Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. Стоит ли переучивать левшу?

image
Ребёнок-левша

Как определить, является ли ребёнок левшой

Первые признаки можно увидеть уже тогда, когда малыш начинает использовать предметы самостоятельно: брать игрушки, держать ложку, чистить зубы щёткой, рисовать карандашом и т.д. Более точно с латеральностью (выбором главной руки) определяются в период с 3 до 6 лет. Кроме этого можно понаблюдать, как чадо хлопает в ладоши (какая кисть сверху), какой стороной опирается при падении и т.д. Также есть и те детки, которые умеют владеть в одинаковой мере сразу двумя руками.

Леворукость наблюдается среди мальчиков намного чаще, чем среди девочек

Ребёнок-левша: особенности развития мальчиков и девочек

Хоть развитие у таких детей протекает в рамках нормы, всё же они немного отличаются от правшей по некоторым признакам:

  1. Малыш может быть гиперактивен и испытывать затруднения, когда нужно сидеть неподвижно на занятиях. Чаще всего эта особенность проявляется у ребёнка-левши мальчика.
  2. Речь развивается медленнее, то на определённом этапе быстро догоняет других сверстников.
  3. Иногда могут возникать трудности с произношением, но если это своевременно заметить, проблему можно исправить у логопеда.
  4. Нередко у таких школьников бывают сложности с гуманитарными науками, но зато они с лёгкостью разбираются в математике, химии, физике и т.п.
  5. Эти дети обладают отличным слухом и имеют способности к игре на музыкальных инструментах. Также у них хорошие задатки к художеству и другим творческим увлечениям. У ребёнка-левши девочки могут быть хорошие способности к танцам или пению.
  6. Могут быть трудности с ориентацией в пространстве, когда малыш путает «вверх и вниз», «направо и налево».
  7. Правополушарные дети могут одновременно развивать обе руки, в то время как левополушарным это даётся в разы сложнее.
image
Музыкальные способности

Особых отличий в поведении правополушарных детей разных полов нет. Они практически одинаково эмоциональны, имеют похожие задатки, по-своему выделяются среди других ребят. Но всё же если девочка является ребёнком-левшой, в её характере могут быть заметны некоторые особенности:

  • ранимость, чувствительность к словам и действиям окружающих;
  • утомляемость;
  • обидчивость;
  • предрасположенность к переживаниям.

Тем не менее эти качества нередко встречаются и у противоположного пола, поэтому можно смело сказать, что особенности развития и черты характера ребёнка-левши девочки почти ничем не отличаются.

Специалисты уверяют, что переучивать правополушарного малыша не стоит, так как это может повлечь за собой серьёзные психологические нарушения

Ребенок левша: надо ли переучивать

Современные подходы к леворуким детям

Если раньше все родители перекладывали карандаш из левой руки ребёнка в правую, то сейчас современные психологи утверждают, что делать этого не нужно. Вместо того, чтобы психологически давить на малыша, специалисты рекомендуют помочь ему адаптироваться к окружающему миру, учитывая его особенности развития.

Не стоит акцентировать внимание на леворукости чада в негативном ключе. Вместо этого стоит научить его принимать себя таким, какой он есть и развивать уверенность в себе. Если же пытаться его поменять, это может привести не только к раздражению малыша, но и к стрессам, которые негативно повлияют на его здоровье и психику.

Какие могут возникнуть последствия от переучивания:

  • нарушения сна;
  • нервные тики;
  • заикание;
  • скачки веса;
  • рассеянность, нарушение памяти;
  • утомляемость;
  • головные боли;
  • нарушения аппетита и др.

Чтобы не допустить этих последствий, родитель должен поставить перед собой задачу помочь своему чаду раскрыть свои особенности, а не перечёркивать их.

Обучение письму

Что ещё нужно знать, если ваш ребёнок-левша:

  1. Вы должны заранее об этом предупреждать педагогов в образовательных учреждениях.
  2. Подбирайте программы, учитывая медлительность чада в чтении и письме.
  3. Хвалите малыша за его успехи и своевременно проверяйте домашние задания.
  4. Терпеливо относитесь к эмоциональности, трудностями в речи, рассеянности.

Необходимо следить за тем, чтобы педагог относился к правополушарным детям ровно так же, как и к левополушарным

Как научить писать ребёнка-левшу

При обучении письму, леворуким детям необходимы определённые условия. Желательно использовать адаптированную программу, чтобы ему было проще и удобнее. Такая методика будет отличаться специальными упражнениями, положением рабочей тетради, расстановкой парт, фиксацией ручки пальцами и др. Что важно запомнить:

  1. Рекомендуется усаживать ученика на левую сторону парты.
  2. При обучении письму допустим прерывистый почерк с прямым или противоположным наклоном.
  3. Необходимо учить малыша писать так, чтобы рабочей рукой он не смазывал буквы.
  4. Чтобы ученик был увлечён, добавляйте в программу наглядные образы.
Адаптированная программа

Эти советы помогут вам адаптировать чадо-левшу к обычной жизни и вырастить уверенную в себе личность. Стоит не забывать, что нельзя акцентировать внимание на этой особенности с негативом, чтобы не повлечь за этим последствия. Вместо этого лучше всегда напоминать себе о том, что леворукие люди могут добиваться блестящих успехов в точных науках и творчестве, обладают хорошей фантазией и креативностью.

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8») Действует только при онлайн-заказе до 31.08.2021. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты, золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

Дарим 2500 баллов новым членам клуба Mamsy Family!

Журнал Mamsy

  • Новости
  • Стиль
  • Дизайн
  • Сезонные поделки
  • Кулинарам
  • Советы от Mamsy
  • Mamsy Pink

Получите каталог скидок на лучшие бренды! Это бесплатно! Дата публикации: 03.02.2017 Уже на первом году жизни внимательная мама может заметить: малыш почему-то предпочитает хватать погремушку и придерживать бутылочку левой рукой.  Раньше было принято одергивать такого ребенка, направлять его в «правильное» русло, подсовывая ему ложку или карандаш в правую. Сейчас все чаще звучит обратное мнение: левшу переучивать не нужно. Да, современный мир адаптирован под правшей.  Но ваша задача – не исправить малыша, а помочь ему научиться жить в этом «праворуком» мире.  В конце концов, такая особенность объединяет вашего кроху, например, с Альбертом Эншетйном, Пабло Пикассо и Полом Маккартни.

Почему малыш выбирает левую руку?

Когда ученые анализируют причины этой особенности, они называют три фактора:

  • генетика (хотя, скажем по секрету, ген леворукости пока еще не найден). Дети с «зеркальными» особенностями в 10-12 раз чаще встречаются тогда, когда в семье есть хотя бы один леворукий родитель.
  • воспитание или травмы. Возможно, кто-то в ближайшем окружении ребёнка был левшой, и тот начал подражать ему. А ещё малыш может начать действовать левой рукой оттого, что у него есть какие-либо проблемы с правой.
  • особенности перинатального развития. Из-за травм или болезней до рождения в процессе появления на свет или в раннем младенчестве у малыша может возникнуть «компенсаторное» левшество. Если левая часть головного мозга подверглась неблагоприятным воздействиям, то правая попытается заместить ее функции и возьмет доминирование левой руки на себя.

Конечно, если у крохи есть дискомфорт, связанный с правой рукой (например, пороки развития пальчиков), то он невольно переучится делать все левой. Но это не есть настоящая леворукость. Выбор ведущей руки определяет полушарие мозга, противоположное этой руке. Поэтому бесполезно воздействовать на руки ребенка в попытке переучить его. Это особенное устройство мозга, индивидуальная врожденная особенность малыша. Вообще же, если вы обнаружили, что ваш ребенок – левша, не нужно искать особенных причин. По данным разных статистических подсчетов, от 10 до 15% населения земного шара предпочитают левую руку.  И это никакой не недостаток. Это естественное положение вещей. Нужно воспринимать это именно так и создавать дома такую атмосферу, чтобы ребёнок тоже не чувствовал себя «неправильным» и «не таким как все».

Леворукость и левшество: разбираемся в понятиях

Итак, ваш ребенок левша. Или он леворукий?  Чем отличаются эти два понятия? Давайте разберемся.

  1. Леворукость – это более узкое понятие. Оно подразумевает только ведущую руку. Его целесообразно применять, если вы говорите о том, как вашему малышу удобнее держать ручку, кисть, ложку; как он открывает дверь, как пользуется клавиатурой, как вырезает аппликации ножницами. Но если мозг малыша устроен «зеркально», то это будет влиять не только на доминирующую руку. Правое полушарие в первую очередь обрабатывает информацию с левой стороны тела. Поэтому малыш будет прислушиваться другим ухом, подносить калейдоскоп к другому глазу, шагать с другой ноги. Чтобы обозначить это, используется другой термин.
  2. Левшество – более широкий термин. Он включает в себя леворукость. А, кроме того, определяет ведущее ухо, ведущую ногу, ведущий глаз, и так далее. Леворукость более важна в школе (для обучения письму и рисованию), а левшество более актуально, когда речь идет о спортивных секциях, танцевальных и музыкальных кружках.

Есть еще такое понятие, как «псевдолеворукость». Иногда у малыша не формируется одно доминирующее полушарие, которое управляет противоположной рукой. Тогда ребенок с одинаковым успехом работает и правой, и левой руками.

Как родителям понять, что малыш – левша?

Первые подозрения могут зародиться у родителей еще до того момента, как крохе исполнится полгода. Но не стоит бить тревогу, утверждая, что ваш шестимесячный ребенок левша. В таком возрасте некоторые дети способны с одинаковым успехом пользоваться и правой, и левой рукой. К двум годам жизни уже можно делать примерные выводу. Окончательная леворукость или праворукость формируется в возрасте 6 лет.

Итак, у вас возникли подозрения, что малыш выбирает «зеркальную» руку в качестве доминирующей. 

На что нужно обратить внимание, чтобы развеять или подтвердить свои догадки?

Можно провести для малыша серию небольших тестов: взять со стола яблоко, расчесать волосы расческой, раскрутить юлу.  Когда ребенок левша хлопает в ладоши, он обычно ударяет левой рукой по правой, при этом ведущая оказывается сверху.  Чтобы определить не только доминирующую руку, но и доминирующую сторону тела, можно предложить ему прислушаться к лаю собаки через дверь (какое ухо он приложит к ней?) или посмотреть через подзорную трубу (к какому глазу он ее поднесет?). Если хотя бы в 7 из 10 случаев он выбирает левую сторону тела доминирующей, то можно предположить, что ребенок левша. Не нужно подталкивать вашего ребенка к выполнению всех манипуляций только правой рукой. Не вкладывайте ложку в его правую руку, положите посредине. Не перекладывайте в правую руку карандаш или фломастер в руке малыша, когда он сосредоточен на рисовании.  Пусть он сам выбирает.  Помните, что процесс формирования доминирующего полушария мозга заканчивается к 4-6 годам. Не нужно делать никаких выводов раньше этого срока. Кроме этих простейших тестов можно обратить внимание и на косвенные признаки. Так, у «зеркальных» малышей есть такие отличия:

  • кроха путает понятия «выше-ниже»,
  • он может быть чрезмерно активен, расторможен (не может вовремя остановиться), быстро отвлекается,
  •  малыш рисует в одном углу листа (при этом рисунки напирают один на другой, а большая часть бумаги остается пустой).

Утвердившись в своих подозрениях, не паникуйте. Да, воспитывать левшу сложнее. Но не оттого, что такой ребенок – неправильный, отстающий, менее способный.  Сложности связаны с тем, что мир ориентирован на праворуких. Ваша задача – помочь ему научиться комфортно существовать в этом мире.

Психологические особенности левшей

Общественное мнение утверждает, что ребенок левша более способен к творческим занятиям, но менее одарен в освоении обычного учебного процесса. Это так, но только отчасти. Особенности связаны с различиями функционирования полушарий мозга. Обычно у людей доминирует левое полушарие. Оно отвечает за логику, математические способности, последовательную обработку информации. У праворукого человека хромает воображение и фантазия. Решая задачу, он перебирает огромное число заготовленных шаблонов. Левша же может сочинить идею с пустого листа благодаря воображению.

Чем же отличается ребенок левша?

  1. Левши способны отлично ориентироваться в пространстве. У них замечательное пространственное воображение. Из школьных предметов такие дети обычно сильны в геометрии и черчении; из внеклассных занятиях им хорошо даются танцы и другие кружки, которые требуют хорошей координации и «чувства тела».
  2. Арифметический счет обычно вызывает у таких детей затруднения. Эта операция требует логики и последовательного мышления, а это прерогатива левого полушария.
  3. Умственная операция синтеза дается им легко, а вот анализ – хуже. То есть ребенок левша хорошо обобщает. А вот вычленить детали из целой картины ему трудно. С этим связаны проблемы в освоении чтения: малыш воспринимает страницу текста как цельное изображение, и сосредоточиться на отдельной букве ему трудно.
  4. Левши более эмоциональны и ранимы. Они обидчивы, легко расстраиваются из-за неудач.
  5. Богатое воображение и неуемная фантазия способны компенсировать недостаток логики. Пока мозг обычного ребенка легко решает задачу, поставленную таким же «праворуким» учителем, бурное воображение левши способно молниеносно решить десятки творческих задач, чтобы прийти к тому же ответу.

Помогаем маленькому левше: что можно и чего нельзя делать маме?

Самое главное, что должны усвоить родители левши – переучивать такого малыша нельзя. Мы можем насильно переложить ручку из левой руки в правую, но переделать мозг малыша нам не под силу. Если родитель будет давить на ребёнка, то это может впоследствии повлиять на его самооценку.

  • Гармонично развитый левша способен стать полноценным и счастливым членом общества, а вот «переученный» будет подвержен речевым задержкам, неврозам, даже энурезу и нервным тикам.
  • Не нужно постоянно напоминать малышу о том факте, что он чем-то отличается отсверстников. Ведь тогда он рано или поздно он начнет винить свою особенность во всех неудачах, и это может стать причиной его комплексов.
  • Стоит помнить, что леворукость накладывает отпечаток не только на процесс обучения, но и на эмоциональную сферу. На левшу нельзя кричать, ругать его и критиковать.

У некоторых детей есть так называемый «феномен зеркального восприятия». Они могут писать слова задом наперед – например «алокш» вместо «школа». Это нормальное явление, которое должно пройти к десяти годам. Если оно сохраняется и после этого возраста, стоит обратиться к врачу. Нужно обязательно предупредить воспитателей или учителей о том факте, что ваш ребенок левша. Во время занятий малышу удобнее сидеть с левой стороны от соседа по парте. Тогда одноклассники не будут толкаться локтями при выполнении письменных упражнений. Кстати, учитель не имеет права требовать от левши такого же каллиграфического совершенства, как от всех остальных. Это прописано в методических рекомендациях Минздрава. В этом же документе оговорено, что учитель не имеет права переучивать «зеркального» ребенка. Нельзя требовать от левши наклонного письма и навыка писать буквы, не отрывая ручки. Итак, если вы подметили, что ваш малыш предпочитает левую руку, не спешите впадать в панику. Да, воспитание такого ребенка – дело более сложное. Но у левши есть гораздо больше задатков к творческим профессиям. Возможно, именно вы воспитаете гения!  Похожие посты Оставить комментарий

Популярные акции на Mamsy

Посмотреть все акции Mamsy >

  • D&M by 1001DRESS – Притяжение взглядов Ваш гламурный образ Скидки до -85%
  • Franceska Lucini – Ваш неповторимый образ Ультрамодная одежда для женщин Скидки до -85%
  • Читальный зал Литература для детей Скидки до -55%
  • Морские приключения Купальники и пляжная одежда Скидки до -90%
  • Идеальное дополнение Украшения и аксессуары Скидки до -60%

Посмотреть все акции Mamsy

Популярные посты

Давайте дружить

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте FaceBook instagram Одноклассники Воспитание, психология – от года до трех Мой ребенок левша или правша?!

Объясняя ребенку, какая ручка правая, а какая – левая, большинство мам не задумываются над определением: «Правая та, которой удобнее рисовать и держать ложку». Но не для всех ребятишек это утверждение справедливо: у многих деток ведущей является как раз левая рука, а кто-то и вовсе одинаково хорошо владеет обеими ручками. Сегодня для таких малышей легко найти специальные товары: ножницы, линейки и даже ластики. Однако, заостряя внимание только на одной, очевидной, особенности леворуких детей, взрослые зачастую забывают, что у маленьких левшей есть свои нюансы развития. Возможно, на первый взгляд они и не сильно заметны, но знать о них и учитывать в процессе воспитания нужно.

Что значит быть левшой?

Многим кажется, что правши отличаются от левшей только выбором ведущей руки, но данное распределение проходит на совершенно ином уровне и обуславливается доминантной работой правого полушария мозга.

Так, левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует аналитическим, абстрактным мышлением, обрабатывает информацию последовательно и поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию от правого глаза, уха, правой руки и ноги.

Напротив, правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, понимание искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ и наделяя человека способностью к эмоциональному восприятию, интуицией. Соответственно, правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Именно благодаря доминантной роли правого полушария своего мозга левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой – более медленное по сравнению с правшами формирование навыков, требующих взаимодействия обоих полушарий: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов.

Как понять, что ребенок – левша?

С доминантной рукой некоторые дети не могут определиться вплоть до шести-семи лет. Если ваш малыш из этой категории, то он может в итоге оказаться амбидекстром – человеком, который свободно владеет обеими руками. В большинстве же случаев работа ведущего полушария проявляется раньше: ребенок до года тянется к игрушкам левой рукой, детки постарше предпочитают держать в ней ложку за обедом, а дошколенок во время рисования берет в левую руку карандаш. Определить, что ребенок – левша, поможет простое тестирование:

– попросите кроху погладить кошку или плюшевого зверька;

– поиграйте с малышом в «Сороку»;

– предложите ему открутить крышку на бутылке.

Какой ручкой ребенок выполняет задание, та и ведущая.

Однако есть и более тонкие особенности, отличающие левшей от правшей. Наблюдательные родители леворуких деток отмечают, что их малыши довольно упрямы. Они доверчивы и общительны, заводят много друзей, но при этом очень ранимы и обидчивы: если они с кем-то поссорились, то помириться первыми им очень трудно. Также детки-левши хорошо ориентируются в пространстве, им легко дается геометрия, они хорошо рисуют, любят лепку, а вот арифметика для левшей достаточно трудна.

Что делать, если ребенок – левша?

Основной вопрос, который волнует родителей маленьких левшей, – а нужно ли их переучивать? Попытаться, конечно, можно, но зачем? Ведь вкладывая ложку в правую руку или ругая за карандаш в левой, работу мозга не получится перестроить. Возможно, вам удастся дать импульс к большей активности левого полушария, но от этого начнет страдать общее развитие малыша, в частности, речь.

Но вот чего точно нельзя делать, так это сравнивать своего малыша с его праворукими сверстниками. Упрекать ребенка за то, что он в пять лет никак не может выучить буквы, тогда как его друг-правша уже умеет читать, означает лично занизить самооценку собственного сына или дочки. Занимайтесь с ребенком тем, что у него получается лучше, например, музыкой или рисованием, а чтение и письмо он наверстает в школе.

И постарайтесь не акцентировать внимание своего левши на его особенности. Ребенок и сам прекрасно видит, что он отличается от других, но при этом он не лучше и не хуже – он обычный. Не воспринимайте леворукость как порок и не вкладывайте эту мысль в голову малыша.

Конечно, и вам, и ребенку придется потрудиться, когда начнется учеба в школе, – и чтение, и письмо, и счет даются левшам нелегко, и овладение этими навыками потребует немало времени и терпения. Однако вам помогут специальные прописи и ручки для леворуких ребят, правильная организация рабочего места, упражнения и игры, тренирующие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию малыша. Но главный залог успеха – ваша любовь: примите своего ребенка таким, какой он есть, и без оглядки на других развивайте данные ему природой таланты – а их, поверьте, у левшей немало!

Похожие записи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вам приходилось уламывать свою упрямую кроху переложить ложку в правую руку? Или вынимать карандаш из левого кулачка и уговаривать рисовать правой рукой? Что делать, если ваш ребенок – левша?

Как ни странно, но и в наши дни встречаются попытки родителей, а также дедушек-бабушек переделать «неправильного» ребенка. Поговорим о том, правы они или нет.

Содержание

Чем объясняется леворукость

Для начала – немного анатомии. Левое и правое полушария человеческого мозга различны по типу мышления. Левое – это анализ, рациональность, логика. Поступающие в левое полушарие сигналы обрабатываются поэтапно.

Правое – это эмоции, воображение, творчество. Правое полушарие воспринимает информацию одномоментно, цельной картиной.

Каждое полушарие управляет противоположной стороной тела. Примерно у 90% человечества доминирующим является левое – это правши. А вот у каждого десятого доминирует правое полушарие, ведущая рука левая, и их называют левшами. Таким образом, стремление левши делать все левой рукой обусловлено структурой мозга, а не привычкой.

Различают леворукость и левшество. Леворукость подразумевает только доминирование левой руки. Истинное левшество – это также доминирование левого глаза, уха, ноги. Но мы не будем анализировать этот нюанс. Для обучения в школе важна ведущая рука, поэтому обсуждаем проблему ребенка-левши именно с этой точки зрения.

Почему ребенок становится левшой?

Механизм леворукости полностью не изучен. На сегодня медики называют три основные причины его появления:

  • генетика – особенность часто передается по наследству;
  • компенсация – если в период внутриутробного развития или в раннем детстве развитие левого полушария было затруднено, его функции принимает правое;
  • внешние обстоятельства – ребенок может подражать кому-то из близких, или длительная травма правой руки заставляет маленького ребенка работать левой.

До пятилетнего возраста делать какие-то выводы рано. Ребенок только учится работать руками, и зачастую использует обе ручки попеременно. К пяти годам ведущая рука уже определяется. Родителям следует наблюдать за малышом, чтобы определить, является ли их ребенок левшой – от этого зависит подготовка к школе.

Как определить леворукость

Как определить ребенка-левшу? Прежде всего – не давите. Учите пользоваться правой рукой, но если малыш упорно перекладывает карандаш или ложку в левую ручку, не настаивайте. Наблюдайте за ним.

Чтобы определить, какая сторона доминирует, можно:

  • попросить попрыгать на одной ножке;
  • покидать кубики или мячик;
  • предложить заглянуть в калейдоскоп;
  • послушать, как тикают часики;
  • открутить крышку;
  • нарисовать одно и то же поочередно обеими ручками – ведущая рука рисует уверенней.

Если в большинстве случаев используется левая сторона тела (глазик, ушко, левая ручка и ножка), то ребенок – левша. Точно определить эту особенность сможет нейропсихолог при помощи специальных тестов.

Особенности развития ребенка-левши

Окружающий мир ориентирован на правшей, поэтому обучение ребенка-левши может вызвать затруднения. Для таких детей характерно нарушение зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия.

В чем это выражается:

  • могут быть проблемы с речью – прекрасно понимают все слова, но воспроизводство грамотной речи вызывает трудности;
  • трудность с чтением – буквы воспринимаются и запоминаются с трудом, сложно воспринимается необходимость читать слева направо, сверху вниз;
  • путаница с похожими буквами, цифрами, схожими геометрическими фигурами и другими образами;
  • медленный темп письма, своеобразный почерк;
  • трудности с копированием, перерисовкой;
  • зеркальные письмо, чтение, рисование – ребенок пишет слово наоборот, начиная с последней буквы, аналогично читает и рисует;
  • проблемы с арифметикой, т.к. счет требует последовательности;
  • трудно усваиваются понятия, связанные с положением в пространстве: лево и право, верх и низ, по часовой стрелке и против (отсюда трудности с чтением и рисованием).

Из-за особенностей развития ребенок-левша нуждается в дополнительном внимании и помощи учителей и родителей. Следует учитывать и повышенную эмоциональность таких ребятишек, впечатлительность, обидчивость, быструю утомляемость.

Но, дорогие родители, не торопитесь огорчаться! Да, начало обучения имеет свою специфику, и вам придется уделять больше внимания ребенку. Но зато левши гораздо восприимчивее к новому, легко находят нестандартные решения проблем, обладают развитой интуицией и образным инновационным мышлением – эти качества очень помогут во взрослой жизни.

 Какие проблемы характерны для левшей

Ребенок-левша заговорит позже, но зато более правильно. У него будут проблемы с арифметикой, но пространственная геометрия не вызовет затруднений. Такие дети более ловки и подвижны, чем их сверстники-правши. К 10 годам основные отличия сглаживаются, ребенок избавляется от проблем с восприятием пространства, исчезает зеркальность. Если этого не произошло, нужно обратиться за консультацией к нейропсихологу.

Внимательно следите за эмоциональным состоянием ребенка. Левши более ранимы и впечатлительны, поэтому им сложнее даются кризисные ситуации. Их склонность к тревожности и пессимизму делает вашу поддержку необходимой и неоценимой. А преодоленные трудности добавят ребенку сообразительности, находчивости, стойкости.

Между прочим, история знает огромное количество леворуких гениев. Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Пикассо, Микеланджело, Рафаэль, Бах, Бетховен, Чаплин, Эйнштейн – это только начало списка. Может, у вас растет новый Леонардо?

Нужно ли переучивать левшу

Вы можете изменить свой цвет глаз? А форму носа? Согласитесь – разве что с помощью хирурга. Леворукость – это такая же врожденная особенность организма, и ее исправление по кардинальности не уступает хирургическому вмешательству.

Не так давно левшей старательно переделывали объединенными усилиями семьи и школы. Да, ребенок приучался писать правой рукой. А вдобавок приобретал неврозы различного типа: тики, повышенную утомляемость, заикание, расстройство желудка, нарушение сна, энурез и прочие невротические реакции. Не слишком ли высокая плата за то, чтобы быть «как все»?

Сегодня на вопрос: «Нужно ли переучивать?» медики и педагоги отвечают: «Нет!». Ребенок-левша нуждается в адаптации к окружающему миру, и наша задача – помочь ему в этом. Любящие родители и грамотный педагог сумеют подкорректировать систему обучения под особенности левши. Дайте первоклашке возможность учиться в своем темпе, найдите индивидуальный подход, и он сумеет поладить с окружающим миром правшей.

Что могут сделать родители:

  • заранее поговорите с учителем, убедитесь, что он готов считаться с особенностями вашего ребенка, если нет – меняйте класс;
  • не заостряйте внимание ребенка и окружающих на его леворукости;
  • найдите занятие, развивающее обе руки (плавание, лыжи, баскетбол, игра на пианино, лепка);
  • смиритесь с плохим почерком. Научите правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и тетрадь (есть специальные рекомендации для левши);
  • при обучении чтению используйте непрозрачную закладку, чтобы открывать новое слово по мере прочтения предыдущего;
  • при занятиях используйте наглядные пособия;
  • будьте терпеливы, любое объяснение проводите пошагово, по элементам;
  • учитывайте повышенную впечатлительность и эмоциональность, а также утомляемость ребенка-левши. Продолжительность домашних занятий для таких первоклашек – 20-25 мин, затем нужен перерыв.

По данным статистики, каждый третий ребенок-заика – это переученный левша. Да, любовь родителей и профессионализм педагогов может проявляться и так. Согласитесь, это повод задуматься.

Заключение

В завершение позвольте процитировать доктора Комаровского:

Что делать? Да ничего особенного делать не надо. Главное, не пытаться перевоспитывать. Пусть и будет левшой, к порокам это не относится и принципиального влияния на способности, рост, развитие, любовь, карьеру и семейное счастье не оказывает.

Очень надеемся, что статья помогла родителям деток с леворукостью. Семейного счастья вам и терпения! Может, у вас есть полезные советы для обучения ребенка-левши? Ждем ваших комментариев!

imageСегодня сайт для мам supermams.ru предлагает детально рассмотреть проблему, которая волнует очень многих родителей, кто же на самом деле их чадо — ребенок-левша или ребенок-правша?

Содержание статьи

  1. Для чего нужно знать, какая рука ведущая
  2. Определяем ведущую руку ребенка
  3. Ребенок-левша: особенности и отличия
  4. Трудности, возникающие при переучивании левшей к правой руке
  5. Эмоциональная сфера леворуких детей
  6. Правила поведения родителей ребенка-левши

Большинство органов  нашего организма парные.  Все они выполняют одинаково важные функции, только один берет на себя первостепенную роль, а второй покоряется. Выбор левой или правой руки – не причуда ребенка. И чтобы выяснить, кто же ваше «сокровище» на самом деле, ребенок-левша, или у него правая рука будет  доминирующей, мы и попробуем разобраться.

Уже при рождении, на генетическом уровне закладывается, какая рука будет ведущая у вашего ребенка – правая или левая. Это все зависит от того, как разделятся роли между полушариями головного мозга. Если будет преобладать правое полушарие, то доминировать будет левая рука и наоборот.

Многие уверены, что если с детства, как можно раньше начать  переучивать, то ребенок-левша может стать правшой. Но это совсем не так. Правой рукой такие детки будут писать и кушать, а вот все то, чему они новому будут обучаться самостоятельно, они будут делать только левой рукой. Потому что правая рука будет не такая ловкая и не такая приспособленная к труду. Это тоже нужно учитывать.

Для чего нужно знать, какая рука ведущая

Если вы правильно определите, какая рука ведущая у вашего ребенка, это поможет широко применить его природные особенности и задатки, а также поможет свести до минимума осложнения при поступлении в первый класс. Ведь именно там будут сделаны первые шаги к письму, а выбор преобладающей руки  до начала обучения — будет главным шагом.

Поэтому, когда ребенок-левша в первом классе приступит к обучению письму, а его насильно будут заставлять писать правой рукой, это может закончиться нервными срывами, неврозами, что ведет за собой заикание, энурез, а так же может сильно навредить  психическому здоровью малыша.

Определяем ведущую руку ребенка

Для того, чтобы понять и определиться, какая у ребенка рука ведущая, нужно просто за ним наблюдать с рождения. Окончательно понять, что ребенок — левша или правша, можно будет к пяти-шести годам. В этом возрасте вы самостоятельно можете протестировать ребенка и прийти к выводу.

Можно использовать такие функциональные тесты как аплодирование, переплет пальцев, поза Наполеона (перекрещивание рук на груди), вырезание ножницами, открывание коробочек, шкатулочек, нанизывание бус. В любом задании вы оцениваете уровень активности левой и правой руки и подсчитываете, какая рука набрала больше положительных результатов,  а уже из этого всего вы делаете вывод: ребенок-левша или ребенок-правша. Но будьте внимательны, если даже ребенок набрал больше балов по правой руке, а рисунки лучше получились левой, то не спешите принуждать его писать правой.

Ребенок-левша: особенности и отличия

Ребенок-левша очень сильно отличается от своих ровесников. К этому типу относятся эмоциональные, яркие личности, которые одарены художественным талантом.  В раннем возрасте у них проявляется тяга к музыке, лепке, танцам, рисованию.

Сайт supermams.ru спешит напомнить таких талантливых личностей, как А.С. Пушкин, Чарли Чаплин, Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Микеланджело —  все они были «леворукими».

Полушария головного мозга отвечают за разную информацию:

  • правое полушарие – получая поток информации, обрабатывает ее мгновенно, воспринимая все целиком, это полушарие еще называют «образным»;
  • левое полушарие – принимая информацию, обрабатывает ее по частям, последовательно, применяя все возможные варианты, его еще называют «логическим» полушарием.

Ребенок-левша отличается от правши не только тем, что он ест и пишет левой рукой, а все гораздо сложнее. Но главная отличительная черта заключается в том, что левша по-другому воспринимает информацию. Ребенок-левша, получая и перерабатывая информацию из окружающего мира, эмоционально реагирует на нее по-другому.

Трудности, возникающие при переучивании левшей к правой руке

  1. Снижается зрительно-двигательная координация: ребенок во время письма и чтения теряет строчку, плохо срисовывает графические изображения;
  2. С трудом анализируют пространственные соотношения:
    • зеркальное письмо;
    • переставляет буквы при письме;
    • не могут определить, где левая, а где правая сторона;
    • искажения пропорции фигур;
    • теряются в определении предметов в пространстве (под, над, на, за);
  3. Эти дети намного медлительнее, так как для восприятия и обработки информации им требуется больше времени;
  4. Плохо концентрируют внимание, трудно переключаются на что-то другое;
  5. Нарушения речи: погрешности в звукобуквенном анализе.

Эмоциональная сфера леворуких детей

Ребенок-левша отличается:

  • повышенной чувствительностью;
  • ранимостью и обидчивостью;
  • тревожностью и раздражительностью;
  • пониженной работоспособностью;
  • быстрой утомляемостью.

Такой ребенок-левша быстро попадает под влияние минутных чувств и настроений. Эти дети могут быть капризными, упрямыми, склонными к ярости и гневу. Все эти факторы существенно влияют на адаптацию в школе. Но если вы будете применять верные методы воспитания, то все эти проблемы разрешатся сами собой.

Правила поведения родителей ребенка-левши

Специалисты рекомендуют обратить внимание на впечатлительность и бурную эмоциональность такого ребенка, и попробовать быть:

  • добрыми и чуткими.
  • обстановка в семье должна быть благоприятная, делайте как можно чаще сюрпризы;
  • смиритесь с его склонностью писать левой рукой и не делайте из него правшу;
  • поощряйте и хвалите за музыкальные, художественные успехи;
  • не будьте слишком требовательны;
  • занимаясь с ребенком, не доводите его до слез, зная его особенности.

Чего не нужно делать родителям левши:

  • ни в коем случае не насмехайтесь и не шутите над ребенком;
  • пытаться переучивать, а если не получается делать правой рукой, наказывать;
  • при обучении чтению, письму – ругать, унижать за неуспехи.

Делая вывод из всего вышесказанного, вы понимаете, что все же ваш ребенок-левша, не стоит огорчаться. Просто примите это как должное и научитесь понимать ребенка и помогать ему.  А что бы ваш ребенок был меньше подвержен стрессам, предупреждайте педагогов о его особенности.

—— Автор – Lorav, сайт supermams.ru – Супермамы

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение, однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА! Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.

Поделись полезным:

  • 1
  • 15
  • 1
  • 15

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий