиваний, но и для гимнастики.

Развивайте своего ребенка и будьте уверены: ему это понравится!

Занимайтесь регулярно, и малыш вырастет здоровым и сильным, прямо как папа.

В малом возрасте ребенку особенно необходимо заниматься физическим здоровьем.

Если большой малыш 6-7 лет может делать это самостоятельно, то утренняя зарядка и другие виды разминок трехлетнего крохи проводятся только с мамой.

На данном этапе развития ребенка его мышцы постепенно крепнут, поэтому рекомендуется отдавать предпочтение небольшим, но регулярным нагрузкам.

Несколько видов гимнастики помогут малышам обрести оздоровительное воспитание, а также научится делать зарядку самому.

Особенности развития детей 3 лет

Психологи утверждают, что в 3 года у малыша происходит начальный этап формирования личности. Родители подрастающего крохи надеются, что проблем с воспитанием станет меньше, однако они только увеличиваются.

В физиологическом плане ребенок достигает определенного роста, веса, его кости постепенно становятся крепче.

Чтобы вовремя выявить патологии, отклонения, рекомендуется узнать о возрастных нормах развития детей 3 лет:

  1. Объем черепа на данном этапе развития крохи составляет 80 % от объема взрослого человека.
  2. Полезной станет спортивная гимнастика, тогда как кости малыша еще неустойчивы и легко подвергаются деформации извне.
  3. Диаметр мышц постепенно увеличивается, происходит дифференциация на большую и мелкую мускулатуру. Необходимо составить комплекс упражнений для ребенка, чтобы продолжать правильное развитие.
  4. Кровообращение маленького человечка быстрое, а сердце работает без проблем, даже при условии нагрузок. Чтобы крохе не было скучно, зарядку можно проводить под музыку.
  5. При играх ребенок уже задействует две руки, способен ходить на носочках, делать разные по величине шаги, прыгать на месте, а также принимать участие в различных активных мероприятиях: танцах, играх.

Все перечисленные возрастные нормы соответствуют возрасту крохи в 3 года.

Если ребенок не умеет делать какие-либо движения, не стоит отчаиваться – займитесь дома воспитанием физиологического здоровья своего чада и развитие придет в норму.

Польза гимнастики

Очевидная польза спорта говорит о том, что гимнастика необходима для малыша в любом возрасте, особенно в 3 года.

Она представляет собой комплекс акробатических упражнений, элементов танца, выполняемых под музыку.

Кроме того, она делится на несколько видов, которые будут рассмотрены в следующем разделе. Движения в гимнастике активные, динамичные, часто используется дополнительный инвентарь: ленты, обручи, мячи.

Рассмотрим пользу развивающей гимнастики для детей 3 лет:

  • Физическая активность способствует правильному развитию мышц и костей малыша, кроме того формируется правильная осанка, повышается уровень здоровья.
  • Происходит развитие пластичности, двигательного аппарата.
  • Находясь в секции по гимнастике, малыш невольно развивает навык общения и взаимодействия со сверстниками.
  • Занятия способствуют пробуждению чувства ответственности и развивают волевой дух и соперничество.
  • Веселая зарядка помогает детям почувствовать музыку и выразить свое настроение через движение.

Развитие гибкости, ловкости, ориентации в пространстве – все это дает гимнастика. Не стоит отдавать малыша в секцию, если он сильно этому противится.

Необходимо несколько раз продемонстрировать ему комплекс упражнений дома, чтобы увидеть его желания.

Важно! Для детей 3 лет лучше выбирать менее травмоопасный вид гимнастики: мышцы еще не до конца сформированы, что повлечет их деформацию.

Систематическое выполнение гимнастических упражнений способствует самодисциплине, позволяет правильно организовать время и дарит удовольствие.

Виды гимнастики

Среди комплексов упражнений для детей дошкольного возраста выделяют несколько видов гимнастики, которые условно можно поделить на лечебную, прикладную, общеразвивающую и спортивную.

Рассмотрим несколько разновидностей гимнастики для ребенка в трехлетнем возрасте:

Вид гимнастики Описание
Художественная Упражнения под музыку с применением дополнительного инвентаря, развивающие гибкость – подходят для девочек
Пальчиковая Подвижная гимнастика для рук и ног, переключающая внимание малыша, развивающая координацию и мелкую моторику, обычно в стихах
Артикуляционная Упражнения, вырабатывающие подвижность губ и языка, обучающие точности позы губ и мышц лица
ЛФК Помогает при некоторых нарушениях, например при дисплазии, а также используется в качестве лечебной профилактики
Дыхательная Обучает ребенка правильному вдоху и выдоху, формирует вентиляцию легких. Дыхательные упражнения позволяют прислушаться к организму
Логопедическая Данная гимнастика подходит для языка: малыш, имеющий проблемы с речью после таких упражнений обретает нормальную артикуляцию
Оздоровительная Сюда относят комплекс вышеперечисленных методик, объединенных в одну зарядку

Комплекс упражнений

Делать упражнения зарядки малышам 3 лет рекомендуется совместно с мамой: это принесет не только пользу, но и значительно разнообразит процесс, сделав его веселым.

Выполнять задания рекомендуется после сна утром, а также перед сном.

Более сложные упражнения необходимо делать несколько раз в неделю:

  • Начните зарядку с небольшой разминки: бега на месте, ходьбы на носках и пятках.
  • Выполните с малышом упражнение с использованием палочки: руки расставлены, палка прижата к коленям, ноги по ширине плеч – на вдохе палочка поднимается за голову, а на выдохе опускается.
  • Бросания мяча помогут развить координацию и ловкость: локти прижаты к туловищу, во время броска руки идут вперед.
  • Положение — лежа на животе, палочка впереди перед лицом: на вдохе поднимается верхняя часть туловища вместе с палочкой.

Кроме основных упражнений в гимнастике должны присутствовать задания для рук и ног, а также на развитие дыхания.

В свободное время можно заняться артикуляционными упражнениями, чтобы развитие речи происходило согласно нормам.

Полезное видео

Для малыша в возрасте от 1 года до 3 лет самая эффективная форма проведения гимнастики, как и любого вида деятельности, конечно же, игра!

Сначала это будут простые и интересные задания: подойди ко мне и посмотри, что я спрятала в руке, под подушкой, за спиной, за креслом. Кроха, пока ищет любимую игрушку, будет преодолевать препятствия, расположенные на его пути. Препятствием может быть низкий столик, под которым надо проползти, или подушка, через которую необходимо перелезть, чтобы добраться до Вас.

Гимнастика для малыша должна быть увлекательным занятием, ни в коем случае не заставляйте его делать упражнения без желания. Упражнения хорошо сопровождать музыкой, чтобы было веселее.  Продолжительность занятия 10 – 12 минут, ведь детки раннего возраста быстро утомляются. Проводить занятия можно каждый день или через день, сразу после дневного сна или через 30 – 40 минут после завтрака. Во время выполнения упражнений ребенок должен дышать носом и не задерживать дыхание, проследите за этим.

Для проведения гимнастики оденьте малыша в свободную легкую одежду из натуральных тканей, на ногах оставьте только носочки. Комната, где вы занимаетесь должна быть хорошо проветрена (зимой) и открыта форточка (летом).

Приготовьте все необходимое: любимые игрушки, большой мяч, палка или доска, коврик, ящик.

Итак, все у нас готово можно приступать к гимнастике для малыша. Из предложенного комплекса упражнений Вы можете выбрать именно те, которые понравятся Вам и вашему ребенку.

1.  Работаем над ходьбой.

Ребенок стоит на полу, держась за мебель, а Вы недалеко от него и держите в руках яркую игрушку. Поманите малыша игрушкой, если он уже научился ходить то, меняйте направление ходьбы ребенка, отводя игрушку то в одну, то в другую сторону. Так Вы улучшаете его ориентацию в пространстве.

Ходим по «узкой дорожке».

На полу обозначьте палочками (веревочками, мелом, либо узор ковра) дорожку шириной 30 см. Ориентируясь на успехи ребенка, постепенно сужайте дорожку до 20 – 10 см.

Ребенок должен самостоятельно пройти по дорожке, сохраняя равновесие. Обратите внимание на положение стоп малыша при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходим по наклонной поверхности (с поддержкой).

Потребуется гимнастическая скамейка или доска, которую необходимо укрепить так, чтобы один конец был приподнят на высоту 20 -25 см. Ребенок с Вашей помощью должен пройти вверх по доске, и обратно в низ.

Ходим боком.

Покажите малышу, как ходить боком мелкими приставными шажками. Научите его ходить в обе стороны и в левую, и в правую. Ходить можно сначала по полу, потом усложните задачу, пусть малыш пройдет по доске, или гимнастической скамейке.

Ходим и бегаем в различном темпе.

Сначала подготовим ребенка к заданию. Усадите его перед собой и попросите показать Вам ножки. Когда малыш это сделает – скажите: «У тебя ножки маленькие, но бегают они быстро!

Маленькие ножки бежали по дорожке!

–>

А у слоника – большие ноги, и ходит он медленно.

Большие ноги шли по дороге!»

Теперь предложите ребенку поиграть – покажите, как ходит он легко и быстро, и как ходит слон: тяжело и медленно. Малыш с удовольствием будет ходить, и бегать в соответствии со словами и ритмами припевок.

Перешагиваем препятствие.

Покажите малышу, как ходить, высоко поднимая ноги, приговаривая:

До чего трава высОка,

То крапива, то осока,

Поднимай повыше ноги,

ведь идешь не по дороге!

Теперь предложите крохе перешагнуть через высокий предмет (10 – 15 см). Постепенно упражнение усложняйте, размещая на полу несколько препятствий.

Игра «по ровненькой дорожке»

«По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки. (кроха идет обычным шагом)

По камешкам, по камешкам  (перешагивает через воображаемые камешки, высоко поднимая ноги)

И в ямку за товарищем.» (приседает)

Затем встает и снова идет:

«Встали мы на ножки

на ровненькой дорожке»

2.   Упражнения на развитие чувства равновесия

Раскачиваемся

Качайте малыша на качелях, игрушечных лошадках-качелях. На улице качайте ребенка на качелях и каруселях. Такая игра поможет малышу учиться держать равновесие.

Пускаем мяч с горки

На прогулке предложите малышу забраться на невысокую горку, скатить с нее мяч и догнать его.

Залезаем на предмет (ящик, диван)

Сначала попросите малыша залезть на ящик высотой 10 – 15 см, а потом и на диван высотой 40 см. для этого задания подойдет игра: «Найди зайку». Спрячьте игрушку за спинку дивана, но так чтобы ее было видно ребенку. «Где зайка?» Увидев его, малыш радостно будет пытаться залезть на диван. Если диван высокий, положите перед ним подушку или коробку.

3.  Упражнения в лазанье

Как только малыш научиться залезать на диваны и кресла, можно в квартире установить небольшую шведскую стенку или лесенку. Полезно учить ребенка залазить и слазить по такой лестнице.

Пролезаем в окошко

Держите обруч, через него ребенку должна быть видна игрушка, привлекающая его внимание. Малыш пролезает через обруч и выпрямляется.

Перелазим через скамейку

Задача упражнения научить ребенка правильно перелазить через скамейку. Малыш встает к скамейке боком, опирается на нее руками и перелезает. Упражнение повторяйте по нескольку раз в обе стороны.

4.  Упражнения в ползании

Некоторые детки не ползают на первом году жизни, если Ваш малыш к ним относиться, то самое время научить его ползать. Такое упражнение хорошо укрепляет мышцы всего тела, ног, рук, развивает координацию движений.

Игра: «Собачка, бычок, козлик»

Пусть малыш ползает на четвереньках подражая собаке. Потом ползает также, но при этом бодается как бычок и произносит «Му-му». Затем, передвигается мелкими шажками, подражая козлику, и произносит «Ме-ме!»

Ползаем по скамейке

Задача ребенка проползти по скамейке, а Ваша его подстраховывать.

Проползаем под препятствием (низким столиком, стулом, палкой)

Препятствие должно быть на высоте 30 – 50 см.

5.  Общеукрепляющие упражнения

Упражнения для плечевого пояса и рук

Бабочка

Ребенок стоит, опустив руки вдоль тела. Затем, поднимает руки в стороны и помахивает кистями – бабочка порхает. Можно походить по комнате – бабочка летает.

Далее малыш сгибает руки и касается пальцами плеч – бабочка сложила крылышки.

Покажи ладошки

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, ступни параллельно друг другу, ручки опущены. Попросите его: «Покажи ладошки!» — ребенок вытягивает руки вперед ладонями вверх. А теперь «Спрячь ладошки!» — малыш прячет ручки за спину.

Часы

Исходное положение, такое же, как в предыдущем упражнении. Затем, малыш начинает размахивать руками назад – «тик», и вперед  — «так!»

Смотай клубок

Малыш стоит прямо, ноги слегка расставлены. Руки сгибает перед грудью, пальца собраны в кулак. Совершаем круговые движения кистями, как будто наматываем нитки на клубок.

Вырасти большим!

Малыш стоит прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль тела. Затем, он поднимает руки вверх и тянется.

Колесо

Упражнение выполняется точно так же, как «часы», но движения руками круговые.

Самолет

Малыш стоит, расставив ноги на ширине плеч. Разводит руки в стороны, как крылья у самолета и совершает наклоны в стороны. При этом руки делают большие махи.

Помоги маме — подмести пол

Ребенок ходит по комнате немного наклонившись вперед и размахивает руками, как будто подметает пол. А можно дать ему веник и он с радостью покажет, как надо подметать пол!

Паровозик

Кроха бегает по комнате и делает согнутыми в локтях руками круговые движения вперед-назад. При этом приговаривает: «Чух-чух-чух!»

Напилим дрова

Сядьте с малышом на пол лицом друг к другу и возьмитесь за руки, одна рука впереди. Попеременно разгибайте руки, приговаривая «вжик — вжик».

Упражнения для ног

Приседание (с обручем)

Возьмитесь с ребенком за обруч и по команде сели приседайте, не отпуская обруч.

Подними игрушку

Положите несколько игрушек в разных концах комнаты. Попросите ребенка присесть или нагнуться, чтобы поднять игрушки.

Покачай ногой

Малыш стоит у стула, держась за него одной рукой. Дальней от стула ногой покачивает вперед – назад. Повторяет упражнение другой ногой.

Догонялки

Ребенок бегает по комнате, а Вы его ловите. Потом наоборот.

Цветочки распустились

Расскажите малышу, что ночью некоторые цветочки закрываются, а утром, после восхода солнышка – раскрываются. Суть игры: когда Вы говорите «ночь» — малыш изображает, как цветочек закрылся, т.е. приседает и сворачивает листики (руки). Когда Вы произносите «день» — цветочек распускается, т.е. кроха встает и распускает лепестки.

Упражнения для туловища

Поднимаем ноги

Положите ребенка на спину и держите над его ногами палку. Малыш должен поднять прямые ноги и дотронутся ими до палки.

Наклоняемся с прямыми ногами

Сначала Вам следует помочь малышу выполнять упражнение. Поставьте его спиной к себе, попросите нагнуться и поднять игрушку. Сами держите его ноги за колени, не давая им сгибаться.

Потом ребенок сможет нагибаться сам, не сгибая колени.

Велосипед

Лежа на спине, ребенок сгибает и разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде.

Присаживание

Исходное положение лежа на спине. Придерживайте малышу ноги и попросите его сесть. Сначала можно ему помогать, придерживая то за одну, то за другую руку.

Напряженное выгибание («Возьми игрушку с пола»)

Вы садитесь на стул, на колени лицом вниз укладываете ребенка так, чтобы его грудь и плечи были на весу. Теперь малыш должен наклониться вперед, поднять с пола игрушку и вернуться в исходное положение. Придерживайте его за ноги.

Теперь положите ребенка спиной вниз, его задача также поднять игрушку, но выгибаясь назад, потом вернуться в исходное положение.

Упражнение достаточно трудное, поэтому достаточно 1-2 наклонов в каждую сторону.

Ежик

Ребенок лежит на спине, после Ваших слов:

«Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог» — он должен обхватить руками колени и прижать согнутые ноги к груди.

«Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся» — малыш снова ложится на спину, руки выпрямлены, потягивается.

Повороты в стороны

Кроха стоит на коленях, попросите его брать игрушки с одной стороны от себя и перекладывать на другую.

Ласточка

Лежа на спине с разведенными руками, ребенок слегка прогибается назад, при этом поднимает голову и руки.

Рыбка

Малыш лежит на спине, руки согнуты под грудью. Выпрямляя руки, он прогибается назад.

Кошечка

Стоя на четвереньках, ребенок попеременно выгибает спину вверх, голова при этом опущена и прогибает спину, потягиваясь.

Бревнышко

Ребенок ложиться на спину и вытягивается в одну струну, т.е. руки подняты вверх. Таким бревнышком необходимо перевернуться на живот, и обратно не сгибая ни рук, ни ног.

Тачка

Ребенок стоит на четвереньках, Вы аккуратно берете его за ноги, ноги должны быть прямыми. Малыш передвигается на прямых руках, получилась тачка.

Упражнения с мячом

Упражнения с мячом прекрасно развивают ловкость рук и общую моторику.

Катание мяча

Садитесь с малышом на пол друг напротив друга, ноги широко разведите. Катайте мяч друг другу в любом направлении.

Бросание мяча

Ребенок стоит и держит мяч двумя руками, задайте ему направление, куда бросать мяч. Бросать также можно в какую-то цель.

Посмотрите еще больше игр с мячом для малышей!

С уважением, Светлана!

–> Категории: Развивающие игры

Иногда активности маленьких деток можно позавидовать! Они без устали бегают, прыгают, лазают и шкодят в течение всего дня, исследуя все, что попадается им на глаза. Чтобы направить энергию ребенка в нужное русло, а также добавить необходимый компонент в комплекс мероприятий здорового образа жизни малыша предлагаю заняться с ним каждодневными физическими упражнениями: утренней зарядкой или гимнастикой.

Сразу хочу вас предупредить, что эта зарядка будет особенной, специально разработанной для малышей 2х-3х летнего возраста. Ведь традиционная зарядка с командой: «Делаем наклоны!», «Выполняем приседания!» и т.п. по меньшей мере, разочарует ребенка и никак не заинтересует малыша выполнять непонятные движения.

image

Немного ценной вводной части о нашей зарядке.

Гимнастика (зарядка) для трехлетнего малыша будет состоять из 5-6 посильных и увлекательных упражнений для каждой группы мышц его тела:

  • плечевого пояса и рук
  • туловища;
  • ног
  • стоп.

Как правило, зарядка состоит из трех этапов:

  • подготовительный
  • основной
  • заключительный.

Чтобы малыш получал удовольствие от ежедневной утренней зарядки, она должна проходить в игровой форме, быть не утомительной и длиться в течение 5-7 минут.

Беспроигрышным вариантом проведения первой в жизни ребенка зарядки – это выполнение его любимых движений и действий, к примеру, малышам обычно нравится хлопать ручками, топать ножками, прыгать и потягиваться.

Обязательно хвалите ребенка, помогайте ему правильно выполнять упражнения, а так же комментируйте или озвучивайте каждое движение веселыми прибаутками, песнями и звуками и т.п. Например, выполняя движение «Паровозик», вы можете имитировать звуковые сигналы паровоза: «Чух, чух, чух! Ту-тууууу!» и привлекать карапуза повторять звуки. Это не только интересно, но и полезно для малыша (для его органов дыхания). Ведь ни для кого не секрет, что дыхание – это жизнь!

Какие упражнения входят в игровую зарядку для детей.

Итак, я готова представить на ваш выбор ряд физических упражнений для утренней гимнастики.

Итак, упражнения для всех групп мышц малыша:

1. Бег или ускоренная ходьба. Как правило, двухлетний кроха не совсем умеет бегать, поэтому предложите ему быстро походить. Это упражнение очень полезно для:

  • развития коры головного мозга
  • совершенствования кровеносной системы
  • развития дыхательной системы
  • разминки практически всех мышц тела.

2. Марш – это ходьба, похожая на строевой шаг, которая длится в течение 30 -40 секунд.

Можете разучить специальные стихи, к примеру:

Марширую на парад

Я зарядке очень рад

И вот что я вам скажу

С физкультурой я дружу.

3. Ловим бабочек. Вол время этого упражнения крохотуля может двигаться по комнате в любом направлении и хлопать в ладоши, имитируя ловлю бабочек. Если у вас есть обруч, то дайте его ребенку, пусть использует его в качестве сака для ловли мнимых бабочек.

4. Паровозик. Если деток несколько, то это упражнение будет более интересным и увлекательным. Суть состоит в том, что все присутствующие выстраиваются змейкой и, держась за плечи друг друга, имитируют паровоз, который двигается по периметру комнаты.

image

Упражнения для рук.

1.Упражнение «Птичка» выполняется в течение 30-40 секунд. Кроха имитирует взмах крыльев птицы. Можете позволить ребенку в это время бегать или прыгать.

2. Рыбка. Делаем волнообразные движения сложенными вместе ладошками, имитируя движение хвостика рыбки во время плавания. Для выполнения такого упражнения можно выделить 30-40 секунд.

3. Зайчик. Суть такого упражнения в том, что кроха хлопает в ладоши во всех направлениях: над головой, напротив или сзади себя, а также в разных положениях тела: стоя, лежа, сидя и т.д.

Упражнения для разминки плечевого пояса.

Выполняя такие упражнения, малыш укрепляет грудную клетку и органы дыхания, а так же формирует правильную осанку.

1. Обнималки. Это упражнение выполняют 5-6 раз. Суть упражнения состоит в том, что малыш разводит руки в стороны, делает вдох, обхватывает плечи и делает выдох.

2. Пароходик. Малыш делает круговые махи выпрямленными руками.

3. Упражнение «Часики» выполняется в течение 30 секунд. Карапуз наклоняет голову в одну сторону, а затем в другую. Наклоны сопровождает комментариями: «Тик-так, тик-так, тик-так». Руки держит на поясе, а ноги – на ширине плеч.

Так же, есть упражнения для туловища.

1. Упражнение: «Мельница». Малыш наклоняется, ставит ноги на ширине плеч и машет расслабленными руками, изображая вращающиеся лопасти мельницы. Это упражнение выполняем в течение 10-15 секунд.

2. Тук-тук. Карапуз, изначально, стоит прямо, а его ноги расположены на ширине плеч. По команде ребенок должен наклониться и похлопать себя ладошками по коленкам. Такое упражнение выполняем 5-6 раз.

3. Качеля. Это упражнение прекрасно тренирует вестибулярный аппарат. Малютка, стоя на одном месте, начинает раскачиваться, прогибая туловище вперед и назад.

4. Потягушки. Кроха наклоняется в разные стороны: вправо, влево, назад и вперед с протягиванием руки. Достаточно выполнить по три наклона в каждую сторону.

Упражнения, которые предназначены для разминки ног и стоп.

1.Мышка в норке. Малютка прячется за спинку стульчика, а затем выпрямляется, как – бы выныривая из норки. Можно озвучивать действие комментариями: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»

2. Мячик или кузнечик. Маленький непоседа с удовольствием будет выполнять подскоки на месте или двигаясь вправо или влево, взад или вперед. Можно повторить прыжки 15-20 раз.

3. Поднимаем выше ножки! Карапуз поочередно поднимает каждую ножку, не сгибая их в коленках. Упражнение достаточно тяжелое, поэтому достаточно, чтобы малыш сделал 6 подъемов.

Закаливание — это шаг к здоровью!

Затронув вопрос здорового образа жизни ребенка, давайте немного поговорим о его закаливании. Ведь недаром говорится в песне: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!…» Тем более, если вашему счастью уже больше года и у него нет на этот счет никаких противопоказаний.

Виды закаливания для детей:

Итак, приведу вам основные виды закаливания и рекомендации ведущих специалистов по их выполнению.

Обтирание – это одна из щадящих процедур закаливания. Ребенка обтираем влажным полотенцем, намоченным в воде, температурой 26-28 градусов.

Контрастный душ лучше принимать вместе с малышом утром или в обед:

  • Для начала включите теплую воду, чтобы карапуз прогрелся. постепенно добавляйте горячую воду, обливая ею ножки, ладошки, а потом спинку.
  • Затем скажите крохе, что сейчас Вы как бы попали под летний дождик и включите прохладную воду. Обливание делайте в такой же последовательности, что и теплой водой.
  • Включите теплую воду.
  • Повторите обливание не более трех раз. Со временем можно увеличить количество процедур до 7 лет.
  • После принятия контрастного душа сначала обверните кроху в полотенце – пусть немного посидит, а затем оденьте в одежду.

Кстати, контрастное закаливание можно проводить и в ванной без душа. Для этого нужно наполнить ванную теплой водой и приготовить тазик с холодной водой. Попеременно делать процедуры.

Альтернативой контрастного душа является контрастное обливание ножек:

  • наполните два тазика холодной (температурой 33-35 градуса) и горячей водой (температурой 38-40 градусов). Кстати когда ребенок станет в один из них, вода не должна доходить до середины голени ребенка.
  • попросите ребенка стать в таз с горячей водой, а через минуту – в таз с холодной водой (примерно на 20 секунд).
  • повторите процедуру три раза.
  • с периодичностью в пять дней меняйте температурный режим, делая воду холоднее на 1 градус, пока она не станет примерно 12-17 градусов.

Как закаливать двухлетнего ребенка зимой?

— Перед зимним закаливанием рекомендую приучить организм к контрастным процедурам. Кстати, даже если ребенок заболеет, закаливание прерывать нельзя. Иначе не будет достигнут желаемый эффект устойчивости организма к различным инфекциям и заболеваниям.

— К зимнему закаливанию относится бегание на снегу. Кстати, снег должен быть чистым, располагаться на земле и ни в коем случае не на водоеме или на балконе вашего дома (во избежание несчастного случая). Продолжительность пребывания ножек на снегу должна не превышать несколько секунд.

— После забега – закаливания быстро поместите ножки малыша в шерстяные носки, валенки или в горячую воду.

Чем полезно закаливание для малыша 2-х лет:

  • он прекращает болеть, потому, что его организм устойчив к вирусам различного вида
  • пребывает в отличном настроении, так как закаливании способствует выработки адреналина и эндофринов.
  • дополнительный прилив энергии, а значит, желание интенсивнее познавать окружающий мир.

Очень интересно и в игровой форме представлена зарядка для детей в мультики от Тетушки Совы:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий