Полезные активные игры для гиперактивных детей.

ИзмеренияПризнаки

1.Нарушения внимания

1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

II. Гиперактивность/ импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребёнок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «perpetuum mobile».

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

РАЗВИВАЮЩАЯ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно, Длительность занятий по одному комплексу упражнений 45 – 60 дней. Желательно реализовать весь кинезиологический цикл:

– комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6 -8 недель);

– перерыв 2 недели;

– комплекс упражнений для развития правого полушария (6 – 8 недель);

-перерыв 2 недели;

-комплекс упражнений для развития левого полушария (6 – 8 недель).

Цель:

– развитие межполушарной специализации,

– развитие межполушарного взаимодействия,

– развитие межполушарных связей,

– синхронизация работы полушарий,

– развитие мелкой моторики.

– развитие способностей.

– развитие памяти, внимания.

– развитие речи.

– развитие мышления,

– устранение дислексии.

Упражнения для развития

межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Комплекс 1.

1. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. а затем двумя руками вместе.

2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз. При затруднении движения сопровождаются командами (соответствующими словами) вслух или про себя .

3. Лезгинка. Левую руку сжать в кулак, отставив большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью, направленной вниз, касается мизинца левой руки. Потом одновременно меняется положение рук. Повтор 6 – 8 раз. Повышение скорости выполнения усиливает эффект.

4.Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметричные рисунки, буквы, При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется работа полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга.

        КОМПЛЕКС 2.

        1. Массаж ушных раковин. Массировать мочки ушей, а затем всю ушную раковину снизу вверх (8 – 10 раз). В конце упражнения растереть уши руками.

        2. Перекрёстные движения. Правая рука впереди, левая нога сзади, затем в прыжке сменить положения руки и ноги. (8 – 10 раз).

        3.Качание головой. Глубоко дышать, расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать её из стороны в сторону (6 – 8 раз).

        4.Горизонтальная восьмёрка. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости три раза одной рукой, потом – другой, а затем обеими руками вместе.

        5.Симметричные рисунки. Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20 – 30 сек).

        6.Медвежьи покачивания. Встать, ноги на ширине плеч, медленно раскачиваться в стороны телом, потом подключить руки. Можно придумать сюжет (20 – 30сек).

        7.Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивать верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Остаться в этом положении 5 – 10сек. Выполнить то же самое в другую сторону.

        8.Дыхательная гимнастика. Выполнять ритмичные вдохи и выдохи: вдох в два раза короче выдоха (20 – 30сек).

        9.Гимнастика для глаз. Нарисовать плакат- схему зрительных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, вправо – влево, по часовой стрелке и против неё, по траектории восьмёрки. Каждая траектория имеет свой цвет внешний овал – красный, внутренний овал, отстоящий от внешнего на 6 см – голубой, нарисованная внутри восьмёрка зелёного цвета. Упражнение выполняется стоя.

        УПРАЖНЕНИЯ

        ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ.

        В результате выполнения упражнений развиваются творческие способности на основе наглядно – образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция.

        Комплекс 1.

        1 Встать прямо, глаза закрыть, пальцы левой руки лежат на животе (5см ниже пупка),кончиками пальцев правой руки разминать копчик, представляя красный шар. Затем левая рука на копчике, правая – растирает живот, представляя оранжевый шар.

        2. Левая рука лежит в области пупка, правая рука – в области сердца. Сильно натирать грудь, представляя зелёный шар.

        3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ.

        4Левая рука – на животе, правая – чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар.

              Каждое упражнение выполняют 15-20 сек, затем время выполнения увеличивается до 30сек.

              Комплекс 2.

              1. Закрыть глаза, массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно с обеих сторон, затем сделать движение зевоты.

              2. Встать, держась руками за спинку стула, одну ногу выставить вперёд, делать выпады на колено выставленной вперёд ноги. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же с другой ноги.

              3. Сидя, положить лодыжку на другое колено, противоположную руку положить на лодыжку согнутой ноги. Другую руку положить на икроножную мышцу согнутой ноги, сгибать и разгибать стопу. Повторить это же упражнение другой ногой.

              4.Сесть на стул прямо, руки положить на стол ладонями вниз на стол, плечи развернуть и расслабить, делать круговые движения головой по направлению к грудной клетке.

                  Каждое упражнение выполняется 15 – 30 сек.

                  УПРАЖНЕНИЯ

                  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ.

                  В результате выполнения упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, преодолеваются математические трудности, активизируется работа головного мозга.

                  Комплекс 1.

                  1.Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с открытыми глазами, продолжать – с закрытыми глазами (7раз).

                  2.Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до 30.

                  3.Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз 1 минуту.

                  4.Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей 20 раз.

                  5.Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо, потом наоборот 10 раз.

                  Комплекс 2.

                  1. Рисующий слон. Встать или сесть в позу слона, слегка подогнув колени, наклониться головой к плечу, вытянуть руку вперёд и рисовать то, что видите большими мазками. Потом повторить другой рукой.

                  2. Покачивания головой. С силой обхватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, потом направо. Повторить то же другой рукой.

                  3.Вращение шеи. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дыхание свободное. Подбородок опущен как можно ниже, плечи расслаблены. Сначала повороты головы совершаются при поднятых плечах, затем – при опущенных. Вращать головой, не закрывая глаз, потом – закрывая их.

                  4.Сесть на стул, ноги вытянуть вперёд, скрестив их. Делать наклоны вперёд, доставая руками пальцы ног, наклонив голову вперёд. Следить за дыханием: выдох при наклоне, вдох при подъёме. Повторить упражнение 3 раза и изменить положение ног.

                    УПРАЖНЕНИЯ

                    ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ГЛАЗ И РУК.

                    Улучшают навыки чтения и письма, способности визуального различения, координацию тела. Тренируют двигательные навыки, стимулируют восприятие пространства, улучшают чувство центрирования.

                    1. Восьмёрка. Закройте глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами продольную восьмёрку, следуя закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать рисование восьмёрок, увеличивая их размеры (2 раза).

                    2. Восьмёрки локтями. Стоя, развести ноги на ширину плеч, слегка согнув их в коленях. Нарисовать половину восьмёрки правым локтем, глаза следят за движением локтя. Проделать то же самое с левой стороной.

                    3. Крылья. Встать ноги на ширине плеч, колени расслаблены, потрясти руками и согнуть локти. Нарисовать восьмёрку сразу двумя руками, сначала вперёд, сначала лежащую перпендикулярно тела, потом стоящую параллельно ему. Подбородок поворачивается вместе с движениями рук (4 – 5 раз). Затем опустить руки свободно свисать вниз, наклониться вперёд, встав на носки, сделать выдох, выпрямляясь на выдохе.

                    4.Лёжа на спине, обхватить руками одно колено, прижимая его к груди, вторая нога находится в расслабленном состояниями, закрыть глаза, сделать 2-3 глубоких дыхания, Подколенные сухожилия хорошо расслабляются, усиливается кровоснабжение мозга.

                    5.Обхватить левой рукой запястье правой руки и делать массирующие движения 10 – 15 раз. Повторить то же самое правой рукой.

                      Комплекс учебной гимнастики имеет целью активизировать определенные мыслительные процессы и психоэмоциональные состояния, т.е. готовит мозг к предстоящей деятельности ;выделенные упражнения целесообразно выполнять до начала домашних заданий и во время их выполнения в соответствии с их назначением, которое указано во второй графе

                      Комплекс учебной гимнастики.

                      Э. Баллингер

                      Комплекс включает два вида упражнений.

                      1.Статические упражнения способствуют развитию концентрации внимания

                      2.Динамические – помогают усилению всех видов активности, снимают усталость и создают бодрое настроение.

                      /> /> />

                      Название

                      упражнения

                      Какое оказывает вли-яние

                      Способ выполнения

                      Будильник

                      Стимулирует одновременное включение

                      двух полушарий. Помогает не путать буквы и звуки при письме и чтении.

                      Большим и указательным пальцами

                      одной руки массировать по часовой стрелке

                      в мягких местах под ключицами близко к грудной кости. Указательным и средним

                      пальцами другой руки массировать пупок

                      по часовой стрелке.

                      Перекрёстные

                      танцы

                      Стимулирует

                      оба полушария мозга. Развивает

                      бинокулярное зрение,

                      ориентировку в пространстве и координацию

                      Встать в основную стойку и

                      под ритмичную музыку

                      совершать перекрёстные

                      движения: свобод-

                      но размахивая руками и

                      касаясь противоположно-

                      го колена и одновременно

                      переводя взгляд по всем

                      4 направлениям: вверх –

                      вниз – направо – налево.

                      Громоотвод

                      Расслабляет центральную нервную систему,

                      увеличивает концентрацию внимания, стимулиет при

                      напряжённом

                      состоянии.

                      Двумя пальцами руки:

                      указательным и средним делать

                      массирующие движения вправо

                      и влево над верх-

                      ней губой и под нижней

                      губой. Указательным

                      и средним пальцем другой

                      руки массировать пупок,

                      затем поменять руки местами.

                      Во время массажа

                      мычать на выдохе

                      Пружинка

                      Расслабляет все мышцы спины и позвоночного столба, способствует усилению кровоснабжения мозга

                      Одна рука массирует пупок, а

                      Другая – поглаживает копчик.

                      После трёх глубоких вдохов руки меняются местами.

                      Думающая

                      шапочка

                      Стимулирует восприятие и понимание

                      на слух, активизирует

                      память

                      Указательными пальцами обеих

                      рук одновременно

                      тянуть за края свои уши, как

                      будто хочется их распрямить.

                      Начинать с верхнего края уха

                      и постепенно спускаясь вниз до

                      его мочки.

                      Выключатель

                      страха

                      Снимает страх, стресс

                      и напряжение, снимает

                      мыслительные блокады,

                      помогает объективной оценке, справиться с мыслью: «Я это

                      не могу сделать».

                      Дотронуться кончиками пальцев до бугорков на лбу, которые

                      находятся между бровями в том

                      месте, где начинают расти

                      волосы. Дотронуться может и кто – ни –

                      будь другой. Этого же эффекта

                      можно достичь, если

                      во время волнения положить

                      ноготь безымянного пальца –

                      под кончик большого на этой же руке.

                      Повар

                      Одновременно расслабляет и активизирует,

                      способствует ликвидации сверхчувстви-

                      тельности,

                      змоционального

                      заострения на чём-то

                      неприятном, усиливает

                      координацию движений

                      и равновесие

                      Сесть, положив стопу одной ноги на колено другой,

                      закрыть глаза, глубоко вдыхать через нос, положив

                      язык на нёбо. Выдыхать ртом. Язык опущен. Через

                        Колыбель

                        для

                        слонёнка

                        Расслабляется мускулатура шеи, которая влияет

                        на речь, улучшается восприятие на слух, актуализируются скрытые речевые возможности,

                        улучшается чувство равновесия.

                        Выпрямить руку вперёд и поднять её как можно выше, прислонив к уху – это хобот слона. Покачивать верхней частью туловища, совершая пружинистые движе-

                        ния спиной, голова и руки спокойно движутся в воздухе так, что

                        получается лежащая восьмёрка. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки. После

                        2-8 раз руки меняются. Эффект усиливается, если сразу выпить стакан воды.

                        Парящая

                        восьмёрка

                        Способствует различению и запоминанию

                        символов, снима-

                        ет мышечное напряжение

                        с мелкой мускулатуры рук во время стрессов.

                        Вытянуть руку перед собой и написать самую большую восьмёрку с наибольшей амплитудой движения

                        3 – 5 раз, повторить это упражнение

                        другой рукой.

                        А затем обе руки поднять над головой

                        и написать ими– 5 восьмёрок. Глаза

                        всё время смотрят на точку пересечения двух частей восьмёрки.

                        Маятник

                        Усиливает абстрактное

                        мышление, зрительную память. Координацию

                        движений и чувство

                        собственного достоинства.

                        Встать, скрестив ноги, верхняя часть туловища и руки свободно свисают вниз.

                        Раскачиваться далеко налево и направо. Через 6 – 8 движений поменять ноги

                        Рисование

                        двумя

                        руками

                        Активизирует зрително-моторную координацию, расширяет перифирийное зрение.

                        и ориентацию в пространстве.

                        Дирижировать двумя руками под музыку, затем рисовать в воздухе различные линии

                        и формы, последовательно усложняя их: вертикальные линии в одном и противоположных направлениях, таким же образом рисовать горизонтальные линии, круги, квадраты, треугольники, солнце, дерево, дом и т.д.

                        Школа

                        перекрёстных

                        танцев

                        Формирует межполушарные

                        взаимодействия

                        1.Правая рука вверх, а левая нога

                        в сторону

                        Затем меняются местами.

                        2.Правая нога – вверх, левая –

                        поднята вперёд с согнутым коленом, затем меняются местами.

                        3.Правая рука и левая нога

                        подняты вперёд, затем меняются местами.

                        Корпус повёрнут с поднятой рукой вправо, а левая нога с нижней частью корпуса – влево. Затем меняются местами.

                        imageГиперактивные дети очень активны, импульсивны, их движения зачастую хаотичны. Им очень сложно долго сидеть на месте. Многие занятия, которые требуют усидчивости, терпения, гиперактивный ребенок находит скучными и если начинает их, то не доводит до логического конца.

                        Дабы помочь гиперактивному ребёнку научиться контролировать и управлять своими эмоциями, поведением и вниманием, специалисты разработали несколько игр.

                        Игра для гиперактивных детей «Лови — не лови»

                        Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное — несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить малышу когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

                        К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)

                        Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

                        Игра «Только об одном»

                        Взрослым может показаться, что игра скучновата, но детям она очень нравится. Для начала необходимо выбрать какую-либо игрушку, желательно любимую. После этого объясните всем участникам правила. В игре разрешается говорить только об одном – о выбранном предмете. Говорить разрешено только тому, кто держит его в руках. Игрок произносит одно предложение, которое описывает деталь игрушки или всю игрушку в целом. Затем ее необходимо передать следующему игроку, который тоже говорит следующее предложение. Нельзя повторять ответы или говорить на отвлечённые темы. Например, фраза: «А я такую видел в магазине…» — или повторно произнесённое предложение должны караться штрафным баллом. И первый, кто наберет 3 балла, будет считаться проигравшим.

                        Со временем можно усложнять игру, выбирая предметы, у которых меньше признаков и которые сложнее описывать.

                        Игра развивает у гиперактивных детей фантазию, мышление, логику, творческие способности и умение концентрироваться.

                        Игра «Всё наоборот»

                        Эту игру очень любят гиперактивные дети. Она позволяет выработать внимание и послушание. Ведущим должен быть взрослый. Ход игры заключается в следующем: ведущий показывает определённое движение, а ребёнку необходимо выполнить движение наоборот. Например, ведущий опустил руки, ребёнок поднимает, ведущий присел, ребёнок должен подпрыгнуть, ведущий отвёл руку влево, ребёнок отводит руку вправо. Данная игра даст ребёнку возможность поперечить, а заодно и быстро мыслить, ведь надо продумать, как показать движение наоборот. Для усложнения игры можно попросить ребенка подбирать попутно к слову, которое произносит ведущий, антоним, например, быстрый-медленный, сидеть-стоять, горячий-холодный, добрый-злой и т.д.

                        Игра «Прикосновение»

                        Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребёнком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное не спешить и не торопить ребёнка. Такая игра для гиперактивных детей позволяет снять нервной напряжение, расслабиться, развить тактильные ощущения.

                        Игра «Молчу-шепчу-кричу»

                        Гиперактивным детям тяжело регулировать свою речь, зачастую они торопятся, глотая слова или говорят слишком громко. Эта игра поможет исправить все имеющиеся проблемы.

                        В процессе игры необходимо стимулировать ребёнка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы ребенок говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которым игроку нужно будет говорить то громко, то тихо, или же вовсе молчать.

                        Например, если ведущий коснется кончика носа, ребёнку необходимо перейти на шёпот и замедлить движения; если скрестит руки – игрок должен говорить громко, бегать и кричать. Но если вдруг ведущий коснется своей макушки – ребенку нужно будет замолчать и замереть. Запомните, очень важно эту игру заканчивать на этапах «шепчу-молчу», чтобы не возбуждать психику.

                        Не ждите, что ваш гиперактивный кроха сразу превратиться в послушного тихоню. Следите за состоянием ребёнка, дабы избежать перевозбуждения. Будьте последовательны в пояснении правил игры.

                        Психологи рекомендуют поначалу подобные игры для гиперактивных детей проводить индивидуально и только по достижению положительных результатов можно попробовать устроить игры групповые.

                        Не думайте, что гиперактивный ребенок – это наказание, вовсе нет! Задача родителей сводится к тому, чтобы направить неуемную энергию «в нужное русло».

                        Главная База знаний “Allbest” Психология Особенности игровой деятельности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

                        Понятие “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” и его характеристики. Дизонтогенез, особенности проявления. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности детей. Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации.

                        Рубрика Психология
                        Вид курсовая работа
                        Язык русский
                        Дата добавления 08.02.2016
                        Размер файла 41,5В K

                        Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

                        25 февраля 2021 18:29 Общество imagefreepik.com &nbsp/&nbsp Designed by Freepik

                        Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей относится к разряду спорных диагнозов, не воспринимаемых многими всерьез. У некоторых он и вовсе вызывает раздражение: мол, нечего оправдывать лень и дурное воспитание поколения модными психическими расстройствами. Между тем симптомы данного состояния были описаны в научных трудах еще на заре XX столетия. На сегодняшний день чрезмерная импульсивность, невнимательность и другие признаки СДВГ проявляются приблизительно у 6% населения планеты, однако к медикам обращаются лишь 2%. Воспитывать и обучать детей с таким синдромом весьма непросто, к тому же многие родители не готовы признать, что с их ребенком что-то не так. Они склонны искать причины его плохого поведения в окружающей обстановке, взаимоотношениях со школьными учителями, сверстниками и т. д. Хорошая новость в том, что, своевременно приняв необходимые меры, состояние детей с СДВГ можно существенно улучшить. Но прежде разберемся, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, в чем его опасность и как сформировать оптимальный семейный микроклимат для дошкольника или школьника с диагнозом СДВГ. Эти и другие вопросы комментирует семейный психолог, кандидат психологических наук Екатерина Талакова.

                        imageФото из личного архива Екатерины Талаковой &nbsp/&nbsp

                        Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка: что это и почему он возникает?

                        Если ваш ребенок рассеян, забывчив, суетлив в жестах и разговоре, ни на чем не может сосредоточиться, всегда готов сорваться с места и куда-то бежать — возможно, у него СДВГ. Такие дети часто устраивают истерики: начинают рыдать и не могут остановиться, на них жалуются воспитатели и учителя.

                        «Со стороны СДВГ выглядит как дурное поведение, но на самом деле данное состояние порождает неспособность мозга быстро адаптироваться к ситуации, — поясняет Екатерина Талакова. — При этом спровоцировать развитие синдрома может генетическая предрасположенность, тяжелое течение беременности, психологическая обстановка в семье, особенности конкретного организма. Также СДВГ может развиться по причине осложнения после других заболеваний, например, вследствие родовой травмы или инфекционного поражения центральной нервной системы ребенка».

                        imagepixabay.com &nbsp/&nbspscottwebb

                        Когда возникает и до какого возраста может проявляться СДВГ?

                        Признаки СДВГ максимально полно проявляются в возрасте пяти-семи лет, ведь когда ребенок идет в школу, ему приходится подчиняться новым правилам и осваивать большие объемы знаний. Однако начальные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в первый год жизни ребенка.

                        Малыши с СДВГ чаще плачут, плохо засыпают, чутко реагируют на внешние раздражители: слишком яркий свет, громкий голос, неожиданный звук и так далее. Кроме того, зачастую они значительно позже, чем сверстники, учатся переворачиваться, садиться, ползать, говорить.

                        «Если заболевание не лечить, то неприятная симптоматика может преследовать человека всю жизнь. И даже обладая высоким уровнем развития, взрослые люди с диагнозом СДВГ сложно адаптируются в социуме: не могут сосредоточиться на работе, провоцируют конфликты, с трудом выстраивают личные отношения», — предупреждает наш эксперт.

                        imagepexels.com &nbsp/&nbspVera Arsic

                        Каковы основные проявления гиперактивности и дефицита внимания, существует ли разница между этими понятиями?

                        Дефицит внимания, не дополненный гиперактивностью, проявляется как рассеянность, невнимательность, равнодушие к словам окружающих, забывчивость, неорганизованность. Ребенок словно витает в облаках: теряет вещи, отвлекается, ни на чем не может сосредоточиться. Такое поведение часто встречается у девочек, несмотря на то, что в целом СДВГ наиболее распространен у представителей сильной половины человечества.

                        В свою очередь, гиперактивность без примеси недостатка внимания имеет такие проявления, как беспокойность, суетливость, активность без конкретной цели. Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте: он то и дело вскакивает, куда-то бежит, возвращается, елозит на стуле, заламывает кисти рук. Таким детям сложно выдержать целый школьный урок, не вставая. Они болтливы, не умеют играть в спокойные игры, часто подвергают себя опасности.

                        Как лечится и корректируется СДВГ?

                        Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным, поэтому работа с детьми с СДВГ включает в себя три практически равнозначные составные части:

                        • психологическая коррекция;
                        • терапия медикаментами;
                        • родительская поддержка.

                        Задача лечащего врача и психолога — сформировать у маленького пациента новые навыки поведения. Задача родителей — закрепить их, внедрив в повседневную жизнь. При этом ребенку важно дать ощущение, что дома его понимают и поддерживают.

                        imagepexels.com &nbsp/&nbsp Josh Willink

                        Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?

                        К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

                        Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

                        Может ли проблема СДВГ исчезнуть сама по себе?

                        «Такой вариант возможен, но довольно редко, — говорит Екатерина Талакова. — Ведь существует две формы СДВГ — простая и осложненная. Первая характеризуется лишь рассеянностью и гиперактивностью, в некоторых случаях ее удается перерасти. При осложненной форме к симптомам добавляются расстройства сна, головные боли, панические атаки, заикание и так далее. В этом случае лечение крайне необходимо, так как с возрастом симптомы только усугубляются».

                        Каковы последствия СДВГ у ребенка?

                        СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.

                        Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.

                        «При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.  

                        imagepexels.com &nbsp/&nbsp Tima Miroshnichenko

                        У ребенка дефицит внимания: что делать? Рекомендации для родителей

                        1. Первое, что нужно сделать при подозрении на СДВГ — это показать ребенка врачу, а лучше сразу группе специалистов: психотерапевту, педиатру, невропатологу, психиатру. Самостоятельно диагностировать СДВГ невозможно, и тем более нельзя самовольно давать ребенку препараты. Медикаментозная терапия проводится только по назначению врача.
                        2. Важно следить за режимом дня: в одно и то же время укладывать малыша спать, кормить его, играть с ним, делать уроки.
                        3. Нужно помогать ребенку избавляться от лишней энергии: следить за тем, чтобы он больше времени проводил на свежем воздухе, занимался физкультурой, бегал.
                        4. Любые родительские инструкции следует всегда формулировать ясно и коротко — не больше 10 слов за раз. Повторяйте их перед сном, чтобы малыш запомнил. Не давайте ребенку несколько заданий сразу — лучше всего разнести их по времени и выполнять также поочередно.
                        5. Гиперактивные дети не восприимчивы к наказаниям, но в то же время чувствительны к поощрениям. Хвалите ребенка за любой, даже маленький прогресс.
                        6. Ограничивайте просмотр мультфильмов и компьютерные игры — не давайте нервной системе ребенка перевозбуждаться.
                        7. Родителям детей с СДВГ важно также следить за собственным ресурсным состоянием, не допускать эмоционального истощения, своевременно отдыхать, уделять особое внимание атмосфере внутри семьи.

                        Вернуться назад

                        Новости партнеров

                        Оцените статью
                        Рейтинг автора
                        4,8
                        Материал подготовил
                        Максим Коновалов
                        Наш эксперт
                        Написано статей
                        127
                        А как считаете Вы?
                        Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
                        ли со статьей или есть что добавить?
                        Добавить комментарий