Детская математика. Пять развивающих игр

2016-02-10

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я image ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

  • Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

  • Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем  «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.
  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее: выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем  самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

  • Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.

9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

  • Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);
  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);
  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;
  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email, Инстаграм, Вконтакте, Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ

Читайте также:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДОМА

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Содержание

Непростая задача математика для дошкольников, а научить дошколят простейшим математическим приемам раньше казалось вообще невероятным. Дети только в первом классе начинали изучать все азы и основы математики. Сейчас же ситуация изменилась.

В школу дети приходят уже с багажом знаний. Математика для дошкольников представляет некоторые сложности. Поэтому знакомить дошкольников с царицей всех наук следует в увлекательной атмосфере, которая будет интересна даже самому вертлявому ребенку.

Математика для дошкольников и математические игры позволят легко и с удовольствием познакомиться дошкольникам с цифрами и числами, с простыми арифметическими действиями, а также знаками «больше» и «меньше».

Когда дошкольники решают задачки в игровой форме, они дополнительно побуждаются найти верный ответ. Дети жаждут похвалы или какой-нибудь награды, пытаются победить в игре непременно. И это способствует закреплению новой информации.

Вот так ненавязчиво и увлекательно можно развивать интерес дошкольника к приобретению полезного материала.

Математика для дошкольников — наглядность при обучении

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.

Правила организации занятий математики в детском саду

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться.

Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл.

Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций.

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению: Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.

Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут.

Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше. Исходить из интересов ребенка. Не злоупотреблять подсказками. Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.

Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.

Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы. Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал. Это поможет разностороннему развитию.

При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.

Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.

Исходить из постепенного усложнения заданий.

Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.

Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.

Поощрять самостоятельность.

Виды заданий по математике

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности.

Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет.

Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

Математические игры

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игры для младших дошкольников

Игра «Составь последовательность чисел»

Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности. Задание «Сосчитай предметы». Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры.

Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание «Божьи коровки»

Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число»

Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание «Найди соответствие примерам»

На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа — примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

image

Математические задачи на смекалку

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания — составление, трансформация различных фигур.

Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур. Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Задачи для дошкольников «Составление предметов по картинкам»

Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры» 

Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

«Геометрические примеры»

Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

«Сосчитай фигуры»

Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для старших дошкольников: «Составь силуэт животного или насекомого»

Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу

«Предметы из кубиков»

Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику. Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение.

В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия. Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные. Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль? Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг.

Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах? Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты? Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то. Сколько ушей у трёх мышей? Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? Игры, математические развлечения Игры и математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Пример игры для старших дошкольников «Домики»

Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах.

Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры «Нарисуй картинку по цифрам»

Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Далее посмотрим, как проходит в детском саду математика для дошкольников на основе сказки.

Занимательная математика для дошкольников, или как дошкольники спасали Колобка от хитрой Лисы

Все хорошо знают сказку «Колобок», «от бабы сбежал, от деда сбежал… и попал в зубы хитрой Лисы». Малыши решили изменить ход событий и спасти Колобка с помощью математики.

Юные спасатели преодолевали сложные препятствия для спасения любимого героя.

Сначала дети решали примеры.

  1. У каждого в руках была тучка, а на ней приклеен пример на сложение или вычитание. С помощью палочек малыши выполняли арифметическое действие, а результат показывали разноцветными прищепками, которые прикрепляли к тучке.
  2. Второе задание было посчитать и прикрепить лучики к солнышку. Лучиками были симпатичные прищепочки.
  3. На третье задание надо было прицепить божьей коровке ножки. А сколько ножек у божьей коровки? Три слева и три справа — так объяснили ребята. И прицепили к картону по три прищепки с каждой стороны.

Три задачи умело выполнили дошкольники и спасли Колобка от хищной Лисы.

Такой интересный урок «Математики для дошкольников» можно провести в старшей группе. Такое же занятие могут дома проводить родители, которые имеют маленьких детей. Дети учатся считать и развивают моторику рук.

Добрый день, друзья, читатели, гости! Недавно я рассказывала вам о том, как начать развивать логические навыки у маленьких деток, вам достаточно просто много разговаривать с малышом и объяснять ему окружающие его явления и события. Сегодня же мне хотелось бы поговорить о том, как дать ребенку понятие о математике. Ведь логика и математика очень связаны между собой, так как в математике все логично и имеет свои закономерности.

Многие думают, что маленькому ребенку она еще не нужна и откладывают ее на потом.

Лично я убеждена, что математику можно и нужно объяснять ребенку практически с рождения. Это не значит, что вы должны учить таблицу умножения на следующий день после рождения, но рассказывать малышу такие понятия, как мало, много, ноль (пусто), больше, меньше и т.д. важно и нужно.

С чего же начать? С ручек и пальчиков. Все детки изучают свое тело и мамино лицо. Вот вы гладите малыша по ручке, вот он подносит ручку к глазам, трогает носик, «какая маленькая у тебя ручка, а сколько много на ней пальчиков! Вот первый пальчик — самый большой и толстый, а второй — потоньше и подлиннее, а за ним и третий идет, четвертый, пятый. Вон их сколько! На одной рученьке целых пять! Смотри и у мамы есть ручка, а на ней тоже пальчики. Много их?

Обязательно играйте в пальчиковые игры. Сначала рассказывайте несложные стишки, в которых встречается счет пальчиков, поглаживайте их (это и легким массажиком будет, который тоже полезен ребенку), показывайте нехитрые упражнения на своих пальцах, чтобы ребенок видел, как это делаете вы.

Малыш растет, начинает ползать, ходить. Вы дружно считаете его шаги (а ведь это шаги и к математическим понятиям тоже ? ), считаете ложечки с кашей, которые он съел. И вот вы не заметили, как он уже умеет считать до 10. Может озвучить этого он еще не может, так как очень мал, но уверяю вас, он это помнит!!!

Давайте не будем останавливаться и пойдем дальше. Попробуем донести до ребенка понятия величин с помощью игрушек (так как они его сейчас окружают со всех сторон). Вы можете предложить ребенку покормить игрушки и раздать большому мишке большое яблоко (круг), а маленькому мишке – маленькое. Так как я сейчас делаю акцент именно на детках до года, то всегда есть вероятность, что мама помогает и даже желает большую часть того, что просит, но вы не должны этого пугаться. Когда вы в сотый раз сделаете одно и тоже, а ваш малыш, перешагнув годовой рубеж, а может и раньше сделает тоже самое, вы будете на 7 небе от счастья.

Точно также в игре, вы знакомитесь с понятиями много и мало (а эти понятия уже знакомы ему по играм с пальчиками). Например, вы идете летом гулять и любуетесь на деревья, а на одном столько яблок (много!), вы срываете одно яблоко (у вас мало или много? Мало), но зато какое оно большое ?

Я не расписываю подробно игры, так как они элементарны, я лишь хочу сделать акцент на том, что не нужно бояться разговаривать с ребенком, говорите, как можно больше. Вы можете сказать одно предложение и рассказать ребенку и о природе и о математике и о логике и бог знает чем еще (и это только звучит страшно: «Математика с рождения», а ведь это так просто. Говорите!

Немного о нашем опыте, так как он не самый стандартный.

Мы занимались с рождения математикой по методике Глена Домана. В чем суть? Я показывала Даше карточки, на которых было изображено различное количество точек от 0-100. Я просто их озвучивала и быстро сменяла одну карточку на другую. Потом я показывала примеры, используя эти карточки. Так я пыталась показать ребенку понятие числа (цифры мы начали смотреть и играть с ними только около 3 лет). В 8 месяцев я решилась ее протестировать.

21 октября 2010 года. Даше 8 месяцев.

«Сегодня первый раз попыталась протестировать Дашу по математике. Я была в радостном оцепенении, когда Даша правильно «ответила» (показала карточки) на все вопросы. Сначала я просто показывала карточки с точками 0-100 и просила выбрать из 2 карточек 1, которую называла. 10 правильных ответов. Потом я рискнула и стала показывать простейшие примеры и давать 2 варианта ответа…. Опять правильно!!! В этот момент я поняла, что не зря прошли 7 месяцев занятий и ожидания маленького чуда!»

Для чего я написала это? Все реально! Не бойтесь давать ребенку мыслительную нагрузку, не бойтесь делать что-то нестандартное. Я не призываю всех заниматься так, как это делали мы. Я всего лишь описываю свой опыт. Но какой бы путь вы не выбрали, главное, чтобы интересно было вам и ребенку.

В следующий раз я расскажу уже о конкретных играх и задачках для деток в возрасте 1-2 лет. Постепенно мы разберем задания и на возраста 2-3, 3-4 года.

Мне очень интересно прочитать о Вашем опыте занятий математикой с малышами до года! Буду рада комментариям и рассказам!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария. Он-лайн школа «Учимся играя»

Вам будет интересно:

Представляю новый проект «В мире сказок» Обучение ребенку чтению с рождения и до года Развитие речи. Беседа с логопедом.

Математика для детей 9-10 лет является одной из базовых дисциплин. В этом возрасте учащиеся уже более осознанно относятся к занятиям, у них значительно улучшаются качество восприятия материала и память.

Упражнения и задачи по математике для детей 9-10 лет способствуют развитию у ребенка логики и концентрации внимания. Для того чтобы ученик усвоил материал, уже недостаточно простого повторения темы. Необходимы новые приемы и упражнения.

На сайте «Разумейкин» представлен целый комплекс умных заданий и развивающих игр в рамках программы «Математика для детей 9 лет». С их помощью маленькие школьники смогут закрепить полученные знания и отработать навыки решения задач.

Наши специалисты подобрали множество упражнений, как достаточно простых, так и более сложных. В блоке «Математика для детей 9—10 лет» вы найдете занимательные задачи, построенные в форме развивающей игры. Решая их, ребенок сможет закрепить изученный материал и подготовиться к контрольным и олимпиадным работам в школе.

При разработке заданий по математике для детей 9-10 лет наши специалисты руководствуются утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Все задачи соответствуют им в полной мере.

Для каждого упражнения мы предусмотрели визуальное и аудиосопровождение. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно, не привлекая для помощи взрослых. За достигнутые результаты малыш получает заслуженную награду, что повышает его интерес к обучающим упражнениям.

Проверить знания маленького школьника перед выполнением заданий в блоке «Математика для детей 10 лет» помогут тесты. Пройти их можно также в режиме онлайн.

Математика детям

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по математике, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!

ВКОНТАКТЕ – http://vk.com/doshkolnikru  В ОДНОКЛАССНИКАХ – http://ok.ru/doshkolnik  В ФЕЙСБУКЕ https://www.facebook.com/groups/doshkolnik/

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал

Методическое руководство процесса математического развития детей дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Широкова Наталья Александровна   
06.08.2021 16:01

imageМетодическое руководство процесса математического развития детей дошкольного возраста

Воспитатель СП «Детский сад» МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю. Чумака Белгородского района Белгородской области» Широкова Наталья Александровна

В практической деятельности любого педагога, работающего с дошкольниками, возникает необходимость формирования и развития элементарных математических и конструкторских знаний, умений и навыков, особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах развития дошкольников предусмотрены занятия по рисованию, аппликации и конструированию. По окончанию подготовительной группы дети имеют большое количество знаний, умений и навыков, которые необходимы для занятий начальным техническим моделированием. В нашей работе мы попытаемся рассмотреть наиболее употребимые методы работы по формированию и развитию элементарных математических и конструкторских знаний, умений и навыков.

Подробнее…
Ментальная математика
Математика детям
Автор: Лях Евгения Михайловна   
01.08.2021 13:57

imageМентальная математика

На базе наше детского сада в качестве кружка дополнительного образования проводятся занятия ментальной математикой.

Мне, как руководителю кружка, хочется немного рассказать об этом.

Что развивает ментальная математика?

Один из самых распространенных доводов, когда говорят про ментальную математику, — это то, что она развивает одновременно оба полушария головного мозга? Как это происходит?

Всё дело в том, что, занимаясь ментальной математикой, дети работают с цифрами. Они их изучают, складывают, вычитают, делят, умножают и даже возводят в степень и извлекают квадратные корни.

Счет и операции с цифрами приписывают левому полушарию головного мозга.

Подробнее…
Конспект занятия для детей подготовительной группы по математике
Математика детям
Автор: Гембихнер Людмила Николаевна   
20.07.2021 11:37

imageКонспект занятия для детей подготовительной группы по математике

Автор: Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13» Гембихнер Л.Н. Осинниковский ГО, 2021

Непосредственно – образовательная деятельность по математике в подготовительной группе.

Программное содержание.

  • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
  • Закрепить порядковый и обратный счёт до 10.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели и в разброс.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задание по словесной инструкции.
  • Развивать логическое мышление.

Дидактический наглядный материал. – Мяч; карточки с цифрами, от 1 до 7;

Картинки с изображением 2 машин и 4 машины; картинка с самолётами.

Подробнее…
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе «Микки учит математику»
Математика детям
Автор: Е.М. Куракина, О.Г. Фёдорова   
07.07.2021 12:23

imageНепосредственная образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе «Микки учит математику»

Область: «Познавательное развитие»

Интегрированное занятие «Микки учит математику»

Подготовили и провели.

  • Педагог по формированию элементарных математических представлений Е.М. Куракина
  • Педагог по английскому языку О.Г. Фёдорова

Москва 2018 г.

Программное содержание.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Подробнее…
Математический театр «Как зайчик искал свой дом»
Математика детям
Автор: Пимкина Наталия Владимировна   
27.06.2021 16:03

imageМатематический театр «Как зайчик искал свой дом»

Задачи.

  • Продолжать учить детей передвигаться в заданном направлении
  • Формировать представления о природном многообразии; формирование познавательных действий
  • Развивать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве
  • Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Ход занятия:

Слайд 2

Ведущий. В волшебном лесу случаются разные истории и вот одна из них.

Подробнее…
Конспект ООД по ФЭМП «Стоит в поле теремок» в средней группе по программе «Тропинки»
Математика детям
Автор: Кузнецова Татьяна Дмитриевна   
25.06.2021 22:41

imageКонспект ООД по ФЭМП «Стоит в поле теремок» в средней группе по программе «Тропинки»

Выполнила: Кузнецова Т.Д. Воспитатель высшей квалификационной категории

Тема: Стоит в поле теремок

Задачи:

  • упражнять детей в счёте до 5;
  • продолжать формировать умение соотносить количество предметов с числом;
  • закрепить знание геометрических фигур, а также основные цвета; закрепить понятия «длинный», «короткий»;
  • развивать мелкую моторику рук, память, внимание, фантазию; воспитывать интерес, любознательность, желание помогать герою попавшему в беду.

Оборудование: игрушки животных: мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь; теремок; флажки разного цвета; две дорожки разной длины и цвета; геометрические фигуры, дары Фребеля №7, флажки, 5 красных яблок и 5 желтых яблок.

Подробнее…
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Весенняя песенка» в старшей группе
Математика детям
Автор: Яковлева Марина Александровна   
24.06.2021 18:27

imageКонспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Весенняя песенка» в старшей группе

Воспитатель: Яковлева Марина Александровна

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений.
  • Закрепить умение различать понятия: длиннее – короче, тяжелее — легче, больше- меньше.
  • Тренировать умение считать в пределах десяти.
  • Упражнять в умении складывать простейшие узоры по предложенному образцу из кубиков Никитина.
  • Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков Дьенеша, выбирать по символам нужные блоки.
Подробнее…
Конспект по формированию элементарных математических представлений «Путешествие за принцессой» в старшей группе
Математика детям
Автор: Артамонова Любовь Сергеевна   
22.06.2021 08:32

imageКонспект по формированию элементарных математических представлений «Путешествие за принцессой» в старшей группе

Составил: воспитатель Артамонова Л.С. МБДОУ детский сад №2 г. Каменка

Программные задачи:

Количественный счёт: числа и цифры от 1-9

Величина: короткий, длинный

Ориентировка во времени, дни недели, ознакомление с месяцем

Март.

Включать в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).

Цели: Продолжать развивать умение уменьшать и увеличивать число на единицу, повторить состав числа 5, закрепляем знания о геометрических фигурах, о форме и цвете, продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, закрепить название фигур, закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах. Развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление, воспитывать интерес к математике, желание заниматься.

Демонстрационный материал: плакат характеризующий месяц март, наборы цифр на каждого ребёнка от 0 до 9, наборы геометрических фигур разных цветов, цветы, чистые листы, цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, вы любите слушать сказки?

Подробнее…
«Занимательные задачи для дошкольников»
Математика детям
Автор: Язькова Екатерина Викторовна   
07.06.2021 06:28

«Занимательные задачи для дошкольников»

Язькова Екатерина Викторовна ГБОУ Школа 2121 дошкольный корпус 2

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по ФЭМП или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия в старшей и подготовительной группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики»

Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка.

Подробнее…
Необыкновенное путешествие с математикой.
Математика детям
Автор: Никулина Антонина Анатольевна   
29.05.2021 10:10

Необыкновенное путешествие с математикой.

Цель. Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

  • Учить детей преодолевать посильные трудности для освоениия новых игровых действий.
  • Продолжать учить детей узнавать знакомую эмоцию и изображать её.
  • Формировать умение сохранять закономерность в расположении предметов.
  • Способствовать освоению элементов логики математики.
  • Совершенствовать количественные представления, упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой.
  • Упражнять в умении анализировать, творчески мыслить, из геометрических фигур составлять изображения.
  • Развивать умение детей предвидеть результаты деятельности, проявляя целеустремлённость, взаимопомощь.

Оборудование. Море, дом в 10 этажей, корабли с парусом, груз, 2 копилки, билеты 2 цвета, лабиринты, фломастеры, картинки – части суток, картинки с сюрпризом, картинка с бабушкой и её питомцами, таблицы Шульте, следы животных, таблица – закономерность, таблицы – схемы и геометрические фигуры, схемы эмоции.

Подробнее…
Итоговый НОД по ФЭМП В старшей группе «Необычайное путешествие»
Математика детям
Автор: Ложкина Екатерина Сергеевна   
22.05.2021 11:47

Итоговый НОД по ФЭМП В старшей группе «Необычайное путешествие»

Цель: Обобщение представлений и умений по формированию элементарных математических представлений у дошкольников старшей группы, полученных в течение учебного года.

Образовательные: Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, с любого заданного числа. Учить выкладывать числовой ряд до 10. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять задачи. Сравнивать предметы по величине. Сравнивать целое и части. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять умение ориентироваться во времени. Закрепить знания детей о видах транспорта. Закреплять правильное произношение звуков. Учить составлять по образцу простые слова. Продолжать формировать интерес к художественной литературе. Продолжать знакомить с деньгами и их функциями.

Развивающие: Развивать речь, мышление, внимание.

Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность.

Ход НОД:

В: В круг широкий, вижу я,

Подробнее…
Еще статьи…
  • Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Математическое путешествие».
  • Конспект ООД «Как принцессе помогли найти дорогу»
  • Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Будем в Армии служить!»
  • Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Цветик-Семицветик»
  • Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе по теме «Высокий – низкий, поровну, столько-сколько»
  • «Нейропсихологический подход в коррекции трудностей овладения математикой в старшем дошкольном возрасте»
  • ФЭМП. «Сравниваю группы предметов. Знаки больше, меньше или равно» (подготовительная группа)
  • Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию математических представлений и познавательному развитию для детей старшей группы с ТНР «Космическое путешествие»
  • Итоговое занятие в средней группе по ФЭМП. Тема «Космостарс»
  • Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказкам».
<< <span>Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
Страница 1 из 90

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий