Конспект занятия “Знакомство детей с видами транспорта” для детей младшего дошкольного возраста

Аннотация.

Сценарий интегрированного досуга для детей  для воспитанников 6 – 7 лет.

Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое нарушение.

Данное занятие было проведено для молодых  учителей-логопедов и воспитателей ДОУ.  Целью  мероприятия было ознакомление коллег с приёмами автоматизации поставленных звуков в экспрессивной речи.

В процессе занятия решались следующие задачи: обогащение словарного запаса по теме транспорте, расширение  и закрепление представлений о видах транспорта, на основе ранее полученных знаний, обучение навыкам связного высказывания, совершенствование навыка составления и чтения слов, автоматизация правильного произношения  сонорных звуков, совершенствование  фонематических представлений (выделение  звука на фоне слова), совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.

Представленные задачи решаются путем применения наглядных, словесных и практических методов. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной, что способствует поддержанию высокой активности детей  и достижению поставленных задач.

 Сценарий интегрированного досуга для детей подготовительной к  школе группе

 Тема: « Путешествие в мир транспорта»

Коррекционно-образовательные цели:

  • систематизировать представления детей о транспорте, расширить и закрепить представления о видах транспорта, на основе ранее полученных знаний.
  • Активизация и актуализация словаря по теме « Мой город».
  • Учить детей отвечать полными предложениям, совершенствовать грамматический строй речи.
  • Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
  • Совершенствование навыка составления и чтения слов.
  • Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация.
  • Совершенствование фонематических представлений (выделение  звука на фоне слова), совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • развитие диалогической речи, речевого слуха, мышления, внимания, зрительного гнозиса и пространственного праксиса, координация речи с движением.

Воспитательные цели:

  • воспитание инициативности, самостоятельности, активности, навыка сотрудничества на занятии.

Оборудование: мольберты, предметные картинки с изображениями транспорта, карточки и фишки для определения звука в слове, игра «Шифровка», цветок, «волшебный коврик», полоски разных цветов, карта-путеводитель.

Предварительная работа: рассмотрение транспорта, обобщающая беседа о транспорте, зарисовка детьми различных видов транспорта.

Ход:

1.Огранизационный момент.

Логопед: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли  гости.

Мы рады приветствовать всех вас  в  нашем детском саду!

Посмотрите,  они улыбаются вам. И вы подарите им свои улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2.Приветствие. Упражнение «Здравствуй по-разному», Игра «Ручки-липучки»

3.Беседа о городе.

Начинается игра!

Путешествовать……. пора!            (Дети садятся на стульчики)

Л.: -Ребята, сегодня, как я уже сказала, у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие по нашему городу.

Л.: -Ребята, а кто знает, как называется наш  город? Имя нашего города?

Ответы детей

Л.: — А почему его так назвали?

Л.: А что такое город?

Город – это проспекты и дома,

Площади, музеи, улиц тишина

Блеск стёкол праздничных витрин,

Движение прохожих и машин.

Л.: Какой наш город?

Д.: Наш город светлый, чистый, уютный, тихий, …..

Л.: Ребята, кто мне подскажет, как называются люди, которые живут в городе?

Тех, кто в городе живут

Горожанами зовут.

4.Физкультминутка.

(Дети становятся в круг)

П.: — Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Город  не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнёмся и скажем друг другу ласковые слова.

Игра «Комплименты» (Дети передают цветок друг другу и говорят ласковые слова)

П.: — Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло, уютно?      (цветок)

  1. Сообщение темы.

Л.: -Чтобы  отправиться в путешествие, нам надо взять с собой ……(карту),  то, что поможет нам ориентироваться по городу. Что же это?  (Выбирается капитан)

Карта — схема

Л.: — (имя ребёнка), угадал первым, значит ему и карта в руки.

(Дети определяют маршрут,  идут по дорожке здоровья, проговаривая свои действия).

Мы по городу шагаем,

Чистый воздух мы вдыхаем

На шаг вдох,

На шаг выдох. (2-3 раза)

Л.: — Ребята, чтобы  вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить, надо отгадать ключевое слово.

т р а н с п о р т

( Детям предлагаются картинки, где они определяют первый звук в слове и записывают соответствующую букву.)  Дети читают полученное слово.

Л.: — Мы отправляемся в мир транспорта. Вы знаете  очень много машин  и, об этом свидетельствуют ваши  работы. Давайте нашим гостям напомним, какие виды транспорта есть? (по типу передвижения)

Л.: Вы любите играть, поэтому Игра «Путаница». 

 На мольберте  коричневый, синий, голубой и зелёный  флажки. Детям предлагается отобрать картинки с воздушным видом транспорта и поставить их к голубому флажку, картинки с водным транспортом — к синему, а с наземным транспортом — к зелёному,  с подземным – к коричневому.

(Звучит музыка.)

Наземный — автобусы, трамваи, легковые автомобили, мотоциклы.

Подземный – метро.

Л.: — Молодцы!  Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки, поэтому послушайте внимательно и отгадайте, о чём идёт речь.

ЗАГАДКИ  О ТРАНСПОРТЕ (выставляются картинки)

Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он держит их руками.    (Троллейбус)

Л.: О каком виде транспорта эта загадка?

Д.: Эта загадка о наземном виде транспорта.

Л.: На чём ещё  можно передвигаться  по земле?

Д.: На земле передвигаются на…..

Л.: Послушайте ещё одну загадку:

От ветра он не прячется, А, грудь, подставив, катится.    (Парусник)

Л.: К какому виду транспорта относится парусник? – Парусник – это водный вид транспорта.

Л.: Что ещё передвигается по воде?   — По воде плывут катера, пароходы, корабли, яхты…

Л.: А вот такую загадку отгадаете?

Без разгона ввысь взлетаю, Стрекозу напоминаю… Отправляюсь я в полет, Кто же это? — …   (вертолёт)

Л.: О каком виде транспорта эта загадка? – Эта загадка о воздушном виде транспорта.

Л.: На чём ещё можно передвигаться по воздуху? – По воздуху летит самолёт, дирижабль, воздушный шар….

Л.: Ребята, а теперь задание посложней, найдите мне  только те картинки, в которых встречается  звук [Р].

Л.: Молодцы!

(Опираясь на карту, дети следуют дальше. Садятся за столы )

Л.: А теперь, давайте  определим, где спрятался этот звук? (в начале, в середине, в конце слова)

Детям раздаются карточки, фишки

Д.:    Ракета — звук [Р] стоит в начале слова.

Л.: Совершенно верно, молодцы!

6.Физкультминутка. Переход к другому виду деятельности. (Обращаем внимание на карту)

Вместе мы шагаем,

Идём  мы не просто так,

Прямо и направо…..  (дети озвучивают свой маршрут движения)

Л.:   На дороге – множество правил,

Кто где едет, куда как идти.

Их придумали, чтобы аварий

Не случалось с тобою в пути.

Л.: — Ребята, а вы знаете как вести себя на дороге.

  • Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
  • Правильно переходить улицу на переходах, на зелёный свет светофора, не играть на проезжей части дороги.
  1. Индивидуальные листы.

Л.:  — Посмотрите на картинку. Какие машины здесь изображены?

Какие машины едут вправо?

Какие машины едут налево?

Ребята, что нарисовано в верхнем правом углу?

Что нарисовано в левом нижнем углу?

Как назвать одним словом большие машины? (грузовые)

Для чего нужны грузовые машины?

А как называются  машины, которые перевозят людей? (пассажирские)

Скорая помощь,– это какой транспорт?  (специальный транспорт)

Какие ещё машины специальные вы знаете?  (пожарные, полиция)

Специальный транспорт
Грузовой транспорт
Пассажирский транспорт

Л.: — А есть машины, название которых состоит из двух слов. И сейчас мы поиграем  с вами  в игру «Живые слоги».  Дети делятся на две команда,  каждый ребёнок берёт цветную карточку со слогами, соединяя их по цвету и  по высоте

Во-

до 

воз

Л.: — Какие слова у вас получились?

Переход к другому виду деятельности.

Дети: — Шли мы по дороге,

Шли мы просто так  (дети озвучивают свой маршрут движения)

  1. Игра «Шифровка»

Л.: — На этой шифровке спряталось слово – название детали машины. (ф··ы)

Какое это слово?

Д.: — ф  а  р  ы

Л.: — А здесь спрятано слово – название детали самолёта. (т··п)

– название детали корабля. (п····а)

Д.: — палуба, паруса.

Л.: — Молодцы! Это было трудное  задание.

  1. Завершающий этап.

П: — А сейчас мы с вами немного отдохнём. Упражнение «Волшебный коврик»,

                                                                           Упражнение «Какого цвета занятие»

  1. Итог занятия

Л.: Вы были сегодня просто молодцы, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому  мы  вам приготовили сюрприз.

Задания  на дом для детей

«Зашифрованный рисунок»        

Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляется соответствующий зашифрованный рисунок.

ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуй под мою диктовку. Скажи, что получилось?

А5,     Б4,    Б6,     В4,   В6,    Г3,    Г7,    Д2,    Д8,     Е1,     Е2,     Е3,     Е4,     Е6,     Е7,     Е8,     Е9,    Ж4,    Ж6,     З4,     З6,    И3,     И6,     К2,    К3,    К4,    К5.

КАРТИНКА: САМОЛЁТ

image

Задание на дом для детей

А М А Ш И Н А Р В Е
В О К Д Ж Э Г Е К К
 Т Р А М В А Й П О Г
О Л Ф Д М Ю П О Р Р
Б П П О Е З Д В А У
У Щ Р Х Т Ц Ч Л Б З
С Ф Ю З Р К Ы Щ Л О
И М Ч И О П С Ц Ь В
С А М О Л Ё Т Е И И
Ь Л О Д К А Г У Л К

АВТОБУС                                     САМОЛЁТ

МАШИНА                                    ЛОДКА

ТРАМВАЙ                                    ПОЕЗД

КОРАБЛЬ

ГРУЗОВИК

МЕТРО

Мишустина Елена Анатольевна Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №14» г.  Курчатов, Курская область

Правила игры и инструкция по изготовлению

Игры на тему транспорт, игра на липучках транспорт, игры на внимание скачать, лексическая тема транспорт, игра едет плавает  летает, игры по ПДД, теневое лото транспорт, картинки транспорт для  детей, сортировка по типу транспорта, игры для детского сада, скачать для распечатки, дидактическая игра

Игры на тему транспорт, дидактическая игра “Найди транспорт”

В комплекте 2 листа формата А4 для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО распечатывания.

В игре развивается объем, концентрация и устойчивость зрительного внимания. Также игра направлена на развитие речи ребенка, пополнение словарного запаса. Лексическая тема «Транспорт» – едет, летит, плывет.

Как играть?

1) Игра «Найди заданный предмет на картинке»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть красочную картинку на игровом поле.

Тем временем, перемешайте карточки с изображением транспортных средств. Затем разложите их на столе лицевой стороной вниз. Попросите малыша перевернуть одну из карточек и найти такую же картинку на игровом поле. Чтобы поиск был более увлекательным, можно использовать бумажную лупу (а еще интереснее, если это будет настоящий увеличительный прибор). Когда объект найден, необходимо прикрепить карточку на игровое поле в соответствии с его тенью.

Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.

2) Игра «Найди по описанию»

Ведущим может быть взрослый или ребенок, который должен загадать транспортное средство, вслух назвать его функцию и местоположение (едет, летит, плывет). Игроку нужно отгадать этот транспорт по описанию.

Пример: Красного цвета, движется по воде, перевозит людей и грузы.

Таким образом, можно искать по описанию не только транспорт, а любые предметы на картинке.

3) Тренировка счета. Попросите малыша найти и посчитать – сколько в городе – транспортный средств, домов, деревьев, животных, людей, мостов, фонарей итд.

Как изготовить игру?

Распечатать материал на плотной фотобумаге. Вырезать карточки, заламинировать и снова вырезать. Можно приклеить самоклеящиеся липучки.

Как сделать двустороннюю бумажную лупу – вырезать по контуру 2 зеркальные детали (и круглое отверстие внутри), склеить их между собой используя клей карандаш, заламинировать для долговечности, вырезать.

Развивайтесь и учитесь с удовольствием вместе с сайтом Rannee-razvitie.com!

В нашей жизни транспорт занимает ведущее место, порой мы даже не можем подумать о том, как бы мы жили без транспорта…

Да, действительно, нам очень сложно представить свою жизнь без транспорта: автобусов, троллейбусов, автомобилей, трамваев, поездов и самолетов.

Жизнь каждого из нас становится удобнее и легче благодаря транспорту, ведь машины наши друзья — с их помощью мы перевозим людей и грузы на далекие расстояния, можем строить высотные здания, и путешествовать в любую точку мира.

Давайте поговорим о том, какие виды транспорта существуют, чем они отличаются и затронем историю их возникновения.

image

Разновидности транспорта

Классификация видов транспорта весьма многогранна и отлична по способам передвижения, предназначению и по сезонам года.

По способу перемещения — самая яркая классификация транспорта, выделяют:

  • наземный- когда транспорт двигается только по земле или рельсам (автомобиль, троллейбус, автобус, поезд, трамвай);
  • водный – транспорт передвигается по реке или морю (катер, корабль, теплоход);
  • воздушный – транспорт летает по воздуху (вертолет, самолет).

Каждый вид транспорта был создан для чего-либо. Ведь по сути — это рабочие лошадки и выделяют следующие виды транспорта по предназначению:

  • пассажирский – транспорт, который перевозит людей, доставляя их по нужному адресу (автомобиль, автобус, самолет, трамвай) 4
  • гужевой – для перевозки груза (повозка, грузовой автомобиль)
  • специальный- используется в специальных профессиях (скорая помощь, пожарная машина, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный – используется для уборки урожая, пашни (трактор, комбайн).
  • строительный — большое количество машин и спецтехники, которая помогает в строительстве зданий и дорог.

Есть и такие виды транспорта, которые используются в определенное время года.

  • зимний – транспорт, который отлично подходит для передвижения в зимнее время года (снегоход, аэросани, буэры).
  • летний — транспорт, используемый в теплую и жаркую погоду лета, весны и осени(велосипед, мотоцикл, квадроцикл, скутер).

Для каждого из нас транспорт не диковинка, ведь мы с легкостью можем оказаться на другой стороне планеты всего лишь за несколько часов, благодаря авиационному виду транспорта – самолету. А всегда ли это было возможно? Конечно же нет, транспорт не всегда был под рукой у человека. Полистаем страницы истории транспорта…

История изобретения транспорта

Были и такие времена, когда человек умел лишь ходить и бегать собственными ногами, а вот ездить не умел. Да и транспорта не было… Позднее, человек научился ездить на лошади. Люди могли перемещаться с одного места на другое, и самое главное – не пешком.

Но появилась проблема, как же перевозить вещи? Есть проблема- находится решение, и человек нашел решение: он изобрел колесо, а вместе с ним понеслось развитие транспорта, начиная с телеги. Колесо –специальный диск со спицами, который вращается на оси. Впервые колесо было изобретено на Востоке в 4-м тысячелетии до нашей эры.

Очень интересно об истории изобретения колеса рассказывают Фиксики:

Первое колесо было похоже на диск, изготовленный из дерева или камня. Его прикрепили к деревянной платформе и так получилась телега. Вот на ней и стали перевозить грузы.

А после колеса и телеги, люди научились изготавливать различные повозки, колесницы, кареты, но они не могли ездить без посторонней помощи. Ведущей силой по-прежнему были животные — лошади и собаки…

Первая паровая машина

Вскоре человек додумался поставить котёл на колеса. Это стало началом появления паровой машины или паромобиля.

Первая универсальная паровая машина была запатентована в 1784 г. английским изобретателем Дж. Уаттом. Основная часть паровой машины – чугунный вертикальный цилиндр, в котором находится поршень (деталь превращающая энергию сжатого газа в энергию поступательного движения), разность давления в правой и левой частях цилиндра приводит поршень в движение.

Для повышения производительности машины Дж .Уатт использовал специальное устройство- конденсатор, охлаждаемый водой сосуд, в котором конденсировался пар- то есть превращался в воду. Затем вода из конденсатора обратно направлялась в котел, что позволило создать замкнутую систему.

К началу ХХ века паровые машины были усовершенствованы до мощности 15 Mвт, развивавшие скорость до 1000 об/мин.

Паровые машины, несмотря на свое преимущество, были громоздкими, тяжелыми и неэкономичными. Но самое главное то, что паромобиль положил начало появлению транспорта, который может передвигаться без посторонней помощи.

Как изобрели велосипед

Наверное, многие слышали известную фразу — «хватит изобретать велосипед». Под этим подразумевается то, что человек пытается совершать бесполезную деятельность, изобретая давно созданное. Давайте и мы «не изобретая велосипед», вспомним кто и каким образом изобрел велосипед?

Кстати, 3 июня празднуется Всемирный день велосипеда!

Слово «велосипед» переводится как «быстрая нога». В 1801 году в России был создан велосипед, он весил больше 40 кг и его называли «самокат». Современные самокаты куда более легкие и мобильные, нежели их первые варианты. Убедитесь в этом сами: https://kukolka.com.ua/detskiy-transport/samokaty/.

Появлению первого велосипеда поспособствовал и даже изобрел уникальную модель лесничий Карл фон Дрез. В 1812 году после череды неурожаев, Карл фон Дрез подумал о том, чтобы создать более быстрое средство передвижения.

Он придумал простое двухколёсное приспособление, которое имело руль и сиденье, благодаря которому скорость человеческого передвижения увеличилась. Так как у первого велосипеда – «дрезины» не было педалей, то передвигаться на нем нужно было, отталкиваясь от земли. На «дрезине» можно было кататься со скоростью 15 км/час.

В 1863 году изобретатель Пьер Лалман усовершенствовал велосипед – на переднее колесо были установлены педали.

Изобретателя поддержали инженер Пьер Мишо и промышленники братья Оливье, а вскоре новые машины стали выпускаться большими партиями и получили название —  велосипед.

Так, средство передвижения – велосипед получило более широкое распространение и продолжило совершенствоваться.

В 1867 году изобретатель из Англии Каулер разработал модель велосипеда с металлическими спицами. А в 1870 году популярными стали велосипеды с огромным передним колесом и маленьким задним – «паук».

Скорость «паука» могла достигать 30 км/час, но езда на таком велосипеде была небезопасной.  Любая маленькая кочка могла стать причиной падения с высокого велосипеда.

В 1878 году англичанин Лоусон добавляет в велосипед важное усовершенствование – цепную передачу, теперь оба колеса будут одного размера. А в 1888 году шотландский изобретатель Джон Данлоп создает важную часть велосипеда – резиновые шины, благодаря которым ездить стало гораздо комфортнее.

Но это еще не все. Чтобы велосипед стал таким, каким мы видим его сейчас, ему были необходимы десятилетия – на создание тормозов, механизма свободного хода, подшипников для уменьшения трения, механизма переключения скоростей.

История изобретения первого автомобиля          

Самым первым автомобилем в мире считается автомобиль с паровым двигателем, о нем мы узнали выше. Но он двигался за счет пара, а как же все-таки появился аналог нашего современного автомобиля?

Как только был изобретен двигатель внутреннего сгорания  — все изменилось, и в 1885 году миру был представлен самый первый трехколесный автомобиль Карла Бенца.

Автомобиль передвигался за счет бензинового двигателя,  объем которого составлял 1,7 л. Трехколесная модель автомобиля управлялась за счет Т- образного руля.

С каждым годом модели автомобилей усовершенствовались – и к нашему времени они стали именно такими, какие они есть сейчас.

История автомобильного транспорта интересно представлена в этом видео-ролике:

История воздушного транспорта

Несмотря на раннее проектирование первого летательного аппарата Леонардом да Винчи в 1483 году, в воздух на протяжении трех веков никто не поднимался.

Весь опыт человеческого полета начался с летательных шаров, рулем которых был ветер.

Впервые прототип воздушного шара создали Братья Монгольфье и пилот Джин-Франкос. Их модель воздушного шара практически ничем не отличается от современного аналога: полет осуществлялся за счет разницы температур — теплого газа внутри шара, и холодного — снаружи.

В 1901 году Альберт Сантос-Дюмон на воздушном шаре с бензиновым двигателем пролетел большое расстояние -11 км над окрестностями Парижа.

После воздушных шаров начали появляться дирижабли – они могли пересекать океаны, и пролетать почти половину Земли. Позднее дирижабли начали применяться в военной авиации.

Со временем начали появляться вертолеты, планеры, самолеты и другие усовершенствованные модели воздушного транспорта.

Об истории изобретения поезда, рекомендую посмотреть видео:

Вот такой краткий, но весьма интересный рассказ про транспорт для детей у нас получился. Мы рассмотрели самые главные виды транспорта, узнали когда появилось первое колесо и кто изобрел велосипед, чем отличается паромобиль от автомобиля, как появился воздушный транспорт и многое другое.

Приятных вам знаний и теплых взаимоотношений!

С любовью,

«Цветы жизни».

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Цель: познакомить детей с основными видами транспорта (машина, автобус), их основными частями (руль, колёса, кабина).

Задачи: познакомить детей с основными видами транспорта (машина, автобус), их основными частями (руль, колёса, кабина); развивать внимание, связную речь; учить правильно переходить дорогу; воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

Материал и оборудование: наглядный плакат с видами транспорта: наземным, водным, воздушным; игрушки различного вида транспорта.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Вношу картинку с различными видами транспорта. Дети самостоятельно рассматривают 1-2 минуты.

Показываю детям машинку.

Воспитатель:                                 

По асфальту шуршат шины –

Едут разные машины.

Ребята, посмотрите, а это какая машина (показываю игрушку). (Ответы детей).

Эта машина, легковая.

Есть машины легковые,

По размерам небольшие.

Очень быстро они мчатся – Даже птице не угнаться.

Ещё раз повторите, какая это машина?

Дети: Легковая.

Показываю следующую игрушку.

В: Подскажите, а это что за машина? (Ответы детей).

Правильно

А вот это – грузовик.

Он могуч, силён как бык.

У него огромный кузов,

Кузов – для различных грузов.

Ребята, а это что… велосипед? (Ответы детей).

Да, это мотоцикл.

Нет дверей, кабины нет!

Лихо мчится, тарахтит,

Вдоль по улице летит,

Быстрей всех машин несётся,

Мотоциклом он зовётся.

Сидит как всадник на коне,

Водитель на его спине!

Посмотрите на эту игрушку. Что это за транспорт? (Ответы детей).

Это автобус. Послушайте:

На колёсах едет дом.

Люди могут ездить в нём.

По бокам большие окна,

Сверху – крыша, чтоб не мокнуть.

Дом автобусом зовут,

У него есть свой маршрут.

– Ребята, а это с усами что за транспорт? (Ответы детей).

Вот троллейбус, он с усами.

Едет он под проводами.

Если ус вдруг соскользнёт,

То троллейбус вмиг замрёт!

Обходи трамвай – как лошадь,

А автобус как быка!

Чтобы лошадь не лягнула,

Чтобы бык не забодал,

Чтобы ты вдруг под колёса,

Под машину не попал!

– Ребята, пообещайте что вы всегда будите соблюдать правила дорожного движения, и автобус обходить только сзади. А теперь все вместе сделаем аппликацию с различными видами транспорта.

Выполняется коллективная аппликация.

Дети, чтобы подготовиться к дальнейшей жизни, должны многому научиться. Транспортная тематика — это важная часть жизни взрослых и детей. Тема «Транспорт» в подготовительной группе поможет детям лучше понимать, как безопасно вести себя на улицах и переходить дорогу. Они смогут разбираться в том, какие бывают машины и для чего они предназначены.

Календарно-тематическое планирование по теме «Транспорт» по ФГОС

Чтобы детям рассказать о различных видах транспорта, помочь научиться правильному поведению при переходе улицы, необходимо ознакомить их с тем, какой он бывает, улучшить их тематический словарный запас. Для этого составляется календарный тематический план, по котором с малышами будут проводиться занятия.

image

Пособие для работы

Организация тематической недели

Для проведения тематической недели «Транспорт» в подготовительной группе необходимо обеспечить ежедневные занятия с детьми, относящиеся к транспортной тематике. Работу с детьми можно организовать, например, следующим образом:

  1. Занятие в понедельник посвящается различным видам наземного транспорта. Утром проводится гимнастика, во время которой малышей обучают различным видам ходьбы. Во время урока рассматривают и обсуждают картинки, на которых изображены различные автомобили. На прогулке наблюдают за проходящими машинами и обсуждают их.
  2. Тема второго дня относится к пешеходам. Утренняя гимнастика учит различным видам ходьбы. На занятии рассказывают о том, как должен вести себя примерный пешеход, обсуждаются различные ситуации, которые могут произойти.
  3. В среду с детьми рассматривают водный транспорт. Дети рассматривают картинки, составляют рассказы и загадки на эту тему. Они играют в подвижные тематические игры, делают оригами, изображающие лодку.
  4. Тема дня — воздушный транспорт. Применяются рассматривание тематических альбомов, сочинение загадок, пальчиковая гимнастика и другая тематическая деятельность.
  5. В пятницу темой интегрированного занятия будет путешествие вокруг света, во время которого необходимо пользоваться различными видами транспорта. В этот день деятельность носит комплексный характер. Помогая закрепить то, что было освоено в предыдущие дни недели.

Важно! Во время ежедневных занятий надо применять разнообразные виды деятельности, увлекающие детей, усиливающие их интерес к изучаемой теме. При этом обязательно использовать физкультминутки и увлекательные подвижные игры. Необходимо хвалить малышей и мотивировать их к освоению тематических знаний и навыков.

Планирование ознакомительного занятия с детьми

Ознакомительное занятие с детьми предполагает следующие этапы:

  1. На ознакомительном занятии с детьми проводятся беседы о том, какой бывает транспорт, для решения каких задач он предназначен. При этом детям показывают тематическую презентацию.
  2. На прогулках производятся наблюдения за проезжающим или стоящим транспортом, воспитатель дает встреченным машинам характеристики.
  3. Детям демонстрируют иллюстрации, на которых изображены автомобили различных типов. При этом дети участвуют в обсуждении и составляют рассказы о том, что они видят.
  4. Рисование машин.
  5. Используются подвижные игры на транспортную тематику.
  6. Вместе с малышами изготавливают тематические поделки, выполненные в различных техниках (аппликации, оригами, лепка и другие).

image

Рисунки детей

Для изучения транспорта будет очень ценной домашняя помощь родителей.

Важно! Рекомендуется, чтобы они разговаривали с малышами о различных видах транспорта, на прогулках показывали проезжающие машины и давали понятные детям характеристики, рассказывали, как правильно переходить улицу и что означают различные сигналы светофора.

Для занятий с малышами в детском саду необходимо, чтобы они строились в соответствии с ФГОС, помогали развиваться, улучшать речевые навыки, внимание и воображение, готовили их к школьной жизни в будущем. Далее приведен пример одного из занятий, посвященных расширению и углублению знаний о транспорте.

  Мышление дошкольника: виды и методики развития

Цели и задачи

В результате проведения занятия дети смогут расширить имеющиеся и получить новые знания о том, какой бывает транспорт, какие с ним связаны профессии. При этом они учатся определять сходство и отличие (по размерам, цвету и форме) различных видов легковых и грузовых машин.

В процессе работы с малышами планируется решение следующих задач:

  • Им прививаются навыки быть открытыми и свободно общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
  • Происходит обогащение словарного запаса, относящегося к легковому, специальному и грузовому транспорту, автостоянкам.
  • Обучения ведению диалога с использованием грамматически правильных форм речи.
  • Обучение образованию единственного и множественного числа у существительных, формированию прилагательных на основе существительных.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики, развитие координации движений.
  • Развитие знаний о наземном, водном и воздушном видах транспортных средств.
  • Закрепление навыков выполнения деятельности в составе коллектива в соответствии с планом.
  • Детей обучают играться с конструктором.
  • Воспитание координации движений, способности сохранять равновесие.

Важно! Одной из важных задач работы с детьми является выполнение логопедических упражнений, помогающих им развивать навыки общения.

Здесь приведен один из возможных вариантов планирования занятий.

Основная часть

Проведение занятия начинается с игры мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч. Он должен ответить на вопрос «На чем я еду?» и кинуть мяч обратно. Затем учитель бросает мяч другому малышу и все начинается сначала. Когда игра заканчивается, у детей спрашивают о том, какая тема сегодняшнего занятия. Дети дают различные ответы и воспитатель подводит итог и говорит, что тема сегодняшнего занятия — “Транспорт”.

image

Водный транспорт

Затем зачитывается письмо, которое пришло в детский сад из деревни Простоквашино от почтальона Печкина. В нем рассказывается о том, что Шарик и Матроскин собираются построить новый дом. Им потребовались строительные материалы и они попросили Печкина доставить их. Он сказал, что на велосипеде их привезти не сможет, но слышал, что существуют транспортные средства. Он обращается к ребятам и просит помочь разобраться в том, что это такое и объяснить ему, чтобы он мог помочь друзьям.

У детей спрашивают о том, что теперь делать. Они отвечают, что необходимо помочь почтальону Печкину.

Следующая игра называется «Путешествие». Дети становятся друг за другом, как паровоз и вагончики.

Воспитатель говорит, что все приехали на автостоянку и просит малышей рассказать, что это такое. (Дети отвечают). Он объясняет им, что это место, где стоят автомобили. Оно предназначено для их паркинга или хранения.

На доске показаны изображения различных машин. Детям дается задание назвать их и рассказать для чего они нужны.

Малышей спрашивают, на каких машинах можно везти строительные материалы, как такие автомобили называются. Отвечают, что это грузовые машины, предназначенные для перевозки тяжелых грузов.

Обсуждаются отличия от легковых автомобилей. (Колеса имеют больший размер. В грузовых перевозят песок или доски, а в легковых — людей. У первых имеется кабина, в которой находится водитель, а в автобусах — салон для пассажиров.)

Важно! Учитель показывает изображения различных транспортных средств и просит рассказать, где какая машина изображена.

Детям задают вопросы, связанные с транспортом:

  • Как называются люди, которых везут в пассажирском салоне? (Пассажиры).
  • Кто управляет грузовым или легковым автомобилем? (Водитель).
  • Какая машина сможет помочь почтальону Печкину? (Грузовая).
  • Где передвигаются окружающие люди на улицах транспортные средства? (По земле).
  • Кто регулирует движение машин на улицах? (Регулировщик. Для этого также применяются светофоры и дорожные знаки).

  Что делать, если ваш ребенок не говорит в пять лет

Важно! Детям раздают конверты, в которых находятся изображения дорожных знаков, разрезанные на части. Дети организуются в команды, окружают столы и собирают изображения.

Проводится физкультминутка. Она называется «Теплоход». Ее выполняют под стихи, которые читает воспитатель:

  • «От зеленого причала оттолкнулся теплоход» (малыши встают на счет раз, два).
  • «Он шагнул назад сначала» (на два счета делают шаг назад).
  • «А потом шагнул вперед» (теперь в таком же ритме все делают шаг вперед).
  • «И поплыл, поплыл по речке» (малыши выполняют волнообразные движения руками).
  • «Набирая полный ход!». (Все ходят на месте).

Детей рассаживают перед интерактивной доской. Им задают вопрос о том, что такое транспорт. Все вместе обсуждают ответы. Говорят о том, что грузовой транспорт — это то, что может помочь почтальону Печкину.

Обсуждают о том, что случится, если грузовику со стройматериалами преградит дорогу река или море.

image

Воздушный транспорт

Обсуждают, что такое водный или воздушный транспорт, какие у них имеются особенности.

Детям предлагают сыграть в такую игру:

  1. Им дают картинки, которые изображают различные виды транспорта.
  2. Детей разделяют на три группы, каждая из которых выбирает один вид из них: автомобильный, водный или воздушный.
  3. Каждая из них выбирает картинки, относящиеся к одной из трех разновидностей и кладут в предназначенное для этого место на игровой доске.
  4. С малышами обсуждают, какие автомашины могут быть использованы почтальоном Печкиным. (Грузовая для того, чтобы подвезти стройматериалы, машина «Почта» для доставки корреспонденции).

Начинается игра «Гараж»:

  1. Для этого на доске сделан лабиринт, по которому дети должны провести шарик до пункта назначения. Их три, каждый цвет соответствует одному из видов техники (спецтранспорт, легковой и грузовой).
  2. У каждой из трех команд имеется по одному лабиринту. Они соревнуются между собой на время.
  3. Под чтение стихов проводится физкультминутка.

image

Выставка рисунков

Затем проводят игру «Загрузи автомобиль»:

  1. Для этого ребятам дается доска, на которой сделан лабиринт. Дети должны провести по нему шарик до точки назначения. По пути они попадают в клеточки, где находятся изображения строительных материалов. При этом громко произносят название груза. Когда лабиринт полностью пройден, получается, что автомобиль полностью загрузили.
  2. Далее проводится игра «Корабль», для которой необходим комплект прозрачных кубиков. Дети разделяются на две группы. Одна из них строит двухэтажный корабль, другая — одноэтажный.

Игра «Шагомобиль» проводится следующим образом:

  1. Дети разделяются на две команды.
  2. Перед каждой из них на некотором удалении ставится стул.
  3. Каждый ребенок с палкой в руках должен обойти стул и передать ее следующему участнику.
  4. Побеждает та команда, которая сделала все быстрей.
  5. На этом занятие заканчивается.

Самоанализ

При завершении занятия у малышей спрашивают, понравилось ли им узнавать новое о транспорте. (Ответы малышей). Повторяют, какой он бывает (наземный, водный и водушный).

Подводится итог НОД (разобрались, как помочь почтальону Печкину). Воспитатель говорит о том, что сегодня ему будет отправлен ответ на полученное письмо. В результате Печкин сможет помочь Шарику и Матроскину.

Каждое занятие с малышами должно не только развивать их внутренний мир, но и быть увлекательным. Цикл уроков, посвященных освоению знаний по транспортной тематике, позволит детям больше узнать о различных видах таких машин и более уверенно разбираться в правилах поведения пешеходов на улице, улучшит их речевые навыки и лексический запас в этой сфере.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий