Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 лет — стишки, потешки, прибаутки

Развитие умственных способностей ребенка напрямую зависит от развития моторики рук. Это связно со строением коры головного мозга человека: речевые зоны расположены рядом с зоной, отвечающей за движение рук.

image

Гимнастика для пальцев – первый помощник родителей в гармоничном развитии ребенка. Ее нужно и важно начинать с самого малого возраста. Шуточная и игровая форма упражнений вызовет у малыша массу восторгов, а пальчиковая гимнастика для детей в стихах будет способствовать развитию памяти и усидчивости.

Такое занятие отличный способ отвлечь малыша в дороге, поиграть с ним, научить новым словам, заинтересовать и поработать над усидчивостью.

Давайте подробнее остановимся на пользе тактильных игр для самых маленьких и для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры направлены на развитие:

  • Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
  • Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее сконцентрироваться и «усидеть на месте». Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
  • Памяти. Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
  • Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
  • Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Насколько полезны занятия пальчиковой гимнастикой?

Маленький ребенок познает мир с помощью игры. Чем разнообразнее игры, тем интереснее малышу. В Китае и Японии с древних времен используют акупунктурную технику: активация точек на теле человека, которые связаны с нервной системой и внутренними органами. На подушечках пальцев и в целом на кистях рук таких точек очень много. Поэтому при занятиях гимнастикой идет не только умственное развитие малыша, но и укрепление здоровья.

Как заниматься пальчиковой гимнастикой?

Занятия с малышом можно проводить в любое время и в любом месте, постепенно усложняя и увеличивая количество движений. Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет должна быть направлена на развитие не только тактильных ощущений (как для младенцев), но и на развитие творчества. В этом возрасте ребенок уже будет сам проявлять инициативу, менять правила игры, придумывать персонажей. Поддержите его в этом, придумайте вместе с ним веселые истории и стихи.

image

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет способна пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. В этом возрасте воображение ребенка уже достаточно сформировано, и он может сам придумывать игры, новые движения и т.п.

Давайте рассмотрим этапы усложнения пальчиковых игр в зависимости от навыков выполнения и возраста ребенка.

  1. Вначале взрослый сам показывает малышу движения и собственными руками сгибает и массажирует пальчики малыша.
  2. Постепенно ребенок старается самостоятельно повторять движения. Сначала одной рукой, затем двумя. Взрослый помогает малышу своими руками.
  3. Следующий этап: ребенок и взрослый делают гимнастику одновременно, но каждый своими собственными пальцами.
  4. Затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить гимнастику под рассказ или стихотворение, которое читает взрослый.
  5. Ребенок самостоятельно рассказывает текст и под него выполняет нужные движения.
  6. Ребенок самостоятельно придумывает движения под текст. А затем может самостоятельно придумывать собственный текст и движения к нему.

Постоянные занятия пальчиковой гимнастикой совершенствуют умственные способности ребенка, улучшают артикуляцию, и подготавливают ребенка к обучению в школе.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого) Этот пальчик –бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – я Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок») Птичек крошками кормили («кормим птичек «) С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели («едим суп»), спать легли (ладошки под щечку).

Рыбка

Рыбка в озере живёт Рыбка в озере плывёт (ладошки соединены и делают плавные движения) Хвостиком ударит вдруг (ладошки разъединить и ударить по коленкам) И услышим мы – плюх, плюх! (ладошки соединить у основания и так похлопать)

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх) Два – поймаем. («ловят», приседают) Три – уроним (встают, «роняют») И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх). Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз). Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками) Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Гости

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна, (большой и средний) Рад Серёжа, (большой и безымянный) Рад Снежана (большой и мизинец) Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе) Может коржик (показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки!

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик) Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика) Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика) Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика) На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой) Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Пальчиковая гимнастика для детей 4 — 5 лет заложит хорошую базу для красивой и грамотной речи. Подготовит руку ребенка к письму, разовьет усидчивость и интерес к получению новых знаний.

Преимуществом гимнастики для пальцев и рук можно назвать то, что для ее проведения не требуется особенных навыков и умений. Любой взрослый человек сможет заняться таким видом деятельности с малышом. Есть только одно очень важно условие для успеха: регулярность. Если регулярно уделять занятием 15-20 минут, результаты будут потрясающими.

Начинайте заниматься с младенчества, не бросайте занятия, усложняйте, проявляете творчество и заинтересовывайте ребенка.

С уверенностью можно сказать, что результаты такого развития порадуют и взрослых и детей.

  • 25-07-2016
  • 40 825

Поздравления / Стихи

Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке) Фруктов нужно много – Вот!(Указательным пальцем с середину ладоши) Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу) Будем груши мы рубить,  Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке) Угостим честной народ.(Раскрытые ладони протягиваем вперед) *** Мы капусту рубим, рубим,  (движения прямыми ладонями вверх-вниз) Мы морковку трём, трём, (потереть кулак одной руки о кулак другой) Мы капусту солим, солим, (пальцы сложить в щепотку,солим) Мы капусту жмём, жмём, (сжимать и разжимать кулаки) А потом и в рот кладем. Ам! (сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту) *** “Строим дом” Мы строгали, мы строгали, (движения руками вправо-влево) Доски гладенькими стали, (движения ладонями) Мы пилили, мы пилили,  Чтобы ровненькими были. (движения ладонями, пилят) Мы сложили их рядком, (соединяют ладони вместе) Прибивали молотком. (стучат кулачком по кулачку) Получился птичий дом. (показывают дом ладонями) Мы на улицу идем, (шагают на месте) Высоко его прибьём. (поднимают руки вверх) Чтобы птицы залетали, а котята не достали. (грозят пальчиком) *** Зайка и капуста Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши) Вышел на поляну. По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу) И большой кочан нашел (кулак другой руки) Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает) Съел, свалился под куст И уснул. Проснулся… Сладко потянулся (c  усилием растопыриваем все пальцы) А домой добрался – долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу) *** Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!  (вытягиваем руки вперед, показывая) Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем в ладоши) Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая! (прикрываем рот той и другой) С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) И могут ласковыми быть и правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”) Птички-невелички Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают.  (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там уютно и тепло. *** Все котятки мыли лапки: Вот так! Вот так!  (изображаем мытье рук) Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали: Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!  (имитируем все указанные в стихотворении движения) Считалочка про пальчики Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы мы считать, Пять на правой, пять на левой, Знают это Таня с Севой. Вместе будет их десяток, Дружных, крепеньких ребяток. Дел у каждого – сполна! Мы дадим им имена. Вот – большой, или Большак. Помогать он всем мастак! Живет отдельно от других. Работать может за троих! За ним стоит Указка. Его конёк – подсказка. Он нам без промедленья Укажет путь к варенью. Вот – Середняк, или средний, Он третий, не последний. Спокойный, очень сильный, Как богатырь былинный. Четвертый – Сиротинка, Без имени детинка, С наперстком оловянным Зовется безымянным. А пятый – Коротышка, Проказливый мальчишка, Шалун и привереда, Мизинчик-непоседа! *** Знакомство с пальчиками Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) *** Торт Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики) Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто) Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу) А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга) И кокосовою кpошкой Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук) А потом заваpим чай —  В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую) Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем) Много нас, (пальцы растопыриваем) А он один. (показываем только один палец) Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)  Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)  Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик) Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик) А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены) Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем) Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу) *** Улитка Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые) Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки) Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку), Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”). *** Дни недели В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)  Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”) Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)  А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе) *** Пять маленьких горошин Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе) Вот выросла одна, И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы) Но вот растёт вторая, И третья, а потом Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно) Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем) *** Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков), Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку) *** «Замок» На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.) И открыли! (Пальцы расцепились.) *** «Помиримся» Два больших пальца спорят: (Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.) Кто главней из них двоих? (Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.) Не дадим случиться ссоре И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.) *** «Дружная семейка» Этот пальчик большой — (Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.) Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш. Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.) Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂

Пальчиковая гимнастика необходима не только в младшем школьном возрасте, когда ребёнок начинает много писать. Тренировать пальчики надо начинать гораздо раньше, когда малыш учится владеть своей кистью, писать, рисовать, лепить, вырезать, говорить. Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 лет будет весёлой, интересной с лёгкими стишками, шутками, потешками, прибаутками. Малыш имитирует ручками действия, о которых говорится в стихотворении. В такой игровой форме и проходят занятия.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет в детском саду и дома

Такая весёлая разминка кисти и пальчиков под стихи — потешки может стать помощником родителей. Если ребёнок капризничает, знакомая игра отвлечёт его.

Весёлые стишки к пальчиковой гимнастике «Рыбка»

Пальчиковая гимнастика «рыбка» одна из самых действенных гимнастик отдыха маленьких пальчиков. Основное её движение: волнообразные движения кисти и пальчики активно участвуют в игре.

Рыбка плавает в водице, (Имитирует волновые движения кистью, поставленной ребром). Рыбке весело играть, (Ручки хлопают по воздуху, кисть повёрнута вниз). Рыбка, рыбка, озорница! (Грозит пальчиком). Мы хотим тебя поймать! (Хлопает в ладоши, как будто хватает рыбку).

*** В нашей речке — невеличке Чистая водица, (Малыш как будто набирает в ладони воду и выливает её между ладошек). Словно братцы и сестрички, Плавают плотвички. (Показывает, как плавают рыбки. Участвуют все пальчики, показывая, что рыбок много). (Показывает кистью, как плывёт рыбка). Мы ей ручкою помашем: (Машет рукой). «Эй! Пока! До встречи!». (Кистью машет в стороны).

***

Рыбка хвостиком махала, (Кисть повторяет движения рыбки в воде). Деток в гости зазывала: (Кисть повёрнута ладонью вверх, пальчики сгибаются в кулак и разгибаются, как бы маня к себе). «Буду чаем угощать, (Руки разводит ладонями вверх). Могу сказку рассказать». Открываем шире уши, (Ладошки к ушкам).

Стихи для пальчиковой гимнастики по теме «Зима»

Стихи той пальчиковой гимнастики подойдут для детей от четырёх лет, им понятнее, что такое зима, зимние забавы.

Выпал снег, кружит метель, Ветками качает ель. (Сначала как бы сыплет пальчиками, потом выполняет круговые движения кистью, после чего качает кистью в стороны). (Как будто кидает снежок). Снега в ручки наберё ём! (Две ладони вместе, с силой сжимает их друг с другом). Раз снежок — он для Серё ё ё дадим Артему! (На каждое перечисление сжимает ладошки, потом кидает воображаемый снежок).

*** Белая снежинка села на ладошку. (Раскрывает ладонь). Я шепчу ей тихо: «Посиди немножко!». (Прикрывает ладонь другой ладонью). (Быстро открывает ладони, как бы подбрасывает вверх).

Стихи для пальчиковой гимнастики по теме «Семья»

Родных малыши начинают узнавать с первых месяцев жизни, конечно мама — самый первый, родной человек. Стихи для пальчиковой гимнастики по семейной теме помогут запомнить взрослых, детей, даже домашних животных, живущих вместе с ним в игровой форме, развивая пальчики.

*** (На перечисления загибает пальчики). ёт «раз»! (Сначала ладонь резко выпрямляет, прогибая пальчики). ёт «Два» — наклон вперёд. (Все пальчики склоняются к внутренней стороне ладони). До травинок достаё (На перечислении пальчик одной руки дотрагивается до пальчиков другой).

*** ё (Сам выбирает, какие пальчики ему согнуть при перечислении).

***

(Разводит ладони, показывая, как много человек в семье). ёнки наши. ё (Загибает пальчики на обеих руках, потом разом резко раскрывает ладони).

Стишки для пальчиковой гимнастики после рисования

Классические стишки, под которые не одно поколение разминало пальчики после рисования. Стихи для пальчиковой гимнастики хорошо развлекают детей, помогая восстановить, уставшие пальчики, которые долго занимались рисованием или письмом.

ё ём. (Сгибают, разгибают пальчики, чередуя с потряхиванием кисти).

ё

*** (Не спеша качает в стороны пальчиками). ё (По очереди загибает пальцы в кулачок). (Качает кулачок).

Прибаутки для пальчиковой гимнастики «Солнышко лучистое»

Солнышко ассоциируется у взрослых, детей с летом, радостью, весельем, отдыхом. Игра в пальчиковую гимнастику «Солнышко лучистое» поможет не только уставшим пальчикам, но и поднимет всем настроение.

(Пальчики изображают лучики, ладошки с растопыренными пальчиками соединены вместе, как солнышко). (Загибает пальцы при каждом перечислении). Раздаё ё, свети! (Снова пальчики максимально расставлены).

*** Тучки быстро разбежались, (Развёрнутыми ладонями выполняет круговые движения, разгоняя тучи). Солнце на небо взошло. (Солнышко в виде сложенных ладоней поднимается вверх). Дети хлопают в ладоши, (Хлопает в ладони). Лето красное пришло! (Разводит руками)

*** Наша (Ладони вверх, кисти расслаблены). (Пальчики виляют, вытягиваются, потом изображают ушки). Будет кошечка крутой, (Большой палец вверх). (Кисти разводит ладонями вверх).

Необычные стихи к пальчиковой гимнастике по сказке «Репка»

Сказка «Репка», одна из самых ранних, любимых сказок. Забавные, необычные стишки пальчиковой гимнастики по сказке «Репка» неизменно нравятся малышам.

Дедка репку ту сажал, (Имитирует, как сажать). А тащить её позвал (Загибает пальчики). Друг за друга ухватились, (Как будто тянет верёвку). (Кисти разводит в стороны). Кругло-жёлтые бока.

*** (Немного потянет, возвращается в исходное положение). Потянули на счё (Ещё раз потянул). (Как будто вырывает репку).

*** (Сажает, поливает, показывает, как растёт). (Кисти в стороны). ё (Тянет).

Забавные стишки пальчиковой гимнастики для девочек «Кукла»

Куклами больше играют девочки, но есть любимые игрушечные медвежата, щенки у мальчишек. Девочки охотно поиграют в пальчиковую гимнастику про куклу, пока мальчишки аккуратно складывают кисточки или карандаши.

(Пальчики пляшут). И платочком ярким машет, (Машет). Ножками топ-топ, (Пальчики постукивают). Ручками хлоп-хлоп! (Хлопает). Медвежонок пошёл в пляс И вприсядочку для нас! (Сгибает пальцы). ё (Хлопает).

*** —Десять! А кармашечков на брючках? —Пять! Сколько у неё носочков? —Два! Сколько у неё платочков? —Один! (Показывает количество пальчиками).

Занимательные стишки к пальчиковой гимнастике «Черепаха»

Черепашка любимое животное у многих малышей, в сказках это доброе, мудрое существо. Занимательная пальчиковая гимнастика с её участием вызывает не поддельный интерес.

(Ручка в кулачке). (Вытягивает по очереди пальцы). ёт морковку. (Кисть разворачивает, расслабляет).

Потешки к пальчиковой гимнастике на песке

Песок –— любимый материал детских игр в не зависимости от возраста. Из песка легко формируются разнообразные фигуры животных, цветов, зданий, которые так же легко разрушаются, к ещё большему восторгу детей. Стишки к пальчиковой гимнастике на песке легко и с восторгом воспринимаются детьми.

*** ё ё

*** ёзы, клё ё ё ё

Пальчиковые игры — занятия детям 3-4 лет

Пальчиковые игры нельзя заменить дорогими игрушками, современными гаджетами. Участие взрослого человека в формировании, развитии личности ребёнка незаменимо. Такое занятие займёт немного времени, но даст заметный эффект, если соблюдается несколько условий:

Это должна быть игра, в которой ребёнок полноправный участник. Не стоит придерживаться строгих правил. Инициативу малыша надо одобрять, поддерживать. Пальчиковые игры или гимнастика по одному разу в неделю эффекта не дадут. Поиграть в пальчики надо один-два раза в день, ежедневно. Не нужно затягивать занятия. Достаточно 2-5 минут, чтобы ребёнок наигрался.

Начинать пальчиковые игры детям 3-4 лет нужно с известных игр: «Сорока ворона кашу варила..», «Ладушки, ладушки», «Идёт коза рогатая».

Зарядка — стишок для пальчиков

Зарядку для пальчиков дети очень любят. Её делают обычно под весёлые, ритмичные стишки. Энергичная, ритмичная зарядка — стишок для пальчиков нравится малышам.

(Пальчики как бы шагают, потом бегают). (Сжимает, разжимает пальчики). Заниматься все старались! (Хлопает в ладоши).

*** ёрнышки клюё оня ( Имитирует описываемые движения).

Давно известно: чем больше ребёнок владеет ручками, тем выше его интеллект. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет развивает не только моторику. Её действие настолько многогранно, что трудно переоценить это значение. Ежедневные занятия помогут малышу в его развитии.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет – метод влияния на речевое и физическое развитие. В младшей возрастной группе дошкольники учатся четко говорить, строить фразы. Это период начальной подготовки пальцев рук к школьному письму. Пальчиковые игры, проводимые как по отдельности, так и комплексно, – действенный способ влияния на нервные и мышечные ткани рук с одновременной стимуляцией речевой и мыслительной способности.

Что такое пальчиковая гимнастика

Это увлекательная и несложная тренировка пальцев, направленная на улучшение памяти, мелкой моторики, способности творчески мыслить, концентрировать внимание. Детям положено заниматься пальчиковой гимнастикой с ранних лет. Занятия не требуют подготовки и особых физических навыков.

Приступать к гимнастике можно, когда ребенку исполнится 3 месяца. Сначала пальчики малыша загибает родитель. Достигнув 2-летнего возраста, ребенок действует самостоятельно, повторяя движения за взрослым. По мере взросления ребенка движения должны становиться все сложнее.

Для максимальной эффективности гимнастику рекомендуется проводить ежедневно. Занятие не должно длиться больше 4-5 минут.

Движения сопровождаются стихами, сказками. Текстовое сопровождение следует менять через каждые 3-5 дней. Но если ребенок просит повторить старое стихотворение, не нужно ему отказывать. Если дошкольник отказывается играть, не стоит его насиловать, лучше перенести пальчиковую гимнастику на другое время.

image

Цель пальчиковой гимнастики

Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

Задачи пальчиковых игр:

  • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
  • улучшение слуховой и зрительной памяти;
  • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
  • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
  • творческое развитие, улучшение воображения.

image

Пальчиковая гимнастика для 3 лет

На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.

Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.

image

Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики:

  1. Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.
  2. Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.
  3. Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.
  4. Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.
  5. Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.

Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.

Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.

Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.

image

Картотека пальчиковой гимнастики

Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.

Огород

«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;

«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;

«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;

«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;

«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.

Рыбка

«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;

«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;

«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;

«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.

Червячки

«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;

«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;

«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;

«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;

«Не хотели расставаться» – разожмите руки;

«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.

Пирожки

«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;

«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;

«Второй для мамочки» – указательный;

«Третий для дедули» – средний;

«Четвертый для бабули» – безымянный;

«А пятый для меня» – загните мизинец.

Аналогичные действия произведите с правой рукой.

Приготовим капусту

«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;

«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;

«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;

«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.

Зверята

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;

«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;

«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

Пчелки

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

Сказки для пальчиков

Дети охотно слушают сказки про животных, которые можно использовать для пальчиковой гимнастики. Ниже приведен пример для развития моторики пальцев, но сюжет можно менять, пополнять героями. Длиться сказка должна недолго, столько же, сколько стандартное упражнение по пальчиковой гимнастике – 4-5 минут.

«Наши пальцы отправились на прогулку», – шагайте указательным и средним по столу. «Идут пальцы, и вдруг услышали «мяу-мяу». Смотрят, это кошка. Идет она по дорожке, и коготки свои то выпускает, то прячет», – сжимайте и разжимайте кулаки. «Пальцы решили, что кошке надо дать молока. Так они и сделали», – сложите ладони так, будто зачерпнули воду.

«Угостив кошку, пальцы оправились дальше», – снова шагайте по столу. «Тут заметили, что на грядках длинные уши торчат», – сделайте «V» указательным и средним пальцами, пошевелите ими. «Это зайчик морковку на огороде уплетает», – сожмите пальцы, будто держите морковь. «Увидел зайчик собаку, испугался, убежал», – быстро передвигайте указательным и средним. «Собака залаяла», – сожмите кулак, большой палец оттопырьте, подвигайте им вверх-вниз. «Собака на самом деле добрая, она не хотела испугать зайчика. Она просто любит лаять».

«Пошли пальцы дальше», – шагайте по столу. «Увидели козочку. А она рогатая, бодливая», – сделайте «козу» указательным пальцем и мизинцем, покрутите руку в разные стороны, словно бодаясь.

«На пути пальцы встретили петуха с большим гребнем», – соедините большой и указательный, остальные оттопырьте. «Петух закукарекал», – разожмите указательный и большой. «Пальцы угостили петуха пшеницей», – сделайте движение, словно сыплете зерно. «Петух обрадовался, принялся клевать», – сложите указательный, средний и большой, быстро опускайте и поднимайте руку.

«К петуху курочка подбежала», – соедините указательный и большой, остальные чуть согните. «За ней цыплята», – так же соедините пальчики, только остальные согните полностью. «Курочка землю роет, червячков ищет, чтобы цыплят накормить», – делайте «роющие» движения руками.

«Угощение сорока увидала, подлетела», – проведите пальчиковую гимнастику по стихотворению «Сорока-белобока кашку варила».

«Устали пальцы, решили домой вернуться. На обратном пути поросенка увидели. У него круглый пятачок», – сложите кулак. «А хвостик – крючок», – отожмите от кулака указательный палец, оставьте его полусогнутым. «Пальцы попрощались с поросенком, пошли домой», – завершите сказку шагами указательного и среднего пальчиков по столу.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий